Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление региональными финансами
Управление финансами — это целенаправленное воздействие финансовой системы (финансовых органов) на финансовые отношения с целью разработки и реализации конкретной финансовой политики.
Управление финансами решает следующие задачи: 1. Формирование ресурсной базы, необходимой для социально-экономического развития общества и функционирования государства. 2. Эффективное и целесообразное использование финансовых ресурсов. 3. Контроль за рациональным и целевым использованием финансовых ресурсов.
Построение системы управления региональными финансами соответствует общим теоретическим подходам к построению любой системы управления и в обязательном порядке включает такие элементы, как объект и субъект управления, инструмент и методы воздействия, цель процесса управления.
Объектом управления являются региональные финансы, сущность и экономические характеристики которых мы рассмотрели в предыдущем подразделе. Следует сказать, что объектом управления выступают именно финансовые отношения, которые в рамках бюджетного федерализма включают: – взаимоотношения региона и федерального центра; – взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.); – обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление).
Субъектом управления региональными финансами выступают органы государственной власти, наделенные соответствующими полномочиями.
Высшие органы законодательной власти субъектов РФ утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции – о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством РФ; о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении; о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении; о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др. Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.
Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.
В составе администраций субъектов федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах заданной компетенции. К основным функциям финансовых органов региона относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов РФ. Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах – как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы). Финансовые органы субъектов федерации непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов. Кроме того, в координации с МинФином проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.
Субъект управления региональными финансами воздействует на объект с помощью соответствующего инструмента воздействия. Таковым выступает финансовая политика региона. Сущность финансовой политики региона требует детального изучения и будет рассмотрена далее. Тем не менее, следует отметить, что финансовая политика региона, как и любая другая финансовая политика (например, на федеральном уровне), предполагает определение финансовой стратегии и ее реализацию через финансовую тактику. Финансовая стратегия региона определяет общее направление и способ использования региональных финансов для достижения целей финансовой стабильности и развития региона. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ регионального развития. Финансовая тактика включает конкретные методы (приемы) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Финансовая тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в определенной экономической ситуации.
Финансовая политика региона предполагает использование определенных методов воздействия, которые включают финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовый контроль.
Финансовое планирование, прогнозирование, анализ и регулирование в регионе Финансовое планирование и прогнозирование региона являются неотъемлемой частью общей системы финансового планирования и прогнозирования страны. Принято различать долгосрочное, среднесрочное и ежегодное финансовое планирование (составление и утверждение ежегодного бюджета). Долгосрочное финансовое планирование основано на прогнозировании территориальных доходов и расходов субъекта РФ на срок 5-10 лет, а среднесрочное – на срок 3-5 лет. Процесс финансового планирования и прогнозирования – это неразрывный процесс, представляющий собой единое целое. Финансовое планирование региона базируется на долгосрочной программе развития страны; прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона; прогнозировании налоговой политики на всех уровнях; прогнозировании развития межбюджетных отношений и динамики будущих трансфертов; на долгосрочных программах экономического развития региона; прогнозировании расходов консолидированного бюджета региона; прогнозировании долгосрочных заимствований; на прогнозировании инвестиций в регион. Финансовый анализ как метод управления региональными финансами ориентирован на анализ финансового состояния региона. Наиболее распространенными и востребованными методами проведения такого анализа являются: – коэффициентный метод, направленный на расчет финансовой устойчивости территории через систему финансовых коэффициентов; – метод SWOT-анализа, оценивающий сильные и слабые стороны развития региона. Оба эти метода предполагают использование набора критериев оценки или индикаторов, которые отражают следующие параметры: – степень дефицитности (профицитности) регионального бюджета; – долю федеральных трансфертов и налоговых поступлений в региональном бюджете; – внешний долг региона иностранным государствам, Федерации, другим регионам (абсолютный и в процентах к ВРП); – внутренний долг региона (в процентах к ВРП); – уровень инфляции в сравнении со средним по стране; – наличие стабилизационных фондов, финансовых резервов, задолженности со стороны других государств, Федерации, других регионов; – банковский капитал региональных банков в доле от общего банковского капитала страны; – долю расходов на обслуживание внешних и внутренних долгов региона в процентах к региональному бюджету; – долю трансфертов в муниципальные бюджеты в региональном бюджете; – соотношение экспорта из региона в другие страны и импорта в регион из других стран; – соотношение ввоза и вывоза товаров в другие регионы страны;
– утечку капиталов из региона за рубеж и в другие регионы; – долю региональных инвестиций в ВРП; – долю денежных расчетов в общем объеме оборота товаров и услуг; – уровень гарантированности банковских вкладов в регионе; – степень невыполнения финансовых обязательств в регионе; – средние значения показателей финансовой устойчивости производственных предприятий, организаций региона в сравнении с нормативными значениями. Финансовое регулирование представляет собой воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Основными объектами финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются: – налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); – амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); – различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); – с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.
Целью процесса управления региональными финансами выступает обеспечение финансовой устойчивости и независимости региона. В экономической литературе финансовую устойчивость региона(субъекта РФ) принято определять как сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение под воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения полномочий органов власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе. Следовательно, сущность финансовой устойчивости региона сводится к способности эффективно формировать, распределять и использовать финансовые ресурсы региона. При этом формы проявления финансовой устойчивости региона могут быть различными – платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность, способность развиваться в условиях меняющейся внешней и внутренней среды. Финансовая независимость (самостоятельность) региона обеспечивается наличием собственных финансовых ресурсов, аккумулируемых региональным правительством, которые можно использовать для обеспечения стабильного функционирования и развития региональной экономики. Именно максимально возможный объем указанных собственных финансовых ресурсов формирует финансовый потенциал региона. В рамках достижения конечной цели процесса управления региональными финансами решается и ряд частных задач, имеющих для регионального развития первостепенное значение, а именно: – на повышение инвестиционной привлекательности региона, снижение финансовых рисков и повышение финансового потенциала субъекта РФ; – развитие финансовых рынков региона, в т.ч. кредитного рынка, рынка ценных бумаг и страхового рынка; – реализация сбалансированных консолидированного регионального и муниципальных бюджетов; – финансовое обеспечение выполнения программ развития субъекта РФ и программ развития его муниципальных образований; – выполнение финансовых обязательств региона. Финансовая политика региона В целом под финансовой политикой понимают совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. В соответствии с таким подходом финансовая политика региона предполагает использование определенных методов воздействия, которые включают финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовый контроль. Финансовую политику региона можно классифицировать по различным признакам. По функциональному признаку она может быть доходной и расходной; по направленности мер – стимулирующей и сдерживающей; по объектам регулирования – экономической и социальной; по сегментам финансового рынка – кредитной и фондовой; по отношению к звеньям публичных региональных финансов – бюджетная, внебюджетная, заимствований, накопления резервов. Выделяются такие направления финансовой политики, как бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, финансовая промышленная, финансирования сельского хозяйства, поддержки и финансирования малого бизнеса, в сфере заимствований, на финансовых рынках. Даже если в региональных документах финансовая политика не озвучивается, она все равно реализуется через бюджетно-налоговую политику и политику управления собственностью. Основными компонентами региональной финансовой политики являются: региональная бюджетная политика, региональная налоговая политика и региональная инвестиционная политика.
Этапы формирования региональной финансовой политики 1. Региональная бюджетная политика. Важнейшими составляющими региональной бюджетной политики, связанными с процессом финансового управления на региональном уровне, являются: управление доходами и расходами регионального бюджета; регулирование дефицита бюджета и управление государственным долгом субъекта РФ; система межбюджетных отношений в субъекте; качественные параметры (адекватные формы и методы) управления всеми этапами бюджетного процесса на региональном уровне. 2. Региональная налоговая политика. На стадии формирования региональной налоговой политики происходит: – определение целей и задач региональной налоговой политики в рамках общей экономической стратегии страны в целом и отдельного региона; – разрабатывается региональное налоговое законодательство; – рассматривается налоговая составляющая бюджетного процесса региона. На стадии реализации региональной налоговой политики происходит: – обеспечение поступления налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы; – апробирование и совершенствование регионального налогового законодательства; – развитие кадровой составляющей региональной налоговой политики; – в конечном итоге обосновывается необходимость внесения изменений в действующую региональную налоговую политику, или разработки новой региональной налоговой политики. Региональная инвестиционная политика. Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов РФ в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса. Кроме того, для большинства регионов России в настоящее время актуальна проблема разработки и реализации промышленной политики, которая была бы нацелена на более эффективное развитие реального сектора, выделение приоритетных направлений индустриального роста, активизацию вложения в них инвестиционных и финансовых ресурсов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.039 с.) |