Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классическая музыка в культурно - досуговой программе
Сегодня музыка является неотъемлемой частью всех культурно-досуговых программ. Кроме того, здесь часто используется синтез музыки с изобразительным искусством. В творчестве, например, известного литовского музыканта и живописца Микалоюса Чюрлениса музыка и живопись шли параллельно, синтез этих видов искусства носил опосредованный, неявно выраженный характер, законы музыкальной формы находили своеобразную реализацию в живописных полотнах "Соната солнца", "Соната весны", "Фуга". Известны попытки "перевода" музыкальных произведений в изобразительный ряд, возник даже специальный термин "музыкальная графика". История свидетельствует и о других примерах взаимодействия искусства живописи и музыки. Например, музыка М. Мусоргского "Картинки с выставки" создана по рисункам Ф. Гартмана, С. Рахманинова " Остров мертвых" - по картине А. Беклина. Некоторые композиторы в качестве идейно-тематической программы избирали скульптурные или архитектурные произведения. В этом отношении показательны фортепианные пьесы Ф. Листа "Часовня Телля" и "Мыслитель" из цикла "Годы странствий". Заслуживает внимания творческий эксперимент, который не так давно проводился в стенах московского Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где проходили циклы музыкальных вечеров, в организации которых длительное время принимал участие С.Т. Рихтер -выдающийся пианист, большой знаток и любитель живописи. В прошедших циклах концертов "Зимние вечера" принимали участие и известные зарубежные музыканты-исполнители, и инструментальные ансамбли: звучала музыка, редко исполняемая и широко известная, различных исторических эпох и народов. В залах музея были выставлены живописные полотна, созвучные содержанию и настроению концертных программ. Они выполняли функцию эмоционального настроя, создания неповторимой, творческой атмосферы и для исполнителей, и для слушателей. В этом отношении концерты незабываемы, не имеют аналога в широкой практике филармонических концертов. По-другому взаимодействовали музыка и живопись на концертах пианиста Л. Чижика, автора и исполнителя джазовых импровизаций. Перед ним ставились небольшие полотна французских художников-импрессионистов, и он создавал на их темы музыкальные импровизации, давал свое музыкальное видение этих произведений, а слушатели присутствовали при творческом акте рождения музыки, вызванной к жизни живописью.
Формы синтеза изобразительных искусств и музыки могут быть чрезвычайно своеобразными. Но все они в той или иной степени будут расширять и обогащать художественные возможности и музыки, и изобразительного искусства. Наибольший интерес к музыке в драматическом театре и в теоретическом, и в практическом отношении проявили выдающиеся режиссеры XX века - Станиславский, Таиров, Мейерхольд. Правда, надо заметить, что их отношение к музыке не было одинаковым, как, впрочем, широко известны их расхождения и во взглядах на природу театрального искусства в целом. К.С. Станиславский переместил оркестр за сцену, отказался от крупных музыкальных эпизодов (увертюр, симфонических антрактов), был противником использования в театре музыки, непосредственно не мотивированной действием (исключение составляли сказочно-Фантастические пьесы), не был он и сторонником привлечения для музыкального оформления спектаклей композиторов, считая, что вполне можно обойтись методом компиляции, подбора уже известных музыкальных произведений. Особое предпочтение в этом плане он отдавал народной песне, использованию народных инструментов с неожиданной тембровой окраской. У Мейерхольда и Таирова музыка в спектакле выполняла одну из формообразующих функций. Режиссер скрупулезно разрабатывал музыкальный план развития спектакля и передавал его композитору, требуя точного выполнения. Мейерхольд широко использовал условную и мотивированную музыку, созданную специально для данного спектакля, а иногда обращался к классическим образцам и элементам фольклора. Он был одним из первых режиссеров, кто использовал музыку по контрасту со сценическим действием. Ему не были чужды ни иллюстрации, ни драматургический контрапункт. Проблема музыкального оформления спектакля волновала, безусловно, не только режиссеров, но и композиторов. Если И. Сац на практическом уровне закладывал основы развития музыки драматического театра, то в теоретическом ключе это сделал С. Прокофьев, выработав определенные требования к музыкальному оформлению театрального действия. Среди них он выделял доходчивость, малотемность и многократную повторяемость. Взаимодействие драматического театра и музыки не однонаправленно: если музыка воздействует на развитие сценического искусства, то и искусство драмы определенным образом находит свое отражение в музыке. Композитор, работающий в театре, должен знать и чувствовать специфику ведущего искусства, то есть театра. Там, где режиссер и композитор находят друг друга, рождаются незабываемые спектакли.
Музыка драматического театра отличается от киномузыки в той степени, в какой природа сценического искусства отличается от природы кинематографа. Театр хотя и испытывает влияние технических достижений киноискусства, все-таки менее динамичен. Музыкальный элемент здесь требует определенных временных рамок, более широких, чем в кино. Сам спектакль нельзя назвать в строгом смысле слова музыкальным, но без музыки он бы не состоялся как явление сценического искусства. А теперь о музыке на телевидении. Думается, что специфика музыки малого экрана ближе всего к киномузыке. Этому есть объективные предпосылки, берущие свое начало в общности эстетической природы названных видов художественного творчества. Исходя из этого в некоторых случаях можно даже поставить знак равенства между законами развития киномузыки и музыки телефильмов. Но несомненно, что использование музыкального элемента в художественных формах телевидения имеет и качественную определенность, идущую от специфики малого экрана, повествовательного принципа построения художественного образа, так называемой сериальности, широкого использования крупного плана, камерно-интимного способа восприятия и т.д. Развитие телевизионного кинематографа с очевидностью показало, что в лучших отечественных многосерийных телефильмах последней четверти XX века - "Адъютант его превосходительства", "Вечный зов", "Семнадцать мгновений весны", "Долгая дорога в дюнах" и многих других - особое художественно-выразительное значение приобретает лейтмотив. Известно, что появление и развитие лейтмотива связано прежде всего с оперным искусством, затем он получил применение в кинематографе, и, наконец, в новом качестве на телевидении. Музыкальный лейтмотив в больших сериалах выполняет как бы двойную функцию: раскрытия главной идеи в содержательном аспекте и интеграции - объединения отдельных серий в единое художественное целое на уровне формы. Показателен в этом плане поиск М. Таривердиевым музыкального решения известного всем телевизионного сериала "Семнадцать мгновений весны". Первоначально, по замыслу композитора, музыка сериала должна была быть достаточно многообразной и включать тему ностальгии, тему мгновений как символа безвозвратно уходящего времени, а вместе с ним и жизни, тему успокоения, легкий, без трагизма, мотив дороги, музыкальную атмосферу быта того времени плюс в каждой серии новая песня, несущая в себе основную ее идею. Но в результате от всего этого многообразия остались только две главные темы - мгновений и далекой Родины. Именно э^и две темы стали лейтмотивами всего драматического действия. И надо отдать должное мастерству композитора, которое в немалой степени определило заслуженный успех фильма.
Не менее важное значение имеет лейтмотив и в телефильме "Долгая дорога в дюнах". На всем протяжении повествования о трудной судьбе главных героев звучит прекрасная инструментальная мелодия Р. Паулса, в которой переплелись в единое целое чувства любви и тревоги, тоски, ожидания и надежды. В каждой новой серии музыка лейтмотива остается, на первый взгляд, прежней, но в то же время в ней появляется нечто новое, она обрастает множеством ассоциаций, новыми оттенками ощущений и чувств. Вначале музыка свежа и неизвестна, а в конце она близка и легко узнаваема. Телевидение - многожанровое искусство, где особое место занимают музыкальные жанры. Современный балет в лице телевидения обрел прекрасного союзника. Не случайно именно содружество искусства малого экрана и современной хореографии привело к возникновению в 90-е годы нового жанра телебалета, который во многом своим развитием обязан режиссеру А. Белинскому и балетмейстерам Д. Брян-цеву и В. Васильеву. Одно упоминание их работ вызывает множество ассоциаций: "Галатея", "Старое танго", "Жиголо и Жиголетта", "Анюта", "Страницы биографий", "Дом у дороги" и др. Все эти работы отличаются высоким художественным вкусом, профессиональным мастерством, новаторством и прекрасной музыкой. Наряду с телебалетом в последние десятилетия XX века появляются телеопера и телеоперетта. И, наконец, для любителей современной и классической музыки телевидение предлагает массу телевизионных музыкальных передач. Сегодня наиболее популярными из них представляются: "Угадай мелодию", "Утренняя звезда", "Утренняя почта", "Диск-канал", "Музыкальный момент", а также телеканал ТВ центр, по которому транслируется музыка фактически всех современных жанров. Не проходит и года, как телевидение представляет на обозрение зрителей другие музыкальные программы, способные, возможно, в большей степени, чем предыдущие, удовлетворять те или иные музыкально-эстетические запросы людей. Если на телевидении музыка использовалась с момента его создания, то в киноискусство музыка пришла не сразу, но хронологически раньше звука. Происходит дифференциация музыкального материала на эмоциональной основе на драматургическую, спокойную, созерцательную, танцевальную, лирическую, героико-патриотическую и т.д. Музыка вводилась как своеобразный эмоциональный усилитель зрительных впечатлений и поэтому должна была соответствовать отдельным кадрам и эпизодам кинофильма.
Распространение компилятивного метода музыкального сопровождения связано с приходом в кинематограф, на смену шарманкам и ор-кестринам, музыкантов-исполнителей, ансамблей и оркестров. Это следует расценивать как определенный прогресс. Живой человек, музыкант, заменил бездушную примитивную машину. Но со временем музыкально-художественная компиляция перестала удовлетворять даже немой кинематограф, так как сковывала динамическое развитие киносюжета. Требовалось более свободное обращение с музыкальным материалом. В некоторой степени проблема была решена использованием музыкальной импровизации72. Так как музыка рождалась в процессе демонстрации фильма, то в ней прослушивалась субъективная оценка импровизатором-музыкантом происходящего на экране действия. Музыкальная импровизация в кино явилась значительным шагом в превращении элемента музыки в органическую часть единого кинемато- Импровизация - тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Импровизационный метод основывается на свободной интерпретации ранее знакомого музыкального материала. Графического целого. Она стала тем своеобразным мостиком, который связал прежний метод компиляции с качественно новым методом композиции, так как именно импровизация сочетала в себе элементы того и другого. В ней подчас довольно популярное музыкальное произведение излагалось совершенно неожиданно, оригинальным образом. Вместе с тем, недостатком этого метода было то, что качество музыкального сопровождения зависело от творческой активности и одаренности музыканта-импровизатора. Нередко музыканты-иллюстраторы создавали музыку вне зависимости от драматургического замысла режиссера-постановщика. Это приводило, в свою очередь, к разрушению логики всего фильма, неадекватной интерпретации изобразительного ряда. В тех же случаях, когда музыкантами-иллюстраторами работали талантливые мастера, например, такие, как Д. Кабалевский, Д. Шостакович, создавались оригинальные в музыкальном отношении фильмы. В них функции музыки не сводились к поверхностной иллюстрации, а несли существенную содержательную нагрузку. Следовательно, классическая музыка может быть широко использована в культурно-досуговых программах. Вопросы для самопроверки 1. Каковы принципы музыкального оформления спектаклей Станиславского, Таирова и Мейерхольда? 2. Назовите примеры взаимодействия искусства живописи, театра, кино и телевидения с музыкой. 3. Каковы функции музыкального лейтмотива?
Рекомендуемая литература 1. Корганов Т., Фролов И. Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма. - М., 1964. 2. Товстоногов ГА. Театр на перекрестке искусств. - Л., 1978. 3. Грани А. Музыкальная работа в кино. - Роскино, 1933. 4. Хачатурян А. И. Музыка фильма // Искусство кино. -1955.- № 11. 5. Михалков Н. Музыка эпизода // Советская культура. -1984. - 20 октября. 6. Ивашевский А. П. Классическая музыка в праздниках и обрядах. - Челябинск: Прогресс, 1996. Глава первая. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры,
В быстро меняющемся современном мире высшему культурологическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении культурных богатств. За последние годы произошли крупные преобразования в системе подготовки специалистов культурно-досуговой деятельности. В основу преобразований положена новая концепция высшего образования, сместившая акцент с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на личность студента с учетом его многообразных социальных качеств и ролей в обществе. Основополагающей базой развития университета стал закон Российской Федерации "Об образовании", в котором говорится, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствовать охране жизни и здоровья человека, свободному развитию личности, воспитанию учащейся молодежи в духе высокой гражданственности и любви к Родине. Практическая реализация новой концепции университета прежде всего привела к демократизации внутренней жизни вуза, приблизила к обретению академических свобод, созданию многоуровневой системы образования, позволяющей студентам выбирать программы обучения исходя из своих интересов, способностей и жизненных ситуаций. Несомненно, большую роль в укреплении общекультурных, духовных и гражданских принципов учебно-воспитательного процесса в вузе играет общегосударственный образовательный стандарт, который способствует фундаментализации высшего образования, преодолению однобокости и прагматического подхода. Государственный стандарт позволяет готовить действительно широко образованных, творчески мыслящих специалистов, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем, поиску новых решений. Сам Государственный стандарт занимает не последнее место в жизненных интересах преподавателей и студентов, стремящихся к активному международному общению, к беспрепятственному признанию своих знаний, документов об образовании в зарубежных странах. Материал, изложенный в данной главе, не является абстрагированным или умозрительным заключением. Он является адекватным отражением многолетнего опыта работы большого коллектива преподавателей Московского государственного университета культуры по подготовке специалистов высшей квалификации. Он свободен от идеологической ангажированности, педагогических штампов. Это позволяет считать его объективным и практически ценным, что расширяет возможности его использования в педагогическом процессе. § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству
Культурно-досуговая деятельность представляет собой уникальную и неповторимую область деятельности, которая отличается как широким разнообразием связей с действительностью, так и особой сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры. Возникающие здесь художественно-творческие и "человекотворческие" начала принимают весьма тонкие и сложные формы. Кроме того, индивидуальный и коллективный характер общения в процессе деятельности, предопределяющий в сочетании с большим духовно-интеллектуальным напряжением и высоким, как правило, эмоциональным тонусом работы необходимость глубоких личностных контактов специалиста и его субъекта, формирует обобщенное представление об уникальности деятельности специалиста сферы досуга. Число людей, активно пользующихся плодами деятельности куль-турно-досуговых учреждений, а также самих создателей этого процесса - менеджеров, режиссеров-постановщиков, исполнителей, педагогов -постоянно возрастает. Роль, и значение досуга в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом. Отсюда понятен повышенный интерес к получению высшего профессионального образования, связанного с культурно-досуговой деятельностью. Важное значение в этой связи имеют организаторские, творческие, гражданские и нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. Профессиональное мастерство этого специалиста по своей природе также уникально. Оно определяется высоким уровнем мастерства художественного и нравственного воздействия наличность, коллектив, большие и малые группы людей в условиях досуга. Однако профессиональное мастерство не может быть сформировано в ходе обучения, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются его основы. Профессиональное мастерство специалиста культурно - досуговой деятельности представляет собой совокупность теоретических знаний и практического опыта, полученного в результате профессиональной, порой длительной, деятельности. Следовательно, проблемы формирования основ профессионального мастерства специалиста необходимо связывать, с одной стороны, с освоением теоретических знаний, а, с другой стороны, с овладением методами и приемами, умениями и навыками профессиональной деятельности. Синтез теоретических профессиональных знаний, практических умений и навыков в совокупности со способностями и качествами личности является базовой основой профессионального мастерства специалиста, необходимого для успешного решения разноплановых профессиональных задач культурно - досуговой деятельности. Методикой формирования профессионального мастерства специалиста культурно-досуговой деятельности предусматривается развитие профессиональных качеств будущего специалиста в ситуации деятельности, где обеспечивается особенно высокий уровень профессиональной самоорганизации студента. Деятельностно-личностныи подход создает условия индивидуально-творческого обучения, раскрытия индивидуальных качеств будущего специалиста, его профессиональных способностей, развития коммуникативных качеств в реальной работе с людьми. Профессиональная деятельность специалиста культурно-досуговой сферы весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства. Мотивы деятельности, побуждения специалиста культурно-досуговой сферы представляют собой сложное психологическое явление. Оно обусловлено, во - первых, осознанием общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, создании условий для культурного досуга людей, во - вторых, состоянием творческой удовлетворенности, радостью успеха и оценки людей, в - третьих, психологическими свойствами специалиста: желанием быть с людьми, вести их за собой в творческом процессе досуго-вой деятельности, занимать лидирующее положение среди людей вне их трудовой деятельности, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям. Мотивация профессиональной деятельности специалиста культурно-досуговой деятельности не ограничивается перечисленным. Но объективность перечисленных мотивов безусловна, так как один из ведущих мотивов деятельности - материальная заинтересованность - в данном случае сведен к минимуму. Цель профессиональной деятельности специалиста культурно-досуговой деятельности обусловлена необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей личности, ее эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей в условиях досуга. Это определяет и набор средств, с помощью которых специалист включает людей в различные виды деятельности в сфере досуга. Подготовка специалистов для культурно-досуговой сферы осуществляется в определенной системе. Сеть вузов культуры и искусства дает возможность готовить кадры с высшим образованием для различных областей культуры. Естественно, что каждое высшее учебное заведение культуры накопило определенный опыт подготовки высококвалифицированных специалистов, и каждый такой опыт достоин обобщения и использования в работе. Вместе с тем, быстро меняющаяся социально-культурная ситуация, новые пути и приоритеты в общественном развитии заставляют вузы культуры искать не только адекватные направления в подготовке специалистов досуга, но и новые методы обучения. И, естественно, каждое высшее учебное заведение имеет свои собственные научные и методические находки, положительный опыт, свое видение перспектив в подготовке специалистов для сферы досуга, свою уникальную особенность. По-другому быть и не должно, ибо процесс обучения является процессом творческим, а творчество всегда индивидуально. В этой связи возрастает необходимость больше уделять внимания не только содержанию учебных дисциплин, предметов, но и вопросам целеполагания, организации обучения. Определение конечных целей обучения, моделирование структуры деятельности специалиста и вытекающие из них предметные связи, комплексное обучение, научно обоснованные учебные планы и программы, непрерывная система - школа, колледж, вуз - требуют такого же пристального к себе внимания, как содержание самих учебных дисциплин. Опора на опыт работы вузов культуры и искусства, методику обучения и основные направления подготовки специалистов культурно-досуговой деятельности в Московском государственном университете культуры позволяет сформулировать методические основы обучения профессиональному мастерству специалистов культурно-досуговой деятельности. Подготовка кадров для различных областей культуры в университете ведется различными кафедрами. Кафедра культурно-досуговой деятельности осуществляет подготовку специалистов непосредственно для сферы досуга. Ее работа сфокусирована на ряде основных направлений подготовки специалистов: организации и постановке культурно-досуговых программ, постановке спортивно-бальных танцев и пластических программ, туристском досуге, создании развлекательных программ и игр на телевидении, продюсировании концертных программ. Концептуальную основу учебных дисциплин данных направлений в подготовке специалистов составляет объективная социально-общественная потребность в воссоздании содержательно насыщенной культурно-досуговой среды, за счет высокого уровня профессионального мастерства будущих специалистов, их способности моделировать и осуществлять разнообразные виды культурно-досуговой деятельности, включая индивидуальные, групповые и домашние. Исходя из этого возникает необходимость создания концептуальной системной модели специалиста культурно-досуговой деятельности, которая способствовала бы подлинному углублению связей обучения с практикой, обеспечивала фундаментальность и глубину теоретических знаний, точность научного предвидения, перспективность, динамичность, возможность непрерывного обновления и совершенствования. Сама по себе концептуальная системная модель специалиста культурно-досуговой деятельности, в силу специфики деятельности, носит аналитический характер, она позволяет проникнуть в сущность, внутреннюю структуру явлений, происходящих как в культурно-досуговой сфере, так и в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов. Она объединяет в себе свойства не только практического руководства оптимизацией учебного процесса, но и теоретического метода исследования явлений в области культурно-досуговой педагогики, способствует комплексному развитию научных исследований в этой области, образуя ее теоретический фундамент. Следовательно, концептуальная системная модель подготовки специалиста культурно-досуговой деятельности должна включать, с одной стороныгсгсновные характеристики его деятельности, с другой, -Раскрывать особенности личностно-профессионального комплекса качеств специалиста. Идеальная системная модель специалиста в концентрированном виде должна включать потребности общества в данных специалистах. Тем самым в самой модели специалиста закладывается определенная программа организации и развития учебного процесса. Такая программа включает последовательность и взаимосвязь следующих объектов: | модель будущего специалиста; модель системы обучения; модель цикла учебных дисциплин; модель каждой учебной дисциплины; модель содержания разделов и тем дисциплины. Эффективность организации и развития процесса обучения зависит во многом и от установления взаимосвязей между преподавателем, студентом и учебным материалом. Однако на практике идеальной модели специалиста, в силу объективных законов поступательного развития, быть не может, равно как не может быть и идеально выстроенного процесса обучения профессиональному мастерству. Следовательно, чтобы достичь положительных результатов, необходимо руководствоваться не застывшими приемами и методами обучения, а опираться на методические основы обучения профессиональному мастерству. Они заключаются в следующем: - обучение профессиональному мастерству специалиста культурно-досуговой деятельности направлено на подготовку деятелей культуры, несущих людям лучшие образцы мировой и отечественной культуры, личностно и общественно значимые формы досуга; - культурно-досуговое профессиональное образование - это не только получение широкого круга общенаучных знаний, знаний искусства, теории и истории культуры, но и обучение конкретному мастерству; - основы профессионального мастерства специалиста культурно-досуговой деятельности закладываются в процессе как организаторско-преобразующей, так и художественно-творческой деятельности; - процесс обучения профессиональному мастерству в вузе культуры обеспечивается коллективным трудом преподавателей и практиков; - основой формирования профессионального мастерства является взаимосвязанный процесс: преподаватель - студент. Методические основы обучения профессиональному мастерству специалиста культурно-досуговой деятельности также включают постановку и обоснование цели обучения исходя из той или иной модели специалиста и специализации, выявление необходимой взаимосвязи теоретической и специальной подготовки в условиях конкретной деятельности, определение роли, значимости и полезности учебных дисциплин в процессе обучения, содержание учебных дисциплин и налаживание межпредметных связей. В основе организации процесса обучения профессиональному мастерству должны лежать следующие методические принципы: - логическая преемственность и последовательность в изучении как отдельных дисциплин, так и их циклов, составляющих основу профессионального мастерства; - профилирование общенаучных дисциплин на конкретные специальности; - определение оптимального соотношения различных видов занятий по общенаучным, специальным дисциплинам, дисциплинам специализаций; - рациональное распределение учебного времени студентов: утренние часы для специальных дисциплин и дисциплин специализации, оптимальное соотношение обязательных дисциплин и факультативов, время для самостоятельной работы студентов и индивидуальных занятий с преподавателем. Профессия культурно-досугового работника, который имеет квалификацию менеджера-постановщика культурно-досуговых программ, относится к группе профессий, пригодность к которым формируется только при наличии у человека ярко выраженных природных данных, степень и модальность которых может быть установлена путем углубленной проверки. Проблема определения профессиональной пригодности заключается в выявлении признаков, по которым можно увидеть доминантные качества личности, которые обеспечат ей успех в будущей профессиональной культурно-досуговой деятельности. Кроме узкоспециальных способностей сюда относятся: склад мышления, воля, эмоциональная природа и др. Основная трудность профессионального отбора будущих специалистов культурно-досуговой деятельности заключается в отсутствии начального профессионального звена обучения специальности, подобно музыкальной школе. Начальное обучение этому виду деятельности осуществляется лишь на уровне любительских занятий в средней школе или в культурно-досуговых учреждениях. Поэтому культурно-досуговый багаж абитуриента определяется, в основном, общими навыками культурно-досуговой деятельности. В такой ситуации выявить глубинные потенциальные качества абитуриента на вступительном экзамене, проводимом по традиционной методике, практически невозможно. Уменьшить вероятность ошибок в профессиональном отборе абитуриентов позволяет методика проведения вступительного экзамена в Два этапа (тура). Первый тур - творческий показ абитуриентом своей программы, номера в условиях сцены, в присутствии не только прием-н°й комиссии, но и зрителей (самих абитуриентов). Здесь отчетливо выявляются такие качества абитуриента, как мастерство исполнения, пластика, музыкальность, голос, дикция, умение держаться на сцене, чувство ритма, меры, эмоциональная выразительность, культура исполнения, умение общаться с аудиторией и т.д. Результаты первого тура вступительного экзамена позволяют в большой степени выявить профессиональные качества абитуриента, и это становится основополагающим фактором его оценки. Подтвердить или опровергнуть полученные представления об абитуриенте позволяет второй тур - теоретическая часть экзамена. Здесь абитуриент раскрывает свой интеллектуально-теоретический и творческий багаж: знание вопросов современного состояния культурно-досуговой деятельности, структуры и типов культурно-досуговых учреждений, форм и методов их работы; системы управления; знание основных режиссерских понятий, закономерностей режиссерского построения культурно-досуговых программ. Наличие творческого воображения, творческого мышления отчетливо выявляется при разработке абитуриентом на экзамене творческого замысла сценического номера на заданную тему. Специалисту культурно-досуговой деятельности требуется и высокая образованность, такт, умение общаться с людьми. Эти качества в определенной степени могут быть выявлены на специальном собеседовании-коллоквиуме, который предшествует вступительному экзамену. Следовательно, профессиональный отбор будущих специалистов культурно-досуговой деятельности необходимо проводить комплексно с использованием разнообразных методов. Научно обоснованный профессиональный отбор обеспечивает высокий профессиональный уровень специалистов и позволяет избежать многих негативных последствий, которые, например, проявляются в фактах отчислений студентов из вуза по причине профессиональной непригодности или в низком профессионализме выпущенных работников. Необходимость тщательного профессионального отбора диктуется также: высокой ответственностью работника за его возможные ошибочные действия; высокой стоимостью и длительностью профессионального обучения; большим числом желающих обучаться. Основная цель профессионального отбора - выявить свойства и качества личности, определить соответствие ее интересов и способностей для данной профессии. Специалист культурно-досуговой сферы должен обладать качествами хорошего режиссера, педагога, сценариста, исполнителя-актера, обладать организаторскими способностями. Поэтому вопрос о том, каким образом осуществляется отбор претендентов на эту трудную и многогранную профессию, имеет особую важность. Профессиональный отбор, при всех сложностях, дает возможность формировать достаточно высокий учебно-творческий и научный уровень контингента будущих специалистов культурно-досуговой деятельности. Систематические опросы первокурсников о мотивах выбора своей будущей специальности в 98 случаях из 100 говорят об их огромном желании стать высокопрофессиональными специалистами. Гармоничное сочетание исходных факторов, обусловленных умственно-творческим потенциалом и устойчивостью мотивации к обучению, создает объективные условия для реализации целей обучения. В начальный период обучения, как правило, отмечается высокий уровень посещаемости занятий, хорошая организационно-исполнительская дисциплина, высокое чувство ответственности за результаты учебы, стремление овладеть профессией. Однако довольно высокий исходный интерес к учебе с каждым.последующим годом, по мере психологической адаптации, приобретения навыков в учебе, усложнения дисциплин и приближения к вершинам будущей профессии, не всегда возрастает. У некоторой части студентов отчетливо прослеживается достаточно высокий уровень мотивации к обучению в начальный период учебы и заметный спад интереса в дальнейшем. Данное явление носит не случайный характер, оно является закономерным отражением определенных проблем в самой структуре и содержании обучения. В нем заключено одно из главных противоречий, препятствующих повышению качественных характеристик будущих специалистов. Устойчивость интереса студентов в ходе обучения профессиональному мастерству следует поддерживать через: 1) повышение престижности культурно-досуговой деятельности и специалистов этой сферы; 2) осознание студентом модели специалиста культурно-досуговой деятельности; 3) совершенствование систем профессионального отбора; 4) улучшение содержания и характера учебного процесса; 5) профессиональную переориентацию и переподготовку преподавателей вузов в соответствии с новой моделью специалиста культурно-досуговой деятельности. При этом главным является все же учебный процесс, его содержание и методы. Изложенные положения, раскрывающие методические основы обучения профессиональному мастерству, позволяют эффективно использовать своеобразную системную модель обучения, которая Дает ощутимый качественный результат. Ее суть заключается в создании учебно-творческих внутрикафедральных педагогических лабораторий, включающих преподавателей "основных" дисциплин: режиссуры, сценарного мастерства и т. д. и дисциплин "обеспечивающих": сценической пластики, сценической речи, музыкального оформления, сценографии и др. При очевидной самостоятельности всех учебных дисциплин объединяющим фактором является базовая дисциплина - режиссура культурно-досуговых программ, которая позволяет студентам овладеть основами классической режиссуры и актерского мастерства. Учебные программы на всех специализациях по этой дисциплине на первых двух курсах подчинены единой цели - сформировать у студента основы режиссерского мышлен
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.041 с.) |