Конкуренция и конкурентоспособность в строительстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция и конкурентоспособность в строительстве



 

Несмотря на то, что общие подходы к пониманию конкуренции и конкурентоспособности применимы и для строительства, все же специфика отрасли оказывает свое влияние, вследствие чего содержание данных понятий приобретает определенные особенности:

- вследствие того, что инвестиционно-строительный комплекс полноценно раскрывает свою экономическую сущность на региональном уровне, то и конкуренция в строительстве носит региональный характер и конкурентная среда формируется на уровне региона;

- в строительстве невозможно существование совершенной конкуренции, так как сама строительная продукция не может быть предметом массового спроса и потребления;

- преобладание в строительстве ценовой конкуренции, проявляющееся в стремлении снижения издержек и, как следствие, получении большей прибыли исходя из твердой цены заказчика. Неценовая конкуренция развита еще достаточно слабо и характерна, как правило, для жилищного строительства;

- поле отраслевой конкуренции смещено из сферы реализации строительной продукции (что характерно для всех остальных товаров народного хозяйства) к моменту проведения подрядных торгов, то есть основная конкурентная борьба происходит тогда, когда самой продукции еще не существует и проявляется в борьбе за заказы;

- применяя схему «Пяти сил конкуренции» М. Портера к строительству делаем вывод, что в виду специфики строительной продукции не представляет опасности угроза появления товаров-заменителей. Также остро не стоит проблема появления новых конкурентов, по крайней мере в краткосрочной перспективе, вследствие высоких барьеров входа в отрасль. Наибольшую опасность представляет собой способность поставщиков торговаться, по причине сильной зависимости строительных предприятий от их деятельности и способность покупателей (заказчиков) торговаться, так как объемом полученных заказов и их условиями и определяется в конечном итоге способность строительных организаций к выживанию;

- на способность строительных предприятий выживать в конкурентной борьбе большое воздействие оказывают факторы внешней среды, в особенности: экономические, политические и экологические (Рисунок 4):

 

Рисунок 4 – Особенности конкуренции в строительстве

 

В настоящее время поле конкуренции для российских строительных компаний значительно расширилось. При незначительном спаде в 2001-2002 гг. вновь наблюдается рост числа действующих строительных организаций, прослеживается устойчивая тенденция увеличения объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда, объемов инвестиций на развитие производственной базы строительных организаций. Причем конкурентная борьба разворачивается в основном между строительными организациями частной формы собственности, доля которых составляет 78% и также имеет тенденцию к увеличению. Все это свидетельствует как о количественном, так и качественном усложнении конкурентной среды строительства, повышении уровня и интенсивности конкуренции, в том числе и в Брянской области. Вследствие этого вероятность получения подряда на строительно-монтажные работы систематически уменьшается, а степень выживания строительных организаций существенно зависит от их конкурентоспособности.

Но как показывает практика, многие российские предприятия, конкурирующие на строительных рынках, еще не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. В настоящее время отсутствует единый подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий. Основными причинами этого является недостаточная проработка теоретических основ обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия. Подходы к повышению конкурентоспособности, используемые строительными организациями на практике, во многом определяются прежними стереотипами поведения, недостаточным опытом работы в конкурентной среде.

В то же время с расширением возможностей для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным развитием инвестиционно-строительной сферы все же растет осознание необходимости обеспечения конкурентоспособности строительных предприятий как важнейшего условия эффективности их функционирования. Уже сформировалось понимание того, что конкурентоспособность предприятий в инвестиционно-строительной сфере является необходимым условием повышения конкурентоспособности России в целом. Именно конкурентоспособность является интегральным показателем, характеризующим положение страны на мировом рынке [13].

С экономической точки зрения конкурентоспособность строительной организации отражает ее интеллектуальный и производственно-технологический потенциал по осуществлению программ строительства объектов при оптимальных затратах финансовых, материальных и трудовых ресурсов [29]. При этом Н.Г. Верстина предлагает различать внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность строительной организации. Внешнюю конкурентоспособностьстроительного предприятия оценивают, принимая решения о целесообразности и эффективности сотрудничества с ним, различные экономические субъекты - так называемые стейкхолдеры (поставщики строительных материалов и конструкций, заказчики, проектные организации, кредиторы, инвесторы и др.). Внутренняя конкурентоспособностьявляется объектом мониторинга менеджерами строительного предприятия и может быть, и свою очередь, разделена на тактическую и стратегическую конкурентоспособность. Тактическая конкурентоспособность как раз и отражает степень соответствия характеристик строительного предприятия и его основных бизнес-процессов требованиям стейкхолдеров. Например, при прочих равных условиях для заказчика определяющим условием выбора подрядчика может оказаться форма и условия расчетов за выполненные работы на объекте; для банка - краткосрочного кредитора - обороты по счету и показатель ликвидности деятельности строительного предприятия и т. д. Таким образом, оценка тактической конкурентоспособности может быть сведена к выявлению используемых внешними пользователями критериев принятия решений и оценке конкурентоспособности предприятия с точки зрения стейкхолдеров, функционирующих в инвестиционно-строительной сфере. Стратегическаяконкурентоспособность строительного предприятия предполагает наличие у него устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на длительную перспективу развития, отработанных управленческих методов реагирования на изменения внешней и внутренней среды. На поддержание и развитие имеющихся конкурентных преимуществ должны быть ориентированы маркетинговые, производственно-технологические, финансово-экономические и организационные бизнес-процессы, реализуемые с целью обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынках товаров, капиталов и труда. Оценка стратегической конкурентоспособности строительного предприятия может быть проведена с точки зрения стоимостного подхода к управлению [13].

Таким образом, в настоящее время перед строительным комплексом в целом и отдельными строительными организациями стоит проблема повышения эффективности функционирования в динамично развивающейся конкурентной среде через создание теоретического базиса обеспечения конкурентоспособности и разработку методологических аспектов по ее оценке и управлению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.005 с.)