Педагогика: Теория и методика воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика: Теория и методика воспитания



Педагогика: Теория и методика воспитания

Лекция 2. Тема: Цели воспитания (2ч.)

План

Сущность понятий цели, задачи воспитания

1. 1.Цель как компонент воспитательной деятельности

1.2. Иерархия целей в педагогике

Цели воспитания в мировой практике. Функции целей воспитания

Структура целей воспитания в современной педагогической науке (по Б.Т.Лихачеву)

4.Цели и задачи воспитания в современном образовательном учреждении. Основные государственные документы, определяющие (формулирующие) цели и задачи воспитания:

1)Федеральный Закон  «Об образовании в РФ»(2012г.),

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)

3)Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года.-

5) Примерная программа воспитания, разработанная Институтом стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Министерства просвещения РФ (2020г)

 

6) Программа воспитания и календарный план  в ОУ(на выбор студента)

 

Литература

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. М,1993. см Цель педагогической деятельности.С. 40-53.

2. Воронов В.В. Педагогика школы в 2-х словах. М.1997. С.14-17.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.2000. Гл.3. Цели воспитания как педагогическая проблема. С.54-72.

4. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. М.2002.Ч.2. Цели и задачи гуманистического воспитания. С.12-16.

5. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М.2001.Цели и задачи воспитания. С. 20-29

6. Закон РФ «Об образовании».1996.

7. Национальная доктрина образования в РФ.// Официальные документы в образовании.2000.№21. С.4-5.(Основные цели и задачи воспитания)

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Стратегия образования.2002.№1. С.7. Задачи воспитания.

9. Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года - «Вместе –мы сила».

10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» М.2009.

11. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М. 2008.

12. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)

13. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года Одобрен Советом

Федерации 24 июля 2020 года

 

 14.Примерная программа воспитания, разработанная Институтом стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Министерства просвещения РФ (2020г)

 

15) Программа воспитания и календарный план в ОУ(на выбор студента)

 

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

Для него ни один ветер не будет попутным

Сенека

 

Ковыляющий к цели обгонит бегущего,

                            который не знает, куда бежит

Народная поговорка

 

Сущность понятий цели, задачи воспитания

Цель как компонент воспитательной деятельности

 

Основными структурными компонентами воспитательного процесса являются:

Цели воспитания

Конкретизированные задачи воспитательной работы

Содержание

Методы и формы воспитания

Результат

Все они взаимосвязаны и непременно следуют друг за другом. Причем следует отметить, что цель является системообразующим (определяющим) элементом. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов воспитательной деятельности.

. Поэтому центральной проблемой воспитательного процесса является постановка целей воспитания.

Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить (Ожегов С.И. Словарь русского языка.М.,1985. С 785.)

Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.

В физиологической теории                                                                    П. Анохина цель — это модель потребного будущего, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению.

 Цель воспитания — это мысленное, заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать.

Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Воспитательный  процесс — это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной воспитательной  деятельности.

Целеполагание — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач воспитательной  деятельности.

Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики.

В философии выделяются три подхода к выбору целей.

  Идеалистический: цели определяются на основе представления о сверхчувственном целеполагающем начале, которое вносит смысл в человеческую жизнь, определяет цели и ценности.

Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности.

  Материалистический подход говорит, что цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития и педагогической системы.

Иерархия целей в педагогике

 Цели воспитания  могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему.

Высшая ступень — государственные цели, общественный заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах.(позже обсудим эти документы)

  Следующая ступень — цели отдельных образовательных (воспитательных) систем и этапов образования. Например, цели воспитания обучения и в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа.

Более низкая ступень — цели в воспитания детей определенного возраста.

Наконец цели отдельного внеурочного воспитательного мероприятия.

Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания.

Общая цель выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей.

Индивидуальная цель – предполагает воспитание отдельного (определенного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач.

Цели и задачи выступают как целое и часть, как система и ее компоненты. Поэтому возможно и такое определение:

 

Цель воспитания – это система решаемых воспитательных задач.

 

 

Германия начало 20в.

Цель воспитания в нем. школе: формирование рабочего,

Главные задачи: воспитать услужливость, покорность, аккуратность, безусловное подчинение.

Возникает вопрос:

Каким же образом сегодня следует формулировать цель воспитания, которая является центральным звеном воспитательного процесса?

В условиях демократического общества цель научно-обоснованной педагогической системы должна быть: четкой, гибкой. Она  должна учитывать интересы общества, с одной стороны, и интересы ребенка, отдельных групп и слоев населения, с другой стороны.

А также степень научной разработанности проблемы целей воспитания (педагогической, психологической и т.п.).

Жизнь требует разработки целеполагания на основе глубокого понимания сущности человеческой личности, ее реального становления как частицы общества, активно участвующей в потоке экономических, социальных, культурных, политических процессов.

И вместе с тем, как духовно и граждански свободного существа, реализующего себя в выборе своих действий, в принятии решений, в нравственном поведении.

С позиции сегодняшнего дня происходит переориентация целей воспитания. До недавнего времени целеполагание сводилось к формулированию общей, абстрактной цели - всестороннего и гармонического развития личности.

  Но надо сказать, что идея всестороннего развития личности не является только коммунистической. Как было сказано выше, уже в Древней Греции возник идеал гармонического развития личности детей господствующего класса. В эпоху Возрождения идеалом развития личности также было гармоническое ее развитие.

Провозглашая идеал всестороннего развития личности в нашей сов. стране плохо учитывались конкретно-исторические условия, интересы реальной жизни, интересы отдельных слоев населения. (Лозунг «Раньше думай о Родине, а потом о себе»)

Это привело к тому, что педагогическая система была ослаблена таким целеполаганием, а педагоги – обезоружены.

В последние годы появились идеи приоритета личностных интересов над интересами общества. Этот подход в чистом виде также ошибочен.

Постановку целей необходимо рассматривать в сочетании = общественно-личностном.

Поэтому современная педагогика не может удовлетвориться абстрактно поставленной целью воспитания, механической суммой нравственных, эстетических, трудовых, физических и т.п. воспитательных мероприятий…

Важно учитывать новые многообразные представления о реальной сущности человека, реальной личности, об обществе. В этом многообразии столкнулись разнообразные классовые, групповые, личные интересы и стремления, обострились социально-политические и духовно-нравственные противоречия.

!!!!!!!

(Возникли различные партии, движения, которые представляют собой разнообразные национальные, социальные, религиозные ориентиры, формулирующие свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания).

 

Обозначились противоречия между школой, реализующей государственные цели и средствами массовой информации, общественностью

Поэтому педагогика, как общественная наука призвана:

1) разобраться в многообразии целей;

Как идеал;

как общая стратегическая задача;

 как общая тактическая задача;

как задача отражения в воспитании ин­тересов, ожиданий, стремлений различных социальных и на­циональных групп, наконец,

 как задача обеспечения развития интересов, стремлений, способностей, дарований, духовных потребностей отдельной личности.

 

В качестве цели — идеала всегда будет сохранять свое значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил  человеческой личности, ее возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нрав­ственная самореализация, бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

Этот идеал является высшей общечеловеческой ценностью. И борьба за его осу­ществление делает человеческую жизнь осмысленной, оду­хотворенной и целеустремленной, а самого человека — чело­вечным.

Идеал воспитания как цель педагогической деятельности содержит в себе нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности.

С точки зрения нравственности идеальный человек является носителем обще­человеческих норм морали, высоких духовных ценностей. Как суверенная личность он руководствуется только мораль­ными принципами, свободен от конъюнктурных внешних влия­ний и соображений выгоды в выборе поведения, ответственен перед совестью и людьми. В общественной жизни он стре­мится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага. Он заботится об экологической целостности природы, культурной, нравст­венной чистоте и единении общества. Он непримирим к злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, националь­ной розни, преступности, насилию человека над человеком, социальной несправедливости, социального и национального неравенства между людьми.                                                                                                            

Эстетически идеальный человек характеризуется стремле­нием к достижению внутренней духовной целостности, гар­монии сознания, воли, поведения. Красота личности проявля­ется в единстве ее духовности и реальных отношений к миру.

Культурно-образовательная характеристика идеального чело­века состоит в том, что он непрерывно обогащает себя зна­нием духовных богатств, умениями и навыками самосовер­шенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал.

 

Цель воспитания как общая страте­гическая задача состоит в том, чтобы сформировать реаль­ную, граждански устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя.

 

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Это достигается, возможно, более полным раз­витием ее сущностных духовных и физических сил, способ­ностей, дарований и талантов. Стратегия воспитания гуман­ной, демократической личности заключается в   обеспечении ребенку возможности духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции. Важным средством такого развития детей является форми­рование у них самостоятельного мышления. Идеологизированность общественного и индивидуального сознания есть объективное условие нормального функционирования духов­ной жизни общества и личности, оберегающее их от мораль­ного распада, разложения, гниения. Вместе с тем, идеология, ее постулаты и догмы, не должны сковывать сознания ребенка, накладывать запреты на свободу мышления, подме­нять собою активный творческий процесс мышления. Ребен­ку необходимо привить интеллектуальную смелость критиче­ской оценки бесспорных истин, догм, мифов, табу, стереоти­пов, шаблонов, единственно правильных идей, незыблемых постулатов, опирающихся на веру, ведущих к интеллектуаль­ному рабскому послушанию, бездумному и безответственному повиновению, указаний свыше. Господство унифицированного, идеологизированного сознания, его абсолютный автори­тет сводит на нет активность мышления, низводит мысли­тельный пpoцecc на уровень обслуживания, толкования и разъяснения идеологических категорических императивов. Между тем, сама идеология может успешно выполнять свою функцию духовного регулятора жизни лишь будучи движима свободным мышлением, отвоевывающим истины у объектив­ного мира, освежающим и совершенствующим содержание общественного сознания. Вот почему стратегические цели педагогического процесса предусматривают, наряду с форми­рованием идеологизированного, научно обоснованного созна­ния, развитие раскрепощенного диалектического мышления, способного к вскрытию противоречий, сомнению, критике, отрицанию, абсурдному предположению, разрушению автори­тетов, творчеству, к поиску неординарных решений.

Стратегические цели воспитания органично включают в себя также формирование у детей эстетического отношения к действительности. Человек относится к реальному миру не только рационально, познает его разумом, но и осваивает эмоционально, посредством чувств, выражает свое видение жизни в художественном изобразительном образе, звуке, сло­ве. Он как биосоциальное существо представляет собой органичную рационально-эмоциональную целостность. Рациона­листический уклон в развитии формализует, иссушает и обедняет его. Бесконтрольная спонтанная эмоциональность погружает в стихию непредсказуемых действий. Педагогиче­ская стратегия ориентирует практику на развитие в ребенке, в единстве с мышлением, эстетического сознания и всей эмо­циональной сферы. Имеется в виду стимулирование способ­ности эмоционального восприятия гармонии мира в единстве его многообразных форм и содержания, в их противоречиях переходах из одного качества в другое. Это предполагает активизацию сенсорной сферы таких психических процессов, как восприятие, воображение, образно-художественное мыш­ление, речь, сознание, чувственное переживание. На этой ос­нове вырабатывается и собственно эстетическое восприятие, '"творческая способность к созиданию художественного образа, переживанию эмоционального очищения, происходит ста­новление подлинного художественного вкуса. К. Маркс пи­сал: «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые по­рождается, богатство объективной человеческой чувственно­сти: музыкальное ухо, чувствующих красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человече­ским наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы»1.

Диалектически противоречивый процесс развития челове­ка осуществляется как внутреннее саморазвитие личности относительно требований общества и самое себя, заложенных в ней сущностных сил.

К сущностным силам человека относятся: его мускульная сила, способность к активному физическому действию и труду, мозг, на основе которого формируется способность к по­знанию, духовной жизни и активному творчеству, эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы, обеспечи­вающие развитие способности к постановке целей и их до­стижению, к ответственному выбору и принятию решений, а также к эстетическому освоению мира.

Процесс всесторон­него развития сущностных сил детей осуществляется не только и не столько в старшем возрасте, когда они созревают физически и духовно, вовлекаются в широкую общественную жизнь и производительный труд. Опыт дошкольной педаго­гики и психологии свидетельствует о том, что основа всесто­роннего, гармоничного развития ребенка закладывается тогда, когда духовные и физические силы личности находятся в стадии созревания. Гармоничное развитие с самого начала есть процесс обеспечения условий оптимального созревания внутренних сущностных сил личности, на базе которых воз­можно последующее интенсивное всестороннее развитие, от­вечающее требованиям общества. В раннем возрасте дети стремятся к максимальному проявлению своих задатков. Природа дошкольников наиболее податлива и пластична. Вот почему важно привести в движение их естественные силы, обеспечить поле для многообразной деятельности отноше­ния и общения.

Необходимо также правильно понять и оценить основные движущие силы интенсивного гармоничного развития внутренних задатков детей.  

 

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1957. Т. 1. С. 141

 

В его основе лежит противоречу между стремлением ребенка к жизненному самоутверждению и недостаточностью нужных для этого средств, возможностей, сил, опыта. Но жизненная сила, стремление к активаности заложены в ребенке природой изначально. Поэтому движущими силами e го спонтанного развития являются разнообразные потребности, крепнущие на этой основе интересы и  способности. Эти внутренние стимулы педагогу важно пи-ч стояние иметь в виду в организованном педагогическом процессе. Одновременно надо развивать, вводить в действие e'j превращать внешние, выработанные обществом стимулы, такие, как долг, честь, честность, стремление к добру, само­любие, ответственность, трудолюбие, дисциплина во внутренние движущие силы, направлять с их помощью потребности и интересы детей. Чтобы обеспечить ребенку возможность реализации внутренних и внешних стимулов, его надо воору­жить способами деятельности, универсальными социальными механизмами проявления и реализации своих сущностных сил, элементарными основами их всестороннего и гармонич­ного развития.

Человек, осваивая природу, перерабатывая и приспосаб­ливая окружающий мир для удовлетворения своих потребно­стей, изменяется сам. Он развивает свою способность к твор­честву, эмоционально-волевую сферу, накапливает производ­ственный и жизненный опыт, совершенствует познания, умения В навыки. Человек развивает в себе универсальные спо­собности и овладевает столь же универсальными механизма­ми, способами реализации их в деятельности для достижения жизненно важного результата. Потребности рождают спосо­бы деятельности, которые, будучи приведенными в движение, дают материальный или духовный продукт и одновременно способствуют совершенствованию человеческой индивидуаль­ности.

Виды деятельности, с помощью которых человек удовлетворяет потребности и получает возможность овладеть способами саморазвития, группируются следующим образом.

 Одним из ведущих видов человеческой деятельности яв­ляется трудовая. Ее освоение требует от детей овладения аза­ми знаний о характере труда, умениями и навыками осуще­ствления простейших операций. Без этой элементарной трудовой грамоты ребенок не может включаться в труд, разви­вать связанные с трудовой деятельностью задатки, способ­ности, сущностные силы. Элементарные трудовые знания, умения и навыки представляют собой одну из универсальных основ развития сущностных сил ребенка.

На каждом историческом этапе общественного развития характер и содержание элементарных трудовых умений из­меняется. Неизменной остается основа готовности к труду: знания о современном производстве, владение умениями и навыками обращения с простейшими орудиями труда, и, на­конец, развитая способность к творчеству в процессе трудо­вой деятельности.

Другим важнейшим видом человеческой деятельности, возникшим и развившимся в процессе труда, является интеллектуально-речевая, активная познавательная деятель­ность и речевое общение. Ребенок, живя в обществе, разви­вает свои умственные силы, овладевает устной речью в ходе повседневного общения. Но это мышление и владение речью при отсутствии специального обучения могут остаться на примитивном уровне.

Чтобы стать полноценным членом общества, оказаться способным участвовать в производстве, постигать человече­ские отношения, богатства культуры, ребенку необходимо овладеть азами знаний о приемах умственной деятельности, речевой культуре, умениями и навыками анализа, обобщения, грамотной устной и письменной речью. Элементарная куль­тура мышления и речевая грамота являются тем универсаль­ным механизмом умственной деятельности, благодаря кото­рому дети приводят в движение такие сущностные силы, как психические процессы активного восприятия, воображения, мышления, речевой аппарат.

Интеллектуально-речевая грамота так же, как и трудовая, является одной из универсальных основ развития сущност­ных сил человека. Содержание и характер основ интеллек­туально-речевых умений и навыков подвержены историческо­му изменению. Педагогические же требования к овладению интеллектуально-речевой грамотностью остаются постоянны­ми: знание азбуки, грамматики и лексики, а также элемен­тарных приемов умственных действий; овладение навыками культуры устной и письменной речи; развитие способности к творческому мышлению, решению разнообразных задач, к творческой импровизации с помощью слова (решение мате­матических и физических задач, написание писем, сочинений, стихов, анализ жизненных ситуаций, произнесение речей, ак­тивное участие в беседах, различные виды самостоятельных обобщений).

Стержневым видом человеческой деятельности является также поведение в обществе. В ходе жизни и воспитания ре­бенок овладевает социальными формами, умениями и навы­ками поведения. Он усваивает элементарные основы регули­рования человеческих отношений простыми нормами нравст­венности и права.

Овладение морально-правовыми знаниями обеспечивает приведение в движение таких важнейших сущностных сил, как морально-волевая и действенно-практическая сферы, об­щественные мотивы и стимулы поведения. Сложнейший процесс овладения ребенком морально-правовой грамотой является также одной из универсальных основ развития сущно­стных сил человека. Сущностью и содержанием нравственно-правовой грамотности являются: знание простых норм нрав­ственности и права; прочное владение социальными формами и навыками культурного поведения; способность к постоян­ному выбору нравственного поведения, ответственности, ис­полнению долга, дисциплинированность.

Все большее значение для всестороннего, гармоничного развития сущностных сил человека приобретает в современ­ных условиях развитие зрительного анализатора, зрительного восприятия, визуальной грамотности, способности видеть, ана­лизировать и понимать зрительный образ. Потребность че­ловека в образно-зрительных впечатлениях, развитие экран­ных средств, усвоение информации с помощью зрительных образов — все это требует умения ориентироваться в зритель­ных образах, критически относиться к зрительной информации, тщательно отбирать и использовать ее. Благодаря ви­зуальной грамотности ребенок сможет одновременно разви­вать зрительные анализаторы,   восприятие, воображение, мышление и другие, в том числе эмоциональные, психические процессы.

Визуальная грамота, как одна из универсальных основ развития сущностных сил человека,. включает в себя: знание содержательных образов природы, общества, искусства; уме­ния и навыки воспроизведения и анализа образа на основе знаний; творческую импровизацию, воплощение идей в изо­бразительных технических или 'художественных образах, г. Большое развивающее значение для детей приобрела музыкально-звуковая деятельность и соответствующая ей му­зыкально-звуковая грамотность. Реально существует потреб­ность человеческого сознания, чувства, нервной системы а гармоническом звуке, стремление слушать природу, желание выразить себя в звуке, разобраться в, звуковом хаосе и дать ему соответствующую оценку. Все это требует от человека элементарной музыкально-звуковой культуры, умения на­слаждаться музыкой, оградить себя от звукового (в том числе и музыкального) хаоса и вместе с тем развить слу­ховой аппарат, привести в движение с его помощью свое мышление, чувства, воображение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Музыкально-звуковая грамота, как одна из универсаль­ных основ развития сущностных сил детей, включает в себя: знания о звуках природы, музыке и нотах; умение музыкаль­ного самовыражения с помощью элементарных инструментов и голосового аппарата; музыкальную импровизацию.

Важным механизмом всестороннего и гармонического са­моразвития детской личности является физкультурно-гнгиеническая деятельность. Духовное богатство в человеке, его духовная мощь основывается на здоровом и гармонично  развитом организме..Это особенно важно, потому что доля физического и ручного труда в современном производстве сокращается, возрастают интеллектуальные нагрузки и пере­грузки, увеличивается опасность гиподинамии.

Тело человека, которому от природы предназначено дви­жение, попадает в условия минимального двигательного про­явления. Физкультурно-гигиеническая деятельность, воору­жая ребенка способами приведения в движение органов и анатомо-физиологических систем, обеспечивает его здоровье и анатомо-физиологическую основу нормального овладения всеми другими основами жизнедеятельности. Физкультурно-гигиеническая деятельность является для ребенка одной из универсальных основ развития природных физических сил, обеспечения здоровья, освоения и других механизмов само­развития. Она включает: знания о гигиене и элементарной физической культуре; общефизкультурные умения и навыки, творческое мышление в решении спортивно-игровых задач.

Педагогический эффект гармонического развития лично­сти достигается тогда, когда приведены, в движение все ос­новные виды деятельности, происходит творческое усвоение всех основных элементарных грамот. Ребенок овладевает грамотой того или иного вида деятельности как механизмом своего всестороннего, гармоничного развития в том случае, если ндучится творческому использованию приобретенных, знаний и навыков.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

В целях воспитания всесторонне и гармонично развитого человека ни в одном виде деятельности нельзя останавливаться на уровне простого усвоения знаний и навыков. Не­обходимо обязательно доводить дело до творческого нх ис­пользования. Творческое проявление детей во всех видах деятельности — убедительное свидетельство осуществления процесса подлинно всестороннего и гармоничного развития личности. Творчество в различных видах деятельности взаимодополняется и обогащается, способствует формированию подлинно творческой личности. Овладение подрастающим че­ловеком всеми видами элементарной грамотности позволяет ему свободно усваивать знания, формировать на этой базе новые умения и навыки в любой области человеческого про­изводства и культуры, приводить в движение все сущностные силы, быть внутренне  готовым к любой деятельности.

Таким образом, сущность стратегической цели воспитания в целом состоит вгармоничном развитии всех сущностных физических и духовных сил, способностей, дарований детской личности, в обеспечении оптимальной приложимости этих сил в условиях обновляющегося общества, в формировании ее внутренней интеллектуально-нравственной свободы.  

 

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические педагогические цели и задачи.

Они  представляют собой систему кон­кретных целевых направлений педагогической деятельности, организация и эффективная реализация которых обеспечит практическое достижение оптимального результата в гармо­ничном развитии сущностных сил детской личности.

Такти­ческие цели и задачи реализуются в воспитательно-образо­вательной концепции, в содержании, организации, формах и методах воспитания и обучения. Современная жизнь выдви­нула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назовем наиболее существенные из них:

—  задачи умственного воспитания предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечи­вающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

задачи эмоционального воспитания, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстети­ческого отношения к искусству и действительности, что яв­ляется психолого-педагогической основой гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания;

задачи нравственного воспитания, ориентированного на усвоение, воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора' и ответственного поведения в жизненных отношениях;

—   задачи физического воспитания, направленного на ук­репление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизнедеятельности и духовного бытия;

задачи трудового и политехнического воспитания, ре­ально включающего детей в процессы материального произ­водства, в освоение современной техники и технологий;

задачи индивидуально-личностного воспитания, тре­бующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализа­ции процессов обучения и воспитания, всей внешкольной деятельности детей;

— задачи духовно-ценностного воспитания в духе обще­человеческих идеалов и нового политического мышления;

—   задачи гражданско-правового воспитания, ответствен­ного за формирование у детей патриотического и интерна­ционального сознания, правовых знаний, прочных привычек и навыков правового поведения;

—   задачи экологического воспитания, развивающего у школьников сознание уникальности и единства планеты, при­оритетности ее экологической целостности над любыми эконо­мическими и политическими проблемами, нравственно-правовую ответственность за экологиче­скую чистоту природы;

— задачи культурологического воспитания,   основываю­щегося на высших ценностях мировой художественной куль­туры, в том числе накопленной и сохраненной церковью, про­тивостоящего разрушительному напору массовой анти - и псев­докультуры.

Активное осуществление этих тактических целей позво­лит реально и эффективно решать стратегические задачи, осуществлять всестороннее развитие личности.

!!!!!!! Важно!!!! В системе целеполагания советской педагогики долгое время замалчивались и игнорировались конкретные цели вос­питания детей в отдельных регионах страны, обусловленные потребностями и особенностями национального бытия, регионально-национального возрождения. Национальная культура является общечеловеческим достоянием и богатством. Она есть яркая форма проявления в искусстве, традициях, обычаях сущности народа — его таланта, организации обществен­ной жизни, труда и быта. Осуществление воспитательных идеалов, достижение общих стратегических и конкретных. тактических целей невозможно без решения таких задач ре­гионально-национального уровня как возрождение и развитие родного языка; защита культурно-этнических особенностей и национальных духовных ценностей; сохранение своеобра­зия жизненного уклада и демографической структуры, а так­же родной природы.

  Актуальной задачей является также воспитание подра­стающего поколения, способного принимать участие в созда­нии национальных о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.068 с.)