Основные этапы развития информационного общества и технических средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития информационного общества и технических средств



В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.

Поколения ЭВМ

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база — электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база — полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база — интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база— микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Телекоммуникациидистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное обществообщество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Задания для практического занятия

Задание 1. Внимательно прочитайте теоретический материал по теме занятия.

Задание 2. Выпишите и запомните основные определения.

Задание 3. Изучите инструкцию по ТБ для обучающихся в кабинете информатики, находящуюся на каждом рабочем месте.

Задание 4. Выполните задания входного контроля знаний по информатике в соответствии со своим вариантом. Сдайте преподавателю на проверку.

В-1                                                  ЗАДАНИЕ ОТВЕТ
1. Что изучает информатика? А) конструкцию компьютера; Б) компьютерные программы; В) способы представления, накопления, обработки информации с помощью технических средств; Г) общеобразовательные дисциплины.  
2. Как человек передает информацию? А) магнитным полем; Б) речью, жестами; В) световыми сигналами; Г) рентгеновским излучением.  
3. Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 51?  
4. Переведите двоичное число 1110001 в десятичную систему счисления.  
5. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F, G построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице значает, что прямой дороги между пунктами нет.
  A B C D E F G
A   2   6      
B 2   5 3      
C   5   1     8
D 6 3 1   9 7  
E       9     5
F       7     7
G     8   5 7  

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и G. Передвигаться можно только по указанным дорогам.

 
6. Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх, потом спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге С:\учёба\математика\ГИА. Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу. А) С:\учёба\Расписание Б) С:\учёба\математика\Расписание В) С:\учёба\2013\Расписание Г) С:\учёба\математика\2013\Расписание  
7. Доступ к файлу name.gif, находящемуся на сервере jour.com, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет. A).com Б) ftp B) jour Г) / Д):// Е).gif Ж) name.  
8. Укажите устройства вывода информации: А) монитор Б) принтер В) лазерный диск Г) винчестер Д) звуковые колонки Е) микрофон Ж) клавиатура З) сканер И) плоттер  
9. Укажите тип файлов со следующими расширениями: *.txt, *.docx: А) исполняемые файлы Б) графические файлы В) текстовые файлы Г) нет верного ответа  
10. Операционная система – это… А) программа, управляющая работой компьютера Б) программа, обеспечивающая управление базами данных В) антивирусная программа Г) система программирования  

В-2                                                  ЗАДАНИЕ ОТВЕТ
1. Компьютер – это… А) устройство, предназначенное для просмотра фильмов; Б) машина для хранения данных; В) универсальное техническое устройство, предназначенное для автоматической обработки информации; Г) устройство для работы с дискетами.  
2. Человек воспринимает информацию: А) магнитным полем; Б) органами чувств; В) внутренними органами; Г) речью, жестами;  
3. Сколько нулей в двоичной записи десятичного числа 35?  
4. Переведите двоичное число 1100111 в десятичную систему счисления.  
5. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице значает, что прямой дороги между пунктами нет.
  A B C D E F
A   2 4 8   16
B 2     3    
C 4     3    
D 8 3 3   5 3
E       5   5
F 16     3 5  

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F, проходящего через пункт E. Передвигаться можно только по указанным дорогам.

 
6. Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге С:\учёба\химия\ГИА. Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу. А) С:\учёба\химия\Расписание Б) С:\учёба\2013\Расписание В) С:\учёба\Расписание Г) С:\Расписание  
7. Доступ к файлу spis.htm, находящемуся на сервере sch.net, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет. A):// Б) spis B).net Г).htm Д) ftp Е) sch Ж)/  
8. Укажите устройства ввода информации А) монитор Б) принтер В) лазерный диск Г) винчестер Д) звуковые колонки Е) микрофон Ж) клавиатура З) сканер И) плоттер  
9. Укажите тип файлов со следующими расширениями: *.jpeg, *.bmp: А) исполняемые файлы Б) графические файлы В) текстовые файлы Г) нет верного ответа  
10. Текстовый редактор - это... А) прикладное программное обеспечение, используемое для создания текстовых документов и работы с ними Б) прикладное программное обеспечение, используемое для создания таблиц и работы с ними В) прикладное программное обеспечение, используемое для автоматизации задач бухгалтерского учета  

Вопросы для закрепления теоретического материала

1. Когда и где появился термин "информатика"?

2. Какой термин используется в англоязычных странах вместо термина "информатика"?

3. Сформулируйте определение информатики как науки?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.008 с.)