Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности занятий по адаптивному физическому воспитанию с дошкольниками, имеющими нарушение слухаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под воздействием специальных упражнений слабослышащий ребенок приучается к максимальному использованию своего остаточного слуха. Он научается лучше дифференцировать доступные его слуху звуковые раздражения. Слуховое восприятие слабослышащего ребенка особенно развивается в процессе овладения речью. В отличие от слабослышащих у глухих детей ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое развитие. Он лишает глухого ребенка возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира. Это затрудняет их ориентировку в окружающей обстановке и проявляется в некоторых внешних особенностях поведения (шумы, сопровождающее дыхание и прием пищи, шаркающая походка, необычные голосовые реакции при физическом усилии, различных эмоциях и т.п.). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир глухого. Наибольший ущерб развитию этих детей приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства познания окружающего мира, орудия мышления. В этой связи главная компенсаторная задача научить глухого ребенка пониманию и воспроизведению речи. Однако, как и в массовом детском саду для нормально развивающихся детей, задачами физического воспитания детей с недостатками слуха являются: укрепление их здоровья, правильное физическое развитие, формирование двигательных навыков, развитие двигательных способностей. В каждое занятие физическими упражнениями обязательно включается ходьба, которая является естественным видом движений. Ходьба может представлять сложность выполнения по координации, так как слабослышащие и глухие дети отстают от слышащих сверстников по координации движений в ходьбе. Дети широко расставляют ноги, шаркают, неустойчивы, замедлены в движениях. Задача педагога состоит в том, чтобы формировать у детей устойчивость. Это позволит постепенно преодолеть шаркающую походку, ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая боковые раскачивания. Специальной задачей остается обучение приподниманию ног в ходьбе, что детям еще трудно дается в этом возрасте и достигается в процессе постоянных упражнений в перешагивании через предметы (палки, канат, кубики, рейки лестницы). В каждое занятие включается бег, который является также естественным видом движений. Для бега глухих и слабослышащих детей, также как и для ходьбы, характерны специфические особенности: шарканье ногами, боковые раскачивания, раскоординация, неустойчивость, непрямолинейность. Прыжковые упражнения, способствующие укреплению мышц ног и туловища, также находят широкое применение в содержании занятий. Многие дети не могут сделать подряд несколько прыжков на месте. Они теряют равновесие, слишком напрягаются отталкиваются поочередно то одной, то другой ногой и т.д. В связи с тем, что у глухих детей наблюдается предрасположенность к развитию плоскостопия, не следует давать спрыгивание с большой высоты. Дети не умеют правильно приземляться, делают это жестко, на прямые ноги, на полную ступню. С первых занятий с помощью правильного показа нужно учить подпрыгивать, спрыгивать и перепрыгивать мягко, слега сгибая колени. Это предохраняет слабые мышцы свода стоп от излишнего растяжения. Упражнения в ползании, лазании, перелезании легко усваиваются и охотно выполняются детьми. Однако лазанье по гимнастической стенке у детей с нарушением слуха отличается раскоординацией, замедленностью, неуверенностью, боязнью высоты. В занятия включаются также доступные детям этого возраста ползание на четвереньках, по ограниченной площади опоры (по скамейке, наклонной доске). Применяются упражнения, развивающие координацию, ориентировку в пространстве, ловкость (подползание под веревку, мостик-качалку, пролезание между рейками лестничной пирамиды и др.). Упражнения в лазанье выполняются с опорой на руки и ноги. Лазанье с опорой только на руки противопоказано детям, так как мышечно-связочный аппарат плечевого пояса недостаточно развит, дыхание при таком виде движений затруднено. Большую коррекционную ценность несут упражнения, выполняемые детьми в исходном положении лежа на животе. Все эти упражнения укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, поэтому, наряду с другими видами движений целенаправленно влияют на формирование правильной осанки. По силе коррекционного воздействия к этим упражнениям близки подтягивания на руках по гимнастической скамейке и наклонной доске. Различные упражнения на формирование осанки в обязательном порядке включаются во все занятия. Развитие чувства равновесия происходит в процессе выполнения упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и других движений. Однако, в связи с тем, что у многих глухих и слабослышащих детей имеются нарушения равновесия, на занятиях широко применяются задания, специально направленные на тренировку этой функции. У детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом к семи годам состояние равновесия улучшается в ходе проведения работы по физическому воспитанию. Однако этот контингент дошкольников нуждается в постоянной тренировке равновесия как в движении (динамическое равновесие), так и в статической позе. В связи с этим проводятся специальные упражнения на тренировку равновесия, например, такие как: движения головой, повороты кругом в ходьбе и беге, остановки в беге по звуковому сигналу, остановки в беге с приседанием, изменение направления в беге друг за другом; ходьба по наклонной доске друг за другом вверх и вниз, ходьба по гимнастической лестнице друг за другом, с поворотом кругом, ходьба по скамейке боком приставными шагами, на носках, руки в стороны, встречная ходьба по гимнастической скамейке шириной 25 см с переходом на другую половину, держась за руки, удержание равновесия на одной ноге. В связи с особенностями детей, специфичностью общения с ними, а также необходимостью использования специального инвентаря занятия по развитию движений рассчитаны на проведение их в хорошо оборудованном физкультурном зале. Глухие дети нуждаются в строгой организации, поэтому для максимальной эффективности занятий целесообразно участие в них двух взрослых. Основным приемом обучения глухих дошкольников, особенно на первых годах, является образцовый показ упражнений. Дети с нарушением слуха не могут услышать объяснение, поэтому педагог, показывающий упражнение, должен быть хорошо виден. Необходимо располагать инвентарь перед сидящими детьми или усаживать их так, чтобы были видны гимнастическая стенка, ковровая дорожка, вышка и другие гимнастические снаряды, необходимые для данного занятия. На протяжении всего учебного года занятия со слабослышащими дошкольниками сопровождаются звуковыми сигналами (пианино, барабан, бубен). На занятиях дети учатся отличать громкие, ритмичные, частые и редкие звуковые сигналы и соотносить их с бегом и ходьбой. В начале обучения сигналы даются слухозрительно (дети видят и слышат барабан, пианино). Позже, во 2-й половине года, дети должны уже уметь дифференцировать эти сигналы только на слух. Дети должны уметь остановиться в ходьбе или беге при прекращении сигналов, ориентируясь только на слух, переходить от одного вида движений к другому. Звук используется также и как сигнал к началу выполнения упражнения (например, при беге к ориентиру, перелезании через скамейки, подтягивании по наклонной доске и др.), а также как сигнал к окончанию выполнения упражнения (прекращение приседания, подпрыгивания). Во время выполнения занятий по развитию движений педагог должен использовать словарь (определенный набор слов для каждого занятия). Этот речевой материал не отрабатыватся предварительно, а вводится и закрепляется в процессе данных занятий. Сначала каждое новое слово или фраза вводится с помощью таблички, в дальнейшем дети воспринимают этот материал в устной или в устно-тактильной форме. Каждое словесное задание является руководством к выполнению детьми какого-либо движения. Специальной работы над запоминанием слов на занятиях не проводится. Дети усваивают значение слов и фраз в результате их систематического употребления на каждом занятии. В физическом воспитании глухих детей особое внимание следует обратить на те движения или действия, на которых больше всего отражается отсутствие слухового контроля. Надо следить за тем, чтобы у детей не образовывалась характерная для глухих шаркающая походка, чтобы они научились без стука закрывать двери, бесшумно передвигать и ставить стулья. Особое внимание уделяют воспитанию у детей чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы (постукивание по столу рукой, по полу ногой, шум проезжающего по улице транспорта, сигнал электропоезда, залпы праздничного салюта). Важный раздел физического воспитания глухих детей - развитие и правильное использование остатков слуха. В работе со слабослышащими детьми используется метод работы, который направлен на коррекцию ритмико-интонационной стороны речи и развитию естественных движений, который называется - фонетическая ритмика. Цель данного метода - соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. Работа над речью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговаривания - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Движение под музыку является одним из эффективных методов формирования движений детей. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой хорошо различаются ритмические удары (С.О.Филиппова, Г.Н.Пономарев, 2004). Особенности физического и психического развития дошкольников с нарушением слухаИсследования физического и моторного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха выявили некоторые особенности, обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году жизни у глухих детей отмечается отставание в сроках удержания головы, более позднее овладение ходьбой, однако задержка прямостояния компенсируется к одному году и двум-четырем месяцам (Р.Д. Бабенкова, 1973). Г.А.Таваркиладзе (2001) утверждает, что для успешного развития младенца крайне важно вовремя формировать у него те или иные двигательные умения. Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также имеет некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные ребенком заболевания, соматическая ослабленность организма. У этих детей отмечаются более низкие по сравнению со слышащими ребятами показатели длины и массы тела, окружности грудной клетки (А.А. Коржова, 1993). Для дошкольников с нарушенным слухом характерны мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства. Выявлено, что потеря слуха у детей сопровождается дисгармоничным физическим развитием в 62% случаев, в 43,6% - дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.), в 80% случаев - задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих детей. В ряде работ показано, что у детей с нарушением слуха отмечается задержка развития локомоторных статических функций, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, сужает «ближнее» пространство. Задержка в развитии «прямостояния» (овладение сидением, ходьбой и т д.) приводит к нарушению ориентировки в пространстве (Е.А. Стребелева, 2002). У детей с недостатками слуха контроль со стороны слухового анализатора отсутствует или очень ослаблен. Кинестетическая чувствительность, которая должна взять на себя контроль за движениями, сама страдает из-за снижения слуха. Это приводится к тому, что даже при выполнении бытовых движений дети с недостатками слуха производят лишний шум, движения у них замедленны и неритмичны (А.Г. Назарова, 1993). Своеобразное физическое развитие детей с недостатками слуха проявляется в выполнении главных движений (ходьбы, бега, лазанья, прыжков, метаний). Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте, отмечает Н.М. Трофимова (2006). Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений. Многим детям характерны нарушения мелкой моторики (движений пальцев, артикуляционного аппарата), что отражается в дальнейшем на формировании разных видов детской деятельности. По мнению А.Г. Назаровой (1993), т.к. у детей нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора, то при выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети производят излишний шум, неритмичные и замедленные движения. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движениях. Наблюдается асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышенная резкость движений. Отсутствие словесного общения в процессе формирования движений также является одной из причин, снижающих качество движений. Среди детей с нарушениями слуха выделяются те, у кого есть остаточные явления детского церебрального паралича, что связано с параличами и парезами туловища, резко ограничивающими передвижение детей в пространстве. Отрицательное влияние на моторное развитие дошкольников с нарушениями слуха оказывает большой объем статических нагрузок, связанный с множеством занятий в детском саду и дома. Гиподинамия, по мнению Н.М. Трофимовой (2006), является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных качеств, вызывает и усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у глухих и слабослышащих дошкольников. При ходьбе у детей с нарушенным слухом заметна шаркающая походка, широкое расставление ног, асимметричность шагов. Как отмечает Г.Ф. Козырнов, указанные нарушения сопровождаются пошатыванием корпуса и повышенной резкостью движений конечностей. Наиболее выраженные ошибки при ходьбе автоматически переносятся в бег. При беге появляется неэкономичность работы ног. Некоторые дети сильно наклоняются вперед, поэтому бег приобретает характер «падающего». Не только широко ставят ступни ног, но и разворачивают носки наружу". Ошибки вынуждаются действиями, компенсирующими боковые колебания, которые являются следствием нарушения функции вестибулярного анализатора. Своеобразно выполняют глухие дети прыжки. Как отмечает Г.Ф. Козырнов, результаты прыжков в длину и в высоту у глухих младших школьников низки в силу нерациональной техники разбега, связанной с особенностями выполнения бега, а также из-за боязни без опорного положения, плохой устойчивости равновесия, нарушенной координации движений (А.Г.Назарова, 1993). Неслышащие дети боятся подниматься по гимнастической стенке. При выполнении лазанья у них отмечается дискоординация, замедленность и неуверенность движений, боязнь высоты. Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л. С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. По мнению В.И. Лубовского (2005), психическое развитие лиц с нарушенным слухом происходит в особых условиях. Для них характерны следующие закономерности психического развития: - общие с нормально развивающимися; - свойственные всем лицам с нарушениям слуха; - развитие всех лиц с нарушением слуха протекает специфично, т.е. отличается от всех других категорий; - психическое развитие глухих отличается от психического развития здоровых сверстников. Познавательная сфера лиц с нарушением слуха имеет свои особенности: Внимание В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание начинает формироваться к началу школьного обучения. Огромное значение имеют зрительные стимулы, т.е. основная нагрузка по приему и переработке информации ложится на зрительный анализатор. У глухих детей отмечаются большие трудности с произвольным вниманием: у них быстрей развивается утомление, снижается скорость деятельности, увеличивается количество ошибок. Продуктивность внимания у глухих детей в большей степени зависит от качества предлагаемого наглядного материала. Таким образом, по мнению Е. А. Стребелевой (2002), лицам с нарушениями слуха необходима специальная коррекционная работа по развитию внимания: общение со взрослым, введение указательного жеста, а затем речевая инструкция. Восприятие и ощущения Зрительное восприятия имеет немалое значение для компенсации нарушения слуха. Состояние зрительного восприятия у глухих без речи хуже или ниже, чем у нормально слышащих. Однако возникают сложности при восприятии глухими перспективных изображений, пространственно – временных отношений между предметами, с трудом узнают предмет, частично перекрытый другим объектом, не всегда понимают изображение движения предметов – это проявляется при восприятии картин (Л.Д. Столяренко, 1999). Проблемы кинестетических ощущений и восприятия изучали Э.И. Леонгард и А.И. Венгер (В.И. Лубовский, 2005). Многие дети с недостатками слуха отличаются от нормально слышащих по развитию движений (уже на первом году жизни) в частности у 70% - отмечается задержка функций удержания головы и сидения. Для лиц с нарушением слуха характерно: некоторая неустойчивость, трудности сохранения равновесия, недостаточная координация, задержка формирования моторики и артикуляционной моторики, снижена скорость выполнения движений, большое значение имеет повышенная вибрационная чувствительность. В осязательном восприятии выделяют трудности восприятия объемных предметов (Т.Г. Богданова, 2002). Таким образом, у лиц с нарушениями слуха отмечается недоразвитие одних систем восприятия при высоком уровне развития других. Память По мнению Н.В. Зверевой (2002), память у лиц с нарушениями слуха формируется специфически и имеет свои особенности: снижение уровня образной памяти, редко используют приемы опосредованного запоминания, образы памяти менее дифференцированы (могут спутать щетку с расческой), большие сложности со словесной памятью, редко используют словесные обозначения для запоминания свойств объектов, деформация образов памяти при сохранении. Мышление Наглядно - действенное мышление формируется в более старшем возрасте вследствие задержки речевого и сенсорного развития. В целом отмечается значительно больше трудностей, чем в развитии других познавательных процессов. Наглядно - образное мышление развивается по мере знакомства ребенка с предметами, их свойствами и отношениями. Понятийное мышление не формируется долгое время. Переход к словесно - логическому мышлению происходит примерно к 17 годам, а то и позже. Трудности с решением словесных задач, с умозаключениями. Общение Вербальное общение не формируется или формируется со своими особенностями, но взамен формируются специфические формы общения, характерные для глухих и слабослышащих: дактильная речь и жестовая речь (специально обучают). Трудностей в организации общения между глухими обычно не возникает, но серьезные проблемы возникают в общении глухих и слышащих (Л.Д. Столяренко, 1999).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.167 (0.013 с.) |