Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы поиска индивидуального стиля в одежде
Основа для формирования индивидуального стиля в одежде закладывается еще в детском возрасте под влиянием вкусов и оценок родителей и значимых других. Основным механизмом выступает в данном случае подражание. Дети подражают взрослым во всем, в том числе и манере одеваться. «Классику» или «романтизм» и даже «авангард» не без труда можно обнаружить в детских костюмчиках и платьицах. У подростка по мере становления образа «Я», формирования мировоззрения появляются собственные пристрастия в одежде. Зачастую они основаны на внешней идентификации себя со своим кумиром, в роли которого часто выступают известные музыканты, актеры, спортсмены, политики, друзья. Молодежь чаще, чем взрослые, меняют одежду, так как испытывают острую потребность в изменении, познании себя с разных сторон. Предположительно, наиболее характерные черты индивидуального стиля в одежде выписываются к 18-20 годам. Это связано с определением жизненных и профессиональных планов и перспектив, сложившейся к этому времени системы ценностных ориентации и общей направленностью личности. Изменения в структурных компонентах личности могут повлечь за собой и изменения в стиле. Устойчивость индивидуального стиля закрепляется, вероятно, под влиянием некоторых устойчивых личностных черт, прежде всего, таких, как потребность в достижениях и творческий стиль мышления. Эти черты наряду с другими являются, как указывалось выше, личностными детерминантами процесса следования моде. Учет данных психологических исследований об устойчивости-изменчивости личностных черт позволяет сделать весьма смелые предположения о психологических аспектах проблемы формирования индивидуального стиля одежды. По результатам исследований у мужчин самыми устойчивыми чертами оказались следующие: пораженчество, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуальные интересы, изменчивость настроений, а у женщин - эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчивость, желание дойти до пределов возможного. Вероятно, поэтому женщины - наиболее активные субъекты моды. Более того, они в большей степени, чем мужчины, стремятся быть не только модными, но и неповторимыми, «самыми обаятельными и привлекательными». Что и находит свое выражение в поиске и создании индивидуального стиля одежды. Можно предположить, что феномен индивидуального стиля одежды обязан своим появлением психологии женщины. Г. Мортон, разрабатывая концепцию формирования личной привлекательности, подчеркивала: «Одежда может быть выбрана для самовыражения и для идентификации ее владельца с прекрасным. Ношение одежды не может быть использовано лишь для показа, доказательства богатства и власти, или идентификации с социальной группой, к которой человек относится или с которой хотел бы «идентифицировать» себя. Данный аспект довольно часто дискутируется в последнее время. Индивидуальный стиль костюма, несомненно, находится за пределами стадного инстинкта».6
Костюм, который подкрепляет самовыражение современной женщины, высвечивает всю несущественную и лишнюю отделку, применяемую без учета структурных линий. Костюм представляет четкую, рациональную простоту, совмещенную с психофизиологическими особенностями его хозяйки и дающую ей возможность выделиться в существенном. Современный костюм с хорошим дизайном, подобно удачным дизайнерским находкам в современной фурнитуре, архитектуре, декоративном искусстве, зависит от разумного использования линии, интересных форм, соответствующих материалов и искусного сочетания цвета. Одежда и дом становятся средствами самовыражения и хорошим фоном для личности. Современный костюм должен представлять собой тщательно продуманный ансамбль: шляпка должна соответствовать платью, гармонично сочетаться с перчатками и обувью, а некоторые наиболее эффектные украшения не должны бросаться в глаза, но, будучи замеченными, не должны легко забываться. Но индивидуальность имеет значительно большее значение, чем эти мелочи; последние многократно повторяют индивидуальность каждого. Немногие обладают чутьем, которое приводит к результатам, олицетворяющим стиль. Есть те, кто имеет безупречный вкус, но не воплощает его в своей внешности; или те, кто близок к воплощению, но имеет старомодные вкусы; или те, кто не видит цвета; или те, кто обладает хорошим чувством цвета, но лишен чувства линии и силуэта.
Тем не менее, всегда можно обнаружить ту женщину (или того мужчину), которая олицетворяет все элементы стиля. Она редко бывает хорошенькой от природы. В глазах других людей она просто некрасива; но она интеллигентна, много знает и космополитична. Она также имеет вкус в одежде, скорее приобретенный, чем врожденный, который позволяет ей обнаруживать и приобретать те вещи, которые имеют важное значение и смысл. Это может быть цвет, ассоциирующийся с памятными, глубоко личными переживаниями, изысканное украшение, способ комбинирования частей одежды. Правомернее утверждать, что стиль определяется в большей степени способом ношения одежды, чем одеждой самой по себе. В.манере ношения одежды должно быть нечто личное - некоторое чутье - беспечный залом на шляпе, легкая небрежность, вызывающие зависть, признаки чувства собственного достоинства, элегантности, которые выражают настроение и жизненную силу. «Кто ты?» - именно с ответов на этот вопрос, по мнению Джоан Уоллес (Joanne Wallace), начинается поиск индивидуального стиля в одежде. Свои наблюдения автор представила в виде нескольких моделей поведения, позволяющих ориентироваться в стилевых предпочтениях индивидов.7 Если у человека большие амбиции, если он любит водить спортивную машину или путешествовать вокруг света на сверхсовременном лайнере, если с его появлением в обществе атмосфера наполняется духом элегантности, то этот человек будет заботливо относиться к формированию своего гардероба, покупая только красивую одежду. Такой человек имеет свой стиль в одежде, но при этом он не пропустит случая попробовать одеть что-нибудь новое. Это - «стиль высшего общества», «изысканный», «утонченный», «от кутюр». Почитателями романтического стиля, как правило, становятся поклонники старых фильмов, поэзии и старинных романсов. Они помнят каждую знаменательную годовщину и просто таят при свечах и мягкой музыке. Особенно проявляется этот стиль в одежде женщин, которые стремятся выглядеть женственно и привлекательно. Они предпочитают носить платье или юбку с рюшами и кружевом пастельных и белых тонов; нечто ностальгическое, утонченное и мягкое характерно для них. Но среди современниц таких женщин немного. По данным уже упоминавшегося выше маркетингового исследования АО «Первомайская заря» (Санкт-Петербург), одежду романтического стиля выбирают лишь 0,4 % опрошенных женщин. Романтизм в мужской моде проявляется в неконтрастных сочетаниях цветов, как правило, тон в тон, и небольших объемах, в мягкости линий и ненавязчивости кроя, который лишь деликатно повторяет линии тела, но ни в коем случае не искажает его естественных пропорций, и, наконец, в очевидном отсутствии табу, равно как и строгих правил. Нет повседневной необходимости в галстуке, а сорочку не обязательно заправлять в брюки, летом обувь запросто надевают на голую ногу. Спортивный стиль одежды - для тех, кто постоянно находится в движении, кто живет открыто, без тайн, кто держит свои ролики у двери и всегда готов отправиться в путь, кто получает удовольствие от того, чтобы проснуться рано, приветствуя наступивший день улыбкой. Такие люди любят комфорт, а поэтому носят практичную одежду, не стесняющую движений, летящую, подобно их активности. 5,7 % женщин выбирают одежду данного стиля.
Личность, которая готова поспорить ради спора, которую привлекают прочные машины, сафари и подводное плавание, которая смело комбинирует одежду и выглядит при этом великолепно, которая одной из первых надевает модные вещи, несомненно, выбирает авангардный стиль одежды. Такие индивиды, как правило, имеют свой уникальный стиль. Никто другой не может состязаться с ними в совершенстве.
Современная авангардная одежда находится в постоянном контакте и взаимодействии с поверхностью тела человека, образуя подвижную, изменяющуюся в пространстве и во времени систему «человек-одежда». Прогрессивные разработки в технологии производства и обработки материалов и самой одежды или нетрадиционное использование давно существующих методов и материалов являются основой создания авангардной одежды и открывают новые возможности использования разрабатываемых изделий человеком, что, собственно, и привлекает поклонников данного стиля (7,4 %). И, наконец, о вечной классике. Классического стиля в одежде придерживаются организованные и предупредительные личности, предпочитающие работать индивидуально. Они верны традициям и хранят дружбу со старыми друзьями. Их одежда - обычно прилегающего силуэта. Классика выбирается на длительный срок носки, несколько сезонов. 55,4 % женщин предпочитают одежду классического стиля. В одном из экспериментальных исследований была выявлена весьма значимая закономерность, подтверждающая эмпирические наблюдения Уоллес - чем точнее костюм выражает индивидуальность, тем более он комфортен для его владельца. Индивидуальность и комфортность, таким образом, являются тем стержнем, вокруг которого формируется индивидуальный стиль в одежде. «Человек - это стиль» - говорят французы. Так или иначе, но каждый человек совершает выбор костюма, ориентируясь на свою индивидуальность, свой типологически обусловленный индивидуальный стиль жизнедеятельности. Большинство женщин создают свой стиль именно на основе классики, которая ассоциируется у них и с деловой, и с нарядной одеждой одновременно. Данное предпочтение вскрывает одно из актуальных противоречий в современном классическом костюме. С одной стороны, женщина хочет нравиться, удивлять, очаровывать, быть неповторимой, а с другой, она - равноправный участник бизнеса, активный участник социокультурных и политических преобразований в стране. В связи с этим, в одном из наших исследований (1996 г.) была поставлена задача выяснить, каким образом эти две тенденции совмещаются в женском классическом деловом костюме.
Женщинам, участвовавшим в исследовании, было предложено выбрать из десяти деловых костюмов* один, который понравится и подойдет более всего. Затем выбранные модели были оценены по таким критериям, как эстетичность, эротичность, функциональность, комфортность и индивидуальность. Дальнейший анализ связей между степенью выраженности названных критериев костюма и психологическими особенностями потребителя («Я в лучшем костюме») позволил выявить ряд закономерностей. В деловом костюме с выраженной эстетической ценностью женщина оценивает себя положительно; она не стремится наставлять и поучать, а наоборот, ориентирована на получение советов от других людей; она становится более внимательной в общении. Подчеркивание эротичности в костюме усиливает проявления независимости, стремления выделится, быть на первом плане. Недостаточно функциональная одежда сдерживает проявления дружелюбия, склонности к сотрудничеству, согласию или компромиссу. Чем старше потребитель, тем выше его требования к функциональности костюма. В удобной одежде, с высокой степенью комфортности, деловые женщины проявляют себя менее жестко и агрессивно, но при этом снижаются их энергичность, упорство и настойчивость. Таким образом, выраженность того или иного критерия в костюме может оказывать решающее влияние на поведение деловой женщины и способствовать или, наоборот, препятствовать достижению желаемого результата. При дальнейшем изучении этой проблемы были обнаружены внутренние связи между характеристиками костюма, которые и следует учитывать как при создании, так и при выборе соответствующего костюма. Изменение интенсивности проявления одной из них приводит к изменению другой. Например, в костюме, отвечающем высоким эстетическим идеалам, обнаруживают себя и эротические характеристики. Женщина в таком костюме не только красива, но еще и сексуально притягательна. Однако эстетичность костюма резко снижает его функциональность. Вряд ли женщина сможет свободно передвигаться и тем более работать в платье «от кутюр». ' Все модели спроектированы для осенне-зимней коллекции 1996-1997 года на АО «Первомайская заря», г. Санкт-Петербург. Высоко функциональный костюм, в свою очередь, лишен эротики. В этой связи припоминается «бесполая» спецодежда или женский брючный костюм точь-в-точь повторяющий мужской (по цвету, силуэту, фактуре и т. д.). Исследователи провели сравнение степени выраженности эстетичности, эротичности, функциональности, комфортности и индивидуальности в наиболее предпочитаемых моделях (костюм № 1 и костюм № 8). В результате анализа значимых различий между ними не обнаружено, за исключением показателей эротичности.
В костюме № 1 эротичность более выражена. Его выбрали женщины с высокой самооценкой, миролюбивые, уравновешенные, дружелюбные и любезные, как правило, со всеми; сильный тип личности, который лидирует во всех видах групповой деятельности и полагается на свое мнение. Костюм № 8 выбрали женщины, тип личности которых можно охарактеризовать как уверенный, активный, направленный на дело, но не обязательно лидирующий; гибкий и склонный к компромиссам при решении проблем, вежливый, ожидающий советов. Очевидно, индивидуально-типологические особенности потребителя модной одежды определяют его индивидуальный выбор. В связи с этим очевидна и значимость переориентации современного производства одежды с массового на мелкосерийное, максимально ориентированное на потребителя. Потребитель, в свою очередь, все чаще делегирует одежде конкретные задачи. Особенно это касается деловой одежды для женщин и мужчин. Она должна сообщать о человеке ровно столько, сколько ему самому нужно. Итак, если для женщины важно нравиться, удивлять и очаровывать, то для мужчины, в особенности делового, внешний облик, прежде всего, - камуфляж, набор «знаковых» деталей, указывающих на социальное положение, занимаемую социальную нишу и возможные амбиции. Мужская деловая мода многогранна, но при этом в ней выступают два основных направления: «консервативный стиль», работающий на создание образа надежного, солидного, состоятельного мужчины - банкира, политика, крупного преуспевающего бизнесмена - и «энергичный стиль», подчеркивающий инициативность, готовность к самым нетрадиционным решениям. Психосемантика мужского костюма практически не исследована, хотя имеется немало публицистических замечаний по данной проблеме. «Консервативный стиль» называют «стилем трех «С» - серьезен, стабилен, состоятелен. По мнению обозревателя одной из газет, к данному стилю в одежде предъявляются ряд требований и условностей. Прежде всего, - отказ от «итальянской» мужской моды (фирмы Версаче и Армани), которая весьма непостоянна: меняются расцветки тканей, крой, силуэт. Известный американский художник-стилист Шелли Комарова как-то в одном из своих интервью отметила: «Костюм от Версаче невозможен в американском банке так же, как норковое манто - в угольном забое».
Солидному человеку не нужно производить фурор своим внешним видом. Качественная роскошь -куда предпочтительнее. Та же Шелли называет и имя модельера, создающего образ солидного мужчины, это - Ральф Лоран. «Идея его коллекций проста до очевидности: все меняется, мода ветрена и переменчива, и только истинный джентльмен остается образом стабильности и постоянства». Действительно, «консервативный» костюм едва ли находится в подчинении у моды. Из тканей выбираются натуральные или смесовые: кашемир, твид естественных мягких тонов: серый, бежевый, синий. Хорошие пуговицы, дорогие подкладки. Рубашки к безупречному костюму должны быть так же безупречны - однотонные, с едва заметным геометрическим рисунком. Особый шарм - рубашка с вышитой монограммой владельца, выполненная на заказ у портного. На другом полюсе мужской деловой моды находится стиль энергичных, молодых бизнесменов -стиль «трех «О» - общителен, обаятелен, открыт. Главный акцент здесь ставится на создание имиджа «дружелюбного человека», с которым можно вступить в диалог, найти компромисс, а может, даже рискнуть. Мужчина, выбравший подобный образ, может смело экспериментировать со своим гардеробом, главное при этом - не утратить чувство вкуса и меры. «Энергичный стиль» - это, прежде всего, игра красок и настроений. Черно-белая клетка, «гленчик», «куриная лапка», насыщенные тона. Осторожнее следует обращаться с белым. Белый пиджак или костюм может придать облику нарочито театральный вид, хотя в щегольстве ему не отказать. В коллекциях от Библоса и Монтаны 90-х годов мужчины открыли для себя красный цвет. А затем в мужской моде наступил настоящий «обвал» красного: красные набивные рубашки от Бертоне, красно-терракотовые галстуки Босса. И это не причуды модельеров, ведь мода заключает в себе не причину, она - следствие. Популярность ярких цветов, в частности, красного в мужской деловой моде - в их влиянии на симпатический нерв: это стимулятор нервной системы, настраивающий ее на высвобождение жизненных сил. Деловую моду сравнивают с боевой раскраской воинов индейского племени, весьма красноречивой. Поэтому потребителю следует осознанно подходить к выбору одежды, следует найти свой стиль, и тогда созданный образ обязательно будет работать на него. Огромные возможности для самовыражения личности таит в себе одежда фольклорной тематики. Являясь проекцией «архетипов коллективного бессознательного» (К. Г. Юнг), народный костюм позволяет обнаруживать в себе многообразие элементов, преобразованные формы которых используются при моделировании современного костюма. Такой костюм сохраняет в себе черты привлекательности, активности и силы, свойственные народным костюмам. В. Зайцев замечает: «Национальный костюм обладает необычайной силой долговечности, помогающей выстоять и блистать в любой обстановке, он подчеркивает в человеке такие качества, как достоинство, элегантность, изысканность».8 Постоянно стремясь к новизне, люди ищут ее в старом, потому что неизменна сама форма человеческого тела, потому что естественно обращение к глубинам подсознания и памяти при определении в настоящем перспектив будущего. Но люди не просто копируют и механически повторяют старое, а находят в нем новую красоту с позиций современного им мировоззрения. Обращение к народному костюму, особенно частое в XX веке, также сильно не механическим перенесением старых форм, не культивированием старых традиций, а их всемерным развитием и обогащением. Черпая в сокровищнице народного костюма различные его элементы: крой, декор, цветовую гармонию, художники обнаруживают их современное звучание. Традиции русского национального костюма прослеживаются в многослойных расклешенных юбках разных конструкций и объемов, постоянным использованием вышивки с растительным орнаментом и аппликацией. Подчеркнутая женственность моделей достигается с помощью защипов и складок на платьях и блузках, различных конструкций воротников и манжетов. Модель костюма всегда является результатом объективации - перевода субъективного образа или представления в реально воспринимаемый объект, изоморфный в ряду существенных свойств (или одному свойству) образу. Способ объективации представлений, как и используемые приемы создания новых моделей, индивидуальны. Именно поэтому так по-разному «прочитывается» русский народный костюм в коллекциях, например В. Зайцева или В. Юдашкина: изысканная утонченность первого и декоративная роскошь второго. Фольклорный стиль одежды задает определенный тип поведения, тональность настроения и содержание мировоззрения личности. У современного человека есть возможность (при отсутствии запретов) использовать в своей одежде мотивы костюмов самых разных народов. Все зависит от того, что предлагает мода. Ведь после стиля одной из основ понимания костюма становится мода; средства, которыми она пользуется - это силуэтные, пропорциональные изменения, технология образования формы. Пропорциональные изменения в границах стилевой неизменной формы определяют моду. Итак, современная мода вновь черпает вдохновение в фольклоре. На уме у дизайнеров национальные наряды всех концов земли - от Южной Америки до Крайнего Севера. Некоторые даже решаются на отчаянные эксперименты по смешению перуанских и эскимосских мотивов в одном костюме! Это - пылающая гармония контрастов, многослойность, оригинальные головные уборы и аксессуары (по материалам «L'Officiel»). А ведь еще недавно на подиумах господствовал японский национальный костюм и японское искусство текстиля. История с тканями для последних сезонов началась еще 20 лет назад, когда Рей Кавакубо (Rei Kawakubo), Еоши Ямамото (Yohji Yamamoto) и Исси Миякэ (Issey Miyake) привезли в Париж свой небывалый текстиль. Их мир тертых, резаных, жеваных, складчатых, выбеленных, вывернутых наизнанку тканей захватил воображение многих модельеров (по материалам «Elle»). Свободное моделирование, «от куска ткани», - еще одно направление, позволяющее создавать сугубо индивидуальную одежду, так как процесс ее изготовления максимально приближен к телу человека. Берется манекен. На него набрасывается кусок ткани и начинается творчество. Где заложилась складочка, там она и зашьется, где появилась фалда, там и останется. Ножницы отсекут все лишнее, но оставят подол неровным и позволят еще кой-какие вольности. Вероятно, заорганизованному европейцу, чья жизнь течет по строгому распорядку, подобная раскованность в одежде дает глоток свободы. В неустроенной же российской действительности очень хочется порядка и красоты. Впрочем, у каждого человека о красоте и порядке понятия свои, что и находит выражение в индивидуальном стиле, умении разрешить одно из глобальных противоречий, встречающихся на пути современного потребителя одежды: желание выглядеть «как все», т. е. модно, но «не как все», т. е. индивидуально (по материалам «Легпромбизнес»). Индивидуальный стиль проявляется и в целом ряде косвенных признаков. Например, в характере выбора одежды. Индивидуальный стиль несовместим с импульсивным выбором. Для «стильных» людей характерен иной, сознательный, тщательно взвешенный подход к покупке одежды. По их мнению, лучше купить пару дорогих вещей, которые Дополнят существующий гардероб, чем много дешевых и некачественных. Кстати, планирование покупок также отражает стиль. Создание единого ансамбля в одежде требует времени на выбор тех аксессуаров, которые будут гармонично сочетаться с костюмом, и осуществление только тех покупок, которые подчеркнут привлекательность его владельца. Люди с хорошим вкусом всегда одеваются в соответствии со стилем жизни, ситуацией или окружением. В настоящее время усиливается тенденция к использованию многофункциональной одежды, приспособленной к различным социальным и погодным условиям. Это связано с возросшей активностью современного человека, большей мобильностью в передвижении с места на место, занятостью в различных сферах деятельности. Люди все чаще покупают вещи, которые будут служить более, чем одной цели. Покупка бывает удачной в том случае, когда человек точно знает, какие ситуации и обстоятельства определяют характер его жизнедеятельности.
Индивидуальный стиль одежды как компонент имиджа личности «Рискуйте изменяться!» - один из лозунгов современной многообразной моды. Но умение стать иной или иным - это не только наряд, это и жесты, и поведение. Манера, лицо и стиль - неотъемлемые части имиджа личности. «Но если для того, чтобы найти лицо, нужно пожертвовать манерой, то, чтобы найти стиль, - необходимо отчасти отказаться и от лица. Манера есть субъективная форма, стиль - объективная. Манера непосредственна, стиль опосредован: он достигается преодолением торжества между личностью и творцом, - объективацией ее субъективного содержания».9 Пример - поэт серебряного века, вождь акмеизма Николай Гумилев, который «сумел превратить свою откровенную некрасивость в загадочную притягательность конквистадора («Отряхая ударами трости клочья пены с высоких ботфорт»). Элегантная авантюрность его лирики, подчеркнутая неизменно распахнутой шубой из леопардовых шкур в суровые зимы, и оттененная лимонной феской в сочетании с лиловыми носками летом, производила оглушающее впечатление («так что золото сыпалось с кружев, с розоватых брабантских манжет»). Правда, под маской Дон-Жуана, под нарочитой элегантностью мягких английских пальто, скрывалось, как это водится, российское сердце поэта».10 Формирование имиджа - это «стилистическое препарирование человеческой фактуры». Имидж - это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей. Имидж часто рассматривают как абстрактный, «отчужденный» от личности-носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих значимым другим. Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивидуальность. В структуре имиджа выделяются одна или несколько черт, составляющих его основу, так называемые «имиджевые константы». Имиджевые константы в случае, если они не соответствуют сложившимся в той или иной культуре и эпохе стандартам «красота», «надежность», «добродетельность», «общая позитивность образа» и т.д., должны быть скорректированы под требуемый стандарт и лишь после этого публично предъявлены обществу. О целостности эффективного имиджа, взаимодействии его основных структурных компонентов свидетельствуют те функции, которые он выполняет в процессе межличностного познания и общения: •презентация «Я» личности; •маскировка «Я» личности; •отражение социальных установок; •социальная стратификация; • поддержание оптимального уровня психологической близости общающихся; •регуляция поведения; •манипуляция; •внушения и т. д. В зависимости от целей построения имиджевой концепции та или иная функция может стать ведущей. Функции реализуются через различные вербальные и невербальные средства. Одежда, как уже отмечалось ранее, относится к группе невербальных средств создания имиджа. Значительный опыт использования одежды при формировании имиджа накоплен на телевидении. Телевизионные продюсеры используют одежду в целях демонстрации характера телевизионного шоу. Значение одежды возрастает при ограничении эфирного времени. В этом случае она рассматривается как основной решающий фактор, призывающий: «Смотри!» Имидж, безусловно, связан с ведущими телеканалов. Своим внешним видом они задают тон передаче, делают ее «лицо». Простой пример: «Поле чудес» с В. Листьевым и Л. Якубовичем. С разными ведущими одна и та же передача выглядит по-разному. В том, что от проблемы внешнего вида телеведущих невозможно просто отмахнуться, едины многие «заинтересованные лица». А. Игманд, главный художественный руководитель Дома моды «Кузнецкий мост»: «Плохо это или хорошо, но факт, что телевидение сегодня для многих остается основным «окном в мир». И кто как не ведущие несут с экрана информацию о стиле, вкусе, моде. Они просто обязаны выглядеть соответствующе». Мария Тер-Маркарян, пресс-секретарь марок Versace и Ferre: «Когда я смотрю новости, я не должна разглядывать рюши и брошки в стиле мексиканских сериалов. Я должна увидеть очаровательную женщину и тут же забыть о ней, когда она начнет говорить. Я хочу ее слушать, а не разглядывать». Андрей Малахов, ведущий «Доброго утра»: «Вид ведущего и антураж вокруг него - очень важная часть программы, пусть только визуальная. Она создает настроение зрителю» 11. Психологами доказано, что любой человек, хоть сколько-нибудь часто появляющийся в нашей жизни, рано или поздно начинает вызывать раздражение своим однообразием. Ведущие - не исключение. Это же подтверждает А. Игманд: «При всем моем уважении ко многим ведущим как к грамотным журналистам, отметить как стильных я могу только несколько человек. Это, безусловно, Парфенов, Ноткин и Дмитрий Крылов - из мужчин и Буратаева - из женщин. Эти люди нашли свой стиль и умело играют им. Чтобы объяснить, что я имею в виду, приведу в пример Маргарет Тетчер. Эта женщина в достаточно жестких рамках своего стиля одевалась очень разнообразно и каждый раз соответствовала случаю. Это была важная часть ее имиджа, и он работал ей на руку».12 Для того, чтобы постоянно выглядеть «на пять с плюсом», ведущему необходимо для начала найти тот стиль, который подчеркнет его «изюминку» и, в то же время, сделает передачу интересной. Ведущий посредством одежды представляет свое «Я» и то сообщение, которое он хочет высказать. Если ведущий на экране, то это значит, что он должен уметь хорошо говорить, быть модно и стильно одет и обладать соответствующими манерами поведения. Таков основной стереотип восприятия внешности телеведущего. Первое впечатление формируется за очень короткое время - 10 секунд. А свыше 90 % из того, что запоминают люди, - это результат невербальной коммуникации: язык тела, лицевая экспрессия. Прическа, поза, одежда, - ключи к пониманию сообщений. И только 10 % запоминается из того, что говорится. Естественно, что задача телевидения - передать максимум визуальной и вербальной информации (в процентном соотношении соответственно 69 и 31). Поэтому имидж ведущего должен способствовать соединению «внутренних ритмов передачи» со «стилистической картиной». Без концептуальной проработки образа здесь не обойтись, требуется помощь специалистов - имиджмейкеров. Их работа начинается с совместного просмотра с авторами и ведущими программ видеокассет с записью передачи, анализа успехов и неудач и продумывания основной стратегии. Ведущие - люди публичные, узнаваемые. Поэтому, прежде чем что-то менять, нужно четко представлять, каков посыл программы. Следует также учитывать и то, насколько люди готовы к изменениям. Игорь Стоянов, президент агентства «Персона», заметил: «В большинстве своем ведущие -люди самодостаточные. Им кажется, что они'сами себя сделали и сами отлично знают, что им нужно... Постепенно, по результатам работы, люди начинают доверять нам. И если раньше люди не понимали, что им нужен стилист, то теперь многие даже требуют. К нам обращаются и передачи на грани закрытия, которые надеются, что грамотный имидж реанимирует их, и люди с новыми проектами»." Концептуальная проработка образа, подобная той, что проводится для телеведущих, необходима и для людей, не освещенных телевизионными софитами. Джоан Уоллес, автор программы формирования имиджа, рекомендует начать эту работу с поиска ответов на следующие вопросы: • Каков твой идеальный образ? • Каков твой реальный образ? Эскиз костюма выполнен студенткой-дизайнером А в ходе экспериментальных исследований, проводимых автором в СПбГУТД (1998 г.), на основе самооценочных суждений истытуемый Т. («Довольно симпатичная, добродушная, деятельная, но недостаточно уравновешенная и уверенная в себе»). После предъявления эскиза испытуемой, он был оценен Т. как отражающий ее индивидуальнось на 99 баллов, эстетичность костюма была оценена на 90 баллов, функциональность - на 70 баллов, комфортность и эротичность - соответственно на 50 баллов. Подобная работа может стать началом поиска индивидуального стиля, который предполагает не только отражение индивидуальности, но и комфортность ношения одежды. При обнаружении разницы, автор рекомендует сконцентрироваться на тех моментах, которые можно было бы изменить. Поиск и создание имиджа - это постоянный рефлексивный анализ того, почему ты выглядишь таким образом, какие замечания или комплименты ты получаешь от других людей. Определиться с индивидуальным стилем в одежде помогают реакции окружающих, которые субъект получает при ношении одежды определенного стиля. Экстравертированные личности, как правило, более внимательны к мнению окружающих, чем интроверты, для которых реакция окружающих - лишь фон собственных размышлений. Одежда отражает жизненные цели и программы личности. По одежде можно судить, например, о том, ищет ли человек новую работу или стремится продвинуться по службе. В этих случаях усилия направлены на создание более уверенного и делового имиджа. Если человек хочет вести более активную социальную жизнь,то в этом случае он должен позаботится о том, чтобы его одежда была более свободной и соответствующей ситуации (например, общению с друзьями). Обретению индивидуального стиля способствует осознание того, в какой одежде человек чувствует себя лучше всего, что в ней есть такого, что делает его чувства приятными. Очень важно также понимать, почему не нравятся те или иные предметы одежды или аксессуары. Показательным в этом смысле является случай из психотерапевтической практики, когда одна из клиенток очень бурно отреагировала на пиджак, выполненный в мужском стиле и сдерживающий ее природную женственность и непосредственность. Новый образ, созданный тут же с помощью павлово-посадского платка, оказался для нее значительно ближе как в психологическом, так и социальном планах. Выбирая одежду, следует обращать внимание на ее соответствие жизненному стилю, работе, личностным особенностям. Все это может быть представлено в виде индивидуального кода. Процесс декодирования осуществляется, как правило, в социуме. Поэтому, кодируя личностную информацию посредством одежды, индивид должен уметь предугадать возможные варианты декодирования этой информации другими людьми. Возможно, женщина, надевая узкую юбку, думает: «Я прекрасна и уверена в себе». Но когда это сообщение получено и декодировано другими, оно может звучать так: «Я доступна. У Вас или у меня?» В большинстве случаев человек представляет себя в зависимости от ситуации. Очень важно отрефлексировать действия и эмоции, сопровождающие выбор той или иной одежды. Здесь важно все: как человек одевается для ситуаций личностно значимых или вызывающих повышенное эмоциональное напряжение (например, при поступлении на работу или сборах на вечеринку); насколько он переживает предстоящее событие, использует ли при этом какие-либо приемы для снятия стресса и контроля ситуации; замечает ли, собираясь на вечеринку, что одевается скучно и не оригинально или, наоборот, причудливо и не обычно. То, как человек одевается, оказывает существенное влияние на целостное восприятие его имиджа. Д. Уоллес утверждает: «Человек может заставить свою одежду говорить то, что он хочет сказать». Для этого необходимо лишь точно определить параметры ситуации, сформировать подтекст невербального сообщения, передаваемого посредством одежды, и предполагаемый ответ, иметь четкое представление о результате, желаемом имидже. Автор приводит в качестве примера четыре наиболее распространенных варианта одежды (табл. ЮЛ).14
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.059 с.) |