Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы культурно - досуговой деятельности
Принцип - руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки; в этическом плане - основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой-либо деятельности. Под принципами культурно-досуговой деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации. Раскрытие и конкретизация принципов культурно-досуговой деятельности - это обоснование теоретических, социально-политических и организационных основ ее функционирования. Они составляют фундамент, на котором строится здание науки о культурно-досуговой деятельности. Знание и глубокое понимание принципов культурно-досуговой деятельности - необходимое условие правильной научной организации деятельности учреждений культуры. Важнейшим принципом культурно - досуговой деятельности является ее неразрывная связь о жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Основное содержание культурно-досуговой деятельности - возрождение духовного наследия предшествующих поколений, подготовка населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач. Действенность, конкретные, осязаемые результаты в повышении уровня культуры людей создают условия для развития их инициативы и самодеятельности, роста самосознания. Учреждения культуры чутко реагируют на события общественной жизни. Много нового и интересного появилось в последние годы в возрождении фольклорных традиций, праздников и обрядов. Учреждения культуры придают широкой огласке, подвергают критике антиобщественные поступки, формируют соответствующее общественное мнение. В этих целях Дворцы, дома культуры, клубы используют самые разнообразные средства, имеющиеся в их распоряжении. Осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий. Первое - целенаправленность культурно - досуговой деятельности, выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства культуры, общечеловеческих ценностей. Этим целям подчиняется вся практическая деятельность учреждения культуры. Проблемы многих Дворцов, домов культуры и клубов кроются в отсутствии подобной цели в работе, что порождает случайный характер проводимых программ, их малую эффективность.
Второе - конкретность культурно - досуговой деятельности. Каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в социуме, решая ежедневно присущие только ему задачи. Третье - оперативность учреждений культуры. Не отставать от событий, успевать за жизнью, своевременно подмечать новое - ценное качество специалиста учреждения культуры. Очень важно вовремя информировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом и разъяснить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной защиты насе-1 ления. Многие учреждения культуры недостаточно оперативно используют | средства наглядности, рекламу. Стенды и витрины иногда не обновля-1 ются, праздничное оформление не меняется. Репертуар художествен-' ной самодеятельности также не всегда соответствуют высоким запросам людей. Четвертое - непрерывность процесса культурно - досуговой деятельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически проводимая работа: только так может быть достигнут желаемый результат. Расширение сферы влияния учреждений культуры, как показывает опыт, требует повышения качества их деятельности, использования | массовых срорм в сочетании с индивидуальными, организации культурных программ непосредственно на рабочем месте или по месту жительства. Поскольку культурно-досуговая деятельность строится на добровольных началах, для привлечения посетителей административные методы воздействия неприменимы, да и возможности оказания морального влияния весьма ограниченны. Люди идут в учреждение культуры в силу потребности, внутренних мотивов. Большинство Домов культуры и клубов работают насыщенно, в них всегда много посетителей. Но встречаются и такие учреждения культуры, в которых намеченные программы из-за отсутствия зрителей или слушателей срываются, где посетители весьма желанные, но редкие гости. Для всех типов учреждений культуры наиболее сложной является эта проблема.
Культурно-досуговая деятельность только тогда привлекает людей, вызывает у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, увлекательны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Учреждения культуры располагают большим арсеналом различных выразительных средств, форм и методов деятельности. Специалисту важно овладеть ими, научиться творчески применять их. Искусство его и заключается в том, что он умеет из всего богатейшего арсенала средств, форм и методов выбрать такие, использование которых в каждом конкретном случае обеспечит наилучший результат. Много говорится о важности применения новых интересных форм и методов. Новое привлекает. Но вряд ли оправданно всегда и во всех случаях опираться только на новые формы и методы. Не следует отказываться и от "старых", оправдавших себя, многократно проверенных жизнью. Было бы неправильно также искать единственный универсальный метод - такого не существует. Только использование всего многообразия средств и методов интеллектуального и эмоционального воздействия позволит достигнуть желаемого результата. Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является диференцированный подход к различным слоям_населения. Этот принцип означает организацию культурно-досуговой деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения как одно из необходимых условий доходчивости и действенности культурно-досуговых программ. Популярность учреждения культуры обеспечивается дифференцированным подходом к различным слоям населения, ибо нельзя одинаково разговаривать в рабочей и студенческой аудитории, среди сельских жителей или банкиров и предпринимателей. Принцип дифференцированного подхода при организации культурно-досуговой деятельности предполагает прежде всего необходимость учета специфики труда и профессиональных интересов различных групп населения. Не могут быть идентичными, например, планы работы Дома культуры железнодорожников, Дома культуры автомобилистов, Дома учителя, районного дома культуры, сельского клуба и т.д. Деятельность учреждения культуры, организуемая с учетом задач и профессиональных интересов обслуживаемых групп населения, обуславливает ее связь о жизнью, создает предпосылки высокой эффективности. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговои деятельности учитывать возрастные особенности населения.
Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве. Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы. Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении куль-турно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью. Дифференцированный подход необходим и по половым признакам. Организация работы среди женщин представляет значительные трудности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин. Они зачастую не могут "оторваться" от детей. Все это следует принимать во внимание. Многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы среди женщин. Для женщин создаются кружки и курсы кройки и шитья, ведения домашнего хозяйства, университеты или факультеты педагогических знаний; они вовлекаются в подготовку и проведение практически всех форм культурно-досуговои деятельности. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность для женщин-матерей посещать культурно-досуговые программы. Чтобы культурно-досуговую деятельность строить дифференцированно, специалистам учреждений культуры следует всесторонне изучать и знать свой социум, его особенности, нужды и запросы. Одним из важных принципов культурно-досуговой деятельности является опора на самодеятельность людей. Этот принцип означает наличие в учреждениях культуры специально подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, понимающих необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения.
Деятельность учреждения культуры направлена на людей и предполагает их активное участие в культурно-досуговых мероприятиях не только в качестве зрителей, но и организаторов. Учреждения культуры могут рассчитывать на успех только при условии, если будут тесно связаны с населением, опираться на него, развивать его инициативу и самодеятельность, вовлекать в культурно-досуговую деятельность. Следует помнить, что штат учреждений культуры, особенно на селе, весьма ограничен. Один заведующий сельским клубом или директор сельского дома культуры с художественным руководителем и даже директор районного дома культуры с двумя методистами и инструктором мало что могут сделать. Но если они сумеют вовлечь в культурно-досуговую деятельность много людей, организовать вокруг себя широкий актив, их возможности многократно возрастут. Это одна сторона вопроса. Другая, еще более важная, - участие населения в деятельности учреждения культуры, сделает ее особенно близкой для него, интересной, необходимой, полностью отвечающей его запросам и духовным потребностям. Формы приобщения населения к деятельности учреждений культу- <* • ры разнообразны: участие в общественных советах, в любительских объединениях и кружках, в коллективах художественной самодеятельности. Учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства нередко выступают в качестве руководителей коллективов художественной самодеятельности, организаторов или участников отдельных культурно-досуговых программ, преподавателей народных университетов, членов культурно-художественных и концертных бригад и т.д. Сотни и тысячи представителей российской интеллигенции, как в городе, так и на селе, многие энтузиасты из молодежи с желанием и интересом идут в учреждение культуры, проводят здесь свое свободное время, находят дело по душе, активно участвуют в его деятельности. Степень участия людей в работе учреждения культуры - один из главных качественных показателей его деятельности. Социальная обусловленность культурно-досуговои деятельности позволит связать ее и с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Поэтому принцип индивидуализации становится самостоятельным в культурно-досуговой деятельности, приобретает важное значение в ее понимании. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального удается выявить смысл культурно-досуговой деятельности и органически заключить ее в систему восприятия жизни. Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в понимании личностью своей социальной сущности, а вторая - способствует выработке у нее индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому она получает возможность самосовершенствования согласно собственным природным задаткам и общественным потребностям. Индивидуальный подход указывает и на такую важную черту культурно-досуговой деятельности, как его целостность.
Особенно ценным является принцип доступности в культурно-досуговой деятельности, который осуществляется на основе учета психологических особенностей личности и отдельных групп, их социально-демографических и социально-психологических особенностей. В то же самое время следует учитывать уровень развития способностей и мотивации личности. Одним из принципов культурно-досуговой деятельности является принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация общих целей культурно-досуговой деятельности, выстраивается ее система, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение (то есть разрабатывается вся педагогическая система). Конструируются средства воздействия, имеющие разные аспекты: целевые (связанные с социальным заказом), содержательные и методические, обусловленные соответствующими целями и содержанием, технологические, направленные на обработку "человеческого материала", и организационно-формальные. Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: от соответствия занятий уровню интересов и способностей; от временной продолжительности и от схемы переключения с одних занятий на другие, оттого, в систему каких предшествующих и последующих занятий оно включено. Участие в культурно-досуговой деятельности - это особое психологическое состояние человека, достигаемое в результате переключения с одного вида деятельности на другой (в активных его формах) или - отключения от деятельности (в пассивных: сон, лежание и другие формы "бездеятельного досуга"). Этот принцип учитывает характер занятий, а также подразделяет их по признакам возрастающей активности и самостоятельности. Оценка возможностей включения личности в ту или иную форму коллективного или индивидуально организованных занятий и выстраивание ближней, средней и дальней перспективы овладения более сложным и общественно ценными видами деятельности, позволяет выделить принцип системного подхода к решению культурно-досуговых задач - не частных, на методическом уровне (как-то: развитие читателя" или зрителя, воспитание эстетических или каких-то иных качеств личности), а более общих и принципиальных. Например, задач формирования положительно воспитывающих видов занятий у различных социально-демографических групп населения, борьбы с деструктивными занятиями, превращающими досуг в криминогенный фактор, и других задач перевоспитания. Выстраивание структуры занятий на основе рационального использования свободного времени позволяет поднять уровень социальной и индивидуальной активности людей. Улучшается система педагогического руководства процессом самовоспитания через формы культурно-досуговой деятельности, в индивидуальных видах занятий происходит процесс перехода руководства в саморуководство. Часто учреждения культуры теряют наиболее ценную часть своих посетителей оттого, что не всегда справляются с задачами организации наиболее сложных видов занятий для людей о высокоразвитыми интересами и способностями. В то же время они не всегда умеет использовать силы людей, овладевших методами самоорганизации и способных организовать работу (создать.кружки, любительские объединения и пр.). Поэтому важно разграничение профессиональной и внепрофес-сиональной культурно-досуговой деятельности с точки зрения ее места и роли в общей системе общества, специфики соответствующих принципов организации. Вопросы для самопроверки 1. Что такое принципы культурно - досуговой деятельности? 2. Охарактеризуйте основные принципы культурно - досуговой деятельности.
Рекомендуемая литература 1. Арнольдов А. И. Человек в мире культуры: Введение в культурологию. - М., 1992. 2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. 3. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. 4. Клубоведение. - М., 1980. 5. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. - М., 1981. 6. Суртаев В. Я. Социально - педагогические особенности молодежного досуга. - Ростов - на - Дону, 1997.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.019 с.) |