Формирование функционального чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование функционального чтения



ФГОС предполагает на уровне начальной школы формировать навыки функционального чтения, т.е. это чтения с целью получения информации и ее оценки. Владение навыком функционального чтения - опора для развития когнитивного и творческого мышления.

При чтении ученик должен решить для себя проблему выбора информации. Он читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, например, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, ищет ответы на поставленные вопросы. Таким образом, развивается когнитивное (познавательное) мышление.

Приемы активной работы с текстом, через которые можно формировать навык функционального чтения:

1) Прием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к осмыслению текста. Задача читателя выявить связь отдельных элементов анализируемого текста и сложить единый художественный образ.

2) Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

     
Толстые? Тонкие?  
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? Кто? Что? Когда? Может..? Будет...? Мог ли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...?  
     
     

3) Одним из активных методов чтения является прием маркировки текста с использованием значков "v", "+", "-", "?"

4) К активным методам чтения относятся также выбор ключевых (опорных) слов, составление плана, постановка вопросов к прочитанному.

5) Прием «Кластеры» удобно использовать для понимания научно-познавательного текста. При чтении выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. Грозди - графический прием в систематизации материала. Рисуется графическая модель «солнечной системы»: звезда, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Технология смыслового (продуктивного) чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.004 с.)