Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические основы моделирования одежды ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Творческий характер деятечьности по проектированию и созданию современного костюма тесно связан с психологией творческого воображения и мышчения. Оперирование и синтез образов в процессах воображения осуществляется благодаря операциям агглютинации, гиперболизации, акцентирования, схематизации и типизации. Агглютинация позволяет соединять несоединимые в реальности качества, свойства, части предметов. Гиперболизация есть преуменьшение или преувеличение предметов, их частей и качеств. Акцентирование заключается в подчеркивании каких-либо признаков. Схематизация сглаживает различия и выявляет сходства. С помощью типизации выделяется существенное в однообразных явлениях, которое и воплощается в каком-либо конкретном образе. Операциональный состав вышеназванных психических процессов определяет основу методов моделирования одежды, особенно на этапе преобразования и синтеза отобранных представлений о костюме в новые образы. Метод инверсии основан на сознательном отказе от существующих решений, преодолении психологического барьера, заставляющего подражать, по принципу действия «от обратного». Если в рассматриваемой одежде некая деталь, например, карман, всегда располагается горизонтально, то эту деталь ставят в вертикальное положение или перемещают под углом. Этот метод является одним из самых действенных в моделировании, позволяет находить наиболее острые, оригинальные решения. Метод инверсии применим как при создании общей формы, так и при разработке внутри нее. Метод аналогии основан на применении аналогичных положений для получения новых идей. Эти аналогии художник находит в различных областях человеческой деятельности, природных формах и пр. Этот метод требует высокого общекультурного уровня развития - знания произведений искусства, архитектуры, музыки, литературы и т.д. При использовании этого метода существует различная степень переработки источника: иногда в костюме источник узнаваем сразу же большинством реципиентов, а в другом случае ассоциативные связи более опосредованы (например, аналогичный ритмический строй, пластическое решение, принципы цветового сочетания). Метод новых комбинаций заключается в том, что для получения новых решений используются соотношения, ранее не применяемые, кажущиеся на первый взгляд невозможными. Это могут быть принципы нового соединения отдельных деталей костюма, пропорциональных отношений, сочетания различных стилей одежды в одном костюме. Примером последнего является «диффузный стиль» в одежде.
Метод новых комбинаций требует от художника особой тонкости, художественного чутья, чувства меры. На основе этого метода создаются наиболее неожиданные, ломающие привычные стереотипы модели. Метод случайных комбинаций основан на том, что художник, не имея конкретного замысла, ориентируется на «подсказку» извне. Искомое неожиданное решение возникает при наколке ткани на манекен, коллажном способе создания эскизов. Особенностью этого метода является то, что художник делает ставку на случайность, которая не возникает, как это часто бывает в творчестве, уже существующей идеей, а сама становится ее источником. При этом методе художник - главное действующее лицо - интерпретатор «подсказки». Методы стандартизации в моделировании одежды основаны на классификации, унификации и типизации отобранных элементов моделей. Специалисты должны создавать достаточно выверенные нормали и постоянно стремиться воплощать в стандартах квинтэссенцию современных требований. Стандарт должен быть всеобъемлющим для своего времени и чрезвычайно оперативным. Мода имеет свои точные «параметры», которые для определенного времени являются показателями, канонами красоты, т.е. своеобразными стандартами. Модные стандарты считаются критериями в отборе лучшего, следовать им -значит «идти в ногу со временем». Метод идентификации - отожествление личности художника в процессе творческой деятельности с личностью другого человека, предметом или явлением. Он требует от художника помимо богатой фантазии способности к перевоплощению. Он предполагает более глубокое освоение темы, проникновения в структуру изучаемого материала. «Вчуствование», «вживание» в образ способствует созданию гармоничных, стилистически проработанных моделей, коллекций.6
Если говорить в целом, то методика создания костюма так называемого «хорошего» дизайна представляет собой совокупность приемов, отражающих теоретические, историко-культурные, искусствоведческие, дизайнерские и психологические аспекты художественного моделирования. Например: I. Изучение линий, форм и пространственных решений в коллекциях произведений живописи, прикладного искусства народов мира, народных и современных костюмах. Определение особенной (сущностной) структуры для каждого образца отдельно (ракурс, линии и пространство, которые определяют структуру и задают направление); 2.Составление списка терминов, обозначающих характеристики различных линий с точки зрения их динамики (то же для формы, пространства и силуэта); 3.Определение функций этих элементов и эмоционального эффекта, который они создают у зрителей; 4.Изучение изменений в силуэтах женского (мужского) костюма, начиная с X в. Выбор наиболее репрезентативных примеров различных по типу силуэтов. Выполнение эскиза контура силуэта. Отбор деталей и оценка их значимости для хорошего силуэта; 5.Изучение образцов современной одежды. Определение основных приемов синтеза элементов (например, народного костюма), использованных при создании данных образцов; 6.Разработка коллекции современной одежды на основе какого-либо одного народного костюма с использованием операций агглютинации, гиперболизации, акцентирования, схематизации и типизации. Выполнение эскизов; 7.Анализ отражения экономических условий или духа времени в одежде, созданной на базе народных творческих источников. Подобная работа активизирует не только профессиональные знания дизайнера, но и интеллектуальные, эмоционально-мотивационные, креативные возможности, что в целом способствует эффективному достижению творческого результата. Подошва на «танкетке», широкие плечи, женский брючный костюм, «минимализм» в крое, люминисцирующие цвета, пластиковые детали одежды или обуви, этнические элементы одежды -далеко не полный перечень результатов использования в современной моде приемов творческого воображения и разработанных на их основе методов моделирования одежды. Индивидуальный стиль деятельности Профессионал в творческой деятельности использует не только общие принципы и приемы работы, но и свои, индивидуальные, особенные. Многие известные кутюрье стали таковыми благодаря индивидуальной системе навыков, методов, приемов и способов моделирования одежды. Психологи называют эту систему индивидуальным стилем деятельности. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требования его деятельности. Поэтому человек сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. Индивидуальный стиль деятельности - это неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Формирование индивидуального стиля деятельности дизайнера - основа неповторимости и востребованности результатов его работы в модном бизнесе, основа признания потребителей и совершенствования творческого потенциала.
Близкое знакомство с жизненной историей признанных «мэтров» моды -Шанель, Диора, Лорана, Валентино, Ферре (этот список можно было бы продолжить) - позволяет обнаружить тесную взаимосвязь между творческими индивидуальными проявлениями и богатейшим жизненным опытом. В творчестве Коко Шанель обнаруживает себя удивительная чистота линий Обазинского монастыря, в котором воспитывалась юная Габриэль до совершеннолетия; навыки аккуратной и прочной работы, полученные в монастыре; фантазия, изобретательность, подмеченные девушкой в работе тети Жюлии, преуспевшей в изготовлении дамских шляпок. Нововведения Шанель -это отражение ее необычной, полной приключений судьбы, свидетелями которой были знаменитые люди века - Кокто, Пикассо, Дягилев, Стравинский. Веселый, привязчивый, любознательный, выдумщик - черты маленького Кристиана Диора, который с детства был поглощен костюмированием. Впечатление, которое молодой Диор получил от выставки декоративных искусств 1925 г., определило ориентиры его творческого будущего. Именно здесь Диор столкнулся с первым модельером, выступившим в роли, прежде всего, творца-художника и декоратора, рассматривающего моду как одну из форм художественной выразительности. Поль Пуаре перевернул мир моды, представ в образе мага, волшебника и соединив в своем лице автора коллекций, торговца, мецената, идейного вдохновит&чя и основателя целой школы. В своей области он был таким же катализатором новых веяний, как Кокто. Позднее эту же функцию будет выполнять сам Кристиан Диор. Обнаружив свое призвание, Диор становится сначала примерным учеником, а затем «суровым специалистом». Дениза Тюаль сохранила яркие воспоминания о Диоре: «Его почти карикатурный рисунок, преувеличенно огромные шляпы, подчеркнуто пышные турнюры и особенно контрастные цвета обозначали новую, пряную палитру. Поражала тщательность и сосредоточенность, с которой молодой художник работал над своими моделями. Обычно даже лучшие мастера ограничиваются набросками, беспорядочными карандашными зарисовками, которые искусные мастерицы, вроде русских школы мадам Каринской, потом доводят до ума, подбирая материал, отделку, крой, соотношение тонов. А этот молодой человек, чрезвычайно дотошный, не упускавший ни одной, самой мелкой детали, давал точнейшие указания, не требовавшие никаких разъяснений».7
Ив Сен-Лоран - достойный преемник Диора. Призвание Лорана - тоже родом из детства. Может быть, оно зародилось тогда, когда маленький Иве восхищением наблюдал за поведением матери, любившей переодеваться несколько раз на день. А может быть, оно открылось с тех самых пор, как будущий кутюрье сделал из коробки театр и самостоятельно смастерил одежду для фигурок артистов. Самым революционным нововведением модельера было то, что он восславил в своих моделях женское тело, заменил слово «элегантность» на «соблазнительность», сумев зажечь огонь желания там, где раньше речь шла только об условностях и респектабельности. «Важно не то, как женщина одевается, а то, как она двигается», - подчеркивает Ив Сен-Лоран. Кутюрье всегда спорил с теми, которые считают, что для модельера главное - уметь рисовать, отстаивая свою точку зрения: рисовать - это одно, а видеть тело женщины - совершенно другое. Начало увлечению Джанфранко Ферре модой было положено, когда он почти в шутку придумал и смастерил украшения, которые неожиданно стали пользоваться огромной популярностью. Через некоторое время Ферре с образованием архитектора уже работает для нескольких производящих одежду фирм. Значительный опыт Ферре получил, работая в Индии: «Там я многому научился... Все эти новые и прекрасные впечатления помогли мне осознать существование другой реальности и иного жизненного уклада».8 Спустя одиннадцать лет после начала деятельности в моде, Ферре становится во главе Дома Dior. «Годы, проведенные у Dior, оставили мне огромный багаж. Это и опыт, и любовь, и страсть, и дружеские взаимоотношения как с сотрудниками, так и с клиентами»,' - скажет он позднее. В своей миланской студии он создает одежду, отталкиваясь, в первую очередь, от материала, а не от эскиза. Прикалывая образцы на большое панно, он решает, из чего родится костюм, из чего - новая «знаковая» белая блузка... «Рисуя одежду, я всегда стремился к равновесию между простотой и сложностью, между силуэтами, не нарушающими, а напротив, отражающими естественность формы тела, и нарочито подчеркнутыми объемами. Я люблю играть на пропорции и диспропорции и акцентировать детали - например, завязывающиеся манжеты или ворот на пуговицах...»"1 - формулирует основные принципы своего стиля Ферре. Жизнь Валентино влилась в океан моды органично и сразу. Уже в 15 лет мальчик сообщил родителям, чем именно хочет заниматься в жизни. Они не противились выбору сына. В 1949 г. он закончил курс рисунка моды в миланском Santa Marta Institute. Через год, овладев французским языком, Валентино отправляется в Париж в школу при Chambre Syndicale de la Couture Parisienne. Точкой отсчета его блистательной карьеры можно считать победу в конкурсе, организованном International Wool Secretariat. Следующий важный этап творческого пути - знакомство с Ги Ларошем (Guy Laroche). За два года работы у Ги Лароша Валентино приобрел значительный опыт не только в творчестве, но и в бизнесе моды, что позволило ему со знанием дела открыть в 1959 г. собственную фирму.
В своих коллекциях Валентино пытается совместить не всегда совместимое: продемонстрировать новые идеи и доставить удовольствие от показа. «Когда я представляю, как моя новая коллекция будет выглядеть в громадном шоу, я всегда мечтаю о волшебном. Но, прежде всего, надо помнить, что такое реальность»," - говорит Валентино. Рассуждая о новом поколении дизайнеров, Валентино Гаравани отмечает: «Они фантастические, они молодые, они отдают очень много энергии и должны продолжать это делать, но - что при этом важно - им необходимо большое терпение. Без опыта и терпения успеха не достичь. Иногда люди, обладающие большим талантом, хотят получить все сразу, но это невозможно. Они должны последовательно двигаться вперед со своими идеями и стараться быть понятыми».12 В этих словах отражается и накопленный опыт, и искреннее напутствие. Всего лишь несколько примеров, но сколь разнообразна жизнь этих людей, сколь насыщена она различными событиями, встречами, житейскими и академическими уроками. По некоторым данным профессионал нуждается в освоении нескольких десятков тысяч паттернов, отражающих взаимодействие элементов его профессиональной реальности, прежде чем он оказывается способным к нахождению нетривиальных, конструктивных решений и их реализации. Любознательность, открытость любому опыту, стремление к его приумножению характерны для людей, творчески проявляющих себя в различных областях деятельности, в том числе и в области создания одежды. Разнообразие и обширность их опыта создают условия для установления большего числа взаимосвязей между явлениями, событиями, фактами, что повышает вероятность появления новых идей. Знакомый человеку мир отделен от мира неизвестного очень тонкой, иногда почти условной границей. Как пишет Ю. Кузнецов, «край света за каждым углом». Поэтому неудивительно, что преодолеть эту границу и, более того, делать это неоднократно, удается тем, кто постоянно раздвигает их, не признает их неприкосновенность.
Личность творца Рано или поздно общество начинает интересоваться личностью творца, фактами его биографии. Проявление такого интереса естественно и является следствием активности личности, направленной на самопознание и самооценку. Сравнение себя с другими, особенно, если это значимые другие или референтные лица, - один из источников познания и оценки себя. И кому, как ни кутюрье быть референтами в области моды! Многочисленные материалы о жизни и творчестве известных кутюрье (мемуары, автобиографии, биографические романы, интервью, публицистические заметки) позволяют высказать предположение о моде как некоторой нише, укрытии для людей с неординарными способностями, свойствами и даже судьбой. Большинство из них отличает стремление к самореализации. В основе самореализации - высшие человеческие ценности - истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Они поглощены делом, считают его своим призваннем, глубоко удовлетворены им и вместе с тем постоянно готовы его совершенствовать. Дело определяет смысл жизни. «... А поскольку для меня моя профессия - это и есть жизнь, я понял, что не имею права и по отношению к себе, и по отношению к людям поступать непозволительно»,13 - утверждает В. Зайцев. Как правило, эти люди демонстрируют искреннее и открытое поведение по отношению к себе и другим. Они независимы в суждениях и уверены в своих силах. Их отличает инициативность и гибкость, т. е. способность ставить новые цели, а также изменять их при изменении условий деятельности. Критичность и высокая степень рефлексии - важные личностные предпосылки творчества. Постоянное внимание к адекватности своих действий и поступков на профессиональном поприще, нетерпимость к недостаткам и непродуманным решениям, умение учиться на ошибках, постоянный анализ и осмысление собственной деятельности, ее оснований и ценностного смысла также являются слагаемыми творческих успехов. «...Мне всегда приходилось бороться за свои принципы моделирования. Всегда есть люди, которые опережают время и пытаются дать человеку возможность помешать. Вероятно, природа одарила меня таким талантом»,14 - еще одно рефлексивное замечание В. М. Зайцева. И, наконец, этими людьми не утрачена детская восприимчивость и открытость по отношению к новому. Пресса окрестила кутюрье «безумцами моды», так как многие из них «берут потенциального покупателя не только тем, что они вершат в рамках специальности, но и собственной экстравагантностью и скандальным образом жизни» (по материалам «АиФ», Р. Калганов, Е. Семенова). Диор, Сен Лоран, Готье, Гальяно, Дольче и Габбана и даже портной королевы Великобритании Харди Эймс - далеко не единственные представители сексуальных меньшинств в мире моды. Гомосексуалисты делают одежду для женщин. Еще один парадокс моды, исследование которого, несомненно, обогатит представление не только о моде, но и людях, имеющих данную особенность. По некоторым данным, настоящих гомосексуалистов от 1 до 4,5 %, среди которых 90 % являются «врожденными», а 10 % - «приобретенными». Сексуальное меньшинство в мире моды неоднородно, как и само явление гомосексуачизма в целом. Принадлежать к этому клану стачо этаким шиком, своеобразной модой в моде. «Хотя сексуальная ориентация - весьма существенное свойство личности, она имеет значение не сама по себе, а только в системе жизненного мира личности, биографию которой мы пишем. Важно не столько то, каковы были сексуальная жизнь и эротические предпочтения человека, сколько то, как он их осмысливал и переживал».15 Воспроизвести и понять противоречивую целостность индивидуального бытия и становления дизайнеров-гомосексуалистов - задача будущих исследований, основным источником которых может стать метод психологической биографии. Некоторые, зачастую разрозненные факты из их сексуальной жизни, имеющиеся в распоряжении исследователей, еще не позволяют вывести определенные закономерности. Но их достаточно для того, чтобы сформулировать психологическую проблему. Например, интересны факты из биографии Диора. Он преклонялся перед матерью. Много времени проводил за созданием эскизов и изготовлением одежды, в том числе карнавальной, для друзей. Его гомосексуальность раскрылась в период интенсивного общения с парижской богемой 20-х гг., среди которой гомосексуальные контакты были нормой. Диор умер, не сумев пережить разлуку со своим другом. Известны и детские переживания Ив Сен-Лорана по поводу своей сексуальной ориентации, о его привязанности к матери, кукольном театре - мирке, в котором юный Лоран жил и начинал творить. Анализ биографий известных кутюрье позволяет обнаружить не только причины, определившие их сексуальную ориентацию, но и то, как складывалось их отношение к женщине и ремеслу во имя ее красоты. Диор видел в платье недолговечную форму архитектуры, обыгрывающей пропорции женского тела. Он видел в женщине, прежде всего, личность. Именно поэтому ему удалось осуществить переход от женщины-вещи к платью-личности. Ив Сен-Лоран создал империю женственности и элегантности. Итак, психологов волнует целый ряд вопросов, связанных с творчеством дизайнеров-гомосексуалистов. Как преломляются их эротические отношения в образе Я и самоуважении и какое отражение находят в творчестве? Не является ли деятельность гомосексуалистов в модном бизнесе компенсацией недостаточной маскулинности? Если такого внутреннего проникновения в душевный мир личности нет, то информация о ее половой жизни бессмысленна. Каким бы был мир.моды, если бы его создавали люди лишь с традиционной сексуальной ориентацией? Другими словами, какое влияние гомосексуализм оказывает на развитие модных тенденций? Это - частная или все же общая проблема? Английский дизайнер Харди Эймс, более 50 лет «проработавший» на Бу-кингемский дворец, уверен: «Придумать красивый наряд для женщины способен только мужчина, единственным исключением за всю историю была Коко Шанель, да и то потому, что у нее был мужской склад ума». Это утверждает мужчина, который никогда не скрывал своей сексуальной ориентации. Факт его 22-летней «супружеской жизни» с «милым другом» был известен абсолютно всем. Дизайнеры женской одежды с гомосексуальной ориентацией тем самым утверждают, на наш взгляд, что отношение к женщине не должно исчерпываться сексуальными чувствами, фантазиями и переживаниями. Предпочтение сексуальных партнеров собственного пола и соответствующее поведение позволяют им относиться к женщине, как музе, объекту творчества, а не объекту сексуальных влечений. Их эмоциональные переживания носят в большей степени эстетический, чем эротический характер. Такое «отвлеченное» видение женщины, свободное от многочисленных табу, позволяет экспериментировать с женским телом, обнажая его или облачая в изысканные наряды. Гомосексуальная ориентация дизайнеров не исключает умения видеть в женщине то, что стимулирует сексуальные чувства, фантазии и переживания гетеросексуалов, видеть ее психологическую натуру, личностную сущность, видеть и помогать увидеть другим.
1. См.: Макшанов СИ., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Ч. 3. - СПб.: Институт тренинга, 1996. 2.Там же. 3.См.: Elle. - 1997. -№4. 4.См.: L'Officiel. - 1997. -№ 1. 5.Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. Т. 7. -М.: Изд. АН СССР, 1953-1959, с. 443. 6.См.: Григорьева И.В. Эстетические проблемы моды: Автореф. дис. на сонск. учен, степени канд. философ, наук. - М: МГУ, 1989. 7.Покна М.-Ф. Кристиан Диор. - М.: Вагриус. 1998, с. 96. 8.L'Officiel, 1998, №8, с. 147. 9.Там же. 10.Там же. 11.Там же, с. 152. 12.L'Officiel, 1998, № 8, с. 152. 13.Для Вас. Информационный листок секции альтернативных идей приКМЭ. 1990, № 516, с. 1. 14.Там же. 15.Кон И.С. Введение в сексологию. -М.: Медицина, 1988. с.288.
ПОСЛЕСЛОВИЕ Психология раскрывает тайны человеческой психики, психология моды как одна из дисциплин психологической науки - «великую тайну одеваться к лицу». Разгадать эту тайну невозможно без глубокого понимания природы человека, который предстает в моде во всех своих ипостасях: как индивид, индивидуальность, личность и субъект деятельности. Мода стала неотъемлемой и составной частью образа жизни людей. Мода - это миф современного общества, позволяющий упорядочить общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренним и внешним формам культуры. Процесс упорядочивания сложен и его результаты неоднозначны, так как моде сопутствуют самые разнообразные явления, особое место среди которых отводится социальным явлениям. Характер взаимоотношений и взаимодействия людей в данном обществе или данной группе, личностные особенности участников социальных событий определяют качество и динамику развития модных тенденций, но это взгляд лишь с одной стороны. С другой стороны открывается обратная зависимость, перечисленные социальные феномены оказываются под влиянием моды. Это довольно противоречивое обстоятельство порождает целый ряд вопросов, ответы на которые еще предстоит найти. Наиболее интересным и перспективным, на наш взгляд, будет исследование проблем, касающихся социально-психологических механизмов распространения современной моды, психопрофилактических и психотерапевтических эффектов влияния моды на участников модного процесса, соотношения моды и самовыражения личности во внешнем проявлении, психосемантического анализа символической системы модных объектов и т. д. Непреходящее значение имеет анализ жизни и творчества создателей модных направлений. Как складывался и продолжает складываться их жизненный путь? Чем мотивирована их творческая деятельность? В чем проявляется их индивидуальность? Как ими решается противоречие между свободой творчества и социально-экономической необходимостью? Важное научное и прикладное значение имеет разработка методов анализа и измерения социально-психологических характеристик модных явлений. Решение этой проблемы создаст значительные предпосылки для осуществления программ прогнозирования модных тенденций, столь актуальных сегодня для современного производителя, дистрибьютора и потребителя. Пессимисты утверждают о том, что сегодня мода умирает. Это мнение основывается на ностальгических впечатлениях от внешних эффектов моды. Но давайте будем оптимистами, заглянем вглубь этого явления и постараемся увидеть его дальнейшее развитие, сохранить один из наиболее загадочных мифов современного человечества, потому что сегодня нет более устойчивого явления, чем неустойчивая мода. Мая Килошенко, кандидат психологических наук, доцент
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 1.Акилова 3. Т., Петушкова Т. И., Пацявичуте А. А. Моделирование одежды на основе принципа трансформации: Новые приемы разработки модных форм одежды: Учеб. пособие. - М.: МГТА, 1993. 2.Альтхауер Х.-Д., Альтенбург У Мода между спросом и предложением. М., 1983. З.Андреева И. А. Мода и культура одежды.-М.: Знание, 1987. 4.Армавская В.Т., ЩербаковаН.В. Мода, вкус, красота. -М.: Искусство, 1992. 5.Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. -М.: Академия моды, 1996. 6.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. 7. Бернштейн П. Как нам одеваться? - СПб.: С. М. Проппер, 1907. 8.Вайнштейн О. Одежда как смысл: идеологемы современной моды: [ о социалистическом стиле] // Иностранная литература. - 1993.-№ 7. - С. 224-232. 9.Великая тайна одеваться к лицу: Искусство сочетать свой облик и стиль с костюмом, украшениями, обстановкой / Сост. Т.Б, Забозлаева. - СПб.: Лениздат, 1992. 10.Голыбина А. Г. Вкус и мода. - М.: Знание, 1974. 11.Готтенрот Ф. История внешней культуры: В 2 т. - СПб.: Товарищество М.О. Вольфъ, 1902. 12.Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: Изд-воМГУ, 1987. 13.Гофман А. Б. Мода и социальные группы // Тр. ВНИИТЭ/ ВНИИ техн. эстетики. Техн. эстетика. - М., 1988. - Вып. 54. - С. 67-80. 14.Гулыга Б., Андреева И. Пол и культура // Философские науки. - 1973. - № 4. - С. 63-69. 15.Дизайн в России: проблемы теории и практики: Тез. докл. и выступлений / Отв. ред. Ю. В. Манько. - СПб.: СПГУТД, 1998. 16.Доброхотова И. А. Беседы о моде или Зеркато, которое не лжет. - Алма-Ата: Опер, 1991. 17.ДоможировЮ. А. Особенности формирования коллекции моделей и запуск их в производство. - М.: Легпромбытиздат, 1988. 18.Жученкова С. Н. Формирование эталона модного костюма. -М.: МГТА, 1993. 19.Зайцев В. Такая изменчивая мода.-М.: Молод, гвардия, 1983. 20.Зборовский Е. М. По законам красоты: [ О Моде]. - М.: Сов. Россия, 1988. 21.Зимбардо Ф. Застенчивость / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1991. 22.Ив Сен-Лоран глазами Ив Сен-Лорана [ Альбом ]. - Париж: Эршер, 1986. 23. Иллюстрированная энциклопедия моды. Сост. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. - Прага: Артия. 1986.
24.Каневский Е. Н. Формирование вкуса покупателя. - М: Знание, 1981. 25.Кассиль Л. А. Дело вкуса. Заметки писателя. - М.: Искусство, 1958. 26.Кащенко О. Д., Козлова Т. В. Покупателю об одежде и моде. - М.: Экономика, 1986. 27.Килошенко М. И. Дизайн одежды как результат творческого воображения // Дизайн в России: проблемы теории и пракгики: Тез. докл. и выступлений / Отв. ред. Ю. В. Манько. -СПб.: СПГУТД 1998. - С. 67-68. 28.Килошенко МИ. Индустрия моды: проблемы психологического ана-лиза деятельности специалистов // Ананьевские чтения - 99: Тез. / Под общ. ред. А. А. Крылова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - С. 105-106. 29.Килошенко МИ. Психология молодежной моды // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века? Тез.: в 2 ч. Ч. 2. СПб.: СПГУТД, 1998. - С. 61. 30.Килошенко М. И., Сафронова И. Н. Выражение «Я-концепции» личности в одежде молодых // Молодежная политика XXI века: стратегия выбора: Материалы... кон. - СПб.: СПГУТД. 1999. - С. 58-60. 31.Ключарев А. Несколько замечаний о современных модах в одежде. - М., 1861. - С.2. 32. Коган В. 3. Теория информационного взаимодействия: Философско- социологические очерки. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. 33. Кон И. С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. 34.Кузнецова Т. В. Феномен моды: эстетика и диалектика//Философские науки. - 1991. -Н» 6.-С. 165-170. 35.Лебедева ГГ. Философские и социально-психологические вопросы эстетического вкуса. Автореф. дне. на соиск. учен, степени канд. философ, наук. - Л.: ЛГУ, 1973. 36. Любимова Т. Б. Мода и ценность. - М.: МГУ, 1974. 37. Медведева Т. В. Учет индивидуальных особенностей потребителей одежды в САПРО // Швейная промышленность. - 1995. -№ 1. -С. 37-38. 38. Научно-техническая революция и массовое потребление (основные функции моды): Тез. -Л.: ЛИТЛП. 1974. 39.Орлова Л. В. Мы и мода. - М.: Знание, 1982. 40.Основы теории проектирования костюма / Т. В. Козлова и др. - М.: Легпромбытиздат. 1988. 41.Панкратова М. Р. Человек - костюм - среда. - М.: МГТА, 1992. 42.Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971, гл.7. 43.Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М.: МГУ, 1988. 44.Петрова Е.А.. Коробцева H.A. Психофизика одежды // Швейная про-мышленность. -1995. -№ 1.-С. 33-35. 45.Перемена светской моды, доказанная в истинной и трогательной исто-рии / Пер. с нем. -М.: Типография Компании типографической, 1788. 46.Проблемы дизайна в костюме: Межвуз. сб. науч. тр./ Моск. гос. тек-стил. акад. им АН. Косыгина. - М.: МГТА, 1992. 47.Разговор о свете, лучше ли он ныне стал, или хуже, в рассуждении обхождения человеческого и переменяющихся в нем мод. - СПб.: Типография X. Ф. Клеэна, 1781. 48.Рейзема Я.В. Информатика социального отражения. - М.: Прометей, 1990. 49.Романов 10. И. Образ, знак в искусстве: Философ.-методол. анализ. - СПб.: СПбАХ, 1993. 50.Рыданова И. И. И лицо, и одежда... - Минск: Нар. асвета. 1984. 51.Сафронова И. Н, Килошенко МИ. Социально-адаптивные функции мо лодежной моды / / Молодежная политика XXI века: стратегия выбора: Материалы... кон. - СПб.: СПбГУТД, 1999. -С. 113-114. 52.Семендяева О. Ю. Стереотип как социальный и социально-пенхо-логический феномен: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд философ, наук - М.: МГУ, 1986. 53.Совдагарова 3. Л. Мода как эстетический феномен: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. философ, наук. - М.: МГУ, 1982. 54. Соколов А. Н. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. 55.Стародубцев С. П. Сравнительное исследование посетителей выставки «Москва-Париж»/ / Социол. исследование. - 1983. - № 4. - С. 118-120. 56.Степучев Р. А. О предмете стилистики костюма // Художественное проектирование костюма: Межвуз. сб. - М.: МТИ, 1990. - С 18. 57.Спенсер Г. Основания этики. Т. 2. - СПб., 1899. 58.Супрун А. И.. Филановский Г.10. Почему мы так одеты? - М.: Молодая гвардия. 1990. 59.Сычев Л. П., Сычев В. Л Китайский костюм. Символика. История. / Трактовка в литературе и искусстве. -М.: Наука, 1975. 60.Устюгова Е. Н. Стиль как явление культуры. - СПб.: СПбГУ 1994. 61.Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М: Советская энциклопедия, 1989. 62.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. 2. — М.: Просвещение, 1986. 63.Храм моды или Нрав поврежденный истекающего века. Пер с франц. - М.: Типография А. Решетникова, 1792. 64.Шарм - мода и дизайн. - СПб: ТОО Бизнес Интернейшнел, 1998. 65.Шахматов В. Рождены поэзией, и ею отмечены // Коммерсантъ-DANDY. Специальное приложение к Коммерсантъ-DAILY. 1996, июнь. 66.Шепель В. М. Имиджелогия. - M: Экономика. 1995. 67.Шубин Г. Г. Мода и эстетическая культура. - М.: Знание, 1987. 68.Эрте. Текст Ролана Барта. - М.: Мир знаний - Франко Мария Риччи, 1998. 69.Argyle M. The Psychology oflnterpersonal Behavior. Harmondsworth. 1983. 70.Arnold P. & White P., Clothes and Cloth, Holiday House, NY, 1961, Chaps. X1-X1I. 71.Barthes R. System de la Mode. P. 1967. 72.Davis M. L. Visual design in Dress, N.Y, 1980. 73.Diehl M. E. How to Produce a Fashion Show. NY: Fairchild. 1976. 74.Dior Christian (1905-1957). Dior by Dior. The autobiography of Christian Dior London: Penguin books, 1958 75.Fogarty A. Wife Dressing. Julian Messner. Inc., N.Y. 1959. 76.Howell G. In Vogue: Sexty Years of Celebraties and Fashion from British Vogue, London, 1978. 77.Milbank, C. Couture: The Create Disigners, NY. 1985. 78.Pierre C. Looking Good The Liberation of Fashion, N.Y, 1976. 79.Pollard I. Experiences with Clothing. Boston. 1961 80.Powers J. R. How to Have Model Beaty, Poise and Personality, Prentice-Hall, N.Y, 1960, p. 20 If. 81.Price J. M. Dame Fashion. London, 1913. 82 Rossi, R. J., Gilmartin. K.J. The Handbook of Social Indicator: N.Y,1980. 83.Silverman M. & M. «Glamour Treatment for the Mentally III,» Saturday Evening Post. August 26, The Curtis Publishing Co., 1961, p. 80. 84.Veblen T. The Theory of the Leisure Class, N. Y, B.W. Huebsch, 1924. 85.Vertes M. Art and Fashion, N.Y. 1944. 86.86 White P. Paul Poiret. 1973.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.17 с.) |