Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха



Физическое воспитание детей с нарушениями слуха - одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы - находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.          

Л.Д. Хода (2008) в своей работе «Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре» установила сенситивные периоды развития физических качеств неслышащих детей в возрасте от 4 до 17 лет. Так, в дошкольном возрасте сенситивными периодами являются: быстрота – 4-5 лет у мальчиков и девочек, сила - 4-5 лет у мальчиков и девочек, скоростно – силовые качества - 4-5 лет у мальчиков и девочек, координационные способности - 4-5 лет у мальчиков и девочек, выносливость – 5-6 лет у мальчиков и девочек, равновесие (статическое) – 5-6 лет у мальчиков и девочек.

Исследованиями ученых-сурдопедагогов установлено, что антропометрические показатели физического развития детей с недостатками слуха (рост, масса, окружность грудной клетки) почти не отличаются от антропометрических данных слышащих сверстников. Для глухих и слабослышащих характерно поступательное, хотя и неравномерное физическое развитие. Дисгармония в развитии глухих проявляется в более низком, по сравнению с нормой, уровня развития физических качеств. Особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как точность, равновесие и координация движений, скоростно-силовые качества. Их развитие совершается неодинаково. Скоростно-силовые качества отличаются от нормы незначительно (отставание на 5-10%). Координация и точность движения глухих отстают от нормы в большей степени (на 15-20 %).

Функция равновесия - одна из сложнейших. В ней принимают участие несколько анализаторов (зрительный, вестибулярный, двигательный и тактильный). У многих детей с недостатками слуха нарушается деятельность вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия в пространстве. У глухих детей уровень развития равновесия отстает от нормы в 3-5 раз. Так, по данным А. А. Коржовой (1993), слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия, с которыми справляются их слышащие сверстники. Хотя в дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких изменений не происходит. Глухие по показателям равновесия уступают не только слышащим, но также слепым и умственно отсталым.

Неслышащие дошкольники отличаются от своих слышащих сверстников недостаточной двигательной подвижностью. Доказано, что неслышащие дети дошкольного возраста отстают от своих сверстников в психофизическом развитии на 1-3 года. Нарушения двигательной сферы у детей проявляются в снижении уровня развития основных двигательных качеств:              

- отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и рук, скоростно-силовых качествах, скоростных качеств от 12 до 30%;

- в трудности сохранения статического и динамического равновесия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, динамическом — до 21%;

- в недостаточно точной координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;

- в относительно низком уровне ориентировки в пространстве;

- в замедленной скорости выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности в целом по сравнению со слышащими детьми;

- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;

- относительная замедленность овладения двигательными навыками;

- относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;

- замедленная реагирующая способность;

- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;

- отставание в развитии жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей (Н.М. Назарова, 2000).

Таким образом, перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.006 с.)