Организация выполнения курсовой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация выполнения курсовой работы



Выбор темы КР

 

Подготовка курсовой работы начинается с определения ее темы. Научную ориентацию в тех или иных проблемах психологической науки призваны давать преподаватели (в индивидуальном порядке) и учебные занятия. Например, работа может вначале иметь форму реферата, доклада на семинаре, а потом перерасти в курсовую, дипломную, магистерскую.

Приблизительная тематика КР разрабатывается выпускающей кафедрой. Она должна отвечать профилю студентов по будущей специальности, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития психологической науки и решать конкретные задачи. В качестве тем работ выбираются проблемы, существующие в реальной научной и практической деятельности психологов, работающих в учреждениях различного профиля, на которые студенты направляются для прохождения практики. Желателен выбор конкретных, сравнительно узких тем. Не допускается выполнение одноименных работ по материалам одного и того же исследования.

Тематика доводится до сведения студентов. Обычно это делается в начале текущего года. Студентам предоставляется право выбора темы КР или они могут предложить свою тему с обоснование целесообразности ее исследования.

 

Методическая консультация 

Как выбрать тему?

Определиться с темой проще в ходе поиска и предварительного изучения литературы по интересующей вас тематике. Тема в начале поиска может быть широкой и конкретизироваться позже. Например, тема «Усвоение ребенком языка» – очень широкая. Поиск публикаций по такой теме приведет к огромному количеству источников, которые практически невозможно изучить и использовать в работе. Поэтому при подготовке квалификационной работы тема должна быть значительно сужена уже на стадии поиска литературы.

Сократите этот список, если он слишком длинный. Для этого можно ограничить параметры поиска или только на журнальных статьях, или на публикациях последних 5-10 лет.

Можно использовать «мозговой штурм» списка возможных тем. Для этого запишите список возможных тем: чем больше, тем лучше. Пишите все, что приходит в голову, не задумываясь критически над тем, насколько это реально и выполнимо. Можете привлечь к обсуждению товарищей. Затем критически оцените эти идеи. Иногда комбинирование идей, предложенных в ходе мозгового штурма, ведет к интересной теме.

Поиск темы тесно связан с ее формулировкой. Сформулируйте предварительное название темы в письменном виде – это будет заглавие вашей работы, написанное на титульном листе. После выявления имеющихся источников можете пересмотреть тему и сделать ее более конкретной.

Конкретизация темы. Тема «Усвоение ребенком языка» слишком широкая для любого типа квалификационной работы. Конкретизировать тему можно следующим образом «Психология усвоения ребенком языка». Однако и в рамках этой тематики тема может быть конкретизирована еще больше. Это могут быть темы «Психология усвоения ребенком грамматических категорий», «Усвоение ребенком звуковой системыязыка», «Усвоение ребенком слов и семантики языка», «Когнитивное развитие и усвоение языка», «Нарушения в развитии речиу ребенка». Если добавить в название темы «...родного языка», или «...иностранного языка», или «...английского языка», «...у детей в период раннего детства», «...у младших школьников», «...у одаренных детей» и т.п. – это существенно конкретизирует тему работы и сузит процесс поиска литературы. Конкретизировать тему можно, если ограничить возрастной диапазон («...у мужчин от 40 до 50 лет»), демографические характеристики участников исследования («...у разведенных женщин», «...у бездомных», «...у сельских жителей», «...у пенсионеров»). При выборе темы можно выбрать определенные профессиональные («...у строителей», «...у программистов », «...у спортсменов высшей квалификации»), половые («...у девочек», «...у юношей») характеристики рассматриваемой в работе категории людей. Однако должна быть обоснована причина для такого выбора. Это значит, что у вас должны быть основания полагать, что изучаемая категория людей репрезентативна(характерна) в отношении изучаемых психологических характеристик.

Еще большую точность формулировке темы может придать опора на методологический аппарат планируемого эмпирического исследования. Какие же критерии можно взять за основу в этом случае?

Если изучается небольшое количество переменных, тема рабо ты должна называть эти переменные. Например: «Взаимосвязь самооценки и агрессивности».

Если изучается много переменных, то в теме называется толь ко тип переменных. Например: «Взаимосвязь между отношением учащихся к школе и их демографическими характеристиками». Конкретные характеристики – социальный, экономический статус, проживание в сельской или городской местности, мужской или женский пол – в заглавии не указываются, поскольку их очень много.

Из темы работы должен быть ясен предмет и объект исследования. Тема не должна носить характер результатов или выводов. Неправильная формулировка: «Типичная причина агрессивного поведения мальчиков – завышенная самооценка». Лучше в этом случае сформулировать следующим образом: «Влияние самооценки мальчиков на их агрессивное поведение».

Слова «влияние» и «эффект» используйте в формулировке темы с осторожнос тью. Эти слова в точном смысле могут употребляться только тогда, когда в исследовании выявляются причинно-следственные связи между переменными. Для выявления таких связей обычно используется эксперимент. В других случаях, например в корреляционном исследовании, редко можно доказать причинные связи.

Тема работы должна соответствовать исследовательской ги потезе или целиисследования. Например, тема «Различия в эмоциональной устойчивости мальчиков идевочек дошкольного возраста» отражает основную цель исследователя – «поиск различий в эмоциональной устойчивости мальчиков и девочек» или предположение о том, что различия в эмоциональной устойчивости между мальчиками и девочками дошкольного возраста существуют.

В случае длинных формулировок тем (заглавия) лучшую читабельность им придает использование автором дополнительных поясняющих иуточняющих комментариев после двоеточия. Например: «Подростковый кризис у девочек из неполных семей: индивидуальные особенности протекания».

Закрепление темы и научного руководителя курсовой работы оформляется по предложению кафедры распоряжением декана факультета. Руководители КР назначаются из числа профессорско-преподавательского состава данного вуза и утверждаются соответствующим приказом.

 

2.2. Организация, планирование работы и последовательность

 ее выполнения

После утверждения темы студент вместе с научным руководителем составляет календарный план. Календарный план устанавливает логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных элементов работы. Сроки обычно намечаются самим студентом и корректируются руководителем. Календарный план выполнения КР включает: наименование мероприятия; срок начала и окончания работы; фамилию и подписи студента, научного руководителя, дату его подписания. Календарный план утверждается научным руководителем (Приложение А). Такой план составляется в двух экземплярах: первый выдается студенту перед началом написания работы и практикой, среди задач которой сбор данных для КР и обогащение информацией по избранной теме; второй остается на кафедре и вместе с курсовой работой представляется к защите.

Студент приступает к КР, совместно с научным руководителем уточняется круг вопросов, подлежащих изучению, составляется план исследования (приблизительное содержание работы). Первый вариант плана исследования не является окончательным, в дальнейшем он может частично измениться, отдельные разделы его могут быть расширены, конкретизированы, уточнены, дополнены. В плане выделяют следующие структурные элементы:

– введение;

– основная часть (состоит из трех разделов);

– выводы.

Учитывая перечень основных вопросов, подлежащих разработке, на основании предварительного знакомства с литературой и анализа имеющихся сведений, студент-психолог формирует цель, задачи и гипотезу предстоящей работы.

Дальнейшая работа, как правило, предусматривает подбор и ознакомление с необходимой литературой, а затем, на основе глубокого изучения литературы по проблеме, освещается тема и интересующие исследователя аспекты.

Студент систематически работает над литературой, занимаясь сбором и анализом первоначального материала, постоянно держит связь с научным руководителем, докладывает о ходе работы и получает необходимую консультацию.

Результаты работы с литературой и другими источниками отражаются в первом разделе основной части.

Результаты эмпирической (экспериментальной) части исследования отображаются во втором и третьем разделе основной части, где обосновывается подбор методов и методик исследования; проводится корректировка выдвинутой гипотезы и организуется ее проверка. Здесь  также  анализируется, систематизируется, интерпретируется, обобщается собранный при исследовании фактический материал.

По мере написания отдельных разделов студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет работу в соответствии с полученными замечаниями. Устранять замечания желательно в течение недели.

За достоверность информации и обоснованность принятых в курсовой работе решений ответственность несет студент.

В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем о готовности работы, в необходимых случаях – перед кафедрой.

Непосредственное и систематическое руководство работой студента-психолога возлагается на научного руководителя, который:

- способствует выбору темы;

- оказывает студенту помощь в разработке календарного плана на весь период выполнения КР;

- рекомендует студенту необходимую литературу;

- проводит консультации в соответствии с утвержденным планом;

- систематически контролирует ход работы и информирует кафедру о состоянии дел;

- дает подробный отзыв на законченную курсовую работу.

В процессе выполнения КР кафедрой создаются необходимые условия для самостоятельной работы студентов: руководство и консультации, систематический контроль над работой, соответствующая методическая документация, содействие при получении фактических материалов и их обработке.

 

Методическая консультация 

Какая последовательность выполнения КР?

Работать над каждой формой выпускной квалификационной работой следует в такой последовательности:

- выбор темы;

- консультация с руководителем, составление календарного плана;

- составление общего плана, согласно изучаемым вопросам;

- обзор литературы по теме и выбор направлений исследования (теоретический анализ – поиск, изучение и систематизация собранных материалов);

- планирование и проведение эмпирической части исследования, обработка, анализ и обобщение результатов;

- написание и оформление текста;

- защита.

 

Требования к структуре и содержанию КР

Структурными элементами курсовой работы являются:

§ Титульный лист (Приложение Б)

§ СОДЕРЖАНИЕ (Приложение В)

§ ВЕДЕНИЕ

§ Основная часть: РАЗДЕЛ 1, РАЗДЕЛ 2, РАЗДЕЛ 3

§ ВЫВОДЫ

§ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

§ ПРИЛОЖЕНИЯ

§ Отзыв руководителя.

Требованияк некоторым структурным элементам выпускной квалификационной работы следующие:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ оформляется в соответствии с формой, утвержденной Министерством образования и науки, молодежи и спорта  Украины.

СОДЕРЖАНИЕ курсовойработы включает перечень с указанием страниц: введение, разделы и подразделы основной части, выводы, список использованных источников, приложение.

ВВЕДЕНИЕ отображает основные характеристики работы: проблему, актуальность, объект, предмет, цели, гипотезу, задачи, теоретико-методологическую базу, методы, новизну и практическую значимость. Таким образом, во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формируется проблема (как осознание противоречия) и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению. Во введении отражается последовательность теоретической и эмпирической частей работы. Его объем не должен превышать 3-5% от общего объема текста КР.

Методическая консультация  

Типичная ошибка некоторых студентов – попытка с самого начала написать работу«с ходу», разложив на столе перед собой несколько книг и переписывая из них отрывки текста. Курсовая работа, выполненная путем компиляции и списывания отдельных фрагментов первоисточников, оценивается как недостаточно самостоятельная и творческая. В ней студент не проявляет тех умений, которые необходимыдля научной работы (анализа, систематизации и обобщения собранных материалов). На эти критерии ориентируютсяпреподаватель и комиссия при оценке работы. Лучше, если текст работы будет написан студентом самостоятельно на основе собранных, систематизированных, проанализированных материалов.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ содержит три раздела, каждый из которых делится на подразделы, пункты, подпункты.

Первый раздел носит общетеоретический (методологический) характер. В нем на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Дается формулировка понятийного аппарата с различных методологических позиций, вскрываются причинно-следственные отношения и механизмы изучаемого явления, приводится сравнительный анализ эффективности методов диагностики и управления этим феноменом в плане достижения поставленной цели, делается вывод о необходимости выполнения настоящей работы.

Работа над этим разделом, как правило, начинается с подбора, первичного ознакомления с необходимой литературой и другими источниками, составления научной библиографии темы.

 Справка

Библиография – это перечень книг, журналов, статей с указанием исходных данных. Источник научной информации – это любой достоверный источник, в котором присутствует информация по избранной теме. Все источники условно разделяются на первичные и вторичные.

К первичным источникам принадлежат:

1. Опубликованные:

а) непериодические издания (книги и брошюры):

- монографии,

- сборники документов,

- научно-популярные издания,

- материалы научных конференций,

- официальные издания;

б) периодические издания:

- журналы,

- газеты;

в) издания, которые продолжаются публиковаться:

- бюллетени,

- вестники,

- серийные сборники,

- ученые записки.

2. Неопубликованные:

- отчетная научно – техническая документация,

- диссертации,

- депонированные рукописи,

- предварительные публикации,

- технологические инструкции,

- архивные документы,

- другие.

К вторичным источникам принадлежат:

а) информационные издания:

- сигнальная информация,

- реферативные журналы,

- экспресс-информация,

- библиографические карточки,

- обзоры (реферативные и аналитические);

б) справочная литература:

- энциклопедии (общие и отраслевые),

- справочные издания,

- словари;

в) каталоги и картотеки:

- основные (алфавитный, систематический, предметный),

- вспомогательные (алфавитные, тематические по видам изданий);

г) библиографические издания:

- периодические.

- непериодические.

Первичные источники вмещают, как правило, новые научные и специальные данные, а вторичные – результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов.

Порядок изучения литературы следующий: в большинстве случаев начинают со знакомства с работами более общего характера, а затем переходят к источникам, в которых освещаются какие-либо частные проблемы.

Результаты работы с литературой отражаются в первом разделе основной части. Объем раздела не должен превышать 30% от общего объема работы. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированными краткими выводами.

При написании данного раздела не допускаются исторические отступления, если это прямо не связанно с темой КР.

ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ разделы основной части посвящаются эмпирическому исследованию.

Во втором разделе предполагается обоснование и краткое описание методов и этапов (серий) исследования с указанием места, времени проведения работы, количества исследуемых (выборки), их пола, возраста, профессиональной принадлежности и т.д. Особое внимание необходимо уделить вопросам этики научного исследования – если используются индивидуальные данные и требуется обозначать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде.

Далее характеризуются общепринятые и частные методики исследования, со ссылкой на авторов. Нет необходимости давать подробные описания общеизвестных методик. Оригинальные, ранее не использованные методики, следует кратко и четко описать, дать их оценку с позиции теории тестов и оценок.

Необходимо обратить внимание на корректное употребление понятия «экспериментальное исследование» – не всякое эмпирическое исследование является экспериментальным. В связи с этим необходимо помнить, что экспериментальное исследование должно содержать в своих выводах утверждения о причинно-следственных зависимостях между переменными. Выводы эмпирического исследования могут содержать утверждения лишь о взаимосвязи переменных и степени ее значимости. Следует также обращать внимание (особенно в экспериментальном исследовании) на формы контроля за переменными, способными оказать прямое или косвенное влияние на результаты.

В третьем разделе последовательно излагается фактический материал по решению поставленных в работе задач. Здесь приводят использованные для статистической обработки математические методы с указанием формы распределения изучаемых показателей и достоверности различий между ними, делается анализ и краткое обобщение по каждой из этих задач с последующим сопоставлением собственных результатов с литературными данными. Составляются выводы, а при необходимости выполнения целей практического исследования, и адресные рекомендации.

Объем этих разделов не должен превышать 60% от общего объема текста.

В ВЫВОДАХ четко и однозначно формулируется вывод на основании обобщенных результатов исследования. Общее количество выводов – 5-7 пунктов. Здесь излагаются наиболее важные научные и практические результаты, которые должны содержать формулирование решенной проблемы (задачи), ее значение для науки и практики. В этом разделе также указываются цели и пути дальнейших исследований.

Объем не должен превышать 3-5% от общего объема работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ дается в конце работы перед «Приложением» и составляется согласно библиографическим нормам. Размещают его в алфавитном порядке в соответствии с фамилией авторов или названием источника. Каждое описание имеет свой порядковый номер. Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в рукописи работы. Примерное оформление списка приведено в Приложении Г.

Количество использованной литературы не менее 25 наименований  для 1-3 курсов и 35 наименований для 4 курса.

 

Методическая консультация 

Как составить список источников с указанием  электронных ресурсов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.082 с.)