Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм восприятия личностью культурно - досуговых программСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс восприятия личностью культурно-досуговой программы -завершающий этап технологического процесса, его результативная часть. Это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности происходит осуществление регуляции восприятия личностью всего происходящего. В психологии различаются: восприятие с преобладанием познавательной направленности и восприятие с преобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности. Соотношение познавательной и эмоционально-оценочной направленности восприятия может быть многовариантным. Преобладание эмоционально-оценочных моментов в культурно-досуговой программе вызывается прежде всего ситуациями, связанными с преодолением заблуждений, ошибочных взглядов и оценок, с доказательством преимуществ одних духовных ценностей перед другими. Интерес к содержанию культурно-досуговой программы реализуется через направленность чувств, в стремлении познать глубже смысл происходящих событий, дать им оценку, выработать к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение. Воздействие субъекта на объект, на его восприятие захватывает одновременно область чувств и разума, а эффективность воздействия на эмоциональную и рациональную сферу сознания во многом определяется степенью и характером как самого воздействия, так и присутствием объективных и субъективных факторов, конкретной ситуацией. Уровни восприятия культурно-досуговых программ зависят от личностных представлений и осуществляются при различных фазах проте-каемого процесса. Каждая такая фаза характерна своими особенностями взаимодействия личностных представлений, восприятием и мышлением. Выделяются три фазы формирования представлений. Первая фаза характеризуется надостаточной расчлененностью и схематичностью отражения целостной ситуации и ее элементов. С точки зрения восприятия культурно-досуговой программы ее можно охарактеризовать как психологическое состояние, когда имеющиеся знания и возможности восприятия не позволяют понимать информации в полном объеме, а улавливается лишь ее часть, без достаточного понимания сущности. Представления второй фазы могут быть адекватными и конкретными по отдельным признакам и неадекватными, схематичными для целостной ситуации и ее элементов. Представления третьей фазы отличаются осмысленностью, адекватностью и конкретностью отражения целостной ситуации и ее элементов. Взаимоотношение восприятия, представления и мышления имеют место в каждой фазе, причем различное, и зависит от уровня осмысления характерных признаков объекта и его конкретных элементов. В ходе смыслового, интеллектуального и художественного воздействия культурно-досуговой программы аудитория воспринимает идеи в виде образов и понятий, осуществляет мыслительную переработку информации. Усвоение информационного потока различными группами аудитории является необходимым первичным условием культурно-досуговой деятельности. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения, которое является потенциальной аудиторией культурно-досуговых учреждений. Некоторые интересы большой части населения носят постоянно высокий уровень. Например, интерес аудитории культурно-досуговых учреждений к социальным, экономическим, политическим событиям носит устойчивый характер. Аудитория культурно-досуговых учреждений имеет реальную возможность для получения знаний, реальные условия научиться самостоятельно анализировать происходящие события. В культурно-досуговых программах в процессе восприятия и усвоения информации личностью возникают и трудности, которые получили название психологического "барьера". Он образуется в силу воздействия на личность объективных факторов и психического состояния самой личности. К объективным факторам относится содержание информации, которое не воспринимается личностью или аудиторией, к субъективным - психологическая невосприимчивость, обусловленная социальными установками, недостаточным уровнем знаний и опыта. В сфере досуга (включая и домашние виды) существует множество разнообразных видов деятельности. Что выдвигает культурно-досуговую деятельность в число уникальных, исключительно специфических видов деятельности? Особенность культурно-досуговой деятельности в данном случае заключается в том, что процесс восприятия и процесс общения в культурно-досуговых учреждениях сливаются воедино. В процессе культурно-досуговой программы зрители выступают по отношению друг к другу в разных профессиональных, социальных, национальных и возрастных ролях и отношениях. Межличностные отношения в процессе восприятия культурно-досуговой программы носят особый характер, ибо на них оказывает воздействие первичное возбуждение от информационного потока самой программы и вторичное - от влияния самой аудитории. Следовательно, эффективность культурно-досуговых программ во многом зависит от точного знания психолого-педагогических основ восприятия, учета интересов аудитории. Между тем нельзя не видеть, что между внедряемыми взглядами, идеями и фактическим сознанием части людей имеются определенные несоответствия. Правильно выстроенный технологический процесс культурно-досуговой деятельности позволяет влиять на аудиторию таким образом, чтобы адресованное ей сообщение стало фактом сознания даже у личности со сложившейся системой взглядов, чувств, побуждений. Восприятие личностью информации через различные формы культурно-досуговой деятельности возможно как взаимодействие поступающей извне информации с информацией, накопленной ею ранее. Поэтому когда специалист учреждения культуры выходит на прямую связь с аудиторией, то, на первый взгляд, обнаруживается ее состав, число присутствующих в зале людей, их возрастные категории. Однако этого явно недостаточно. Важно знать профессиональный, социальный, демографический состав аудитории, ее образовательный уровень. Но и эти сведения еще не позволяют дать полное представление об аудитории. Аудитория, в строгом значении слова, не существует вне связи с источником информации. Как особая общность людей она формируется вокруг этого источника и находится с ним в специфических отношениях. Формирование аудитории - одна из важнейших задач специалистов культурно-досуговых учреждений. Наличие самой аудитории уже можно рассматривать как известный успех учреждения культуры. Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории. Аудитория - это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей. Существуют два типа интересов - социальные и аудиторные. Первые характеризуют личность как таковую, вне связи с конкретным источником информации. Однако вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, он становится ее потребителем и в это своем качестве проявляется через аудиторные интересы. Специалисты культурно-досуговых учреждений без овладения мастерством работы с аудиторией не смогут выполнить своей основной задачи - влиять на сознание слушателей, зрителей. Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель. Суть понятия " аудитория культурно - досугового учреждения " заключается в том, что оно отражает не просто какую - то социальную или социально - психологическую общность людей, но и отношение с источником информации. Аудитория, следовательно, не может рассматриваться ни как сумма разобщенных индивидов, ни как прочный коллектив, скрепленный социальными связями. Она живет своей особой жизнью, и, чтобы управлять ею, нужно знать, какими качествами она характеризуется, каковы ее отличительные черты. Личность воспринимает информацию, основываясь на своем прошлом опыте. Но при восприятии конкретного содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в жизни информация, а только ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержанию Вместе с тем мало иметь подготовленную аудиторию. Чтобы информация была воспринята и усвоена, она должна представлять для аудитории определенную ценность, затрагивать личные, порой эгоистичные интересы каждого. Аудитория охотнее обсуждает вопросы, в которых чувствует себя достаточно компетентно и по которым личность может высказать свое суждение, касающееся ее непосредственно. Предрасположенность характеризует эмоциональное отношение аудитории к носителю информации в культурно-досуговом учреждении. В то же время было бы ошибкой ставить предрасположение в прямую зависимость от осведомленности аудитории. В силу тех или иных обстоятельств отдельные события приковывают к себе внимание, даже если личность не готова к их глубокому пониманию. Информация приобретает ценностное значение лишь в том случае, если она затрагивает интересы аудитории. Личность сознательно или неосознанно ищет ту информацию, которая отвечает ее ценностным представлениям и, напротив, склонна избегать такой информации, которая идет в разрез с ее интересами. С подготовленностью и предрасположенностью связано еще одно свойство личности - это ее активность. Она проявляется в волевых качествах аудитории, обладает определенной самостоятельностью, своим поведением она как бы выражает свою волю. Аудитория, таким образом, характеризуется тремя основными составляющими - подготовленностью, предрасположенностью, активностью. Аудитория культурно-досуговых учреждений, ее сознание характеризуется определенной высотой барьера в восприятии информации, установками, ценностными ориентациями, стереотипами. Она может быть спокойной и возбужденной, заинтересованной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной. Нет состояния вообще - вне времени и места, вне связи с конкретным процессом. Нельзя говорить о равнодушии зрителей, слушателей безотносительно к чему-либо. Равнодушные к одному, они проявляют живейший интерес к другому. Не пользующаяся популярностью тема сегодня завтра может привлечь к себе всеобщее внимание аудитории. Переменчивость состояний аудитории обязывает учитывать изменяющуюся обстановку и не полагаться на прошлое знание аудитории, каким бы оно полным не было. Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений предопределяется прежде всего всей системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ. Было бы наивным считать, что силами одной только куль-турно-досуговой деятельности можно создать любые заданные умонастроения и побуждения в обществе. Но нельзя также сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что при общении с аудиторией возникает свой психологический микроклимат, который отражается на ее состоянии. Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам: - состояние готовности, то есть подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателей; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т.д.; - состояние заинтересованности, которые связаны прежде всего с характером предрасположений аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее носителю и способам ее подачи; - состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории. Умение специалистов культурно-досуговых учреждений не только учитывать состояние аудитории, но и формировать его путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение в технологии культурно-досуговой деятельности. В оптимальных условиях культурно-досуговых учреждений для ее аудитории типичны более спокойное состояние, не затрагивающее психологических глубин человека. В культурно-досуговой деятельности эффективность восприятия достигается не столько силой отдельных сообщений, сколько системностью, последовательностью, доступностью, доброжелательностью, камерностью. На основе этого культурно-досуговая деятельность строится с учетом как больших (массовых) аудиторий, так и малочисленных. Следовательно, в процессе культурно-досуговой деятельности учитывается специфика массового сознания и специфика группового и индивидуального сознания. И, естественно, что различные аудитории требуют от специалистов культурно-досуговых учреждений выбора различных тактических и стратегических приемов общения. Содержание каждой культурно-досуговой программы соотносится с характером аудитории и имеет направленность своего воздействия. Поэтому культурно-досуговые программы следует различать по уровню, предмету, ориентации, что позволит эффективнее и целенаправленнее влиять на аудиторию. Восприятие культурно-досуговых программ, как уже отмечалось, разделяется на два вида: восприятие явлений и процессов деятельности (чувственное восприятие); восприятие знаковых предметов и систем различной степени сложности (восприятие произведений искусства, речи и т.д.). Эти два вида восприятия, как чувственное, так и рациональное, взаимодополняют друг друга, что способствует целостному и гармоничному восприятию культурно-досуговых программ. Совершенствование процесса восприятия культурно-досуговых программ предполагает соблюдение следующих условий деятельности учреждений культуры: - актуализация содержания культурно-досуговых программ на основе связи с реальной действительностью, правдивого показа жизни в художественно-образной, публицистической и наглядной формах; - развитие в культурно-досуговых учреждениях разнообразных видов предметной деятельности, в которых ставятся и реализуются задачи, адекватные социальным интересам и запросам людей; - использование возможностей культурно-досуговых учреждений в изучении, формировании и удовлетворении потребностей и интересов населения, обеспечение условий для развития новых общественно полезных потребностей; - развитие диалогических форм работы с аудиторией, привлечение посетителей культурно-досуговых учреждений к участию в культурно-досуговых программах; - укрепление материально-технической базы культурно-досуговых учреждений на основе развития платных форм деятельности. Таким образом, оптимизация процесса восприятия культурно-досуговых программ возможна при условии углубленного анализа содержания всех направлений культурно-досуговой деятельности с учетом психологии восприятия их посетителями. Лишь в этом случае механизм восприятия той или иной культурно-досуговой программы можно будет рассматривать как единый коммуникативный процесс, составляющий основу технологии культурно-досуговой деятельности. Вопросы для самопроверки 1. В чем суть механизма восприятия культурно - досуговой программы? 2. Какое значение имеет предшествующий опыт личности в восприятии культурно - досуговой программы? 3. Каково значение восприятия и мышления для совершенствования процесса культурно - досуговой деятельности? Рекомендуемая литература 1. Беляева Л. И. Психологические закономерности восприятия в клубной аудитории. - М., 1986. 2. Ковалев А. Г. Психология личности. - М., 1990. 3. Ковалев А. Г. Коллектив и социально - психологические проблемы руководства. - М., 1980. 4. Социальная психология. - М., 1985. 5. Триодин В. Е. Педагогика клубной работы. - М., 1984. 6. Шепель В. М. Слагаемые оптимизма. - М., 1996. 7. Шепель В. М. Секреты личного обаяния. - М., 1997. § 3. Культурно - досуговая среда учреждений культуры Человек реагирует на свое окружение, не только формируя свое поведение и культуру: окружение порождает сложнейший комплекс психических осознаваемых и неосознаваемых процессов. Окружение вызывает активное отношение к себе: оно может быть любимым или рождать неприязнь. Образы окружения, хранимые памятью, живут в ней как многозначные символы. Окружающая среда влияет на становление личности и формирование отношений в обществе, накладывая на них свой отпечаток. Отношение к окружению определяет связываемые с ним ценности, в том числе художественные и эстетические. Материальная культура создает своеобразный стабильный каркас окружающей среды, она осуществляет основные членения организованного пространства, где разворачивается человеческая культурно-досуговая деятельность. Вещным наполнением этого каркаса является бесконечно многообразная система предметов и их комплексов, служащих определенным процессам деятельности. Вещи конкретизируют характер окружения, делают его благодаря своей относительной подвижности достаточно гибким для того, чтобы оно могло отвечать изменчивым потребностям жизни, культурно-досугового воспроизводства и отдыха. Обращаясь к старинной метафоре "жизнь - сцена", материальную культуру можно уподобить сценической декорации, а ее вещное наполнение - реквизиту. Вместе они неразделимо связаны с деятельностью, ее осуществлением в пространстве и времени и подчиняются замыслу ее организации - режиссуре. Произведения материальной культуры образуют основу предметно-пространственного окружения, или "второй природы", которую создает вокруг себя человек. Окружение, в данном случае, характеризует все наполнение пространства вокруг человека. Он, создающий искусственную среду, вправе ощущать ее как естественную для него, организованную по законам человеческого восприятия и соответствия, чувственно адекватную ему. Значение второй природы не ограничено тем, что в ее пространствах поддерживаются определенные физические условия, благоприятные для человека, а вещи имеют практическое значение. Формы предметно-пространственного окружения несут информацию, помогающую не только поддерживать общественно устоявшиеся типы культурно-досуговой деятельности, но и развивать их, закреплять традиции. В этих формах могут быть воплощены образы, несущие большие культурологические, социальные, нравственные идеи времени, отражающие идеальные представления людей. Закономерная упорядоченность форм окружения должна удовлетворять и присущую человеку эстетическую потребность, овеществляя черты бытующего в культурно-досуговой деятельности эстетического идеала. Культурно-досуговая среда притягивает большинство людей, ибо, будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени. В происходящих в ней действах всегда присутствуют нетривиальные культурно-досуговые смыслы. Доступность этих смыслов импонирует предсознательным и сознательным попыткам каждого человека понять свое отношение к миру культурных ценностей, к миру других людей, сохранив при этом свою индивидуальность. В физическом смысле культурно-досуговая среда предстает как часть обширной среды жизни человека, обозначенной как домашняя среда, бытовая среда, производственная среда. Сосредоточивая в себе наиболее емкие объекты искусства, культуры, дизайна, культурно-досуговая среда репрезентирует культурную сущность бытия, как бы портретирует образ жизни, ее уровень и качество. В этом процессе специалисты учреждений культуры (как дизайнеры) видят свое призвание в том, чтобы выступать в роли культурных посредников между миром современной техники и человеком. В силу этого культурно-досуговая среда внутренне сильно активизируется, одновременно значительно повышается комфортность условий пребывания в ней, в частности и за счет технических нововведений. Дизайн здесь выступает как средство поддержки органического взаимодействия человека с миром вещей и формирующих культурно-досуговую среду структур, воссоздания условий целостного восприятия культурно-досуговых программ. По мере повышения уровня оснащенности культурно-досуговой среды современной техникой и технологией (что особенно ярко представлено уже сейчас в высокотехнизированных культурно-досуговых центрах: концертный зал "Россия", Дворец молодежи и Парк культуры и отдыха им. Горького в Москве и др.) эта проблема будет актуализироваться. Исходя из этого объектами деятельности специалистов культурно-досуговых учреждений становятся не столько сами вещи, сколько среда культурного-досуга, которая, в свою очередь, видится уже не только и не столько как материальная среда, а как некая "знаковая ткань", наложенная на техномир; как среда жеста, поведения, типа эмоциональной реакции, носимая человеком, подобно одежде. Следовательно, специалисты культурно-досугового учреждения ищут пути приведения культурно-досуговых средовых ситуаций к неотчужденным, ассоциативно узнаваемым, символически родственным традиционным культурно-досуговым формам, опираясь при этом и на новейшую технологию. Основными свойствами культурно-досуговой среды являются эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Культурно-досуговая среда благодаря этому позволяет субъекту не отделяться от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимым "здесь" и "сейчас". Культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производственной, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий. Возможно, недооценка или непонимание важности роли культурно-досуговой среды в жизни человека и общества в целом, проявляющиеся в попытке запроектировать и построить ее по какому-либо комплексному плану, приводят к утрате этого мощного культуроформирующего феномена, порождению неверия и кризиса культурно-досуговой деятельности. Кроме того, современные кризисные явления в культурно-досуговой деятельности и прежде всего в культурно-досуговой среде связаны, с одной стороны, с теоретической неразработанностью феномена культурно-досуговой среды и его значения в жизни человека, а с другой - как следствие - с неосознанностью в обществе и во властных структурах роли культуроформирующего начала этой важнейшей области жизнедеятельности человека. Понятие "культурно-досуговая среда" иногда используется для обозначения элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой среде, городской среде и т. д. Культурно-досуговая среда в этом случае становится сопутствующей какому-либо процессу, далеко не связанному с культуротворческой деятельностью. Производственная среда, например, в минимальной степени нуждается в художественно-образной нагрузке. Полная сосредоточенность внимания человека на операциях с машинами, приборами, инструментами не позволяет ему отдаваться художественным переживаниям. В художественно-образном отношении вещи должны быть в данных условиях нейтральными, а их эстетическая привлекательность достаточной для того, чтобы возбуждать желание в их среде работать. Культурно-досуговая среда в этом случае выступает не как самостоятельное, самоценное явление, а как определенный фон, создающий некую благоприятную для трудового процесса эстетически окрашенную атмосферу. Но уже во Дворце, Доме культуры, клубе духовная нагрузка вещей существенно повышается, что позволяет предъявлять к ним новые требования: от вещей должны исходить соответствующие эмоциональные "излучения". Весьма важное значение имеет здесь учет того, что вещь используется и воспринимается психологически не сама по себе, как произведение, например, станкового искусства, а в ансамбле с другими вещами, с которыми она должна быть стилистически связана во имя создания некоего совокупного художественного образа культур-но-досугового пространства, подобно тому, как на сцене создается целостный образ спектакля во взаимодействии образов, творимых каждым актером. Таким образом, культурно - досуговая среда представляет собой не набор художественно - ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно - пространственных систем, а самостоятельную, самоценную куль - турно - досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно - досуговая среда это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно - эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно - формирующие условия его развития. Несомненно, культурно-досуговая среда существует в качестве подсистемы в среде бытовой, производственной и др. Каждый предмет становится носителем культурно-эстетических отношений, надстраивающихся над прагматическим бытием, поскольку культурно-досуговая среда охватывает не только материальные элементы и их пространственные связи, но и осуществляемые с их помощью поведенческие акты. Культурно-досуговая среда в большинстве случаев полностью определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с затаившим дыхание зрительным залом, актерами на сцене, светом рампы, декорациями, костюмами и т. п. Все это создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде. Человек не только определенным образом ведет себя в соответствующем культурно-досуговом окружении, но и активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывая к нему эмоционально окрашенное отношение, наделяет его ассоциативными и символическими значениями, носит в памяти его образы. На каждой стадии развития во времени культурно-досуговая среда выступает для человека как результат незавершенной деятельности прошлых поколений. В процессах взаимодействия человека с предметно-пространственным окружением возникает культурно-досуговая среда как система, упорядоченность которой определяется замыслом, целью и задачами функционирования. В такой среде на всех ее уровнях сочетаются стабильные и подвижные элементы в соответствии с характером деятельности. Стабильность в пределах культурно - досуговых средовых систем можно представить как совокупность элементов, обладающих на некий период времени различными сроками устойчивого бытия. Исходя из того, что в структуру объектов культурно-досуговой среды включены культурно-досуговые комплексы, культурно-досуговые центры, единичные культурно-досуговые учреждения, обеспечивающие разнообразные виды культурно-досуговой деятельности, можно заметить наличие в них как бы "каркаса", в котором закреплены стабильные топологические характеристики культурно-досуговой среды. Для каждого типа культурно-досугового учреждения, в большей или меньшей степени, это внешнее и внутреннее предметно - пространственное окружение: ландшафт, архитектура, дизайн прилегающего пространства, внешняя архитектура и дизайн самого культурно - досугового объекта. Каркасом внутреннего пространства, или интерьера, являются внутренние капитальные конструкции, определяющие пределы и основные членения пространства внутри здания. Каркас служит основой, на которой развертываются изменения и рекомбинации, происходящие в пределах системы культурно - досуговой среды. Второй слой стабильных элементов окружения служит наполнением каркаса. Это элементы дизайна фасада здания, символизирующие характер деятельности, световое решение, информационно - рекламные объекты; это элементы отделки внутреннего пространства, некапитальные перегородки, встроенная мебель, сцена, зал, подиумы, произведения скульптуры и дизайна, произведения других видов искусств. Такое наполнение в целом тоже относительно устойчиво, но подвержено более значительным и частым изменениям, чем каркас. К третьему слою предметно - пространственного окружения в культурно - досуговой среде можно отнести вещное наполнение пространственных структур, обеспечивающее осуществление конкретных культурно - досуговых процессов: мебель, крупные, привязанные к определенному месту предметы оргтехники, музыкальные центры, осветительные устройства, музыкальные инструменты, теле - и видеоаппаратура, игровые аппараты и т. д. И, наконец, четвертый, самый мобильный, наиболее изменчивый слой предметно - пространственного окружения наполняет культур - но - досуговое пространство массой портативных вещей, не имеющих закрепленной позиции: магнитофоны, малогабаритные музыкальные инструменты, визуализированная и текстовая оперативная информация, элементы праздничного убранства и оформления событий особого тематического значения, средства информационного обеспечения культурно - досуговой среды. Следует подчеркнуть, что первичные структурные наполнения каркаса, как правило, образуют архитектура, дизайн и инженерия. Дизайн существует самостоятельно в третьем и четвертом слоях предметно-пространственного окружения; к его среде относится не только основная масса мобильных подвижных элементов культурно-досугового пространства, но и их совокупность, выстроенность в определенных отношениях, осуществляющих взаимосвязи с человеком. Внешняя составляющая окружения во всем ее многообразии превращается в культур-но-досуговую среду лишь при условии функционирования системы как целого (вещное окружение и человек). Наличие внешнего наполнения пространства без присутствия и, главное, без контакта с человеком не может сделать среду культурно - досуговой. Без человека она превратится в безжизненное пространство. Каждый из указанных слоев предметно-пространственного окружения необходим для полноценного функционирования культурно-досуговой среды в целом. Все слои образуют единство, взаимно дополняя, уточняя и обогащая культурно-досуговую среду. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Сосредоточив внимание на предмете искусства для его оценки, человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, временем и действием, развертывающимся в культурно-досуговой среде. Культур - но - досуговая среда, таким образом, выступает как условие разностороннего взаимодействия человека и окружающего культурно - досугового, эстетического пространства. Предметно-пространственная среда предполагает целостность включаемых в нее художественно-эстетических произведений. Предметность и пространственность материальной культурно - досуговой среды в совокупности характеризуют ее важнейшие специфические признаки. Предметная культурно - досуговая среда при специальном морфологическом анализе раскрывается в связи с произведениями дизайна, а пространственная среда восходит к архитектурным произведениям. Но в культурно - досуговом формообразовании есть нечто третье, что включает в себя и предметность, и пространственность - культурно - досуговая среда. По предметному и пространственному признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды можно отнести: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Относительно самостоятельное или промежуточное положение занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые, в свою очередь, включают подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, искусство фейерверков, искусство проведения спортивных праздников и т.д. К гибридным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное, пластическое искусство; ремесла, народные промыслы, художественные промыслы; орнаментальное искусство и др. Данная классификация, не претендуя на полноту, является удобным средством представления множественных связей форм существования искусств, непосредственно формирующих предметно- пространственную культурно-досуговую среду. Рассматривая культурно-досуговую среду как самоценное образование, следует соотносить ее с культурно-досуговыми учреждениями, включающими учреждения культуры и искусства, Дома культуры, клубы, центры досуга, молодежные центры, парки культуры и отдыха, театры, концертные залы, крупные культурные комплексы (ВДНХ - ВВЦ) и т.д. Культурно-досуговая среда данных культурных объектов непрерывно взаимодействует с человеком, не только формируясь под его воздействием, но и влияя на формирование его культуры и поведения. Следовательно, культурно - досуговая среда объектов культуры - это предметно - пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения. Традиционная русская культура в целом сформировала свою собственную предметно-пространственную среду, свои вещи, ритуалы. Если взять для примера русскую историческую городскую застройку, то она являла собой ясную систему конфигураций и ритуалов поведения человека. "Понятным и естественным было, что для набережной пристало плавное фланирующее движение; серьезность и спешка уместны в деловых кварталах; скромность и сдержанность особенно необходимы поблизости от храма"4. Культерно-досуговые учреждения культуры как носители эстетической и художественной ценности, образующие культурно-досуговую среду человека, также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия. Но устоявшиеся, в большей или меньшей мере, стереотипы поведения в культурной среде необходимо постоянно подпитывать. Одним из существенных качеств культурно-досуговой среды, во многом определяющим ее восприятие, является ее внешняя естественность, природоподобность ее становления во времени. Но при этом, конечно, нельзя забывать, что суть этой естественности отнюдь не природного, а социально - культурного, искусственного порядка, проявляющаяся в форме культурно - досуговых процессов и закономерностей. Протекающие в культурно-досуговых учреждениях процессы, закономерности их развития и погруженности в культурно-досуговую среду свидетельствуют о закономерностях их назначения, функциях и эволюции хотя бы на небольшом историческом отрезке времени, ограниченном жизнью человека. Функциональное предназначение культурно-досуговых учреждений (Дом культуры, клуб, театр, кинотеатр, музей, парк, концертный зал и т.д.) предопределяет особенности строения каждого типа учреждения, набор помещений и планировку. Естественно, что формирование различных типов культурно-досуговых объектов происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культурно-досуговой деятельности и ее задач. В период 20 - 30-х годов культурно-досуговой деятельности отводилась иде
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.013 с.) |