Менеджмент в культурно - досуговой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент в культурно - досуговой деятельности



 

В современной научной литературе можно встретить множество разных определений понятия "менеджмент". Менеджмент - это уме­ние добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. В русском языке " менеджмент " означает " управление " - функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. На­конец, менеджмент как собирательное от " менеджер " - это опреде­ленная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Управленческий труд - часть общего технологического процесса деятельности учреждений культуры.

Предметом управленческого труда является информация (устная, письменная, визуальная).

Субъект - руководитель, объект - подчиненный. При этом контакты между ними и посетителями учреждений культуры надо рассматривать как особый вид информационной деятельности.

Продуктом управленческого труда является управленческое реше­ние. Управленческий труд в учреждениях культуры - это интеллектуаль­ный труд, состоящий в оценке и проектировании решений, опирающийся на экономическую, педагогическую, психологическую и искусствовед­ческую культуру. Его основное содержание - работа с людьми и доку­ментами.

Управленческий труд - это деятельность, распространяемая на лю­дей, которые не связаны правовыми и нормативными актами. Поэтому управление - элемент, функция организованной системы, биологически, социально, технически обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, достижение цели деятельности.

В настоящее время в обществе сложилось два типа механизмов -стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядоченное, управляемое воздействие на систему является результатом столкнове­ния разнонапавленно действующих сил.

Система управления учреждением культуры динамична: каждый штатный работник, занимаясь управленческой деятельностью, находит­ся в круговороте взаимоотношений. Однако зачастую в стороне оста­ются те, ради кого и работает система учреждения культуры, - люди. Вместе с тем именно среди населения часто зарождаются инициативы, которые могли и должны были бы подпитывать систему управления уч­реждения культуры. Отклик на нововведения, предложенные населени­ем, пусть даже локального, местного масштаба, мог бы стать основой для более гибкой, динамичной управленческой деятельности учрежде­ния культуры, которая опирается на ценностные ориентации.

Потребности и запросы населения, формирующиеся при включе­нии личности в определенные нормативные системы, формы жизнедея­тельности учреждения культуры, содействуют выработке соответ­ствующих целей учреждения культуры в целом и каждого коллектива самодеятельного художественного и технического творчества, люби­тельского объединения в частности.

Управление - это институциализированная платная форма деятельности профессионально подготовленных специалистов по произ-< водству культурных услуг для населения.

В учреждении культуры и особенно в коллективе художественной-самодеятельности устанавливаются коллективные связи между субъек­тами познания, практики и управления. Именно руководители и специа-' листы учреждения культуры есть коллективный субъект управления по­знавательной и творческой деятельностью в социальной среде, соз-; дающий условия для коллективного освоения культуры, снимающий противоречие между практикой и творческим процессом.

"Субъект управления, снимая противоречие между познанием и практикой, является тем активным творческим центром личности, кото­рый осуществляет единство объективного и субъективного, бытия и мышления"36.

Творческие способности присущи каждому человеку, ибо уже сам процесс познания - это процесс перехода от одной решенной задачи к другой. Управление обычно представляется в динамике как деятель­ность, направленная на процессы, идущие в учреждении культуры. В связи с этим выделяются цели, средства и методы управления, этапы управления (прогнозирование, планирование, координирование, приня­тие решения, контроль). В качестве стратегических и тактических целей управления учреждением культуры выступают его сохранение или пре­образование в новую организационную структуру и совершенствование технологического процесса, протекающего в нем.

Управленческая деятельность учреждений культуры охватывает все стороны жизнедеятельности управляемого объекта, решая при этом две основные задачи: поддержание функционирования этой системы в соответствии с нормативными требованиями и целенаправленное воз­действие на функционирование коллектива, обеспечивающее его изме­нения в запланированном направлении.

Управленческую деятельность следует рассматривать дифферен­цированно по двум направлениям: текущему и перспективному. Задача текущего управления состоит в поддержании и оптимизации функцио­нирования учреждения культуры. Задача перспективного управления обычно направлена на преобразование учреждения культуры в соот­ветствии с потребностями жизни, изменение режима функционирования или самого характера его функционирования.

По характеру управляющих воздействий управленческая деятель­ность в учреждении культуры может быть расчленена на два типа.

Первый - это управление администрацией, которое осуществляется отдельными актами и фрагментами деятельности и сводится к поддер­жанию связи между ними или изменению их в нужном направлении. К этому типу управления относятся и вопросы организации и изменения технологических процессов, финансовой политики, создания коммер­ческой службы.

Этот процесс является центральным и определяющим звеном ме­неджмента учреждения культуры, поскольку технология управления состоит из принятия управленческих решений (единоличных и коллек­тивных) и контроля за степенью и характером реализации этих реше­ний. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимодопол-няют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального, практического смысла. Все эти оперативные со­ставляющие менеджмента учреждения культуры образуют целост­ное технологическое единство, которое может быть представлено следующей схемой: решение - цель - средство - контроль - резуль­тат. В этих понятиях и заложен концептуальный потенциал управлен­ческих основ в таком учреждении, необходимый для практики техноло­гической ориентации. В нем выражается представление об управлен­ческом "механизме" как об органическом единстве, целостности средств управления учреждения культуры для достижения заданной цели.

"Ресурсной" основой этого механизма в учреждении культуры яв­ляется информация о целях, путях, степени и характере достижения целей, "добываемая" и передаваемая с помощью соответствующей до­кументации: организационно-распорядительной (приказы, распоряже­ния); директивно-инструктивной (планы, инструкции, директивы), спра-вочно-информационной (письма, справки, доклады, объяснительные и докладные записки), учетно-контрольной (текущий, статистический, бух­галтерский учет и отчетность). Важно подчеркнуть, что в настоящее время технологическое единство механизма учреждения культуры по­лучает новые импульсы в направлении интеграции на основе реализа­ции методического обеспечения.

Другой управленческой основой функционирования учреждения культуры является налаживание взаимодействия с другими типами уч­реждений, направленного на результативное достижение целей менед­жмента как творческого процесса.

Одной из основ управления учреждением культуры являются лю­бительское и неформальное движение, которые образуют принципи­ально новые социокультурные общности: неформальные объединения, нетрадиционные формы самодеятельного творчества.

Под нетрадиционной самодеятельностью следует понимать дея­тельность любительских объединений, клубов по интересам и других самодеятельных неформальных объединений различных типов, кото­рая совпадает по интересам с управленческой деятельностью.

Управленческая деятельность в сфере досуга характеризуется по­луинституциональным существованием множества организационных форм, которые развиваются на полном или частичном хозрасчете, имеют программу деятельности и т.п., что порождает у них потребность в определенных юридических взаимоотношениях с учреждениями куль­туры. Удовлетворение этих потребностей заключается в выработке та­кого механизма взаимодействия любительских объединений с фор­мальными структурами учреждения культуры, который поддерживал бы и, возможно, способствовал их самоорганизации со всей ее специфи­кой.

Одной из важнейших черт любительских объединений является со­вместный, кооперативный характер их деятельности, объединение уси­лий всех членов коллектива и поклонников их таланта. Менеджмент как основа функционирования учреждения культуры связан прежде всего с задачами творческой самореализации личности, ее самовыражением. Поэтому форма и способ деятельности становятся вторичными, не яв­ляются самоцелью, а складываются в связи с установками на самореа­лизацию. Ориентацию управленческой деятельности на развитие и вы­работку определенной системы духовных ценностей должны в первую очередь учитывать учреждения культуры при подготовке различных культурно-досуговых программ.

Если при подготовке программ возникают варианты и анализ пока­зывает, что они опираются на разные предположения о ходе событий и при этом нет достаточных оснований для однозначной оценки каждого из них, то это служит индикатором объективной неопределенности со­ответствующих интересов и организационно-экономических форм. Та­кая ситуация не означает необходимости ждать, пока появится всех удовлетворяющий вариант.

Учреждение культуры представляет собой сложную и недостаточно изученную систему, особенности организации которой затрудняют воз­можность воспринять все богатство взаимодействия ее элементов не­посредственно в процессе менеджмента. Поэтому процесс управления здесь требует максимального использования механизма саморегулиро­вания, который является наиболее существенным и типичным для дея­тельности учреждения культуры.

Это относится и к таким уровням руководства, когда субъект, не на­ходясь в непосредственном контакте с объектом управления, предлага­ет последнему определенные предписания или частичную стратегию поведения и деятельности. Взаимоотношения руководителя учрежде­ния культуры и самодеятельного коллектива или любительского объ­единения, функционирующего внутри этого учреждения, становятся бо­лее тесными, если этот руководитель знает специфику деятельности данного коллектива.

Методологическим основанием, на котором выстраиваются и вза­имно увязываются основы менеджмента как на уровне учреждения культуры в целом, так и на уровне самодеятельного коллектива, яв­ляется целенаправленный педагогический процесс, в котором прояв­ляется самодеятельная активность личности, ее спонтанность дей­ствий.

Реальная и потенциальная активность участников самодеятельного коллектива "снизу" приводит к созданию в нем своеобразного типа управленческих отношений. Субъектом управления (как и субъектом деятельности) являются и руководитель, и актив, и совет коллектива, и даже весь коллектив в зависимости от создавшейся ситуации.

В связи с этим меняется и роль объекта, в качестве которого всегда рассматривался лишь коллектив. Для членов коллектива руководитель является, в свою очередь, объектом реализации своих потребностей в управленческой деятельности.

Структура взаимоотношений субъекта и объекта управления в уч­реждениях культуры наглядно свидетельствует о том, что управленче­ская деятельность предоставляет дополнительное поле жизнедеятель­ности, возможность оптимизировать процесс самореализации личности за счет более сложной и динамичной структуры ее самоутверждения. Такое представление о структуре взаимоотношений субъекта и объекта управления позволит существенно дополнить характеристику самодея­тельного коллектива или любительского объединения как объекта педа­гогического воздействия.

Система управления учреждения культуры объективно склады­вается в процессе функционирования отношений между различными сторонами и элементами коллективной деятельности. Интегрирующим ее звеном являются отношения "руководитель - коллектив - руководи­тель".

В зависимости от характера связей субъекта и объекта методы ме-неджмена в учреждении культуры можно разделить на две группы: не­посредственные (субъект-объект), воздействующие на коллектив как объект и на отношения с горизонтальными связями: руководитель - ру­ководитель, группа - группа, участник - участник, и опосредованные (субъект - объект - субъект), когда руководитель, управляя объектом своего воздействия (коллективом, группой или участником), переводит его в новое качество - в субъект самоуправления или управления. При идеально организованном процессе управления роль руководителя здесь минимальна. Реальный управленческий акт совершается за счет активности участников "снизу" - лидером, советом и т.д.

Методы менеджмента не должны быть единственными или преоб­ладающими в арсенале руководителя. Управленческое воздействие есть органическое единство непосредственных и опосредованных ме­тодов, обеспечивающих технологический процесс. Воздействие на тех­нологический процесс и на создание условий его функционирования в самодеятельном коллективе или любительском объединении обеспечи­вается исключительно управленческой деятельностью.

Сущность опосредованного управления в самодеятельном коллек­тиве заключается в том, что руководитель не дает непосредственных указаний объекту в отношении желаемого поведения, но изменяет си­туацию так, что объект сам выбирает соответствующую форму пред­метной деятельности или способ поведения (уже в качестве субъекта деятельности). Опосредованное управление стимулирует активность так, что желание действовать определенным образом воспринимается участником коллектива как собственное желание, им осознанная целе­сообразность.

Применяемые в коллективах учреждений культуры методы опосре­дованного управления включают в себя:

- использование коллектива в качестве субъекта педагогического воздействия на посетителей учреждения культуры;

- организацию управления и самоуправления с помощью совета коллектива, актива;

- социально-психологическое и педагогическое самоуправление с помощью неформальных лидеров.

Для освоения менеджмента в учреждениях культуры необходимо овладеть как непосредственными, так и опосредованными методами. Причем в процессе управленческой деятельности удельный вес опо­средованных методов в самодеятельных коллективах должен быть го­раздо выше, чем в каких-либо других.

На наш взгляд, необходимость использования методов опосредо­ванного управления вызвана также требованием применения наиболь­шего разнообразия в действиях субъекта, согласно которому неопре­деленность в поведении объекта может быть уменьшена за счет соот­ветствующего увеличения разнообразия в действиях субъекта. Дело в том, что функциональное соответствие субъекта управления законо­мерностям деятельности объекта во многом определяется его инфор­мационным соответствием. Информация, получаемая всеми структур­ными единицами субъекта управления, должна возможно полнее ха­рактеризовать количественное и качественное разнообразие объекта управления. В противном случае управление не может гарантировать

надлежащие результаты, так как оно будет осуществляться методом проб и ошибок.

В связи с тем, что руководитель учреждения культуры один не в со­стоянии справиться с переработкой информации, необходимой для успешного функционирования коллектива (информации о социальном и психологическом уровнях индивидуальности участников коллектива, специальной информации по предмету коллективной деятельности и др.), возникает потребность в активизации промежуточных ступеней управления, то есть в частичной передаче тех или иных функций руко­водства совету, активу, лидеру и т.д.

Используя методы непосредственного управления с помощью ак­тива, группы, неформального лидера, передавая им часть инструмен­тальных или экспрессивных функций, можно достигнуть оптимального соотношения видов управленческой деятельности и активного включе­ния посетителей учреждения культуры в процесс самоуправления.

Основы менеджмента составляет также знание управленческих от­ношений "внутри" коллективной деятельности (в соответствии со струк­турой деятельности объекта управления), что позволяет выявить еще одну основу функционирования учреждения культуры.

При построении организационной структуры на основе менеджмен­та происходит определение целей, методов решения той или иной за­дачи, а затем нахождение для определенного класса задач достаточно гибких и динамичных организационных структур, позволяющих устано­вить оптимальное соотношение разных уровней управления.

Поскольку художественный рынок развивается стихийно, то'и ме­неджмент в учреждении культуры - явление сложное. Дезориентиро­ванными в делах коммерции оказались и специалисты учреждений культуры, на деятельность которых оказывают влияние рыночные от­ношения. В логике четко различаются термины "значение" и "смысл". Значение есть обозначаемое (денотат), а смысл - способ, каким это обозначаемое выражается, представляется, преподносится, мыслится. В конструктивно-познавательном аспекте художественный смысл в дея­тельности учреждений культуры можно определить как способ истолко­вания той или иной культурно-досуговой программы, зафиксированный в содержании и детерминированный целями, установками, задачами субъекта, осуществляющего ее подготовку и проведение.

На основе менеджмента и осуществляется культурно-досуговая программа, что предполагает знание жизни (обстановки, отношений лю­дей, их настроений и т.п.) и сущности культурно-досуговой деятель­ности.                                                                                                              

Теория и методика менеджмента оказываются сопоставимыми, взаимопроникающими, взаимопереводимыми управленческими опера­циями.

Первую группу операций менеджмента составляет "сфера прогно­зирования". Это оценка будущего места учреждения культуры в куль­турной жизни населенного пункта, постановка целей, определение эта­пов и сроков проведения мероприятий, критериев оценки.

Затем "администрирование". Это группа операций начинается с ознакомления с материалами, отражающими культурные запросы раз­личных коммерческих структур, которые непосредственно связаны с удолетворением потребности людей в отдыхе, разъяснением им осо­бенностей этих структур, их реальных возможностей.

Третья группа - "воздействие и контроль". Это: личный пример; не­посредственное воздействие; определение функций сотрудников уч­реждения культуры по развитию культурно-досуговой деятельности.

По этой методике могут быть выделены три основные стадии тех­нологического процесса в соответствии с каждой культурно-досуговой программой: определение общего уровня затрат и расходов на дея­тельность; распределение средств между направлениями и выбор стра­тегической линии; отбор из имеющихся предложений тех, которые оп­тимальны для включения в ту или иную программу; выдвижение новых вариантов и т.д.

В качестве определяющих факторов использования менеджмента в деятельности учреждения культуры по развитию личности можно выде­лить следующие:

- уровень программ, необходимый для достижения перспективных целей;

- оценочный подход с учетом реальных возможностей материаль­но-технической базы и кадрового состава учреждения культуры;

- текущее и ожидаемое финансовое положение учреждения культу­ры;

- известные и предполагаемые практические ограничения, напри­мер, возможность обеспечения необходимых условий для развития личности.

Рационализация и систематизация управленческой деятельности на всех этапах способны привести к тому, что она полностью будет осуществляться на основе менеджмента, поддаваясь целенаправлен­ным воздействиям. Для этого в системе управления учреждения куль­туры должны функционировать менеджеры, в обязаности которых вхо­дили бы отбор наиболее актуальных проблем, связанных с развитием

личности, вычленение основного функционального стержня в каждом виде искусства, сбор нужной информации, анализ стоимости проектов и т.д.

Вместе с тем в менеджменте важно помнить и о большой роли творческих групп, в которые входят сценаристы, режиссеры и другие специалисты учреждения культуры, занимающиеся синтезом различных видов искусства и использованием его в культурно-досуговых програм­мах для достижения определенной цели.

"Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, дол­жен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менед­жеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить ис­полнение работы данной организации"37.

Словом, менеджмент - это единая система, в структуре которой множество социальных сущностей (коллектив учреждения культуры, аудитория постоянная, переменная и потенциальная, актив учреждения культуры и т.д.). Отсюда эффективность менеджмента в учреждении культуры следует рассматривать прежде всего как обеспечение целей, актуальных в течение определенного периода времени. Система будет эффективной, если она способствует достижению оптимального ре­зультата, определяющего цель менеджмента при обеспечении необхо­димого и достаточного функционирования системы, которая находится в зависимости от определенной системы ценностей и решаемой зада­чи.

Следовательно, эффективность можно определить как степень (меру) целевой результативности организации (системы) по отношению к затратам и факторам - условиям ее функционирования - в рамках определенной системы ценностей и типа решаемой задачи.

Приведенные признаки указывают на сложность понятия эффек­тивности и значительную трудность ее определения в реальных усло­виях. Один из путей преодоления трудностей - использование ЭВМ в диалоговом режиме, где лица, ответственные за принятие решений по управлению организацией, оценивают результаты, факторы-условия, уточняют цели и т. д. Поэтому критерий эффективности можно предста­вить, по крайней мере, тремя составляющими:

- степень (мера) удовлетворения потребностей населения в куль­турных благах;

- степень (мера) соответствия результатов функционирования деятельности учреждения культуры общественным целям в области ду­ховного развития личности;

- степень (мера) обеспечения равенства в удовлетворении духов­ных потребностей посетителей учреждения культуры.

Таким образом, определение эффективности деятельности учреж­дений культуры должно быть результатом объединенных усилий спе­циалистов по менеджменту. Специалисты по менеджменту объединяют и организуют работу, они должны быть заняты построением системы целей отрасли, дерева целей и дерева критериев отрасли, участвовать в измерении (по качественным и количественным шкалам) каждого из них.

Итак, менеджмент - это умение добиться поставленных целей, ис­пользуя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - деятельность целенаправленная и целесообразная, поэтому техноло­гия менеджмента связана с выработкой представления о цели как обра­зе желаемого и необходимого результата, с характеристикой фактиче­ски полученного результата и их соотнесением друг с другом' (центральное и определяющее звено менеджмента). Эта технология связана с выработкой и принятием решений (единоличных и коллек­тивных), контролем за степенью и характером реализации этих реше­ний. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимодопол-няют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального, практического смысла. Прежде чем контролировать, следует сначала принять конкретное решение, определить характер, содержание, способ и сроки выполнения работы и исполнителей. Сло­вом, создать систему управления кадрами, способную четко функцио­нировать в непредвиденных обстоятельствах, контролировать все из­менения, происходящие внутри учреждения культуры и в его отношени­ях с окружающим деловым миром. Персонал учреждения обязан обес­печить точной информацией его руководителя для принятия решения и ясного представления общей картины дела, разработать четкую си­стему обязанностей каждого работника с целью развития реальной и эффективной системы управления. Но прежде чем рассмотреть одну из структурных составляющих менеджмента - планирование финансовой деятельности, необходимо рассмотреть феномен коммерческой дея­тельности.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы понимаете, что такое менеджмент в куль­турно - досуговой деятельности?

2. Как вы понимаете, что такое управленческая дея­тельность?

3. Каковы основные компоненты управленческой дея­тельности?

4. Каков механизм функционирования управленческой деятельности в учреждениях культуры?

5. Каковы границы менеджмента в культурно - досуговой деятельности?

Рекомендуемая литература

1. Голубков Е. Планирование маркетинга. - М., 1992.

2. Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика, 1980.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 1991.

4. Мескен М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менед­жмента. - М.: Депо, 1992.

5. Основы экономической теории и практики хозяйство­вания. - М., 1991.

6. Современный менеджмент. Принципы и правила.- М.; Нижний Новгород, 1992.

7. Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менед­жера.- М.: Финансы и статистика, 1992.

 

 

§ 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры

 

В современных условиях коммерческая деятельность становится неотъемлемой составной частью технологического процесса. Она осу­ществляется не путем вмешательства в художественный процесс, а пу­тем создания условий для его протекания через экономическую под­держку тех культурно-досуговых структур, которые реализуют целесо­образную политику, задание правил взаимодействия разных структур (школ, направлений, движений) в обществе и, наконец, выращивание новых (альтернативных существующим) субъектов культурно-досуговой деятельности.

Коммерческая деятельность учреждения культуры определяется личностными, производственными и общественными целями коллекти­ва. Она может стать целенаправленным процессом, вытекающим из потребности общества, если будет плановой, целесообразной, обеспе­чивающей творческую раскрепощенность всех членов коллектива, и вы­ступать как саморегулирующаяся подсистема, сохраняющая свою це­лостность и качественную определенность благодаря способности обеспечить функционирование творческого процесса.

Одной из задач коммерческой деятельности учреждений культуры является широкое и повсеместное использование целевых культурно-досуговых программ, ориентированных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения. Учитывая, что достиг­нуть этого помимо воли и желания людей невозможно, уже на этапе разработки целевой культурной программы должны быть просчитаны творческие, экономические и организационные возможности коллектива учреждения культуры. Это способствует сближению экономического и внеэкономического аспектов деятельности и интеграции профессио­нальных работников культуры с населением.

Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время регулируются в основном платными формами обслуживания посетите-'лей. Экономическим методам предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры. Достаточно напом­нить, что такие сложные механизмы, как самофинансирование, расши­рение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры. Инноваци­онный потенциал нового хозяйственного механизма не ограничивается согласованием спроса и предложения культурных услуг. Объектом воз­действия учреждения культуры становятся также такие базовые детер­минанты поведения людей в сфере досуга, как ценностные ориентации,

индивидуальные значения и мотивы выбора услуг. Поэтому коммерче­ская деятельность в учреждениях культуры обеспечивает динамичное формирование многообразных социокультурных групп, включение лич­ности в культурно-досуговую деятельность, выступает важным показа­телем приобщения личности к культуре.

Сокращение диапазона контактов с населением побуждает учреж­дения культуры расширять спектр деятельности, организовывать мно­гочисленные новые, неизвестные до сих пор варианты объединений культурно-просветительной и культурно-творческой направленности: ассоциации, фонды, союзы, производственно-коммерческие центры, малые предприятия и т.д. Это, в свою очередь, заставляет искать пути расширения аудитории учреждений культуры и устанавливать связи с новыми социокультурными группами и слоями населения, ранее не пользовавшимися их услугами, или перестраивать отношения с груп­пами, посещавшими учреждения культуры прежде.

Реальное содержание деятельности учреждений культуры делает возможным расширение их аудитории за счет высокодоходных социо­культурных групп населения, мотивационный спектр которых состоит, в основном, из ориентации на развлекательные формы досуга. Учрежде­ния культуры могут сосредоточить свои усилия в разных направлениях: помощь в получении практических навыков, полезных в бытовой сфере, а также новых услуг, которые могут быть платными, - от первого при­общения к навыкам профессиональной деятельности до овладения компьютерной грамотностью, иностранным языком или техникой резьбы по дереву.

Существующая ориентация учреждения культуры на путь наи­меньшего сопротивления, на скорейшее получение прибыли без учета возможных социальных последствий, приводит к падению его престижа и популярности среди населения.

При наращивании платных услуг утрачиваются ценностно-культурные смыслы деятельности учреждения культуры, духовные по­требности населения нивелируются, развлекательно-прагматические ориентации материализуются в конкретные предметы, вещи, значи­мость которых определяется прежде всего их практической полез­ностью культуры в современный период оценивается населением именно с практических позиций. Одновременно появлякЗтся и другиерегуляторы взаимоотношений между населением и учреждением культуры.

Коммерческая деятельность вплоть до начала XX века интенсивно развивалась на основе соединения бизнеса и социального начала. С развитием бизнеса начинается новый этап в разработке понятия ком­мерческой деятельности, связанный прежде всего с исследованием яв­лений самоорганизации. В содержательном плане самоорганизация в технологическом процессе проявляется в переходе от моделей ком­мерции к моделям, описывающим процессы структурных изменений коммерческой деятельности.

Известно, что в основе коммерческой деятельности на Западе ле­жит мораль. Как утверждают большинство американских историков и социологов, система нравственных ценностей в США основывается на протестантской этике и пуританской морали. Эта этика играла значи­тельную роль на ранних этапах формирования капитализма в связи с тем, что моральные принципы, которые проповедовал протестантизм, такие, как индивидуализм, этика "личного успеха", принципы самоогра­ничения и буржуазного накопительства вполне соответствовали практи­ке свободного предпринимательства в американском обществе. Этика протестантизма содержала в себе целую систему нрав- \ ственных ценностей, которые интерпретировались в духе предприимчи­вости и буржуазного накопительства. В "Альманахе бедного Ричарда" Франклин называет тринадцать "полезных добродетелей", которые со­ответствуют пуританской морали. Это умеренность, молчаливость, ак­куратность, справедливость, трудолюбие, воздержанность, прилежание, спокойствие, целомудрие, смирение, искренность, бережливость, ре­шительность.

Ближе всего по значению к термину "коммерция" подходит термин "предпринимательство". В широком смысле "предприимчивость" тракту­ется как "находчивость, соединенная с энергией и практичностью"; сло­во "предприимчивый" - как "обладающий инициативой и практической сметкой, желанием устраивать какие-либо дела; характеризующийся практичностью, деловитостью"; слово "предприниматель" - как "организатор выгодного дела, выгодного предприятия", а "предпринимательство" - это, следовательно, "деятельность предпри­нимателя".

Отсюда изучение структуры качеств личности имеет важное значе­ние для коммерческой деятельности, поскольку помогает научно обос­новать проектирование развития личности с учетом ее ближайших и от­даленных перспектив. Такое проектирование означает нахождение в структуре психики и сознания человека ведущих звеньев и тенденций развития, составление и реализацию плана-программы организации его жизни и деятельности.

Целостные свойства личности проявляются конкретно в той или иной ситуации освоения объективного мира, по отношению к тому или иному конкретному содержанию предметной деятельности (при реше­нии коммерческой задачи, осуществлении трудовых операций, само­анализе своих достоинств или недостатков и т.д.). Благодаря этому коммерческие качества личности приобретают индивидуальное вопло­щение.

В абстрактном виде коммерческий процесс направлен на получе­ние какого-либо потребительского продукта, когда он обеспечен всеми необходимыми для его реализации элементами, а эти элементы - со­ставляющие - поступают в процесс в строго положенное время и в стро­го отмеренной дозе, равной усваиваемому объему, и "перевариваются" в соответствии с определенными правилами. Любое нарушение хотя бы одного из этих условий ведет к изменению программы коммерческих действий и сказывается или на структуре самого процесса или на его конечных результатах. Но и в процессе самого действия можно выде­лить отдельные моменты, обозначаемые нами как "ситуации". Ситуация - такой момент процесса коммерческой деятельности, в котором реали­зовано незапраграммированное изменение в протекании процесса. Это изменение обусловливается появлением непредусмотренной перемены или в постановке составляющих процесс элементов или в правилах применения действующих сил.

Такая перемена ставит участников процесса перед необходи- ^, мостью выбора из возникающих альтернатив дальнейших действий, ко­торые влияют на течение процесса. Сами альтернативы появляются в результате изменения характеристик, составляющих процесс элемен­тов или изменения правил. Следовательно, ситуация - это своеобраз­ные узлы процесса, из которых расходятся возможные пути различных предпринимательских действий, но может реализоваться лишь один.

Дедущим[основанием для коммерческой деятельности является свобода, которая понимается человеком как осознание необходимости действий в соответствии со своими знаниями, способностями, возмож­ностями выбора ^характера действий. Свобода выбора включает в себя выбор целей, средств их достижения в каждый данный момент при условии существования не одной, а несколько реальных возможностей. Свободы тем б



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.205.123 (0.085 с.)