Донецкой народной республики. Министерство образования и науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой народной республики. Министерство образования и науки



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

образовательного уровня бакалавриат

всех форм обучения

 

 

Макеевка, 2017 г.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

образовательного уровня бакалавриат

всех форм обучения

 

 

Макеевка, 2017 г.


УДК 159.9

ББК 88

 

Богрова, К.Б. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по учебной дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология образовательного уровня бакалавриат всех форм обучения / К.Б.Богрова. – Макеевка: ДОНАГРА, 2017. – 104 с.

 

Рецензенты:

Рядинская Е.Н., кандидат психологических наук, доцент, и.о. зав. кафедры психологии

Бондарь Л.С., доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры психологии

 

Методические рекомендации включают общие требования к содержанию и структуре курсовых работ по психологии, а также указания и рекомендации по их выполнению и защите, правила оформления. В пособии приводятся образцы таблиц и рисунков, предназначенных для предоставления и иллюстрации различных видов данных, полученных в эмпирическом исследовании.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

Рассмотрено на заседании предметно-методической комиссии кафедры психологии

Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года

Утверждено на заседании кафедры психологии

Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года

Рекомендовано к использованию в учебном процессе Решением Учебно-методического совета ДОНАГРА

Протокол № 5 от “15” октября 2017 года

 

 

© ДОНАГРА, 2017 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………… 4

1. Общие положения ……………..………………………………………………...5

1.1.Цели и задачи курсовой работы……………………………….….……………5

1.2. Общие требования к курсовой работе (КР).……………………………….…6

2. Организация выполнения курсовой работы. …………………………….…8

2.1. Выбор темы КР    …………………………………...………….……………….8

2.2.Организация, планирование работы и последовательность ее

выполнения ………………………………………………………………………...11

2.3. Требования к структуре и содержанию КР…………………………..………13

2.4. Методические рекомендации к проведению и написанию курсовой

работы ………………………………………………………………….…………..22

2.4.1. Методические рекомендации к составлению ВВЕДЕНИЯ…………….22

2.4.2. Методические рекомендации к выполнению основной части КР ….…33

   2.4.2.1. Теоретический анализ ……………………………….……………..33

   2.4.2.2. Разработка, планирование и организация эмпирического

                 исследования.……………………………..…………………….…..43

    2.4.2.3. Эмпирическое исследование: обработка результатов, анализ

                 и интерпретация …………………………………………….………56

2.4.3. Методические рекомендации к написанию ВЫВОДОВ ……….………72

2.4.4. Требования к оформлению работы ………………………….….………..74

      2.4.4.1. Общие правила оформления работы ………………….………...…74

      2.4.4.2. Язык и стиль КР ………………………………………………..…...79

3. Процедура защиты работы...………………..……………………….………82

3.1. Защита работы ……………………………………………………………...…82

3.2. Критерии оценки работы ………….………………….………………….…...86

3.3. Оформление сопроводительных документов………………………………..87

Заключение ……………………………………………………………………..…92

Список рекомендованной литературы. ………………………………………..93

Приложения …………….………………………………………………………...96


ВВЕДЕНИЕ

 

Специфика обучения в высшей школе состоит, прежде всего, в том, что она требует продуманной организации самостоятельной работы студентов, обеспечивающей успешное овладение не только программным материалом, но и навыками исследования, навыками научной творческой деятельности.

В свете этого положения исключительно большое значение имеет такой вид самостоятельной деятельности студентов как выполнение курсовых работ (КР). Курсовая работа – это самостоятельная учебная работа студентов вузов, выполняемая с целью развития умений и навыков научно-исследовательской работы. В процессе данной работы студент глубже знакомится с методологической базой психологической науки, с имеющимися публикациями по избранной проблеме, развивает умения работы с научной литературой, а также учится ясно и убедительно излагать свои мысли, выполняя эмпирическое исследование и обобщая его результаты.

В процессе подготовки курсовых работ студенты, в первую очередь, знакомятся со структурой научного исследования и усваивают две группы методов исследования теоретические и практические (эмпирические) методы. Защитив четыре курсовых работы, к пятому курсу студент готов самостоятельно реализовать более серьезный проект – выпускную квалификационную работу.

Задача данного пособия – оказать студентам-психологам помощь в выполнении работ учебно-исследовательского характера. Пособие содержит материалы, которые могут быть полезны авторам письменных работ по психологии во время их самостоятельного научного поиска.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Выбор темы КР

 

Подготовка курсовой работы начинается с определения ее темы. Научную ориентацию в тех или иных проблемах психологической науки призваны давать преподаватели (в индивидуальном порядке) и учебные занятия. Например, работа может вначале иметь форму реферата, доклада на семинаре, а потом перерасти в курсовую, дипломную, магистерскую.

Приблизительная тематика КР разрабатывается выпускающей кафедрой. Она должна отвечать профилю студентов по будущей специальности, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития психологической науки и решать конкретные задачи. В качестве тем работ выбираются проблемы, существующие в реальной научной и практической деятельности психологов, работающих в учреждениях различного профиля, на которые студенты направляются для прохождения практики. Желателен выбор конкретных, сравнительно узких тем. Не допускается выполнение одноименных работ по материалам одного и того же исследования.

Тематика доводится до сведения студентов. Обычно это делается в начале текущего года. Студентам предоставляется право выбора темы КР или они могут предложить свою тему с обоснование целесообразности ее исследования.

 

Методическая консультация 

Как выбрать тему?

Определиться с темой проще в ходе поиска и предварительного изучения литературы по интересующей вас тематике. Тема в начале поиска может быть широкой и конкретизироваться позже. Например, тема «Усвоение ребенком языка» – очень широкая. Поиск публикаций по такой теме приведет к огромному количеству источников, которые практически невозможно изучить и использовать в работе. Поэтому при подготовке квалификационной работы тема должна быть значительно сужена уже на стадии поиска литературы.

Сократите этот список, если он слишком длинный. Для этого можно ограничить параметры поиска или только на журнальных статьях, или на публикациях последних 5-10 лет.

Можно использовать «мозговой штурм» списка возможных тем. Для этого запишите список возможных тем: чем больше, тем лучше. Пишите все, что приходит в голову, не задумываясь критически над тем, насколько это реально и выполнимо. Можете привлечь к обсуждению товарищей. Затем критически оцените эти идеи. Иногда комбинирование идей, предложенных в ходе мозгового штурма, ведет к интересной теме.

Поиск темы тесно связан с ее формулировкой. Сформулируйте предварительное название темы в письменном виде – это будет заглавие вашей работы, написанное на титульном листе. После выявления имеющихся источников можете пересмотреть тему и сделать ее более конкретной.

Конкретизация темы. Тема «Усвоение ребенком языка» слишком широкая для любого типа квалификационной работы. Конкретизировать тему можно следующим образом «Психология усвоения ребенком языка». Однако и в рамках этой тематики тема может быть конкретизирована еще больше. Это могут быть темы «Психология усвоения ребенком грамматических категорий», «Усвоение ребенком звуковой системыязыка», «Усвоение ребенком слов и семантики языка», «Когнитивное развитие и усвоение языка», «Нарушения в развитии речиу ребенка». Если добавить в название темы «...родного языка», или «...иностранного языка», или «...английского языка», «...у детей в период раннего детства», «...у младших школьников», «...у одаренных детей» и т.п. – это существенно конкретизирует тему работы и сузит процесс поиска литературы. Конкретизировать тему можно, если ограничить возрастной диапазон («...у мужчин от 40 до 50 лет»), демографические характеристики участников исследования («...у разведенных женщин», «...у бездомных», «...у сельских жителей», «...у пенсионеров»). При выборе темы можно выбрать определенные профессиональные («...у строителей», «...у программистов », «...у спортсменов высшей квалификации»), половые («...у девочек», «...у юношей») характеристики рассматриваемой в работе категории людей. Однако должна быть обоснована причина для такого выбора. Это значит, что у вас должны быть основания полагать, что изучаемая категория людей репрезентативна(характерна) в отношении изучаемых психологических характеристик.

Еще большую точность формулировке темы может придать опора на методологический аппарат планируемого эмпирического исследования. Какие же критерии можно взять за основу в этом случае?

Если изучается небольшое количество переменных, тема рабо ты должна называть эти переменные. Например: «Взаимосвязь самооценки и агрессивности».

Если изучается много переменных, то в теме называется толь ко тип переменных. Например: «Взаимосвязь между отношением учащихся к школе и их демографическими характеристиками». Конкретные характеристики – социальный, экономический статус, проживание в сельской или городской местности, мужской или женский пол – в заглавии не указываются, поскольку их очень много.

Из темы работы должен быть ясен предмет и объект исследования. Тема не должна носить характер результатов или выводов. Неправильная формулировка: «Типичная причина агрессивного поведения мальчиков – завышенная самооценка». Лучше в этом случае сформулировать следующим образом: «Влияние самооценки мальчиков на их агрессивное поведение».

Слова «влияние» и «эффект» используйте в формулировке темы с осторожнос тью. Эти слова в точном смысле могут употребляться только тогда, когда в исследовании выявляются причинно-следственные связи между переменными. Для выявления таких связей обычно используется эксперимент. В других случаях, например в корреляционном исследовании, редко можно доказать причинные связи.

Тема работы должна соответствовать исследовательской ги потезе или целиисследования. Например, тема «Различия в эмоциональной устойчивости мальчиков идевочек дошкольного возраста» отражает основную цель исследователя – «поиск различий в эмоциональной устойчивости мальчиков и девочек» или предположение о том, что различия в эмоциональной устойчивости между мальчиками и девочками дошкольного возраста существуют.

В случае длинных формулировок тем (заглавия) лучшую читабельность им придает использование автором дополнительных поясняющих иуточняющих комментариев после двоеточия. Например: «Подростковый кризис у девочек из неполных семей: индивидуальные особенности протекания».

Закрепление темы и научного руководителя курсовой работы оформляется по предложению кафедры распоряжением декана факультета. Руководители КР назначаются из числа профессорско-преподавательского состава данного вуза и утверждаются соответствующим приказом.

 

2.2. Организация, планирование работы и последовательность

 ее выполнения

После утверждения темы студент вместе с научным руководителем составляет календарный план. Календарный план устанавливает логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных элементов работы. Сроки обычно намечаются самим студентом и корректируются руководителем. Календарный план выполнения КР включает: наименование мероприятия; срок начала и окончания работы; фамилию и подписи студента, научного руководителя, дату его подписания. Календарный план утверждается научным руководителем (Приложение А). Такой план составляется в двух экземплярах: первый выдается студенту перед началом написания работы и практикой, среди задач которой сбор данных для КР и обогащение информацией по избранной теме; второй остается на кафедре и вместе с курсовой работой представляется к защите.

Студент приступает к КР, совместно с научным руководителем уточняется круг вопросов, подлежащих изучению, составляется план исследования (приблизительное содержание работы). Первый вариант плана исследования не является окончательным, в дальнейшем он может частично измениться, отдельные разделы его могут быть расширены, конкретизированы, уточнены, дополнены. В плане выделяют следующие структурные элементы:

– введение;

– основная часть (состоит из трех разделов);

– выводы.

Учитывая перечень основных вопросов, подлежащих разработке, на основании предварительного знакомства с литературой и анализа имеющихся сведений, студент-психолог формирует цель, задачи и гипотезу предстоящей работы.

Дальнейшая работа, как правило, предусматривает подбор и ознакомление с необходимой литературой, а затем, на основе глубокого изучения литературы по проблеме, освещается тема и интересующие исследователя аспекты.

Студент систематически работает над литературой, занимаясь сбором и анализом первоначального материала, постоянно держит связь с научным руководителем, докладывает о ходе работы и получает необходимую консультацию.

Результаты работы с литературой и другими источниками отражаются в первом разделе основной части.

Результаты эмпирической (экспериментальной) части исследования отображаются во втором и третьем разделе основной части, где обосновывается подбор методов и методик исследования; проводится корректировка выдвинутой гипотезы и организуется ее проверка. Здесь  также  анализируется, систематизируется, интерпретируется, обобщается собранный при исследовании фактический материал.

По мере написания отдельных разделов студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет работу в соответствии с полученными замечаниями. Устранять замечания желательно в течение недели.

За достоверность информации и обоснованность принятых в курсовой работе решений ответственность несет студент.

В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем о готовности работы, в необходимых случаях – перед кафедрой.

Непосредственное и систематическое руководство работой студента-психолога возлагается на научного руководителя, который:

- способствует выбору темы;

- оказывает студенту помощь в разработке календарного плана на весь период выполнения КР;

- рекомендует студенту необходимую литературу;

- проводит консультации в соответствии с утвержденным планом;

- систематически контролирует ход работы и информирует кафедру о состоянии дел;

- дает подробный отзыв на законченную курсовую работу.

В процессе выполнения КР кафедрой создаются необходимые условия для самостоятельной работы студентов: руководство и консультации, систематический контроль над работой, соответствующая методическая документация, содействие при получении фактических материалов и их обработке.

 

Методическая консультация 

Какая последовательность выполнения КР?

Работать над каждой формой выпускной квалификационной работой следует в такой последовательности:

- выбор темы;

- консультация с руководителем, составление календарного плана;

- составление общего плана, согласно изучаемым вопросам;

- обзор литературы по теме и выбор направлений исследования (теоретический анализ – поиск, изучение и систематизация собранных материалов);

- планирование и проведение эмпирической части исследования, обработка, анализ и обобщение результатов;

- написание и оформление текста;

- защита.

 

Требования к структуре и содержанию КР

Структурными элементами курсовой работы являются:

§ Титульный лист (Приложение Б)

§ СОДЕРЖАНИЕ (Приложение В)

§ ВЕДЕНИЕ

§ Основная часть: РАЗДЕЛ 1, РАЗДЕЛ 2, РАЗДЕЛ 3

§ ВЫВОДЫ

§ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

§ ПРИЛОЖЕНИЯ

§ Отзыв руководителя.

Требованияк некоторым структурным элементам выпускной квалификационной работы следующие:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ оформляется в соответствии с формой, утвержденной Министерством образования и науки, молодежи и спорта  Украины.

СОДЕРЖАНИЕ курсовойработы включает перечень с указанием страниц: введение, разделы и подразделы основной части, выводы, список использованных источников, приложение.

ВВЕДЕНИЕ отображает основные характеристики работы: проблему, актуальность, объект, предмет, цели, гипотезу, задачи, теоретико-методологическую базу, методы, новизну и практическую значимость. Таким образом, во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формируется проблема (как осознание противоречия) и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению. Во введении отражается последовательность теоретической и эмпирической частей работы. Его объем не должен превышать 3-5% от общего объема текста КР.

Методическая консультация  

Типичная ошибка некоторых студентов – попытка с самого начала написать работу«с ходу», разложив на столе перед собой несколько книг и переписывая из них отрывки текста. Курсовая работа, выполненная путем компиляции и списывания отдельных фрагментов первоисточников, оценивается как недостаточно самостоятельная и творческая. В ней студент не проявляет тех умений, которые необходимыдля научной работы (анализа, систематизации и обобщения собранных материалов). На эти критерии ориентируютсяпреподаватель и комиссия при оценке работы. Лучше, если текст работы будет написан студентом самостоятельно на основе собранных, систематизированных, проанализированных материалов.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ содержит три раздела, каждый из которых делится на подразделы, пункты, подпункты.

Первый раздел носит общетеоретический (методологический) характер. В нем на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Дается формулировка понятийного аппарата с различных методологических позиций, вскрываются причинно-следственные отношения и механизмы изучаемого явления, приводится сравнительный анализ эффективности методов диагностики и управления этим феноменом в плане достижения поставленной цели, делается вывод о необходимости выполнения настоящей работы.

Работа над этим разделом, как правило, начинается с подбора, первичного ознакомления с необходимой литературой и другими источниками, составления научной библиографии темы.

 Справка

Библиография – это перечень книг, журналов, статей с указанием исходных данных. Источник научной информации – это любой достоверный источник, в котором присутствует информация по избранной теме. Все источники условно разделяются на первичные и вторичные.

К первичным источникам принадлежат:

1. Опубликованные:

а) непериодические издания (книги и брошюры):

- монографии,

- сборники документов,

- научно-популярные издания,

- материалы научных конференций,

- официальные издания;

б) периодические издания:

- журналы,

- газеты;

в) издания, которые продолжаются публиковаться:

- бюллетени,

- вестники,

- серийные сборники,

- ученые записки.

2. Неопубликованные:

- отчетная научно – техническая документация,

- диссертации,

- депонированные рукописи,

- предварительные публикации,

- технологические инструкции,

- архивные документы,

- другие.

К вторичным источникам принадлежат:

а) информационные издания:

- сигнальная информация,

- реферативные журналы,

- экспресс-информация,

- библиографические карточки,

- обзоры (реферативные и аналитические);

б) справочная литература:

- энциклопедии (общие и отраслевые),

- справочные издания,

- словари;

в) каталоги и картотеки:

- основные (алфавитный, систематический, предметный),

- вспомогательные (алфавитные, тематические по видам изданий);

г) библиографические издания:

- периодические.

- непериодические.

Первичные источники вмещают, как правило, новые научные и специальные данные, а вторичные – результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов.

Порядок изучения литературы следующий: в большинстве случаев начинают со знакомства с работами более общего характера, а затем переходят к источникам, в которых освещаются какие-либо частные проблемы.

Результаты работы с литературой отражаются в первом разделе основной части. Объем раздела не должен превышать 30% от общего объема работы. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированными краткими выводами.

При написании данного раздела не допускаются исторические отступления, если это прямо не связанно с темой КР.

ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ разделы основной части посвящаются эмпирическому исследованию.

Во втором разделе предполагается обоснование и краткое описание методов и этапов (серий) исследования с указанием места, времени проведения работы, количества исследуемых (выборки), их пола, возраста, профессиональной принадлежности и т.д. Особое внимание необходимо уделить вопросам этики научного исследования – если используются индивидуальные данные и требуется обозначать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде.

Далее характеризуются общепринятые и частные методики исследования, со ссылкой на авторов. Нет необходимости давать подробные описания общеизвестных методик. Оригинальные, ранее не использованные методики, следует кратко и четко описать, дать их оценку с позиции теории тестов и оценок.

Необходимо обратить внимание на корректное употребление понятия «экспериментальное исследование» – не всякое эмпирическое исследование является экспериментальным. В связи с этим необходимо помнить, что экспериментальное исследование должно содержать в своих выводах утверждения о причинно-следственных зависимостях между переменными. Выводы эмпирического исследования могут содержать утверждения лишь о взаимосвязи переменных и степени ее значимости. Следует также обращать внимание (особенно в экспериментальном исследовании) на формы контроля за переменными, способными оказать прямое или косвенное влияние на результаты.

В третьем разделе последовательно излагается фактический материал по решению поставленных в работе задач. Здесь приводят использованные для статистической обработки математические методы с указанием формы распределения изучаемых показателей и достоверности различий между ними, делается анализ и краткое обобщение по каждой из этих задач с последующим сопоставлением собственных результатов с литературными данными. Составляются выводы, а при необходимости выполнения целей практического исследования, и адресные рекомендации.

Объем этих разделов не должен превышать 60% от общего объема текста.

В ВЫВОДАХ четко и однозначно формулируется вывод на основании обобщенных результатов исследования. Общее количество выводов – 5-7 пунктов. Здесь излагаются наиболее важные научные и практические результаты, которые должны содержать формулирование решенной проблемы (задачи), ее значение для науки и практики. В этом разделе также указываются цели и пути дальнейших исследований.

Объем не должен превышать 3-5% от общего объема работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ дается в конце работы перед «Приложением» и составляется согласно библиографическим нормам. Размещают его в алфавитном порядке в соответствии с фамилией авторов или названием источника. Каждое описание имеет свой порядковый номер. Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в рукописи работы. Примерное оформление списка приведено в Приложении Г.

Количество использованной литературы не менее 25 наименований  для 1-3 курсов и 35 наименований для 4 курса.

 

Методическая консультация 

Как составить список источников с указанием  электронных ресурсов?

Ресурсы локального доступа

Под автором

Бабурина, Нина Ивановна. 1917. Плакат в революции – революция в плакате [Электронный ресурс]: из истории рус. и сов. плаката нач. XX в.: мультимед. компьютер, курс / Нина Бабурина, Клаус Вашик, Константин Харин; Рос. гос. гуманитар, ун-т и Моск. науч. центр по культуре и информ. технологиям, Ин-трус. и сов. культуры им. Ю.М. Лотмана (Бохум, ФРГ). – Электрон, дан. – М.: РГГУ, © 1999.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорус­ского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880–1882 гг. – Электрон, дан. – М.: ACT [и др.], 1998.

Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронный ресурс]: электрон, карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В.У.,

Толмачев С.Ю., Цыганков Ю.Э. – Версия 2.0. – Электрон, дан. и прогр. – М.: FORMOZA, 1998.

Цветков, Виктор Яковлевич. Компьютерная графика: рабочая про­грамма [Электронный ресурс]: для студентов заоч. формы обучения геодез. и др. специальностей / В.Я. Цветков. – Электрон, дан. и прогр. – М.: МИИГАиК, 1999.

Под заглавием

Александр и Наполеон [Электронный ресурс]: История двух им­ператоров / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. – Электрон, дан. – М.: Интерсофт, © 1997.

Атлас-98 [Электронный ресурс]: 3D: самый подроб. полностью трехмер. атлас мира. – Электрон, дан. и прогр. – [Б. м.], 1998.

Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993-1995 [Электронный ресурс] / Ин-т науч. информ. по обществ, наукам (ИНИОН). – Электрон, дан. и прогр. (33 файла: 459658539 байт). – М., [1995].

Бобовые Северной Евразии [Электронный ресурс]: информ. сис­тема на компакт-диске / Ю.Р. Росков, Г.П. Яковлев, А.К. Сытин, С.А. Жезняковский. – Электрон, дан. – СПб.: СПХФА, 1998.

Большой толковый словарь английского и русского языков [Элек­тронный ресурс]: 2 в 1. – Электрон, дан. и прогр. – Maccelesfiekl (UK): Europa House, [1999].

Britannica CD-98 [Электронный ресурс] = Британника CD-98: encyclopedia: knowledge for the information age. – Multimedia ed. – Электрон, интерактив, мультимедиа. – [Б. м.], 1998

Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интерактив, учеб.]. – Электрон, дан. и прогр. – СПб.: ПитерКом, 1997.

Oxford interactive encyclopedia [Электронный ресурс]. – Электрон, дан. и прогр. – [Б.м.]: The Learning Company, 1997.

Ресурсы удаленного доступа

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон, журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн.: zhurnal.mipt.rssi.ru

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко ТВ.; Web-мастер Коз­лова Н.В. – Электрон, дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим досту­па: www.rsl.ru, свободный.

Российский сводный каталог по НТЛ [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о зарубеж. и отечеств, кн. и зарубеж. пери­од, изд. по естеств. наукам, технике, сел. хоз-ву и медицине, посту­пившие в организации-участницы Автоматизированной системы Рос. свод. кат. по науч.-техн. лит.: ежегод. пополнение ок. 30 тыс. записей по всем видам изд. – Электрон, дан. (3 файла). – М., [1991]. – Режим доступа: www.gpntb.ru/win/search/help/rsk.html

Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения обо всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. – Электрон, дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). – М., [1991]. – Режим доступа: www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ оформляют как продолжение КР и располагают в порядке ссылок в тексте работы.

В приложениях целесообразно включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия курсовой работы: вспомогательные цифровые данные, протоколы исследований, методики, иллюстрации вспомогательного характера, другие документы.

 

 

2.4. Методические рекомендации к проведению и написанию КР

 

2.4.1. Методические рекомендации к составлению ВВЕДЕНИЯ

 

Исследование в области психологии должны быть направлены на решение актуальной с практической и научной точек зрения проблемы.

Проблема – это научный вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Постановка проблемы и соответствующего исследовательского вопроса – начало любого исследования. Не нуждаются в исследовании лишь очевидные истины. Однако очевидность субъективна, а научное исследование требует объективного доказательства.

Научная проблема, в отличие от житейской, формулируется в терминах определенной научной отрасли. «Являются ли различия в агрессивности генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» – это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена соответствующими методами. Формулируя научную проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.

Объект и предмет.

Далее формируется объект и предмет исследования. Объект – это выделенная исследователем часть объективной реальности (в нашем случае - психологическая), которую можно осознать, процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию. Предмет – познаваемая, исследуемая часть объекта. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Предметом исследования для студента-психолога могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Если объект исследования – психические процессы, то предметом могутстать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом исследованиябудут психические состояния, то предметом его будут их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то его предметоммогут стать факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами.

Цели работы.

При постановке цели следует помнить, что цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:

1. Изучение психического явления.

2. Описание психологического феномена.

3. Изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих).

4. Выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам.

5. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.

6. Изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний.

7. Изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы.

8. Обобщение,классификация, типологизация каких-либо данных.

9. Разработкаи апробация (или адаптация) методики научного исследования.

10. Разработкаили адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры.

11. Разработка или адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.

Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Выявить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». В любом случае работа должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики либо применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.

Стилистические цели могут также формулироваться как «Анализ...», «Изучение...», «Выявление...» и т.п.

Гипотеза исследования.

На основе анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется гипотеза. Она определяет – что предполагается изучить в процессе исследования.

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности – это предсказание. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (подтверждаемой). Поэтому понятия (конструкты), которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими, конкретными и операционализируемыми. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может утверждать, подтвердилась гипотеза или нет. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах.

Так как большинство курсовых работ носит преимущественно эмпирический характер, в них выдвигаются эмпирические (экспериментальные) гипотезы, которые  подлежат проверке путем сбора и обработки данных. Соответственно эмпирические гипотезы описываются как характеристики о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.143 с.)