Тема 7. Правовой режим инновационных предприятий и организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие инновационной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Правовой режим инновационных предприятий и организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие инновационной деятельности.



(2 часа)

План.

      1. Признание предприятия (объединения предприятий) любой формы собственности инновационным.

      2. Основные организационные формы инновационной деятельности.

 

 

      1. Признание предприятия (объединения предприятий) любой формы собственности инновационным.

                                  

      Для оценки соответствия предприятия понятию «инновационное» международная практика уже много десятков лет использует механизм, исключающий государство из этого действа. Он заключается в оценке соответствия третьими лицами, независимость и компетентность которых не подвергается сомнению участниками рынка. Речь идет о сертификации.

      Сертификация, как объективный и всесторонний способ оценки соответствия, непрерывно эволюционировала в течение 20 века. В начале прошлого столетия речь шла об оценке качества конечной продукции. А уже ко второй половине века международное сообщество выработало универсальные подходы к оценке любой организации, Она рассматривается как совокупность бизнес-процессов, направленных на конечный результат – удовлетворенность потребителя конечной продукцией.  

      Так, растущая год от года в России популярность сертификации систем менеджмента качества по стандарту ISO 9001, экологического менеджмента по стандарту ISO 14001,менеджмента охраны труда по стандарту OHSAS 18001 относится именно к оценке организации как единого целого. Самое главное, что такая сертификация признается международным рынком безоговорочно.

       Каким же образом принципы сертификации могут помочь инноваторам в России? Очень просто. Представим, что уполномоченное, компетентное и, главное, независимое ни от государства, ни от иных участников рынка третье лицо (орган по сертификации) проводит оценку соответствия предприятия понятию «инновационное». Причем, проводит не по чьей-то спущенной сверху методике, а по собственной. 

      В результате такой оценки предприятие, заявляющее, что оно претендует на статус инновационного, получает документ – сертификат соответствия понятию «инновационное». Либо не получает, если его заявления о своей инновационности не подтвердились фактами, проверенными органом по сертификации.

      Важно отметить: сертификация на соответствие понятию «инновационное» является добровольной, То есть предприятие самостоятельно принимает решение, нужен ли ему такой сертификат, и готово ли оно нести издержки на его получение и поддержание в течение срока действия.

      Какими преимуществами обладает инноватор, получивший сертификат соответствия понятию «инновационное»? Сертификация позволяет организации подтвердить свой статус и уровень развития, а также является обоснованием применения понятия «инновационное». Это влечет за собой возможность:

      1) быть включенной в Реестр (муниципальный, региональный и федеральный) инновационных организаций для получения субсидий;

      2) иметь подтвержденное преимущество для участия в электронных конкурсах и аукционах по размещению госзаказа;

      3) включить свой товар/услугу в Реестр (муниципальный, региональный и федеральный) инноваций;

      4) претендовать на получение господдержки (муниципальный, региональный и федеральный уровни, фонды и институты развития);

      5) иметь преимущество (при прочих равных условиях) среди конкурентов при проведении переговоров с инвесторами, банками, фондами и другими институтами развития.

      Существует ли подобная система сертификации в России, в которой российские инноваторы могли бы заявить о своем желании получить сертификат соответствия понятию «инновационное»? Да. В ноябре 2013 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) была зарегистрирована Система добровольной сертификации организаций, проектов, технологий, продукции и услуг «РосИнновация») (СДС «РосИнновация» под № РОСС RU.И1123.04ЖЛГО.

      В СДС «РосИнновация» осуществляется:

      - сертификация проекта на соответствие понятию «Инновационный проект»;

      - сертификация технологии на соответствие понятию «Инновационная технология»;

      - сертификация продукции на соответствие понятию «Инновационная продукция»;

      - сертификация услуги на соответствие понятию «Инновационная услуга»;

      - инспекционный контроль сертифицированных организаций.

      Сертифицировать свою организацию, проект, технологию, продукцию или услугу на соответствие понятию «Инновационное» может любой российский инноватор, вне зависимости от региона РФ или вида деятельности Основанием для начала работ служит заявка, направленная заявителем в орган по сертификации согласно форме, выложенной на интернет-сайте www.innovator-nw.ru

 

      2. Основные организационные формы инновационной деятельности.

 

       Наиболее распространенными интегрированными организационными элементами инновационной деятельности являются технопарки, «бизнес-инкубаторы» и технополисы.

       Технопарк представляет собой комплекс субъектов хозяйствования научно-технической направленности, включая высшие учебные заведения (базовые элементы), малые инновационные предприятия, а также информационную составляющую в виде выставочных, сервисных и консалтинговых организаций, общей задачей которых является разработка законченных инновационных продуктов и их продвижение в производственную сферу.

       С точки зрения взаимоотношений между участниками, технопарки являются «зонтичной» структурой, менеджмент которой обеспечивает создание наиболее благоприятных условий функционирования и взаимодействия различных участников инновационного процесса, в качестве главного из которых рассматривается автор (физическое лицо, коллектив или малое предприятие) инновационной идеи. Если такая идея признается перспективной, то в рамках технопарка создается специализированный операционный модуль с соответствующим материально-техническим обеспечением и его включением в локальную инфраструктуру, обеспечивающей телекоммуникационное, бухгалтерское, юридическое, управленческое и иные виды обслуживания.  

      Финансирование деятельности модулей осуществляется, как правило, на кредитной основе. При этом кредитором может являться как собственно технопарк, так и финансово-кредитные организации, а также заинтересованные в результатах работы модуля производственные предприятия, которые в соответствии с условиями заключенного с автором контракта получают право на участие в доходах от реализации инновации.

       Российский опыт формирования и функционирования технопарков показал, что основной проблемой их эффективности является низкий уровень менеджмента. Здесь, прежде всего, выделяется ориентация управленческого персонала на узкую научную специализацию и на достижение научных, а не коммерческих результатов, противоречащая основной цели технопарков.

       Кроме того, отсутствие специальной подготовки менеджеров технопарков:

      •генерирует внутренние конфликты между учредителями, представляющими различные виды субъектов хозяйствования (производственные и научные) по причине слабого согласования их интересов;  

      • не позволяет создать условия привлечения частных инвестиций, обеспечивающие минимизацию сроков их окупаемости на основе применения прогрессивных методов ускорения инновационного процесса;

       • снижает деловую и научную активность операционных модулей, так как управление строится на жестком администрировании, максимальной централизации прав и избыточном контроле.

       Если отмеченные проблемы будут решены, технопарки в России могут стать высокоэффективной формой научно-производственной интеграции, и трансформироваться в важный организационный элемент инновационного процесса.

      Разновидностью технопарков являются «бизнес-инкубаторы», которые в отличие от первых формируются не на основе научных организаций, а представляют собой форму интеграции предприятий и организаций различных отраслей с целью получения инновационного продукта с наивысшими коммерческими характеристиками.

       В рамках «бизнес-инкубаторов» проводятся разработки не только объектов и технологий производства, но и в таких областях, как маркетинг, менеджмент, социальная психология и иных, результаты которых могут повысить экономические характеристики и новых, и освоенных в производстве продуктов.

       В аспекте сказанного о проблемах технопарков одной из важнейших особенностей «бизнес-инкубаторов» является их направленность на подготовку инновационных менеджеров в процессе регулярного функционирования, то есть формирование у научных работников знаний, умений и навыков управления инновационной организацией на основе ее ориентации на коммерческие результаты. Эта организационная форма инновационной деятельности начала применяться с 1990 г. в соответствии с разработанной Министерством экономики и принятой Правительством программой «Технопарки России».

       Технополис является наивысшим проявлением интеграционной тенденции в инновационной сфере: в мировой практике он представляет собой конгломерат большого числа исследовательских организаций, промышленных, преимущественно малых, предприятий, внедренческих и инфраструктурных организаций. Всех этих разнородных по содержанию деятельности участников инновационного процесса связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации и территориальное расположение в пределах административно выделенного населенного пункта, для которого инновационная деятельность является градообразующей функцией.

       Главной содержательной особенностью данной формы интегрированных организационных элементов инновационной деятельности является то, что объединение крупных, средних и малых организаций и производственных предприятий на территориальной основе создает необходимые и достаточные условия для крупных инноваций, реализация которых определяет результаты деятельности всех участников данного инновационного процесса.

       В Российской Федерации технополисы получили официальное название «наукоградов». Наукоград – это муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом: совокупностью организаций, осуществляющих стадии разработок, участвуют во внедрении инноваций и ведут подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

      Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда требует соответствия ряду критериальных требований по численности работающих в организациях научно-производственного комплекса, по объему научно-технической продукции или по стоимости основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, а также по составу расположенных на его территории научных организаций. Присвоение такого статуса является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов.

       Эффективность функционирования интегрированных научно- технических комплексов определяется теми преимуществами, которые генерируются как результат отлаженного механизма совместной деятельности совокупности входящих в данное организационное образование организаций. Этот механизм позволяет:

       • существенно повысить оперативность решения конкретных инновационных задач, исключив неоправданные перерывы между отдельными стадиями общего процесса исследований и разработок;

       • обеспечить строгую ориентацию последовательного выполнения функций региональной инновационной структуры на получение конечного, практически значимого результата в виде пригодного к применению инновационного продукта с достаточно высокими для создания заинтересованности исполнителей экономическими параметрами;

       • получить законодательно установленные для интегрированных научных структур льготы и преференции, обеспечив экономию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения работ в рамках конкретных инновационных проектов, и повышение их экономической эффективности. В аспекте управления инновационной деятельностью в целом важным является то, что способность интегрированных научных структур выполнять все или несколько функций инновационного процесса дает возможность рассматривать их как единый и достаточно технологически автономный объект управления. Это позволяет упростить задачи создания и поддержания связей взаимодействия и координации деятельности соисполнителей по выполнению конкретного инновационного проекта.

       Новой российской организационной формой инновационного процесса являются центры трансферта технологий (ЦТТ), создаваемые с целью формирования связующего звена между научной и производственной сферой и потребителем товаров и услуг. Главной задачей ЦТТ является коммерциализация результатов научных разработок, в том числе полученных за счет средств целевого государственного финансирования. В настоящее время функционируют шесть таких центров, ориентированных на создание новых коммерческих производств с использованием результатов исследований и разработок, полученных в отраслевых и академических научно исследовательских организациях и в высших учебных заведениях.

       Нормативно-правовую основу формирования ЦТТ составляют:

       • государственная политика в области финансирования исследований и разработок, предполагающая возможность использования части средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий для формирования начального капитала новых субъектов хозяйствования, реализующих инновационные проекты со стадии исследований (программа «Старт», через которую реализуется 50% средств Фонда);

       • изменения в области правового обеспечения процесса коммерциализации научных разработок, позволяющие государству уступать организации-разработчику права на объекты 107 интеллектуальной собственности, которые возникли на базе разработок, профинансированных бюджетом;

       • исключение из налогооблагаемой базы по налогу на имущество прав на интеллектуальную собственность, что позволяет предприятиям, использующим инновационные продукты, сократить затраты на 2% их рыночной стоимости.

      Основными задачами ЦТТ являются:

      • проведение экспертизы разрабатываемых инновационных продуктов;

      • анализ эффективности научных исследований прикладного характера;

      • оценка эффективности применения новых технологий и также необходимых финансовых и материальных затрат на реализацию соответствующих проектов;    

      • составление бизнес-планов;

      • разработка форм и методов поддержки прикладных научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, востребованных рынком;       

      • усиление роли малого и среднего бизнеса в разработке и производстве инновационной продукции;

      • формирование информационного банка данных инновационных разработок;

      • помощь разработчикам в создании, внедрении, тиражировании и распространении инновационной продукции (новых приборов, материалов, технологий).

       Различные центры трансферта технологий используют специфические организационно-функциональные схемы коммерциализации разработок. Так, например, ЦТТ «Север-Запад» создан как комплекс двух юридических лиц. Первое – держатель прав на интеллектуальную собственность (некоммерческое партнерство), учредителями которого являются правообладающие научные организации (в настоящее время Государственный научный центр и Университет, однако предполагается расширение участников), заинтересованные в практической реализации имеющихся научных результатов и обладающие трудовым и материальным инновационным потенциалом. Второе – управляющая компания (закрытое акционерное общество – дочерняя организация партнерства), реализующая эти результаты путем создания научных предприятий с практической ориентацией, способных создать законченный и полностью готовый к производственному использованию инновационный продукт, включая прототип. При этом капитал нового предприятия складывается в равных долях из средств предпринимателя, владельца прав на интеллектуальную собственность и центра трансферта технологий, который по окончании создания инновационного продукта находит производственного инвестора и реализует ему свою долю в капитале, переводя продукт в стадию коммерческого использования.

 

Вопросы для самоконтроля.

     1.Какими преимуществами обладает предприятие, получившее сертификат соответствия понятию «инновационное»?

     2. Что представляют собой «технопарки»?

     3. Чем отличаются «бизнес-инкубаторы» от «технопарков»?

     4. Какие разработки проводятся в рамках «бизнес-инкубаторов»?

     5. Что представляют собой «технополисы» в России?

 

Рекомендованная литература:

а) основная литература:

1. Правовое обеспечение инновационной деятельности: монография / О.А. Городов.- М.: ИНФРА- М, 2017.- 208 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=702811

2. Правовое регулирование экономической деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Ф. Ручкина [и др.]; под общ. ред. Г. Ф. Ручкиной, А. П. Альбова.- М.: Издательство Юрайт, 2018.-315 с. https://biblio-online.ru/viewer/6DF78260-3469-4173-83F93AEF6B58D46#page/5

3. Предпринимательское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. И. Косякова [и др.]; под ред. Н. И. Косяковой.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 447 с.- (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). https://biblio-online.ru/viewer/50F35271-095C-45F1-BB04-22DB84BFD5EA#page/1

б) нормативные правовые акты:

1. Конституция Луганской Народной Республики [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nslnr.su/ zakonodatelstvo/konstitutsiya/

2. Гражданский кодекс Луганской Народной Республики [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya- baza/6977/.   

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

      4. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/

в) дополнительная литература:

1. Варламов М.Г. Правовое обеспечение инновационной деятельности: учебное пособие / М.Г. Варламов, С.И. Галиева А.В. Аляев.- Казань: Издательство КНИТУ, 2014. - 440 с. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/
ISBN9785788215983.html. - Режим доступа: по подписке.

2. Городов О.А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности).- СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.- 403 с.

3. Инновационная модель развития: Теория и практика нововведений / В.И. Кравцова и др.- М.: Информпечать, 1998.- 192 с.

4. Калюжный В.В. Методология информационного обеспечения проектных работ на фазе инициации продуктовых проектов для малого бизнеса / В.В. Калюжный.- Луганск: ПРЕСС-ЭКСПРЕСС, 2019.- 544 с.

5. Организация выбора рациональной стратегии инновационного развития предприятий / В.Н. Гончаров и др.- Луганск: Ноулидж, 2016.- 200 с.

6. Осыка А.П. Экономические и организационно-правовые проблемы инновационной деятельности: монография / А.П. Осыка.- Донецк: ИЭПИ НАН Украины, 1999.- 368 с.

7. Правовое регулирование инноваций в образовании: монография / Д. А. Пашенцев, Л. Ю. Грудцына, С. М. Петров [и др.]; под редакцией Д. А. Пашенцев. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. -180 c.- Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт].- URL: http://www.iprbookshop.ru/31686.html.- Режим доступа: для авторизир. пользователей.

      8. Симсон О.Э. Инвестиционные и инновационные правоотношения: Перспективы развития публичной и частной сфер: монография / О.Э. Симсон.- К.: ВД «Ін Юре», 2005.- 416 с.

г) методические указания:

1. Лазор Л.И., Калюжный В.В., Коваль В.С. Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовое обеспечение инновационной деятельности» для студентов заочной и вечерней форм обучения.- Луганск: изд-во ЛГУ им. В.Даля, 2016.- 25 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.043 с.)