Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика «Компетенции чтения»
Какой я читатель? Умение оценивать себя как читателя — первый шаг к читательскому росту. Сегодня существует множество методов и приёмов оценки, и анкетирование — одно из них. Рассмотрим ниже три документа. Вот первый. Анкета читателя Меня зовут (ФИО) _____________________________________________________________ Ребёнком я был (а)____________________________________________________ читателем (прилагательное) Я любил (а) __________________________________________________________________ (что делать с книгой?) Сейчас я назвал(а) бы себя _____________________________________________ читателем (3 прилагательных) У меня есть 3 дорогие мне книги. Это: 1. _____________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________ Сегодня я читаю_______________________________________________________________ В ближайшее время я планирую прочесть__________________________________________
Заполняя эту анкету, читатели сравнивают себя сегодняшнего и вчерашнего, вспоминают любимые книги детства, юности, зрелой жизни. Здесь очень важны две последние строчки. В них заключено ожидание того, что отвечающий является человеком читающим, имеет устойчивую потребность в чтении, связывает свой досуг с чтением, и у него (неё) есть намеченный список книг для чтения. Среди дорогих и читаемых книг учителя чаще всего называют книги А. Гайдара («Тимур и его команда», «Голубая чашка»), «Синюю птицу» М. Метерлинка, «Двух капитанов» В. Каверина, рассказы и пьесы А. Чехова, рассказы М. Зощенко, стихи К. Чуковского, произведения В. Быкова, В. Аксёнова, К. Булычёва, А. Дюма, Д. Оруэлла, С. Моэма. Среди современных писателей популярными считаются: Б. Акунин, Д. Рубина, П. Санаев, П. Коэльо, X. Мураками, Д. Пеннак, Е. Вильмонт, Т. Устинова, П. Дашкова, Е. Гришковец. Учителя также отмечают произведения, связанные с воспитанием и жизнью в школе (Е. Ямбург «Педагогический декамерон», П. Санаев «Похороните меня за плинтусом», А. Иванов «Географ пропил глобус» и др.). В запланированном чтении, как правило, упоминаются новинки книжного рынка. Обсуждение читаемых книг помогает составить новый список книг для чтения. Второй документ — анкета читательских предпочтений. Анкета читательских предпочтений 1. Категория читателя: - Читаю книги постоянно (01). - Читаю две и больше книг в месяц (02).
- Читаю 1-2 книги в полгода (03). - Не удаётся читать (04). 2. Социальный статус: - Пол. - Возраст. - Образование. - Род занятий. - Место жительства. - Количество книг в домашней библиотеке. 3. Какие из прочитанных в этом году книг вам понравились больше всего? - Детективы. - Фантастика, приключения. - Зарубежная классика. - Современная отечественная художественная литература. - Современная зарубежная художественная литература. - Исторические романы. - Русская классика. - Книги русского зарубежья. - Поэзия. - Философия. - Профессиональная литература. - Садоводство, кулинария. - Справочники, словари. - Мемуары. - Научно-популярная литература. - Женский роман. 4. Назовите 4-5 авторов понравившихся книг.
Как я читаю? (Компетенции чтения)
Педагоги анализируют своё качество чтения по следующим параметрам: чтение про себя (А), пересказ и интерпретация (Б), разделение фактов и мнений (В), чтение вслух (Г), поисковое чтение и информационная грамотность (Д), качества читателя (Е).
Составив карту качества своего чтения (например, А1, В2, ВЗ, Г1, Д2, Е1), читатель знакомится с различными уровнями чтения и понимает, что является хорошим читателем, если достиг высшего и среднего уровней.
В дальнейшем учителя могут использовать эту таблицу для наблюдения за качеством чтения своих учащихся. Материалы впоследствии включаются в первый раздел «Портрет» Рабочего Портфеля (Portfolio). Мы разделяем точку зрения Джона Дьюи, что рефлексивная запись важных положений является «сердцем» интеллектуальной организации и дисциплины ума. Поэтому в «Школе педагогического мастерства» педагоги собирают свой «Портфель-отчёт», который включает пять разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения», «Рефлексия и планы». Раздел «Портрет» — это своего рода визитная карточка автора, который предстаёт перед нами и как читатель, и как педагог. В разделе «Коллектор» собираются материалы, получаемые извне. Работа над тем или иным заданием размещается в разделе «Рабочие материалы». Лучшие работы войдут в раздел «Мои достижения». Туда же попадут и работы учащихся. «Портфель», по мнению П.Я. Гальперина, становится для педагога «материализованной формой процесса усвоения», протоколом, летописью, дневником обучения, его оценкой собственной деятельности и профессиональной подготовки, апробацией извлеченного материала в реальном учебном процессе или другой социальной практике. |
Войти|Последняя активность сайта|Пожаловаться|Печать страницы|На основе Google Сайтов
|
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую.
Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).
Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).
Понятие смыслового чтения
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
· определением основной и второстепенной информации;
· формулированием проблемы и главной идеи текста.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии. Смысловое чтение позволяет освоить как науч- ные, так и художественные тексты.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
|
Осмысленное чтение связано с пониманием
Что такое «смысл»?
Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.
Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.
Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.
Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является об ъективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».
Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.
Способы смыслового чтения
Аналитический, или структурный. В этом случае читатель идёт от целого к частному. Цель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.
Синтетический, или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа — выявить, какие задачи поста- вил автор в этом тексте и каким образом и на- сколько решил их.
Критический, или оценочный. Цель этого способа — оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.
Основные этапы смыслового чтения
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.218 (0.028 с.)