Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджмент в культурно - досуговой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современной научной литературе можно встретить множество разных определений понятия "менеджмент". Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. В русском языке " менеджмент " означает " управление " - функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от " менеджер " - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Управленческий труд - часть общего технологического процесса деятельности учреждений культуры. Предметом управленческого труда является информация (устная, письменная, визуальная). Субъект - руководитель, объект - подчиненный. При этом контакты между ними и посетителями учреждений культуры надо рассматривать как особый вид информационной деятельности. Продуктом управленческого труда является управленческое решение. Управленческий труд в учреждениях культуры - это интеллектуальный труд, состоящий в оценке и проектировании решений, опирающийся на экономическую, педагогическую, психологическую и искусствоведческую культуру. Его основное содержание - работа с людьми и документами. Управленческий труд - это деятельность, распространяемая на людей, которые не связаны правовыми и нормативными актами. Поэтому управление - элемент, функция организованной системы, биологически, социально, технически обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, достижение цели деятельности. В настоящее время в обществе сложилось два типа механизмов -стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядоченное, управляемое воздействие на систему является результатом столкновения разнонапавленно действующих сил. Система управления учреждением культуры динамична: каждый штатный работник, занимаясь управленческой деятельностью, находится в круговороте взаимоотношений. Однако зачастую в стороне остаются те, ради кого и работает система учреждения культуры, - люди. Вместе с тем именно среди населения часто зарождаются инициативы, которые могли и должны были бы подпитывать систему управления учреждения культуры. Отклик на нововведения, предложенные населением, пусть даже локального, местного масштаба, мог бы стать основой для более гибкой, динамичной управленческой деятельности учреждения культуры, которая опирается на ценностные ориентации. Потребности и запросы населения, формирующиеся при включении личности в определенные нормативные системы, формы жизнедеятельности учреждения культуры, содействуют выработке соответствующих целей учреждения культуры в целом и каждого коллектива самодеятельного художественного и технического творчества, любительского объединения в частности. Управление - это институциализированная платная форма деятельности профессионально подготовленных специалистов по произ-< водству культурных услуг для населения. В учреждении культуры и особенно в коллективе художественной-самодеятельности устанавливаются коллективные связи между субъектами познания, практики и управления. Именно руководители и специа-' листы учреждения культуры есть коллективный субъект управления познавательной и творческой деятельностью в социальной среде, соз-; дающий условия для коллективного освоения культуры, снимающий противоречие между практикой и творческим процессом. "Субъект управления, снимая противоречие между познанием и практикой, является тем активным творческим центром личности, который осуществляет единство объективного и субъективного, бытия и мышления"36. Творческие способности присущи каждому человеку, ибо уже сам процесс познания - это процесс перехода от одной решенной задачи к другой. Управление обычно представляется в динамике как деятельность, направленная на процессы, идущие в учреждении культуры. В связи с этим выделяются цели, средства и методы управления, этапы управления (прогнозирование, планирование, координирование, принятие решения, контроль). В качестве стратегических и тактических целей управления учреждением культуры выступают его сохранение или преобразование в новую организационную структуру и совершенствование технологического процесса, протекающего в нем. Управленческая деятельность учреждений культуры охватывает все стороны жизнедеятельности управляемого объекта, решая при этом две основные задачи: поддержание функционирования этой системы в соответствии с нормативными требованиями и целенаправленное воздействие на функционирование коллектива, обеспечивающее его изменения в запланированном направлении. Управленческую деятельность следует рассматривать дифференцированно по двум направлениям: текущему и перспективному. Задача текущего управления состоит в поддержании и оптимизации функционирования учреждения культуры. Задача перспективного управления обычно направлена на преобразование учреждения культуры в соответствии с потребностями жизни, изменение режима функционирования или самого характера его функционирования. По характеру управляющих воздействий управленческая деятельность в учреждении культуры может быть расчленена на два типа. Первый - это управление администрацией, которое осуществляется отдельными актами и фрагментами деятельности и сводится к поддержанию связи между ними или изменению их в нужном направлении. К этому типу управления относятся и вопросы организации и изменения технологических процессов, финансовой политики, создания коммерческой службы. Этот процесс является центральным и определяющим звеном менеджмента учреждения культуры, поскольку технология управления состоит из принятия управленческих решений (единоличных и коллективных) и контроля за степенью и характером реализации этих решений. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимодопол-няют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального, практического смысла. Все эти оперативные составляющие менеджмента учреждения культуры образуют целостное технологическое единство, которое может быть представлено следующей схемой: решение - цель - средство - контроль - результат. В этих понятиях и заложен концептуальный потенциал управленческих основ в таком учреждении, необходимый для практики технологической ориентации. В нем выражается представление об управленческом "механизме" как об органическом единстве, целостности средств управления учреждения культуры для достижения заданной цели. "Ресурсной" основой этого механизма в учреждении культуры является информация о целях, путях, степени и характере достижения целей, "добываемая" и передаваемая с помощью соответствующей документации: организационно-распорядительной (приказы, распоряжения); директивно-инструктивной (планы, инструкции, директивы), спра-вочно-информационной (письма, справки, доклады, объяснительные и докладные записки), учетно-контрольной (текущий, статистический, бухгалтерский учет и отчетность). Важно подчеркнуть, что в настоящее время технологическое единство механизма учреждения культуры получает новые импульсы в направлении интеграции на основе реализации методического обеспечения. Другой управленческой основой функционирования учреждения культуры является налаживание взаимодействия с другими типами учреждений, направленного на результативное достижение целей менеджмента как творческого процесса. Одной из основ управления учреждением культуры являются любительское и неформальное движение, которые образуют принципиально новые социокультурные общности: неформальные объединения, нетрадиционные формы самодеятельного творчества. Под нетрадиционной самодеятельностью следует понимать деятельность любительских объединений, клубов по интересам и других самодеятельных неформальных объединений различных типов, которая совпадает по интересам с управленческой деятельностью. Управленческая деятельность в сфере досуга характеризуется полуинституциональным существованием множества организационных форм, которые развиваются на полном или частичном хозрасчете, имеют программу деятельности и т.п., что порождает у них потребность в определенных юридических взаимоотношениях с учреждениями культуры. Удовлетворение этих потребностей заключается в выработке такого механизма взаимодействия любительских объединений с формальными структурами учреждения культуры, который поддерживал бы и, возможно, способствовал их самоорганизации со всей ее спецификой. Одной из важнейших черт любительских объединений является совместный, кооперативный характер их деятельности, объединение усилий всех членов коллектива и поклонников их таланта. Менеджмент как основа функционирования учреждения культуры связан прежде всего с задачами творческой самореализации личности, ее самовыражением. Поэтому форма и способ деятельности становятся вторичными, не являются самоцелью, а складываются в связи с установками на самореализацию. Ориентацию управленческой деятельности на развитие и выработку определенной системы духовных ценностей должны в первую очередь учитывать учреждения культуры при подготовке различных культурно-досуговых программ. Если при подготовке программ возникают варианты и анализ показывает, что они опираются на разные предположения о ходе событий и при этом нет достаточных оснований для однозначной оценки каждого из них, то это служит индикатором объективной неопределенности соответствующих интересов и организационно-экономических форм. Такая ситуация не означает необходимости ждать, пока появится всех удовлетворяющий вариант. Учреждение культуры представляет собой сложную и недостаточно изученную систему, особенности организации которой затрудняют возможность воспринять все богатство взаимодействия ее элементов непосредственно в процессе менеджмента. Поэтому процесс управления здесь требует максимального использования механизма саморегулирования, который является наиболее существенным и типичным для деятельности учреждения культуры. Это относится и к таким уровням руководства, когда субъект, не находясь в непосредственном контакте с объектом управления, предлагает последнему определенные предписания или частичную стратегию поведения и деятельности. Взаимоотношения руководителя учреждения культуры и самодеятельного коллектива или любительского объединения, функционирующего внутри этого учреждения, становятся более тесными, если этот руководитель знает специфику деятельности данного коллектива. Методологическим основанием, на котором выстраиваются и взаимно увязываются основы менеджмента как на уровне учреждения культуры в целом, так и на уровне самодеятельного коллектива, является целенаправленный педагогический процесс, в котором проявляется самодеятельная активность личности, ее спонтанность действий. Реальная и потенциальная активность участников самодеятельного коллектива "снизу" приводит к созданию в нем своеобразного типа управленческих отношений. Субъектом управления (как и субъектом деятельности) являются и руководитель, и актив, и совет коллектива, и даже весь коллектив в зависимости от создавшейся ситуации. В связи с этим меняется и роль объекта, в качестве которого всегда рассматривался лишь коллектив. Для членов коллектива руководитель является, в свою очередь, объектом реализации своих потребностей в управленческой деятельности. Структура взаимоотношений субъекта и объекта управления в учреждениях культуры наглядно свидетельствует о том, что управленческая деятельность предоставляет дополнительное поле жизнедеятельности, возможность оптимизировать процесс самореализации личности за счет более сложной и динамичной структуры ее самоутверждения. Такое представление о структуре взаимоотношений субъекта и объекта управления позволит существенно дополнить характеристику самодеятельного коллектива или любительского объединения как объекта педагогического воздействия. Система управления учреждения культуры объективно складывается в процессе функционирования отношений между различными сторонами и элементами коллективной деятельности. Интегрирующим ее звеном являются отношения "руководитель - коллектив - руководитель". В зависимости от характера связей субъекта и объекта методы ме-неджмена в учреждении культуры можно разделить на две группы: непосредственные (субъект-объект), воздействующие на коллектив как объект и на отношения с горизонтальными связями: руководитель - руководитель, группа - группа, участник - участник, и опосредованные (субъект - объект - субъект), когда руководитель, управляя объектом своего воздействия (коллективом, группой или участником), переводит его в новое качество - в субъект самоуправления или управления. При идеально организованном процессе управления роль руководителя здесь минимальна. Реальный управленческий акт совершается за счет активности участников "снизу" - лидером, советом и т.д. Методы менеджмента не должны быть единственными или преобладающими в арсенале руководителя. Управленческое воздействие есть органическое единство непосредственных и опосредованных методов, обеспечивающих технологический процесс. Воздействие на технологический процесс и на создание условий его функционирования в самодеятельном коллективе или любительском объединении обеспечивается исключительно управленческой деятельностью. Сущность опосредованного управления в самодеятельном коллективе заключается в том, что руководитель не дает непосредственных указаний объекту в отношении желаемого поведения, но изменяет ситуацию так, что объект сам выбирает соответствующую форму предметной деятельности или способ поведения (уже в качестве субъекта деятельности). Опосредованное управление стимулирует активность так, что желание действовать определенным образом воспринимается участником коллектива как собственное желание, им осознанная целесообразность. Применяемые в коллективах учреждений культуры методы опосредованного управления включают в себя: - использование коллектива в качестве субъекта педагогического воздействия на посетителей учреждения культуры; - организацию управления и самоуправления с помощью совета коллектива, актива; - социально-психологическое и педагогическое самоуправление с помощью неформальных лидеров. Для освоения менеджмента в учреждениях культуры необходимо овладеть как непосредственными, так и опосредованными методами. Причем в процессе управленческой деятельности удельный вес опосредованных методов в самодеятельных коллективах должен быть гораздо выше, чем в каких-либо других. На наш взгляд, необходимость использования методов опосредованного управления вызвана также требованием применения наибольшего разнообразия в действиях субъекта, согласно которому неопределенность в поведении объекта может быть уменьшена за счет соответствующего увеличения разнообразия в действиях субъекта. Дело в том, что функциональное соответствие субъекта управления закономерностям деятельности объекта во многом определяется его информационным соответствием. Информация, получаемая всеми структурными единицами субъекта управления, должна возможно полнее характеризовать количественное и качественное разнообразие объекта управления. В противном случае управление не может гарантировать надлежащие результаты, так как оно будет осуществляться методом проб и ошибок. В связи с тем, что руководитель учреждения культуры один не в состоянии справиться с переработкой информации, необходимой для успешного функционирования коллектива (информации о социальном и психологическом уровнях индивидуальности участников коллектива, специальной информации по предмету коллективной деятельности и др.), возникает потребность в активизации промежуточных ступеней управления, то есть в частичной передаче тех или иных функций руководства совету, активу, лидеру и т.д. Используя методы непосредственного управления с помощью актива, группы, неформального лидера, передавая им часть инструментальных или экспрессивных функций, можно достигнуть оптимального соотношения видов управленческой деятельности и активного включения посетителей учреждения культуры в процесс самоуправления. Основы менеджмента составляет также знание управленческих отношений "внутри" коллективной деятельности (в соответствии со структурой деятельности объекта управления), что позволяет выявить еще одну основу функционирования учреждения культуры. При построении организационной структуры на основе менеджмента происходит определение целей, методов решения той или иной задачи, а затем нахождение для определенного класса задач достаточно гибких и динамичных организационных структур, позволяющих установить оптимальное соотношение разных уровней управления. Поскольку художественный рынок развивается стихийно, то'и менеджмент в учреждении культуры - явление сложное. Дезориентированными в делах коммерции оказались и специалисты учреждений культуры, на деятельность которых оказывают влияние рыночные отношения. В логике четко различаются термины "значение" и "смысл". Значение есть обозначаемое (денотат), а смысл - способ, каким это обозначаемое выражается, представляется, преподносится, мыслится. В конструктивно-познавательном аспекте художественный смысл в деятельности учреждений культуры можно определить как способ истолкования той или иной культурно-досуговой программы, зафиксированный в содержании и детерминированный целями, установками, задачами субъекта, осуществляющего ее подготовку и проведение. На основе менеджмента и осуществляется культурно-досуговая программа, что предполагает знание жизни (обстановки, отношений людей, их настроений и т.п.) и сущности культурно-досуговой деятельности. Теория и методика менеджмента оказываются сопоставимыми, взаимопроникающими, взаимопереводимыми управленческими операциями. Первую группу операций менеджмента составляет "сфера прогнозирования". Это оценка будущего места учреждения культуры в культурной жизни населенного пункта, постановка целей, определение этапов и сроков проведения мероприятий, критериев оценки. Затем "администрирование". Это группа операций начинается с ознакомления с материалами, отражающими культурные запросы различных коммерческих структур, которые непосредственно связаны с удолетворением потребности людей в отдыхе, разъяснением им особенностей этих структур, их реальных возможностей. Третья группа - "воздействие и контроль". Это: личный пример; непосредственное воздействие; определение функций сотрудников учреждения культуры по развитию культурно-досуговой деятельности. По этой методике могут быть выделены три основные стадии технологического процесса в соответствии с каждой культурно-досуговой программой: определение общего уровня затрат и расходов на деятельность; распределение средств между направлениями и выбор стратегической линии; отбор из имеющихся предложений тех, которые оптимальны для включения в ту или иную программу; выдвижение новых вариантов и т.д. В качестве определяющих факторов использования менеджмента в деятельности учреждения культуры по развитию личности можно выделить следующие: - уровень программ, необходимый для достижения перспективных целей; - оценочный подход с учетом реальных возможностей материально-технической базы и кадрового состава учреждения культуры; - текущее и ожидаемое финансовое положение учреждения культуры; - известные и предполагаемые практические ограничения, например, возможность обеспечения необходимых условий для развития личности. Рационализация и систематизация управленческой деятельности на всех этапах способны привести к тому, что она полностью будет осуществляться на основе менеджмента, поддаваясь целенаправленным воздействиям. Для этого в системе управления учреждения культуры должны функционировать менеджеры, в обязаности которых входили бы отбор наиболее актуальных проблем, связанных с развитием личности, вычленение основного функционального стержня в каждом виде искусства, сбор нужной информации, анализ стоимости проектов и т.д. Вместе с тем в менеджменте важно помнить и о большой роли творческих групп, в которые входят сценаристы, режиссеры и другие специалисты учреждения культуры, занимающиеся синтезом различных видов искусства и использованием его в культурно-досуговых программах для достижения определенной цели. "Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации"37. Словом, менеджмент - это единая система, в структуре которой множество социальных сущностей (коллектив учреждения культуры, аудитория постоянная, переменная и потенциальная, актив учреждения культуры и т.д.). Отсюда эффективность менеджмента в учреждении культуры следует рассматривать прежде всего как обеспечение целей, актуальных в течение определенного периода времени. Система будет эффективной, если она способствует достижению оптимального результата, определяющего цель менеджмента при обеспечении необходимого и достаточного функционирования системы, которая находится в зависимости от определенной системы ценностей и решаемой задачи. Следовательно, эффективность можно определить как степень (меру) целевой результативности организации (системы) по отношению к затратам и факторам - условиям ее функционирования - в рамках определенной системы ценностей и типа решаемой задачи. Приведенные признаки указывают на сложность понятия эффективности и значительную трудность ее определения в реальных условиях. Один из путей преодоления трудностей - использование ЭВМ в диалоговом режиме, где лица, ответственные за принятие решений по управлению организацией, оценивают результаты, факторы-условия, уточняют цели и т. д. Поэтому критерий эффективности можно представить, по крайней мере, тремя составляющими: - степень (мера) удовлетворения потребностей населения в культурных благах; - степень (мера) соответствия результатов функционирования деятельности учреждения культуры общественным целям в области духовного развития личности; - степень (мера) обеспечения равенства в удовлетворении духовных потребностей посетителей учреждения культуры. Таким образом, определение эффективности деятельности учреждений культуры должно быть результатом объединенных усилий специалистов по менеджменту. Специалисты по менеджменту объединяют и организуют работу, они должны быть заняты построением системы целей отрасли, дерева целей и дерева критериев отрасли, участвовать в измерении (по качественным и количественным шкалам) каждого из них. Итак, менеджмент - это умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - деятельность целенаправленная и целесообразная, поэтому технология менеджмента связана с выработкой представления о цели как образе желаемого и необходимого результата, с характеристикой фактически полученного результата и их соотнесением друг с другом' (центральное и определяющее звено менеджмента). Эта технология связана с выработкой и принятием решений (единоличных и коллективных), контролем за степенью и характером реализации этих решений. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимодопол-няют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального, практического смысла. Прежде чем контролировать, следует сначала принять конкретное решение, определить характер, содержание, способ и сроки выполнения работы и исполнителей. Словом, создать систему управления кадрами, способную четко функционировать в непредвиденных обстоятельствах, контролировать все изменения, происходящие внутри учреждения культуры и в его отношениях с окружающим деловым миром. Персонал учреждения обязан обеспечить точной информацией его руководителя для принятия решения и ясного представления общей картины дела, разработать четкую систему обязанностей каждого работника с целью развития реальной и эффективной системы управления. Но прежде чем рассмотреть одну из структурных составляющих менеджмента - планирование финансовой деятельности, необходимо рассмотреть феномен коммерческой деятельности. Вопросы для самопроверки 1. Как вы понимаете, что такое менеджмент в культурно - досуговой деятельности? 2. Как вы понимаете, что такое управленческая деятельность? 3. Каковы основные компоненты управленческой деятельности? 4. Каков механизм функционирования управленческой деятельности в учреждениях культуры? 5. Каковы границы менеджмента в культурно - досуговой деятельности? Рекомендуемая литература 1. Голубков Е. Планирование маркетинга. - М., 1992. 2. Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика, 1980. 3. Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 1991. 4. Мескен М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Депо, 1992. 5. Основы экономической теории и практики хозяйствования. - М., 1991. 6. Современный менеджмент. Принципы и правила.- М.; Нижний Новгород, 1992. 7. Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера.- М.: Финансы и статистика, 1992.
§ 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры
В современных условиях коммерческая деятельность становится неотъемлемой составной частью технологического процесса. Она осуществляется не путем вмешательства в художественный процесс, а путем создания условий для его протекания через экономическую поддержку тех культурно-досуговых структур, которые реализуют целесообразную политику, задание правил взаимодействия разных структур (школ, направлений, движений) в обществе и, наконец, выращивание новых (альтернативных существующим) субъектов культурно-досуговой деятельности. Коммерческая деятельность учреждения культуры определяется личностными, производственными и общественными целями коллектива. Она может стать целенаправленным процессом, вытекающим из потребности общества, если будет плановой, целесообразной, обеспечивающей творческую раскрепощенность всех членов коллектива, и выступать как саморегулирующаяся подсистема, сохраняющая свою целостность и качественную определенность благодаря способности обеспечить функционирование творческого процесса. Одной из задач коммерческой деятельности учреждений культуры является широкое и повсеместное использование целевых культурно-досуговых программ, ориентированных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения. Учитывая, что достигнуть этого помимо воли и желания людей невозможно, уже на этапе разработки целевой культурной программы должны быть просчитаны творческие, экономические и организационные возможности коллектива учреждения культуры. Это способствует сближению экономического и внеэкономического аспектов деятельности и интеграции профессиональных работников культуры с населением. Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время регулируются в основном платными формами обслуживания посетите-'лей. Экономическим методам предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры. Достаточно напомнить, что такие сложные механизмы, как самофинансирование, расширение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры. Инновационный потенциал нового хозяйственного механизма не ограничивается согласованием спроса и предложения культурных услуг. Объектом воздействия учреждения культуры становятся также такие базовые детерминанты поведения людей в сфере досуга, как ценностные ориентации, индивидуальные значения и мотивы выбора услуг. Поэтому коммерческая деятельность в учреждениях культуры обеспечивает динамичное формирование многообразных социокультурных групп, включение личности в культурно-досуговую деятельность, выступает важным показателем приобщения личности к культуре. Сокращение диапазона контактов с населением побуждает учреждения культуры расширять спектр деятельности, организовывать многочисленные новые, неизвестные до сих пор варианты объединений культурно-просветительной и культурно-творческой направленности: ассоциации, фонды, союзы, производственно-коммерческие центры, малые предприятия и т.д. Это, в свою очередь, заставляет искать пути расширения аудитории учреждений культуры и устанавливать связи с новыми социокультурными группами и слоями населения, ранее не пользовавшимися их услугами, или перестраивать отношения с группами, посещавшими учреждения культуры прежде. Реальное содержание деятельности учреждений культуры делает возможным расширение их аудитории за счет высокодоходных социокультурных групп населения, мотивационный спектр которых состоит, в основном, из ориентации на развлекательные формы досуга. Учреждения культуры могут сосредоточить свои усилия в разных направлениях: помощь в получении практических навыков, полезных в бытовой сфере, а также новых услуг, которые могут быть платными, - от первого приобщения к навыкам профессиональной деятельности до овладения компьютерной грамотностью, иностранным языком или техникой резьбы по дереву. Существующая ориентация учреждения культуры на путь наименьшего сопротивления, на скорейшее получение прибыли без учета возможных социальных последствий, приводит к падению его престижа и популярности среди населения. При наращивании платных услуг утрачиваются ценностно-культурные смыслы деятельности учреждения культуры, духовные потребности населения нивелируются, развлекательно-прагматические ориентации материализуются в конкретные предметы, вещи, значимость которых определяется прежде всего их практической полезностью культуры в современный период оценивается населением именно с практических позиций. Одновременно появлякЗтся и другиерегуляторы взаимоотношений между населением и учреждением культуры. Коммерческая деятельность вплоть до начала XX века интенсивно развивалась на основе соединения бизнеса и социального начала. С развитием бизнеса начинается новый этап в разработке понятия коммерческой деятельности, связанный прежде всего с исследованием явлений самоорганизации. В содержательном плане самоорганизация в технологическом процессе проявляется в переходе от моделей коммерции к моделям, описывающим процессы структурных изменений коммерческой деятельности. Известно, что в основе коммерческой деятельности на Западе лежит мораль. Как утверждают большинство американских историков и социологов, система нравственных ценностей в США основывается на протестантской этике и пуританской морали. Эта этика играла значительную роль на ранних этапах формирования капитализма в связи с тем, что моральные принципы, которые проповедовал протестантизм, такие, как индивидуализм, этика "личного успеха", принципы самоограничения и буржуазного накопительства вполне соответствовали практике свободного предпринимательства в американском обществе. Этика протестантизма содержала в себе целую систему нрав- \ ственных ценностей, которые интерпретировались в духе предприимчивости и буржуазного накопительства. В "Альманахе бедного Ричарда" Франклин называет тринадцать "полезных добродетелей", которые соответствуют пуританской морали. Это умеренность, молчаливость, аккуратность, справедливость, трудолюбие, воздержанность, прилежание, спокойствие, целомудрие, смирение, искренность, бережливость, решительность. Ближе всего по значению к термину "коммерция" подходит термин "предпринимательство". В широком смысле "предприимчивость" трактуется как "находчивость, соединенная с энергией и практичностью"; слово "предприимчивый" - как "обладающий инициативой и практической сметкой, желанием устраивать какие-либо дела; характеризующийся практичностью, деловитостью"; слово "предприниматель" - как "организатор выгодного дела, выгодного предприятия", а "предпринимательство" - это, следовательно, "деятельность предпринимателя". Отсюда изучение структуры качеств личности имеет важное значение для коммерческой деятельности, поскольку помогает научно обосновать проектирование развития личности с учетом ее ближайших и отдаленных перспектив. Такое проектирование означает нахождение в структуре психики и сознания человека ведущих звеньев и тенденций развития, составление и реализацию плана-программы организации его жизни и деятельности. Целостные свойства личности проявляются конкретно в той или иной ситуации освоения объективного мира, по отношению к тому или иному конкретному содержанию предметной деятельности (при решении коммерческой задачи, осуществлении трудовых операций, самоанализе своих достоинств или недостатков и т.д.). Благодаря этому коммерческие качества личности приобретают индивидуальное воплощение. В абстрактном виде коммерческий процесс направлен на получение какого-либо потребительского продукта, когда он обеспечен всеми необходимыми для его реализации элементами, а эти элементы - составляющие - поступают в процесс в строго положенное время и в строго отмеренной дозе, равной усваиваемому объему, и "перевариваются" в соответствии с определенными правилами. Любое нарушение хотя бы одного из этих условий ведет к изменению программы коммерческих действий и сказывается или на структуре самого процесса или на его конечных результатах. Но и в процессе самого действия можно выделить отдельные моменты, обозначаемые нами как "ситуации". Ситуация - такой момент процесса коммерческой деятельности, в котором реализовано незапраграммированное изменение в протекании процесса. Это изменение обусловливается появлением непредусмотренной перемены или в постановке составляющих процесс элементов или в правилах применения действующих сил. Такая перемена ставит участников процесса перед необходи- ^, мостью выбора из возникающих альтернатив дальнейших действий, которые влияют на течение процесса. Сами альтернативы появляются в результате изменения характеристик, составляющих процесс элементов или изменения правил. Следовательно, ситуация - это своеобразные узлы процесса, из которых расходятся возможные пути различных предпринимательских действий, но может реализоваться лишь один. Дедущим[основанием для коммерческой деятельности является свобода, которая понимается человеком как осознание необходимости действий в соответствии со своими знаниями, способностями, возможностями выбора ^характера действий. Свобода выбора включает в себя выбор целей, средств их достижения в каждый данный момент при условии существования не одной, а несколько реальных возможностей. Свободы тем б
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.014 с.) |