Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческая прихоть - предвестница моды
Прихоть возникает в связи с появлением привлекательной новинки и является предвестницей моды. В ней находят свое отражение принципы моды и некоторая связь между новинкой и неудовлетворенными потребностями личности. Прихоти проявляются во всех сферах и на всех фазах жизни человека. Однако наиболее легко их можно распознать в нарядах людей. И. Богардус в течение тридцати пяти лет (10-40-е гг. XX в.) проводил исследование устойчивости желаний людей. И оказалось, что лидирующие позиции в индивидуальных списках прихотей принадлежат «женским нарядам и украшениям» (55,4 % испытуемых), «одежде и украшениям для мужчин и юношей» (16,3 %). Развлечения, отдых, пение, автомобили, использование сленга, новых идиом, т. е. новых слов и выражений, образование, архитектура и украшение интерьера расположены в этих списках ниже.5 Автором сделаны интересные выводы относительно природы и динамики прихотей человека, не утративших своей актуальности и сегодня, в конце XX в. Во-первых, большинство прихотей связаны с оформлением и украшением внешности различными аксессуарами (от часов до автомобиля) и безделушками. Во-вторых, триумф прихоти продолжается не более года. Для большинства из них срок жизни - не более шести месяцев. Конечно же, некоторые из них, например, драгоценности используются в течение более длительного периода. Другие же прихоти возникают перманентно. Что касается так называемых «прихотей момента», то их жизнь еще короче, не более трех месяцев. Сегодня человеку нравится одно, а завтра это может оказаться уже не актуальным. Длительную популярность имеют те прихоти, которые основываются на реальных желаниях, либо связаны с универсальными интересами человека, как, например, интерес к модной одежде. Кстати, в результате исследования были выявлены прихоти (названы небольшим числом испытуемых, но, тем не менее, представляют значительный интерес), которые выживают в водовороте моды и могут быть отнесены к «прогрессу». Речь идет о мужских наручных часах, тонированном лобовом стекле автомашины, домашней радиотехнике, фотокамере Candid, модной прическе, «камуфляжной» одежде и зажигалках Zippo. Заметим, что об этих вещах говорят и сегодня, спустя полвека. Исходя из этого, можно говорить об относительности связи между модой и вещами. Мода на вещи уходит в прошлое. Утверждается мода на дизайн вещей, их символическое значение, качество.
Прихоти имеют тенденцию группироваться, и это продлевает их жизнь. Платье от Гуччи, туфли от Гуччи, сумка от Гуччи, аксессуары... - все от Гуччи. С таким комплектом вряд ли можно скоро расстаться. Прихоти процветают, потому что преобладающая точка зрения способствует появлению новизны. Там, где поклоняются старому, прихоти не могут возникнуть моментально. Ношение традиционной одежды в древнем Китае исключало все шансы на проявление прихоти в нарядах. Прихоти позволяют иметь статус тем, кто поклоняется новому. Оригинальная прихоть является быстрым эффектным способом привлечения внимания своих единомышленников. Прихоть ослепляет, а поэтому некоторые люди ошибаются, используя ее для того, чтобы оказаться в лучах славы. Она привлекает ревностные взгляды и делает своих фанатов центром острых замечаний. Следуя то за одной прихотью, то за другой, личность рискует стать объектом постоянного пристального внимания окружающих. Модная прихотливость в целом отрицательно сказывается на индивидуальном развитии личности. Результат удовлетворения прихотей - нестабильные, быстроизменяющиеся, поверхностные модели поведения. «Плоды неустойчивых моделей поведения минимальны, вред неисчисляем»,6 - подчеркивал И. С. Богардус. И, тем не менее, калейдоскоп поверхностных изменений жизни, возникающих под влиянием прихотей, дает их поклонникам малую, но благоприятную возможность оценить действительно прекрасное или ужасное. В этом проявляется разное понимание «хроническими» представителями моды истины прогресса. Каждый из них по-своему включается в процесс следования моде и сознательно или бессознательно использует его для проявления своей индивидуальности.
Мотивация модного поведения Проблемы моды часто рассматриваются в связи с тем, что составляет психологическую характеристику активности: потребности и мотивы личности, ее направленность, способности, ценностно-смысловые ориентации. Зависимость активности человека в моде от внутренних предпосылок и внешних условий отражает общую закономерность. «Преломляясь через «субъективные» особенности и качества человека, осознаваясь им, социальные оценки выступают для него либо в роли стимула, либо в роли тормоза (в зависимости от установок, уровня целостности личности, психологической готовности к принятию помощи)».7
Под потребностями обычно понимают нужду или недостаток в чем-либо необходимом для нормального функционирования и развития биологического организма, личности, социальной группы, общества; при этом потребности становятся внутренним источником активности. Система актуальных потребностей человека связана с эмоциональными переживаниями. Чувства, настроения, страсти мотивируют поведение, не только активизируя его, но и. направляя, и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности (побуждение следовать моде). Как отмечал А. Н. Леонтьев, - «потребность сама по себе, как внутреннее условие деятельности субъекта, - это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка, свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом («реализатором» по этологической терминологии) и своего «опредмечивания».8 Мода выполняет ряд функций, тем самым, позволяя реализовать человеку как свои базовые потребности, например, быть защищенным от неблагоприятных климатических условий, так и потребности более высокого уровня - быть признанным в определенной социальной среде, проявить свое индивидуальное «Я». «Из влечений и потребностей развиваются, по сути, все человеческие чувства. Удовлетворенная потребность порождает снятие эмоционального напряжения; удовольствие во всех его оттенках, неудовлетворение ведет к страданию. Степень психологической напряженности меняется в зависимости от силы влечения или потребности и от конкретной формы удовлетворения или неудовлетворения».9 В свое время была выдвинута теория, согласно которой все поведение живого организма сводится к снижению напряженности влечений. На деле поведение нередко направлено на усиление влечения с тем, чтобы потом удовлетворить его и испытать наслаждение. Мода как постоянно работающий механизм не есть просто некоторое случайное образование, сложившееся в человеческой практике. Мода, будучи практической деятельностью, отвечает какой-то более существенной потребности. Исходя из представления о социальных ценностях, можно понять, какой социальной потребности отвечает мода. К анализу мотивов, по которым люди следуют моде или изобретают и диктуют ее, исследователи обращаются,.как правило, для объяснения причин выбора модной одежды. Сюда относятся, например, все ссылки на «стремления»: участвуя в движениях моды, люди стремятся сохранить или завоевать престиж в группе, или идентифицироваться с референтной группой, или самоутвердиться, или выделиться из толпы, или, напротив, быть как все, или выразить свою любовь к новому, страсть к изменению ради изменения и т. п. Скорее всего, люди выбирают моду из самых разных мотивов и побуждений, поэтому объяснения моды через мотивы никогда не будут исчерпывающими - ведь нельзя быть уверенным, что перечислены все возможные мотивы, к тому же мотив действителен лишь для движимой им личности. Тем не менее, активность индивида должна быть привлечена каким-то образом, и происходит это за счет формирования мотивов. Люди виачаче следуют моде и вынуждены ей следовать, а затем объясняют себе и другим, почему они выбирают тот или иной вариант из множества возможных, почему они вообще следуют моде, а также, почему они «хотят» ей следовать. Таким образом, мотив - достаточное объяснение только для личности, сопричастной моде.10
Обычно мотив связывается с деятельностью и рассматривается как побуждение к ней. Но в контексте исследования моды актуальным является вопрос о соотношении мотива и активности. Поэтому в дальнейших рассуждениях целесообразно исходить из следующих положений: в активности всегда представлена иерархия мотивов, их «первоочередность», но у одного - для самого себя, а у другого - с точки зрения внешних требований; внутренняя борьба мотивов составляет благоприятный фон активности; соотношение активности и мотивов может приобретать либо гармоничный, либо противоречивый характер." Отечественные и зарубежные авторы исследуют проблему мотивации следования моде в контексте анализа источников модных течений (Е. Богардус), особенностей формирования поведенческих моделей, связанных с ношением одежды (Г. Мортон (G. Morton), А. Винер (А. Vener), С. Хоффер (С. Hoffer)), индивидуальных и половых различий в ношении одежды (Дж.С. Флюгель), социально-психологических механизмов распространения моды (К. Бэлл, А. Гофман, Л. Петров, Б. Парыгин и др.). Основными мотивами следования моде чаще других называют следующие: стремление человека к риску и постижению нового опыта, готовность к постоянному прогрессивному обновлению, потребность иметь более высокий социальный статус и потребность в удовлетворении коммерческих интересов (данный мотив особенно выражен у производителей и профессиональных распространителей). Наиболее полное описание этих мотивов представлено в работе И. Богардуса.12 Стремление человека к риску и приобретению нового опыта Богардус считает основой моды. Люди устают от старого и страстно желают нового. Стремление к новому опыту является, по мнению многих экспертов, характерной особенностью, прежде всего, европейцев. Жители Востока все еще остаются в тисках традиций, хотя интенсивное развитие Японии и других восточных стран свидетельствует о постепенной утрате Востоком своего иммунитета. К концу века эти тенденции становятся еще более очевидными, проявляют себя среди людей самых разных национальностей, вероисповеданий и культур. Сегодня можно смело утверждать, что стремление человечества к новизне делает моду поистине интернациональным явлением. И уже не удивительно, что японский дизайнер Еоши Ямамото (Yohji Yamamoto) делает парижскую моду.
Человек легко устает от однообразия, его внимание ускользает от примелькавшихся старых вещей. Внимание всегда ищет вокруг себя новое. Старое - вызывает скуку; новое - возбуждает, привлекает, интересует, стимулирует. Но новое, повторившееся много раз, развивает монотонию, и появляется потребность в поиске чего-нибудь более нового. Сколь сногсшибательным ни был бы наряд, вскоре на него перестанут обращать внимание, и он будет забыт во имя чего-нибудь еще более сногсшибательного или ошеломляющего чем-то другим. Важным источником модных течений является готовность человека к постоянному прогрессивному изменению. Большинство людей не терпит скованности, поэтому они находятся в постоянном движении от нового к новейшему и к самому новому. Это проявляется и в политической, и идеологической, и экологической, и культурной сферах жизни человека, и, конечно же, в моде. Мода является движущей силой прогресса. Потребность в свободе, часто ассоциируемая с потребностью в прогрессивном обновлении, таким образом, тесно связана с модой. Мода, в свою очередь, может процветать только там, где присутствует дух прогресса. Мода, по мнению Богардуса, имеет полную власть только в динамически изменяющемся обществе. Эту же идею развивает Ю. М. Лотман. Он пишет: «В обществах, где типы одежды строго подчиняются традиции или же диктуются календарными переменами - в любом случае, не зависят от линейной динамики и произвола человеческой воли - могут быть дорогие и дешевые одежды, но нет моды... Регулярная смена моды - признак динамической социальной структуры».13 Прогрессивность, по Богардусу, - это готовность рискнуть ради новой идеи или метода, что предполагает доказательство бесполезности большинства новинок. Но, чтобы обнаружить, стоит ли новинка чего-либо или нет, люди идут на огромный риск. И ожегшись на этом один раз, они, как ни странно, продолжают совать свои пальцы в огонь снова и снова. Формированию прогрессивности может способствовать миграция населения. Люди постепенно погрязают в старых вещах, большая часть которых при переезде оказывается бременем. И как следствие, замечаются и оцениваются достоинства новых вещей. Из всего вышесказанного следует, что прогрессивное общество делает моду возможной, и, наоборот, мода время от времени вносит свой вклад в прогресс. Сначала модные вещи оцениваются с точки зрения их ценности или бесполезности. Выживание же моды зависит от того, насколько значима ее роль в культуре общества и индивидуальной жизни каждого человека.
Следование моде является необходимым условием демонстрации социального статуса и принадлежности личности к опредеченной социачьной группе. «Социальный статус дает моде жизненные силы. Слухи о том, что «лучшие» люди или легендарные «они» носят в этом сезоне одежду определенного стиля, являются движущей силой моды. Многие моды живут длительное время только потому, что происходят от статуса»,14 - утверждает И. Богардус. Для многих «быть вне моды -значит потерять статус». Большое число людей протестует против новой моды, но лишь на словах, в действительности они следуют ей - так безопаснее в социальном смысле, ведь, стоя в стороне от моды, можно легко оказаться мишенью для насмешек, которые разрушают статус. Для каждого «быть вне моды равно быть мертвым». И еще, страх фигурировать как «безвкусно одетый» подгоняет каждого идти в одну ногу с модой, какой бы бессмысленной она ни была. Многие женщины чувствуют бессмысленность постоянно изменяющихся мод, но покорно подчиняются изменениям, так как это необходимо для поддержания статуса. Но следует подчеркнуть, что статус может быть завоеван личностью с помощью бессмысленной моды только тогда, когда ее референтная социальная группа также придерживается бессмысленных ценностей. Если же группа умеет отличить глупые предложения моды от действительно заслуживающих внимания и поворачивается к первым спиной, то в этом случае каждый член группы может обрести статус, не боясь оказаться смешным. Стремление соответствовать своей или референтной группе особенно характерно для молодежи. Г. Мортон определяет его как одну из наиболее сильных движущих сил формирования индивидуальной модели выбора одежды." В результате исследования особенностей поведения подростков А. Винер и С. Хоффер сделали вывод о том, что одежда является одним из тех знаков, которые служат различению социальных позиций индивидов в обществе. Исследователи обнаружили, что кино, телевидение и спортивные соревнования оказывают некоторое влияние на то, что носит подрастающее поколение; но люди, с которыми подростки знакомы лично и находятся в близких отношениях, влияют на их выбор значительно сильнее.16 Наряду с зависимостью субъектов моды от группового мнения или поведения, им свойственно стремление подчеркнуть разницу между собой и другими. Никто не желает усредниться и быть посредственным. Никто не желает занимать более низкое положение. Никто не любит, чтобы его имя склоняли по углам. Каждый хочет, чтобы его индивидуальность проявилась во всех ее гранях и была оценена более высоко. Мода оказывается здесь спасителем. Мода часто дает специапьный статус. В связи с этим И. Богардус приводит следующий оригинальный пример: «Проницательный наблюдатель мог заметить, что окраска павлинов, индюков и фазанов позволяет различать их. Без отличающейся окраски эти птицы не могли бы выглядеть столь привлекательно».17 Энтузиасты же моды смотрят свысока на некомфорных людей. «Мода ни во что не ставит дух демократии, особенно в том случае, когда статус определен возможностью индивида тратить деньги на бессмысленные вещи»,18 - утверждает далее автор. С этим трудно согласиться полностью, так как сегодня дух демократии, наоборот, захлестнул моду. Это выражается в появлении нескольких модных линий. У человека есть возможность для выбора одежды соответственно своим индивидуальным потребностям и финансовым возможностям. Если говорить о респектабельной клиентуре, участвующей в моде многие столетия, то сегодня она тяготеет к элегантной сдержанности, высокому качеству, универсальности и комфорту, к потреблению символов моды, к которым можно отнести имя дизайнера, название марки, страну-изготовителя и т. п. Мода «от кутюр» все больше приобретает черты искусства, а поэтому даже, казалось бы, бессмысленные относительно своего утилитарного назначения одежды находят своих счастливых обладателей и не только тех, кто имеет большие деньги. Каждый, кто не безразличен к моде «от кутюр», может посетить музеи моды в Париже или Нью-Йорке. Одежды, создаваемые «от кутюр», становятся бесценными в прямом и переносном смысле. Мода «от кутюр» может вызывать восхищение или, наоборот, негодование, раздражение, и это также естественно, как и при восприятии любого другого вида искусства. И ярые поклонники моды, и консервативно настроенные личности зачастую выражают свое отношение к модному объекту безотносительно того, как это отразится на их взаимоотношениях друг с другом. Однако в том случае, когда мода развивается среди своих благодарных поклонников, имеющих для этого все возможности, другие, не имеющие их, испытывают зависть. По этому поводу Богардус справедливо замечает: «Сохранение статуса посредством слепого следования моде ведет к отрицанию многих важных социальных ценностей. Но с другой стороны, - продолжает автор, - посредством приспособления к моде более низкие социальные классы проникают в более высокую страту. Мода, таким образом, поднимает статус. Даже простые люди благодаря моде поднимаются на уровень своих правителей».19 Яркий тому пример - отношение к модному платью Молль Флендерс, героини одноименного романа Даниэля Дэфо. Молль весьма искусно и методично использовала платья, в том числе дорогие модные, для создания определенного впечатления окружающих о своем социальном и материальном положении, охотно признавая это своего рода мошенничеством. Однажды она выговаривала своей ливерпульской подруге за то, что та, пригласив ее в изысканное общество, не предупредила ее об этом, из-за чего Молль не захватила с собой свои лучшие платья. Мода вводит в заблуждение. Ношение экстравагантной и яркой одежды создает впечатление дороговизны, а значит, материального благополучия человека. Но не всегда, а лишь в ситуациях формирования первого впечатления, быстрой передачи информации о субъекте, когда другие источники информации отсутствуют либо их недостаточно и т.п. Например, тот же случай с Флен-дерс. Услышав разговор Молль с подругой, дамы очень любезно сказали, «что у них не придают такого значения одежде, как в Лондоне; что кузина подробно осведомила их обо мне и я не нуждаюсь ни в каких платьях, чтобы мне оказывали здесь уважение; словом, все меня приняли за знатную вдову с большим состоянием, не подозревая о том, кем я была в действительности».20 Человек может одеваться по моде (т. е. следовать определенным условностям) и быть вполне независимым в своих суждениях и поведении, и наоборот, вызывающие манеры нередко прикрывают отсутствие подлинной самостоятельности. Несовпадение внешнего и внутреннего в человеке, т. е. «явления» и «сущности», подводит к выводу: мода затрагивает и отражает человека слишком поверхностно, чтобы по реакции на нее можно было судить о внутренних качествах - достоинствах или недостатках, убеждениях, интересах человека. Суть - не в модных формах как таковых, а в нашем отношении к ним, в том, каковы мы сами. Следование моде - тому, что принято группой людей в данный промежуток времени и стало заразительным для других, - может быть актом чисто формальным, и тогда сам факт «модности», или «немодности» ни о чем не свидетельствует. Коммерческие интересы людей также стимулируют развитие моды. Сегодня, как никогда, происходит интенсивное сращивание моды с бизнесом, который представлен огромным отрядом производителей модных объектов и модных стандартов. Коммерческие интересы промышленников заставляют дизайнеров выполнять различные роли и функции, иногда весьма противоречивые по своей сути. Перед тем как определенный стиль достигнет триумфа, вытеснитель предыдущей моды был ее создателем. Зависимость дизайнера от производителя создает препятствия для реализации творческих замыслов; и вместо того, чтобы создавать все более и более прекрасные вещи, все его усилия направлены на создание просто новых. Утверждение о том, что дизайнеры дают потребителю то, что хотят последние, американский социолог Р. Миллс назвал «большой ложью массовой культуры». Аппарат продажи, участниками которого теперь являются многие дизайнеры, работает больше на создание желаний, которые уже существуют. Потребителей приучают «хотеть» то и «выбирать» то, что им больше всего демонстрируют. Желания не рождаются в неуловимых сферах личности потребителя; они формируются тщательно разработанным аппаратом шумихи и моды, убеждения и обмана. Ситуация социального и экономического развития современного общества складывается все-таки в пользу потребителя, осознанно подходящего к выбору модных объектов, проявляющего критичность по отношению к рекламным трюкам. людей принять участие в «модной гонке», причем в результате показов богатые люди обычно совершают очень дорогие покупки и при этом, как правило, сетуют на дороговизну; остальных же показы мод делают беспокойными, раздражительными, порой агрессивными. В уже упоминавшейся Конвенции о европейской женской одежде подчеркивается главная причина изменения моды: желание сохранить покупательские способности женщин: «Юбки должны стать длинными, очень длинными. Юбки должны стать пышными, очень пышными. Юбки должны стать драпированными. Талии должны быть присборены, контрастировать с волнообразным низом».22 Профессиональные распространители моды должны преуспевать в создании атмосферы ожидания и счастливого предчувствия и среди тех, кто может позволить себе сделать покупку, и среди тех, кто только мечтает об этом. В этих целях ими используется мощная серийная реклама, показы мод, манекенщицы, женские журналы, театральные подмостки. И как следствие, ничего не подозревающие жертвы начинают кампанию по созданию общественного мнения и таким образом помогают сформировать спрос на многое из того, что порой бесполезно. Игра приносит огромный доход немногим за счет многих. Знание психологии потребителя, умение вовремя заметить и отреагировать на его малейшие прихоти - залог коммерческого успеха и предпосылка возможных гуманных изменений в моде.
Социальная активность личности Следование моде - одна из форм социальной активности людей. Как и любая другая форма активности, данная является движущей силой, источником пробуждения в человеке «его дремлющих потенциалов». Активность личности в приспособлении одежды к окружающей среде является предпосылкой развития моды и основой ее функционирования. Сравнивая характер адаптации к среде у животных и человека, И. Богардус замечает: «Если оперение птиц, мех и другие защитные оболочки животных есть результат их пассивного приспособления к окружающей среде, то многочисленные вариации одежды с защитными свойствами являются производными активной адаптации людей».23 Активность в широком смысле слова - присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств, с другой. Известный отечественный исследователь проблем человеческой жизни К. А. Абульханова-Славская отмечает: «Активность как бы предшествует деятельности во времени: до начала деятельности мы еще можем что-то изменить, передумать, улучшить; после мы уже «вынуждены» закончить начатое независимо оттого, насколько личностно это привлекательно, поскольку деятельность имеет свои «телесные» - технические, социальные - структуры. В момент осуществления деятельности происходит «мертвая» привязка к предмету потребности (будь то джинсы или кандидатская степень)».24 Активность человека, направленная на создание способов употребления одежды, мобилизуется субъектом в необходимых, а не в любых формах, в определенное, а не любое время и т. д. Мода - это одно из тех явлений, в котором наиболее ярко отражается уровень активности личности, а точнее, уровень владения ею способами разрешения противоречий между желательным и требуемым (необходимым), между индивидуальным и типичным для личности. Эти способы, как правило, объективированы в одежде, которую выбирает и носит человек. Но почему эти способы используются многими людьми? Ответ на этот вопрос заложен в самой природе человека как индивида, принадлежащего к определенной группе или общности людей, в закономерностях отношений, складывающихся между людьми. Каждый вновь изобретенный способ изготовления и использования одежды становится собственно модой в том случае, когда он удовлетворяет и биогенные, и социальные, и так называемые высшие потребности людей (потребность в творчестве и самовыражении). Здесь следует специально оговориться, что механизмы освоения моды могут быть сугубо индивидуальны, так как детерминированы не только потребностями, но и всей личностной структурой, включающей и способности, и волю, и сознание. И только при этих условиях мода может рассматриваться как самостоятельное многофункциональное явление. Желание следовать моде рождает замысел, но до начала его воплощения субъект моды активно выбирает то, что именно является для него желаемым, свободно планирует, много раз прикидывает, какими способами и средствами этого добиться. Активность не только «предшествует» выбору модной одежды, но и «сопровождает» процесс ношения ее. Следуя за модой, важно рассчитать свои силы, время, возможности для достижения цели. С помощью активности личность мобилизует свои способности, преодолевает инерцию. Факт, в большей степени обычно бывают удовлетворены не те, кто стал обладателем модной одежды, не затратив при этом и малейших усилий, а те, кто был активен в поиске желаемого, преодолел трудности. Получая удовлетворение от характера деятельности, связанной с реализацией модных замыслов, а не только от результата, личность благодаря активности не впадает в полную зависимость от социальных норм. И в то же время, сравнение себя с другими является основой формирования активности в моде. Неадекватное сравнение приводит либо к пассивному следованию моде, либо к вульгарным проявлениям, либо к отказу от следования моде вовсе. Адекватное оценивание себя позволяет личности избежать роли «жертвы моды». Если такая личность и следует моде, то не для участия в конкурентной борьбе типа «кто кого перещеголяет» или удовлетворения потребности в компенсации своих «недостатков», как это бывает у лиц с уязвленным самолюбием, а для того, чтобы преумножить свои достоинства. Личность с адекватной самооценкой скорее строго придерживается индивидуального стиля в одежде, чем слепо следует за модой. Обретение индивидуального стиля - реальный результат активности человека. Он приносит человеку чувство удовлетворения, является доказательством адекватной оценки своих способностей, необходим для повышения дальнейшей активности. К сожалению, многолетнее отождествление в различных исследованиях понятий «мода» и «процесс следования моде» и сведение их, конечно же, к тому, что очевиднее, что поддается внешнему наблюдению и анализу, к процессу, причем происходящему преимущественно в больших группах, - все это делает результаты исследований безликими, трудно сопоставимыми и не способствующими пониманию феномена «мода». Обращение к жизнедеятельности человека, регулируемой множеством целей, в том числе модой, позволяет интегрировать имеющиеся представления о моде, показать не только социальную ориентированность моды, но и индивидуальную. Мода все чаще становится объектом индивидуально-личностных переживаний. Современная мода задает ориентиры для всех и для каждого в отдельности.
Экстравагантность Нетрудно заметить, что высокая стоимость жизни частично связана с модной гонкой. Многие вещи покупаются не потому, что они необходимы или прекрасны, а потому что друзья уже сделали эти покупки, потому что на подсознании зафиксирована потребность не отстать от своих соседей и даже перегнать их. Фактор статуса - выше экономических возможностей. Но, если человек в чем-то обгоняет своих соседей, то следует ожидать, что они, в свою очередь, обгонят его в чем-нибудь другом. И они, и он включены в бесконечное соревнование, которое приводит нас напрямую к экстравагантности.25 Экстравагантность является обязательным элементом моды. Причем экстравагантность не опровергается периодически возникающей модой на традиционность, ибо традиционность сама по себе является в данном случае экстравагантной формой отрицания экстравагантности. «Включить определенные элементы в пространство моды означает сделать его заметным, наделить значимостью... Включение в моду - непрерывный процесс превращения незначимого в значимое»,26 - отмечал Ю. М. Лотман. Мода «всегда подразумевает наблюдателя... Говорящий на языке моды -создатель новой информации, неожиданной для аудитории и непонятной ей. Аудитория должна не понимать моду и возмущаться ею. В этом - триумф моды. Другая форма триумфа - непонимание, соединенное с возмущением. В этом смысле мода одновременно элитарна и массова. Элитарность ее состоит в том, что ее не понимают, но триумф моды - в ее противостоянии толпе. Вне шокированной публики мода теряет свой смысл. Поэтому психологический аспект моды связан со страхом быть незаметным и, следовательно, питается не самоуверенностью, а сомнением в своей собственной ценности».27 Ю. М. Лотман в качестве доказательств приводит ряд примеров отношения к моде известных персон: «За модным новаторством Байрона скрывается неуверенность в себе. Противоположная тенденция - модный отказ от моды, реализованный Чаадаевым, «холод гордости спокойной», по выражению Пушкина. П. Я. Чаадаев может быть примером утонченной моды. Его дендизм заключался не в стремлении гнаться за модой, а в твердой уверенности, что ему принадлежит его установлением. Область же экстравагантности его одежды заключалась в дерзком отсутствии экстравагантности. Так, если Денис Давыдов, приспосабливая одежду к требованиям «народности» 1812 года, «надел мужской кафтан..., стал отпускать бороду себе, вместо ордена Св. Анны повесил образ Святого Николая и заговорил с ними языком народным», то Чаадаев подчеркивал экстраординарность ситуации полным отказом от какой-либо экстраординарности в одежде. Это - непризнание того, что полевые условия и тяготы походной жизни как бы разрешают некоторую свободу в одежде, что требования к белоснежной чистоте воротничка на поле боя не столь строги, как в бальной зале, что лицо, жест и походка под огнем картечи имеют право чем-то отличаться от непринужденных движений в светском обществе. Демонстративный отказ от всего, что составляло романтический couleur locale походной жизни, придавал в условиях похода и под огнем неприятеля поведению Чаадаева характер внешней экстравагантности».28 Особой манерой одеваться, вести и подавать себя отличились русские литераторы начала XX в. Сохранились легенды о горьковатом аромате хинной воды и тщательно-изящно вывязанных галстуках Иннокентия Анненс-кого, сюртуках - «с иголочки» - Александра Блока, желтой кофте Владимира Маяковского - «пощечине общественному вкусу». «К черту я снимаю свой пиджак английский, ну-ка, дайте косу, я вам покажу...», - так продемонстрировал освобождение от уходящей литературной моды - дендизма - Сергей Есенин.
Самовыражение и самолюбие Мода акцентирует самовыражение и самолюбие как проявления индивидуальности. Вопрос о самовыражении личности посредством моды всегда актуален, так как является принципиальным не только для выяснения способов проявления своего «Я» (что характеризует все возрасты), но и раскрывает одно из важных условий адекватного и гармоничного развития личности. Адекватное самовыражение в моде основывается на правильной самооценке, постоянной потребности в самопознании. «Отсутствие самопознания, самооценки приводит к тому, что человек подчиняется власти своих первых порывов, непроверенных мнений или, напротив, фиксированных (раз и навсегда) установок, не умеет дифференцировать себя от других, не знает своей слабости, достоинства и т. д.».29 Чем ниже самооценка личности, тем более значимым для нее оказывается момент внешней выразительности (привлекательности). Ношение модной одежды для таких людей превращается в повседневную демонстрацию мод. Отрепетированные, в лучшем случае перед зеркалом, движения и позы, жеманство, нарочительность разрушают естественные модели поведения. Создаваемая таким образом привлекательность в действительности оказывается не более чем странностью. Привлекательная внешность далеко не всегда способна заслонить другие человеческие качества. Привлекательность, прежде всего, влияет на первое впечатление. Но первые впечатления важны и приобретают все большее значение по мере того, как общество становится более подвижным и урбанизированным и как человеческие контакты становятся все более торопливыми и эфемерными.30 Некоторым молодым женщинам не удается иметь привлекательную внешность, несмотря на имеющиеся для этого задатки. Иногда они настолько поглощены интеллектуальными занятиями, что считают себя выше так называемых женских фривольностей. Но обычно именно этот тип женщин ощущает острую потребность в том, чтобы произвести впечатление на общество. «Подумайте, насколько привлекательнее она была бы, если бы сочетала свой ясный ум с прекрасным оформлением внешности»,31 - восклицает по этому поводу Г. Мортон. Многие женщины из высшего общества или области искусства отмечают, что их шарм и прекрасная внешность совершенно прямо пропорциональны их интеллектуальным способностям. Секрет шарма женщины, равно как и мужчины, - в наличии интеллекта.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.072 с.) |