Условия и факторы, влияющие на формирование образа жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и факторы, влияющие на формирование образа жизни.



  Образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека

    Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей” В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

  Другие рассматривают образ жизни как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

Большинство западных исследователей определяют образ жизни как “широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу.

Условия и факторы влияющие на образ жизни: наследственность, биологические, культура, социально-экономические, экологические, деятельность системы здравоохранения.

5.Механизмы формирования образа жизни. Семья как первичная среда влияния на будущий образ жизни. Воспитание, образование и образ жизни.

Категория "образ жизни" широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей.

  За время существования каждого общества постепенно происходит становление, а затем развитие специфичных для него форм экономической, политической, культурной жизни людей. Изменение условий жизнедеятельности членов общества влечет за собой изменение способов ее организации, т.е. образа жизни. Иными словами, можно говорить о чертах и особенностях образа жизни, специфичных для изучаемого общества.

   В частности, разрабатывались и продолжают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к активным сторонам связи человека с окружением, как "личность", "деятельность", "потребности", "интересы", "ценностные ориентации", "общение" и т.п.

  Образ жизни - это динамический социо-культурный "портрет" членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности.

   Природные, социальные, культурные условия имеют фундаментальное формообразующее влияние на организацию людьми многообразия своих жизненных проявлений. Они обеспечивают и ограничивают конкретно-исторические возможности выбора форм самореализации личности в социокультурной жизни.

  Образ жизни людей определяется двумя существенными группами факторов и условий, объективными и субъективными. Объективные условия и факторы, дифференцирующие образ жизни людей в конкретный исторический период, делятся на:
естественные (географические, климатические, экологические, биологические, демографические и т. п); социальные (характер разделения труда и его условия, социальная структура и стратификация (расслоение) общества);
культурные (объем культурной информации, и ее распределение по областям и уровням культуры, структура действующих социокультурных норм и ценностей - экономических социально-политических, идеологических, познавательных, этических, эстетических и т.п.).

     Формы жизнедеятельности: 1. Организация материальных и социальных основ жизнеобеспечения: труд на производстве; труд в домашнем хозяйстве; деятельность, связанная с приобретением и употреблением товаров и услуг. 2. Организация процессов социализации: приобретение общего образования; профессиональная подготовка; общественная активность; любительские занятия; физкультура и спорт. 3.Социальная коммуникация: профессиональное (формальное) взаимодействие; неформальное (в том числе дружеское) общение; семейные отношения; получение информации через СМИ; путешествия; передвижения внутри населенного пункта. 4. Восстановление энергетических затрат: потребление пищи; соблюдение личной гигиены.

  Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во времени. Распределение времени и усилий людей между фундаментальными формами жизнедеятельности, уровнями и областями культуры различаются не только по социокультурным группам, но и по стадиям индивидуального жизненного цикла.

Концептуальная модель жизненной ситуации выстраивается на основе следующих измерений:
- непосредственные условия и формы жизнедеятельности, определяющие характер ситуации;
- стимулы, побуждающие действия, направленные на поддержание или изменение ситуации;
- социокультурные ограничители и регуляторы процессов и ситуаций; индивидуальные оценки ситуации, возможностей и результатов своей деятельности в ней.

  Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин. Разработанная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде «родитель - ребенок» позволяет не только характеризовать поведение каждого из них, но и учитывать наличествующий тип взаимоотношений. Согласно этой модели, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна. Ребенок, вырастая, начинает вести себя по отношению к другим людям так же, как родители вели себя по отношению к нему. В исследовании         Л. Беньямин специально рассматривает также вопрос о соотношении самосознания ребенка (как формы саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как интроекция (перенесение внутрь) родительского отношения и способов управления поведением ребенка. Так, например, пристыживание ребенка может трансформироваться в его самосознании в тенденцию к самообвинению, доминирование родителей в отношениях с ним преобразуется в направленность быть хозяином самого себя, жестокое саморуководство. По способу, т. е. по тому, как происходит «интериоризация» самосознания ребенка, можно выделить несколько типов общения:

1) прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения;

2)опосредованную детерминацию самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний;

3) контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля;

4) косвенное управление формированием самосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя.

Анализ жалоб и проблем, с которыми родители обращаются показывает, что важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно выступающими объектом их внушающего воздействия, являются:

1) волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленность;

2)  дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание;

3) подчинение ребенка родительскому авторитету;

4) интересы, прежде всего к учебе;

5) способности - ум, память.

В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типов личности ребенка:

  • Сочувствующий стиль; Попустительский стиль /Конформный тип;
  • Состязательный стиль/Доминирующий тип;
  • Рассудительный стиль/Сензитивный тип;
  • Предупредительный стиль/Инфантильный тип;
  • Контролирующий стиль/Тревожный тип;
  • Гармоничный стиль.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

   Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

   Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

   «Образ жизни» в первую очередь складывается из материального положения и уровня образования. Не столько наличие денег влияет на здоровье человека, сколько варианты их использования. Материально обеспеченные люди имеют больше шансов получить высшее образование. А смертность среди людей с высшим образованием в 1,5-4 раза ниже, чем у людей без такого образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.006 с.)