Критика «культа личности Сталина» в годы хрущевской «оттепели». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика «культа личности Сталина» в годы хрущевской «оттепели».



 

5 марта 1953 года Сталин умер.

Борьба за лидерство(группировки):

1. Молотов, Каганович, Ворошилов, Булганин – за сталинский курс.

2. Маленков, Берия, Хрущев – за реформирование и смягчение режима

Середина марта 1953-Пленум ЦК: разделение двух ветвей власти (СМ и ЦК) => новая группировка: Маленков, Берия, Молотов, Хрущев. Берия может совершить гос переворот =>арест Берии и расстрел. Борьба между Молотовым, Маленковым и Кагановичем, с одной стороны и Хрущевым (1 секр. сент.1953) и поддерживавшим его большинством членов обновленного ЦК партии, новым руководством МВД, КГБ и армии—с другой. Маленков отстранён от Предс. СМ =>Булганин – ПредсСМ (Жуков-МинОбор). Хрущев стал убирать конкуренто (Жуков помогал, но затем отстранён). В марте 1958 года – смещен с поста Премьер –министра Булганин, Молотова отправили послом в Монголию. С 1958 года – Хрущев – председатель Совета Министров – сосредоточил всю власть в своих руках. Хрущев: огромные амбиции, энергия, стрессоустойчивость.

В 1964 году Хрущев был снят со всех руководящих постов, после того как был организован заговор, который возглавил Брежнев – секретарь ЦК по кадрам. 

  Тенденции постсталинского руководства: демократизация (в определенной степени) общественного сознания и изменение партийно-государственного руководства под лозунгом « восстановление ленинских норм » жизни. НО: усиление монополии на власть.

XX съезд: февраль 1956. Решение Президиума ЦК осудить «ошибки и извращения» сталинского произвола. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» (В докладе содержались сведения о массовых расстрелах людей и о депортации народов в 30-40гг. Причины массовых репрессий связывались с культом личности Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. осуждение Сталина, но ничего не говорили об ответственности его окружения).  марте 1956-в Грузии -массовые митинги под лозунгами «Слава великому Сталину» -> подавлено силой.

Доклад не был опубликован, но все были в курсе, даже за рубежом («Нью-Йорк таймс»). Люди хотят разъяснения=> выходит постановление Хрущева: «О преодолении культа личности и его последствиях» (но никаких разъяснений нет, говорит только о личных негативных качествах Сталина) => рост волны недовольств.

Курс на либерализации политикиОттепель» - по названию повести Эренбурга): смягчение надзора духовной жизни и образом мышления людей, расширение прав союзных республик в решении экономических вопросов, в правовой и культурных сферах. Активизация роли местных Советов, реорганизация управления профсоюзами (+предоставили право законод инициативы).

После смерти Сталина были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Хрущев. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества. Прекратилось следствие по делу врачей.

В печати началась критика культа личности Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реабилитации жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия. Реабилитация: из мест осуждения и лагерей было освобождено около 2 млн человек. Прошла амнистия граждан, сотрудничавших с оккупантами в годы войны. В 1956 году последовал ряд указов о реабилитации народов Северного Кавказа, крымских татар, а в 1957 году была восстановлена автономия чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев.

Проводимая Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа личности Сталина вело к падению авторитета СССР и Компартии. Однако открытое сопротивление части партийных и гос. руководителей политике реформ завершилась провалом. После устранения оппозиции были проведены перемены в составе высших органов власти. Хрущев стал совмещать 2 должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой программы КПСС. Она нашла положительный отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения.

После XX съезда КПСС идеологическое давление на деятелей литературы и искусства было ослаблено. Появились новые издания С. Есенина, А. Ахматовой и М. Зощенко. В мае 1958 г. постановлением ЦК об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», «реабилитированы» обвиненные в «формализме» великие творцы музыки Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян.

1957 г. в Москве фестиваль молодежи и студентов. В 1958 г. прошел первый Международный музыкальный конкурс им. П. Чайковского.

Большой резонанс в обществе вызвали опубликованные в журнале рассказы В. Шукшина, роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», посвященный интеллигенции, повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» – о жизни политического заключенного в лагерях.

Были Консервативные тенденции: резкой критике был подвергнут роман В. Дудинцева. писатели А. Вознесенский, Д. Гранин, С. Кирсанов, художник Р. Фальк, скульптор Э. Неизвестный, режиссер М. Хуциев. Самый громкий скандал разразился в декабре 1962 г., когда Хрущев во время посещения художественной выставки в Манеже подверг резкой критике работы молодых художников.

Гуманистические тенденции сказались на художественном осмыслении темы войны, М. Шолохов «Судьба человека», – о тяжелой дороге через войну и фашистский плен русского солдата, в первой части трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», в фильме М. Калатозова «Летят журавли». Фильм «Судьба человека» С. Бондарчука из первых советских фильмов о войне, где пленник и узник концлагеря фигурирует как положительный герой.

журнал «Октябрь», его редактировал В. Кочетов. Опубликованная в «Новом мире» повесть Солженицына критиковалась как «идейно порочная», находили изъяны в фильмах «Летят журавли».  Театры: 50-е гг – возрождение театра – много новых театровтеатр на Таганке (Любимов), там играли Высоцкий, Золотухин, Смехов и др

Современник - Олег Табаков, Олег Ефремов - из МХАТ – девиз «вернуть на сцену живого человека». Пьеса Виктора Розова «Вечно живые».

В этот период появляется, помимо Союза писателей, - Союз архитекторов, Союз журналистов, художников, кинематографистов, композиторов. Государство их поддерживало, (члена союза поддерживали, у него высокий статус, продвижение по работе)

В этот период бурное развитие периодики, - 7 тыс газет и 4 тыс журналов (Известия, Московские новости и др) Лозунг: обновление социализма, лицом к народу.

Рубрики: критическая, комсомольский прожектор, письма читателей, пропаганда гос. идеологии, критика культа личности.

Новочеркасский расстрел 1962: Из-за повышения розничных цен сопряжённое со снижением заработной платы рабочие завода начали забастовку (1-2 июня). Выступление было подавлено армией и КГБ. (По оф. данным убито 26 чел, ранено 87).*Ген. Шапошников отказался атаковать танками население (В опале). Информация трагедии скрывалась.

 

Образование и наука в 1950-е -1960-е гг.

 

Образование: Повысился уровень народного образования. Созданная сеть школ, техникумов, вузов позволила сформировать хороший кадровый потенциал страны, что положительно отразилось на развитии науки, культуры.

решение в этот период по школе и техникумам: нужно готовить ребят к профессиям еще со школы, развитие идеи политехнического обучения в средней школе, идеи вести научную организацию труда, - ввели труд в школе 1-4 класс – труды, 5-8 – мастерских, 8-10 – практикумы, дети стали ходить на заводы, учиться профессиям еще со школы.

1954 г. – отмена раздельного обучения мальчиков и девочек

Идея политехнизации – старшие классы – как профильное училище.

С 1958 года – 8 лет обучения в школе обязательно, далее ученик мог получить рабочую профессию, если шел в среднюю школу (обучение вечернее и заочное, + мог пойти в проф. Школу). создаются школы-интернаты, школы с глубоким изучением предмета. Вырос уровень обеспечения учителей.

Реформа высшей и средней профессиональной школы: изменяется система проф тех образования – на добровольной основе теперь поступали, разные типы училищ объединили в Единую систему профессионально-технического образования.

Высшая школа: бесплатное образование, распределение выпускников (создавался список. На 3 года уезжали работать). 1957 год – ввели Правила приемов в ВУЗы – преимущество тем, кто 2 года работал или демобилизован из Красной армии. Создавали подготовительные отделения.

В 1964 году принято решение – оканчивая ВУЗ, получаешь удостоверение – а диплом, после того, как отработал год по распределению.

С 1956 года – ввели систему обществоведения, Истории КПСС, материализм, политэкономию и научный коммунизм. Пономарев создал учебник по истории КПСС.

В этот период свобода педагогической деятельности – создаются авторские курсы, спецкурсы.

Наука: с 50-х годов – расходы на науку увеличились в 12 раз, количество ученых возросло в 6 раз, появились новые научные центры (институт полупроводников, институт электрохимии, Физики высоких давлений, институт ядерных исследований. – в этот период высоко взлетел авторитет физики, биологии, математики.

Теперь наука сосредотачивается на Востоке (так как Москва и Ленинград в зоне досягаемости авиации противника).

Вдохновитель науки – Михаил Алексеевич Лаврентьев. (он занимался развитием оборонной техники, теории взрыва, снаряды и др.)

В науке: самое современное оборудование, хорошая инфраструктура, высокая оплата труда

Академия Наук при Хрущеве была реорганизована (так как проблемы: очень централизованное, жесткий контроль, изоляция от европейских ученых и др)

1961 год – реформа. При ее разработке участвовал: Петр Леонидович Капица – работал в институте физических проблем (физика атомного ядра), ядерщики Курчатов, Алиханов и другие – за развитие науки – за развитие теоретических исследований. Создали комиссию, ученые выносили свои предложения – нужно работать с иностранными учеными. – в связи с этим международное сотрудничество выросло. – Академия наук стала участницей международных организаций.

Сама Реформа: в академии наук выделились институты, 1) фундаментальных наук, 2) институты, нацеленные на связь с практикой 3) техническая наука

                                                                                                                      

Достижения в научных областях: химик Николай Семенов в 1956 году создал теорию химических цепных реакций – получил Нобелевскую премию (первый из русских)

1958 г- нобелевскую премию получили Черенков, Франк; 1962 г Ландау (физик); 1964 году – Басов и Прохоров (физики).

В эти годы развивалась также генетика, биология.

Общественные науки: идеологический контроль сохранялся, но стали публиковаться материалы дискуссионного характера, публикуют рецензии и обзоры с Запада, связь с читателями возросла.

Создан журнал – новая и новейшая история, История СССР, Исторический архив

В это время развивалась и Социология. Создан институт конкретных социологических исследований.  

 

Практическую космонавтику возглавил С. П. Королев. космические непилотируемые аппараты достигли Луны. в 1963 г.– первая женщина-космонавт В.В. Терешкова, а в 1965 г. А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос. Под руководством С.П. Королева продолжалось освоение космоса, но в 1966 г. он скончался.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.017 с.)