Составление схем, таблиц, кроссвордов, решение психологических задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление схем, таблиц, кроссвордов, решение психологических задач



Составление схем, таблиц является отдельным видом самостоятельной работы студентов.

Таблицы учебные – наглядные пособия, содержащие цифры, тексты или графические изображения, иллюстрирующие темы и разделы учебных предметов.

Различают таблицы иллюстративные, графические, цифровые, тестовые и смешанные.

Значимость данного вида самостоятельной работы определяется еще тем фактом, что они формируют у студента навык работы с тестовыми заданиями, используемыми преподавателем для текущего контроля полученных знаний.

Кроссворды

 Одной из форм самостоятельной работы студентов может являться составление психологических кроссвордов. При этом необходимо отметить, что данный вид работы может быть предложен в двух вариантах:

 1) решение кроссворда, предложенного преподавателем

 2) самостоятельное составление кроссворда.

  Пример психологического кроссворда.

По вертикали.

1.Основатель психоанализа. 2. Приспособление новой информации к уже имеющимся схемам (по Ж.Пиаже) и т.д.

По горизонтали.

3.Создатель эпигенетической теории. 4. Результат нормального развития ребенка на первом году жизни (по Э.Эриксону). 5. «…ближайшего развития». 6. Советский психолог, изучавший особенности детского восприятия. 7.Советский психолог – создатель теории поэтапного формирования умственных действий и т.д.

Критериями для оценивания таблиц соответствия, кроссвордов и т.д. является количество правильных ответов:

51 %- 75% удовлетворительно;

76%-90 % - хорошо;

свыше 90% - отлично.

Если в качестве самостоятельной работы студентам было предложено составить кроссворд, то в качестве критериев оценки могут выступать:

-количество слов. По нашему мнению, при домашнем выполнении данного задания оценка «удовлетворительно» выставляется при количестве слов в кроссворде не ниже 20; «хорошо» 25-30 слов; «отлично» - свыше 31 слова. При аудиторном выполнении этого задания количественные показатели должны быть ниже.

-корректность формулировок, т.е. соответствие определения определяемому слову.

………………………………………………………………………

 

Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы

Самостоятельные занятия по курсу построены с целью углубле­ния знаний, формирования навыков использования сформированных понятий, относящихся к проблематике исследования индивидуальных различий человека. Также восполняется недостаток собственной активности студента по осмыслению понятий, теоретических положений и т.д., которые не вошли в основной курс лекционных занятий. В рамках самостоятельной работы становится возможным ос­мыслить уникальность собственной личности, а также индивидуальные различия в поведении, деятель других людей. Самопознание выступает важной задачей при освоении курса. Самостоятельная работа студентов призвана помочь усвоить и закрепить теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий. Соотношение аудиторных часов и часов самостоятельной работы соответствует требованиям ГОСВПО 2005 года.

Самостоятельная работа включает:

1. Конспектирование первоисточников.

2. Работу с конспектами лекций.

3. Выполнение контрольных домашних заданий.

4. Написание рефератов по темам семинарских занятий или по заданным темам по курсу.

5. Подготовку докладов, сообщений на семинары, конференции.

6. Работу с тестами по дисциплине.

7. Выполнение научно-исследовательской работы.

8. Контрольную проверку знаний студентов в письменном виде на лекциях или семинарах.

9. Ведение дискуссий, анализ конкретных ситуаций в аудитории.

10.  Изучение специальной, методической литературы

11.  Подготовку к семинарам, играм, зачетам, экзаменам.

12. Подготовку тематических электронных презентаций по выбранным темам.

13. Усвоение текущего учебного материала и подготовку к семинарским занятиям.

Для успешного овладения курсом студентам необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой, с содержанием основных учебников и учебных пособий, например: Бендас Т.В. «Гендерная психология». СПб. 2005., Берн Ш. «Гендерная психология». СПб. 2001, Малкина-Пых И. Г. «Гендерная терапия» (справочник практического психолога)». М., 2006. Затем воспользоваться информационно-методическими материалами по курсу: Практикум по гендерной психологии. СПб. 2003.

Самостоятельная работа включает в себя разнообразные формы:      

-подготовку к семинарским занятиям;

-составления словаря терминов по конкретным тематическим модулям курса;

-конспектирование первоисточников;

-доклад по выбранной теме с электронной презентацией;

-выполнение тестовых заданий, составление кроссвордов;

-написание реферата по проблематике курса;

-выбор проблемы самостоятельного исследования и составление плана научно-исследовательской работы с постановкой цели, задач и подбором методического инструментария,

      -написание эссе по выбранной теме с его последующим психологическим анализом на практическом занятии в группе.

   Самостоятельная работа магистрантов направлена на выработку информационной, научно-исследовательской и прикладной компетенции с целью повышения образовательного, профессионального и личностного уровней развития. Формирование самостоятельной, активной, думающей, с навыками аналитической деятельности личности профессионала может быть реализовано именно благодаря организованной и практикоориентированной самостоятельной работе.

Выполнение самостоятельной работы предполагает предъявление отчетности о проделанной работе. В рабочей тетради должны быть представлены результаты подготовки к семинарским занятиям, конспекты первоисточников с выделением основных теоретических посылов, смысловых моментов и глоссарием впервые встретившихся терминов. Конспект первоисточника должен содержать библиографическую справку: автор, название монографии, место и год издания. В конце рабочей тетради должен быть глоссарий основных терминов дисциплины по тематическим модулям. Желательно наличие кроссвордов по указанным разделам курса или сводный по окончании слушания дисциплины. Тестовые задания, выполняемые как текущий контроль знаний с оценкой преподавателя, прикрепляются в конце рабочей тетради.

  План и содержание психолого-педагогического исследования также представляется в рабочей тетради. Таким образом, рабочая тетрадь является своеобразным допуском к итоговой форме контроля – зачету.

  Реферат выполняется как самостоятельно оформленный вид работы магистранта с прилагаемым электронным носителем. По теме реферата может быть выполнен доклад.

                           Темы рефератов.

  1. История формирования психологии образа жизни.
  2. Психология мужчины.
  3. Психология женщины.
  4. Проблемы половой социализации. Причины нарушения гендерных представлений. Процесс формирования гендерной идентичности. Освоение гендерных ролей. Влияние на эти процессы гендерных стереотипов.

5. Гендерные особенности организации поведения. Особенности развития, формирования и функционирования интеллектуально- познавательной, потребностно-мотивационной сфер личности мальчиков и девочек.

6. Половое воспитание детей в современных условиях.

7. Этнокультурный компонент и половое воспитание.

8. Духовные традиции и половое воспитание в России.

9. Возможности учета межполовых особенностей детей при обучении в школе: раздельное обучение. Полемический взгляд на проблему.

10. Девиантное поведение детей при нарушении половой идентичности.

11. Взаимоотношения родителей и детей в семье.

12. Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола.

13. Влияние СМИ на половое воспитание школьников.

14. Влияние неполной семьи на воспитание разнополых детей.

15. Бездетная семья и образ жизни.

16. Многодетная семья и образ жизни.

17. Однополые дети в семье и образ жизни.

18. Полная и неполная семья и образ жизни.

19. Маргинальная семья и образ жизни.

20. Религиозная семья и образ жизни.

21. Православное семейное воспитание разнополых детей.

22. Традиции воспитания на Востоке, Средней Азии и Кавказе.

23. Христианская антропология о предназначении мужчины и женщины.

Методические рекомендации и указания по подготовке реферата.

При подготовке реферата магистранты должны учитывать закономерности такого рода научно-теоретической работы. Прежде всего необходим план-проект по выбранной проблеме. Он должен быть согласован с преподавателем курса. Во введении должны быть обозначены цель, задачи и актуальность изучаемой проблемы. Реферат предполагает обзор литературы по выбранной теме, которая должна быть грамотно подобрана и соответствовать теме. Источники должны включать монографии, научные сборники, критические и научно-публицистические статьи, если необходимо и научно-методическую литературу, а также ссылки на литературные произведения. В заключении желательно наличие выводов по изучаемой проблеме на основе теоретического анализа. Они могут касаться следующих аспектов: насколько выбранная проблема представлена в отечественной и зарубежной науке, какова динамика исследований в разные временные и исторические периоды; каким влияниям подвержено изучение указанного явления (политические, экономические, идеологические, культурологические, религиозные и т.д.). Выводы могут носить рекомендательный характер, могут быть нацелены на дальнейшие исследования или послужить базой для исследования при использовании методического инструментария, являясь методологическим и источниковедческим фундаментом исследования.

Объем реферата не более 20 страниц при стандартном оформлении со ссылками на источники и на цитируемую литературу. Реферат должен содержать сведения об исполнителе, руководителе, введение, основное содержание, разбитое на логические части, заключение, список литературы.

Допускается использование интернет-ресурсов со ссылкой на сайты. Приветствуется электронная презентация реферата, что упрощает восприятие материала сокурсниками и создает научно-тематическую базу магистерской подготовки на кафедре.


Методические указания по подготовке к зачету.

Форма проведения зачета письменная. В письменной работе магистрант максимально полно должен отразить контент имеющихся у него знаний по данному вопросу. Необходимо делать ссылки на авторов периодизаций, концепций, моделей и идей, если таковые требуются при ответе.

В ходе зачета необходимо продемонстрировать следующие профессиональные компетенции:

Коммуникативная. С учетом знаний психологии речи.

1. Разрешение конфликтов.

2. Умение устанавливать, поддерживать и развивать контакты.

3. Умение выражать и обосновывать собственное мнение и мысли.

4. Умение организовать, скооперировать людей или детей для совместной деятельности.

Информативная.

3. Умение грамотно, эффективно и продуктивно пользоваться информационными носителями с необходимым для работы содержанием

4. Использование полученной информации для помощи, поддержки и сопровождения школьника.

Прикладная.

4. Умение организовывать и проводить семинары, собеседования, конференции, консилиумы, просветительские мероприятия.

5. Оказание психологической помощи в рамках консультирования, терапии. Умение использовать различные виды терапии с учетом возрастных, индивидуальных и межполовых особенностей школьника.

6. Использование психодиагностического инструментария с целью дальнейшего оказания помощи.

Научно-исследовательская.

1. Умение работать с научной и научно-методической литературой.

2. Разработка программ, методических комплексов в соответствии с профессиональными требованиями.

3. Умение изложить и представить итоги, результаты, выводы по проделанной работе.

Они предполагают наличие 3 уровней компетентности: общекультурные, методологические, предметно-ориентированные, в которых формируется психолого-педагогическая компетентность, состоящая из:

1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленностей учащихся;

5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной личности и деятельности.

Они предполагают наличие 3 уровней компетентности: общекультурные, методологические, предметно-ориентированные.

Таким образом, студент, освоивший программу курса, должен характеризоваться:

1. Социально-личностными компетенциями.

2. Общепрофессиональными компетенциями (информационными, расчетными, эксплуатационными, управленческими, конструкторскими, проектировочными, экономическими, включая поведение на рынке труда).

3. Специальные компетенции и профессионально-функциональными знаниями и умениями.

Вопросы к зачету по курсу « Психология образа жизни».

  1. Предмет, задачи и методы психологии образа жизни.
  2. История формирования предмета психологии образа жизни.
  3. Теории и концепции психологии образа жизни.
  4. Понятие образа жизни, структура и компоненты.
  5. Причины нарушения уклада жизни и традиций образа жизни. Последствия.
  6. Психолого-педагогическая система воспитания детей, ее профилактические возможности. Здоровый образ жизни ребенка.
  7. Гендерные особенности организации и формирования образа жизни.
  8. Психологическая характеристика качеств и психических процессов личности мужчины и женщины и полоролевой аспект психологии образа жизни.
  9. Девиации образа жизни, понятие нормы и ненормы.  
  10. Организация образовательного процесса с учетом межполовых особенностей.
  11. Раздельное обучение как факторы формирования образа жизни мальчика и девочки: обоснование, результат.
  12. Социальные роли, инверсия ролей.
  13. Психология сравнения мужчин и женщин.
  14. Психология мужчины. Образ жизни.
  15. Психология женщины. Образ жизни.
  16. Гендерная социализация как компонент образа жизни.
  17. Психология гендерных отношений как компонент образа жизни.

24.Проблемы половой социализации и эффективность формирования образа жизни.

25.Причины нарушения гендерных представлений.

26. Процесс формирования гендерной идентичности. Освоение гендерных ролей. Влияние на эти процессы гендерных стереотипов.

27. Теории гендерной социализации. Теория гендерной схемы С.Бэм.

28. Гендерные особенности организации поведения.

29.Особенности развития, формирования и функционирования интеллектуально- познавательной, потребностно-мотивационной сфер личности мальчиков и девочек.

30.Половое воспитание детей в современных условиях.

31.Этнокультурный компонент в образе жизни  и половое воспитание.

32.Духовные традиции в образе жизни и половое воспитание.

34.Девиантное поведение детей при нарушении половой идентичности при девиантном образе жизни родителей..

35.Влияние СМИ на формирование образа жизни.

36 Психология образа жизни и юность.

37. Психология образа жизни и молодость.

38. Психология образа жизни и старость.

39. Религия и образ жизни.

40. духовно-нравственные и религиозные основы образа жизни.

 

 

Тестовые задания по курсу « Психология образа жизни».  

1.Осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности:

а) гендерная идентичность;

б) гендерный стереотип;

в) гендерная установка.

2.Нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин:

а) гендерная идентичность;

б) гендерный стереотип;

в) гендерная установка.

3.Стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»:

а) гендерная идентичность;

б) гендерный стереотип;

в) гендерная установка.

4.Субъективная готовность к полотипичным формам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемых от индивида:

а) гендерная идентичность;

б) гендерный стереотип;

в) гендерная установка.

5.Концепция, постулирующая, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности):

а) концепция токенизма;

б) теория социальных ролей Э.Игли;

в) модель артефакта А. Фейнгольда.

6.К теориям психологии гендерных отношений относится:

А) концепция сегрегации – конвергенции полов Э. Маккоби;

Б) теория С.Бэм;

В) теория Г. Гейманса.

7.Любовь, основанная на прочной дружбе и уважении к партнеру:

А) сторге;

Б) агапе;

В)прагма.

8. Любовь, основанная на разумном, практическом выборе партнера:

А) сторге;

Б) агапе;

В)прагма

9. Альтруистическая, жертвенная любовь (главная ее цель – счастье любимого человека):

А) сторге;

Б) агапе;

В)прагма

10.Эффект самореферентности связан с:

А) высокой самооценкой;

Б) с хорошим запоминанием информации, касающейся себя;

в) с хорошим запоминанием информации, касающейся других;

11.В основе современной психолого-педагогической мысли лежит:

а) материализм

б) христианский гуманизм

в) гуманистическая психология

г) антропология

12. Основные признаки личности:

а) самостоятельность

б) целостность

в) духовность

г) способности

13. Основа педагогического мастерства:

а) профессиональные умения, навыки, знания

б) любовь к детям

в) умения использовать психологические знания

14. Понятие духовность всегда связана с:

а) религией

б) эстетическими чувствами

в) этическими переживаниями

15. На воспитание детей влияет:

а) внешние факторы

б) жизнь и поведение родителей

16. Основой воспитания является:

а) наказание

б) поучение

в) любовь

г) послушание

17. Развитие и формирование способностей ребенка это:

а) воспитание

б) образование

18. Особый вид деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленного опыта, создание условий для личностного развития:

а) проф. деятельность

б) психолог. деятельность

в) педагогич. деятельность

19. Показатель педагогической культуры педагога:

а) атмосфера в классе

б) уровень нравственности

в) духовность

г) воспитанность учеников

20. Признаки инфантилизма у растущих детей:

а) отсутствие самостоятельности

б) эгоизм

г) дурашливость

д) низкий уровень развития речи

21. Признаки, объединяющие концепции личностного развития Зеньковского В., Ильина И., Куломзиной С., Пирогова Н.:

а) соборность воспитания

б) секуляризация

г) единство воспитания и образования

д) иерархичность воспитания

22. Особенности концепции воспитания Куломзиной С.:

а) уникальность личности воспитанника

б) возрастная периодизация нравственного воспитания

в) соборность

23.Развитие мелкой моторики руки влияет на:

а) переработку слухо-речевой информации

б) развитие определенных мозговых структур

24. цель психолого-педагогической деятельности:

а) образование

б) воспитание

в) формирование личности

25. Тип современного школьного образования:

а) академический

б) матричный

26. Петровские реформы повлияли на:

а) мировоззрение подрастающего поколения

б) использование русского языка в обыденной жизни

в) утрату патриотизма

г) свободный доступ иностранцев в русские семьи

27. СМИ, ТВ, интернет влияют на:

а) психоэмоциональную сферу ребенка

б) восприятие информации на слух

в) развитие внимательности и усидчивости

г) развитие тревожности и агрессивности

Ключи к тестовым заданиям.

1.а. 2. Ни один вариант не подходит. 3.б. 4.в. 5.а. 6.а. 7.а. 8.в. 9.б. 10. Б. 11.а.г. 12. А.б.в. 13. В. 14. А. 15. Б. 16. В.г. 17. Б. 18. В. 19. Б.в. 20. Г.д. 21. а, г, д. 22. б. 23. б. 24. в. 25. б. 26. а, г. 27. а, г.

 

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Соответственно за количество правильных ответов от 27-20 ставится «зачтено», а за количество ответов менее 19 ставится «не зачтено».

 

Литература по курсу «Психология образа жизни».

 

1. Власова И.М. Народные традиции как условие приобщения учащихся к современной культуре//наука и образование.2002.№2 стр.72-77

2. Ужасная правда о лжи//Семья и школа. 2000.№4.с. 27.

3. Крушельницкая О., Третьякова А. Почему дети говорят неприличности// семья и школа. 2000. №1.с. 22-23.

4. Коршунова О. Политическое воспитание школьников: педагогический анахронизм или актуальная проблема?// Нар. Образование. 2002.№5.

5. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств// Педагогика. 1998. №8.

6. Кадол Ф. воспитание чести и достоинства// Восп. Школьников. 1998. №2.

7. Кагановский Р. О, времена! О, нравы!//7Я семья и школа. 2002. №1-2.

8. Зинченко В.П. Воспитание души// Педология. 2002. №1.

9. Дядченко И. Воспитание спортом: доброта- качество российское//Нар. Образование. 2001. №4.

10.  Грешчевиков А. кому нужна смена устоев?// восп. Школьников. 2001. №1.

11.  Грофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника// Педагогика. 1997.№6.

12.  Воловикова М, Гренкова Л. Что значит быть порядочным человеком?// Восп. Школьников.1999. №2.

13.  Соколова Т. формирование у школьников ценностного отношения к себе и другим людям// Воспитание. 1994. №4.

14.   Боровлева Н. Детство: нравственные источники личности. Авторская методическая разработка урока- исследования// Учитель. 2002. №3.

15.   Добротворская С., Минкин В. Духовное здоровье молодежи// Нар. Образование. 2002.№2.

16. Залесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблема духовной безопасности// Педагогика. 2002. №2.

17.  Зосимовский А.В. Нравственно-волевое воспитание с позиций конфликтологии// Педагогика. 2004. №3.

18.  Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности// Педагогика. 1992. №11-12.

19.  Бездетко Т.М. О нравственном воспитании// Нач. школа.1990. №7.

20.  Попов Л.А. Нравственное воспитание и религия// Педагогика. 1999. №6.

21.  Попов Л.А. Грани духовности// Педагогика. 1996. №1.

22.  Пруцкова А. русская школа: проблемы, поиски. Находки// Восп. Школ.1997. №5.

23.  Роттердамский Э. О приличии детских нравов// педагогика. 1995. №4.

24.  Соколова Е. Вечные ценности. О любви земной// Восп. Школ. 2001. №1

25.  Соколова Е. Вечные ценности. О совести.// Восп. Школ. 2000. №4.

26. Соколова Е. Вечные ценности.// Восп. Школ. 2000. №3.

27. Соколова Е. Психология зависти.//Педология. 2002. №1.

28. Соколова Е.Нравственные представления младших подростков.// Восп. Школ. 2000. №1.

29.  Сотникова Г.Н., Вышемирская в.И. Нравственное воспитание на уроках этики// Нач. школа. 1996. №11.

30.  Ставская г.П. Почему мы так говорим?// Нач. школа. 2002. №7.

31.  Субботина М. Формирование ценностных отношений: авторский подход// Учитель. 2002. №2.

32.  Сухомлинский В.А. О воспитании совести// Педагогика. 1995. №4.

33.  Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственности поведения//Нач. школа. 1994.№4.

34. Квятковский Е. В. Духовное развитие школьников//Сов. Педагогика. 1991.№1.

35. Гурова Р. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика. 2000. №10.

36. Коваленко Ж.В., Губанова Е.Н. Урок нравственности//Нач. школа.2002.№5.

37. Бабаян А.В. Сикорский И.А. о нравственном воспитании// Педагогика. 2004. №10.

38. Нетопина С. Свободные от нравственности// Нар. Образование. 1995. №6.

39.  Лушагина И. Возвращение к истокам// Восп. Школьников. 1995. №1.

40. Макарова К.В. Развитие духовных способностей младших школьников//Нач. школа. 2003. №9.

41.  Мартышин В. Уроки добротолюбия на пороге зрелости// Восп. Школьников. 1998. №4.

42.  Моруа А. Открытое письмо молодому человеку о науке жить// Восп. Школьников. 1991. №1.

43.  Додонов В. И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности// Педагогика. 1994. №3.

44.  Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педагогика. 1998. №4.

45.  Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике// Педагогика. 1993. №4.

46.  Померанц Г. Возможна ли чистая совесть?// Педагогика. 2001. №9.

47.   Мурказаева Л. Восхождение к царственному слову// Нар. Обр. 2000. №6.

48.  Вакслова Е. Музейная педагогика// Восп. Школьников. 2000. №5.

49.  Маркова Н. Феномен телепузиков// Нар. Обр. 2002. №2.

50.   Магидсон С. Покорна я одной Господней воле…// Нар. Обр. 2001. №6.

51.  Кустов В. Здоровьетворящее искусство//Нар. Обр. 2002. 32.

52.  Кубарева М.А., Губанова Е.Н. Народная культура// Нач. школа. 2002 №6.

53.  Колтунова И.А. Формирование духовности средствами музыки//Нач. школа. 2002 №4.

54.  Алексин А.Г. Защитите юность!(проблемы воспитания и «массовой культуры»)// Педагогика. 2000. №7.

55.  Камбурова Е. Песни меня врачевали// Нар. Обр. 2000. №1.

56.  Сатарова Л. А. Формирование духовной культуры учащихся средствами ИЗО// Педагогика. 2004. №5.

57.  Смирнова Л. Моя жизнь- территория любви// Нар. Обр. 2000. №8.

58.  Братусь Б.С., Воробьев С. Л. Начала христианской психологии. Наука. 1995.

59.  Власова И. М. Народные традиции как условия приобщения учащихся к современной культуре// Наука и обр. 2002. №2.

60.   Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания// Педагогика. 2003. №3.

61.  Коваленко В., Решетников П. Воспитательный потенциал школьных традиций// Нар. Обр. 2004. №8.

62.   Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство// Нач. школа. 2004. №12.

63.   Скударь З., Садакова А. Школьный этнографический музей// Восп. Школьников. 2004. №7.

64.  Захаров А. В. Традиционная культура в современном обществе// Соц,Ис.2004. №7.

65. Филонов Г.Н. воспитание: традиции и современность// Педагогика, 2003. №7.

66.  Фридман Л. Управлять духовным развитием// Нар. Обр. 1997. №8.

67. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях// Педагогика. 2002. №5.

68. Тимирбулатова А., Хасанова Г. На принципах народной педагогики\\ Нар. Обр. 2000. №6.

69.  Рахинов А. Царский подарок всем нам- через века// Нар. Обр. 2000. №6.

70.  Давлешин К. Д. Национальные и религиозные компоненты культуры// Педагогика. 2003. №6.

71.  Ребячая Н.Н. Добрые дети- дому венец//Нач. школа.2002.№3.

72.  Шуралев А. Праведностью мир держится// Нар. Обр. 2000. №6.

73.  Шутова В. Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия// Восп. Школ. 2003. №8.

74.  Щербакова И. Народная культура- народная педагогика// Учитель. 2003. №3.

75.  Шеляховская Н. Где истоки нравственных начал?// Учитель. 2002. №4.

76.  Алексеев с. Чтобы дети знали свои корни// Нар. Обр. 2000. №6.

77.   Беличева С.А. Духовность и социальное здровье детей и молодежи как национальная идея современной России// Псих. Газета. 2002. №3.

78.  Вартанова И. Формирование у школьников опыта эмоционально- ценностного отношения к миру// Восп. Школ. 2002. №2.

79.  Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании// Нар. Обр. 2001. №4.

80.  Крысин Л.П. Язык «правильный» и «неправильный»// 7Я семья и школа. 2002. №9.

81.  Всмотримся, вникнем и сотворим. Святоотеческое наследие. Лествица// Нар. Обр. 2000. №1.

82.  Екименкова В. Благочестие и порядочность// Воспит. Школ. 2001. №1.

83. Екименкова В. Уроки благочестия // Воспит. Школ. 2001. №2.

84.  Еровенко В.А., Мартон М. В. Вера и знание в математическом образовании// Педагогика. 2002. №1.

85.  Пейкова З. Отношение российского населения к Православию// Вестн. ВШ. 2001. №1.

86.  Попова О. Духовно- учебное заведение в современной России: исторический опыт и перспективы//Вестн. ВШ. 2002. №1.

87.  Разумный В. Человек без веры – получеловек. Введение в сравнительное вероучение// Нар. Обр. 2000. №1.

88.  Сурова Л. Плоть, душа, дух// Воспит. Школ. 2000. №5.

89.   Лихачев А.Е. Воспитание и духовность// Педагогика. 2001. №3.

90.  Мумриков А. Красота в деянии// Нар. Обр. 2000. №1.

91.  Никандров Н.Д. Да не прервется связь времен// Нач. школа. 2000. №4.

92.  Осипов А. Принципы воспитания в христианской педагогике// Воспит. Школьн. 1999. №4.

93.  Ермолаев В. На Святой земле…// Нар. Обр. 2001. №2.

94.  Федоров В.А. Духовное образование в РПЦ 19в.// Педагогика. 2000. №5.

95.  Филимонова А.А., Коротюк Л.В., Грезина З.С. К вопрсам о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании// Нач. школа. 2002. №5.

96.   Плеханов Е. Религиозное образование в отечественной педагогической культуре// Вестн. ВШ. 2003. №10.

97.  Безрогов В. Г. Станьте как дети: педагогические идеи Нового завета//Педагогика. 2002. №4.

98.  Беленчук Л.Н. Православная педагогика// Педагогика. 2000. №4.

99.  Валькова Е. Красота в деянии. Размышления о православной иконе// Нар. Обр. 2000. №1.

 

Глоссарий.

Андрогиния — баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт.

 

Гендерно-типичное поведение — проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для данного пола.

  Гендер – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение ж. и м., их взаимоотношения между собой.

 

Гендерные иссле­дования — это междисциплинарная исследовательская и об­разовательная практика. В рамках этого подхода изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин, как на уровне социума, так и в семье, в личной жизни. Пред­мет гендерных исследований — это гендерные отношения, различия и сходство полов.              

Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женствен­ности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология — это система идей, которые рационально объяс­няют гендерные различия и гендерную стратификацию, в том числе с точки зрения «естественных» различий ил сверхъестественных убеждений.

 

Гендерная дифференциация опреде­ляется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значени­ем и употребляются как средства социальной классификации.

 

Гендерная роль — это выполнение определенных социальных предписаний, то есть соответствующее полу поведение: речь, манеры, одежда, жестикуляция и прочее.

 

Гендерная стратификация — это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки.

Гендерная схема – это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как предвосхищающая структура.

Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (то есть, здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной).

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений.

Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосоз-нания.

«Пол» обозначает широкий комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, которые в целом представляют человека как мужчину либо женщину.

 

Половой диморфизм это внешние и внутренние различия мужского и женского организмов, т.е. различия между полами, обусловленные биологическими факторами (Слободчиков, Исаев, 1995).

Полоролевая социализация включает в себя процессы формирования психологического пола, психических половых различий и полоролевой дифференциации.

Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных  обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата.

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной.

Маскулинность и феминность это полоспецифические характеристики личности, они выступают кА базовые категории при анализе гендерной идентичности психологического пола.

Нарушения гендерной идентичности у подростков и детей - достаточно редкие и сложные состояния. Часто они сопровождаются эмоциональными и поведенческими расстройствами. В особенности в подростковом возрасте GID (gender identity disorders - нарушения гендерной идентичности, часто характеризуются хроническими стрессами и депрессиями.

Образ жизни обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы организации этих процессов и явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями их реализации, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп - с другой.     

Образ Жизни - одновременно и действие, и результат, устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.

образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей”

  Образ жизни - это динамический социо-культурный "портрет" членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности.

  Панк, па́нки (англ. punk) — молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике.

Социология пола - отрасль социологии, изучающая:
- закономерности дифференциации мужских и женских ролей и статусов;
- разделения труда между полами;
- культурные символы и социально-психологические стереотипы полов;
- влияние пола на различные аспекты социального поведения.

  Субкультура «скинхеды». Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads [trə'diʃənl 'skinheds]) — субкультура, возникшая как реакция на значительное мутирование первоначальной субкультуры. Тесно связана с танцевальной музыкой регги и ска и современной музыкой Oi!.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.26 с.)