См. Подробно см. Колеченко А.К .Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.-СПб.:КАРО,2005.-368с. С.7-148 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См. Подробно см. Колеченко А.К .Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.-СПб.:КАРО,2005.-368с. С.7-148



 

 

ЦЕЛИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Процесс воспитания в школе направлен на формирование личности. В связи с этим необходимо найти психический материал, который формируется в процессе воспитания.

Материалом обучения являются предметные знания, умения, навыки. Материалом психического развития являются психические операции. Материалом воспитания являются относительно устойчивые и постоянные, высокообобщенные отношения человека к себе, окружающим, природе, вещам и т. п.

Н. Д. Талызина отмечает: «Психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» ([14] С. 17).

Если в процессе обучения и развития участвуют основные операции запоминания и понимания, то в воспитании таковым является процесс принятия.

В формировании личности можно выделить много направлений.

Можно утверждать с большим основанием, что необходимо сконцентрировать психологическое обеспечение вокруг трех основных личностных образований:

1 ) Я-концепция (здоровое самоуважение);

2 ) сотрудничество (отношение к другим, развитие чувств, объединяющих людей, на уровне относительно устойчивых и постоянных отношений);

2 ) законопослушание (сила сверх-Я).

Эти блоки наполняются более частными личностными качествами. Кроме этих блоков личности могут быть и дополнительные.

 

Воспитание Я-концепции

Актуальность психологического обеспечения Я-концепции определяется многими причинами. Э. Бернс показал огромное влияние Я-концепции на успешность процесса обучения в школе. Имеются исследования, в которых показывается влияние Я-концепции на успешность жизненного пути.

Гуманизация школы предлагает по-новому рассмотреть свойства личности учащихся.

 Если цель традиционного подхода в педагогике — согласовать, подогнать человека под общество, то гуманизация школы предполагает еще и согласование человека с самим собой (внутреннее равновесие, стабильность, единство и т. п.).

Понятие Я-концепции имеет различные определения и связи с другими понятиями.

Я-концепция — это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе.

Близкими понятиями с Я-концепцией являются застенчивость, уверенность, чувство значимости. Между ними есть и некоторые различия.

Нам представляется, что Я-концепция состоит из следующих блоков: мнение о своих физических характеристиках, о своих интеллектуальных характеристиках, мнение о своей эмоциональной сфере, о своем характере, мнение о своей значимости в глазах других, о своей волевой сфере, мнение о своих потребностях.

Мнения о себе могут иметь различные уровни: уровень оценочных суждений, уровень убеждений, уровень чувств. Формирование Я-концепции в разном возрасте происходит при доминировании одного из уровней.

В моделях личности гуманистических психологов в различных вариантах анализируется Я-концепция (А. Маслоу, Д. Снигг и А. Комбс, К. Роджерс и др.).

Существуют различные подходы к структуре свойств Личности учащихся. Прежде всего, рассмотрим структуры развивающейся, самоактуализирующейся,  адекватной личности.

Характеристики развивающейся личности представляют модель, к которой мы должны стремиться в процессе обучения и воспитания учащихся. Характеристики самоуничтожающейся личности представляют поведение и отношение, которые желательно свести к минимуму, потому что они препятствуют обучению личности.

А. Масл оу выделяет 14 характеристик «самоактуализирующейся» личности:

1) умелое восприятие действительности, которую индивид должен воспринимать спокойно такой, какая она есть;

2) признание себя, других и природы;

3) непосредственность;

4) чувствительность к проблемам;

5) желание одиночества и уединения;

6) независимость от других;

7) постоянное желание оценки своих действий;

8) сочувствие или сострадание;

9) поиск глубоких, но немногих межличностных отношений;

10) уважение всех;

11) нравственные качества;

12) доброжелательное чувство юмора;

13)творческий характер.

Д. Снигг и А. Комбс выдвигают концепцию «адекватного человека» и наделяют его следующими качествами, которые являются целью самоактуализации:

1) адекватный человек воспринимает себя положительно;

2) он признает других и умеет жить с ними;

3) не страдает агрессивностью;

4) он открыт для опыта;

5) проявляет спонтанность и творчество;

6) способен действовать независимо, так как он понимает, что его чувства, вера и отношение являются гидами поведения;

7) проявляет сострадание.

К. Роджерс выделяет следующие качества, необходимые учащемуся в этом мире:

1) подлинность (аутентичность);

2) чувствительное отношение к событиям;

3) эмпатию (проникновенное понимание других);

4) доверие;

5) восхищение;

6) трепет.

При наличии таких качеств ученик, как считает К. Роджерс, становится обучающимся, изменяющимся существом. Довольно тесно с Я-концепцией связано такое качество человека, как застенчивость. Ф. Зимбардо в своей работе «Застенчивость» достаточно глубоко разбирает истоки этой проблемы, методы диагностики и помощи учащимся.

По его мнению, одна из проблем, которая беспокоит ребенка и делает его неуспешным, является застенчивость. Полное отсутствие застенчивости также является проблемой, которой занимались разные ученые.

В разделе «Как победить застенчивость» он описывает следующие пути помощи самому себе:

1. Разберитесь в себе.

2. Определите, в чем причина вашей застенчивости.

3. Формируйте самооценку.

4. Развивайте в себе навыки социального поведения. Данный подход может использоваться как самими

Школьниками, так и психологами, педагогами.

К. Бессер-Зигмунд в своей книге «Магические слова» описывает силу слов. В данной работе даются приемы Преодоления застенчивости.

Обобщая приведенные концепции, можно отметить, что все они объединяются вокруг Я-концепции. Это понятие общее, которое включает более частные. Достаточно тесно с Я-концепцией связаны различные модели саморазвивающейся и самоуничижающейся личности.

Так, в одной из концепций американских исследователей, саморазвивающаяся личность включает в себя следующие характеристики:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.007 с.)