Описание cтратегии смыслового чтения. Название стратегии: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание cтратегии смыслового чтения. Название стратегии:



Название стратегии:

Тип стратегии: Развитие словаря

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Нам скоро встретится слово... Попробуем его угадать, расширяя контекст.

— Оно крепкое, серебряного цвета.

— Оно чаще всего изготавливается из железа.

— У него есть плоское основание для ноги.

— Оно находится на лошади.

Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади. (Слово «стремя».)

 

Учебная текстология

В приложении

Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой   Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее использу­ется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения. Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Другими словами, проведение мониторин­га является функцией учителя-методолога или методиста чтения. Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где от­правной точкой является перечень умений, с6держашийся в Стан­дартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с инфор­мацией». В них указываются универсальные учебные действия, ко­торые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов. Цель и задачи впечатляют. Пока же приведём более ориентированный на практику набор де­скрипторов, составленный для учителя-методолога чтения, работающего в основной и старшей школе (табл. 1). Его можно также использовать для чтения на иностранном языке в высшей школе. Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению. Первая группа ориентирована на проверку общего понимания со­держания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения. Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы. Третья группа — концептуальные вопросы — проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста. Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста. Таблица 1 Дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений
Чтение
1-й этап - Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации- пояснения. - Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычлене­ния в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных пред­ложений, иногда отдельных фрагментов текста. - Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содер­жит иллюстрации. - Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях. - Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе). - Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рас­писание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе).
2-й этап - Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержа­щие наиболее употребительную интернациональную лексику. - Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повество­вательных текстов. - Понимаю достаточно короткие описания. - Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, ре­кламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе). - Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных ма­териалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю короткие письма личного характера (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные со­общения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в обществен­ных местах - на улицах, железнодорожных станциях, а также на ра­бочем месте.
3-й этап - Умею свободно читать учебные тексты с разной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. Понимаю информационно­описательные учебные тексты. - Могу найти и понять необходимую мне информацию общего характера в таких материалах, как письма, брошюры и короткие официальные до­кументы (в том числе на цифровом носителе). - Могу просмотреть один текст средней длины или несколько коротких текстов, чтобы найти конкретный ответ на вопрос, необходимый мне для выполнения определённой учебной задачи (поисковое чтение).
4-й этап - Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике. - Могу вычленить главное и детали текста. - Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различ­ной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. - Понимаю чётко написанные инструкций. - Имею базовый словарный запас для чтения. - Понимаю личную и деловую корреспонденцию, написанную простым языком (в том числе на цифровом носителе).
5-й этап - Могу достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и по­требностями. - Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художествен­ной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе). - Могу вычленить главное и детали текста в простых научно-популярных статьях по знакомым проблемам. - Определяю значимость статей по целому ряду тем и могу решить, имеет ли смысл прочесть их более подробно (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю статьи на современные темы, в которых автор занимает опре­делённую позицию или выражает конкретную точку зрения. - Понимаю инструкции по использованию технических средств.
6-й этап - Могу достаточно быстро и легко читать все типы учебных текстов и без затруднений понимаю основное содержание. - Понимаю основные выводы в чётко организованном тексте, в котором отстаивается какая-то точка зрения. - Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все де­тали. - Понимаю описание событий, чувств и пожеланий в текстах и в личной корреспонденции в объёме, достаточном для того, чтобы переписывать­ся с другом или знакомым. - Имею адекватный словарный запас для понимания содержания класси­ческих и современных художественных текстов, книг и газетных ста­тей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём. - Читаю и понимаю художественную литературу. - Читаю корреспонденцию, относящуюся к сфере моих интересов, и без затруднений понимаю основное её содержание (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интере­сов, и при необходимости могу воспользоваться словарём.
7-й этап - Понимаю любую корреспонденцию, иногда прибегая к словарю (в том числе на цифровом носителе). - Полностью, точно и отчётливо понимаю все детали длинного и сложного текста любого вида, типа, жанра, при условии, что могу повторно про­честь те разделы, которые вызвали затруднения.
8-й этап - Понимаю и могу интерпретировать письменную речь практически во всех её формах, включая абстрактные, структурно-сложные художе­ственные или нехудожественные тексты, написанные книжным или разговорным языком.

«Мониторинг чтения»

Цель данной стратегии — определение качества чтения.

Ход работы:

Шаг 1. Подберите текст и определите его вид, тип и фрейм.

Шаг 2. Подготовьте задания и распределите их по группам.

Шаг 3. Определите время для выполнения работы, чтения и выполнения заданий.

Шаг 4. Подготовьте оценочную шкалу выполнения задания, вклю­чающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество баллов, а также ихраспределение по уровням чтения:

98—100 балловвысокий уровень.

91-97 балловвысокий средний уровень.

75-90 баллов — средний уровень.

61-74 балла — низкий средний уровень.

51-60 баллов — низкий уровень.

Задания по сложности могут быть базового и продвинутого уровня. Первые имеют коэффициент 1-2, вторые - 3.

Шаг 5. Познакомьте обучающихся с целью работы, требованиями и критериями оценивания.

Предтекстовая информация:

Работа состоит из информационного текста и 16 заданий к нему, ко­торые делятся на 4 группы в зависимости от назначения (Таблица 2).

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.206 (0.009 с.)