Лекция 2. Тема: цели воспитания (2ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Тема: цели воспитания (2ч. )



План

Сущность понятий цели, задачи воспитания

1. 1.Цель как компонент воспитательной деятельности

1.2. Иерархия целей в педагогике

Цели воспитания в мировой практике. Функции целей воспитания

Структура целей воспитания в современной педагогической науке (по Б.Т.Лихачеву)

4.Цели и задачи воспитания в современном образовательном учреждении. Основные государственные документы, определяющие (формулирующие) цели и задачи воспитания:

1)Федеральный Закон  «Об образовании в РФ»(2012г.),

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)

3)Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года.-

5) Примерная программа воспитания, разработанная Институтом стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Министерства просвещения РФ (2020г)

 

6) Программа воспитания и календарный план  в ОУ(на выбор студента)

 

Литература

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. М,1993. см Цель педагогической деятельности.С. 40-53.

2. Воронов В.В. Педагогика школы в 2-х словах. М.1997. С.14-17.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.2000. Гл.3. Цели воспитания как педагогическая проблема. С.54-72.

4. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. М.2002.Ч.2. Цели и задачи гуманистического воспитания. С.12-16.

5. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М.2001.Цели и задачи воспитания. С. 20-29

6. Закон РФ «Об образовании».1996.

7. Национальная доктрина образования в РФ.// Официальные документы в образовании.2000.№21. С.4-5.(Основные цели и задачи воспитания)

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Стратегия образования.2002.№1. С.7. Задачи воспитания.

9. Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года - «Вместе –мы сила».

10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» М.2009.

11. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М. 2008.

12. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р)

13. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года Одобрен Советом

Федерации 24 июля 2020 года

 

 14.Примерная программа воспитания, разработанная Институтом стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Министерства просвещения РФ (2020г)

 

15) Программа воспитания и календарный план в ОУ(на выбор студента)

 

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

Для него ни один ветер не будет попутным

Сенека

 

Ковыляющий к цели обгонит бегущего,

                            который не знает, куда бежит

Народная поговорка

 

Сущность понятий цели, задачи воспитания

Цель как компонент воспитательной деятельности

 

Основными структурными компонентами воспитательного процесса являются:

Цели воспитания

Конкретизированные задачи воспитательной работы

Содержание

Методы и формы воспитания

Результат

Все они взаимосвязаны и непременно следуют друг за другом. Причем следует отметить, что цель является системообразующим (определяющим) элементом. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов воспитательной деятельности.

. Поэтому центральной проблемой воспитательного процесса является постановка целей воспитания.

Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить (Ожегов С.И. Словарь русского языка.М.,1985. С 785.)

Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.

В физиологической теории                                                                    П. Анохина цель — это модель потребного будущего, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению.

 Цель воспитания — это мысленное, заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать.

Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Воспитательный  процесс — это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной воспитательной  деятельности.

Целеполагание — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач воспитательной  деятельности.

Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики.

В философии выделяются три подхода к выбору целей.

  Идеалистический: цели определяются на основе представления о сверхчувственном целеполагающем начале, которое вносит смысл в человеческую жизнь, определяет цели и ценности.

Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности.

  Материалистический подход говорит, что цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития и педагогической системы.

Иерархия целей в педагогике

 Цели воспитания  могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему.

Высшая ступень — государственные цели, общественный заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах.(позже обсудим эти документы)

  Следующая ступень — цели отдельных образовательных (воспитательных) систем и этапов образования. Например, цели воспитания обучения и в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа.

Более низкая ступень — цели в воспитания детей определенного возраста.

Наконец цели отдельного внеурочного воспитательного мероприятия.

Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания.

Общая цель выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей.

Индивидуальная цель – предполагает воспитание отдельного (определенного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач.

Цели и задачи выступают как целое и часть, как система и ее компоненты. Поэтому возможно и такое определение:

 

Цель воспитания – это система решаемых воспитательных задач.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.007 с.)