Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когда реформы сопровождаются кризисами
Экономика России (и СССР) после безуспешных попыток переломить тенденцию затухания темпов стала утрачивать динамический потенциал с конца 1970-х годов и постепенно втягиваться в кризисную фазу. Формально статистика зафиксировала наступление спада в российской экономике по основным макроэкономическим показателям в 1990 г. (табл. 1). Можно считать, что политика перестроечного рыночного реформирования в силу действия объективных и субъективных причин закономерно завершилась втягиванием экономики в кризисную фазу.
Таблица 1 Экономическое развитие России, 1986-1991 гг. (в % к предыдущему году) Источник: Народное хозяйство Российской Федерации. М., 1992. С. 14. Последующие события в общественно-экономической системе РФ, связанные с радикальным изменением экономического курса и попыткой проведения форсированной капитализации экономики, показали, что отказ от планово-социалистической модели хозяйства не прервал кризисную линию развития и не дал скорого импульса для экономического возрождения. Более того, произошло его превращение в новую разновидность кризиса — трансформационный {межсистемный), глубина и негативные проявления которого оказались еще более значительными, чем это наблюдалось на предшествующей фазе. Если согласиться с тем, что виной всех наших бед выступало социалистическое хозяйство, которое завело экономику в тупик, то становится непонятным угрожающее нарастание масштабов кризиса при выводе его из этого тупика. Только ли проблема в сложности трансформационных процессов? Или, как объяснял Дж. Сакс, все дело в том, что по большей части «недуги российской экономики являются следствием 75 лет советской экономической стратегии, а не нескольких лет реформ»[22]. Но если пользоваться такой аргументацией, то возникают еще большие основания списать неудачи социалистического хозяйственного эксперимента на более чем 300-летний период господства общественно-экономической системы, которая ему предшествовала и недуги которой воспрепятствовали разворачиванию социалистического хозяйства. Чтобы придать либерально-рыночным реформам более позитивный образ, их сторонники в условиях глубокого кризиса пытались опереться на другой критерий успешности реформирования, увязывая его с «продвинутостью» реформ в достижении рыночных параметров в экономическом развитии. В этом случае главным аргументом в положительной оценке проведенных реформ выдвигалось положение о достижении российской экономикой «точки невозврата», когда, по их представлениям, уже невозможно движение назад, а реформы, достигнув необходимой критической массы системных изменений, становятся необратимыми. Ради достижения этой сверхцели можно было не считаться с потерями и разрушениями.
Тем самым, смена модели хозяйства и траектории экономического развития России привела к тому, что ранее зародившийся кризис не просто сохранился, а получил свое продолжение в новой разновидности, превратившись из системного в межсистемный. После 1992 г. его уже нельзя увязывать только с кризисом социализма. Оба кризиса имеют несхожие характеристики в природе, причинах обострения и способах выхода. Обратимся к вопросу о том, насколько проведение крупных системных реформ всегда сопровождается длительным и глубоким спадом. Как свидетельствует международный и отечественный опыт, при правильном выборе курса реформирования предшествующий (или сопутствующий) кризис очень быстро прекращается и экономика вступает в подъемную фазу. Для подтверждения сказанного приведем хрестоматийный пример, связанный с реформой Эрхарда в послевоенной Германии. Всего за 2.5 года (1948-1950 гг.) в этой стране удалось устранить послевоенную разруху и выйти на исходный уровень экономического развития. При всем том, что в 1948 г. общий индекс производства составлял 50% от уровня 1936 г. Ко всему прочему, начавшийся экономический бум опирался на значительное увеличение реальной заработной платы (около 15% в 1948 г. и в последующие годы с такими же высокими темпами). За 1950-1970 гг. при росте цен на потребительские товары на 57%, реальная заработная плата увеличилась на 198.6%, промышленное производство — выросло на 331%[23]. Следует еще вспомнить примеры проведения рыночных реформ в период нэпа в советской России или в современном Китае. В одном случае в кратчайшие сроки была преодолена послевоенная хозяйственная разруха с одновременным проведением рыночных преобразований. В другом - современный Китай в течение уже более 30 лет демонстрирует рекордно высокие темпы экономического роста (в среднем в 8-9% ежегодно), последовательно реализуя курс на реформы.
Это означает, что возникновение кризисов в процессе проведения реформ кризиса вызывается главным образом политикой реформаторов, социальными целями и экономическими интересами правящего слоя, находящегося у власти. Если тщательно продуман вариант реформирования и он умело реализуется, то кризисные процессы достаточно быстро преодолеваются или вообще не поражают хозяйственную сферу. Когда же политика преобразований не соответствует исходному состоянию национального хозяйства, противоречит сложившимся институтам и традициям, ее цели не разделяет большинство общества, а экономические интересы носят узкоэгоистическии характер — тогда экономика отвечает на вводимые новации масштабным углублением противоречий и конфликтов с неизбежным и нарастающим спадом. Трансформационный кризис в России, находясь под воздействием как совпадающих, так и различающихся неблагоприятных факторов и проходя через фазы своего обострения и ослабления, все же в определяющей степени порожден сохраняющейся общей стратегией рыночно-либерального реформирования экономики. Поэтому острые кризисные обвалы в российской экономике равнозначны очередным исчерпанием ее потенциала, и в этом смысле в наступлении кризисов доминируют «рукотворные» факторы. Более конкретно общими причинами обострения кризиса выступают: · потеря управляемости в экономике и неспособность к точному предвидению последствий от принимаемых решений; · несовместимость внедряемой модели капиталистически-рыночной экономики сложившимся социальным и хозяйственным реалиям России, закономерным последствием которой стала деиндустриализация экономики и усиление ее периферийно-сырьевого характера; · отрыв социальных целей реформаторов от преобладающей системы социальных ценностей и интересов, на основе которого произошло стремительное социально-экономическое, культурное и идеологическое расслоение общества; · превалирование бюрократических и насильственно-принудительных методов в трансформационных процессах, разрастание коррупции и служебных злоупотреблений, рост преступности, падение нравственности и морали и т. п. – всё то, что вызывает реакцию отторжения в подавляющей части общества. Названные выше причины раскрывают природу трансформационного кризиса, заключающуюся в неспособности политики реформ разрешить в оптимальные сроки и с приемлемыми издержками весь сложный комплекс проблем социально-экономического развития в рамках выбранной стратегии и в нынешнем составе правящих сил. Самыми приметными признаками такого кризиса становятся формирование неблагоприятной социально-экономической среды для большинства населения, нарастание недовольства проводимой политикой, ослабление экономических и геополитических позиций в мире и многое другое. Все это придает экономическому развитию внутреннюю несопряженность, и даже предчувствие катастрофичности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.005 с.) |