Сущность и цели создания территорий опережающего социально-экономического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и цели создания территорий опережающего социально-экономического развития



 

Данный вопрос регулируется Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ.

Территории опережающего социально-экономического развития призваны повысить привлекательность территорий страны для инвесторов, а формирование современной нормативно-правовой базы должно способствовать повышению эффективности бизнеса и пополнению доходной части бюджетов субъектов Федерации.

Особые зоны выступают не в качестве обособленных географических территорий, а как национальные экономические пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая на других территориях. Основной общей характеристикой для всех зон является то, что все они представляют собой зоны сознательно организованного предпринимательства, основанного на производстве специализированной продукции или услуг и свободного товарообмена.

В развитие инструмента ОЭЗ было введено новое понятие – зоны территориального развития (ЗТР), представляющие собой часть субъекта Федерации, где формируются благоприятные условия для деятельности инвесторов. В зонах развития предполагалось предоставление инвесторам государственной поддержки.

В дальнейшем предложено создавать территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), с еще более привлекательными условиями для инвестиционной деятельности. В число таких условий входят: пятилетние налоговые каникулы, льготная ставка страховых отчислений, упрощенная процедура прохождения таможни, подключения к электросети, получения разрешений на строительство. Значительно увеличен срок существования подобной территории.

Сегодня на первый план, наряду с привлечением инвестиций, вышла задача обеспечения населения работой. Для чего требуется создать оптимальные трудовые условия на новых и уже действующих предприятиях за счет предоставления дополнительных государственных гарантий для населения и бизнеса.

 

Территории опережающего социально-экономического развития

(ТОР) — это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается

особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др.

Они образуются не только в целях развития отраслей экономики и привлечения инвестиций (как особые экономические зоны, ОЭЗ), но и для создания комфортных условий проживания населения.

В отличие от существующих ОЭЗ и зон территориального развития (ЗТР), территории опережающего развития создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Территория опережающего развития создается на 70 лет, срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия - 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, в отличие от зон территориального развития. Перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. Подобная деятельность запрещена в ОЭЗ (за исключением производства легковых автомобилей и мотоциклов) и частично - в зонах территориального развития (запрет на производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, добычу сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней).

О создании на территории России подобных территорий впервые заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г.

Глава государства предложил "создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания не сырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт ".

Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ" был подписан главой государства 29 декабря 2014 г., документ вступил в силу 30 марта 2015 г.

Согласно закону, границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономическими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны. В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки.

Резидентами территорий опережающего развития могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на данной территории.

На каждой территории функционирует управляющая компания, которая создаст необходимую инфраструктуру, обеспечит предоставление резидентам таможенных, юридических и др. услуг. Компанию определяет правительство РФ, этот статус может получить акционерное общество (или его дочернее предприятие), 100% акций которого находятся в собственности государства.

 

Президентом РФ Путиным В.В. внесено предложение о создании территорий опережающего развития.

Список уже существующих районов он дополнил еще рядом местностей. При этом президент выделил приоритетные направления.

В частности, особого внимания, по его словам, заслуживала удаленная от центра территория опережающего развития – Дальний Восток. В числе областей, требующих инвестирования, президент также назвал Сибирь, в частности, Хакассию и Красноярский край.

Главой государства были также предложены условия, за счет которых территория опережающего развития будет привлекательна для инвесторов.

В частности, речь шла о пятилетних налоговых каникулах, льготной ставке страховых отчислений, упрощенной процедуре прохождения таможни, подключения к электросети, получения разрешений на строительство. Кроме этого, должна быть разработана четкая программа, в соответствии с которой будет действовать территория опережающего развития.

Дальний Восток требует возведения сопутствующей инфраструктуры. Эта задача будет реализовываться за счет соответствующего Фонда.

Территория опережающего развития (полное название Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, сокращённо ТОР или ТОСЭР) — экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.

Там должны быть созданы «условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами азиатско тихоокеанского региона».

Было запланировано создание ТОР на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и других частях РФ: в частности, в границах моногородов и в Калининградской области.

Льготы для резидентов ТОР:

- Налог на добычу полезных ископаемых: 0% в течение четырёх лет, с постепенным повышением до 100%.

- Налог на прибыль: не более 5% в течение первых пяти лет, не менее 10% в течение следующих 5 лет.

- Налог на имущество, налог на землю: может быть предусмотрено освобождение.

- Социальные взносы: 7,6% в течение 10 лет.

- Использование режима свободной таможенной территории.

- Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры.

- Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке

иностранного квалифицированного персонала.

- Использование санитарных и технических регламентов по

примеру наиболее развитых государств ОЭСР.

- Особый порядок пользования землей.

- Льготные ставки по арендной плате.

- Особый порядок проведения государственного контроля и

муниципального надзора.

- Предоставление особых государственных услуг

 

Правовой режим Закона о территориях опережающего развития устанавливает:

- Льготные ставки по арендной плате.

- Особый порядок пользования землей.

- Льготы по налогам и страховым выплатам.

- Особый порядок проведения государственного контроля, муниципального надзора.

- Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры.

- Использование режима свободной таможенной территории.

- Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала.

- Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР.

- Административный аппарат Закона о территориях опережающего развития устанавливает специфические полномочия для органов государственной власти.

- В пределах районов должны действовать особые подразделения исполнительных и прочих органов (ФНС, МЧС, МВД и так далее).

- За счет установления специального порядка будет повышен общий уровень администрирования региона по примеру аналогичных зон в зарубежных странах.

 

Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. Предусмотрено финансирование и из внебюджетных источников финансирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.016 с.)