В основе формационного подхода лежит теория общественно-экономических формаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В основе формационного подхода лежит теория общественно-экономических формаций



 

    Авторами этой теории являются немецкие философы К.Маркс и Ф. Энгельс.

 Они рассматривают формации как ступени исторического развития. Под общественно-экономической формацией они понимают определенную стадию развития общества. Она определяется исторически соответствующим способом производства, который характеризуется взаимосвязью производительных сил (люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками, а также средства производства, т.е. предметы и орудия труда) и производственных отношений (отношения людей в процессе совместной трудовой деятельности). Производственные отношения зависят от того, в чьей собственности находятся основные средства производства. История общества, в соответствии с этой концепцией,  представляет собой процесс развития сменяющих друг друга формаций: первобытнообщинная, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической и коммунистической.

    Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производственные силы требуют изменений в экономических отношениях, а затем и во всем обществе. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является революция.

К слабым сторонам теории общественно-экономических формаций относится то, что не все страны «укладываются»  в рамки формации, например, в одну и ту же историческую эпоху в Средиземноморье существовали и рабовладельческие и первобытнообщинные отношения, а также общества восточного типа. Кроме того, эта теория создает фаталистическое, безальтернативное представление об историческом процессе, принижает роль человеческой деятельности и сознания, духовного развития человека, выдвигает на первое место экономику,  Не вписываются в рамки формационного подхода и многие современные явления, например достижение коммунизма сегодня не считается научно-обоснованным, а утопическим.

К сильным сторонам относят выделение и обоснование определенных крупных этапов, через которые идет развитие человеческого общества, во-вторых, признается поступательный прогрессивный характер развития общества.

В основе стадиально-цивилизационного подхода лежит теория постиндустриального общества, основанная на повышении роли науки, преобладании сферы услуг над материальным производством, усилении роли государственного прогнозирования, резкое возрастание «искусственных интеллектуальных отраслей»: микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций, глобализация экономики. Но в отличие от формационного подхода, сторонники цивилизационного подхода считают что характер современного общества определяет духовный потенциал человека. Его знания, способности, ценности, приоритеты. Именно эти качества становятся главным ресурсом XXI века.

 

Практическая часть:

1. Определите признаки, свойственные постиндустриальному обществу

1) появление массовой культуры

2) в экономике преобладают отрасли тяжелой промышленности

3) основными критериями стратификации общества является профессионализм и уровень образования

4) структура общества является жесткой и закрытой

2. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу

1) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

2) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

3) приоритетное развитие в экономике принадлежит сфере услуг

4) промышленное предприятие становится важнейшей производительной единицей

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, впадающих из общего ряда

1) массовая культура,  2) технология, 3) община, 4) частная собственность, 5) касты, 6) закон, 7) классы, 8) экономический кризис, права и свободы человека

4. Найдите в приведенном ниже списке три  признака, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации

1) расширение виртуальных коммуникаций

2) низкий уровень социальной мобильности

3) натуральный характер хозяйства

4) единство мирового экономического пространства

5) многовариантность развития и многообразие форм существования человеческого общества

5. Особенность цивилизационного подхода к изучению развития общества заключается в том, что

1) развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от одной общественно-экономической формации к другой

2) главным критерием развития общества является уровень развития экономики

3) история рассматривается как многовариантный процесс, учитывается специфика различных стран и регионов

4) каждая последующая стадия в развитии общества выше по своему уровню, сложнее предыдущей

6. Определите признак, свойственный традиционному обществу

1) наследственный характер социального статуса

2) преобладание демократических форм государства

3) главной ценностью является информация

4) реализация принципов «равенства стартовых возможностей»

7. Из перечисленных характеристик выберите сильные стороны цивилизационного подхода к изучению развития общества

1) учитывает специфику стран и регионов

2) существование главного магистрального прогрессивного пути развития общества

3) рассматривает историю как многовариантный процесс

4) возможность сравнивать цивилизации, определять наиболее развитые и менее развитые

5) аморфность  (неопределенность) критериев для выделения типов цивилизаций

6) главную роль в историческом процессе отводят духовно-нравственному и интеллектуальному развитию человека

8. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой

(А) Постижение прошлого человечества – довольно сложный процесс. (Б) В нем объективные факторы переплетаются с субъективными мнениями и оценками. (В) Сложились два подхода к рассмотрению истории общества: стадиальный (формационный и стадиально-цивилизационный) и локально-цивилизационный. (Г) На наш взгляд, широко используемое понятие «цивилизация» является слишком неоднозначным. (Д) Под цивилизацией принято понимать, во-первых, достижения материальной и духовной культуры, а во-вторых, все достижения современного человечества.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) теоретический характер

9. Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

«Информационные и коммуникативные технологии стали наиболее динамичным компонентом _____________ (А) – как материального, так и духовного, радикально меняющим многие принципы социальности и регуляции ______________ (Б). Масштабы и темпы информационной ___________(В) превышают все известные до сих пор в истории сдвиги. Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу _____________ (Г), образования, здравоохранения и рекреации. Ведущая роль в производстве все в большей степени принадлежит не производственным корпорациям и бизнесменам, а корпорациям исследования и развития, экспериментальным лабораториям, научным центрам и _______________ (Д). Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого работника, располагающего своей ___________ (Е) и знаниями как существенным вкладом в процесс производства».

              Слова:

1) монотеизм

2) производство

3) потребление

4) сфера

5) общество

6) квалификация

7) революция

8) наука

9) университет

10. Характеристикой постиндустриального общества является

1) переход присваивающего хозяйства к производящему

2) переход от натурального к товарному хозяйству

3) завершение промышленного переворота

4) преобладание сферы услуг в экономике

11. Из перечисленных характеристик выберите три, которые относятся к формационному подходу в изучении развития общества

1) развитие общества рассматривается как поступательный закономерный процесс смены общественно-экономических формаций

2) существование главного магистрального прогрессивного пути развития общества

3) рассматривает историю как многовекторный, разнонаправленный процесс

4) критерием прогресса является производственная деятельность человека, характер труда и способы включения в производственный процесс

5) главную роль в историческом процессе отвадят духовно-нравственному и интеллектуальному развитию человека

12.  Классическим примером традиционной цивилизации является древнеиндийское общество. Найдите в приведенном списке три характеристики данного типа цивилизации

1) большую роль в жизни людей играет община, в собственности которой находится земля, ирригационные сооружения

2) высокий уровень социальной мобильности, открытое общество

3) кастовая стратификационная система

4) высокий уровень развития промышленного производства

5) господство религиозного мировоззрения

6) развитый институт прав и свобод человека

13. При переходе от традиционного к индустриальному обществу происходит

1) увеличение доли сельского хозяйства в экономике страны по сравнению с промышленностью

2) возрастание роли науки и образования

3) усиление сословных различий и привилегий

4) преобладание коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

14. Ниже приведен ряд характеристик, все они, за исключением двух, относятся к традиционному обществу. Найдите два термина, выпадающих из этого ряда

1) Касты, 2) сословия, 3) ручной труд, 4) промышленность 5) натуральное хозяйство, 6) консерватизм, 7) деспотия, 8) классы

15. Найдите в приведенном ниже списке три признака, характеризующих пост- индустриальное общество

1) глобализация

2) изолированность отдельных стран

3) преобладание аграрного сектора в мировой экономике

4) интенсивные способы развития производства

5) развитие мелкосерийного производства

6) широкое внедрение ресурсосберегающих технологий

16. Основу экономики страны Z составляет коллективная собственность на землю. Особую роль в жизни людей играет религия. Социальный статус человека зависит от его происхождения. К какому типу принадлежит это общество?

1) западному

2) постиндустриальному

3) индустриальному

4) традиционному

17. Переход к индустриальному обществу связан с

1) осознанием необходимости бережно относиться к природным ресурсам

2) высоким уровнем развития науки и техники, способствующим осуществлению промышленного переворота

3) созданием единого информационного пространства

4) компьютеризацией производства

18. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А. В традиционном обществе главной ценностью является индивидуализм, ценность человека заключается в нем самом.

Б. В традиционном обществе люди стремятся властвовать над природой, подчинять ее и извлекать максимальную пользу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Высокий уровень развития науки и техники, средств инфраструктуры и связи, отсутствие социальных барьеров для повышения социального статуса, наличие необходимой материально-технической базы для развития личности характерны для

1) аграрного общества

2) постиндустриального общества

3) индустриального общества

4) традиционного общества

20. Качественная специфика, своеобразие духовной, социальной и материальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития называется

1) менталитетом

2) формацией

3) цивилизацией

4) культурой

21. Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к экономике индустриальной цивилизации. Найдите две характеристики, выпадающие из этого ряда.

1) Интенсивность, 2) промышленность, 3) высокая зависимость от природы, 4) разделение труда, 5) наемный труд, 6) натуральное хозяйство, 7) рыночные отношения, 8) частная собственность

22. Установите соответствие между терминами и их значениями.

Характеристики Термины
А) социально-экономическое образование 1) цивилизация
Б) социокультурное образование 2) формация
В) не только исторически специальное, но и неисчерпаемо длительное  
Г) фиксирует прерывистость истории  
Д) отражает определенный уровень исторического развития, главным критерием которого является производственная деятельность человека  

23. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие индустриальному обществу.

1) приоритет коллективистских ценностей

2) высокая социальная мобильность

3) глобализация экономики и финансов

4) рост численности рабочего класса

5) использование информационных технологий

24. Найдите в списке черты, присущие постиндустриальному обществу.

1) развитие сферы услуг

2) отсутствие социальной стратификации

3) новые интеллектуальные технологии

4) рост численности рабочего класса

5) использование информационных технологий

25. Найдите в приведенном списке черты общества индустриального типа

1) механизация и автоматизация производства и управления

2) определяющая роль урбанизации в социальной жизни

3) высокий уровень социальной мобильности

4) господство церкви и армии в политической сфере общества

5) господство сельского натурального хозяйства

6) серийное производство товаров массового потребления

26. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество?

1) общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами

2) большинство населения занято в сфере услуг

3) преобладают интенсивные методы ведения хозяйства

4) наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие технологии

5) происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни

6) природные факторы оказывают влияние на развитее общества

27. В стране Z производство ориентировано не на объем, а на качество продукции и соответствие ее запросам потребителя. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество?

1) развитие массового стандартизированного производства

2) усиление роли малого и среднего бизнеса

3) преобладание доли физического труда над умственным

4) рост доли умственного высококвалифицированного, творческого труда

5) индивид ориентирован на производство и потребление

6) развитие наукоемких, ресурсосберегающих, информационных технологий

28. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из списка подходящие по смыслу слова и вставьте на место пропусков.

«__________________ (А) характеризует многоукладность мира и означает сосуществование  - мирное или немирное – в пределах одного региона мира, страны, района или города непохожих друг на друга или схожих между собой культур и их представителей - ______________ (Б). Многообразие культур – отличительная черта массовой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Диапазон культурного многообразия в стране называется ______________(В). Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е. модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои ___________ (Г) и ценности, заменяя их традициями и ценностями большинства населения.

Взаимодействие культур порождает общение, взаимопроникновение, именуемое _____________(Д) культур.

Между разными культурами могут существовать самые разные __________(Е), начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре.

Список:

1) поликультурность

2) формы взаимодействия

3) этнические общности

4) многообразие культур

5) онтология

6) поведенческий комплекс

7) диалог

8) культурные традиции

9) социальные потребности

 

29. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов.

Первый тип цивилизаций - _______ (А) общества. Он представлен многими государствами Азии и Африки. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ________ (Б) к природе, а не ее целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, _______ (В). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют _______ (Г), а также обычаи и традиции. Большую роль в жизни людей играла _______ (Д), в собственности которой находилась земля, ирригационные сооружения. Экономика таких обществ носит ______(Е) характер.

Слова:

1) постиндустриальные

2) община

3) традиционное

4) религия

5) приспособление

6) индустриальные

7) интенсивный

8) самосозерцание

9) экстенсивный

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.068 с.)