Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика детей с нарушением интеллекта

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10–15%. Нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека нарушение интеллекта является наиболее распространенным явлением. В различных регионах мира люди с нарушением интеллекта составляют от 2 до 6% населения. 

В связи с продолжающимся ростом количества новорожденных детей, имеющих вторичные отклонения в развитии умственных способностей, перед специалистами по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре встают проблемы поиска и экспериментального обоснования педагогических методов и средств, с помощью которых можно эффективно осуществлять педагогическую коррекцию их физического развития и физической подготовленности и на этой основе последовательно  осуществлять процесс социальной интеграции и адаптации к предстоящей жизнедеятельности.

Основой нарушения психического развития ребенка является клиническая патология центральной нервной системы, которая касается главным образом ее наиболее сложных и поздно сформировавшихся мозговых структур. По мнению Л.С. Выготского, "ядро дебильности" составляют: слабость замыкательной функции, инертность нервных процессов и повышенная способность к охранительному торможению.

Нарушения интеллекта ребенка влекут за собой аномальное развитие двигательной сферы, особенно координационной, совершенно необходимой для его социально-трудовой адаптации после окончания школы.

На формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков у детей большое влияние оказывает уровень общей физической подготовленности.

На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой. Одним из принципов отечественной педагогики является «обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности». Принцип выражает стремление общества к удовлетворению потребностей лиц имеющих нарушения в развитии, не только в коррекции существующих дефектов, воспитании и образовании, но и в социальной адаптации (абилитации).

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта в общество во многом обусловлен уровнем освоения ими трудовых, двигательных умений и навыков, зависит от степени развития физических качеств. Один из путей реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов – двигательная активность, которая стимулирует развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности.

Вследствие органического поражения головного мозга у детей с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, дефекты физического развития и соматические заболевания. Умственная отсталость детей тесным образом сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, которая для них является главным способом, формой и средством познания окружающего мира, овладения речью, трудовыми навыками, социализации в обществе. Проблемы обучения, воспитания и социализации детей с нарушением интеллекта в специальных коррекционных школах, детских домах-интернатах взаимосвязаны с вопросами совершенствования процесса их физического воспитания, поиска эффективных методик развития их двигательной сферы, коррекции двигательных действий и повышения уровня развития физических качеств.

В настоящее время ведется активная работа по исследованию физического развития, уровня физической подготовленности, функциональных особенностей и состояния здоровья детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением интеллекта. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека умственная отсталость является наиболее распространенным явлением. Актуальным  на сегодняшний день остается вопрос влияния обучения в коррекционных школах, занятий адаптивной физической культурой на состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность детей с нарушением интеллекта.

Экзогенные факторы:

- различные инфекционные заболевания матери во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, эпидемический паротит, грипп,  болезнь Боткина);

- хронические инфекционные заболевания матери (сердечно-сосудистой системы, почек, печени, нарушения обмена веществ);

- заражение плода паразитами, попавшими в организм матери (токсоплазмоз);

- родовые травмы (узкий таз), асфиксии, нарушение внутриутробного кровообращения;

- влияние радиоактивного и рентгеновского облучения на половые клетки родителей и сам плод;

 - травмы, заболевания центральной нервной системы;

- перенесенные в раннем детстве осложнения гриппа, кори, краснухи;

- менингит, энцефалит;

- следствие отрицательных психосоциальных влияний (семейные условия в раннем детстве).

Эндогенные факторы:

- патологическая наследственность (венерические и некоторые другие заболевания родителей);

- умственная отсталость одного или обоих родителей (генетические факторы);

- полигемный тип наследования, при котором у потомства происходит накопление патологических генов, полученных от обоих родителей;

- врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов вследствие врожденной неполноценности ферментативных структур;

- нарушение хромосомного набора;

- нарушение эндокринной системы матери;

- несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору;

- алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей.

Алкоголизм и наркомания могут быть причиной умственной отсталости как экзогенного, так и эндогенного характера. Продукты распада алкоголя, наркотиков (токсины), благодаря общей системе кровообращения матери и плода попадают в кровь будущего ребенка и отравляют его. Длительное употребление алкоголя и наркотиков вызывает необратимые патологические изменения в генетическом аппарате родителей и является причиной хромосомных и эндокринных заболеваний ребенка.

Американские ученые считают, что ранее наиболее распространенной причиной отклонений умственного развития был алкогольный синдром плода (1 случай на 333 новорожденных). Однако недавно с помощью генетического картирования было установлено, что сцепленные с X-хромосомой заболевания являются распространенными наследственными болезнями, приводящими к отклонениям умственного развития. Причиной таких заболеваний являются рецессивные дефектные гены, локализованные на половой хромосоме, которые у мужчин проявляются в два раза чаще, чем у женщин.

Это обусловлено тем, что мужчина наследует от родителей одну X-хромосому и одну Y-хромосому, а женщины наследуют две X-хромосомы. Поэтому у мужчины, который наследует дефектный ген с X-хромосомой, заболевание обнаруживается практически всегда, тогда как женщины, у которых наряду с аномальным рецессивным геном на второй X-хромосоме присутствует нормальный доминантный ген, с клинической точки зрения будут нормальными.

С другой стороны, существует повышенный риск передачи дефектного гена от женщины половине ее потомства, включая всех сыновей, у которых будут проявляться признаки заболевания, связанного с дефектным геном. Мужчина с наличием X-хромосомного заболевания передаст дефектный ген всем своим дочерям, которые станут носителями. В то же время у его сыновей генетические и клинические признаки нарушений будут отсутствовать. Синдром повышенной ломкости X-хромосомы является наиболее распространенной причиной наследственных заболеваний, связанных с отклонениями умственного развития. К числу других хорошо изученных связанных с X-хромосомой заболеваний относятся мышечная дистрофия и гемофилия.

Примерно у половины лиц с отклонениями умственного развития обнаруживается больше одного возможного причинного фактора заболевания, и зачастую возникновение умственного расстройства отражает кумулятивный эффект или результат совместного действия многих факторов (Винник, Джозеф П. (2010).

 

С нарушением интеллекта

Нарушение интеллекта часто сопровождается вторичными отклонениями и сопутствующими заболеваниями. Все они в разной степени могут отмечаться у детей с умственной отсталостью.

Вторичные отклонения

- снижение силы и подвижности нервных процессов;

- нарушение познавательной деятельности;

- нарушение высших психических функций, аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системы;

- нарушение координации движений;

- нарушение мышечного тонуса;

- сенсорные отклонения (замедлены и сужены зрительные, слуховые, кинестетические, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения и восприятия).

Сопутствующие заболевания

- врожденные пороки сердца;

- эндокринные нарушения;

- заболевания внутренних органов;

- нарушения осанки, деформации стоп;

- дисплазия суставов, нарушение процессов окостенения.

Синдром Дауна

Синдром Дауна является генетическим заболеванием, которое связано с отклонениями умственного развития. Встречается примерно у одного ребенка из 700 новорожденных. Мужчины генетически ответственны за возникновение этого отклонения у своего потомства примерно в 25% случаев. Наибольшему риску рождения ребенка с синдромом Дауна подвержены женщины в возрасте старше 35 лет (1 ребенок из 290), в 40 лет (1 ребенок из 150), а в 45 (1 ребенок из 20).

Синдром Дауна является следствием одного из трех типов хромосомных аномалий:

-  трисомия по 21-й хромосоме (присутствие в геноме дополнительной 21 хромосомы), в результате геном содержит 47 хромосом вместо 46 (по 23 хромосомы, полученных от каждого родителя);

- нерасхождение хромосом, когда одна из пар хромосом не может разделиться в ходе мейотического деления клеток, следствием чего является появление двух гаплоидных клеток, в одной из которых 24 хромосомы, а в другой – 22;

- транслокация, происходящая в процессе совместного формирования хромосом, в результате формируется одна хромосома, которая в действительности содержит генетический материал двух хромосом.

С синдромом Дауна ассоциировано более 80 клинических признаков.

Наиболее распространенные признаки:

- низкий рост;

- низкий мышечный тонус;

- маленький нос с плоской переносицей;

- глаза сдвинуты вверх и наружу;

- выраженные складки кожи вокруг глаз;

- ожирение легкой или средней степени;

- недоразвитые дыхательная и сердечно-сосудистые системы;

- короткие руки и ноги по отношению к туловищу;

- короткая шея;

- маленькие низко посаженные уши;

- маленькая голова и уплощенное лицо;

- широкие руки и ноги;

- короткие пальцы;

- низкая способность к удержанию равновесия;

- проблемы с восприятием;

- плохие зрение и слух.

Характеристика здоровья:

- нарушения физического развития: отставание в длине и массе тела, ожирение, нарушение осанки, деформация стопы, нарушение в развитии грудной клетки, низкие показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ), деформация черепа, отклонения органов от нормальной формы и размера),

- у некоторых детей наблюдается мышечная гипотония и избыточная масса тела;

 - позже начинают ходить и говорить;

- у детей с синдромом Дауна наблюдается склонность к пониженному мышечному тонусу и повышенной подвижности суставов. Это позволяет им демонстрировать более высокие показатели гибкости, но и подвергает их большему риску получения травм из-за слабых связок и мышц;

- недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и во времени, неумение выполнять различные ритмические движения, низкий уровень равновесия, ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метаниях, отсутствие легкости и плавности движений, излишняя напряженность и скованность;

- нарушения в развитии основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп и конечностей (на 15-30%), быстроты (на 10-15%), выносливости (20-40%), скоростно-силовых качеств (15-30%) (Винник, Джозеф П. (2010).

У 40% развивается врожденный порок сердца. Подвержены повышенному риску развития лейкимии. Часто встречаются дефекты внутренних органов, требующие хирургического лечения. Наблюдаются инфекции дыхательных органов.

Старение происходит гораздо быстрее и почти у всех в 40 лет развивается болезнь Альцгеймера.

В США существуют шокирующие расовые различия в средней продолжительности жизни лиц с синдромом Дауна. В результате 15-летнего исследования, в котором приняли участие 34 тысячи больных с синдромом Дауна, было установлено, что средняя продолжительность жизни больных европеидной расы – 50 лет, негроидной расы – 25, других рас – 11 лет.

Для занятий адаптивной физической культурой детям с синдромом Дауна требуется медицинский осмотр и тщательное планирование программы физического воспитания. Необходим контроль при выполнении упражнений, требующих максимальных мышечных усилий. Мышечная гипотония и гипермобильность суставов часто приводят к изменениям осанки и ортопедическим нарушениям, таким как нестабильность атланто-осевого сустава, смещение тазобедренного сустава, плоскостопие, выдвинутая вперед голова, изменение лордоза и кифоз, опущение внутренних органов. Акцент должен ставится на выполнение упражнений, укрепляющих мышцы вокруг суставов и мышцы стабилизаторы суставов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие «нарушение интеллекта».

2. Перечислите степени умственной отсталости.

3. Раскройте понятия «олигофрения» и «деменция».

4. Перечислите причины нарушения интеллекта.

5. Перечислите вторичные нарушения, возникающие у детей с нарушением интеллекта.

6. Перечислите сопутствующие заболевания у детей с нарушением интеллекта.

7. Раскройте специфику заболевания «синдром Дауна».

8. Раскройте особенности физического развития и двигательных способностей детей с умственной отсталостью.

9. Раскройте особенности психического развития детей с умственной отсталостью.

 

Физические упражнения

Группы упражнений (они могут использоваться на уроках адаптивной физической культуры, лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях).

1. Упражнения, связанные с перемещениями тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, лазание, лыжи.

2. Общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, на снарядах – лестница, тренажеры, гимнастическая стенка).

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, скоростно-силовых качеств.

4. Упражнения на коррекцию нарушений осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук, ног.

5. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, туловища, равновесие, дифференцировка усилий.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.

8. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функции паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом, активизирующие познавательную деятельность.

10. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.

11. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, минифутбол, верховая езда.

Гигиенические факторы

Включают правила и нормы личной и общественной гигиены:

- режим дня;

- соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха;

- питание;

- гигиена окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования;

- закаливающие процедуры.

 

Методы формирования знаний

1.Закрепление знаний о строении тела и его частях.

2.Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома.

3.Знания о спортивном инвентаре и оборудовании (названия).

4.Знания об исходных положениях.

5.Знания понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение их выполнять со словесной инструкцией (подняться – опуститься).

6.Знания пространственных ориентиров (построения в колонну, шеренгу, круг, в пары; движения частей тела вперед-назад, месторасположение: встать перед скамейкой).

7.Знание подвижных игр: названия, правил, понимание сюжета и ролевых функций, считалок, речетативов.

8.Знания о гигиенических требованиях к спортивной форме, одежде, обуви.

 Для формирования знаний применяется метод использования слова:

- объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание, устное оценивание, обсуждение, совет, просьба, беседа, диалог;

- сопряженная речь – проговаривание хором;

- невербальная информацию (мимика, пластика, жесты, условные знаки);

- зрительно-наглядная информация.

Методы воспитания личности

Воспитывающая среда – организация жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Дети с нарушением интеллекта имеют узкую однородную среду обитания и общения, бедный поведенческий опыт, скудные представления об окружающем мире. Воспитывающая деятельность – вовлечение ребенка в различные виды деятельности. Происходит осмысление, самоощущение себя в реальной жизни. Дети с нарушением интеллекта имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений.

Физкультурная деятельность решает ряд важных задач:

- воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;

- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям;

- формирование положительной мотивации, интереса к физкультурно-спортивной деятельности;

- воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование коммуникативного поведения;

- воспитание ответственности, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей;

- воспитание дисциплины, умение управлять своими эмоциями, подчиняясь общим правилам и нормам социального поведения;

- формирование навыков самовоспитания: самооценки, самоконтроля, самодисциплины.

Принцип диагностирования:

- необходимость учета основного дефекта;

- учет сопутствующих заболеваний;

- учет вторичных отклонений;

- учет медицинских показаний и противопоказаний;

- учет особенностей психических и личностных качеств;

- учет нарушенных и сохранных функций опорно-двигательного аппарата;

- учет уровня физического развития;

- учет уровня физической подготовленности.

Принцип дифференциации и индивидуализации:

- объединение занимающихся на занятии в относительно однородные группы (возраст, пол, уровень развития двигательных качеств);

- индивидуальная работа с каждым занимающимся с учетом его особенностей физического и психического развития, способности к обучению, двигательного опыта;

Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий:

- коррекция и активное развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей, волевых и нравственных качеств средствами адаптивной физической культуры;

- преодоление, сглаживание, ослабление недостатков, обусловленных патологическими нарушениями.

Принцип учета возрастных особенностей:

- учет неравномерности процесса индивидуального развития всех физиологических и психологических функций;

- сенситивные периоды у детей с нарушением интеллекта наступают позднее на 2-3 года;

- динамика физических и психических возможностей обучающихся индивидуальна.

Принцип адекватности педагогических возможностей:

- соответствие коррекционных задач, средств, методов, методических приемов адаптивной физической культуры должен соответствовать функциональному состоянию занимающегося.

Принцип оптимальности педагогических воздействий:

- разумное балансирование величины психофизической нагрузки;

- стимуляция адаптационных процессов;

- оптимальная реакция организма на физическую нагрузку.

Принцип вариативности педагогических воздействий:

- многообразие физических упражнений, условий их выполнения;

- способы регулирования эмоционального состояния;

- воздействие на различные сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику.

Принцип приоритетной роли микросоциума:

- влияние семьи, учителей, воспитателей, педагогов, психологов, друзей, сверстников на воспитание личности ребенка;

- при проведении занятий по адаптивной физической культуре необходимы мастерство, профессионализм, личное обаяние педагога, умение организовать взаимодействие учащихся и взрослых, создание психологического климата доверия, доброжелательности, своевременная похвала и одобрение, обеспечение безопасности.

 

С нарушением интеллекта

В зависимости от задач подвижные игры используются в подготовительной, основной и заключительной частях занятия. В подготовительной части занятия подвижные игры используются в качестве разминки. В основной части занятия подвижные игры используются для развития общей физической подготовленности, коррекции отклонений в двигательной сфере. В заключительной части занятия подвижные игры используются в качестве восстановительного комплекса для приведения организма ребенка в оптимальное для последующей деятельности, после физической нагрузки, функциональное состояние. На занятиях могут использоваться подвижные игры, содержащие элементы спортивных игр.

В подвижных играх используются знакомые и естественные движения: бег, ходьба, ползание, перелезание, прыжки, упражнения с предметами. Ими можно заниматься без специальной подготовки, т.к. в них нет сложной техники, а правила можно изменять соответственно интеллектуальным и физическим возможностям, что необходимо в работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии.

Благодаря тому, что во время подвижных игр вовлекаются в работу различные мышечные группы, развивается мышление, восприятие, внимание, воображение, память, речь, повышается умственная активность и в целом познавательная деятельность.

Методические особенности проведения игр:

1.Выбор игры.

2.Учитывать состав группы, возраст, условия, место и форма проведения.

1. Организация играющих (команды, равные по силам).

2. Успешность игры зависит от того, как дети поняли содержание и правила игры.

3. Применять наглядное, образное объяснение, дополненное показом.

4. Объяснять игру, когда дети разделены на команды и заняли свои места.

5. До начала игры подготовить игровую площадку.

6. Принять меры безопасности.

7. Проветрить помещение.

8. Создать праздничную обстановку игры.

9. Свобода выражения радости, подбадривание болельщиков – естественное сопровождение подвижной игры.

10. Справедливо оценивать игру, найти добрые слова для проигравших, отметить индивидуальные успехи каждого.

11. В случае перевозбуждения и утомления детей (рассеянное внимание, нарушение точности движений, учащенное дыхание, побледнение) необходимо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры.

12. Регулирование нагрузки: сокращение продолжительности игры, введение перерывов для отдыха и упражнений на расслабление, изменение числа играющих, сокращение поля игровой площадки, изменение правил, смена ролей играющих, переключение на другую игру.

Этапы проведения игры:

- Выбор игры.

- Подготовка места для игры.

- Подготовка инвентаря.

- Разметка площадки.

- Размещение играющих (не вставать спиной к детям, не ставить против солнца).

- Объяснение игры.

- Выделение водящих (выбрать по желанию, назначить, считалки).

- Распределение на команды (для более слабых детей определить щадящую нагрузку, снизить вес снаряда, сократить дистанцию, уменьшить количество упражнений).

- Судейство. Судья, он же ведущий – наблюдает за ходом игры, задает нужный тон и настроение, направляет инициативу детей в нужное русло, создает возможность каждому участнику игры проявить свои лучшие качества. При нарушении правил он своевременно вмешивается для исправления ошибок, корректирует неправильные действия, предотвращает конфликтные ситуации, стимулирует и эмоционально поддерживает играющих. Необъективность судьи всегда вызывает у детей отрицательные эмоции и обиду.

- Дозирование нагрузки:

- Окончание игры. Заканчивать игру при появлении первых признаков утомления.

- Подведение итогов игры (объявление победителя, анализ и оценка игровой деятельности участников с привлечением детей).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите задачи адаптивной физической культуры для занятий с детьми с нарушением интеллекта (основные и специальные).

2. Перечислите и раскройте средства адаптивной физической культуры, используемые в работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта.

3. Перечислите и раскройте методы адаптивной физической культуры, используемые в работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта.

4. Перечислите и раскройте принципы адаптивной физической культуры, используемые в работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта.

5. Раскройте особенности занятий адаптивной физической культурой с дошкольниками, имеющими нарушение интеллекта.

6. Раскройте особенности проведения занятий адаптивной физической культурой в специальных коррекционных школах 8 вида.

7. Раскройте особенности методики формирования правильной осанки у школьников с нарушением интеллекта.

8. Перечислите основные положения профилактики травматизма на занятиях адаптивной физической культурой.

9. Перечислите основные гигиенические требования к местам занятий адаптивной физической культурой.

Приложение 1

Инвентарь: мягкая игрушка

Содержание игры: Дети становятся в круг лицом к центру. Водящий отворачивается, а они прячут кому-нибудь за спину под майку «божью коровку» (мягкую игрушку) и поднимают руки вверх. Водящий ищет игрушку, передвигаясь от одного к другому. А дети хлопают в ладоши над головой и жужжат, ориентируя громкостью поиск водящего.

Вариант усложнения:

- приближение водящего к спрятанной игрушке дети регулируют громкостью проговариваемого хором речитатива:

«1,2,3,4,5 – коровка спряталась опять

6,7,8,9,10 – мы найдет ее все вместе»

«Говорящий мяч»

Цель: Дифференцировка усилий при бросках и ловле мяча разного объема и веса, расширение активного словаря, развитие внимания при следящих движениях, активизация мышления

Инвентарь: мяч (волейбольный, набивной, теннисный).

Содержание игры: Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, приседает с ним, а поднимаясь и возвращая мяч ведущему, называет слово, начинающееся с этой буквы. Например, «А» – «Арбуз».

Вариант усложнения:

- ведущий бросает разные мячи;

- ведущий, бросая мяч, говорит слово, а ребенок, возвращая мяч, называет другое слово на ту же букву;

- ведущий называет слово, а ребенок – словосочетание или предложение;

- ведущий называет цифру, а ребенок – цифры – соседи. Например, «3», нужно назвать «2» и «4».

«Робот»

Цель: Внимание, ориентировка в пространстве без зрительного контроля, знание основных направлений движения, способность дифференцировать команды и двигательные действия на слух.

Инвентарь: повязка на глаза.

Содержание игры: На глаза ведущего надевается повязка – он робот, а дети заранее договариваются, в какое место он должен прийти и какие задания выполнить по пути (сесть на скамейку, взять обруч, найти и бросить мяч и т.п.). Дети, давая команды «Вперед», «Назад», «Наклонись, возьми мяч», «3 шага вперед» и т.д., должны привести робота к цели.

Вариант усложнения:

- то же задание, но выполняют его два «робота», взявшись за руки.

 «Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Варианты

1.Дети располагаются по заранее нарисованным на полу цифрам.

2.Еслидетибыстро справляются с заданием, можно считать быстрее, таким образом сокращается время построения.

  Методические указания. Первую игру нужно сделать пробной, объяснив и показав все действия.

«Кот и воробушки»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию.

Количество игроков – 6-15.

Инвентарь: подвижная опора (бревно или скамейка), обруч.

Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок – «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!». Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы кота.

Варианты

1.Вместо бревна можно использовать обруч, встав в него на одну ногу.

2.«Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, расположенных очень близко к спящему «коту».

Методические указания

- Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим) становится самый ловкий и быстрый «воробушек».

- Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.

«Горячий камень»

Цель: развитие у детей внимания, способности ориентироваться в пространстве, дифференциации мышечных усилий взаимодействия двигательного и зрительного анализаторов, формирование навыков коллективного взаимодействия.

В игре принимают участие не менее трех игроков.

Инструкция. Все игроки образуют круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, стоя лицом внутрь круга. Каждому игроку выдается мяч. По сигналу ведущего играющие точным пасом двумя руками начинают передавать мячи в руки стоящего справа соседа и ловить мячи, которые им передают игроки, стоящие слева, вплоть до остановки игры ведущим. Игра останавливается, если:

- игрок роняет мяч;

- у кого-то из игроков оказывается в руках более одного мяча;

- игрок неточно передает мяч соседу, и тот не может его поймать.

Участник, допустивший ошибку, забирает с собой один мяч и покидает игровой круг. Из игры выбывает то, кто допускает ошибку первым. В случае если ошибку одновременно допускают несколько играющих, все они покидают игру. Игра останавливается по свистку ведущего, и он принимает решение о том, кто выбывает из игры. Два последних участника выходят в финал. Они встают лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метров. По сигналу ведущего игрок передает мяч партнеру пасом двумя руками от груди по дугообразной траектории, другой – пасом двумя руками снизу. Проигрывает тот, кто первым совершит ошибку. Если игра возобновляется, то победивший в предыдущей игре имеет право один раз ошибиться и остаться в игре.

Варианты

1.Игроки могут находиться в положении сидя.

2.Могут быть использованы набивные мячи.

3.Можно использовать комбинации мячей, различных по весу и диаметру.

Методические указания.

1.При разучивании игры:

 - рекомендуется использовать одинаковые мячи;

- в начале игры мяч должен находиться у каждого второго участника.

2. В момент игры:

- ведущему следует обращать внимание участников на необходимость точного паса соседу;

- необходимо рекомендовать участникам внимательно наблюдать за действиями того соседа, который должен отдавать им мяч, передавать же его не следя;

- в ожидании паса следует держать руки перед грудью.

«Пятнашки-повторяшки»

Цель: развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты принятия решения.

Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток.

Инструкция. Все участники равномерно распределяются по площадке, ограниченной линиями. Из их числа выбирается водящий. По сигналу ведущего «водящий» старается запятнать одного из участников игры. Убегая от «водящего», игрок может выполнять любые движения (стойки, прыжки, вращения и т.д.). Прежде чем запятнать участника, «водящий» обязан повторить все его действия. Если убегающий не успевает выполнить новое движение, то его можно запятнать. Этот участник становится «водящим», но он не может запятнать предыдущего «водящего».

Методические указания. На всем протяжении игры играющие не имеют права покидать пределы игровой площадки.

«Круговое вышибало»

Цель: развитие точности движений, ловкости, быстроты двигательной реакции, формирование навыков коллективного взаимодействия.

Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток, волейбольный мяч.

Инструкция. Все участники игры образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них – «мишень», другой – «защитник». Задача играющих – передавая мяч друг другу, запятнать «мишень». Задача «защитника» - защищать «мишень», отбивая все мячи, которые бросают участники. Задача «мишени» - прячась за «защитником», избегать попадания. Игрок, которому удается попасть в «мишень», занимает место «защитника». Предыдущий «защитник» становится «мишенью», а «сбитая мишень» занимает место среди участников.

Вариант: при большом количестве участников в игре могут быть использованы и два «защитника», три мяча и три «защитника» и т.д.

Методические указания. Следует рекомендовать передавать мяч игроку, стоящему за спиной «мишени», так, чтобы «защитник» не смог его отбить. Мяч необходимо передавать максимально быстро, чтобы «защитник» не успел занять выгодное для защиты положение.

 

Приложение 2

Приложение 3

Кругло-вогнутая спина

1. И.п. – лежа на животе, под живот подложен валик. 1-2 – поднять голову; 3-4 – вернуться в и.п.

2. И.п. – тоже. 1-2 – поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 3-4 – держать.

3. И.п. – тоже. 1-2 – поднять голову, вытянуть руки вперед; 3-4 – поднять голову, руки в стороны; 5-6 – поднять голову, руки на пояс; 7-8 – вернуться в и.п.

4. И.п. – лежа на животе, под живот подложен валик, в руках гимнастическая палка. 1-2 – вытянуть палку вперед; 3-4- - согнуть руки с палкой перед грудью.

5. И.п. – тоже, палка в вытянутых руках, руки на середине палки. 1-4 – перехват руками к концам палки и обратно до середины.

6. И.п. – тоже, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых впереди руках. 1-4 – палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед.

7. И.п. – лежа на спине. 1-2 – поднимать голову, носки на себя; 3-4 – вернуться в и.п.

8. И.п. – тоже. 1-2- - поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо.

9. И.п. – тоже. 1-4 – согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их груди



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.017 с.)