Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава вторая . Организация культурно - досуговой деятельности как составная часть технологического процесса

Поиск

 

В данной главе будут рассмотрены основные слагаемые организа­ции культурно-досуговой деятельности как составной части технологи­ческого процесса: организаторская деятельность, менеджмент в куль­турно-досуговой деятельности и коммерческая деятельность учрежде­ний культуры.

§ 1. Организаторская деятельность учреждений культуры

 

Организация - это функция управления, организующая деятель­ность в данном случае в действующей системе культурно-досуговой ра­боты.

Организация культурно - досуговой деятельности - это наличие необходимых для достижения выдвинутых целей и задач людских, материальных, информационных ресурсов учреждений культуры, со­держание и последовательность намеченных практических действий штатного аппарата, общественных работников культуры, инициативных групп, кружков, объединений, составляющих в своей совокупности клубную общность. В понятие "организаторская дея­тельность" входит умение ставить цели и задачи, принимать решения, подбирать и расставлять кадры, распределять обязанности между ни­ми, ценить время, отвечать за порученное дело, осуществлять контроль исполнения, добиваться реальных результатов, эффективно использо­вать материально-технические, людские и финансовые ресурсы уч­реждения культуры. Все это является исходным состоянием технологи­ческого процесса.

Организаторская деятельность предполагает наличие у специалис­тов умения распределить работу, определить персонально обязан­ности, права и ответственность, устанавливать время выполнения ра­бот, разрабатывать систему контроля исполнения принимаемых реше­ний, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в пер­спективе. При определении основных задач организатору культурно-досуговой деятельности необходимо: уметь выделить главные задачи и второстепенные, внимательно следить за выполнением всей суммы за­дач, что позволяет вовремя увидеть изменение статуса второстепенной задачи, ее переход в разряд основных, своевременно решить те второ­степенные задачи, которые оказывают или могут оказать влияние на ход выполнения основных. "Организация призвана обеспечивать опти­мальное состояние клуба как социально-педагогической системы, то есть согласованность, взаимодействие, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов".

Каждое учреждение культуры как культурный комплекс, как терри­ториальная система должно иметь четкие административные и территориальные границы, в рамках которых происходит объединение усилий, консолидация культурных возможностей социума.

Учреждение культуры как организация - это:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих программу, дости­гающих цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

Организация деятельности учреждений культуры как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновре­менно всемерного развития их активности и инициативы в рамках кон­кретных задач своих структурных подразделений.

В этих условиях особую важность приобретают прежде всего упо­рядочение и активизация профессиональной деятельности каждого специалиста на основе общих положений, определяющих все стороны организации деятельности учреждения культуры и его составляющих, но одновременно и корректировка ведомственных уставов и инструкций с учетом совместной деятельности различных учреждений культуры.

Специалисты, занимающиеся организаторской деятельностью, становятся профессионалами в этой области на основе развития при­родных данных и приобретенных качеств в процессе общего и профес­сионального развития личности. Эта деятельность носит синтетический характер, включая несколько компонентов: инициативность поведения в сфере досуга, инициативность поведения в сочетании с реактивностью (т.е. способностью поддерживать чужие инициативы) и реактивность поведения в сфере досуга.

Организаторская деятельность предусматривает строго опреде­ленный порядок действий в технологическом процессе. Принятие реше­ния - важнейший ее этап. Затем надо организовать его исполнение и проконтролировать выполнение задания. Для этих целей существуют такие важные функции, как контроль и учет.

Контроль исполнения - трудоемкая функция. Она осуществляется на протяжении всех фаз организаторской деятельности. Данные по кон­тролю служат прежде всего цели выявления неполадок и их незамедли­тельного устранения.

Сердцевиной организаторской деятельности является информа­ция. Информация - основной канал связи субъектов и объектов. От того, насколько четко и оперативно циркулирует информация, во многом за­висит эффективность организаторской деятельности. Специалисты вы­деляют три уровня обработки информации. На первом происходит сбор первичных сведений. Второй характеризуется первичным анализом со­бранных данных. Третий, "высший" уровень позволяет выявить информацию, необходимую для принятия решения. Предложенная схема ра­циональна как с точки зрения анализа функций переработки информа­ции в культурно-досуговых учреждениях, так и с точки зрения опреде­ления специализации сотрудников по отдельным видам и формам орга­низаторской деятельности.

Информация является главным источником организаторской дея­тельности работников культуры. Информационная деятельность учреж­дения культуры - это оптимизация документальных потоков, улучшение делопроизводства, рационализация документооборота. Исследование информационных аспектов организаторской деятельности сопровож­дается изучением вопросов, связанных со структурой, разделением, кооперацией труда работников.

Структура характеризует строение организации, составляющие ее части, их взаиморасположение и взаимосвязи. В теории организации культурно-досуговой деятельности структура определяется как взаимо­отношение подразделений и должностей в учреждении культуры, где распределение полномочий и ответственности между должностными лицами и порядок функциональных связей обусловлены целями данно­го объекта. Система внешних связей учреждения культуры с другими организациями, учреждениями составляет ее внешнюю структуру. Внутренняя структура организации учреждения культуры состоит из двух основных составляющих: деятельностной и социально-психологической. Деятельностная составляющая представляет собой предметную деятельность, а социально-психологическая - ее напол­няемость.

Акцент на характере деятельности как сложном комплексе устойчи­вых взаимосвязей и взаимодействий обеспечивает совокупность опера­ций, сгруппированных по определенным этапам, где каждый этап пред­ставляет собой ряд операций (действий), характеризующихся каче­ственной определенностью и отражающих закономерную последова­тельность их осуществления.

Организационная деятельность как часть технологического процес­са осуществляется при условии, если есть: источники ее развития; ме­ханизмы ее осуществления; субъект - специалист учреждения культуры - и объект, в качестве которого выступает посетитель данного учрежде­ния; результаты или продукты организаторской деятельности учрежде­ния, трактуемые двояко: как находящие выражение вовне, так и прояв­ляющиеся в формировании нового, более высокого уровня технологи­ческого процесса.

Объективной основой организации деятельности учреждения куль­туры является тип производственных отношений данного общества, его социальные условия и характер потребностей населения в духовной и материальной культуре. Поэтому организацию работы учреждения культуры следует рассматривать целостно, в виде исторически конкрет­ной системы в единстве всех социальных институтов и особой структу­ры художественного сознания. Деформация государственно-общественных условий самореализации личности провоцирует асоци­альные формы поведения, которые субъективно воспринимаются как способ личностного самоутверждения, признания и самовыражения.

Особенно актуальной становится деятельность учреждений куль­туры и отдыха среди детей и подростков, поскольку наблюдается по­вышение криминальной активности, которая обостряется по мере ухуд­шения экономической ситуации в стране, нарастания инфляционных процессов. Негативные формы поведения являются следствием психо­логического давления в детских группировках, влияния лидеров, а также возрастных особенностей данной социальной группы.

Многие проблемы организации досуга детей возникают из-за недо­ступности социально-культурной инфраструктуры, низкого уровня досу-говых запросов и интересов. Смещение акцента в сторону массовой, развлекательной культуры привело к общему падению творческой ак­тивности ребенка, поскольку почти исчезли виды деятельности, разви­вающие нравственность, интеллект, творческие способности.

Основное назначение организации деятельности специализиро­ванных детских учреждений культуры - управление процессом органи­зации досуга детей, приобщения их к творчеству.

Сам характер участия детей и подростков в организации деятель­ности учреждений культуры - добровольный и самостоятельный - обус­ловливает проявление активности и инициативности как ведущих черт личности ребенка.

В силу указанных особенностей деятельности учреждения культу­ры организация процесса может быть реализована лишь при условии дифференцированного подхода к различным категориям населения и прежде всего к детям и подросткам. Поэтому решение проблемы разви­тия познавательной активности, культурно-развлекательных способно­стей личности подростка наиболее соответствует сущности и характеру деятельности учреждений культуры.

Исходным положением организации культурно-досуговой деятель­ности является формирование и выбор целей. Целенаправленность есть главная черта всех видов человеческой деятельности, поэтому и организации как составному компоненту культурно-досуговой деятель­ности присуща целенаправленность.

Содержание этого процесса закономерно предполагает выделение следующих этапов, отражающих как общие черты организаторской дея­тельности человека, так и специфические: целеполагание, оценка си­туации, определение проблемы организации, способов ее реализации. Поэтому организация деятельности учреждения культуры представля­ет собой целостную систему.

В организации учреждения культуры можно выделить следующие операции: целеполагание, аналитическая работа и проектирование ва­риантов решения, выбор варианта действия, практическая работа по реализации выбранных вариантов решения.

По мере формирования цели организации деятельности возникает необходимость ее корректировки и увязки с имеющимися средствами и возможностями ее достижения.

Основная цель организации деятельности учреждения культуры характеризуется множеством подцелей, задач, достижение которых требует осуществления конкретного действия. Так, цели совершенство­вания организации деятельности специалистов учреждения культуры возможно достичь путем решения конкретных задач, а именно: выявле­ние и изучение объективных факторов воздействия на процесс повы­шения профессионального мастерства специалистов, изучение потреб­ностей аудитории и совмещение потребностей субъекта и объекта на базе общих интересов.

Достижение цели определяется конечным результатом, то есть со­вершенствованием организации деятельности специалистов учрежде­ний культуры в решении задач, измеряемым выполнением действия, выраженного в определенной продукции. Поэтому цель - это мыслимое представление о результате деятельности, а задача - конкретный ре­зультат, приближающий к общей цели. Задача по отношению к цели за­нимает подчиненное и промежуточное место.

Цель культурно-досуговой программы носит двуединый характер, то есть состоит из двух взаимосвязанных типов целей - внешней и внут­ренней. Внешняя цель направлена на функционирование и развитие системы, в которой организация выступает как подсистема во взаимо­действии с другими системами. Внутренняя цель направлена на совер­шенствование процесса организации деятельности и выступает как средство достижения общей цели. Внутренняя и внешняя цели деятельности в конечном результате совпадают, так как организация на­правлена в первую очередь на оптимизацию всего процесса.

Участвуя в организации деятельности, субъект - специалист уч­реждения культуры - "переводит" общие цели и задачи процесса орга­низации на конкретный язык форм, средств и методов, воздействует на объект, то есть формирует его.

Следовательно, организация деятельности - это целая система разнообразных видов деятельности, осуществление которых требует разнообразного профессионального мастерства специалистов, вла­деющих необходимым набором знаний, умений и навыков.

Отсюда оптимальная структура организации учреждения культуры должна представлять достаточно устойчивые связи, которые существу­ют между подразделениями "системы" и определяются существующими нормативными документами, в которых жестко распределены права и полномочия между подразделениями. Такие структуры взаимоотноше­ний называются формальными.

Понятие формальной организации включает, как правило, три со­ставляющие: функциональное и должностное распределение обязанно­стей, их иерархия; коммуникативные связи, по которым проходит "деловая информация"; система регуляторов - наказаний и поощрений, с помощью которых координируется деятельность подразделений и. должностное поведение.

Главной характеристикой в данном случае является организацион­ная культура, которая определяется степенью владения знаниями ме­неджмента, маркетинга, опытом, навыками, умениями осуществлять разнообразные организационные процедуры.

Организаторские способности выступают одним из важнейших кри­териев оценки уровня организационной культуры. Их можно рассматри­вать как решающий фактор, влияющий на эффективность и качество организаторской деятельности.

Специалисту учреждения культуры в течение, например, одного месяца приходится выполнять свыше десятка комплексных организаци­онных процедур, каждая из которых, в свою очередь, включает десятки, а порой и сотни разнообразных операций. К числу таких процедур отно­сятся: подбор и расстановка кадров во всех производственных подраз­делениях, взаимодействие друг с другом, разработка организационных норм, нормативов, планов личной работы и деятельности подчиненных служб, оперативно-производственных планов, графиков, организацион­но-технических задач, доведение заданий до исполнителей, организа­ционные инструктажи, распоряжения, контроль исполнения, организа­ционные анализ и диагноз, оргпроектирование, обобщение опыта рабо­ты. Именно четкое, грамотное выполнение указанных процедур и формирует уровень качества и эффективности организаторской деятель­ности учреждения культуры.

Одной из важнейших черт современного стиля руководства являет­ся умение делегировать полномочия, то есть передавать недостаточно загруженным работой подчиненным часть своих прав и обязанностей, высвобождая драгоценное время, необходимое руководителю для ре­шения наиболее важных вопросов жизни коллектива. Делегирование полномочий рассматривается в теории управления как важнейшая предпосылка эффективности управленческого труда. При этих условиях во время отсутствия руководителя организация деятельности учрежде­ния культуры будет осуществляться нормально.

Высокая организационная культура предполагает, что руководи­тель учреждения культуры знает, как надо, и умеет: спроектировать эффективную организационную структуру управленческого аппарата и технологию процессов подготовки и проведения культурно-досуговых программ; подобрать и расставить кадры подчиненных; рационально распределить функции, права, ответственность между своими замести­телями, руководителями подразделений; поставить задачи подчинен­ным; спланировать их работу; эффективно организовать их труд; гра­мотно организовать свою личную работу, планировать свое время; ко­ординировать деятельность людей в организации; наладить эффектив­ный контроль исполнения; проводить рационализацию аппарата управ­ления на базе достижений науки и техники; изучать и внедрять передо­вой опыт организации.

Организационная культура формируется в результате получения специального образования, опыта организаторской работы, общения или совместной работы с крупными специалистами. Она обеспечивает сокращение потерь, повышает эффективность и качество всей органи­заторской деятельности.

Не менее сложен и процесс организационного анализа. Это опре­деление цели и подбор участвующих в ее достижении специалистов уч­реждения культуры. Порядок выполнения действий излагается путем описания отдельных операций, при этом дается ответ на следующие вопросы: кто выполняет данную операцию; на основании чего (исходный документ); с использованием каких нормативных документов; где выполняется работа; что именно и как делается; каков результат данной процедуры (приказ, докладная записка, акт и т.п.); срок выпол­нения; куда передается; какая квалификация необходима для ее вы­полнения; кто ответственный за контроль исполнения работы.

В данной схеме процедуры по горизонтали указываются все служ­бы и подразделения, участвующие в процессе организации, по вертика­ли - название операций. Характер действий, выполняемых отдельными должностными лицами, показывается в схеме в месте пересечения го­ризонтальных и вертикальных колонок с помощью условных знаков.

Кроме этого, следует учитывать, что четкий регламент разграниче­ния прав и обязанностей является важнейшим условием слаженной ра­боты аппарата управления учреждения культуры.

Организация деятельности специалиста учреждения культуры на­сыщена личными контактами с подчиненными сотрудниками, работни­ками других подразделений, обращающимися по тем или иным вопро­сам, с представителями смежных организаций, вышестоящих инстан­ций.

В понятие организации деятельности учреждения культуры входит рациональное, эффективное использование труда людей, экономия каждой рабочей операции, недопущение выполнения специалистом высшей квалификации трудовых процессов, которые может выполнять работник средней квалификации, т.е. последовательное осуществление основных организационных принципов: разделения труда, укрепления исполнительской дисциплины, экономного использования имеющейся техники и оборудования.

Отсюда уровень эффективности и качества организации деятель­ности учреждения культуры определяется многими факторами: спроек-тированностью рациональной организационной структуры входящих в него подразделений; совершенствованием технологии управленческих механизмов и методов управления; повышением культуры управления, уровнем квалификации кадров; внедрением прогрессивного стиля руко­водства.

Выявление резервов повышения эффективности системы органи­зации - главная задача деятельности учреждения культуры. Понятие " организационные резервы " относится ко всем элементам системы, ох­ватывающей не только статическую, структурную сторону отношений, но и динамическую сторону - процесс управления.

Резервы в деятельности могут быть обнаружены на любом уровне системы в любом звене - линейном или функциональном, в процедуре и операции. С одной стороны, это неиспользованный запас времени, тру­довых, материальных, финансовых ресурсов, а с другой - экономия за­трат на содержание специалистов учреждения культуры.

Резервы могут также носить качественный характер, не измеряе­мый количественно. Например, улучшение условий труда, повышение четкости, деловитости во всех операциях и т.п. Выявляются организа­ционные резервы в процессе обследования, анализа и диагноза всей системы, а их использование предусматривается специальными доку­ментами в составе организационных проектов, планов совершенствова­ния системы в целом.

Вся совокупность организационных резервов подразделяется в за­висимости от возможности их реализации на текущие и перспективные. Текущие резервы возможно использовать сразу. При этом эффектив­ность (экономическая или социальная или та и другая одновременно) может быть достигнута при существующем уровне техники организации, без существенных капитальных вложений и единовременных затрат. Перспективные резервы требуют для реализации совершенствования всей системы известных материальных затрат, длительной реконструк­ции механизма организации.

Каждому специалисту учреждения культуры необходимо четко представлять классификацию организационных резервов для того, что­бы проводить диагностику.

К числу исходных, ключевых понятий организационного анализа и диагностики относятся:

- объект анализа, диагностики (подразделение управленческого ап­парата, определенная должностная категория руководителей, конкрет­ная функция управления, отдельные управленческие процедуры и т.д.);

- субъект анализа, диагностики (кто проводит);

- состояние объекта (характер недостатков);

- методы анализа, диагноза (исследовательский инструментарий);

- процедуры (этапы исследования);

- технические средства для анализа трудовых процессов.

Организационный анализ затрагивает различные стороны деятель­ности руководителя, разные элементы системы. При этом выделяют анализ организации, методов, техники управления. В зависимости от объекта анализ организации может классифицироваться на структур­ный (анализ организационной структуры), функциональный (анализ функционального разделения труда), операционно-процедурный, тех­нологический (анализ технологических циклов: сбор и обработка ин­формации, выработка управленческих решений, организация исполне­ния).

Природа и сущность организационного анализа предполагают ряд последовательных этапов его проведения.

Первый этап - разработка процедуры анализа: составление плана и программы, где ставится четкая задача в отношении объектов и харак­тера анализа (сроки, ответственные лица, формы, методы, техника и т.п.). Здесь определяются: элементы технологии организации, подле­жащие анализу (механовооруженность труда); формы оценки результа­тов анализа (расчет экономической эффективности культурно-досуговых программ по сокращению документооборота или описатель­ная характеристика процедур организационной структуры); срок прове­дения аналитических операций; процесс организации в целом, его тех­нология, отдельные операции, процедуры, субъект анализа (кто прово­дит); где докладываются (куда направляются) результаты анализа и как они должны быть использованы.

Второй этап - установление критерия эффективности функциони­рования системы "цель" - при общем анализе предполагает три уровня: рассмотрение главной цели процесса организации, частных целей тех или иных областей, а также изучение личных целей посетителей, вы­ражающих их интересы и духовные запросы. Все три уровня связаны между собой и представляют диалектическое единство всеобщего и общего, особенного и единичного.

К сожалению, организация деятельности учреждений культуры пока не регламентирована принятыми в государственном масштабе доку­ментами. Это обстоятельство, а также специфика социально-экономических условий, в которых функционируют учреждения культу­ры, обусловливают известные различия в их составе и структуре. Кроме этого:

- не определены новые стимулы для саморазвития учреждений культуры в самых разных его проявлениях. Негативные процессы пере­профилирования учреждений культуры, продажа их с молотка, сокра­щение бюджетного финансирования, стремительный рост платы за об­учение детей в кружках, студиях, школах, объединениях, повышение стоимости культурно-досуговых программ и других услуг отрицательно влияют на состояние культуры в целом;

- наблюдается единообразие подходов к формированию комплекс­ных программ развития культуры (традиционный набор мероприятий, вместо последовательно обдуманной и просчитанной культурной поли­тики; отсутствие приоритетных направлений культурного развития жиз­ни региона);

- продолжаются культурное иждивенчество, ожидание директив, финансовая беспомощность, воспроизводство негативного опыта культурной политики предыдущих десятилетий. Не учитывается специфика самобытных и ресурсных возможностей конкретных территорий.

Особенно остро стоит сегодня проблема повышения (в том числе и переориентации) квалификации работников культуры в сфере досуга, их творческого, профессионального и интеллектуального уровней.

Задачи, которые следует решать для совершенствования деятель­ности учреждений культуры, следующие:

- формирование концепции основных направлений развития куль-турно-досуговой деятельности, использование культурного потенциала в интересах народа;

- создание условий для поддержки традиционных и новаторских форм деятельности в сфере досуга;

- регулирование коммерческих тенденций путем финансирования культурно-досуговых программ, формирующих спрос на подлинные ценности;

- обеспечение альтернативности концепций, проектов и программ культурного развития;

- создание условий для межрегиональных контактов в области культуры;

- выработка экономического механизма взаимодействия федераль­ных и региональных структур по реализации творческой продукции де­коративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел;

- открытие на базе Домов культуры и клубов мастерских, домов ре­месел, творческих лабораторий, детских студий, домов фольклора, центров традиционной народной культуры, магазинов-салонов, в кото­рых на постоянной основе будут проводиться выставки-продажи произ­ведений декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел;

- развитие региональных постоянно действующих выставок-ярма­рок;

- разработка технологических карт и справочно-информационных банков традиционных и нетрадиционных видов народных промыслов и ремесел в регионах;

- анализ культурной политики общественных организаций, органов регионального управления, состояния культурного потенциала общест­ва;

- активизация работников культуры в подготовке законодательных актов и правительственных решений, создающих правовую основу за­щиты и развития культурно-досуговой сферы;

Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности

- осуществление экспертизы оригинальных культурных инициатив в сфере досуга, авторского творчества, участие в отработке механизма их рекламы и реализации;

- отбор на конкурсной основе общественно значимых региональных проектов и осуществление целевого финансирования. Участие в фор­мировании целевых комплексных социально-культурных программ;

- привлечение к выполнению творческих заказов и программ других заинтересованных ведомств и организаций, в том числе спонсоров и меценатов;

- активное участие в совершенствовании системы переподготовки кадров культурно-досуговой сферы.

Анализируя перечень факторов, влияющих на организаторскую деятельность в ближайшие десятилетия, можно сделать вывод, что, не­смотря на значительные различия действия факторов в разных странах и в разных экономических системах, все они отражают общую тенден­цию усложнения процесса организации в современном мире.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы понимаете, что такое организаторская дея­тельность?

2. Каковы основные компоненты организаторской дея­тельности учреждений культуры?

3. Каков набор качеств, которыми должен обладать ор­ганизатор?

4. Каков механизм функционирования организаторской деятельности в учреждениях культуры?

5. Каковы границы организаторской деятельности?

Рекомендуемая литература

1. Гендлер Г. Х. Стимулирующая роль оплаты труда в со­циально - культурных отраслях. - М.: Экономика, 1988.

2. Жарков А. Д. Организация культурно - просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989.

3. Комаров Б. Н. Организатор и организаторская дея­тельность. - М.: Моск. рабочий, 1986.

4. Лемпа С. В. Проблемы развития рыночного хозяйства - М.: МГИК, 1992.

5. Правовые основы предпринимательской деятельности - в Российской Федерации: Информационный пакет нор­мативных документов и материалов. - М., 1992.

6. Рынок и бизнес. Структурные аспекты.- М., 1991.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.012 с.)