Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой
Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее используется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.
Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Другими словами, проведение мониторинга является функцией учителя-методолога или методиста чтения.
Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где отправной точкой является перечень умений, с6держашийся в Стандартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с информацией». В них указываются универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов.
Цель и задачи впечатляют.
Пока же приведём более ориентированный на практику набор дескрипторов, составленный для учителя-методолога чтения, работающего в основной и старшей школе (табл. 1). Его можно также использовать для чтения на иностранном языке в высшей школе.
Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению.
Первая группа ориентирована на проверку общего понимания содержания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения.
Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы.
Третья группа — концептуальные вопросы — проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста.
Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста.
Таблица 1
Дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений
Чтение
| 1-й этап
| - Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации- пояснения.
- Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычленения в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных предложений, иногда отдельных фрагментов текста.
- Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содержит иллюстрации.
- Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях.
- Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе).
- Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, расписание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе).
| 2-й этап
| - Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержащие наиболее употребительную интернациональную лексику.
- Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повествовательных текстов.
- Понимаю достаточно короткие описания.
- Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рекламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе).
- Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных материалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе).
- Понимаю короткие письма личного характера (в том числе на цифровом носителе).
- Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные сообщения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе).
- Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в общественных местах - на улицах, железнодорожных станциях, а также на рабочем месте.
| 3-й этап
| - Умею свободно читать учебные тексты с разной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. Понимаю информационноописательные учебные тексты.
- Могу найти и понять необходимую мне информацию общего характера в таких материалах, как письма, брошюры и короткие официальные документы (в том числе на цифровом носителе).
- Могу просмотреть один текст средней длины или несколько коротких текстов, чтобы найти конкретный ответ на вопрос, необходимый мне для выполнения определённой учебной задачи (поисковое чтение).
| 4-й этап
| - Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике.
- Могу вычленить главное и детали текста.
- Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей.
- Понимаю чётко написанные инструкций.
- Имею базовый словарный запас для чтения.
- Понимаю личную и деловую корреспонденцию, написанную простым языком (в том числе на цифровом носителе).
| 5-й этап
| - Могу достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и потребностями.
- Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художественной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе).
- Могу вычленить главное и детали текста в простых научно-популярных статьях по знакомым проблемам.
- Определяю значимость статей по целому ряду тем и могу решить, имеет ли смысл прочесть их более подробно (в том числе на цифровом носителе).
- Понимаю статьи на современные темы, в которых автор занимает определённую позицию или выражает конкретную точку зрения.
- Понимаю инструкции по использованию технических средств.
| 6-й этап
| - Могу достаточно быстро и легко читать все типы учебных текстов и без затруднений понимаю основное содержание.
- Понимаю основные выводы в чётко организованном тексте, в котором отстаивается какая-то точка зрения.
- Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все детали.
- Понимаю описание событий, чувств и пожеланий в текстах и в личной корреспонденции в объёме, достаточном для того, чтобы переписываться с другом или знакомым.
- Имею адекватный словарный запас для понимания содержания классических и современных художественных текстов, книг и газетных статей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём.
- Читаю и понимаю художественную литературу.
- Читаю корреспонденцию, относящуюся к сфере моих интересов, и без затруднений понимаю основное её содержание (в том числе на цифровом носителе).
- Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интересов, и при необходимости могу воспользоваться словарём.
| 7-й этап
| - Понимаю любую корреспонденцию, иногда прибегая к словарю (в том числе на цифровом носителе).
- Полностью, точно и отчётливо понимаю все детали длинного и сложного текста любого вида, типа, жанра, при условии, что могу повторно прочесть те разделы, которые вызвали затруднения.
| 8-й этап
| - Понимаю и могу интерпретировать письменную речь практически во всех её формах, включая абстрактные, структурно-сложные художественные или нехудожественные тексты, написанные книжным или разговорным языком.
|
«Мониторинг чтения»
Цель данной стратегии — определение качества чтения.
Ход работы:
Шаг 1. Подберите текст и определите его вид, тип и фрейм.
Шаг 2. Подготовьте задания и распределите их по группам.
Шаг 3. Определите время для выполнения работы, чтения и выполнения заданий.
Шаг 4. Подготовьте оценочную шкалу выполнения задания, включающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество баллов, а также ихраспределение по уровням чтения:
98—100 баллов — высокий уровень.
91-97 баллов — высокий средний уровень.
75-90 баллов — средний уровень.
61-74 балла — низкий средний уровень.
51-60 баллов — низкий уровень.
Задания по сложности могут быть базового и продвинутого уровня. Первые имеют коэффициент 1-2, вторые - 3.
Шаг 5. Познакомьте обучающихся с целью работы, требованиями и критериями оценивания.
Предтекстовая информация:
Работа состоит из информационного текста и 16 заданий к нему, которые делятся на 4 группы в зависимости от назначения (Таблица 2).
Таблица 2
|