Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические трудности выбора
Процесс удовлетворения потребности в обладании «модным объектом» тесно связан с процессом выбора, а точнее, с испытанием выбором. Почему? Вероятно потому, что мода является элементом культуры. Пространство же культуры оказывается пространством, «глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям человека».4 Человек оказывается в ситуации свободного выбора кода для расшифровки разнообразных сторон и оттенков предметов отражаемой действительности, и эта ситуация не может не вводить в состояние своеобразного шока. «Любой свободный выбор - начиная от выбора одежды и кончая выбором самого жизненного сценария, - требует от человека наличия каких- то предельных точек отсчета, которые позволяли бы ему совершать этот выбор. В выборе одежды - это критерии вкуса. В выборе жизненного сценария - пожалуй, критерии смысла. Но, что важно, и в том, и в другом случаях это - замечает А. М. Лобок, - подчеркнуто субъективные, ценностные критерии, вырабатываемые человеком глубоко индивидуально - в диалоге с миром окружающей его культуры».5 Выбор - это, как правило, не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную психологическую структуру. Наиболее распространенный подход, описывающий процесс выбора, разработан в русле теории принятия решения и рассматривается как один из элементов или звеньев принятия решения. Д. А. Леонтьев рассматривает «выбор как сложно организованную деятельность, имеющую свою мотивацию и операциональную структуру, обладающую внутренней динамикой, чувствительностью к особенностям объекта и регулируемую со стороны субъекта».6 Выбор модной одежды предполагает личную заинтересованность человека и высвечивает активность, самостоятельность и субъективность «Я». На выбор человека влияют внешние (давление среды) и внутренние (субъективные переживания) факторы. «Быт как неофициальная область жизнедеятельности человека в наименьшей степени поддается непосредственному и целенаправленному регулированию. Быт - это область, где индивиды хотят и вынуждены сами нести бремя выбора того, что и как им делать, какую одежду им носить. Индивидуальные и групповые различия в потребностях чрезвычайно велики: то, что для одного - потребность, для другого - излишество или блажь, а третьему вообще неизвестно, что это такое».7
Если ситуация выбора одежды для человека личностно значимая, то она может вызывать в нем состояние тревоги. Причем субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени значимости причины переживаний. «Личностный смысл ситуации выбора окончательно постигается только при ее снятии, когда субъект узнает «плату», которую он оказался готов «внести», и достигнутый результат. Постижение личностного смысла - это в значительной степени активный процесс, в котором участвуют мышление, эмоции и воля. Но только два последних функциональных образования являются механизмами ресурсной регуляции. Их функционирование осуществляется с учетом как требований ситуации выбора, так и состояний организма. Это становится возможным благодаря использованию такой формы отражения, какой являются эмоции».8 В сфере влияния моды всегда что-либо предпочитают и выбирают; при этом люди склонны оправдывать свой выбор такими ценностями, как «польза», «красота», «удобство», «современность» и т. п. Набор таких оправданий ограничен, и как бы не менялись предложения моды, их будут оценивать по одним и тем же категориям, только самому индивиду придется привыкать к новой «красоте» и другой «пользе». Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с таким обращением к ценности, когда некоторые общепринятые представления (например, о том, что «надо стремиться к красоте» или «быть современным»), а также и сама общепринятость этих представлений (в моде значащим называется то, что нечто принято или принято всеми) убеждают «стремиться к красоте» в предлагаемых модой формах. Сами участники движений моды, ссылаясь каждый раз на одни и те же ценности, вполне удовлетворены таким объяснением своего выбора. Мода, как уже отмечалось выше, сама может рассматриваться как особая социальная ценность. Ведь в действительности существует или встречается стремление «быть модным» или «не отстать от моды», т. е. представление о моде может оказаться достаточным основанием и оправданием выбора. Таким образом, ценности привлекаются для оправдания выбора моды, но и она сама может выступать как особая ценность.
Диапазон выбора человеком собственной позиции по отношению к моде, например, существенно изменяется в зависимости от социальной принадлежности и возраста. Известно, что чем большую нагрузку несет мода как способ самоутверждения класса или группы, тем педантичнее отношение к ней. Расхождение же между реальной принадлежностью человека к социальной или возрастной группе и его собственной субъективной идентификацией, иначе говоря, наличие у него ориентации на референтную группу также сужает возможности указанного выбора. Достаточно вспомнить, как подчас слепо копируют подростки моду взрослых, а люди средних и выше лет - моды цветущей молодости. Такое же многообразие вариаций получается и при попытке оценить моду как социальную норму в свете второго из рассмотренных критериев - характер и способ «социального давления» на личность. И лишь с точки зрения способа выражения нормативное начало моды зависит не столько от того, в какой социально-возрастной среде оно проявляется, сколько от самой его природы и специфики. Выбирая для себя тот или иной тип одежды и ее покрой, индивид, относящий себя к определенной социальной группе, использует их как социальные символы, которые выполняют функции регуляции отношений между людьми. «Суть этой регуляции заключается в использовании символических средств в цедях идентификации со своей группой и установлении «социальных дистанций» общения между группами, занимающими различные позиции в социальной иерархии... В качестве знаков социального положения в моде функционируют различные объекты и процессы культуры... Однако пальма первенства здесь принадлежит одежде. Для этого есть веские основания: одежда, в отличие от других предметов и форм культуры, универсальна в использовании, как символ легко обозреваема, легко варьируется, позволяет выражать тонкие различия в положении людей, доступна массам «имитаторов моды», не требует от тех, кто ее потребляет, высоких личных качеств».9 Наиболее активное участие в потреблении модной одежды принимают средние слои, что связано с относительной неустойчивостью и подвижностью их социального положения. В свою очередь, положение это обусловливает формирование неустойчивого социально-психологического типа, для которого мода становится важным средством самоутверждения, интеграции и самотождественности личности. Постоянное и активное участие в моде призвано обозначить принадлежность к более высокому социальному слою и (или) отличие от более низкого. Особое усердие в выборе модных стандартов и следовании им вызывается уязвимостью в отношении социальных санкций моды людей, либо стремящихся занять более высокое социальное положение, но пока не достигших его, либо еще не уверенных в прочности своего теперешнего, недавно достигнутого более высокого положения. Напротив, высокое социальное положение элиты делает ее в значительной мере неуязвимой по отношению к санкциям моды и лишает элиту некоторых стимулов к активному участию в моде, имеющихся у средних слоев. «Принц Уэльский может позволить себе надеть соломенную шляпу вместо фетровой, •которую обычно носит англичанин в летнее время, он может восстать против жестко накрахмаленной сорочки в вечерней одежде или появиться на официальном приеме в одежде для отдыха, - пишет Э. Херлок. - Все это он может сделать, не рискуя вызвать в свой адрес нелестные отзывы. Но пусть только Мистер Никто попробует сделать то же самое, как он тут же превратится в мишень для насмешек всего окружения. Каждый будет к нему относиться с сожалением, но никто не последует его примеру».10
При выборе модной одежды индивиды часто руководствуются таким фактором, как престиж. Престиж вездесущ в том смысле, что сливается практически с любыми нормами и ценностями потребительского поведения, служит средством их реализации. Чтобы, например, красота или польза реально функционировали как ценность, чтобы люди действительно руководствовались ими в своем поведении, необходимо, чтобы их уважали, т. е. наделяли престижем. Как отдечьный фактор потребления наряду с другими престиж существует только в ситуации потребит&чьского выбора в самом широком смысле. Речь идет о выборе троякого рода: 1) между объектами потребления; 2)между потреблением и непотреблением вещи, например, при невысокой степени насущности соответствующей потребности, когда, попросту говоря, не «приспичило»; 3)наконец, между социальными группами и индивидами, с которыми индивид может соотносить свое поведение реально или в своем сознании. Соответственно в ситуациях отсутствия подобного выбора престиж как отдельный элемент потребления отсутствует.
Стадии выбора модной одежды В целом процесс выбора человеком модной одежды можно условно представить следующими стадиями: 1. На стадии первичного ознакомления с модным объектом индивид подвергается воздействию сообщения о нем, но еще лишен достаточно полной информации и вследствие этого может испытывать тревогу. Тревожность обычно рассматривают как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе опасность. В состоянии тревоги человек чувствует себя - и на самом деле является - беззащитным. В случае тревоги опасность скрыта и субъективна, поэтому реакция тревоги - несоизмерима, так как она, как правило, включает и ворбражаемые препятствия. Поскольку причины тревоги человеку часто неизвестны, интенсивность эмоциональной реакции может быть непропорционально высокой по сравнению с реальной ситуацией. Возможно поэтому и женщины, и мужчины расценивают ситуацию выбора одежды как трудную (по данным наших исследований (1999 г.) 73 % и 45 % соответственно).
Женщины демонстрируют более высокие показатели ситуативной тревоги, что объясняется, с одной стороны, субъективными причинами - их большей чувствительностью и эмоциональностью, а с другой, влиянием объективных причин. В частности, большей динамичностью и разнообразием женской моды, чем мужской, что и создает сложную ситуацию многовариантного выбора. 2. На стадии интереса индивид включается в поиск дополнительной ин- Психологические эффекты данной стадии легко могут быть обнаружены в поведении женщин. Положительный эмоциональный фон поиска дополнительной информации о модном объекте усиливает значимость цели, которой следуют большинство женщин при покупке одежды - поднять себе настроение (55%). 3. На стадии оценки модного объекта индивид в своем сознании как бы По мнению К.Сийм-Юзе, иногда причиной безвкусной и неряшливой одежды является не отсутствие умения носить одежду, а равнодушие и пассивность. Активность, проявляемая при выборе одежды, должна быть направлена как минимум на решение трех задач: подчеркнуть красоту телосложения и своеобразие типа внешности, скрыть недостатки фигуры. При этом необходимо знать: где, когда и как следует носить тот или иной вид одежды. При выборе следует учитывать: свой тип личности, свой возраст, среду, в которой находится человек, гармонирование отдельных предметов, моду, характер фигуры (полнота, рост), особенность типа кожи (смуглость или белизну), цвет волос и глаз.12 Следует подчеркнуть, что данная стадия имеет место лишь при сознательном выборе модного объекта, хотя специфика потребления модной одежды такова, что большинство и женщин, и мужчин могут купить вещь, поддавшись так называемому сиюминутному настроению. Интересно заметить, что для мужчин (83 %) подобное поведение характерно в такой же мере, как и при покупке одежды по необходимости. 4. На стадии испытания субъект моды подвергает модную одежду «экспе-
Женщины при выборе модной одежды склонны прислушиваться к мнению окружающих. Они могут пожертвовать удобством одежды ради того, чтобы произвести впечатление на других людей (72 %). В то время как мужчины ориентированы, главным образом, на свое мнение и выбирают одежду не только модную, но и удобную (63 %). 5. На стадии принятия решения индивид становится приверженцем модно- Окончательный выбор модного изделия снимает эмоциональное напряжение и сопровождается преимущественно эмоциями удовлетворения и радости (табл. 7.1). Причем, у большинства женщин окончательный выбор модной одежды сопровождается повышением эмоционального тонуса, проявлением разнообразных по качеству и интенсивности эмоций. Психологическое же состояние мужчин можно охарактеризовать как эмоционально-когнитивное или сдержанно-рассудительное. Согласно схеме AIDA, которую используют специалисты в области рекламной практики, выбор модной одежды в идеале проходит четыре фазы: внимание, интерес, желание, выбор. Очевидно, между данной схемой и предложенным выше делением
Таблица 7.1 Эмоции респондентов после выбора модной одежды
ГЛАВА 8. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МОДЫ
Социальная адаптация Мода не просто приобщает индивида к наличным социальным и культурным образцам. Эта функция осуществляется посредством противопоставления «старомодным», т. е. непосредственно предшествующим модным стандартам. Выбирая одни стандарты, индивид в то же время отвергает другие. Подражая одним референтным группам и индивидам, участник моды одновременно стремится отличаться от других референтных групп и индивидов. «Мода дает возможность удовлетворить сразу и желание объединения, общности с другими, и изоляции, отличения»,1 - подчеркивал Г. Зиммель (J. Zimmel). С одной стороны, это сочетание слияния одних значимых с другими и отличия от значимых (в отрицательном смысле) других способствует формированию и укреплению Я индивида, его личностной идентичности, самосознания. Таким образом, «мода служит одним из средств символизации, формирования, укрепления Я индивида, причем преимущественно в демонстративной и игровой формах».2 С другой стороны, мода играет важную роль и в тех случаях, когда индивид испытывает потребность «скрыть» свое Я. Воспроизведение модного стандарта в период его наибольшей распространенности, привычности позволяет индивиду сделаться незаметным, раствориться среди других участников моды. Процесс погони за модным ожесточает человека, рождает зависть, вызывает чувство усталости, неустроенности бытия. Но с другой стороны, мода, связанная с обладанием внешним, более доступна, что умиротворяет, создает видимость благополучия и социальной значимости, - считают многие исследователи. Но они так утверждают, находясь в позиции наблюдателя. С позиции же субъекта - мода создает ощущение благополучия и социальной значимости, и это положение трудно опротестовать.
Личностный рост Очевидно, что модная одежда - далеко не единственное и не главное средство личностного самоутверждения и самореализации. Тем большее значение она приобретает в этом качестве для тех индивидов, которые по тем или иным причинам или на том или ином этапе своего жизненного пути не находят иных средств. Активное участие в моде в этих случаях становится компенсацией санкционированных путей личностного самоутверждения. Если индивид не находит себя в профессиональной, творческой, социальной и других сферах, мода становится для него самодовлеющим способом утверждения своего «Я» и усиления его привлекательности для других. Проблема привлекательности, формируемой средствами моды, исследуется психиатрией, психотерапией и социальной психологией в контексте ее влияния на состояние психики субъекта. Ученые пришли к выводу, что за фактором привлекательности индивида скрывается еще и субъективный аспект, т.е. то, что происходит во внутреннем мире человека - по меньшей мере тех, кто очень чувствителен, другими словами, сензитивен. Г. Диарборн (G. Dearborn) полагает, что одежда помогает защитить нас от страха, боязни насмешки, страха за неуспешность, недостаток вкуса или шарма. Он считает «страх одним из самых наихудших врагов нашей земной цивилизации и, как следствие, нашего личного комфорта и, более того, нашей жизнедеятельности». Защита и освобождение от таких страхов автор считает «реальной причиной и важной целью ношения одежды».5 Особенно важна эта функция для индивидов с неустойчивой психикой, для которых собственное «Я» представляется проблематичным и нуждается в постоянном подтверждении своей реальности, устойчивости и привлекательности. Социальные работники и медики отмечают терапевтическую ценность формирования привлекательности их пациентов или клиентов. Это не значит, что новая одежда может иметь эффект «лекарства» от умственных или эмоциональных нарушений личности, но улучшение внешности может оказаться действенным фактором наряду с другими более фундаментальными методами лечения. Джон Р. Роуэрс (John R. Rowers) описал результаты одного из экспериментов, посвященных изучению характера влияния улучшения внешнего вида человека на его психическое здоровье. Сотрудники Роуэрса работали с пациентами, имеющими частичные нарушения психики в одной из крупных психиатрических клиник Нью-Йорка. Уже после первого занятия в Гимназии красоты, организованной в клинике, неряшливые, подозрительные и неинтересные женщины выходили с высоко поднятой головой, некоторые из них улыбались первый раз за последние месяцы. С тех пор этот опыт был распространен как форма терапии в прогрессивных психиатрических институтах. Доктора считают, если женщина заботится о своей привлекательности, то это значит, что она не потеряла полностью интереса к себе.4 Интересный эксперимент был проведен Fashion Group в государственной клинике близ Сан-Франциско. Лечение больных осуществлялось профессиональными стилистами в ходе проведения специальных занятий и посещения показов мод, где демонстрировались самые последние модели одежд профессиональных дизайнеров. Доктор Миллер (D-r Miller), директор клиники, обнаружил, что у многих пациентов началось-улучшение психического здоровья. «Так или иначе, - отмечал он, - но модные вещи воздействуют... Нельзя утверждать однозначно, что терапия модой как самостоятельный метод излечит кого-либо из наших пациентов. Но в сочетании с другими методами лечения... она может оказать существенное влияние».5 Была подмечена также неожиданная сторона эффекта: «Когда эти пациенты стали выглядеть лучше, дети и другие родственники стали посещать их значительно чаще, и нам довелось наблюдать восстановление старых семейных связей».6 Некоторые социально-психологические типы личности особенно подвержены модной регуляции. «Повышенная тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость психологического и социального статуса усиливают зависимость от предписаний, исходящих от модных стандартов. Последние воспринимаются в этих случаях не просто как некие более или менее условные правила поведения и образцы культуры, а как жесткие нормы, нарушение которых самим «нарушителем» воспринимается как подлинная трагедия»,7 - отмечает А. Гофман. «Без сомнения, существует некое «смущенное», как бы слегка извиняющееся состояние сознания, некая неуверенность в поведении и озабоченность своими манерами и, как следствие, общее снисхождение личности до чего-то негативного и общедоступного, массового, которое начинается с недостаточного осознания чего-либо, а заканчивается состоянием самоудовлетворенности своим внешним обликом»,8 - утверждал в свое время М. Гринби (М. В. Greenbie). Скептицизм и даже негативизм автора по отношения к моде и ее влиянию на сознание человека не совсем правомерен, хотя сама мысль содержит суть механизма влияния моды на сознание. Роль модной одежды особенно значима в жизни молодых. Молодой человек, еще не освоивший набор социальных ролей, еще формирующий свое самосознание и в известном смысле проектирующий свое «Я», испытывает особо острую потребность в социально санкционированных средствах личностной идентификации, одно из которых обеспечивает модная одежда. Учителя Power School однажды пожертвовали своим временем для ознакомления подростков из колоний и молодежных центров с основными принципами ухода за своей внешностью, прической, использования косметики. Педагоги исходили из того, что девушки, как правило, из неполных семей и бедной среды не имеют хорошего вкуса и соответствующих манер поведения. Занятия, проводимые с ними, дают шанс каждой вырваться из прежнего круга общения, подготовиться к приличной работе и наметить позитивные изменения в жизни в целом.9 Доктор Ричард С. Гилфорд (Richard С. Guilford) отмечает: «Люди, которые попадают в поле зрения социальных работников, часто имеют заниженную самооценку... Иногда кажется, что потерявшие всякую надежду и самоуважение намеренно добиваются осуждения. С помощью же социального работника они открывают для себя финансовые перспективы и выстраивают жизненные планы на будущее. При этом эти люди более тщательно начинают следить за своим внешним видом, стараются быть привлекательнее. Подобные изменения в поведении личности становятся предметом гордости семьи, вызывают интерес к данной персоне со стороны других людей. Все это служит для социального работника, начинающего общее «лечение», указательным ориентиром».10 При этом автор опасается, что усилия по реабилитации личности посредством ее умывания и переодевания не будут иметь длительного эффекта, если личность не начнет изменяться изнутри: речь идет об изменении самосознания и мировоззрения. Данные положения подтверждаются результатами экспериментального исследования личностных детерминант процесса следования моде (1999 г.). В ходе проведения экспериментальных процедур была замечена положительная динамика самооценки личности (рис. 8.1). Для лиц с низкой самооценкой осознание себя модным человеком является весьма значимым фактом. В нем заключены ожидания, связанные с положительным отношением к субъекту со стороны других людей. Поэтому уверенность в себе, демонстрируемая субъектами моды с заниженной самооценкой, является, скорее всего, характеристикой ситуативных изменений личности, не затрагивающих ее глубинных структур. Для лиц с низкой самооценкой процесс следования моде лишен творческого начала, мода используется ими как своеобразный механизм, облегчающий взаимодействие с окружающими и позволяющий привлечь интерес к своей личности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.054 с.) |