Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
См. Подробно см. Колеченко А.К .Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.-СПб.:КАРО,2005.-368с. С.7-148
ЦЕЛИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ Процесс воспитания в школе направлен на формирование личности. В связи с этим необходимо найти психический материал, который формируется в процессе воспитания. Материалом обучения являются предметные знания, умения, навыки. Материалом психического развития являются психические операции. Материалом воспитания являются относительно устойчивые и постоянные, высокообобщенные отношения человека к себе, окружающим, природе, вещам и т. п. Н. Д. Талызина отмечает: «Психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» ([14] С. 17). Если в процессе обучения и развития участвуют основные операции запоминания и понимания, то в воспитании таковым является процесс принятия. В формировании личности можно выделить много направлений. Можно утверждать с большим основанием, что необходимо сконцентрировать психологическое обеспечение вокруг трех основных личностных образований: 1 ) Я-концепция (здоровое самоуважение); 2 ) сотрудничество (отношение к другим, развитие чувств, объединяющих людей, на уровне относительно устойчивых и постоянных отношений); 2 ) законопослушание (сила сверх-Я). Эти блоки наполняются более частными личностными качествами. Кроме этих блоков личности могут быть и дополнительные.
Воспитание Я-концепции Актуальность психологического обеспечения Я-концепции определяется многими причинами. Э. Бернс показал огромное влияние Я-концепции на успешность процесса обучения в школе. Имеются исследования, в которых показывается влияние Я-концепции на успешность жизненного пути. Гуманизация школы предлагает по-новому рассмотреть свойства личности учащихся. Если цель традиционного подхода в педагогике — согласовать, подогнать человека под общество, то гуманизация школы предполагает еще и согласование человека с самим собой (внутреннее равновесие, стабильность, единство и т. п.). Понятие Я-концепции имеет различные определения и связи с другими понятиями. Я-концепция — это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе. Близкими понятиями с Я-концепцией являются застенчивость, уверенность, чувство значимости. Между ними есть и некоторые различия.
Нам представляется, что Я-концепция состоит из следующих блоков: мнение о своих физических характеристиках, о своих интеллектуальных характеристиках, мнение о своей эмоциональной сфере, о своем характере, мнение о своей значимости в глазах других, о своей волевой сфере, мнение о своих потребностях. Мнения о себе могут иметь различные уровни: уровень оценочных суждений, уровень убеждений, уровень чувств. Формирование Я-концепции в разном возрасте происходит при доминировании одного из уровней. В моделях личности гуманистических психологов в различных вариантах анализируется Я-концепция (А. Маслоу, Д. Снигг и А. Комбс, К. Роджерс и др.). Существуют различные подходы к структуре свойств Личности учащихся. Прежде всего, рассмотрим структуры развивающейся, самоактуализирующейся, адекватной личности. Характеристики развивающейся личности представляют модель, к которой мы должны стремиться в процессе обучения и воспитания учащихся. Характеристики самоуничтожающейся личности представляют поведение и отношение, которые желательно свести к минимуму, потому что они препятствуют обучению личности. А. Масл оу выделяет 14 характеристик «самоактуализирующейся» личности: 1) умелое восприятие действительности, которую индивид должен воспринимать спокойно такой, какая она есть; 2) признание себя, других и природы; 3) непосредственность; 4) чувствительность к проблемам; 5) желание одиночества и уединения; 6) независимость от других; 7) постоянное желание оценки своих действий; 8) сочувствие или сострадание; 9) поиск глубоких, но немногих межличностных отношений; 10) уважение всех; 11) нравственные качества; 12) доброжелательное чувство юмора; 13)творческий характер. Д. Снигг и А. Комбс выдвигают концепцию «адекватного человека» и наделяют его следующими качествами, которые являются целью самоактуализации: 1) адекватный человек воспринимает себя положительно; 2) он признает других и умеет жить с ними; 3) не страдает агрессивностью; 4) он открыт для опыта; 5) проявляет спонтанность и творчество;
6) способен действовать независимо, так как он понимает, что его чувства, вера и отношение являются гидами поведения; 7) проявляет сострадание. К. Роджерс выделяет следующие качества, необходимые учащемуся в этом мире: 1) подлинность (аутентичность); 2) чувствительное отношение к событиям; 3) эмпатию (проникновенное понимание других); 4) доверие; 5) восхищение; 6) трепет. При наличии таких качеств ученик, как считает К. Роджерс, становится обучающимся, изменяющимся существом. Довольно тесно с Я-концепцией связано такое качество человека, как застенчивость. Ф. Зимбардо в своей работе «Застенчивость» достаточно глубоко разбирает истоки этой проблемы, методы диагностики и помощи учащимся. По его мнению, одна из проблем, которая беспокоит ребенка и делает его неуспешным, является застенчивость. Полное отсутствие застенчивости также является проблемой, которой занимались разные ученые. В разделе «Как победить застенчивость» он описывает следующие пути помощи самому себе: 1. Разберитесь в себе. 2. Определите, в чем причина вашей застенчивости. 3. Формируйте самооценку. 4. Развивайте в себе навыки социального поведения. Данный подход может использоваться как самими Школьниками, так и психологами, педагогами. К. Бессер-Зигмунд в своей книге «Магические слова» описывает силу слов. В данной работе даются приемы Преодоления застенчивости. Обобщая приведенные концепции, можно отметить, что все они объединяются вокруг Я-концепции. Это понятие общее, которое включает более частные. Достаточно тесно с Я-концепцией связаны различные модели саморазвивающейся и самоуничижающейся личности. Так, в одной из концепций американских исследователей, саморазвивающаяся личность включает в себя следующие характеристики:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.007 с.) |