Стадия 2: Подфазы сепарации-индивидуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия 2: Подфазы сепарации-индивидуации



Дифференциация

Как бы ни было сильно стремление ребенка к привязанности, младенец постепенно начинает испытывать еще более сильное побуждение оторваться от своей матери, отделиться и начать исследовать мир. В четыре-пять месяцев младенец начинает осознавать, что мать, которая утешает, кормит и снижает напряжение, является отдельным от него существом. Это — начало “процесса вылупливания”. Вылупливание — старт психологического рождения ребенка, оно отмечает начало процесса формирования его как отдельной личности, свободной от симбиотической привязанности к материнскому объекту.

Взрослый, потерпевший неудачу в этом процессе развития, будет иметь дезорганизованное Я, переживающее распад каждый раз, когда теряет объект. Такой человек неспособен отличить внутренние ощущения от внешних впечатлений, что ведет к путанице между “я” и «не я». В экстремальных случаях внутренние стимулы путаются с внешней реальностью, что приводит к галлюцинациям и иллюзиям. Семья с запутанными взаимоотношениями, являющаяся плодородной почвой для шизофрении — прекрасный пример неспособности ребенка отделить себя от вмешательства родителей. Ситуация, когда мать сидит в кабинете психотерапевта со своим ребенком и говорит дочери: “Здесь прохладно, мне холодно, надень кофточку”, позволяет увидеть четкие признаки семьи, где нет ясных границ и отдельности чувств каждого ее члена.

2.Упражнение (практика)

Начиная с десяти-пятнадцати месяцев, фокус внимания ребенка перемещается с матери на свои собственные автономные действия. Передвижение, восприятие и обучение становятся мотивируемыми изнутри. Функционирование эго, тестирование реальности, вторичный мыслительный процесс и фрустрационная толерантность позволяют ребенку меньше полагаться на внешние объекты, и в малыше начинает развиваться самодостаточность и автономия. Подфаза упражнения (в других источниках — практики) наступает, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, в возрасте от 10 до 12 месяцев. Теперь он стал по-настоящему физически независимым, способным свободно и гордо передвигаться.

“Усовершенствование локомоторных способностей во время ранней подфазы упражнения расширяет мир ребенка, он не только играет более активную роль в определении степени близости и отдаленности от матери, но те модальности, которые до сих пор использовались, чтобы исследовать знакомое окружение, внезапно помогают ему осознать существование гораздо более широкого сегмента реальности. Он понимает, как много еще можно увидеть, услышать и потрогать”. (Mahler et al., 1975, стр. 66).

К концу этой подфазы ребенок начинает ощущать свое всемогущество, усугубляемое детским восприятием своих способностей как магических. Он может стоять, ходить, карабкаться, прыгать и даже говорить. Он искренне верит, что является центром Вселенной! Теперь его не остановить! Ободренный своим быстрым, порой потрясающим развитием в последние несколько месяцев, ребенок начинает верить, что весь мир на самом деле у него на ладони. Нормальная грандиозность и первичный нарциссизм являются здоровыми фазами развития ребенка, свойственными данной стадии. Тем не менее, эта раздутая и всесильная репрезентация является ядром грандиозного Я, которое может быть выражено затем в крайней самовлюбленности или патологическом нарциссизме во взрослой жизни, если процесс развития ребенка нарушается недоступностью, навязчивостью или невниманием Я-объектов.

Хорнер считает возникновение грандиозного Я результатом сложностей при прохождении стадии упражнения. Она утверждает следующее: “Такая раздутая, всемогущая репрезентация Я-объекта — ядро грандиозного Я, которое наблюдается при патологическом нарциссизме, будь то случай пограничного состояния или нарциссического расстройства личности. Проблемы дальнейшего развития связаны с той степенью, в которой значительные аспекты Я ассимилированы в грандиозную Я-структуру, и, таким образом, недоступны для бесконфликтного функционирования, или каким-либо другим способом отделены от основного потока нормального созревания.

Когда автономные функции ассимилированы в патологическую грандиозную структуру Я, они уже не способны привести к достижениям в реальной жизни, спообствующим развитию здоровой самооценки, основанной на реальности.

Грандиозное Я может быть манифестацией структурной патологии, наступившей в этот момент раннего развития, или оно может возникнуть вновь в качестве защитного механизма у более развитой личности при возникновении угрозы его самооценке. (Horner, 1979, стр. 32)».

Любой человек, работающий с алкоголиками и наркоманами, знает, что эгоизм и грандиозность — важные темы в процессе лечения. Воздействие исследований Малер на лечение алкоголизма и наркомании будет подробно исследовано далее в этой главе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.004 с.)