Применение метода «ведение диалога с текстом». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение метода «ведение диалога с текстом».



Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Развитие читательского воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».

Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.

Кроме этого, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

 

Заключение

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку находить и выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Список литературы

1. Антипина Е.А. //Смысловое чтение как основа формирования

универсальных учебных действий. -Педсовет. -2015

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. «Концепция универсальных учебных действий»

 

3. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007

4. Ивченко Н.Н. Технология смыслового чтения. - 2009

5. Коновалова В.М. Функциональное чтение. - Калининград. -2012

 

6. Кудряшова М.Г. Приемы изучающего чтения в работе с детьми. Журнал "Начальная школа»

 

7. Лебедева О.В./Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. - 2013

 

8. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994

9. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Изд. «Аркти». - М.- 1999

10. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012

Источники

http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml

http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305

http://edu.grsu.by/alternant/?p=856

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Придумайте 3 вопроса

на умение найти и извлечь информацию    
на преобразование и интерпретацию информации    
на оценку информации    

 

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

 

 

 

 

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

 

 

Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

 

 

 

 

Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

 

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

 

 

Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

 

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

 

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

 

 

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

 

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

 

 

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Примеры иллюстраций и заданий из пособий издательства «Планета»

 

Составляющие навыка чтения

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения.

«Навык чтения явление сложное, комплексное. - отмечает В.Г. Горецкий. - Он складывается в целом из двух сторон: смысловой - понимания, уразумения, содержания и смысла читаемого и технической - подчиненной первой, обслуживающей ее».

Ведущее место принадлежит сознательности чтения. В.Г. Горецкий характеризует данную сторону чтения как «совокупное понимание читающим: 1) значения большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (то есть не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания и своего отношения к прочитанному» 1.

Оценивая глубину и уровень понимания прочитанного, необходимо учитывать планы содержания текста: 1) фактический, предметный план и 2) смысл предметного плана.

К предметному плану можно отнести описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, всю событийную линию, значения слов, предложений, абзацев и так далее.

Смысл предметного плана - это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

Техническую сторону навыка чтения составляют следующие компоненты: способ чтения, правильность, скорость или темп чтения, выразительность.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения.

Более других на иные стороны техники чтения воздействует способчтения. Выделяется пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Чтение по буквам является самым непродуктивным. Самым продуктивным считается чтение словами и группами слов.

Темп (скорость) чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Он находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания прочитанного. Существуют ориентировочные показатели темпа чтения, которые обозначены программой по чтению, реализуемой учителем.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: 1) замены; 2) пропуски; 3) перестановки; 4) добавления; 5) искажения; 6) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

Ошибки при чтении возникают по разным причинам:

· из-за непонимания или искаженного понимания текста;

· в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания;

· из-за непонимания значения прочитываемого слова или смысла предложения;

· в результате нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознании буквы. Выразительность как компонент навыка чтения определяется

методистами как умение осознанно использовать важнейшие средства выразительности (темп, интонацию, паузы, логические ударения) для выявления содержания, смысла читаемого текста. Ученик при чтении должен суметь вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую ему этим знаком.

Здесь нельзя отождествлять выразительность как составную часть навыка чтения и выразительность как высший тип чтения.

Выразительное чтение как высший тип чтения, отмечает Горецкий, «это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории» 1.

Выразительное чтение как высший тип чтения применяется в школьных условиях преимущественно к художественным произведениям и более всего имеет место на заключительных этапах работы над текстом, когда он всесторонне рассмотрен, проанализирован и понят учениками.

Итак, комплекс умений и навыков, составляющий полноценный навык чтения, можно представить в общем виде следующей схемой:

 

 

Это, прежде всего, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о том, каким способом читает ученик и в каком темпе.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ  

Четверг, 02 Августа 2018 г. 20:51 + в цитатник

Цитата сообщения Ромашка_2012

Прочитать целиком В свой цитатник или сообщество!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.217.184 (0.041 с.)