Психологические трудности выбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические трудности выбора



Процесс удовлетворения потребности в обладании «модным объектом» тесно связан с процессом выбора, а точнее, с испытанием выбором. Почему? Вероятно потому, что мода является элементом культуры. Пространство же культуры оказывается пространством, «глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потреб­ностям человека».4 Человек оказывается в ситуации свободного выбора кода для расшифровки разнообразных сторон и оттенков предметов отражаемой действительности, и эта ситуация не может не вводить в состояние своеобраз­ного шока.


 «Любой свободный выбор - начиная от выбора одежды и кончая выбором самого жизненного сценария, - требует от человека наличия каких- то предель­ных точек отсчета, которые позволяли бы ему совершать этот выбор. В выборе одежды - это критерии вкуса. В выборе жизненного сценария - пожалуй, кри­терии смысла. Но, что важно, и в том, и в другом случаях это - замечает А. М. Лобок, - подчеркнуто субъективные, ценностные критерии, вырабаты­ваемые человеком глубоко индивидуально - в диалоге с миром окружающей его культуры».5

Выбор - это, как правило, не одномоментный акт, а развернутый во време­ни процесс, имеющий сложную психологическую структуру. Наиболее распро­страненный подход, описывающий процесс выбора, разработан в русле теории принятия решения и рассматривается как один из элементов или звеньев при­нятия решения. Д. А. Леонтьев рассматривает «выбор как сложно организо­ванную деятельность, имеющую свою мотивацию и операциональную струк­туру, обладающую внутренней динамикой, чувствительностью к особеннос­тям объекта и регулируемую со стороны субъекта».6

Выбор модной одежды предполагает личную заинтересованность чело­века и высвечивает активность, самостоятельность и субъективность «Я». На выбор человека влияют внешние (давление среды) и внутренние (субъек­тивные переживания) факторы. «Быт как неофициальная область жизнедеятель­ности человека в наименьшей степени поддается непосредственному и целе­направленному регулированию. Быт - это область, где индивиды хотят и вы­нуждены сами нести бремя выбора того, что и как им делать, какую одежду им носить. Индивидуальные и групповые различия в потребностях чрезвычайно велики: то, что для одного - потребность, для другого - излишество или блажь, а третьему вообще неизвестно, что это такое».7

Если ситуация выбора одежды для человека личностно значимая, то она может вызывать в нем состояние тревоги. Причем субъективно тревога пере­живается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивнос­ти. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени значимос­ти причины переживаний.

«Личностный смысл ситуации выбора окончательно постигается только при ее снятии, когда субъект узнает «плату», которую он оказался готов «внести», и достигнутый результат. Постижение личностного смысла - это в значительной степени активный процесс, в котором участвуют мышление, эмоции и воля. Но только два последних функциональных образования являются механизмами ре­сурсной регуляции. Их функционирование осуществляется с учетом как требо­ваний ситуации выбора, так и состояний организма. Это становится возможным благодаря использованию такой формы отражения, какой являются эмоции».8

В сфере влияния моды всегда что-либо предпочитают и выбирают; при этом люди склонны оправдывать свой выбор такими ценностями, как «польза», «красо­та», «удобство», «современность» и т. п. Набор таких оправданий ограничен, и как бы не менялись предложения моды, их будут оценивать по одним и тем же кате­гориям, только самому индивиду придется привыкать к новой «красоте» и другой «пользе». Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с таким обращением к ценности, когда некоторые общепринятые представления (например, о том, что «надо стремиться к красоте» или «быть современным»), а также и сама общепринятость этих представлений (в моде значащим называется то, что нечто принято или принято всеми) убеждают «стремиться к красоте» в предлагаемых модой формах.

Сами участники движений моды, ссылаясь каждый раз на одни и те же ценности, вполне удовлетворены таким объяснением своего выбора.

Мода, как уже отмечалось выше, сама может рассматриваться как особая социальная ценность. Ведь в действительности существует или встречается стремление «быть модным» или «не отстать от моды», т. е. представление о моде может оказаться достаточным основанием и оправданием выбора. Таким образом, ценности привлекаются для оправдания выбора моды, но и она сама может выступать как особая ценность.

Диапазон выбора человеком собственной позиции по отношению к моде, например, существенно изменяется в зависимости от социальной принадлеж­ности и возраста. Известно, что чем большую нагрузку несет мода как способ самоутверждения класса или группы, тем педантичнее отношение к ней. Рас­хождение же между реальной принадлежностью человека к социальной или возрастной группе и его собственной субъективной идентификацией, иначе говоря, наличие у него ориентации на референтную группу также сужает воз­можности указанного выбора. Достаточно вспомнить, как подчас слепо копи­руют подростки моду взрослых, а люди средних и выше лет - моды цветущей молодости. Такое же многообразие вариаций получается и при попытке оце­нить моду как социальную норму в свете второго из рассмотренных критери­ев - характер и способ «социального давления» на личность. И лишь с точки зрения способа выражения нормативное начало моды зависит не столько от того, в какой социально-возрастной среде оно проявляется, сколько от самой его природы и специфики.

Выбирая для себя тот или иной тип одежды и ее покрой, индивид, отно­сящий себя к определенной социальной группе, использует их как соци­альные символы, которые выполняют функции регуляции отношений меж­ду людьми. «Суть этой регуляции заключается в использовании символи­ческих средств в цедях идентификации со своей группой и установлении «социальных дистанций» общения между группами, занимающими различ­ные позиции в социальной иерархии... В качестве знаков социального по­ложения в моде функционируют различные объекты и процессы культуры... Однако пальма первенства здесь принадлежит одежде. Для этого есть вес­кие основания: одежда, в отличие от других предметов и форм культуры, универсальна в использовании, как символ легко обозреваема, легко варьи­руется, позволяет выражать тонкие различия в положении людей, доступна массам «имитаторов моды», не требует от тех, кто ее потребляет, высоких личных качеств».9

Наиболее активное участие в потреблении модной одежды принимают сред­ние слои, что связано с относительной неустойчивостью и подвижностью их социального положения. В свою очередь, положение это обусловливает фор­мирование неустойчивого социально-психологического типа, для которого мода становится важным средством самоутверждения, интеграции и самотождествен­ности личности. Постоянное и активное участие в моде призвано обозначить принадлежность к более высокому социальному слою и (или) отличие от более низкого. Особое усердие в выборе модных стандартов и следовании им вызы­вается уязвимостью в отношении социальных санкций моды людей, либо стре­мящихся занять более высокое социальное положение, но пока не достигших его, либо еще не уверенных в прочности своего теперешнего, недавно достиг­нутого более высокого положения.

Напротив, высокое социальное положение элиты делает ее в значительной мере неуязвимой по отношению к санкциям моды и лишает элиту некоторых стимулов к активному участию в моде, имеющихся у средних слоев. «Принц Уэльский может позволить себе надеть соломенную шляпу вместо фетровой, •которую обычно носит англичанин в летнее время, он может восстать против жестко накрахмаленной сорочки в вечерней одежде или появиться на офици­альном приеме в одежде для отдыха, - пишет Э. Херлок. - Все это он может сделать, не рискуя вызвать в свой адрес нелестные отзывы. Но пусть только Мистер Никто попробует сделать то же самое, как он тут же превратится в мишень для насмешек всего окружения. Каждый будет к нему относиться с сожалением, но никто не последует его примеру».10

При выборе модной одежды индивиды часто руководствуются таким фак­тором, как престиж. Престиж вездесущ в том смысле, что сливается практи­чески с любыми нормами и ценностями потребительского поведения, служит средством их реализации. Чтобы, например, красота или польза реально функ­ционировали как ценность, чтобы люди действительно руководствовались ими в своем поведении, необходимо, чтобы их уважали, т. е. наделяли престижем. Как отдечьный фактор потребления наряду с другими престиж существует только в ситуации потребит&чьского выбора в самом широком смысле.

Речь идет о выборе троякого рода:

1) между объектами потребления;

2)между потреблением и непотреблением вещи, например, при невысокой степени насущности соответствующей потребности, когда, попросту говоря, не «приспичило»;

3)наконец, между социальными группами и индивидами, с которыми ин­дивид может соотносить свое поведение реально или в своем сознании.

Соответственно в ситуациях отсутствия подобного выбора престиж как отдельный элемент потребления отсутствует.

 

Стадии выбора модной одежды

В целом процесс выбора человеком модной одежды можно условно пред­ставить следующими стадиями:

1. На стадии первичного ознакомления с модным объектом индивид под­вергается воздействию сообщения о нем, но еще лишен достаточно полной информации и вследствие этого может испытывать тревогу.

Тревожность обычно рассматривают как реакцию на неопределенную си­туацию, потенциально несущую в себе опасность. В состоянии тревоги чело­век чувствует себя - и на самом деле является - беззащитным. В случае трево­ги опасность скрыта и субъективна, поэтому реакция тревоги - несоизмерима, так как она, как правило, включает и ворбражаемые препятствия. Поскольку причины тревоги человеку часто неизвестны, интенсивность эмоциональной реакции может быть непропорционально высокой по сравнению с реальной ситуацией. Возможно поэтому и женщины, и мужчины расценивают ситуа­цию выбора одежды как трудную (по данным наших исследований (1999 г.) 73 % и 45 % соответственно).

Женщины демонстрируют более высокие показатели ситуативной тревоги, что объясняется, с одной стороны, субъективными причинами - их большей чув­ствительностью и эмоциональностью, а с другой, влиянием объективных при­чин. В частности, большей динамичностью и разнообразием женской моды, чем мужской, что и создает сложную ситуацию многовариантного выбора.

2. На стадии интереса индивид включается в поиск дополнительной ин-
формации о модном объекте. Субъективно (для него) интерес обнаруживается
в положительном эмоциональном тоне, т. е. у индивида возникает «интерес-
возбуждение» - чувство захваченное™, зачарованности, любопытства: у ис-
пытывающего эмоцию интереса существует желание исследовать, расширить
опыт путем включения новой информации и подойти по-новому к объекту, воз-
будившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя вооду-
шевленным и оживленным. Даже при относительной неподвижности заинте-
ресованный человек чувствует, что он «живет и действует»."

Психологические эффекты данной стадии легко могут быть обнаружены в поведении женщин. Положительный эмоциональный фон поиска дополнитель­ной информации о модном объекте усиливает значимость цели, которой следу­ют большинство женщин при покупке одежды - поднять себе настроение (55%).

3. На стадии оценки модного объекта индивид в своем сознании как бы
примеряет «моду» к настоящим и будущим ситуациям и принимает решение о
том, чтобы испытать ее.

По мнению К.Сийм-Юзе, иногда причиной безвкусной и неряшливой одеж­ды является не отсутствие умения носить одежду, а равнодушие и пассивность. Активность, проявляемая при выборе одежды, должна быть направлена как минимум на решение трех задач: подчеркнуть красоту телосложения и своеоб­разие типа внешности, скрыть недостатки фигуры. При этом необходимо знать: где, когда и как следует носить тот или иной вид одежды. При выборе следует учитывать: свой тип личности, свой возраст, среду, в которой находится чело­век, гармонирование отдельных предметов, моду, характер фигуры (полнота, рост), особенность типа кожи (смуглость или белизну), цвет волос и глаз.12

Следует подчеркнуть, что данная стадия имеет место лишь при сознатель­ном выборе модного объекта, хотя специфика потребления модной одежды такова, что большинство и женщин, и мужчин могут купить вещь, поддав­шись так называемому сиюминутному настроению. Интересно заметить, что для мужчин (83 %) подобное поведение характерно в такой же мере, как и при покупке одежды по необходимости.

4. На стадии испытания субъект моды подвергает модную одежду «экспе-
риментальной» проверке для определения ее соответствия своим потребнос-
тям и ценностям социальной среды.

Женщины при выборе модной одежды склонны прислушиваться к мнению окружающих. Они могут пожертвовать удобством одежды ради того, чтобы произвести впечатление на других людей (72 %). В то время как мужчины ори­ентированы, главным образом, на свое мнение и выбирают одежду не только модную, но и удобную (63 %).

5. На стадии принятия решения индивид становится приверженцем модно-
го стандарта и совершает покупку или делает индивидуальный заказ.

Окончательный выбор модного изделия снимает эмоциональное напряже­ние и сопровождается преимущественно эмоциями удовлетворения и радос­ти (табл. 7.1). Причем, у большинства женщин окончательный выбор модной одежды сопровождается повышением эмоционального тонуса, проявлением раз­нообразных по качеству и интенсивности эмоций. Психологическое же состо­яние мужчин можно охарактеризовать как эмоционально-когнитивное или сдер­жанно-рассудительное. Согласно схеме AIDA, которую используют специалисты в области рек­ламной практики, выбор модной одежды в идеале проходит четыре фазы: вни­мание, интерес, желание, выбор. Очевидно, между данной схемой и предло­женным выше делением
процесса выбора модной одежды на стадии можно провести параллель, так как их основой являются психологические аспекты поведения человека.

 

Таблица 7.1

Эмоции респондентов после выбора модной одежды

 

Женщины

Мужчины

Эмоции Процент Эмоции Процент
Удовольствие 60 Удовольствие 65
Радость 60 Интерес 40
Возбуждение 42 Радость 25
Интерес 35 Возбуждение 17
Активность 32,5 Напряжение 12
Напряжение 30 Активность 7,5
Уверенность 7.5 Уверенность 7.5
Страх 0 Страх 0

1.См.: Ross Е.A. Social Psychology. N.Y., Macmillan Company, 1908.

2.Плахов В.Д., Плахова A.B. Философия дизайна / Под ред. проф Ю.В. Манько: Учебное пособие. - СПб.: СПГУТД, 1995, с.38.

3.Laver D. A Concise History of Costume, 1969. p.202.

4.Лобок Б. M. Антропология мифа. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997, с. 39.

5.Там же. с. 40.

6.Леонтьев ДА. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности форми­рования. - М.: МГУ. 1995. с. 97.

7· Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. -М.: Искусство, 1971, с. 140.

8. Леонтьев ДА. Выборкак деятельность: личностные детерминанты и возможности форми-
рования. -Щ. м[-у 1995 с.12 - 13.

9. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: Мысль, 1991, с. 60.

10. Hurlock Е. В The Psychology of Dress, Ronald Press, N.Y, 1929, p. 7-8.

11 Изард к. Эмоции человека / Пер. с англ. / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. Вступ статья A.b. Ольщанниковои _ м : МГУ, 1980. с. 180.

12. См.: Сийм-Юзе К.Н. Фигура и мода. - Таллин: Эстгосиздат, 1959.


 


ГЛАВА 8.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МОДЫ

 

Социальная адаптация

Мода не просто приобщает индивида к наличным социальным и культурным образцам. Эта функция осу­ществляется посредством противопоставления «ста­ромодным», т. е. непосредственно предшествующим модным стандартам. Выбирая одни стандарты, инди­вид в то же время отвергает другие. Подражая одним референтным группам и индивидам, участник моды одновременно стремится отличаться от других рефе­рентных групп и индивидов. «Мода дает возможность удовлетворить сразу и желание объединения, общно­сти с другими, и изоляции, отличения»,1 - подчерки­вал Г. Зиммель (J. Zimmel).

С одной стороны, это сочетание слияния одних значимых с другими и отличия от значимых (в отри­цательном смысле) других способствует формирова­нию и укреплению Я индивида, его личностной иден­тичности, самосознания. Таким образом, «мода слу­жит одним из средств символизации, формирования, укрепления Я индивида, причем преимущественно в демонстративной и игровой формах».2

С другой стороны, мода играет важную роль и в тех случаях, когда индивид испытывает потребность «скрыть» свое Я. Воспроизведение модного стандар­та в период его наибольшей распространенности, при­вычности позволяет индивиду сделаться незаметным, раствориться среди других участников моды.

Процесс погони за модным ожесточает человека, рождает зависть, вызывает чувство усталости, неуст­роенности бытия. Но с другой стороны, мода, связан­ная с обладанием внешним, более доступна, что уми­ротворяет, создает видимость благополучия и социаль­ной значимости, - считают многие исследователи. Но


они так утверждают, находясь в позиции наблюдателя. С позиции же субъек­та - мода создает ощущение благополучия и социальной значимости, и это по­ложение трудно опротестовать.

 

Личностный рост

Очевидно, что модная одежда - далеко не единственное и не главное сред­ство личностного самоутверждения и самореализации. Тем большее значение она приобретает в этом качестве для тех индивидов, которые по тем или иным причинам или на том или ином этапе своего жизненного пути не находят иных средств. Активное участие в моде в этих случаях становится компенсацией сан­кционированных путей личностного самоутверждения. Если индивид не нахо­дит себя в профессиональной, творческой, социальной и других сферах, мода становится для него самодовлеющим способом утверждения своего «Я» и усиления его привлекательности для других.

Проблема привлекательности, формируемой средствами моды, исследует­ся психиатрией, психотерапией и социальной психологией в контексте ее вли­яния на состояние психики субъекта. Ученые пришли к выводу, что за факто­ром привлекательности индивида скрывается еще и субъективный аспект, т.е. то, что происходит во внутреннем мире человека - по меньшей мере тех, кто очень чувствителен, другими словами, сензитивен. Г. Диарборн (G. Dearborn) полагает, что одежда помогает защитить нас от страха, боязни насмешки, стра­ха за неуспешность, недостаток вкуса или шарма. Он считает «страх одним из самых наихудших врагов нашей земной цивилизации и, как следствие, нашего личного комфорта и, более того, нашей жизнедеятельности». Защита и осво­бождение от таких страхов автор считает «реальной причиной и важной целью ношения одежды».5

Особенно важна эта функция для индивидов с неустойчивой психикой, для которых собственное «Я» представляется проблематичным и нуждается в посто­янном подтверждении своей реальности, устойчивости и привлекательности.

Социальные работники и медики отмечают терапевтическую ценность формирования привлекательности их пациентов или клиентов. Это не значит, что новая одежда может иметь эффект «лекарства» от умственных или эмоци­ональных нарушений личности, но улучшение внешности может оказаться дей­ственным фактором наряду с другими более фундаментальными методами ле­чения.

Джон Р. Роуэрс (John R. Rowers) описал результаты одного из эксперимен­тов, посвященных изучению характера влияния улучшения внешнего вида че­ловека на его психическое здоровье. Сотрудники Роуэрса работали с пациента­ми, имеющими частичные нарушения психики в одной из крупных психиатри­ческих клиник Нью-Йорка. Уже после первого занятия в Гимназии красоты, организованной в клинике, неряшливые, подозрительные и неинтересные жен­щины выходили с высоко поднятой головой, некоторые из них улыбались пер­вый раз за последние месяцы. С тех пор этот опыт был распространен как фор­ма терапии в прогрессивных психиатрических институтах. Доктора считают, если женщина заботится о своей привлекательности, то это значит, что она не потеряла полностью интереса к себе.4

Интересный эксперимент был проведен Fashion Group в государственной клинике близ Сан-Франциско. Лечение больных осуществлялось профессио­нальными стилистами в ходе проведения специальных занятий и посещения показов мод, где демонстрировались самые последние модели одежд профес­сиональных дизайнеров. Доктор Миллер (D-r Miller), директор клиники, обна­ружил, что у многих пациентов началось-улучшение психического здоровья. «Так или иначе, - отмечал он, - но модные вещи воздействуют... Нельзя утвер­ждать однозначно, что терапия модой как самостоятельный метод излечит кого-либо из наших пациентов. Но в сочетании с другими методами лечения... она может оказать существенное влияние».5 Была подмечена также неожиданная сторона эффекта: «Когда эти пациенты стали выглядеть лучше, дети и другие родственники стали посещать их значительно чаще, и нам довелось наблюдать восстановление старых семейных связей».6

Некоторые социально-психологические типы личности особенно подвер­жены модной регуляции. «Повышенная тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость психологического и социального статуса усиливают зависи­мость от предписаний, исходящих от модных стандартов. Последние вос­принимаются в этих случаях не просто как некие более или менее условные правила поведения и образцы культуры, а как жесткие нормы, нарушение кото­рых самим «нарушителем» воспринимается как подлинная трагедия»,7 - отме­чает А. Гофман.

«Без сомнения, существует некое «смущенное», как бы слегка извиняюще­еся состояние сознания, некая неуверенность в поведении и озабоченность сво­ими манерами и, как следствие, общее снисхождение личности до чего-то не­гативного и общедоступного, массового, которое начинается с недостаточного осознания чего-либо, а заканчивается состоянием самоудовлетворенности своим внешним обликом»,8 - утверждал в свое время М. Гринби (М. В. Greenbie). Скептицизм и даже негативизм автора по отношения к моде и ее влиянию на сознание человека не совсем правомерен, хотя сама мысль содержит суть ме­ханизма влияния моды на сознание.

Роль модной одежды особенно значима в жизни молодых. Молодой чело­век, еще не освоивший набор социальных ролей, еще формирующий свое са­мосознание и в известном смысле проектирующий свое «Я», испытывает осо­бо острую потребность в социально санкционированных средствах личност­ной идентификации, одно из которых обеспечивает модная одежда.

Учителя Power School однажды пожертвовали своим временем для озна­комления подростков из колоний и молодежных центров с основными принци­пами ухода за своей внешностью, прической, использования косметики. Педа­гоги исходили из того, что девушки, как правило, из неполных семей и бедной среды не имеют хорошего вкуса и соответствующих манер поведения. Заня­тия, проводимые с ними, дают шанс каждой вырваться из прежнего круга об­щения, подготовиться к приличной работе и наметить позитивные изменения в жизни в целом.9

Доктор Ричард С. Гилфорд (Richard С. Guilford) отмечает: «Люди, которые попадают в поле зрения социальных работников, часто имеют заниженную са­мооценку... Иногда кажется, что потерявшие всякую надежду и самоуважение намеренно добиваются осуждения. С помощью же социального работника они открывают для себя финансовые перспективы и выстраивают жизненные пла­ны на будущее. При этом эти люди более тщательно начинают следить за своим внешним видом, стараются быть привлекательнее. Подобные изменения в по­ведении личности становятся предметом гордости семьи, вызывают интерес к данной персоне со стороны других людей. Все это служит для социального работника, начинающего общее «лечение», указательным ориентиром».10 При этом автор опасается, что усилия по реабилитации личности посредством ее умывания и переодевания не будут иметь длительного эффекта, если личность не начнет изменяться изнутри: речь идет об изменении самосознания и миро­воззрения.

 

Данные положения подтверждаются результатами экспериментального исследования личностных детерминант процесса следования моде (1999 г.). В ходе проведения экспериментальных процедур была замечена положительная динамика самооценки личности (рис. 8.1).

Для лиц с низкой самооценкой осознание себя модным человеком является весьма значимым фактом. В нем заключены ожидания, связанные с положи­тельным отношением к субъекту со стороны других людей. Поэтому уверен­ность в себе, демонстрируемая субъектами моды с заниженной самооценкой, является, скорее всего, характеристикой ситуативных изменений личности, не затрагивающих ее глубинных структур. Для лиц с низкой самооценкой процесс следования моде лишен творческого начала, мода используется ими как свое­образный механизм, облегчающий взаимодействие с окружающими и позво­ляющий привлечь интерес к своей личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.054 с.)