Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для учащихся и педагогов школы↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Академия школьной медиации» Для учащихся и педагогов школы Срок реализации 3 года Разработчик программы: педагог-психолог МБОУ «СОШ №9» Фонарикова Н. В. Педагогический стаж: 10 лет Квалификационная категория: высшая Г.Назарово, 2018г. Оглавление Пояснительная записка 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы…………………3 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………………3-4 1.3. Цели и задачи программы………………………………………………………...…4 1.4. Отличительные особенности программы………………………………………4-5 1.5. Целевая аудитория, на которую направленна данная программа……………..…5 1.6. Сроки реализации программы………………………………………………………5 1.7. Форма и режим занятий…………………………………………………………5-6 1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности………6-8 1.9 Формы подведения итогов реализации программы………………………………..8 2. Учебно-тематический план …………..………………………………………....9-14 3. Содержание программы ……………………………………………………..…14-47 4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы...47 4.1. Кадровое обеспечение…………………………………………………………..…47 4.2. Материально-техническое обеспечение……………………………………….….47 5. Список литературы …………………………………………………..…..…………48 Пояснительная записка 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы Программа «Академия школьной медиации» обеспечивает подготовку и сопровождение учащихся подросткового возраста и педагогов к деятельности в школьной службе медиации, относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-психологической направленности и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций. Программа составлена в соответствии Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами дополнительного образования», «Планируемыми результатами начального общего образования» и в соответствии с ОП НОО школы.
Цели и задачи программы Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы – ровесники) и педагогов (медиаторы-педагоги) образовательной организации. На пути достижения указанной цели реализуются следующие задачи: 1. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся и педагогов школы; 2. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов; 3. Развить у медиаторов – ровесников и медиаторов-педагогов навыки коммуникативной компетентности, навыки ведения переговоров; 4. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта; 5. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч со сторонами конфликта; 6. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных медиаторов.
Целевая аудитория, на которую направленна данная программа Участниками программы являются учащиеся 7-11 классов и педагоги школы (представители младшего, основного и старшего звена школы), заинтересованные в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах. Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов решения конфликтов в школе и в семье.
Сроки реализации программы Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Продолжительность программы 3 года. Каждый учебный год 34 недели – 102ч. Реализация программы «Академия школьной медиации» осуществляется в несколько этапов. Первый этап - подготовительный: - формирование списка школьных медиаторов; - проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями. Второй этап – организационно-практический: - проведение занятий по формированию навыков коммуникативной компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного подхода в разрешении конфликтов; - практическая отработка навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных встречах. Третий этап - аналитический: - анализ и оценка реализации программы; - сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами, - анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами, применяемых технологий и полученных результатов.
Форма и режим занятий Проведение занятий по темам программы «Академия школьной медиации» предполагает использование разнообразных методов и форм работы. Занятия содержат интерактивные методы: - творческие задания; - игровые элементы; - мозговой штурм; - интерактивные лекции (использование видеоматериала). Информационно-практические методы: - уроки-лекции; - уроки-беседы; - дискуссии; - семинары-практикумы. • Практические и тренинговые занятия, ролевые игры. • Обучение через опыт и сотрудничество. • Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания. • Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций. • Анализ статей научно-популярной литературы. • Систематическое повторение ранее изученного материала. • Проверка и самопроверка знаний. В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.
Принципы проведения занятий: - добровольность; - активность; - партнерское взаимодействие; - конфиденциальность. Занятия состоят из трёх этапов, и будут проходить в форме дискуссии, мини-лекции, тренинговых упражнений, игр-активаторов: 1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации; 2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр; 3 этап - игры для сплочения коллектива. Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. 1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В ходе подготовки по программе «Академия школьной медиации» участники смогут: - конструктивно разрешать конфликтные ситуации; - самореализоваться в социально-значимой деятельности; - освоить навыки работы в команде; - принять ценности восстановительного подхода; - повысить коммуникативную культуру.
Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено: 1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы; 2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных медиаторов; 3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов. Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.
Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе, что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду.
Учебный год
Всего |
102 |
2.2. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Академия школьной медиации» 2 год обучения
Учебный год
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Медиация как альтернативный способ разрешения споров | 1,5 |
2 | Принципы альтернативного разрешения споров | 1,5 |
3 | Соотношение понятий «посредничество», «медиация», «примирительная процедура», «согласительная процедура». | 3 |
4 | Базовые модели медиативных процедур | 3 |
5 | Инструменты медиации: их виды и значение | 3 |
6 | Функции и профессиональные компетентности медиатора | 3 |
7 | Коммуникативная компетентность медиатора | 3 |
8 | Медиация как коммуникативная технология | 3 |
9 | Понятие и виды (уровни) общения: конвенциальный, примитивный, манипулятивный, стандартизованный, игровой, деловой, духовный. | 1,5 |
10 | Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | 1,5 |
11 | Средства коммуникации: вербальные (речь), невербальные (жесты, мимика, поза, походка) | 3 |
12 | Специфика процесса обмена информацией | 3 |
13 | Закономерности передачи и приема информации | 1,5 |
14 | Барьеры общения | 1,5 |
15 | Правила эффективной коммуникации | 3 |
16 | Рациональные и иррациональные способы понимания собеседника. | 3 |
17 | Основы убеждающей коммуникации (аргументация и работа с возражениями) | 3 |
18 | Базовые элементы человеческого восприятия | 1,5 |
19 | Связь восприятия и коммуникации | 1,5 |
20 | Современное представление о конфликте: причины возникновения, структура, динамика. | 1,5 |
21 | Модели поведения в конфликте | 1,5 |
22 | Факторы, позволяющие прогнозировать развитие конфликта | 1,5 |
23 | Планирование стратегии и тактики вмешательства в конфликт. | 3 |
24 | Предпосылки целесообразности разрешения спора с помощью медиации. Отработка тактики действия. | 3 |
25 | Переговорная компетентность медиатора | 1,5 |
26 | Понятие и виды переговоров. | 3 |
27 | Интегративные переговоры: понятие, принципы, достоинства и ограничения | 3 |
28 | Этапы переговорного процесса | 3 |
29 | Подготовка к переговорам: задачи, основные процедуры | 3 |
30 | Вступление в контакт: задачи, процедуры | 1,5 |
31 | Коммуникативные техники, позволяющие прояснить темы переговоров, позиции, интересы, факты, интерпретации, эмоции участников переговоров | 1,5 |
32 | Методы выработки вариантов решений | 3 |
33 | Способы согласования интересов сторон | 1,5 |
34 | Оформление результатов переговоров | 1,5 |
35 | Принципы медиации: понятие, система, классификация | 1,5 |
36 | Организационные принципы: добровольность, нейтральность, профессионализм медиатора. | 1,5 |
37 | Функциональные принципы: равноправие сторон, конфиденциальность, сотрудничество, процедурная диспозитивность | 1,5 |
38 | Ответственность сторон за принятие решений. Принцип добросовестности исполнения медиативного соглашения | 1,5 |
39 | Стадии медиации | 3 |
40 | Участники медиации: понятие, классификация. | 3 |
41 | Роль медиатора в процедуре медиации | 3 |
42 | Стороны, урегулирующие спор путем применения медиации: права и обязанности | 1,5 |
43 | Подготовка к процедуре медиации | 1,5 |
44 | Проведение процедуры медиации | 3 |
45 | Завершение медиации | 3 |
Всего
2.3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Академия школьной медиации» 2 год обучения
Учебный год
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Подготовка к процедуре медиации | 3 |
2 | Критерии возможности разрешения конфликта с помощью процедуры медиации. | 1,5 |
3 | Действия, совершаемые на стадии подготовки к медиации | 1,5 |
4 | Отработка практических навыков действий медиаторов, совершаемых на стадии подготовки к процедуре медиации | 3 |
5 | Взаимоотношения сторон и медиатора на этапе | 3 |
6 | Проведение процедуры медиации (цели, задачи) | 3 |
7 | Этапы медиации и их значение | 3 |
8 | Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации. | 1,5 |
9 | Отработка практических навыков презентации целей и задач медиатора | 1,5 |
10 | Презентация сторон: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники | 3 |
11 | Отработка практических навыков презентации сторон конфликта в процедуре медиации | 3 |
12 | Дискуссия сторон и формирование повестки дня: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники | 3 |
13 | Отработка практических навыков по проведению дискуссии сторон во время проведения процедуры медиации | 3 |
14 | Отработка практических навыков по формированию повестки дня | 3 |
15 | Индивидуальная работа со сторонами: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. | 3 |
16 | Отработка практических навыков по индивидуальной работе со сторонами конфликта | 3 |
17 | Стадия завершения медиации: цели, задачи, совершаемые действия. | 3 |
18 | Отработка практических навыков завершения процедуры медиации | 3 |
19 | Формулирование предложений по урегулированию конфликта: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники | 3 |
20 | Отработка практических навыков формулирования предложений по урегулированию конфликта | 3 |
21 | Критерии оценки результата процедуры медиации | 3 |
22 | Прекращение медиации в связи с заключением сторонами медиативного соглашения | 1,5 |
23 | Отработка практических навыков прекращения медиации в связи с заключением сторонами медиативного соглашения | 3 |
24 | Прекращение медиации без заключения медиативного соглашения | 1,5 |
25 | Отработка практических навыков прекращения медиации без заключения медиативного соглашения | 3 |
26 | Медиативное соглашение: понятие, требования, предъявляемые к форме и содержанию | 3 |
27 | Формулирование медиативного соглашения | 3 |
28 | Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении | 3 |
29 | Отработка практических навыков составления медиативного соглашения | 3 |
30 | Исполнение медиативного соглашения: принципы, роль медиатора | 3 |
31 | Упражнения по освоению техник общения: активное слушание, перефразирование | 3 |
32 | Упражнения по освоению техник общения: открытые вопросы, безоценочные высказывания | 3 |
33 | Упражнения на установление контакта. Отработка приемов установления контакта | 3 |
34 | Ролевое обыгрывание ситуации конфликта «Ученик-ученик» | 3 |
35 | Ролевое обыгрывание ситуации конфликта «Ученик-родитель» | 3 |
36 | Ролевое обыгрывание ситуации конфликта «Ученик-учитель» | 3 |
37 | Заключительное занятие. Обобщение | 3 |
Всего
3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Академия школьной медиации»
Занятие 2. Круг ценностей
Цель: Формирование ценностной позиции группы, принятие
ценностей восстановительного подхода
Задачи:
• Знакомство и установление доверительной атмосферы
• Определение целей и задач совместной работы
• Формулирование и принятие ценностей группы
1. Знакомство.
2. Упр. «Коммуникативная карусель»
3. Упр. «Либо-либо»
4. «Круг сообщества (круг ценностей)»
Занятие 19. Виды конфликта
Разбор видов конфликтов. Поведение при возникшей конфликтной ситуации. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.
Занятие 24. Я и другой
(принятие своего мнения и мнения других)
Малая и большая группы. Группа и коллектив.Положение человека в группе и коллективе. Психологический климат в группе и коллективе.Формальные инеформальные группы. Итоговое занятие. Групповые коммуникативные игры на сплочение коллектива «Ниточка и иголочка», «Принятие решений».
Занятие 25. Неведомые миры
Практическое занятие:ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». Рефлексия, упражнение «Живая анкета». Проигрывание поведения в стрессовой ситуации.
Занятие 27. Суд присяжных
Разыгрывание ролевой игры «Суд присяжных».
Занятие 29. Кто виноват?
Практическое занятие:ролевые игра с элементами выполнения упражнений «Испорченный телефон», «Разговоры». Упражнение «Мысль одна, а слов много». Рефлексия.
Занятие 31. Компромисс
Знакомство с понятием компромисс. Практическое занятие:ролевая коммуникативная игра «Компромисс».
Кадровое обеспечение
Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий.
Список используемой литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001
2. Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом Московия, Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009
3. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. М.: Просвещение, 2011
4. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
5. Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные техники, которые всегда работают. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
6. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002
7. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006
8. Хромова С.А. Игровые уроки общения.М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007
9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М., «Генезис», 20000. Т. 1
[1] Здесь и далее кейсовые ситуации взяты из пособия В.А. Шабалиной с небольшими изменениями
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Академия школьной медиации»
для учащихся и педагогов школы
Срок реализации 3 года
Разработчик программы:
педагог-психолог МБОУ «СОШ №9»
Фонарикова Н. В.
Педагогический стаж: 10 лет
Квалификационная категория: высшая
Г.Назарово, 2018г.
Оглавление
Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы…………………3
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………………3-4
1.3. Цели и задачи программы………………………………………………………...…4
1.4. Отличительные особенности программы………………………………………4-5
1.5. Целевая аудитория, на которую направленна данная программа……………..…5
1.6. Сроки реализации программы………………………………………………………5
1.7. Форма и режим занятий…………………………………………………………5-6
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности………6-8
1.9 Формы подведения итогов реализации программы………………………………..8
2. Учебно-тематический план …………..………………………………………....9-14
3. Содержание программы ……………………………………………………..…14-47
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы...47
4.1. Кадровое обеспечение…………………………………………………………..…47
4.2. Материально-техническое обеспечение……………………………………….….47
5. Список литературы …………………………………………………..…..…………48
Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Академия школьной медиации» обеспечивает подготовку и сопровождение учащихся подросткового возраста и педагогов к деятельности в школьной службе медиации, относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-психологической направленности и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций. Программа составлена в соответствии Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами дополнительного образования», «Планируемыми результатами начального общего образования» и в соответствии с ОП НОО школы.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.016 с.)