Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По созданию, охране и защите объектов патентного праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 1. Понятие государственного регулирования, функции государства в сфере регулирования отношений по созданию, охране и защите объектов патентного права
Государственное регулирование относится к административно-правовой сфере и обычно определяется как "функция государственного управления" <1>, предполагающая "установление и обеспечение государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений" <2>. Кроме того, существует комплексное понимание государственного регулирования как системы мер различного характера: законодательного, исполнительного, контролирующего <3>. -------------------------------- <1> См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. С. 28. <2> См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М: Юринформ-центр, 1998. С. 376; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1996. С. 144. <3> См., например: Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. М.: Консалтбанк, 2002. С. 69.
В самом широком смысле к элементам государственного регулирования, таким образом, могут быть отнесены все правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также государственные институты, осуществляющие административные, контрольные и иные функции в пределах компетенции в патентно-правовой сфере <1>. -------------------------------- <1> О государственном регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности подробнее см. гл. 11 т. 1 настоящего учебника (автор главы - А.Е. Молотников).
Как отмечает профессор Ю.А. Тихомиров, регулирование характеризуется директивной функцией, предполагает идею контроля; это сфера публичного права; обычно регулирование является централизованным ввиду особой роли государства в законотворчестве <1>. -------------------------------- <1> См.: Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права, 2008. С. 23.
Регулирование в сфере патентных отношений является частью государственного регулирования экономики, методы которого подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования "характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов" <1>, косвенными методами признаются "экономические средства воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности" <2>. Цель государственного регулирования экономики в условиях рынка определяется как достижение баланса публичных и частных интересов (установление оптимального уровня регулирования). -------------------------------- <1> Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2017 // СПС "КонсультантПлюс". <2> Там же.
Общие положения, на которых базируется регулирование отношений в сфере создания и использования объектов патентных прав, содержатся в гл. 69 ГК РФ, которая включает ст. 1246 "Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности". Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов <1> (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления действий по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности, а также иных предусмотренных законом юридически значимых действий, связанных с правовой охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. -------------------------------- <1> См., например, форму ходатайства об ознакомлении с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдаче копий таких документов, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 28 августа 2015 г. N 614 "Об утверждении Порядка ознакомления с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдачи копий таких документов, формы ходатайства об ознакомлении с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдаче копий таких документов" // СПС "КонсультантПлюс".
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, также устанавливает правила составления и подачи вышеуказанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных ГК РФ. Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 1246 ГК РФ были внесены изменения, направленные на детализацию нормотворческой функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Из ст. 1246 ГК РФ видно, что законодатель не проводит границы между собственно созданием объектов патентного права, их охраной и защитой. Вместе с тем с позиции теории права здесь есть предмет для дискуссии. Так, создание изобретения как творческий процесс не подлежит правовому регулированию, но, используя формулировку "отношения по созданию изобретений", законодатель имеет в виду отношения общественные, т.е. "вышедшие" за рамки индивидуального сознания изобретателя. Объективация результата интеллектуальной деятельности является своего рода "точкой отсчета" для констатации возникновения отношений интеллектуальной собственности. Иногда в качестве примера регулирования отношений по созданию изобретений приводится ст. 1371 ГК РФ. Этот пример скорее подтверждает тезис о нерегулируемости самого процесса создания изобретений: договор подряда или договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ могут как предусматривать, так и не предусматривать создание результата интеллектуальной деятельности, но и в том, и в другом случае они не "превращаются" в договоры о создании изобретения, полезной модели или промышленного образца. Для того чтобы решить правовую судьбу результатов интеллектуальной деятельности, появившихся в процессе выполнения таких договоров, законодатель вводит абзац второй п. 1 ст. 1371 ГК РФ. Только факт появления изобретения ("юридический поступок" в соответствии с известной классификацией юридических фактов) является основанием соответствующего правоотношения. Процесс создания изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, как и иных результатов интеллектуальной деятельности, остается вне рамок правового регулирования. Понятия "охрана" и "защита" принято рассматривать как целое и часть: если под охраной понимается вся совокупность правовых норм, обеспечивающих реализацию патентного права, то защита предполагает комплекс мер процессуального и материального характера по восстановлению нарушенного (оспариваемого) права. Примером государственного регулирования патентных отношений, отражающим своеобразие последних, являются правовые нормы, предусматривающие прямое - путем принятия административного решения воздействие государства на указанные отношения. Так, согласно ст. 1360 ГК РФ Правительство РФ имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца. Происходит это без согласия патентообладателя, но с уведомлением его в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Понятие "национальная безопасность" в ГК РФ не раскрывается. В иных документах, например в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683, можно найти следующее определение: национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности (п. 6). Следует отметить, что практический механизм применения ст. 1360 ГК РФ отсутствует. Дискуссионным является вопрос о том, необходимы ли для реализации положений данной статьи ГК РФ иные нормативные правовые акты. Отметим, что на сегодняшний момент нет случаев применения ст. 1360 ГК РФ. Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации <1> (далее - Стратегия), отдельный раздел (IV) которой посвящен государственной политике в области научно-технологического развития Российской Федерации. Основополагающими принципами государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации названы свобода научного и технического творчества; системность поддержки; концентрация ресурсов; рациональный баланс; открытость; адресность поддержки и справедливая конкуренция (п. 30 Стратегии). Конкретные меры, направленные в том числе на стимулирование активности в сфере создания и использования патентоспособных объектов, перечисляются, в частности, в п. 32 Стратегии. Так, создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности и лучшим российским практикам, обеспечивается путем: а) развития за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также частных инвестиций инфраструктуры и поддержки функционирования центров коллективного пользования научно-технологическим оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга; б) поддержки создания и развития уникальных научных установок класса "мегасайенс", крупных исследовательских инфраструктур на территории Российской Федерации; в) доступа исследовательских групп к национальным и международным информационным ресурсам; г) отказа от излишней бюрократизации, а также упрощения процедур закупок материалов и образцов для исследований и разработок; д) участия российских ученых и исследовательских групп в международных проектах, обеспечивающих доступ к новым компетенциям и (или) ресурсам организации исходя из национальных интересов Российской Федерации; е) развития сетевых форм организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе исследовательских, инженерно-производственных консорциумов, кластерных форм развития высокотехнологичного бизнеса; ж) поддержки отдельных территорий (регионов) с высокой концентрацией исследований, разработок, инновационной инфраструктуры, производства и их связи с другими субъектами Российской Федерации в части, касающейся трансфера технологий, продуктов и услуг. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6887.
§ 2. Инновационное развитие Российской Федерации как цель долгосрочной социально-экономической политики
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Стратегия), разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", ставит цель перевести к 2020 г. экономику России на инновационный путь развития, характеризующийся, в частности, увеличением доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35% к 2020 г.; повышением внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 - 3% валового внутреннего продукта к 2020 г. (в 2010 г. - 1,3%), из них больше половины - за счет частного сектора; увеличением количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 г. К основным задачам Стратегии отнесены, в частности, повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений. Реализация Стратегии предусматривает решение задач в рамках таких направлений социально-экономической политики, как бюджетная политика, налоговая политика, техническая политика, конкурентная политика и политика в сфере борьбы с коррупцией, политика в сфере государственных закупок, внешняя и внешнеэкономическая политика, региональная политика. В Стратегии отмечается, что безусловные гарантии защиты прав собственности и обеспечение благоприятного инвестиционного климата являются фундаментом построения эффективной инновационной системы. Обеспечить реализацию Стратегии можно лишь при условии надлежащего нормативно-правового регулирования соответствующих отношений. В связи с этим отдельный раздел (XII) Стратегии посвящен основным направлениям совершенствования законодательства Российской Федерации. Так, совершенствование налогового законодательства Российской Федерации будет направлено на сохранение действующих налоговых льгот и преференций в отношении инновационно активных организаций. Совершенствование таможенного регулирования, механизмов экспортного и валютного контроля будет направлено на снижение барьеров для внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий. Совершенствование гражданского законодательства Российской Федерации в части прав на результаты интеллектуальной деятельности будет направлено на повышение эффективности механизма закрепления и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием бюджетного финансирования. Совершенствование правового регулирования корпоративных отношений предполагает создание и совершенствование организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения малого инновационного бизнеса. Совершенствование антимонопольного законодательства Российской Федерации предполагает разработку изменений в области регулирования слияний и поглощений, упрощающих или затрудняющих объединение в зависимости от активизации инновационной составляющей нового предприятия. Как отмечает А.Е. Молотников, "правовая система, в которой работают инновационные компании, является составной частью инфраструктуры инновации... В настоящий момент государство, являясь основным источником правового регулирования, само сдерживает развитие этих рынков" <1>. В связи с этим обращается внимание на Национальную технологическую инициативу - "программу мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году" <2>. Так, вопросам охраны интеллектуальной собственности посвящены п. п. 1 и 2 разд. II Плана мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Нейронет". В частности, предполагается в 2018 - 2020 гг. создать необходимое полноценное правовое регулирование по оспариванию патентов Российской Федерации и действия евразийских патентов на территории Российской Федерации, в том числе с целью устранения чрезмерных или неопределенных сроков рассмотрения, а также решить вопросы патентования модификаций существующих лекарственных препаратов с учетом обеспечения баланса интересов участников фармацевтического рынка, включая разработчиков, производителей референтных и воспроизведенных лекарственных препаратов, и общества в целом. -------------------------------- <1> См.: Молотников А.Е. Национальная технологическая инициатива: правовые аспекты экономики будущего // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2016. N 1. С. 26 - 29. <2> Там же. С. 26.
§ 3. Меры поощрения изобретателей
Гражданский кодекс РФ (ст. 1355) закрепляет, что государство предоставляет авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также патентообладателям и лицензиатам льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная статья не предусматривает конкретных обязанностей государства, однако ее нельзя отнести к декларативным, так как само ее наличие подтверждает на нормативном уровне существование государственной политики в сфере научно-технического творчества <1>. -------------------------------- <1> Впрочем, оценка данной статьи ГК РФ именно как декларативной имеет место в отечественной литературе. См., например: Еременко В.И. Российское законодательство о промышленной политике // Законодательство и экономика. 2015. N 3. С. 7 - 16.
Физическое лицо, являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и испрашивающее патент на свое имя либо являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и обладателем соответствующего патента, уплачивает 50% патентных и иных пошлин <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора" // СПС "КонсультантПлюс".
От уплаты пошлин полностью освобождаются физические лица, являющиеся ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств, а также коллектив авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий. Предусмотрены льготы и для некоторых иных категорий лиц. Изобретателям предоставляются также налоговые льготы. Так, при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 части второй Налогового кодекса РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, получающие вознаграждение патентообладатели изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (п. 3 ст. 221 части второй НК РФ). Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размере 30% к сумме дохода, полученного за первые два года использования прав на вышеуказанные результаты интеллектуальной деятельности. Не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 части второй НК РФ). В определенном смысле к материальным мерам поощрения изобретателей можно отнести норму-гарантию, предусмотренную п. 5 ст. 1246 ГК РФ, в соответствии с которой Правительство РФ вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Данные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец. Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2014 г. N 512 утверждены Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, вступившие в силу с 1 октября 2014 г. <1>. Абзац второй п. 1 данных Правил дублирует положение, предусмотренное п. 5 ст. 1246 ГК РФ, выводя из-под их действия отношения, возникающие на основании заключенного между работодателем и работником договора, устанавливающего размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Возможность заключения взаимно устраивающего работника и работодателя соглашения действующим регулированием не ограничивается. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2014. N 23. Ст. 2998.
Если экономические интересы в конкретном случае воспрепятствуют заключению такого рода договора, будут действовать правила, установленные нормативно: вознаграждение должно составлять 30% от средней заработной платы работника, являющегося автором служебного изобретения, за последние 12 календарных месяцев и 20% от средней заработной платы работника, являющегося автором служебной полезной модели, служебного промышленного образца, за последние 12 календарных месяцев и выплачиваться работодателем единовременно не позднее двух месяцев со дня получения работодателем патента на служебное изобретение. На практике существует возможность "навязывания" работнику работодателем условий договора, менее благоприятных по сравнению с предусмотренными нормативно, - в таких случаях договор может быть признан недействительным. В целях морального поощрения изобретателей Указом Президента РФ от 24 октября 2012 г. N 1436 установлено почетное звание "Заслуженный изобретатель Российской Федерации", которое присваивается авторам изобретений, имеющих важное государственное значение и внедренных в производство, за крупный вклад в технический прогресс и многолетнюю плодотворную изобретательскую деятельность и при наличии у представленного к награде лица патента на изобретение, а также отзывов предприятий, учреждений и организаций о внедрении изобретения. В Российской Федерации действует Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов - общественная организация, созданная с целью объединения изобретателей, рационализаторов, других лиц, содействующих развитию технического творчества, а также юридических лиц (общественных объединений) для совместного решения задач по защите их прав, законных интересов и удовлетворения их потребностей в указанной сфере (извлечение из ст. 5 Устава Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов).
§ 4. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование отношений в сфере патентного права
В целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, обозначенных в п. 3 указанной статьи, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 1246 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 1246 ГК РФ юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В настоящее время указанные функции федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности уполномочена осуществлять Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 218 <1> (далее - Постановление N 218). Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития РФ. Полномочия в установленной сфере деятельности Роспатента определены п. 5 Постановления N 218. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2012. N 14. Ст. 1627.
Так, важнейшими, практически значимыми полномочиями Роспатента являются полномочия по осуществлению государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов с выдачей на них в установленном порядке патентов, а также их дубликатов. Аналогичные полномочия Роспатент осуществляет в отношении отчуждения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец; залога указанного права; предоставления права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца; предоставления и прекращения права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца на условиях принудительной простой (неисключительной) лицензии на основании решения суда; перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец без договора. Роспатент организует прием, регистрацию и экспертизу заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец; публикует сведения о поданных заявках на изобретения, о государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также о выданных патентах; сведения о действии исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, продлении его действия, его прекращении и возобновлении; сведения о государственной регистрации отчуждения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, залога исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, предоставления права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца по договору, а равно и перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец без договора за пределами Российской Федерации. На Роспатент возложено также ведение Государственного реестра изобретений РФ; Государственного реестра полезных моделей РФ; Государственного реестра промышленных образцов РФ. К полномочиям, связанным с нормотворческой и правоприменительной функциями, относятся представление в Министерство экономического развития РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Роспатента, обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Роспатента. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Роспатент осуществляет рассмотрение и разрешение в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам правовой охраны или с ее прекращением. В случаях, предусмотренных ст. ст. 1401 - 1405 ГК РФ, т.е. в отношении секретных изобретений (§ 7 гл. 72 ГК РФ), предусмотренные п. 3 ст. 1246 ГК РФ действия могут осуществлять также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. На сегодняшний момент п. 1 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 установлено, что Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" являются органами, уполномоченными рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046.
Целесообразность создания "мегарегулятора" в сфере интеллектуальной собственности - органа, который бы аккумулировал все полномочия по государственному регулированию в данной сфере, - вопрос актуальный, но не решенный окончательно. Ряд законодательных инициатив направлен на перераспределение полномочий по государственному регулированию в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в патентно-правовой сфере, в пользу отдельных федеральных органов исполнительной власти (например, Министерства обороны РФ). Приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. N 316 утверждены Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их форм, требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение, составу сведений о заявке на выдачу патента на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, порядку проведения информационного поиска при проведении экспертизы по существу по заявке на выдачу патента на изобретение и представления отчета о нем, порядку и срокам информирования заявителя о результатах проведения информационного поиска по заявке на выдачу патента на изобретение и публикации отчета о таком поиске, порядку и условиям проведения информационного поиска по заявке на выдачу патента на изобретение по ходатайству заявителя или третьих лиц и предоставления сведений о его результатах, составу сведений о выдаче патента на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, составу сведений, указываемых в патенте на изобретение, формы патента на изобретение. Процедура разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг урегулирована специальным нормативным правовым актом - Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (далее - Постановление N 373). Регламент - это нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей, в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (абзац второй п. 1 Постановления N 373). Проекты регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой Министерством экономического развития РФ (абзац первый п. 8 Постановления N 373). Пункт 14 Постановления N 373 определяет стандарт предоставления государственной услуги. В приложении к регламенту приводится блок-схема предоставления государственной услуги (п. 16 Постановления N 373). Предоставление Роспатентом государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата регулируется соответствующим Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. N 315. Аналогичная государственная услуга в отношении полезной модели урегулирована Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 702. В годовом отчете Роспатента за 2017 г. приводится статистика, отражающая сроки предоставления государственных услуг, из которой следует, что за период с 2015 по 2017 г. средний срок длительности экспертизы заявок на изобретения снизился с 10,3 до 8,95 месяцев, при этом средний срок рассмотрения заявки на полезную модель на этапе экспертизы по существу составил 3,42 месяца, на промышленный образец - 6,05 месяца. Согласно п. 4 Постановления N 218 Федеральная служба по интеллектуальной собственности осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей федеральные государственные учреждения. Так, Роспатент осуществляет функции и полномочия учредителя Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (далее - Федеральное агентство). Основными целями деятельности Федерального агентства являются информационно-аналитическое обеспечение проведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности проверок деятельности государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения за счет средств федерального бюджета; техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Федеральной службой по интеллектуальной собственности единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологичес<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.011 с.) |