Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для учащихся и педагогов школы

Поиск

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия школьной медиации»

Для учащихся и педагогов школы

Срок реализации 3 года

                                                                                                                     Разработчик программы:

                                                                                                                   педагог-психолог МБОУ «СОШ №9»

                                                                                 Фонарикова Н. В.

                                                                                                    Педагогический стаж: 10 лет

                                                                                                                    Квалификационная категория: высшая

Г.Назарово, 2018г.


Оглавление

Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы…………………3

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………………3-4

1.3. Цели и задачи программы………………………………………………………...…4

1.4. Отличительные особенности программы………………………………………4-5

1.5. Целевая аудитория, на которую направленна данная программа……………..…5

1.6. Сроки реализации программы………………………………………………………5

1.7. Форма и режим занятий…………………………………………………………5-6

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности………6-8

1.9 Формы подведения итогов реализации программы………………………………..8

2. Учебно-тематический план …………..………………………………………....9-14

3. Содержание программы ……………………………………………………..…14-47

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы...47

4.1. Кадровое обеспечение…………………………………………………………..…47

4.2. Материально-техническое обеспечение……………………………………….….47

5. Список литературы …………………………………………………..…..…………48

Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Академия школьной медиации» обеспечивает подготовку и сопровождение учащихся подросткового возраста и педагогов к деятельности в школьной службе медиации,  относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-психологической направленности и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций. Программа составлена в соответствии Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами дополнительного образования», «Планируемыми результатами начального общего образования» и в соответствии с ОП НОО школы.

 

Цели и задачи программы

Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы – ровесники) и педагогов (медиаторы-педагоги) образовательной организации.

На пути достижения указанной цели реализуются следующие задачи:

1. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся и педагогов школы;

2. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов;

3. Развить у медиаторов – ровесников и медиаторов-педагогов навыки коммуникативной компетентности, навыки ведения переговоров;

4. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта;

5. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч со сторонами конфликта;

6. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных медиаторов.

 

Целевая аудитория, на которую направленна данная программа

Участниками программы являются учащиеся 7-11 классов и педагоги школы (представители младшего, основного и старшего звена школы), заинтересованные в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.

Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов решения конфликтов в школе и в семье.

 

Сроки реализации программы

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Продолжительность программы 3 года. Каждый учебный год 34 недели – 102ч. Реализация программы «Академия школьной медиации» осуществляется в несколько этапов.

Первый этап - подготовительный:

- формирование списка школьных медиаторов;

- проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями.

Второй этап – организационно-практический:

- проведение занятий по формированию навыков коммуникативной компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного подхода в разрешении конфликтов;

- практическая отработка навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных встречах.

Третий этап - аналитический:

- анализ и оценка реализации программы;

- сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами,

- анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами, применяемых технологий и полученных результатов.

 

Форма и режим занятий

Проведение занятий по темам программы «Академия школьной медиации» предполагает использование разнообразных методов и форм работы.

Занятия содержат интерактивные методы:

- творческие задания;

- игровые элементы;

- мозговой штурм;

- интерактивные лекции (использование видеоматериала).

Информационно-практические методы:

- уроки-лекции;

- уроки-беседы;

- дискуссии;

- семинары-практикумы.

• Практические и тренинговые занятия, ролевые игры.

• Обучение через опыт и сотрудничество.

• Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания.

• Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.

• Анализ статей научно-популярной литературы.

• Систематическое повторение ранее изученного материала.

• Проверка и самопроверка знаний.

В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.

 

Принципы проведения занятий:

-   добровольность;

-   активность;

-   партнерское взаимодействие;

-   конфиденциальность.

Занятия состоят из трёх этапов, и будут проходить в форме дискуссии, мини-лекции, тренинговых упражнений, игр-активаторов:

1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации;

2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме

ролевых игр;

3 этап - игры для сплочения коллектива.

Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 

В ходе подготовки по программе «Академия школьной медиации» участники смогут:

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- самореализоваться в социально-значимой деятельности;

- освоить навыки работы в команде;

- принять ценности восстановительного подхода;

- повысить коммуникативную культуру.

 

Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;

2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных медиаторов;

3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.

Для оценки эффективности проведения программы  используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.

 

Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе, что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду.

 

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Академия школьной медиации»

Личностные Предметные Метапредметные
- ориентация в системе моральных норм; - доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия; - позитивная моральная самооценка; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. К концу обучения курса учащиеся получат возможность знать: - основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации; - алгоритм проведения восстановительной медиации; - виды и специфику конфликтов; - способы эффективного общения; -  основные понятия в конфликтологии; - способы конструктивного решения конфликтов; - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - приемы активного слушания. Регулятивные УУД: - овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; - учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - строить речевое высказывание в устной форме; - учиться прогнозировать последствия своих поступков; - осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением; - учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях; - осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит; - реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми; -планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; - соотносить результат с целью и оценивать его.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- умения конструктивно разрешать конфликты.

- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность уметь: - работать в группе, в коллективе. - дифференцировать случаи, подходящие для медиации; - анализировать конфликтные ситуации; - устанавливать стили разрешения конфликтов;  - проводить программы примирения; - моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации; - оформлять документы по состоявшему сеансу медиации. Познавательные УУД: - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога; - учиться исследовать свои качества и свои особенности; - учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога; - учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога; - делать выводы в результате совместной работы в группе; - моделировать различные жизненные и учебные ситуации; - усваивать разные способы запоминания информации; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения; - оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; - учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта; - адекватно воспринимать оценку педагога.
К концу обучения курса учащиеся получат возможность применять: - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Коммуникативные УУД: - учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах; - учиться работать в паре и в группе; - выполнять различные роли; - слушать и понимать речь других ребят; - осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. - учиться позитивно, проявлять себя в общении; - учиться договариваться и приходить к общему решению; - учиться понимать эмоции и поступки других людей; - овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов; - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учиться контролировать свою речь и поступки; - учиться толерантному отношению к другому мнению; - учиться самостоятельно решать проблемы в общении; - осознавать необходимость признания и уважения прав других людей; - формулировать своё собственное мнение и позицию; - учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Учебный год

Название темы Количество часов
1 Вводное занятие. «Наши занятия: что и как?» 1,5
2 «Круг ценностей» 1,5
3 Что такое медиация? 3
4 Медиация конфликтов: как это делается? 3
5 Что такое эффективная коммуникация? 3
6 Как правильно слушать собеседника? 3
7 Что такое бесконфликтный стиль общения? 3
8 В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»? 3
9 Как организовать подготовительный этап медиации? 3
10 Как провести основной этап медиации? 3
11 Как закончить медиацию? 3
12 Возникли проблемы: что делать? 3
13 Каким должен быть «настоящий медиатор»? 3
14 Зачем люди становятся медиаторами? 3
15 Откуда медиатору взять столько сил и терпения? 3
16 Чему мы научились? 3
17 Какие мы медиаторы? Самомедиация. 3
18 Понятие конфликта 1,5
19 Виды конфликта 1,5
20 Неуверенный – уверенный - самоуверенный 1,5
21 Лидер и его качества 1,5
22 Эффективное разрешение конфликта 1,5
23 Терпимость в общении 3
24 Я и другой (принятие своего мнения и мнения других) 3
25 Неведомые миры 1,5
26 Самопознание и саморазвитие 3
27 Суд присяжных 3
28 Две стороны человека 3
29 Кто виноват? 3
30 Разные, но равные 3
31 Компромисс 3
32 Пузовязельские переговоры 3
33 «Если у тебя нет конфликтов, проверь свой пульс»   3
34 «Мы - команда службы примирения!»   3
35 «Позиция медиатора»   3
36 «Коммуникативные навыки медиатора» 3
37 Специальные навыки медиатора 3
38 Взгляд в будущее   3

Всего

102

2.2. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Академия школьной медиации» 2 год обучения

Учебный год

Название темы Количество часов
1 Медиация как альтернативный способ разрешения споров 1,5
2 Принципы альтернативного разрешения споров 1,5
3 Соотношение понятий «посредничество», «медиация», «примирительная процедура», «согласительная процедура». 3
4 Базовые модели медиативных процедур 3
5 Инструменты медиации: их виды и значение 3
6 Функции и профессиональные компетентности медиатора 3
7 Коммуникативная компетентность медиатора 3
8 Медиация как коммуникативная технология 3
9 Понятие и виды (уровни) общения: конвенциальный, примитивный, манипулятивный, стандартизованный, игровой, деловой, духовный. 1,5
10 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 1,5
11 Средства коммуникации: вербальные (речь), невербальные (жесты, мимика, поза, походка) 3
12 Специфика процесса обмена информацией 3
13 Закономерности передачи и приема информации 1,5
14 Барьеры общения 1,5
15 Правила эффективной коммуникации 3
16 Рациональные и иррациональные способы понимания собеседника. 3
17 Основы убеждающей коммуникации (аргументация и работа с возражениями) 3
18 Базовые элементы человеческого восприятия 1,5
19 Связь восприятия и коммуникации 1,5
20 Современное представление о конфликте:  причины возникновения, структура, динамика. 1,5
21 Модели поведения в конфликте 1,5
22 Факторы, позволяющие прогнозировать развитие конфликта 1,5
23 Планирование стратегии и тактики вмешательства в конфликт. 3
24 Предпосылки целесообразности разрешения спора с помощью медиации. Отработка тактики действия. 3
25 Переговорная компетентность медиатора 1,5
26 Понятие и виды переговоров. 3
27 Интегративные переговоры: понятие, принципы, достоинства и ограничения 3
28 Этапы переговорного процесса 3
29 Подготовка к переговорам: задачи, основные процедуры 3
30 Вступление в контакт: задачи, процедуры 1,5
31 Коммуникативные техники, позволяющие прояснить темы переговоров, позиции, интересы, факты, интерпретации, эмоции участников переговоров 1,5
32 Методы выработки вариантов решений 3
33 Способы согласования интересов сторон 1,5
34 Оформление результатов переговоров 1,5
35 Принципы медиации:   понятие, система, классификация 1,5
36 Организационные принципы: добровольность, нейтральность, профессионализм  медиатора. 1,5
37 Функциональные принципы: равноправие сторон, конфиденциальность, сотрудничество, процедурная диспозитивность 1,5
38 Ответственность сторон за принятие решений. Принцип добросовестности исполнения медиативного соглашения 1,5
39 Стадии медиации 3
40 Участники медиации: понятие, классификация. 3
41 Роль медиатора в процедуре медиации 3
42 Стороны, урегулирующие спор путем применения медиации: права и обязанности 1,5
43 Подготовка к процедуре медиации 1,5
44 Проведение процедуры медиации 3
45 Завершение медиации 3

Всего

102

2.3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Академия школьной медиации» 2 год обучения

Учебный год

Название темы Количество часов
1 Вводное занятие. Подготовка к процедуре медиации 3
2 Критерии возможности разрешения конфликта с помощью процедуры медиации. 1,5
3 Действия, совершаемые на стадии подготовки к медиации 1,5
4 Отработка практических навыков действий медиаторов, совершаемых на стадии подготовки к процедуре медиации 3
5 Взаимоотношения сторон и медиатора на этапе 3
6 Проведение процедуры медиации  (цели, задачи) 3
7 Этапы медиации и их значение 3
8 Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации. 1,5
9 Отработка практических навыков презентации целей и задач медиатора 1,5
10 Презентация сторон: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники 3
11 Отработка практических навыков презентации сторон конфликта в процедуре медиации     3
12 Дискуссия сторон и формирование повестки дня: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники 3
13 Отработка практических навыков по проведению дискуссии сторон  во время проведения процедуры медиации 3
14 Отработка практических навыков по формированию повестки дня 3
15 Индивидуальная работа со сторонами: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. 3
16 Отработка практических навыков по индивидуальной работе со сторонами конфликта 3
17 Стадия завершения медиации: цели, задачи, совершаемые действия. 3
18 Отработка практических навыков завершения процедуры медиации 3
19 Формулирование предложений по урегулированию конфликта: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники 3
20 Отработка практических навыков формулирования предложений по урегулированию конфликта 3
21 Критерии оценки результата процедуры медиации 3
22 Прекращение медиации в связи с заключением сторонами медиативного соглашения 1,5
23 Отработка практических навыков прекращения медиации в связи с заключением сторонами медиативного соглашения 3
24 Прекращение медиации без заключения медиативного соглашения 1,5
25 Отработка практических навыков прекращения медиации без заключения медиативного соглашения 3
26 Медиативное соглашение: понятие, требования, предъявляемые к форме и содержанию 3
27 Формулирование медиативного соглашения 3
28 Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении 3
29 Отработка практических навыков составления медиативного соглашения 3
30 Исполнение медиативного соглашения: принципы, роль медиатора 3
31 Упражнения по освоению техник общения: активное слушание, перефразирование   3
32 Упражнения по освоению техник общения: открытые вопросы, безоценочные высказывания 3
33 Упражнения на установление контакта. Отработка приемов установления контакта 3
34 Ролевое обыгрывание ситуации конфликта «Ученик-ученик» 3
35 Ролевое обыгрывание ситуации конфликта «Ученик-родитель» 3
36 Ролевое обыгрывание ситуации конфликта «Ученик-учитель» 3
37 Заключительное занятие. Обобщение 3

Всего

102

3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Академия школьной медиации»

Занятие 2. Круг ценностей

Цель: Формирование ценностной позиции группы, принятие

ценностей восстановительного подхода

 

    Задачи:

•  Знакомство и установление доверительной атмосферы

•  Определение целей и задач совместной работы

•  Формулирование и принятие ценностей группы     

1. Знакомство.

2. Упр. «Коммуникативная карусель»

3. Упр. «Либо-либо»

4. «Круг сообщества (круг ценностей)»

 

 

Занятие 19. Виды конфликта

Разбор видов конфликтов. Поведение при возникшей конфликтной ситуации. Управление конфликтом. Правила бесконфликтного общения. Проявление агрессивности, эгоизма. Стресс.

 

Занятие 24. Я и другой

(принятие своего мнения и мнения других)

Малая и большая группы. Группа и коллектив.Положение человека в группе и коллективе. Психологический климат в группе и коллективе.Формальные инеформальные группы. Итоговое занятие. Групповые коммуникативные игры на сплочение коллектива «Ниточка и иголочка», «Принятие решений».

 

Занятие 25. Неведомые миры

Практическое занятие:ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». Рефлексия, упражнение «Живая анкета». Проигрывание поведения в стрессовой ситуации.

 

Занятие 27. Суд присяжных

Разыгрывание ролевой игры «Суд присяжных».

 

Занятие 29. Кто виноват?

Практическое занятие:ролевые игра с элементами выполнения упражнений «Испорченный телефон», «Разговоры». Упражнение «Мысль одна, а слов много». Рефлексия.

Занятие 31. Компромисс

Знакомство с понятием компромисс. Практическое занятие:ролевая коммуникативная игра «Компромисс».

 

Кадровое обеспечение

Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий.

 

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001

2. Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом Московия, Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». 2009

3. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. М.: Просвещение, 2011

4. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

5. Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные техники, которые всегда работают. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

6. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2002

7. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006

8. Хромова С.А. Игровые уроки общения.М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М., «Генезис», 20000. Т. 1

 


[1] Здесь и далее кейсовые ситуации взяты из пособия В.А. Шабалиной с небольшими изменениями

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия школьной медиации»

для учащихся и педагогов школы

Срок реализации 3 года

                                                                                                                     Разработчик программы:

                                                                                                                   педагог-психолог МБОУ «СОШ №9»

                                                                                 Фонарикова Н. В.

                                                                                                    Педагогический стаж: 10 лет

                                                                                                                    Квалификационная категория: высшая

Г.Назарово, 2018г.


Оглавление

Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы…………………3

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………………3-4

1.3. Цели и задачи программы………………………………………………………...…4

1.4. Отличительные особенности программы………………………………………4-5

1.5. Целевая аудитория, на которую направленна данная программа……………..…5

1.6. Сроки реализации программы………………………………………………………5

1.7. Форма и режим занятий…………………………………………………………5-6

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности………6-8

1.9 Формы подведения итогов реализации программы………………………………..8

2. Учебно-тематический план …………..………………………………………....9-14

3. Содержание программы ……………………………………………………..…14-47

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы...47

4.1. Кадровое обеспечение…………………………………………………………..…47

4.2. Материально-техническое обеспечение……………………………………….….47

5. Список литературы …………………………………………………..…..…………48

Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Академия школьной медиации» обеспечивает подготовку и сопровождение учащихся подросткового возраста и педагогов к деятельности в школьной службе медиации,  относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-психологической направленности и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций. Программа составлена в соответствии Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами дополнительного образования», «Планируемыми результатами начального общего образования» и в соответствии с ОП НОО школы.

 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.016 с.)