Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие правового обеспечения инновационной деятельности.

Поиск

(4 часа)

План.

     1. Основные понятия и классификация инноваций.

     2. Сущность инновационного процесса.

     3. Жизненный цикл инноваций.

     4. Понятие, экономическая сущность и специфика рынка инноваций

 

                     1. Основные понятия и классификация инноваций.

 

     Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обусловливающая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам, определяется, в соответствии с международными стандартами, как инновация.   

    Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

    Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

    Из сказанного следует, что инновацию – результат – нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

     Экономическое развитие страны зависит от многих факторов, но в конечном итоге оно определяется уровнем использования интеллекта нации. Большинство развитых стран обеспечивают высокий уровень национального дохода и благосостояния людей именно за счет эффективного использования в производстве, торговле, банковском деле и в любой другой сфере деятельности самых разнообразных человеческих изобретений. Лауреат Нобелевской премии по экономике Д. Хикс, исследуя модели экономического роста, пришел к выводу, что именно инновации создают стабильность рыночной экономики.

      Термин и понятие «инновация» как новую экономическую категорию ввел в научный оборот Й. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. Он выдвинул теорию эффективной конкуренции, которая изображает рыночный механизм в эпоху «большого бизнеса» как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях. Согласно выдвинутой Й. Шумпетером динамической концепции цикла, движущая сила процветания – это массовые инвестиции в основной капитал, которые служат воплощением определенных новшеств и инноваций.

      Инновационные процессы и их результаты определяют развитие как стран, так и объединенных предприятий: показатель качества жизни населения, уровень производительности труда, уровень издержек производства. Во многом внедрение инноваций в экономику и получение соответствующих результатов зависит от экономической политики государства.         

     Научно-технические и инновационные теории основываются на том, что новая технология способствует появлению изобретений, а изобретения, адаптированные для бизнеса, являются инновациями. Конечно, многие изобретения не становятся инновациями. Но те из них, которые становятся ими приводят к резкому развитию отдельных высокотехнологических отраслей.  

    Таким образом, необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование нашего времени, является общим. Как отмечает ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье, «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям».

     Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

     По виду объектов инновационной деятельности различают инновации – продукты и инновации-процессы. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства. Кроме того, могут быть также отдельно выделены рыночные (маркетинговые) инновации, заключающиеся в освоении новых рынков (сегментов рынка).

      По роли в реализации стратегических целей организации различают улучшающие и стратегические инновации. Стратегические инновации создают новые направления деятельности или обеспечивают успешное функционирование существующих направлений в долгосрочном периоде; улучшающие инновации проводятся в рамках развития и совершенствования этих направлений.

      По значению для развития предприятия выделяют опережающие и последующие инновации. Опережающие инновации могут не являться уникальными для данной отрасли, однако должны создавать предпосылки для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности с учетом ожидаемых в будущем изменений внешних условий. Последующие инновации проводятся как реакция на фактическое изменение внешней среды.

      По срокам реализации мероприятий: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и инновации с неограниченным временным горизонтом.

      По степени охвата деятельности организации: локальные и комплексные инновации. Комплексные инновации затрагивают сразу несколько направлений деятельности (сочетают внедрение новых продуктов и новых процессов и т. п.).

       По роли в процессе производства: основные и дополняющие инновации.

По значению для данного направления деятельности: базисные (фундаментальные), модифицирующие и псевдоинновации. Основные инновации затрагивают основные производственные, технологические или снабженческо-сбытовые процессы. Дополняющие инновации, как правило, вызванные основными (вторичные инновации), проводятся во вспомогательных и обслуживающих подразделениях и обеспечивают реализацию основных новшеств. Базисные инновации радикально изменяют существующее направление деятельности или формируют новое направление. Модифицирующие инновации проводятся в рамках совершенствования и развития базисных. К группе псевдоинноваций относят внешние несущественные изменения продуктов или процессов, не имеющие принципиальной новизны и не создающие каких-либо дополнительных преимуществ для потребителей. Тем не менее псевдоинновации служат важным инструментом маркетинговой политики постоянного обновления ассортимента как мощного инструмента конкуренции на товарных рынках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.006 с.)