Техническое обслуживание машин в крестьянских (фермерских) хо- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое обслуживание машин в крестьянских (фермерских) хо-



 

зяйствах на сегодняшний день сопряжено с огромными трудностями.Во-первых, имеющаяся у фермеров сельскохозяйственная техника в большинстве своем отработала амортизационный срок и техническое обслуживание (далеко не в полном объеме) выполняется при устранении эксплуатационных отказов, т.е.

 

о предупредительности и плановости ТО говорить не приходится. Во-вторых, из-за ограниченности финансовых ресурсов крестьянские и фермерские хозяйства не могут использовать высококвалифицированные кадры и необходимые техни-ческие средства для обслуживания техники.

 

Контрольные вопросы

 

1 Что понимается под техническим состоянием машины?

2 Каковы общие закономерности изменения технического состояния машины?

3 Каков основной критерий ресурсосбережения при техническом обслуживании машин?

4 Какова структура систем технического обслуживания и ремонта машин?

5 Каковы основные правила приемки и эксплуатационной обкатки машин?

6 Основные принципы обоснования периодичности плановых ТО машин?

7 Каковы виды и периодичность ТО тракторов и автомобилей?

8 Особенность технического обслуживания тракторов зарубежных фирм?

9 Каковы виды и периодичность ТО оборудования животноводческих ферм и комплексов?

10 В чем заключается особенность ТО сельскохозяйственных машин и автомо-билей?

11 Особенность ТО машин в экстремальных условиях и в условиях крестьянских (фермерских) хозяйств?


 

30


2 ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ МАШИН И ИХ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ

 

В процессе эксплуатации возникают неисправности и отказы в работе ма-шин. Важно научиться определять их как по внешним признакам, так и с помо-щью диагностических средств.

 

Неисправности тракторов

 

Неисправности двигателя

 

Неисправности двигателя чаще всего возникают вследствие нарушения тепловых и нагрузочных режимов работы, герметичности внутренних полостей, а также использования некачественных сортов дизельного топлива и масла.

 

В самых тяжелых условиях работает в двигателе цилиндропоршневая группа (ЦПГ). Ее детали выполняют наиболее ответственные функции в рабочем процессе двигателя. Так поршневые кольца и гильзы должны создавать доста-точно герметичное рабочее пространство цилиндра, интенсивно отводить тепло-ту от поршней в систему охлаждения, маслосъемные кольца – обеспечивать об-разование равномерной масляной пленки на трущихся поверхностях и не допус-кать попадания масла в камеры сгорания.

 

По мере изнашивания ЦПГ, а также при закоксовании колец или их п о л о

 

м к е герметичность рабочего объема цилиндра становится недостаточной. Это приводит к уменьшению давления и температуры сжатого воздуха, следствием чего является затрудненный пуск (топливо не самовоспламеняется) и перебои в работе. При сгорании топливовоздушной смеси газы под большим давлением прорываются в картер, откуда выходят в атмосферу через сапун. С износом дета-лей ЦПГ, потерей упругости колец увеличивается количество масла, проникаю-щего в надпоршневое пространство и сгорающего там под действием высокой температуры.

 

Попадание масла в камеру сгорания вызывает нагарообразование на дни-щах поршней и головке цилиндров и затрудняет отвод теплоты через стенки ци-линдров. Сгорание масла изменяет цвет отработавших газов – они становятся си-него цвета.

 

Внешние признаки неисправности ЦПГ: дымление из сапуна,перерасходмасла, трудный запуск дизеля, снижение мощности, белый дым при запуске, си-ний – при работе.

 

Кривошипно-шатунный механизм работает в условиях больших знако-переменных нагрузок. Один из основных факторов, влияющих на работу сопря-жений коленчатого вала и шатунов, - зазор в подшипниках. С увеличением зазора нарушаются условия жидкостного трения, возрастают динамические нагрузки, постепенно приобретающие ударный характер. Давление масла в магистрали


 

 

31


двигателя понижается, так как облегчается его протекание через увеличенные за-зоры подшипников коленчатого вала. Это ухудшает смазывание гильз цилин-дров, поршней и колец.

 

Внешние признаки увеличения зазоров: понижение давления масла(приисправной смазочной системе), а также стуки, прослушиваемые на определенных режимах с помощью усилителя звуков – стетоскопа (рисунок 2.1).

 

Газораспределительный механизм дизеля обеспечивает оптимальныеусловия наполнения цилиндров воздухом. В процессе эксплуатации двигателя герметичность рабочего объема цилиндра нарушается из-за неплотностей клапа-нов вследствие подгорания их фасок и рабочих фасок гнезд в головке цилиндров; из-за негерметичности стыка головки и блока и прогорания прокладки; из-за нарушения теплового зазора между клапаном и его приводом.

 

По мере изнашивания шестерен распределения, подшипников и кулачков распределительного вала, а также отклонения тепловых зазоров между клапаном и коромыслом от номинальных значений нарушаются фазы газораспределения.

 

Указанные неисправности предопределяют появление металлических сту-ков в зоне клапанного механизма, а также и многопричинных внешних каче-ственных признаков, таких, как трудный пуск, перебои в работе, снижение мощ-ности.

 

 

Рисунок 2.1 Места прослушивания стуков в сопряжениях двигателя:

 

1 – коленчатый вал – коренной подшипник; 2 – толкатель – втулка; 3 – стук кла-панов о днище поршня; 4– боек коромысла – стержень клапана; 5 – распредели-тельный вал – подшипник; 6 – распределительные шестерни; 7 – кулачок распре-делительного вала – толкатель

 

На систему питания приходится от25до50 %всех неисправностей,наблюдаемых на тракторных дизелях. На рабочий процесс и скорость изнашива-


 

32


ния деталей двигателя большое влияние оказывает состояние системы очистки воздуха, всасываемого в цилиндры. С увеличением наработки ухудшаются рабо-чие характеристики воздухоочистителя – коэффициент пропуска абразивных ча-стиц различного размера и сопротивление. Причины этого изменения – накопле-ние пыли, ухудшение свойств фильтрующих элементов, а также уровня и свойств масла в поддоне. Повышение сопротивления вызывает увеличение разрежения во впускном коллекторе, что повышает опасность подсоса неочищенного воздуха через неплотности воздушного тракта, снижает степень наполнения цилиндра воздухом и, следовательно, мощность и экономичность двигателя. Загрязнение впускного тракта также приводит к указанным последствиям.

 

Для своевременного обнаружения неисправностей в системе очистки и по-дачи воздуха контролируют герметичность системы, сопротивление воздухоочи-стителя и впускного тракта (по разряжению в нем) с помощью диагностических средств или штатных приборов.

 

О неудовлетворительной работе топливной аппаратуры свидетельствуют трудный пуск двигателя, неустойчивая работа, дымность отработавших газов, пониженные мощность и экономичность.

 

Неустойчивая работа дизеля происходит из-за попадания в цилиндры во-ды, наличия в топливе воздуха, закоксовывания или залегания иглы в корпусе распылителя, чрезмерного износа прецизионных пар топливного насоса, нерав-номерности подачи топлива в цилиндры, значительного износа механизмов регу-лятора. Возможны также поломки пружин плунжеров, нагнетательных клапанов

 

и форсунок, заедание рейки топливного насоса или муфты регулятора, зависание клапанов газораспределения.

 

Причиной дымного выпуска является неполное сгорание топлива из-за неудовлетворительной работы форсунок, слишком ранее или, наоборот, позднее впрыскивание топлива в цилиндры, чрезмерная подача топлива, недостаток воз-духа (при сильном засорении воздухоочистителя).

 

Форсунки обеспечивают нормальное протекание рабочего процесса при хорошем впрыскивании и распыливании топлива под определенным давлением. По мере износа деталей форсунки и снижения упругости пружины давление начала впрыскивания топлива уменьшается, а следствием этого является увели-чение объема впрыскиваемого топлива и угла начала впрыскивания, изменение мощности и экономичности. При значительном снижении давления впрыскива-ния топливо может подтекать из распылителя после посадки иглы в корпус, что быстро приводит к закоксовыванию.

 

его, ухудшению качества распыливания, зависанию иглы. Закоксовывание про-ходных сечений распылителей определяет изменение пропускной способности и неравномерность работы дизеля.


 

33


Работоспособность системы питания нарушается и в случае неисправно-сти простейших вспомогательных устройств -бака,топливопроводов и ихсоединений, фильтров, подкачивающего насоса. Иногда топливо плохо подается

 

в систему вследствие засорения отверстия (обычно в пробке), сообщающего бак с атмосферой. При этом по мере расхода топлива в баке создается разряжение и топливо из него не подается.

 

Нередки случаи, когда топливо не поступает или поступает с перебоями из-за п о д с о с а в о з д у х а в систему питания. При этом в каналах топливных фильтров, топливного насоса образуются воздушные пробки. Завести дизель при этом тяжело, так как топливо к форсункам поступает с перебоями, не создается нужное давление для впрыскивания. Дизель либо не дает вспышек, либо «схва-тывает», дает отдельные вспышки, но не заводится.

 

Прекращение подачи топлива к топливному насосу высокого давления или подача его с перебоями и в недостаточном объеме наблюдается также при засо-рении топливопровода (попадание сорняков, ниток,клочков обтирочных мате-риалов при обслуживании трактора). В зимнее время причиной прекращения по-дачи топлива может быть образование в топливопроводах и отстойниках филь-тров ледяных пробок при заправке топлива с примесью воды.

 

Многовариантность причин, вызывающих одни и те же последствия, обу-словливает необходимость определенными действиями исключить из рассмотре-ния исправные составные части, пока не будет обнаружена неисправная.

 

Техническое состояние смазочной системы оценивается давлением масла в магистрали и его температурой.

 

На давление и температуру масла влияют состояние системы охлаждения, тепловой и нагрузочный режимы дизеля, сорт применяемого масла. При исполь-зовании моторного масла соответствующего сорта, а также при исправном состо-янии дизеля и нормальных режимах его работы причиной чрезмерно высокой или низкой температуры масла может быть неисправность клапана термостата. При износе клапана-термостата или поломке его пружины холодное масло цир-кулирует через радиатор, его температура понижается, а давление, наоборот, по-вышается.

 

К понижению давления масла в магистрали приводят также чрезмерный износ сопряжений кривошипно-шатунного механизм, низкая подача смазочного насоса и износ или нарушение регулировок сливного и перепускного клапанов.

 

В этих случаях ухудшается фильтрация масла в центрифуге, в магистраль посту-пает загрязненное масло, что приводит к интенсивному изнашиванию дизеля. То же самое происходит и при чрезмерном загрязнении или неисправности филь-тров.


 

34


При низком качестве масла и нарушений правил заправки может быть за-сорение сетки маслозаборника и вызванное этим уменьшение подачи насоса.

 

Исправность смазочной системы в эксплуатации контролируется по штат-ному манометру и термометру на щитке приборов трактора.

 

Система охлаждения должна обеспечивать нормальный тепловой режимдизеля. Одним из основных условий ее исправной работы является герметич-ность рубашки охлаждения.

 

Нарушение г е р м е т и ч н о с т и системы охлаждения может быть вы-звано рядом причин. При проседании гильз, неплотности стыка головки с бло-ком, трещины головки или блока, неработоспособном уплотнительном кольце гильзы вода проникает в цилиндры или картер. Обнаруживают это по изменению цвета отработавших газов и при отборе небольшого объема масла через сливное отверстие поддона, а также по масляным пятнам на поверхности воды в радиа-торе.

 

При заправленной системе охлаждения ухудшение отбора теплоты от нагревающих стенок блока, гильз и головок цилиндров характеризует неисправ-ности привода водяного насоса и его составных частей (ослабление натяжения ремня привода, срезание штифта крыльчатки насоса), а также образование наки-пи на стенках, снижающей их теплопроводность.

 

Если циркуляция охлаждающей жидкости нормальна (наблюдают при сня-том паровоздушном клапане или пробке радиатора), то перегрев дизеля в значи-тельной мере обусловлен работой радиатора. Причины перегрева: несвоевре-менное подключение радиатора клапанами-термостатами; засорение, забивание радиатора; образование накипи в трубках, резко снижающей их теплопровод-ность; ослабление натяжения ремней привода вентилятора. Указанные неис-правности радиатора поддаются качественному визуальному контролю. Медлен-ный прогрев дизеля после пуска зависит в основном от неисправности клапанов-термостатов, преждевременно подключающих радиатор.

 

При эксплуатации иногда в радиаторе наблюдается вспенивание охла-ждающей жидкости. Чем это вызвано?

 

Как правило, это связано с наличием масла в охлаждающей жидкости и обязательно сопровождается повышением ее температуры, перегревом дизеля. Появление масла в воде указывает на то, что произошло соединение водяной и смазочной систем дизеля. Местом соединения обычно является канал в головке цилиндров для подачи масла на клапанный механизм, а возможной причиной - пористость литья или трещина головки цилиндров. Поскольку давление масла в смазочной системе в несколько раз больше, чем в системе охлаждения, на про-гретом дизеле масло просачивается через поры или трещину в систему охлажде-ния.


 

35


Система пуска дизеля выполняет относительно простые функции и рабо-тает кратковременно. Однако, неисправности ее составных частей могут суще-ственно осложнить эксплуатацию трактора.

 

Пусковые двигатели и передаточные механизмы часто преждевременно изнашиваются. К показателям технического состояния пускового двигателя относятся: состояние электродов свечи зажигания и зазор между ними, зазор между контактами прерывателя, степень намагниченности ротора магнето, угол опережения зажигания, состояние регулятора частоты вращения и карбюратора. При нарушении регулировок систем зажигания и питания пусковой двигатель не развивает полной мощности и работает с п е р е б о я м и. Например, в случае замасливания электродов свечи или наличия на них нагара, а также при чрезмер-но малом или большом зазоре между ними искра будет слабой, возникают пере-бои в работе двигателя и не полностью сгорает топливо. Это же наблюдается и при чрезмерно малом или, наоборот, большом зазоре между контактами преры-вателя или размагничивании ротора магнето. При раннем или позднем зажигании пусковой двигатель трудно пускается, имеет заниженную мощность, быстро пе-регревается.

 

С увеличением времени работы пускового двигателя нарушается регулиро-вание систем питания и зажигания. По этим причинам двигатель не развивает полной мощности и работает с перебоями, вследствие чего затрудняется пуск дизеля.

 

Мощность и топливная экономичность пускового двигателя зависят от за-грязненности воздухоочистителя. Чрезмерное загрязнение воздухоочистителя приводит к обогащению рабочей смеси, сопровождаемому неполным сгоранием топлива, а следовательно, ухудшению мощностных и топливных показателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.044 с.)