На фото - главный магнитный компас судна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На фото - главный магнитный компас судна.



КОМПАС МАГНИТНЫЙ.

МАГНИТНЫЙ КОМПАС – используется в качестве резервных и контрольных приборов. МАГНИТНЫЙ КОМПАС по-прежнему остается в составе оборудования, позволяющего осуществлять контроль качества работы ГИРОКОМПАСА и решать навигационные задачи при выходе ГИРОКОМПАСА из строя. Почему во время всевозможных электронных гаджетов сохранилась надобность иметь на современных судах МАГНИТНЫЕ КОМПАСЫ? Ответ прост – МАГНИТНЫЙ КОМПАС НЕ ТРЕБУЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА и продолжает работать при выходе из строя судовой электростанции.

По назначению магнитные компасы делятся на ГЛАВНЫЕ и ПУТЕВЫЕ.

НА ФОТО - ГЛАВНЫЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС СУДНА.

УСТАНОВЛЕН НА ВЕРХНЕМ МОСТИКЕ СУДНА.

 

ГЛАВНЫЙ КОМПАС устанавливают на ВЕРХНЕМ МОСТИКЕ в диаметральной плоскости судна, так чтобы обеспечить хороший обзор по всему горизонту. Изображение шкалы картушки ПРИ ПОМОЩИ ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРУЕТСЯ НА ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОТРАЖАТЕЛЬ, установленный перед рулевым.

 

ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОТРАЖАТЕЛЬ

В РУБКЕ РУЛЕВОГО.

 

ПУТЕВОЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС устанавливают непосредственно в РУЛЕВОЙ РУБКЕ. Если главный компас имеет телескопическую передачу отсчета к посту рулевого, то путевой компас не устанавливают.

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПАС.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПАС построен на принципе определения координат через спутниковые системы навигации. Принцип действия ЭЛЕКТРОННОГО КОМПАСА:

1. на основании сигналов со спутников определяются координаты приёмника системы спутниковой навигации;

2. засекается момент времени, в который было сделано определение координат;

3. выжидается некоторый интервал времени;

4. повторно определяется местоположение объекта;

5. на основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения:

- направление движения;

- скорость движения.

ЛОТЫ И ЭХОЛОТЫ.

Самым древним «инструментом» для измерения глубины служил обычный ШЕСТ из дерева или бамбука длиной около 5 метров. Если опущенный вертикально в воду он не доставал дна, значит, проход безопасен. Шест стали называть ФУТШТОКОМ.

С появлением более крупных судов стали использовать РУЧНОЙ ЛОТ. Он состоял из непосредственно ЛОТА (ГРУЗА) и ЛОТЛИНЯ - тонкого троса, к которому он крепился. В качестве груза чаще всего применяли свинцовую или чугунную гирю продолговатой, пирамидальной или конусообразной формы, чтобы ЛОТ быстро погружался в воду.

ЛОТЛИНЬ разбивался на отрезки определенной длины, которые отделялись друг от друга кожаными или парусиновыми отметками-марками. РУЧНЫМ ЛОТОМ измеряют ГЛУБИНУ ДО 50 МЕТРОВ при движении судна со скоростью не более 3 узлов. Достоинства РУЧНОГО ЛОТА: простота устройства и его использования; дешевизна изготовления; возможность одновременно с глубиной определить ХАРАКТЕР ГРУНТА.

СО ВРЕМЕНЕМ ученые и мореплаватели поняли, что изучение морей и океанов невозможно без изучения характера рельефа дна и его особенностей. Необходимы были систематические специальные промеры в морях и океанах, а для этого нужны были соответствующие инструменты для измерения больших глубин.

ДИПЛОТЫ представляли собой ЛОТЫ, специально предназначенные ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ БОЛЬШИХ ГЛУБИН, БОЛЕЕ 1000 МЕТРОВ. Они отличались тем, что имели груз большой массы, лотлини повышенной прочности и вьюшки со специальными приспособлениями для фиксации касания грунта. Грузы ДИПЛОТОВ были громоздки и иногда весили несколько сот килограммов. При ударе о дно они с помощью специальных механизмов автоматически сбрасывались, что облегчало подъем ЛОТЛИНЯ с большой глубины.

ЭХОЛОТ.

История ЭХОЛОТА теснейшим образом связана с развитием ГИДРОАКУСТИКИ. О том, что звук хорошо распространяется в воде, люди знали очень давно. Теоретические исследования ученых подготовили почву к практическим шагам измерения расстояний с помощью звука, распространяющегося в воде. Эти теоретические разработки и открытия подготовили возможность создания первого УЛЬТРАЗВУКОВОГО ЭХОЛОТА.

Он был запатентован в 1920 г. русским ученым и изобретателем К. В. Шиловским и французским ученым П. Ланжевеном, который в 1929 г. был избран почетным членом АН СССР.

Испытания эхолота проводились в течение нескольких лет в проливе Ла-Манш и в Средиземном море и полностью подтвердили правильность выбранных технических решений.

С этого момента начинается этап развития ультразвуковых эхолотов, позволяющих автоматически и непрерывно, при любой погоде и на разных скоростях измерять любые глубины Мирового океана. Сегодня, навигационные ЭХОЛОТЫ, применяемые на судах, отличаются большой точностью, надежностью.

На индикаторе выводится информация не только о ГЛУБИНЕ, а и показывает РЕЛЬЕФ ДНА, КООРДИНАТЫ СУДНА, скорость движения, температура забортной воды. В последние годы разработан ряд новых типов отечественных эхолотов, в том числе для промерных работ. Они позволили с высокой точностью осуществить картографирование дна больших районов океанов, морей и шельфа.

В настоящее время на отечественных судах для обеспечения навигационной безопасности плавания устанавливают эхолоты унифицированного ряда НЭЛ-М, состоящего из разных моделей, обеспечивающих надежное измерение глубины на судах любого водоизмещения - от катеров до супертанкеров.

 

ЛАГ.

Древние мореплаватели до появления карт скорость своих судов и пройденное расстояние, очевидно, не измеряли. В точном определении их не было необходимости, поскольку плавали они в основном вдоль берега и никакого графического счисления пути не вели. Важнее было знать, сколько времени надо затратить, чтобы пройти из одного порта в другой, сколько проплыли и сколько еще осталось. Хорошо знакомая нам мера длины МИЛЯ (от лат. milia- тысяча) стала впервые применяться древними римлянами.

МИЛЯ как единица измерения пройденного расстояния на море получила широкое распространение. Однако в разных странах она оценивалась по-разному. Так, венецианская МИЛЯ отличалась от римской и была равна 1739 метров, а испанская - 1356 метров. Поэтому в 1926 г. Международное географическое бюро за стандартную географическую МИЛЮ приняло величину, равную 1852 метра. В настоящее время в подавляющем большинстве стран для измерения пройденного на море расстояния применяют ТОЛЬКО МИЛИ.

ЛАГ - ПРИБОР, предназначенный для измерения РАССТОЯНИЯ И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА. В древности в качестве ЛАГА использовался РУЧНОЙ, или СЕКТОРНЫЙ ЛАГ. Он представляет собой доску треугольной формы (СЕКТОР) с привязанной к ней верёвкой (ЛИНЕМ, ЛАГЛИНЕМ) и ГРУЗОМ. На ЛИНЕ на одинаковом расстоянии друг от друга завязываются УЗЛЫ. Доска выбрасывалась за корму и пересчитывались количество узлов, ушедших за борт за определенное время (обычно 15 секунд, 0,5 минут или 1 минуту). Интервалы между узлами выбирали с таким расчетом, чтобы УЗЕЛ СООТВЕТСТВОВАЛ СКОРОСТИ, равной МОРСКОЙ МИЛЕ В ЧАС.

ОТСЮДА ПОШЛО ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ СУДОВ В УЗЛАХ, 1 УЗЕЛ численно равен 1  МОРСКОЙ МИЛЕ в час.

 

АКСИОМЕТР.

АКСИОМЕТРПРИБОР в составе рулевого устройства судна, СТРЕЛКА КОТОРОГО УКАЗЫВАЕТ НА КАКОЙ УГОЛ ОТКЛОНИЛОСЬ ПЕРО РУЛЯ относительно диаметральной плоскости корабля.

ТАХОМЕТР.

ТАХОМЕТР – ПРИБОР, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЕТ ЧАСТОТУ ВРАЩЕНИЯ ГРЕБНОГО ВАЛА СУДНА\КОРАБЛЯ.

МОРСКОЙ ХРОНОМЕТР.

МОРСКОЙ ХРОНОМЕТР - это не просто прибор, по которому кок может узнать, в котором часу подавать обед. МОРСКОЙ ХРОНОМЕТР – ХРАНИТЕЛЬ ТОЧНОГО ВРЕМЕНИ. Исторически это устройство несло значительно более важную функцию - без помощи хронометра невозможно было определить долготу, а значит - точное местоположение корабля.

Иначе говоря, от времени зависела навигация и - жизнь моряков.

СЕКУНДОМЕР.

СЕКУНДОМЕР судовой предназначен для измерения коротких промежутков времени при навигационных, астрономических и гидрометеорологических наблюдениях.

 

СЕКСТАН.

СЕКСТАН (шестой, шестая часть) - навигационный измерительный инструмент, используемый для определения высоты Солнца и других космических объектов над горизонтом с целью определения географических координат точки, в которой производится измерение. При этом под горизонтом, как правило, понимается морской горизонт, а под точкой измерения - судно. Например, измерив высоту СОЛНЦА в астрономический полдень, можно, зная дату измерения, вычислить широту места расположения прибора. Строго говоря, секстант позволяет точно ИЗМЕРЯТЬ УГОЛ между двумя направлениями, МЕЖДУ ГОРИЗОНТОМ И СВЕТИЛОМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СУДНА. Зная высоту маяка (с карты), можно узнать дистанцию до него, измерив угол между направлением на основание маяка и направлением на верхнюю часть и произведя несложный расчёт. Также можно измерять горизонтальный угол (то есть в плоскости горизонта) между направлениями на разные объекты.

БАРОМЕТР.

РТУТНЫЙ БАРОМЕТР был изобретён в 1644 году, это была тарелка с налитой в неё ртутью и пробиркой (колбой), поставленной отверстием вниз. Когда атмосферное давление повышалось, ртуть поднималась в пробирке, когда же оно понижалось — ртуть опускалась. Из-за неудобства такая конструкция перестала применяться и уступила место БАРОМЕТРУ-АНЕРОИДУ, но метод, по которому такой БАРОМЕТР был изготовлен, стал применяться в термометрах.

БАРОМЕТР-АНЕРОИД – один из основных приборов, используемый судоводителями ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ и составления прогнозов погоды на ближайшие дни, так как её изменение зависит от изменения АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ.

ЗВЕЗДНЫЙ ГЛОБУС.

ЗВЕЗДНЫЙ ГЛОБУС - объёмное изображение небесной сферы с нанесёнными на неё экватором, сеткой небесных меридианов и параллелей, эклиптики, основных созвездий и звезд, используемых при определении места судна.

ЗВЕЗДНЫЙ ГЛОБУС позволяет решать задачи мореходной астрономии, не требующие большой точности: подбор нескольких звезд для астрономических наблюдений, определение названия наблюдаемой звезды и времени восхода и захода светил, их азимуты в этот момент и другое.

 

КРЕНОМЕТР СУДОВОЙ.

КРЕНОМЕТР СУДОВОЙ типа КМ предназначен – ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ БОРТОВОГО УГЛА НАКЛОНА СУДНА. Работа кренометра основана на принципе отвеса. Прибор состоит из свободно двигающейся в поперечной плоскости судна стрелки-указателя и градуированной секторной шкалы. При крене стрелка под действием силы тяжести сохраняет вертикальное положение, показывая «угловое отклонение» шкалы на правый или левый борт. Место установки прибора – ходовая рубка. -Габаритные размеры не более 280x207x42 мм. -Диапазон шкалы - 50-0-50°

АНЕМОМЕТР (ВЕТРОМЕР).

АНЕМОМЕТР - прибор для измерения скорости движения газов, воздуха в системах, например, вентиляции.

АНЕМОМЕТР в метеорологии и НА СУДАХ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ВЕТРА.

По принципу действия различают МЕХАНИЧЕСКИЕ АНЕМОМЕТРЫ, в которых движение газа приводит во вращение ЧАШЕЧНОЕ КОЛЕСО или крыльчатку (подобие воздушного винта), ТЕПЛОВЫЕ АНЕМОМЕТРЫ, принцип действия которых основан на измерении снижения температуры нагретого тела, обычно накаливаемой проволоки, от движения газа, УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ АНЕМОМЕТРЫ, основаны на измерении скорости звука в газе в зависимости от движения его, так, навстречу ветру скорость звука ниже, чем в неподвижном воздухе, по ветру — наоборот, выше.

 

РАДИОСТАНЦИИ.

В 1895 г. русский ученый А.С. ПОПОВ ИЗОБРЕЛ ПРИБОР, являющийся по сути дела настоящим ПРИЕМНИКОМ РАДИОСИГНАЛОВ. ЭТОТ ПРИБОР ПОПОВА имел высокую антенну и посредством аппарата Морзе производил запись сигналов.

Вполне естественно, что РАДИОСВЯЗЬ наиболее незаменимой оказалась на море. Ведь пароходы были совершенно лишены каких-либо средств связи с берегом и с другими кораблями. Терпя бедствие, они могли рассчитывать только на свои силы да на случайную помощь проходившего вблизи судна.

В разрядниках радиостанций того времени проскакивали мощные искры, сопровождавшиеся таким треском, что радиорубку называли «камнедробилкой». Все передавали примерно на одинаковой волне, и когда два радиста говорили между собой, другие сообщении становились невозможными. С целью установления хотя бы какого-нибудь порядка В РАДИОЭФИРЕ в 1904 г. собралась первая Международная конференции по вопросам беспроволочной связи.

Тогда еще мало пароходов имело радиоустановки. Конференция была немноголюдной. Но на ней впервые обсудили необходимость МЕЖДУНАРОДНОГО СИГНАЛА БЕДСТВИЯ.

Услышав его, все радиооператоры должны прекращать передачу и, только приняв сигнал и получив сведения о местоположении судна, ответить на призыв, а если можно, то сообщить его дальше.

Случалось, что передаваемый сигнал бедствия не был принят вследствие помех со стороны других мощных радиостанций. В связи с этим Международная радиотелеграфная конвенция 1927 года установила единую международную частоту для передачи сигналов бедствия на море 500 кгц.

Эта же конвенция установила специальный сигнал бедствия для радиотелефонных станций судов и самолетов. Сигнал этот звучит по-русски: «МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ» (имеет значение «ПОМОГИТЕ МНЕ» на французском языке) и передается судовыми радиостанциями на частоте 2182 килогерц.

Этот же СИГНАЛ БЕДСТВИЯ «МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ», ПЕРЕДАЕТСЯ ГОЛОСОМ в режиме радиотелефонии, на «16» канале УКВ радиостанции на частоте 156,8 МГц.

Среди выдающихся изобретений той эпохи, способствовавших повышению значения сигнала SOS, нужно отметить приемный прибор для определения направления радиосигналов.

Этот прибор – ПЕЛЕНГАТОРНАЯ СТАНЦИЯ - давал возможность быстро находить пароходы, посылавшие сигналы бедствия. Наконец изобретение электронной лампы сделало радиосвязь вполне надежным и мощным средством сообщения без проводов. ТЕПРЬ ПАРОХОДЫ СНАБЖАЮТСЯ ТРЕМЯ ПЕРЕДАЮЩИМИ РАДИОУСТАНОВКАМИ: навигационным ламповым передатчиком, коротковолновым и АВАРИЙНЫМ. Кроме того, начинают устанавливать аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги, предшествующий сигналу бедствия.

 

КОМПАС МАГНИТНЫЙ.

МАГНИТНЫЙ КОМПАС – используется в качестве резервных и контрольных приборов. МАГНИТНЫЙ КОМПАС по-прежнему остается в составе оборудования, позволяющего осуществлять контроль качества работы ГИРОКОМПАСА и решать навигационные задачи при выходе ГИРОКОМПАСА из строя. Почему во время всевозможных электронных гаджетов сохранилась надобность иметь на современных судах МАГНИТНЫЕ КОМПАСЫ? Ответ прост – МАГНИТНЫЙ КОМПАС НЕ ТРЕБУЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА и продолжает работать при выходе из строя судовой электростанции.

По назначению магнитные компасы делятся на ГЛАВНЫЕ и ПУТЕВЫЕ.

НА ФОТО - ГЛАВНЫЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС СУДНА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.04 с.)