Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диктатура общего: власть превратных форм
Так реальность, пройдя это двойное абстрагирование (представление о представлении) и утрачивая свою исходную конкретность, объективно превращается в символ (по содержанию), схему (по форме). И этот образ должного (абстрактное) подчиняет себе сущее (конкретное). То же самое можно сказать и о рыночных стандартах, которые, выражая должное, подчиняют себе сущее. Итак, должное выдается за сущее, более того – за императив сущего. Кроме того, превратные формы рыночных стандартов связаны с утверждением такого должного, которое по своему содержанию является общим, которое начинает властвовать над конкретным. Одним словом, и в том, и в другом случае мы имеем дело с диктатурой превратных форм, а точнее - с диктатурой общего, вытесняющего конкретно-всеобщее. В этом случае мы имеем дело с ситуацией антагонистического противостояния, противоборства конкретно-всеобщего с общим. Так в логике превратных форм создается такое идеальное (символ), которое в качестве должного начинает господствовать над сущим. Философскую природу этих превращений очень точно подметил Э. В. Ильенков: «Когда идеальное пытаются толковать как неподвижный, фиксированный «идеальный предмет» или «абстрактный объект», как жестко фиксированную форму, то получается неразрешимая проблема - формой чего она является? Ибо такой оборот мысли превращает идеальное в самостоятельную субстанцию, существующую независимо от живой человеческой деятельности в качестве ее сверхчувственного бестелесного прообраза» [73]. Итак, завершая можно сказать, что симулятивное потребление предполагает производство определенных общественных представлений о том или ином «лэйбл» (маркетологовую вставку), за счет которой потребительная стоимость догоняет рыночную стоимость (а есть обратное движение?). И это производство «лэйбл» есть не что иное, как производство особого типа надстройки, от которой сегодня прямо и жестко зависит материальное производство. Шить или не шить костюм, из чего и как его шить - все эти вопросы материального производства сегодня зависят от того, какой конкретный brand будет «крышевать» этот вид производства. Другими словами, этот brand, являясь по форме неким знаком, имиджем, по сути, является тем общественным отношением, которое детерминирует характер материального производства.
Итак, заключая, можно сказать, что в этом случае вопрос материального производства попадает в зависимость от такого идеалъного (brand), которое связано не с конкретно-всеобщим, а с общим, если не сказать – символом общего. Это первое. Второе. В связи с вышесказанным возникает вопрос: а есть ли сегодня попытки снятия рынка в культуре? Да, но это, как правило, попытки видимостного снятия. Видимостное снятие рынка в культуру предполагает редуцирование рынка к brand, который в свою очередь пытаются рассматривать уже в системе координат культуры как знак некоторого имени. В этой попытке проговаривается намерение современного российского индивида, потерявшего свое имя (связано оно с семейной династией, заводом, СССР – это уже не столь важно) решить проблему своей самоидентификации. Постсоветский человек, хотя экономически и приспособился к рынку, в то же время он так и остался онтологически неприкаянным. Интересно, что если первоначально brand возникал как рыночная модификация того или иного культурного знака, то сегодня можно наблюдать, как это понятие, взятое из области рыночных отношений, используется, в частности, как субстанция для решения уже онтологических проблем человека, в том числе, проблемы самоидентификации частного человека. Этот частный человек пытается решить данный вопрос не как проблему обретения своего имени в мире культуры, а как проблему своей социальной самоидентификации через приобщение к тем или иным знакам престижного потребления. И это приобщение происходит через процесс постоянного включения индивида в отношения купли-продажи, которые как раз и становятся субстанцией «общественного» бытия частного человека. Потребность в подтверждении достоверности своего общественного бытия заставляет этого частного человека постоянно подтверждать свою состоятельность в сфере отношений купли-продажи. Соответственно процесс общественного бытия этого несчастного частного человека превращается, если использовать выражение Гегеля, в «дурную бесконечность» симу-лятивного бытия.
Медийная индустрия - производство частного человека
Доминирование принципа частного интереса в экономике, рост социального отчуждения и личной зависимости от расширяющейся сети бюрократических институтов власти, жесткий дрейф российской культурной политики в «ситуацию ноль», сужение Постсоветская культура: принуждение к мутации коридора личной перспективы – все это загоняет индивида (независимо от его имущественного ценза) в формы частного бытия, и как правило, реакционно-консервативные. Законы частного (не путать с понятием «личное») бытия диктуют и соответствующее отношение к культуре, и чаще всего - потребительское. Применительно уже к культуре три составляющие ее контекста (рынок, глобальная гегемония капитал и информационные технологии) обрели свое угрожающее для нее единство в таком феномене как индустрия развлечений с ее разветвленной специализацией[74]. Да, именно медийная индустрия развлечений с ее эффектом си-мулятивного потребления[75] стала субстанцией общественного бытия, как художника, так и современной культуры. И дело вовсе не в современных технологиях, а в том, что, используя их, масс-медийная система занимается производством и воспроизводством общественного отчуждения в виде симулякра культуры. Ориентированное на такое же симулятивное потребление[76] масс-медийное производство сегодня является субстанцией общественного бытия и художника, и современной культуры. Конечно, это обстоятельство определяет и соответствующее положение художника. Будучи, агентом масс-медийного производства, художник творит особый продукт – определенные представления о тех или иных предпочтениях, вкусах, приоритетах, формах и способах бытия частного человека. Казалось бы, ничего страшного в этом нет: идея частного человека нередко являлась предметом высокого искусства. Однако предметом внимания и производства «индустрии развлечений» является не столько сам частный человек, сколько частный взгляд на идею частного человека. Одним словом, художник масс-медийного производства создает такое идеальное, содержанием которого является не образ человека как некой целостности и даже не его отдельные элементы, а именно частные представления о частном человеке. Художник индустрии развлечений, участвуя в производстве частных представлений о разных частностях частного человека, тем самым становится всего лишь одним из звеньев совокупного работника на общем конвейере мега-шоу по производству представлений о (1) товарах и формах престижного потребления как основной идеи общественного бытия, а так же (2) престижных имиджах. Одним словом, художник в логике индустрии развлечения производит то, что позволяет индивиду идентифицировать себя в мире распавшихся универсалий. Результатом же потребления товаров и услуг «индустрии развлечения» является такое идеальное (образы, установки, вкусы, ожидания взгляды, императивы), которое в свою очередь становится важнейшей предпосылкой уже материального производства. Соответственно, потребление продуктов современной культуры является ни чем иным, как одной из форм расширенного воспроизводства той же самой индустрии развлечения. И в этом воспроизводстве и художник, и сам потребитель культуры становятся работниками (у них только разные модусы) одной большой фабрики, производящей особый мир – мир превратных форм бытия индивида, или говоря словами Бодрийяра, мир симулякров третьего порядка.
Но положение художника, и реципиента на этом производстве индустрии развлечения все-таки разное: (1) если художник за это производство получает деньги, то потребитель их платит; (2) если у художника рабочее время становится «свободным», то для потребителя время досуга превращается в рабочее время. В любом случае, производство системы представлений о престижном потреблении как императиве высшего смысла бытия становится то общее, что роднит теперь и художника, и реципиента культуры (= ее потребителя). Соответственно, общим результатом для них теперь является то, что каждый из них в процессе этого производства сам становится носителем частной природы. А частный человек – это унифицированный индивид, несущий в себе природу не конкретно-всеобщего, а общего. Так индустрия развлечения утверждает приоритет общего, а не конкретно-всеобщего и для художника, и для творчества, и для культуры. Между тем, содержание творческой деятельности таково, что самореализация индивида и его творчества неотделимы друг от друга. Диктатура же общего, проистекающая из господства рынка или/и бюрократической структуры, порождает превратные формы творчества, а значит и превратные формы самореализации индивида, что в конечном итоге приводит к саморазрушению уже самого творческого потенциала художника. И действительно, диктатура рыночной тотальности заставляет художника подчинять логику своего творчества конъюнктуре рыночного спроса. Так, в условиях рынка, т. е. в атмосфере, казалось бы, свободной от идеологического диктата, творится содержание, но уже не конретно-всеобщего как того требует искусство, а того общего (рыночных стандартов), что диктует рынок. С другой стороны, глобализация отчуждения предлагает одну основу решения – жесточайшую конкуренцию, оборачивающуюся в действительности тотальным уничтожением человека, общества, культуры, природы. Но сегодня в мире симулятивных смыслов и форм все обретает превращенную форму, в том числе и процесс уничтожения, который в действительности оборачивается принуждением к мутации и человека, и культуры, и общества, и природы. И как следствие этого - превращение проблемы самоотчуждения современного человека в одну из центральных, вставая в один ряд с такими проблемами как войны, терроризм, экологический кризис.
Понятно, что это отчуждение не свалилось вдруг с неба на российскую почву, а появилось как результат неразрешенности противоречий советской системы, ставшей основанием для развития отечественного постмодернизма (у западного постмодернизма генезис другой). Неразрешенность этих противоречий либеральной методологией породила ряд превратностей российской реальности: · капиталистические формы глобализации (ее социальная сущность, а не техническая сторона) как симулякр исторической перспективы; · попятная диалектика как превратная форма «развития»; · частные формы бытия диктуют потребительское отношение к культуре; · бессубъектное бытие индивида – основа современных форм самоотчуждения; · медийная индустрия – производство частного человека. В своей конкретной постановке проблема самоотчуждения встает вопросом: что необходимо для того, чтобы современный индивид, обреченный на анонимное бытие в социуме и в культуре, стал полноценным субъектом истории и культуры? Другими словами, что необходимо для того, чтобы современный индивид из согбенного объекта глобализации отчуждения превратился бы в «выпрямленного человека» (А. В. Луначарский) мира культуры?
Заключение
Именно протест, но не столько даже экономический, сколько онтологический, вызванный чувством оскорбления от беспросветности и унизительности господствующих форм бытия, в которые загнан современный индивид, как раз и вызывает не прекращающиеся массовые социальные волнения во всем мире и в первую очередь в странах, как я бы назвала, «комфортной цивилизации». Новые социальные движения, охватившие почти все страны Европейского сообщества, пытаются обозначить и проложить хотя бы реперные точки новой исторической перспективы, в то время как его политический истеблишмент вместо этого продолжает и дальше фетишизировать диктатуру правил отчужденного бытия и человека, и культуры, и природы. Одновременно они показывают и то, что для современного западного сообщества (впрочем, как и для российского) все более значимой становится проблема, но уже не модернизации (этот «поезд» ушел), а перезагрузки самой его субстанции, самой его основы. Такой перезагрузки, которая исходила бы из утверждения принципа субъектного бытия человека в социуме и в культуре. Именно на основе принципа субъектного бытия индивида только и можно искать альтернативу рабскому существованию (сытому или голодному - это уже не столь важно) современного человека в качестве функции (капитала, бюрократии, рынка, фетишизма правил). Необходимость этого субстанционального обновления общественной системы Запада (как и России) неизменно связана с поиском и нового вектора исторической перспективы, снимающего симуля-тивные формы развития общества, культуры, человека.
Этот поиск заявляет себя становлением общественного запроса, правда, еще не столько на историческую перспективу, сколько на просматривание этой самой перспективы, причем независимо от предпочтения той или иной ее модели (линейной, сферической, обратной, панорамной). Человек сегодня ищет те горизонты, которые дали бы ему возможность обретения перспективы становления себя как родового человека; той перспективы, которая стала бы для него онтологической опорой, позволившая ему предъявить, говоря словами А. Блока, «....безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного; верить не в то "чего нет на свете", а в то, что должно быть» [77]. Часть 2.
М.И. Воейков.
Введение О реформах и модернизации говорят многие, много и давно. Но за 20 лет бесконечных разговоров на эту тему, порой довольно интересных, в реальной жизни мало что было сделано хорошего. Более того, порой создается впечатление, что говорящие о модернизации сами плохо понимают, что она означает. Для примера приведем следующее. Ровно 10 лет назад в апреле 2001 г. Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) провела в Москве научную конференцию на тему: «Модернизация экономики России», где с основным докладом выступил Е. Г. Ясин. Так вот, уточняя понятие «модернизация» экономики он указал, что речь идет о следующем: 1) освоение производства продуктов современного технологического уровня; 2) обновление производственного аппарата; 3) включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику; 4) переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение и перевоспитание людей, усвоение иного образа мышления; 5) осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны[78]. В целом, за некоторыми исключениями, эти цели неплохие, но больше напоминающие маниловщину, чем глубокую научную постановку. Так, задача (3) «полная интеграция в мировую экономику» явно противоречит задаче (5) «формирование производственной структуры» развитой индустриальной системы. Ибо Россия может «полностью интегрироваться в мировую экономику» только как ее сырьевой придаток, что и получилось за эти годы. А формирование современной производственной структуры осталось в области мечтаний и разговоров. Да и по другим позициям за 10 лет ничего сделано не было, о чем подробнее будет сказано дальше. Но сейчас хотелось бы обратить внимание на неоднозначное толкование самого термина «модернизация». Из выше приведенной цитаты следует, что этот термин автор понимает как улучшение, пусть даже радикальное улучшение. Причем, не просто улучшение, а такое улучшение, которое позволит подняться российской экономике на уровень развитых стран. Такое понимание распространенно очень широко, но оно очень и бессодержательно. Ибо в него можно вкладывать что угодно, любые мечтания или сводить все к пустой болтовне. Все это вынуждает обратиться к обсуждению самого понятия «модернизация». Что оно означает?
К вопросу о терминологии
Надо сказать, что в теории модернизации одно из самых запутанных и темных мест является само понимание модернизации. Так, автор монографического исследования теоретико-методологических проблем модернизации пишет: «Специалисты вынуждены признавать, что понятие модернизация не слишком четкое, допускает определенные двусмысленности в толковании его содержания, но, тем не менее, оно более удобно в использовании по сравнению с прочими терминами»[79]. Итак, существует множество толкований модернизации, употребляемых в разных случаях и обстоятельствах. Несколько обобщая, все или большинство случаев употребления термина модернизация можно собрать в 2 группы. К первой можно отнести понимание модернизации в технико-экономическом смысле, когда под модернизацией понимают принципиальное улучшение, дающее с той же самой единицы оборудования существенно больший прирост продукции или новое качество услуги. Так, простой капитальный ремонт машины предполагает замену в ней основной части, скажем, мотора. Модернизация предполагает установку более мощного мотора, что даст существенный прирост производительности. Модернизация жилищного фонда предполагает не просто перекраску фасада дома, а замену, скажем, печного отопления на центральное. Это экономическое или узкое понимание модернизации. Чаще всего им пользуются инженеры и экономисты. Но есть и более широкое, социологическое понимание модернизации, когда речь идет не об отдельной машине, предприятии или здании, а об обществе в целом. Именно этот социологический смысл термина модернизация является основным или главным его содержанием и именно им пользуются большинство социологов, историков, политологов при описании соответствующего этапа в развитии обществ. Термином и понятием модернизация стали обозначать процессы социально-экономических изменений в основных странах Западной Европы, начиная, видимо, с XVI века. То есть, этим термином обозначали процессы формирования современного для тех времен буржуазного (капиталистического) общества, основанного на индустриальной технологии производства. Индустриализация, таким образом, ключевое звено в процессе модернизации. Без индустриализации модернизация не может считаться полной и законченной. Западное общество становилось современным (modernity) по сравнению с феодальным обществом. В этом смысле модернизация означает переделку (изменение) всех основных параметров феодального общества в буржуазное. В то или иное время этот процесс прошли все основные страны Европы. Это можно определить как, хотя и более широкую, но и более точную, научную трактовку понятия «модернизация». Есть и другое понимание модернизации, о чем уже шла речь. То есть модернизация как радикальное улучшение существующего, подразумевая подражание или приближение к стандартам развитых стран Запада. Эти два определения или трактовки понятия «модернизация» не противоречат друг другу, широкая перекрывает узкую. Но все-таки, чтобы было понятно о чем идет речь и не сводить разговор к благим пожеланиям типа «освоение производства продуктов современного технологического уровня», лучше пользоваться или по крайней мере иметь в виду научную трактовку модернизации, как процесса создания высокоиндустриального буржуазного общества. Понятно, что это относиться к формуле «модернизация общества», а не отдельного предприятия или технологии. В России, видимо, можно насчитать несколько попыток модернизации, т. е. создания индустриального буржуазного общества. Первая и наиболее заметная попытка модернизации обычно связывается с преобразованиями времен Петра I, но, тем не менее, ни индустриального, ни буржуазного общества в то время создать не удалось. Великая крестьянская реформа 1861 года то же может рассматриваться как этап развития в этом направлении, но и она не создала современного буржуазного общества. Серьезно о процессе модернизации в России можно говорить с конца, точнее, последней трети XIX века, который практически захватил большую часть XX века. Ведь городское население в стране численно стало превалировать над сельским только в середине 1950-х годов. Но как утверждается в специальной литературе, модернизационный проект за весь этот век так и не был закончен. Видимо, незаконченность российской модернизации и вызвала как объективную необходимость процессы радикальных изменений в 1980-х и 1990-х годах. Но вернемся на 20 лет назад. Изменения в стране, начатые в конце 1980-х годов не были случайностью или прихотью отдельных людей. Крупные исторические изменения вообще не происходят случайно. Изменения эти назревали давно. Конечно, можно предъявлять серьезные претензии к конкретным людям (политикам, государственным деятелям, интеллектуалам), которые оказывали подчас решающее влияние на ход изменений того периода, их ошибки и просчеты, корыстные намерения и неблаговидные поступки, но процесс изменений был объективно задан. Речь может идти о конкретной социально-политической форме, в которой эти изменения могли бы происходить. Видимо, историческая форма могла быть более адекватной, и цена изменений могла быть значительно меньшей. Но что было, то было. Однако сперва определимся с самим пониманием необходимости изменений. Что было необходимо: реформы, модернизация, революция? Анализ многих документов и материалов тех лет и современные тенденции позволяют утверждать, что изменения в стране должны были проходить и проходят в форме модернизации. Модернизация российской экономики есть объективное и неизбежное явление, если, конечно, полагать, что Россия после всех сегодняшних передряг сохранится как великая индустриальная держава. К сожалению, мы по разным причинам не смогли провести последний этап модернизации, когда его проходили большинство экономически развитых стран. Это примерно конец 50-х и 60 годы, начало научно-технической революции. Разговоров у нас тогда об этом было много, но на деле все осталось почти без изменений. В этой связи вернемся к двоякому пониманию модернизации: в узком (экономическом) и широком (социологическом) смысле. В первом смысле, т. е. экономической модернизацией в отдельных отраслях и производства Россия почти все послевоенное время только и занималась. Однако такого подхода оказалось недостаточно и своевременная модернизация страны закончена не была, несмотря на все усилия партийных и правительственных органов. Это вызывает необходимость обращения к модернизации в широком смысле, как обновление всей экономической и политической системы общества, обновление социально-экономического строя. Здесь нужно специально подчеркнуть, что речь идет именно об обновлении, а не о замене одного строя на другой, как некоторые думают. Если же говорить о замене одного социально-экономического строя на другой строй, то обычно, по крайней мере до сих пор, это называлось революцией, а не просто модернизацией. Революцию также можно рассматривать в качестве особой формы модернизации, но следовало бы ее назвать крайне радикальной формой модернизации. Причем, собственно, революция приводит к модернизации лишь в конечном счете. Первые этапы революции – это разрушение, хаос, развал почти всех сторон прежней хозяйственной и общественной жизни. Этот процесс и приводит к смене социально-экономического строя. С другой стороны, необходимо отличать модернизацию от каких-либо реформ. Модернизация, конечно, предполагает проведение реформ, но не как отдельных, частичных мероприятий, а как комплекса достаточно радикальных мероприятий, затрагивающих все основные стороны жизнедеятельности общества. Таким образом, реформы можно определить как весьма слабую степень модернизации. На примере исторического опыта России прослеживается достаточно четкое различение между революцией, модернизацией и реформами. Реформ в России было множество (например, реформы П. Столыпина) и далеко не все заканчивались успешно, но ни одна из них не претендовала на изменение общественного строя. Из модернизаций можно назвать три наиболее известных и крупных: преобразования Петра Первого, отмена крепостного права и начало развития капитализма во второй половине XIX века, индустриализация в 30-х годах XX века. Все они проходили в рамках уже существовавшего к тому времени социально-экономического строя и служили его укреплению, а не смены. Революция была лишь одна, когда в 1917 году действительно произошла смена социально-экономического строя в стране. Что происходит сегодня в России: модернизация, революция или очередные реформы? Вопрос этот имеет принципиальное значение. Ибо, если мы имеем революцию, то, следовательно, можно ожидать действительно смену одного общественного строя на другой, одних социальных сил на другие. Наверное, можно ожидать, как многие считают и пишут, что "социализм" или даже "коммунизм" заменяется на "капитализм". Однако, эти многие должны были бы доказать, что такое теоретически и исторически возможно. Это, как бы, в результате некой революции в какой-либо стране буржуазный строй вдруг сменился на феодальный. Но это был бы исторический абсурд. Значит, утверждение о смене "социалистического" общественного строя на "капитализм" есть также абсурд. В общем, к этой логике имеется много вопросов и оставим ее в стороне. Стратегия модернизации для России более понятна, но в данном случае не следует говорить о смене социально-экономического строя. Тем более что по проблемам сущностного определения общественного строя, более 70 лет существовавшего в России, в мировой литературе идет сегодня оживленная дискуссия. Модернизация это радикальное обновление, модификация, трансформация чего-то уже существующего, но не переход к чему-то принципиально иному. Можно даже сказать так: модернизация – это переход к принципиально новому, но не иному. Интересно отметить, что в западной литературе развивается дискуссия о развитии России в терминах transition (переход) и transformation (преобразование). Ряд западных наблюдателей полагает, что в России осуществляется трансформация, другие считают, что тут будет transition, т. е. переход в систему принципиально иного общественного устройства. Существует даже понятие "переходная экономика" и целая наука «транзитология». Представляется, что серьезных оснований для трактовки состояния России как переходного во что-то принципиально иное явно недостаточно и с каждым днем их становится все меньше. Таким образом, Россия осуществляет модернизацию – плохо, криво, бестолково, но transformation, а не transition. To есть, России объективно задана модернизация, хотя многие сегодняшние идеологи, политики и руководители страны думают, что они, осуществляя некоторые "радикальные" реформы, в тоже время осуществляют модернизацию и меняют общественный строй. На практике же невозможно все делать одновременно; нельзя одновременно ехать медленно, быстро и очень быстро. Непонимание сущности происходящих процессов вызывает рассогласование слов и действий, намечаемых мероприятий и социально-экономической практики, которая эти мероприятия отторгает или трансформирует до неузнаваемости. Отсюда и новое крылатое выражение: "хотели как лучше - получилось как всегда". В итоге трудно разобраться, что же происходит сегодня в России. Действительно, Россия нуждается в модернизации, понимая под этим не только обновление технологической базы производства, но также и обновление всей социально-экономической системы. Процесс трансформации России, который начался в конце 80-х годов, есть процесс объективный и в целом полезный для страны. Однако вызывает вопросы и недоумение ход этого процесса и цели, которые при этом ставят некоторые политики, имеющие непосредственное отношение к властным структурам. Большинство российских экономистов и зарубежных наблюдателей согласны в том, что, несмотря на определенный рост экономики после 2000 г., Россия еще не преодолела последствия тяжелейшего экономического кризиса 1990-х годов. И сегодня по многим важнейшим экономическим показателям российское производство не достигло уровня последнего советского года. Естественно, многие исследователи и эксперты ищут пути преодоления застойной ситуации на путях модернизации. Оппозиционные экономические программы, условно говоря, можно разбить на две или три большие группы. Первая, где экономическая роль государства сводится к минимуму и рыночное самодействие почти ничем и никем не ограничивается. Модернизация в этом случае осуществляется сама собой на базе безграничного господства частной собственности. Собственно, именно эта стратегия и осуществлялась все последние 20 лет, ничего не прибавляя в смысле модернизации экономики. Эта стратегия лишь словесно отличается от правительственного курса, по существу же разделяя ту же самую идеологию рыночного либерализма. Вторая, наоборот, предполагает существенное усиление роли государства в экономике, признавая при этом и рыночное самодействие в тех или иных пределах. Из второй оппозиционной стратегии можно выделить и третью, которая отличается большим значением государства и существенно меньшим, если не совсем минимальным, рынка. Таким образом, мы имеем для научного рассмотрения правительственный курс экономического развития, с одной стороны, и курс, скажем, оппозиции, с другой. Чтобы ответить на вопрос – какая экономическая стратегия лучше и что надлежит выбрать, надо прежде всего ответить на вопрос: что мы хотим? Хотим ли мы свободную рыночную (почти ничем не стесняемую) экономику как придаток мирового рынка? Тогда ответ ясен – первая стратегия, которая и осуществлялась все эти годы. Но она не дает модернизации. И в этом случае большинство населения страны оказывается на грани или даже за чертой бедности и лишь незначительная часть населения процветает. Это означает, что такая стратегия такой «модернизации» вполне устраивает 10 % населения и совершенно не устраивает остальные 90 %. Встать на сторону большинства населения при выборе экономического курса или на сторону меньшинства – это и есть политика, есть политический выбор. Труднообъяснима позиция тех экономистов-профессионалов, которые в своих предложениях и оценках пытаются абстрагироваться от политики. Делая политический выбор, а выбор экономической стратегии, касающейся огромной страны и миллионов людей, всегда есть политическое решение, и в то же время создавать вид аполитичности – это наивные, детские уловки. Речь идет о политическом выборе, об экономической политике в интересах подавляющего большинства населения или в интересах небольшой его части. Можно ли назвать модернизированной страну, где большинство населения с трудом сводит концы с концами, и лишь незначительная часть его процветает? Очевидно, нет. Очевидно, что Россия может сохраниться как мощная индустриальная держава и завершить свой модернизационный проект, если политический выбор будет сделан в интересах основной массы трудящегося населения. С этой точки зрения, т. е. с определенной политической точки зрения и предлагается подходить к решению вопроса о выборе экономической политики, т. е. модернизации. Однако, на пути современной модернизации стоят ряд проблем, которые по существу делают ее невозможной. Выделим из них две основные проблемы российского капитализма, нерешенность которых перечеркивает все модернизационные усилия российского правительства. Это, прежде всего упадок социальной сферы, вымирание населения страны и экономическая неэффективность российского капитализма.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.054 с.) |