Занятие 32. Пузовязельские переговоры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 32. Пузовязельские переговоры



Упражнения «Убеждение, игры «Комплимент», «Прокуроры и адвокаты»,

«Поединок ораторов». Рефлексия.

 

Занятие 33.   «Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс»

Цель: Анализ негативных явлений, связанных с нарушением коммуникации (конфликты, стрелки, изгои и т.д.) в школьном сообществе

Задачи:

• Формирование представления о конфликтных ситуациях в школе.

• Осознание способов разрешения конфликтов в школе

• Поиск оптимальных способов выхода из конфликта

1. Дискуссия «Что такое конфликтная ситуация?» С какими конфликтными ситуациями в школе вы сталкивались? (выход на стрелки, изгоев и т.д.)

2. Упражнение «Пишем синквейны» (Продолжительность 30 мин.)

Синквейн - поэтическая форма, которая не требует от участников развитых способностей к стихосложению. Синквейн состоит из 5 строк и выстраивается следующим образом:

1 строка - определяемое понятие

2 строка - два прилагательных к нему

3 строка - три глагола к нему

4 строка - фраза из 4-5 слов

5 строка - вывод (обобщающее понятие, синоним и т.д.)

Участникам предлагается в тройках создать синквейны на тему: конфликты в школе. Далее участники зачитывают полученные варианты синквейнов. Ведущий обобщает, делая акцент на ключевых, повторяющихся понятиях, расходящихся мнениях и т.д. Подводит итог, что такое конфликт, комментируя фразу в теме занятия: «Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс». Для пояснения конфликта как процесса может быть использована метафора «Костер конфликта».

Ведущий представляет конфликт в виде метафоры:

• Собранные дрова - предпосылки для загорания уже есть, но пламя пока не видно (в спец. литературе - латентный конфликт).

• Загоревшиеся дрова - возникновение повода для перевода конфликта из скрытого в явный.

• Полыхающее пламя - как огонь пожирает на своем пути, уничтожая и то, что является источником пламени, так и конфликт в большинстве случаев поражает вовлеченные в него стороны, нанося им ущерб, морально и физически разрушая их.

• Угли пожарища, которые, в зависимости от ситуации, могут как окончательно затухнуть, так и разгореться с новой силой при обеспечении их новым топливом.

• Полностью потухший костер: огонь погас, угли остыли - конфликт исчерпан, разрешен, его возобновление без дополнительных провокаций невозможно.

Для освоения этой метафорической модели необходимо соотнести ее с реальным опытом учащихся (разобрать конфликт из школьной жизни).

3. Упражнение «Как разрешаются конфликты в школе?» (30 мин.)

• Ведущий собирает информацию, какие конфликты бывают в школах, чем они заканчиваются (результаты фиксируется на флип-чарте).

• Участникам по группам предлагается разыграть, как разрешаются эти конфликтные ситуации в школе.

Ведущий делает вывод о существующих способах разрешения конфликтов в школе и об их результатах, кто получает удовлетворение от таких способов, как себя чувствуют стороны конфликта, как складываются отношения после конфликта у сторон, как реагирует сообщество.

4. Упражнение «Лиса и журавль» (20 мин.)

Для работы используется басня И.Крылова «Лиса и журавль». Как известно, Лиса и Журавль приглашали друг друга в гости, чтобы наладить отношения, но каждый другого подчевал таким угощением, который тот не мог съесть: подала Журавлю размазанную по тарелке кашу, и он не смог ее склевать, а Журавль предложил Лисе откушать из кувшины с узким горлышком, в который она не смогла просунуть свой нос.

Участникам предлагается разделиться на две группы. Одна подгруппа вживается в роль Лисы, другая - в роль Журавля. Группы отвечают на вопрос: «При каких условиях вы сможете пообедать?»

После представления своих вариантов ответов тренер подводит общий итог: что необходимо для конструктивного разрешения конфликта (фиксируется на флип-чарте). Важно подвести к осознанию основных принципов восстановительного подхода, включению в процесс разрешения конфликтов третей стороны.

5. Метафора. «Небеса и ад» (10 мин.)

Я хочу рассказать вам историю:

«Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?»

Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен».

Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!», - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад».

Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик».

• Почему пожилой мудрец сказал. Что насилие - это ад?

• Что ты чувствуешь и делаешь, когда видишь, что двое других детей вот-вот подерутся? Как можно помочь этим ребятам избежать драки?

В подведении итогов тренеру необходимо выйти на важность создания команды, которая смогла бы разрешать возникающие сложные ситуации между ребятами в школе.

6. Итоговая рефлексия. Чем для каждого из вас запомнится это занятие?

7.

Занятие 34.Мы - команда службы примирения!

Цель: развитие мотивации к командной социально-значимой деятельности в сфере разрешения конфликтов.

Задачи:

• Формирование представления о деятельности команды службы примирения в школе

• Развитие навыков сотрудничества в команде

1. Упражнение. «Круг сообщества (поддержки)»

Упражнение выполняется с учетом правил и ритуалов, описанных в занятии 1.

Вопросы для обсуждения:

• Вспомните и назовите сообщество или команду, которой вы получили поддержку, чувствовали себя ее частью (тренер резюмирует, что в этой команде было наиболее значимым и записывает на флип-чарте).

• Что необходимо сделать каждому, чтобы сформировалась команда, способная разрешать конфликты других ребят (выводы фиксируются на флип-чарте).

В подведении итогов должен прозвучать ответ на вопрос: «Что необходимо для эффективной работы команды?» (помимо важных умений необходимо стремление к общей конструктивной цели).

2. Упражнение «Единый организм» (предполагается съемка на камеру)

Участники разбиваются на две команды. В командах распределяются роли: глаза, мозг, 2 руки, 2 ноги, сердце и другие части человеческого организма в зависимости от количества человек. Задача организма напоить мозг. У каждой составляющей организма есть ограничения: например: глаза только смотрят и подают информацию в мозг, мозг дает сигнал всем остальных органам организма: рукам, ногам; участники, играющие роли «рук», могут пользоваться только одной рукой в зависимости от роли (например «правая рука» может держать бутылку только правой рукой), у всех участников, кроме исполняющего роль глаз, закрыты глаза и т.д. Чтобы напоить организм, необходимо перейти из одного конца комнаты в другой, открыть бутылку с водой, налить в стакан, напоить участника, исполняющего роль «мозга».

• Обсуждение итогов выполнения задания. Была ли предварительно обсуждено, как будут достигать цели, как распределялись роли и т.д.?

• Как проходило согласование внутри организма?

• Удалось ли сработать в команде?

• Как должны измениться отношения в вашей группе, чтобы стать настоящей командой?

3. Просмотр отрывка фильма об опыте ШСП в Москве «Школьные службы примирения» (для работы предлагается только отрывок, в котором показана восстановительная программа)

Обсуждение фильма, в котором необходимо учащихся подвести к пониманию, чем занимается служба примирения, почему для этого необходима команда.

4. Беседа «Что такое восстановительная программа, принципы

восстановительного подхода, виды программ в ШСП, критерии отбора на программу случаев». Сначала дети пытаются сформулировать свое понимание после просмотра фильма в группах, затем тренер корректирует их высказывания, добавляет необходиое содержание.

5. Проектная мастерская для команды службы примирения.

«Символика школьной службы примирения».

Участники делятся на три группы. В группах разрабатывается эмблема, название, слоган, другие символы службы по желанию. Далее варианты представляются, обсуждаются, принимается единый вариант символики.

6. Итоговая рефлексия. Закончите предложение «Для меня настоящая команда -

это...».

3. Ритуал: все становятся в круг и в середине круга соединяют ладони по очереди в общий замок, затем тренер произносит: «Мы», все отвечают: «Команда» (в)е повторяется три раза.

 

Занятие 35. «Позиция медиатора»

Цель: формирование позиции медиатора службы примирения.

Задачи:

• Принятие ценностей восстановительного подхода

• Формирование безоценочного отношения к другой личности

• Формирование навыков распознавания чувств.

• Развитие способности оказывать и принимать помощь

1. Мозговой штурм «Каким должен быть медиатор?»

Учащиеся по группам обсуждают ответ на данный вопрос и представляют итоги на общее обсуждение. Ведущий помогает составить общий список качеств на одном ватмане. В ходе и в конце занятия ведущий снова и снова обращается к записям и обсуждает вместе с ребятами.

2. Упражнение «Улитка»

Участники группы делятся на пары. В паре один человек является улиткой, другой атмосферным явлением. У улитки завязаны глаза. Задача обоих определить свою цель в пространстве: улитке дойти до цели, атмосферному явлению - довести «улитку» до своей передвигаются очень медленно.

Обсуждение строится с позиции обеих ролей. Как себя чувствовала улитка, а как атмосферное явление? Что помогло, а что помешало достичь цели обеим участникам? Что необходимо учитывать при общении с другими людьми?

3. Упражнение «Эмоции в конфликте» (30 мин.)

Ребята работают в парах. Каждый из партнеров получает игровую карточку с названием той или иной эмоции. Необходимо придумать сценарий конфликтной ситуации, в которой демонстрировались бы заданные им эмоциональные состояния: например, один из конфликтующих находится в состоянии обиды, второй - в состоянии раздражения; один - вины, второй - гнева и т.д.

Готовые сценарии представляются группе. Участники должны догадаться, какие эмоциональные состояния испытывают участники. Затем в обсуждении необходимо попытаться предсказать ход развития событий в том случае, если эмоциональные состояния не изменятся, а также способы изменения эмоциональных состояний.

4. Упражнение. Работа с медиа-материалом из фильма «Лиля forever» (работа проводится с отрывком из фильма (5-10 мин.). Можно использовать любой отрывок, в котором показан конфликт двух подростков. При подготовке видео-материала необходимо учитывать качество предлагаемых материалов!)

Тренер задает вопрос: Как вы понимаете, что такое нейтральность?

Обсуждение строится в 2 группах, в группах отвечают на вопросы применительно к персонажам фильма Вопросы для обсуждения:

• Каковы основные потребности, надежды, заботы участника конфликта? Чего именно участница конфликта хочет сейчас?

• Какие чувства испытывает персонаж? Что вызвало эти чувства

• Что мешает удовлетворению ее интересов и желаний?

• Если стороны не придут к общему решению, то каковы будут последствия конфликта для героини?

• Как окружающие относятся к этому человеку?

• Каковы чувства, потребности окружающих?

• Возможно ли решение конфликта?

• Какие варианты решения конфликта возможны?

• Если конфликт будет разрешен, какие преимущества получат стороны?

В каких случаях медиатору может показаться сложным сохранить нейтральную позицию? (на флип-чарте фиксируются чувства сторон, потребности сторон, потребности окружающих)

5. Проектная мастерская. «Этический кодекс медиатора»

6. Итоговая рефлексия. Какими качествами должен обладать успешный медиатор?

7. Ритуал: Мы - команда!

 

 

Занятие 36. «Коммуникативные навыки медиатора»

Цель: Формирование коммуникативных навыков ведущего Задачи:

• Формирование навыков установления контакта с собеседником

• Овладение коммуникативными техниками

1. Мозговой штурм «Умения медиатора»

Все дети по кругу говорят, что должен уметь медиатор

2. Упражнение «Коммуникативная карусель» (10 мин.)

• Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуя два круга: внутренний неподвижный (стоят спиной к центру круг) и внешний подвижный (расположены лицом к центру круга). По сигналу все участники внешнего круга делают одновременно I или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роли участникам предлагаете вы. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 1— 2 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 1 минуты

закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются на нижеследующие ситуации.

Примеры ситуации «встреча»:

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече.

• Перед тобой твой сосед по дому. В лицо ты его давно знаешь, а общаться не приходилось, завяжи с ним разговор.

• Перед тобой учащийся из другого класса, раньше ты с ним не общался и не был знаком. Тебе сказали, что он не может наладить отношения с учителем истории. Познакомьтесь с ним, договорись о встрече для предварительной встречи.

В обсуждении важно проговорить трудности первого контакта.

3. Упражнение. Проектная мастерская. «Вступительнаяречь ведущего» (25 мин.) Участники по группам разрабатывают «легенду ведущего». Полученные варианты обсуждаются совместно и создается «универсальный вариант».

4. Мини-лекция «Техники активного слушания» (10 мин.)

5. Упражнение «Гимнастика ума» (10 мин.)

Отработка навыка использования техник перефразирования, резюмирования

Работа идет по кругу. Каждый имеет карточку с одной пословицей. Первый участник читает пословицу, второй перефразирует пословицу, начиная с фразы «Правильно ли я тебя понял.». Чувства не обманывают; обманывают составленное по ним решение (Гете)

Гору разрушает ветер, а людскую дружбу - слова.

Человек без дружбы, что дерево без корня Когда клевещут на твоего друга, клевещут на тебя.

Злой человек не проживет в добре век.

Равнодушный человек, что камень, на него наткнешься - больно зашибешься. Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы Чтобы познать человека, нужно его полюбить (Фейербах).

Мир существует для человека, человек живет для мира.

Заботливый всегда себе дело найдет.

Ладно, коли все сам умеешь: неладно коли все сам делаешь.

Умелый тоже ошибается, да скоро поправляется.

Прожитое, что пролитое - не воротишь.

У кого цель ясна, у того и жизнь красна.

Судьба - это оправдание безвольных душ.

Счастье в нас, а не вокруг да около.

Отрицать ошибки - это двойная ошибка.

Самый глухой тот, кто слышать не хочет.

6. Упражнение «Отражение чувств» (15 мин.)

Учащиеся работают в парах с карточками, на которых написаны фразы. Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем. Например так: «Тебе обидно?» «Ты разозлился?» и т.д.

Может быть, я сделала что-то не так?

Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, кА давай орать, ну я и не выдержал.

Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются.

Как она могла поступить так со мной, я же была ее подругой.

Мы с ним переговорили и теперь даже здороваемся.

Если я с ним помирюсь, все будут считать, что он победил, а я проиграл.

Мне нельзя было быть таким жадным.

Он обозвал мою сестру, а я что молчать должен.

Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть

А почему я-то должна извиняться. Он должен.

Я не понимаю, что я сделала не так, почему он так поступил.

Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое.

Я даже не знаю, что и рассказывать, я вроде бы ничего плохого не делал.

Почему она заставляет носить то, что мне не нравится? Я хочу носить одежду, какую хочу.

Я ему хочу ответить тем же. Пусть знает, как мне было.

А если он снова начнет обзываться.

Вторая часть упражнения. Отработка навыка в парах. Один из участников пары произносит какую-то эмоционально окрашенную фразу. Второй участник повторяет своими словами содержание того, что он услышал (информационное отражение), а затем отражает чувство. Партнер оценивает точность отражений. Затем участники меняются ролями.

Итоговая рефлексия. «Какой опыт ты сегодня вынес с занятия?»

Ритуал «Мы - команда!»

 

Занятие 37. Специальные навыки медиатора

Цель: Формирование навыков медиатора

Задачи:

• Формирование умения ведения предварительной встречи

• Осознание особенностей взаимодействия с пострадавшим и с нарушителем

• Формирование навыка организации диалога.

• Отработка навыка нейтральности

 

1. Упражнение «Коммуникативная карусель» (10 мин.)

(Описание упражнения см. выше).

Примеры ситуации:

• Перед вами ученик младших классов, он чего-то испугался вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

• Перед тобой сверстник, о котором тебе сказали, что он избил твоего знакомого. Ты из службы примирения. Установите с ним контакт. Договоритесь с ним о встрече.

• Перед тобой учащийся 7 класса, о котором тебе известно, что с ним никто не хочет разговаривать в классе, установи с ним контакт, договорись о встрече.

• Перед тобой ученица из параллельного класса. Ты знаешь, что у нее испортили портфель. Узнай, что за ситуация с ней произошла, какие чувства она испытывает.

2. Мозговой штурм «Как построить предварительную встречу?»

Ребята по группам пытаются составить алгоритм проведения предварительной встречи. Затем результаты обсуждаются, ведущий вносит коррективы.

3. Упражнение. Ролевая игра. «Предварительная встреча с обидчиком» (30 мин.)

Для работы можно предложить разбирать конфликт из фильма, а также из реальных ситуаций детей. Работа ведется по группам (по пять человек), в которых распределяются роли 2 ведущих, Лили, Наташи, эксперта.

Обсуждение полученного опыта. Участники из роли девочек говорят о своих чувствах, удалось ли Наташе искренне принять ответственность за свой поступок. Ведущий: получилось ли провести предварительную встречу, доволен ли своей работой. Эксперт: удалось ли соблюсти весь алгоритм программы, какие техники активного слушания использовал ведущий.

Какие трудности возникли у ведущего в процессе ведения предварительной встречи?

1. Упражнение. Мозговой штурм. «Шпаргалка вопросов»

Ребята по группам формулируют вопросы, которые можно использовать в проведении предварительной встречи. Затем полученные списки обсуждаются на группе и готовится общий «универсальный» список.

2. Упражнение. Ролевая игра. «Предварительная встреча с пострадавшим»

Работа в группах по пять человек. Описание см. выше.

Обсуждение полученного опыта.

7. Итоговая рефлексия. «Медиатор - это.»

8. Ритуал «Мы - команда!»

1. Упражнение «Форватер»

Упражнение подобно упражнению «Слепой и поводырь», только «поводырь-форватер» проводит двух «слепых-кораблей» между рифами, которыми служат стулья. В ходе обсуждения проясняются легко ли было вести двух человек, как это происходило. Что чувствовали «корабли», когда их вел «форватер». Во избежание травматизма упражнение выполняется тройками.

2. Мозговой штурм «Как организовать диалог других людей?»

3. Ведущий дополняет высказывания детей.

4. Ролевая игра «Примирительная встреча».

5. Рефлексия. Кто такой медиатор?

6.

Занятие 38. Взгляд в будущее

Цель: проектирование развития команды службы примирения

Задачи:

• Формирование активной жизненной позиции

• Разработка направлений деятельности службы, ее структуры

• Разработка кампании по внедрению службы в деятельность школы Подведение итогов программы

1. Упражнение «Футбол».

1. «Давайте представим себе, что мы сейчас могли бы сыграть в футбол. (Пауза) Что для этого могло быть понадобиться? Что обеспечивает игру в футбол?” Участникам предоставляется возможность в свободной форме ответить. (свисток, болельщики, мяч, нападающие и т.д.).

«Выберете, пожалуйста, для себя роль из этого списка: кем или чем Вы хотели бы стать на предполагаемой игре. Количество претендентов на роль не ограничено.» Подсчитывается количество «мячей», «игроков», «судей» и т.д., определяется количество желающих выполнять активные роли (игроки) и пассивные роли (неодушевленные и вспомогательные предметы и объекты).

Предлагается высказаться о своей выбранной роли. Может высказаться несколько человек, но по-одному из выбравших одинаковую роль. Лучше предлагать высказаться тем, кто выбрал пассивные роли.

Предлагаются вопросы, на которые должен ответить участник: «Кто Я», «Что я делаю», «Что чувствую при этом», «Что получаю в результате игры», «Как влияет мое отсутствие на исход игры». Необходимо направить рассуждения, чтобы участники осознали, насколько их роль пассивна или активна. В итоге участники должны прийти к мысли, что пассивный выбор в игре ассоциируется с негативными эмоциями, возможностью быть жертвой, объектом манипуляций и невозможностью реализовывать свои интересы, а активные роли игроков ассоциируются с положительными эмоциями, возможностью реализовать свои интересы, навыки, знания, получить заслуженные награды.

Предлагается выбравшим «пассивные роли» попытаться сменить на «активные», попутно работая с возражениями (если позволяет время).

Делается вывод: «Игра похожа на жизнь. В ней мы тоже делаем выбор своих позиций. Если мы долго остаемся в роли жертвы, объекта манипуляций, получаем негативные эмоции, значит, пора сменить роль, позицию в жизни. Спросим себя: ”Кто мы сейчас - игроки или свистки, а может быть, судьи, чтобы только критиковать и наказывать?” Хочется верить, что всем нам больше нравится роль “игроков”».

Зачем участникам школьной службы примирения нужна активная жизненная позиция?

Участники делятся на 2 группы, которые будут создавать свой микро-проект внутри общего проекта ШСП.

2. «Наши цели, направления, планы»

Группы обсуждают цели, направления и планируют работу школьной службы примирения на 1 год.

3. «Наша рекламная кампания» (см. приложение)

Участники придумывают рекламу, рисуют рекламные плакаты и обсуждают варианты размещения рекламы ШСП, совершенствуют символику ШСП

4. «Таблица самооценки»

В таблице (4 квадрата) участники пишут ответ на вопросы, связанные с работой ШСП: что я знаю, что я хочу узнать, что умею, чему могу научить других. После этого проводится обсуждение, чему необходимо обучить сверстников для того, чтобы установилось позитивное взаимодействие.

4. Итоговая рефлексия по всей программе. «Моя роль в службе примирения».

4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Академия школьной медиации»

Кадровое обеспечение

Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.094 с.)