Методы и методики сбора эмпирических данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и методики сбора эмпирических данных



Далее во втором разделе описываются методики исследования согласно целям и задачам работы.

Для решения каждой задачи подбираются методы и методики исследования, процедуры сбора эмпирических данных, а также способы их обработки, определяются место и условия его проведения. С методологическими основами и рекомендациями по планированию и проведению эмпирического исследования можно подробнее познакомиться в ряде книг Готтсданкер, 1982; Ганзен, Балин, 1991; Дружинин, 1997; Корнилова, 1997; Немов, 1998; Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии, 2000; Куликов, 2001; Никандров, 2003; Гудвин, 2004).

При выборе методов и методик эмпирического исследования студент должен опираться на знания и умения, полученные им при изучении соответствующих психологических дисциплин. Для сбора первичных данных могут использоваться такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов и др. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки. В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов важно уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Должны быть предусмотрены возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться и основанием, для каких выводов будут служить. Измерение изучаемых психических явлений – неотъемлемая часть научного подхода. Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению или закономерности в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной или шкале отношений (Дружинин, 1997; Сидоренко, 2001;   Ермолаев, 2003).

Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только вопросы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они являются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики. При планировании эмпирического исследования для студентов может быть интересен большой аннотированный указатель литературы по методам и методикам исследования, подготовленный Л.В. Куликовым (2001).

При этом необходимо  дать операциональные определения изучаемых переменных, то есть определение изучаемого понятия через конкретные показатели, процедуры, операции, которые его измеряют. Поэтому, планируя эмпирическое исследование и измерение понятия, должны быть определить показатели, по которым будете судить о выраженности, проявлениях или изменениях параметров изучаемого понятия в процессе исследования. Например, количество правильно вычеркнутых букв в корректурной таблице за определенный промежуток времени может быть показателем концентрации внимания; количество правильно выполненных заданий – показателем соответствующих способностей; субъективное шкалирование (по заданной шкале) эмоциональных переживаний – показателем соответствующих эмоциональных состояний; длительность взгляда ребенка на предмет может быть показателем его интереса к этому предмету; время, которое требуется человеку для принятия решения, – показателем его решительности; скорость реакции – показателем протекания процессов обработки информации у человека.

Точность операциональных определений психологических понятий обусловливает надежность и валидность их измерения.

Если используется опубликованный исследовательский инструмент, измеряемые переменные могут быть операционально определены через цитирование соответствующего источника, однако при этом они должны быть описаны.

Если используется неопубликованный инструмент или методика – в тексте данного раздела необходимо воспроизвести примеры вопросов (или, еще лучше,весь текст методики).

Операциональные определения должны быть достаточно конкретны, чтобы другой исследователь мог воспроизвести исследование.

Инструменты, материал, аппаратура и методики исследования должны описываться настолько подробно, насколько это возможно. Все это традиционно в отечественной исследовательской практике обозначается термином Методики, под которыми имеются в виду различные измерительные инструменты (такие как тесты достижений, опросники, программы интервью) и экспериментальные процедуры. При описании каждой методики должны быть понятны все детали того, как в данном исследовании ее проводили, обрабатывали, интерпретировали. Эта информация важна для адекватного понимания приводимых в последующих разделах результатов вашего исследования. При описании методик обычно используются глаголы прошедшего времени. Описывается не то, как обычно проводится данная методика, а то, как ее проводили в данном исследовании.

Детализация описания методик должна быть такой, чтобы любой квалифицированный исследователь мог воспроизвести данную методику в своем исследовательском проекте. Для этого все детали процедуры проведения методики приводятся в данном разделе, а стимульный материал приводится в приложении (за исключением тех случаев, когда это ограничивается авторским или издательским правом на копирование соответствующего материала).

Нет необходимости в том, чтобы приводить в приложении стимульный материал широко известных методик, однако в тексте этого раздела должны быть описаны основные шаги ипроцедуры ее проведения в исследовании, шкалы и подшкалы, которые содержит методика, их формат, возможный разбросполучаемых данных и варианты интерпретации.

Если же используется оригинальная или малоизвестная методика, то она должна быть описана в достаточных деталях. На опубликованный ранее измерительный инструмент (методику) должна быть дана соответствующая ссылка.

Во всех случаях должны быть представлены данные о валидности и надежности методик (если они имеются).

Экспериментальные процедуры, оборудование и другой исследовательский материал должен быть описан в деталях, которые бы позволили другому квалифицированному исследователю воспроизвести его.

В случае практической психологической работы должны быть описаны основные этапы разработки методики и проверки ее эффективности. Если разрабатывалась или адаптировалась методика психодиагостики, то должны быть описаны все этапы проведенной работы. Если разрабатывалась консультационная, психотерапевтическая, развивающая методика или адаптировалась уже существующая к условиям изучаемой выборки, то соответствующая методика должна быть описана также во всех деталях, обеспечивающих доказательность выводов работы и ее воспроизводимость другим квалифицированным психологом. При этом характеризуются эмпирические показатели, получаемые в ходе ее апробации, или критерии для оценки практической психологической работы, способы их количественной и качественной обработки и интерпретации.

Процедура исследования. Вданном подразделе описывается общийплан исследования и процедура его проведения в целом. При этом необходима достаточная детализация, показывающая переменные и факторы, которые могли повлиять на результаты исследования. Кратко описывается, как участники исследования были информированы о его целях и каким образом сохранялась конфиденциальность результатов.

Далее необходимо объяснить, какие показатели сопоставлялись друг с другом, какие показатели описательной статистики и какие критерии статистического вывода использовались. При этом недостаточно их назвать. Важно показать, в каких случаях, при сопоставлении каких показателей они использовались, и обосновать адекватность их применения. Стандартные статистические процедуры достаточно назвать. Обычно нет необходимости приводить формулы или вычисления

Методическая консультация  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.005 с.)