Международное патентование - это официальная регистрация исключительных прав на территории какого-либо иностранного государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное патентование - это официальная регистрация исключительных прав на территории какого-либо иностранного государства.



Для возникновения правоотношений, охватываемых термином "международное патентование", необходимы следующие юридические факты: а) изобретение создано и получило правовую охрану на территории Российской Федерации; б) заявка на выдачу патента на данное изобретение подается в иностранном государстве либо в международную организацию.

Перечень соответствующих международных организаций, а также адреса национальных патентных ведомств представлены на официальном сайте Федерального института промышленной собственности <1>.

--------------------------------

<1> http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/link_resources/pat_v_mejd_org.

 

Заявитель обязан подать заявку в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Если в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну, данный орган в течение шести месяцев уведомляет об этом заявителя. Только после соблюдения этой процедуры и истечения указанного срока может быть подана заявка в иностранном государстве или в международную организацию.

Шестимесячный срок может быть сокращен путем активных действий заявителя, который может сам просить о проверке заявки на предмет наличия в ней сведений, составляющих государственную тайну, и в случае благоприятного для себя результата подать заявку за рубежом.

Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928.

К основным источникам правового регулирования отношений международного патентования относятся следующие международные правовые акты:

- Парижская конвенция по охране промышленной собственности - важнейшее международное соглашение в сфере патентного права, содержащее нормы как международного публичного, так и международного частного права (к последним относятся, в частности, положения о конвенционном приоритете, национальном режиме охраны промышленной собственности, ограничениях исключительных прав на запатентованные объекты);

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - не умаляя существующих обязательств, которые государства - члены Всемирной торговой организации могут иметь по отношению друг к другу в соответствии с Парижской конвенцией, Бернской конвенцией, Римской конвенцией и Договором об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, данное Соглашение закрепляет положения о принципе национального режима и принципе наибольшего благоприятствования, при этом ничто в настоящем Соглашении не должно использоваться для решения вопроса об исчерпании прав интеллектуальной собственности, ч. II данного Соглашения содержит нормы, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности применительно к отдельным видам таких прав, включая патентные права;

- Договор о патентной кооперации - допускает патентование изобретений, созданных в Российской Федерации, без предварительной подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если заявка в соответствии с данным Договором (международная заявка) подана в указанный федеральный орган как в получающее ведомство и в ней указана Россия в качестве государства, где заявитель намерен получить патент;

- Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры - предусматривает депонирование микроорганизмов для целей патентной процедуры, решая, таким образом, проблему составления описания изобретений, относящихся к категории биотехнологических и касающихся микроорганизмов (от заявителя требуется дать ссылку на депонирование);

- Женевский акт Гаагского соглашения по международной регистрации промышленных образцов - предоставляет заявителю возможность получения охраны на промышленные образцы в нескольких странах - участницах данного Соглашения путем подачи в Международное бюро ВОИС в Женеве одной международной заявки;

- Международная конвенция по охране новых сортов растений - в данной Конвенции признается право каждого государства - члена Союза по охране новых сортов растений признать за селекционером права, предусматриваемые указанной Конвенцией, на основании выдачи ему особого охранного документа или патента <1>.

--------------------------------

<1> Автор настоящей главы придерживается мнения о том, что правовое регулирование отношений, связанных с селекционными достижениями, не относится к патентному праву как институту права интеллектуальной собственности, однако в доктрине нет единства мнений по данному вопросу.

 

Кроме того, действуют не содержащие материально-правовых норм, но способствующие патентно-правовой охране международные соглашения, устанавливающие системы классификации в патентном праве:

- Страсбургское соглашение о международной патентной классификации - согласно данному Соглашению страны, к которым оно применяется, образуют Специальный союз и принимают единую классификацию патентов на изобретения, авторских свидетельств, полезных моделей и свидетельств о полезности (Международную патентную классификацию), которая включает в себя текст, разработанный согласно положениям Европейской конвенции по Международной классификации патентов на изобретения от 19 декабря 1954 г., изменения, внесенные впоследствии, руководство и примечания, включенные в текст Международной патентной классификации; данная классификация носит исключительно административный характер; каждая страна Специального союза имеет право использовать данную классификацию или в качестве основной, или в качестве дополнительной системы;

- Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов - страны, к которым применяется данное Соглашение, образуют Специальный союз и принимают единую классификацию промышленных образцов (Международную классификацию), которая состоит из списка классов и подклассов; алфавитного списка товаров, в котором объединены промышленные образцы, с указанием классов и подклассов, в которые они входят, объяснительных примечаний. Международная классификация имеет исключительно административный характер, каждая страна может придавать ей то юридическое значение, которое ее устраивает (в частности, международная классификация не связывает страны Специального союза в отношении характера и объема охраны промышленных образцов в этих странах). Каждая страна Специального союза оставляет за собой право применять международную классификацию в качестве основной или вспомогательной системы.

 

§ 2. Парижская конвенция по охране промышленной

собственности

 

В данной Конвенции сформулированы основные правила, применяемые при патентовании за границей. Согласно Конвенции любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Парижского Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение сроков, указанных ниже <1>.

--------------------------------

<1> 12 месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков (п. "c" ст. 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности).

 

Основанием для возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Парижского Союза или с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами Парижского Союза.

Под правильно оформленной национальной подачей заявки понимается всякая подача, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки.

Патенты, полученные на одно и то же изобретение в различных странах, независимы друг от друга. Этот важный принцип закреплен в ст. 4bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Вследствие этого, например, признание недействительным патента на определенное изобретение в одной стране - участнице Парижского Союза не влечет автоматического признания недействительным (прекращения) патента на такое же изобретение, выданного в другой стране - участнице Парижского Союза.

Исключение из правила о необходимости подачи предварительной "национальной" заявки сделано для патентования, проводимого в соответствии с Договором о патентной кооперации либо Евразийской патентной конвенцией. Международная заявка в соответствии с Договором о патентной кооперации подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности как в получающее ведомство, а Российская Федерации указывается в ней в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент.

В отношении евразийской заявки, т.е. заявки, подаваемой в соответствии с Евразийской патентной конвенцией (далее - ЕАПК), установлено лишь одно правило: она должна быть подана через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

 

§ 3. Договор о патентной кооперации (РСТ)

 

Международная заявка, т.е. заявка, подаваемая в соответствии с РСТ, должна содержать заявление, описание изобретения, один или несколько пунктов формулы изобретения, один или несколько чертежей (если это необходимо) и аннотацию.

Заявление должно содержать:

- ходатайство о том, чтобы международная заявка рассматривалась согласно РСТ;

- указание договаривающегося государства (государства - участника РСТ) или государств, в которых на основе международной заявки испрашивается охрана изобретения;

- имя и другие установленные сведения о заявителе и агенте (если таковой имеется);

- название изобретения;

- имя и другие установленные сведения об изобретателе, если национальное законодательство по крайней мере одного из указанных государств требует, чтобы эти сведения были предоставлены одновременно с подачей национальной заявки.

За указание каждого договаривающегося государства в установленный срок уплачивается установленная пошлина (п. 2 ст. 4 РСТ).

Согласно ст. ст. 5 и 6 РСТ описание должно раскрывать изобретение достаточно ясно и полно, чтобы изобретение могло быть осуществлено специалистом в данной области. Пункт или пункты формулы изобретения должны определять объект, на который испрашивается охрана. Пункты формулы изобретения должны быть ясными и точными. Они должны полностью подкрепляться описанием изобретения.

Чертежи представляются, когда они необходимы для понимания изобретения (п. 1 ст. 7 РСТ).

Международная заявка может содержать заявление о приоритете одной или нескольких предшествующих заявок, поданных в любую страну - участницу Парижской конвенции по охране промышленной собственности или в отношении любой такой страны.

В качестве заявителя по РСТ может выступать любой гражданин договаривающегося государства или лицо, проживающее в этом государстве.

Любая международная заявка, отвечающая установленным РСТ требованиям и в отношении которой установлена дата международной подачи, имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном государстве с даты международной подачи, которая рассматривается в качестве даты фактической подачи в каждом указанном государстве.

По общему правилу международная заявка может содержать заявление о приоритете одной или нескольких предшествующих заявок, поданных в любую страну - участницу Парижской конвенции по охране промышленной собственности или в отношении любой такой страны.

Один экземпляр международной заявки хранится в получающем ведомстве, один экземпляр пересылается в Международное бюро <1>, и один экземпляр пересылается в компетентный Международный поисковый орган, предусмотренный ст. 16 РСТ <2>.

--------------------------------

<1> "Международное бюро" означает Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности и Международные объединенные бюро по охране интеллектуальной собственности (БИРПИ), пока существуют БИРПИ (п. "xix" ст. 2 РСТ).

<2> В соответствии со ст. 16 РСТ Международным поисковым органом может быть или национальное ведомство, или межправительственная организация, как, например, Международный патентный институт, в задачи которого входит подготовка документированных отчетов о поиске по определению уровня техники в отношении заявляемых изобретений.

 

По каждой международной заявке проводится международный поиск, целью которого является выявление соответствующего уровня техники, на основе формулы изобретения с должным учетом описания изобретения и чертежей (если таковые имеются).

Отчет о международном поиске сразу после его подготовки направляется Международным поисковым органом заявителю и Международному бюро.

Инструкция к Договору о патентной кооперации (РСТ) (далее - Инструкция) принята одновременно с РСТ вместе с Перечнем пошлин, который является неотъемлемой частью Инструкции; последние изменения вступили в силу 1 июля 2017 г. Кроме того, в Инструкции содержатся ссылки на Административную инструкцию, которая, как видно из ее наименования, регламентирует вопросы организационно-технического характера (например, согласно п. 3.4 Инструкции подробности, касающиеся типографского бланка заявления и заявления в виде компьютерной распечатки, устанавливаются Административной инструкцией).

При подаче международной заявки уплачивается пошлина в пользу Международного бюро ("международная пошлина за подачу"). Пошлина взимается получающим ведомством - национальным ведомством или межправительственной организацией, в которые подается международная заявка в размере 1330 швейцарских франков плюс 15 швейцарских франков за каждый лист международной заявки свыше 30. Размер пошлины за подачу международной заявки уменьшается на сумму от 100 до 300 швейцарских франков при использовании электронной формы и символьно-кодированного формата. Таким способом заявители стимулируются к более активному пользованию услугами в электронной форме.

Форма бланка заявления, содержащего просьбу о рассмотрении международной заявки в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ-заявления), актуальная на 2017 г., доступна (в том числе на русском языке) на официальном сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности <1>.

--------------------------------

<1> http: www.wipo.int/pct/en/form/index.htm (дата обращения: 19.09.2017).

 

§ 4. Евразийская патентная конвенция и Конвенция о выдаче

европейских патентов

 

Евразийская патентная конвенция (ЕАПК) заключена 9 сентября 1994 г. В настоящее время ее участниками являются восемь государств (все из числа бывших республик, входивших в состав СССР). ЕАПК открыта для подписания любым государством - членом Организации Объединенных Наций, являющимся также участником Парижской конвенции и РСТ.

Евразийский патент на изобретение выдается Евразийским патентным ведомством, которое находится в Российской Федерации (г. Москва).

Какие преимущества дает формирование единого патентного пространства? Во-первых, упрощается процедура получения евразийского патента. Во-вторых, данная процедура становится дешевле в сравнении с патентованием, если бы таковое проводилось в каждой стране ЕАПК отдельно. Следует также учесть льготный режим, установленный для российских заявителей: если таковыми являются все заявители по заявке, размер пошлин уменьшается на 90%.

К патентоспособным изобретениям, согласно ст. 6 Евразийской патентной конвенции, относятся изобретения, которые являются новыми, имеют изобретательский уровень и промышленно применимы.

Право на евразийский патент принадлежит изобретателю или его правопреемнику.

Если изобретатель является служащим, то право на евразийский патент определяется в соответствии с законодательством государства, в котором служащий имеет основное место службы. Если государство, в котором служащий имеет основное место службы, не может быть определено, применяется законодательство того государства, в котором работодатель занимается предпринимательской деятельностью, с которой связан служащий (п. 1 ст. 7 ЕАПК).

Любой спор, касающийся действительности евразийского патента в конкретном Договаривающемся государстве или нарушения евразийского патента в конкретном Договаривающемся государстве, разрешается национальными судами или другими компетентными органами этого государства на основании настоящей Конвенции и Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции (утверждена 1 декабря 1995 г.). Решение имеет силу лишь на территории Договаривающегося государства.

За нарушение евразийского патента в каждом Договаривающемся государстве предусматривается такая же гражданско-правовая или иная ответственность, как и за нарушение национального патента. Любой национальный суд или другой компетентный орган Договаривающегося государства может потребовать, чтобы истец предоставил ему перевод евразийского патента на государственный язык данного Договаривающегося государства.

Конвенция о выдаче европейских патентов (Европейская патентная конвенция) от 5 октября 1973 г. <1> не является действующей на территории Российской Федерации, однако изучение ее положений и практики их применения представляет научный и практический интерес. Круг стран - участниц Европейской конвенции не полностью совпадает со странами Европейского союза, слово "европейский" в наименовании данной Конвенции следует понимать географически.

--------------------------------

<1> Текст Конвенции на русском языке доступен на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности: http://www.rupto.ru/rupto/nfile/e6280dce-305a-11e1-351c-9c8e9921fb2c/exhibition_corr_ormatted.pdf (дата обращения: 27.07.2017).

 

В соответствии с Европейской патентной конвенцией заявка на европейский патент может быть подана в Европейское патентное ведомство на одном из трех языков (немецкий, французский, английский). Важно отметить, что выданный в итоге патент действует в определенных заявителем странах (всех или нескольких странах - участницах Европейской патентной конвенции) как национальный патент. Таким образом, положение Парижской конвенции по охране промышленной собственности о независимости патентов соблюдается и здесь.

 

§ 5. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной

собственности

 

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - ТРИПС), вступившее в силу для России 22 августа 2012 г., развивает сложившийся механизм взаимодействия государств в сфере международной торговли, "принимая во внимание необходимость содействовать эффективной и адекватной охране прав интеллектуальной собственности" (извлечение из преамбулы ТРИПС), включая патентные права.

В ст. 3 ТРИПС подтверждается приверженность принципу национального режима ("за теми исключениями, которые уже предусмотрены... в Парижской конвенции").

ТРИПС не содержит положений, которые можно было бы толковать как устанавливающие отдельную систему патентования в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО). Вместе с тем разд. 5 "Патенты" предусматривает требования к патентуемым объектам, предоставляемые права, требования, предъявляемые к заявителям на выдачу патента, исключения из предоставляемых прав.

Важные теоретические и практические аспекты патентования в фармацевтической сфере затрагиваются в Федеральном законе от 26 июля 2017 г. N 184-ФЗ "О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности". Речь идет о Протоколе ВТО от 6 декабря 2005 г. об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности <1>, в соответствии с которым предусматривается дополнение Соглашения ст. 31bis (после ст. 31) и Приложением (после ст. 73) (п. 1 Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

--------------------------------

<1> По информации, приведенной в СПС "КонсультантПлюс" по состоянию на сентябрь 2017 г., указанный Протокол в силу еще не вступил.

 

В частности, в Приложении определяется понятие лекарственного средства для целей ст. 31bis и данного Приложения: это любой запатентованный товар либо товар, полученный в результате запатентованного процесса, относящийся к области лекарственных средств, который необходим для решения проблем общественного здравоохранения, как указано в п. 1 Декларации о Соглашении по ТРИПС и общественном здравоохранении (WT/MIN(01)/DEC/2). К нему также относятся активные компоненты, необходимые для его производства, а также средства диагностики, необходимые для его применения (подп. "а" п. 1 Приложения).

Государство - импортер лекарственного средства должно подтвердить, что у него отсутствуют либо ограничены возможности в фармацевтическом секторе для производства указанных лекарственных средств одним из способов, изложенных в Дополнении к Приложению (подп. "ii" п. 2 Приложения), а также подтверждает, что в случаях, когда лекарственное средство запатентовано на его территории, данное государство выдало либо намерено выдать принудительную лицензию в соответствии со ст. ст. 31 и 31bis ТРИПС и Приложением.

Государства - члены ВТО обязуются обеспечить наличие эффективных правовых средств для предотвращения импорта и продажи на своей территории лекарственных средств, произведенных в рамках данной системы и попавших на их рынки в нарушение ее положений, используя средства, которые должны быть созданы в соответствии с ТРИПС (п. 4 Протокола).

При этом сохраняют силу положения Парижской конвенции, в соответствии с которыми каждая страна Парижского Союза имеет право принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий (подп. 2 п. "A" ст. 5); принудительная лицензия не может быть потребована по причине неиспользования или недостаточного использования до истечения срока в четыре года, считая с даты подачи заявки на патент, или трех лет с даты выдачи патента, причем должен применяться срок, который истекает позднее; в выдаче принудительной лицензии будет отказано, если патентообладатель докажет, что его бездействие было обусловлено уважительными причинами (подп. 4 п. "A" ст. 5).

 

§ 6. Женевский акт Гаагского соглашения о международной

регистрации промышленных образцов

 

Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов (далее - Женевский акт) ратифицирован Российской Федерацией в 2017 г., соответствующий Федеральный закон вступил в силу 2 октября 2017 г.

Вышеуказанное Гаагское соглашение - это Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (пересмотренное 28 ноября 1960 г.), переименованное в Гаагское соглашение о регистрации (п. "i" ст. 1 Женевского акта).

"Международная регистрация" в соответствии с п. "vi" ст. 1 Женевского акта означает международную регистрацию промышленного образца, осуществленную в соответствии с Женевским актом; "международная заявка" означает заявку на международную регистрацию (п. "vii" ст. 1 Женевского акта).

Участницами Женевского акта являются более 50 стран, включая Европейский союз, США, Швейцарию, Южную Корею, Японию.

Каждое государство или межправительственная организация - участники Женевского акта (далее - Договаривающиеся Стороны) обязуются соблюдать положения Парижской конвенции в отношении промышленных образцов (ст. 2 Женевского акта).

Право на подачу международной заявки в соответствии со ст. 3 Женевского акта имеют: а) лицо, являющееся гражданином государства, которое является Договаривающейся Стороной; б) лицо, являющееся гражданином государства - члена межправительственной организации, которая является Договаривающейся Стороной; в) лицо, имеющее постоянное или обычное местожительство на территории Договаривающейся Стороны; г) лицо, имеющее на территории Договаривающейся Стороны действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие.

Международная заявка подается по выбору заявителя либо непосредственно в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, либо через ведомство Договаривающейся Стороны заявителя, т.е. орган, которому Договаривающаяся Сторона поручила предоставление охраны на промышленные образцы, имеющий действие на территории этой Договаривающейся Стороны (например, для Российской Федерации - Роспатент).

Содержание международной заявки подробно определяется ст. 5 Женевского акта.

Международная заявка, согласно ст. 4 Парижской конвенции, может содержать заявление о приоритете одной или нескольких предшествующих заявок, поданных в любой стране - участнице Парижской конвенции или стране - члене Всемирной торговой организации либо в отношении такой страны (п. "a" ст. 6 Женевского акта).

По общему правилу датой международной регистрации считается дата подачи международной заявки (подп. "a" п. 2 ст. 10 Женевского акта).

Сведения о международной регистрации публикуются Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, также направляющим экземпляр опубликованных сведений о международной регистрации каждому указанному ведомству Договаривающейся Стороны.

По общему правилу, начиная с даты международной регистрации, международная регистрация имеет в каждой из указанных Договаривающихся Сторон такое же действие, что и правильно оформленная подача заявки на предоставление охраны на промышленный образец в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны (п. 1 ст. 14 Женевского акта).

Международная регистрация первоначально производится на пять лет, считая с даты международной регистрации, и может продлеваться на дополнительные периоды по пять лет каждый в соответствии с предписанной процедурой и при условии уплаты предписанных пошлин (п. п. 1 и 2 ст. 17 Женевского акта) <1>.

--------------------------------

<1> Из этих правил есть исключение (подп. "b" п. 3 ст. 17 Женевского акта), актуальное для Российской Федерации, так как в соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 1363 ГК РФ срок действия исключительного права для промышленных образцов составляет пять лет, но может быть неоднократно продлен, составляя в целом не более 25 лет.

 

Российская Федерация ратифицировала Женевский акт с заявлениями (ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 2017 г. N 55-ФЗ "О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов" (далее - Закон о ратификации)).

Так, в соответствии с п. 2 ст. 7 Женевского акта Российская Федерации заявила, что в связи с любой международной заявкой, в которой указана Российская Федерация, и в связи с продлением любой международной регистрации, осуществленной в результате подачи такой международной заявки, предписанная пошлина <1> за указание заменяется на индивидуальные пошлины за указание Российской Федерации в качестве государства, на территории которого имеет действие международная регистрация промышленного образца.

--------------------------------

<1> Предписанные пошлины в соответствии с п. 1 ст. 7 Женевского акта включают пошлину за указание в отношении каждой Договаривающейся Стороны (см. также ст. 1 Женевского акта), при этом Российская Федерация воспользовалась правом, предоставляемым п. 2 ст. 7 Женевского акта.

 

Во исполнение вышеуказанных положений принято Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. N 1152 "Об утверждении размеров индивидуальных пошлин за указание Российской Федерации в качестве государства, на территории которого имеет действие международная регистрация промышленного образца". В соответствии с данным проектом предлагается установить пошлину за указание Российской Федерации в качестве государства, на территории которого имеет действие международная регистрация промышленного образца, на первые пять лет в размере 11 900 руб. плюс 2500 руб. за каждый промышленный образец группы промышленных образцов свыше одного. В последующем размеры пошлины возрастают, достигая к 25-му году охраны 120 000 руб.

Российской Федерацией сделаны восемь заявлений при ратификации Женевского акта, в том числе заявлено, что промышленные образцы, являющиеся объектом одной и той же заявки, должны отвечать требованию единства замысла (п. 4 ст. 1 Закона о ратификации); российское законодательство не предусматривает отсрочки публикации сведений о промышленном образце (п. 2 ст. 1 Закона о ратификации); действие международной регистрации на территории Российской Федерации начинается со дня направления Роспатентом в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности уведомления о предоставлении охраны.

В связи с ратификацией Российской Федерацией Женевского акта Министерством образования и науки РФ подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ратификацией Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов и совершенствовании национальной процедуры регистрации". Согласно пояснительной записке к данному законопроекту процедура международной регистрации является более комфортной для заявителя, так как предоставляет возможность сокращения сроков получения правовой охраны, снижает издержки и усилия заявителя на получение охраны на территории нескольких государств. Для повышения конкурентоспособности национальной системы регистрации промышленных образцов, в том числе сокращения сроков экспертизы и повышения ее качества, указанным законопроектом предлагается предоставить заявителю возможность прилагать к материалам заявки трехмерные модели заявляемых изделий. Такой подход со временем позволит использовать алгоритм распознавания и сопоставления представленных моделей с имеющимися в базе с помощью различных алгоритмов, в том числе нейроморфных, обеспечивать поиск схожих объектов.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что Женевским актом предусмотрено действие международной регистрации, эквивалентное национальному предоставлению охраны промышленному образцу, не требующее внесения изменений в ГК РФ. Вместе с тем обращается внимание на то, что ратификация Российской Федерацией Женевского акта может явиться причиной снижения востребованности национальной процедуры регистрации промышленных образцов, учитывая относительно небольшое количество ежегодно регистрируемых в нашей стране промышленных образцов (до 5,5 тыс. единиц в год, при этом, например, в 2015 г. 59% от общего числа поданных заявок составили заявки от иностранцев).

Дискуссия. В связи с обсуждением Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, ратифицированного Российской Федерацией, выявлены две проблемы, не имеющие однозначного решения.

Так, возможность подачи "прямой заявки" (т.е. заявки, подаваемой непосредственно в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности) актуализировала вопрос обеспечения интересов национальной безопасности. Формально-юридически проблема обусловлена следующим. Статья 1395 ГК РФ, согласно п. 1 которой заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну, не включает указания на промышленные образцы. При этом вступающие в силу со 2 октября 2017 г. изменения Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" не могут устранить пробел, имеющий место на законодательном уровне <1> (далее - Постановление N 928).

--------------------------------

<1> По состоянию на сентябрь 2017 г.

 

В соответствии с п. 2 Правил проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утвержденных Постановлением N 928, проверке подлежат все заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации (далее - заявка), поданные в Федеральную службу по интеллектуальной собственности российскими юридическими лицами или гражданами Российской Федерации (далее - заявитель), в том числе международные заявки, поданные в указанную Службу в соответствии с Договором о патентной кооперации, и заявки, поданные через указанную Службу в соответствии с Евразийской патентной конвенцией или Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, за исключением заявок, к которым при подаче приложено заключение созданной в установленном порядке соответствующей комиссии заявителя по защите государственной тайны об отсутствии в таких заявках сведений, составляющих государственную тайну.

Из буквального толкования данного положения Постановления N 928 следует, что речь идет о международных заявках, подаваемых через Роспатент, а не о "прямых" международных заявках. И если в отношении изобретений и полезных моделей вопрос решается путем применения п. 1 ст. 1395 ГК РФ, то в части промышленных образцов возникает пробел. Обращение к информации в разделе "Зарубежное патентование", размещенной на официальном сайте Роспатента, позволяет утверждать, что правило о проверке заявок на наличие сведений, составляющих государственную тайну, будет распространяться на все три объекта патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), что разумно. Однако формально-юридическое решение вопроса должно быть приведено в соответствие с ответом, диктуемым здравым смыслом <1>.

--------------------------------

<1> Учитывая, что соответствующее законодательство Российской Федерации сейчас находится в процессе совершенствования, не исключено устранение отмеченного пробела.

 

Вторая проблема также имеет формально-юридический и содержательный аспекты. Речь идет о необходимости и возможности единообразного регулирования отношений, связанных с изобретениями и полезными моделями, с одной стороны, и промышленными образцами - с другой.

Так, согласно российскому законодательству все три объекта относятся к охраняемым патентным правом (гл. 72 ГК РФ). Вместе с тем и законодатель, и теория патентного права исходят из признания изобретений и полезных моделей техническими решениями (п. 1 ст. 1350 и ст. 1351 ГК РФ), в то время как промышленный образец относится к сфере дизайна и является решением внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства (п. 1 ст. 1349 и абз. 1 п. 1 ст. 1352 ГК РФ). В теории распространен взгляд на полезные модели как на "малые изобретения", т.е. технические решения, "не дотягивающие" до уровня изобретения, но заслуживающие правовой охраны. Полезные модели охраняются далеко не во всех странах, несмотря на то что они названы в перечне охраняемых объектов, предусмотренном п. 2 ст. 1 Парижской конвенции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.069 с.)