Тема 12. Россия при первых Романовых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Россия при первых Романовых



Михаил Романов.

Рассмотреть картины. Подготовить описание картин, сообщение-презентацию об их авторах, подготовить историческую легенду картины. Соотнести текст с иллюстративным материалом. Соотнести иллюстративный материал с произведениями искусства разных жанров.

Горбунов, Константин Юрьевич. “Триптих Кострома-колыбель династии Романовых“.
 

Левая часть – «Целование креста Михаилом Федоровичем Романовым в знак согласия принять Московский престол. 1613 год».

Правая часть – «Подвиг Ивана Сусанина, совершённый им на Юсуповских болотах».

Центральная часть – изображение Богородичной иконы «Яко орля крылья», символизирующей преемственность Царской власти.

 

 Кившенко, Алексей Данилович. “Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство 1613 г.“.

Москвитин, Филипп Александрович. “Помазание на царсво Михаила Фёдоровича“ (2012 г.)

© Русская народная линия информационно-аналитическая служба
http://ruskline.ru/analitika/2013/10/01/put_spaseniya/

400 лет Династии Романовых / 01.10.2013
Очерк о цикле картин “Романовы и святость“ художника Филиппа Москвитина…

Полотно Филиппа Москвитина достаточно подробно и реалистично изображает чин Помазания на царство, с учётом исторического порядка торжества: на помазании Государь стоит, скрестив руки, что увидено художником на старинных миниатюрах. Действительно, непосредственное участие принимали боярин Никита Романов – он держит шапку Мономаха, новый боярин князь Дмитрий Пожарский – он вручал Державу молодому Государю, символизирующую освобожденную Россию. Помазывал Государя митрополит Казанский и Свияжский Ефрем, прославленный впоследствии в лике святых. Не только исторической достоверностью обладает это произведение, но исключительными композиционными и живописными особенностями, позволяющими в достаточной мере раскрыть идеальный замысел художника. Картина симметрична, уравновешена, что создает ощущение незыблемости и символизирует окончание смуты, кажется, на время всего правления Романовых. Цветовое созвучие одежд умудренного жизненным опытом и страданием святителя Ефрема и юного Царя подводит к осмыслению завета служения, а очевидное сходство их молитвенного состояния усиливает звучание идеи симфонии властей православного государства. В картине прочитывается ещё один глубокий подтекст: реальность Божиего отцовства и возможность богочеловечества, смысловым апофеозом звучит исконный национальный идеал Верховной Власти русских Царей.

 

 Репин, Илья Ефимович. “Выбор царской (великокняжеской) невесты“ (1884-1887 гг.).

Рябушкин, Андрей Петрович. “Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате“ (1893 г.).

Рябушкин, Андрей Петрович. “Боярская дума“.

Васнецов, Аполлинарий Михайлович. “Москва_17 век“.

Алексей Михайлович

Рассмотреть картины. Подготовить описание картин, сообщение-презентацию об их авторах, подготовить историческую легенду картины. Соотнести текст с иллюстративным материалом. Соотнести иллюстративный материал с произведениями искусства разных жанров.

Фёдор Зубов “Спас Нерукотворный, Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы“ (XVII век).

Древнерусские книжные миниатюры / Царский Титулярник “Алексей Михайлович Тишайший“.

Лисснер, Эрнст Эрнестович. “Соляной бунт“ (1938 г.).

Суриков Василий Иванович. “Степан Разин“ (1906 г.).

Кириллов Сергей Алексеевич. “Степан Разин“ (1985-1988 гг.).

Кившенко Алексей Данилович. “Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги“.

Милорадович Сергей Дмитриевич. “Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году“ (1885 г.).

Мясоедов Григорий Григорьевич. “Сожжение протопопа Аввакума“ (1897 г.).

Тема 13. Петр Великий

Рассмотреть картины. Подготовить описание картин, сообщение-презентацию об их авторах, подготовить историческую легенду картины. Соотнести текст с иллюстративным материалом. Соотнести иллюстративный материал с произведениями искусства разных жанров.

Неизвестный художник. “Портрет Фёдора Алексеевича Романова“ (1-ая пол.XIX в.).

Броже, Карл. “Венчание на царствие Ивана и Петра Алексеевичей. 25 июня 1682 г. (гравюра)“ (Начало 1880-х гг.).

Мясоедов, Григорий Григорьевич. “Дедушка русского флота“ (1871 г.).
 

На картине Мясоедова Г.Г. Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688 г.

Этот ботик был привезен англичанами в подарок царю Алексею Михайловичу и в 1688 г. найден Петром Великим в подмосковном селе Измайлове. В собственноручной записке императора Петра Великого: «О начале судостроения в России» о нахождении этого ботика сказано следующее: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана), что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

Этот ботик, сделавшийся известным как «дедушка русского флота», был исправлен, оснащен и спущен на реку Яузу, где Петр катался на нем и сам выучился править рулем. Потом ботик был перевезен на Переяславское озеро, так как на Яузе было мало места. Впоследствии он хранился в Москве, а в 1722 году был перевезен в Петербург, где для него устроен был четырехугольный пьедестал.

Живописец Иван Зарудный раскрасил пьедестал в виде моря: под кормой была надпись «Детская утеха», а под носом – «Принесла мужеский триумф». По одного бока был нарисован корабль под парусами и гадера под веслами с надписью «От Бога сил токмо получен», а на другой стороне – Ноев ковчег, над которым радуга, соединяющая два приморских города. К ковчегу летел голубь, над которым надпись – «Сей вожделенный вестник».

Желая отметить роль флота в победе над шведами в Северной войне, Петр решил устроить чествование «дедушки русского флота». Ботик починили и обшили медью. 11 августа 1723 г. он был перевезен из Петербурга в Кронштадт, где прошел под штандартом под гром пушек, звуки музыки, барабанный бой и крики «Кра!» вдоль строя кораблей. На ботике у руля находился сам Петр, а с ним генерал-адмирал Апраксин, вице-адмирал Александр Меншиков и прочие флотоводцы. Затем ботик вернули в Петербург «для вечного хранения».

С тех пор ботик вывозили еще 6 раз:

1) 30 августа 1724 г. – для торжественной встречи мощей Святого великого князя Александра Невского, после чего Петр Великий указал выводить ботик ежегодно 30 августа с торжеством к Невскому монастырю.

2 и 3) в 1744 и 1745 годах, когда императрица Елизавета Петровна, во исполнение завещания Петра Великого, устраивала церемониальное шествие ботика.

4) В 1803 году ботик участвовал в торжественном праздновании столетия Петербурга. Для этого его поставили на 110-пушечный корабль «Гавриил» и вывели на середину Невы против памятника Петру Великому.

5) 28-го июня 1836 года ботик был спущен на воду и проведен к новому адмиралтейству, откуда его отбуксировали в Кронштадскую гавань. 2 июля его водрузили на пароход «Геркулес», который после прибытия государя Николая I и Императорской фамилии, обошел под барабанный бой и приветственные крики корабельную линию. На салют всех кораблей с ботика ответили 7 выстрелами.

6) 30 мая 1872 г., в день 200-летнего юбилея рождения Петра Великого, ботик вновь водрузили на убранную коврами баржу, на нем поставили мачту и флагштоки, на которых подняли флаг и гюйс. Когда баржа вышла на середину реки, на ботике при подобающем торжеству салюте подняли штандарт. Баржу с ботиком подвели к парадной пристани у памятника Петру I, где его встречали духовенство и войска, откуда после молебна и 101 выстрела его отправили на Путиловскую пристань, где поставили на специальную платформу и отправили в Москву на выставку в Политехническом музее, по окончании которого вновь вернули коменданту Петропавловской крепости.

 

Репин, Илья Ефимович. “Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семёновский потешный двор в сопровождении свиты“ (1900 г.).

Репин, Илья Ефимович. “Царевна София Алексеевна в Новодевичьем монастыре“ (1879 г.).

Антропов, Алексей Петрович. “Портрет Петра I“ (1770 г.).

Сторк, Абрахам. “Посещение Петром I Голландии (Показательный бой на реке Эй в честь Петра I. 1 сентября 1697 года)“. Полотно 1
 

Под именем Петра Михайлова русский царь отправился в «великое посольство» с целью изучения кораблестроения. Опередив официальное русское посольство, Пётр I 7 августа 1697 г. прибыл в небольшой городок северо-западнее Амстердама – Саардам, где функционировало около 50 верфей, строивших купеческие и китоловные суда. Здесь Пётр определился плотником на частную верфь Линста Рогге.

Через 2 недели истинное имя нового плотника стало известно, и из-за назойливого любопытства горожан Пётр перебирается в Амстердам, где поступает на Ост-Индскую верфь к корабельному мастеру Полю Классу.

Прибытие Петра в Амстердам местные власти и горожане отметили большим городским праздником. В его ходе было разыграно развлекательное морское сражение с участием береговой батареи. Оно продолжалось от раннего утра далеко за полдень.

Под впечатлением этого визита русского царя в Голландию, Абрахам Сторк написал два полотна «Посещение Петром I Голландии (Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года)», одно из которых хранится на родине художника, а второе было прислано в подарок Петру I.

Петр Первый находился на борту яхты Объединенных Ост-Индийских Кампаний. Эта яхта изображена на картине второй слева, над ней развивается флаг России с золотым двухглавым орлом.

 

Сторк, Абрахам. Картина без названия.
\

На корабле в правой части картины над кормой колышется прусский герб Романовых (с грифонами и чёрным немецким орлом), а над главной мачтой голландский треколор. Перед нами королевская яхта Петра.

 Кившенко, Алексей Данилович. “Полтавский бой“.

© Короткова М.В. История России. IX – XVIII века. 6-7 кл.: – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил. – (Дидактические материалы).

На картине изображен Петр I, с сияющим лицом, после победы в Полтавской битве. Побежденные шведы склоняют перед ним знамена. За Петром следуют его сподвижники. Справа от царя скачет А.Д.Меншиков. Он приложил руку к глазам и напряженно смотрит вдаль. Рядом со “счастья баловнем безродным“ – Я.В.Брюс и А.И.Репнин. Позади Петра едут гетман И.И.Скоропадский с булавой в правой руке и Б.П.Шереметев. На заднем плане изображены русские войска.

Суриков, Василий Иванович. “Пётр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году“ (1872 г.).

Суриков, Василий Иванович. «Утро стрелецкой казни»

Суриков, Василий Иванович. “Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И.Ф.Ромодановского“ (1900 г.).

 

Айвазовский, Иван Константинович. “Пётр I при Красной горке, зажигающий костёр для сигнала гибнущим судам своим“ (1846 г.).

Являясь живописцем Главного морского штаба, Айвазовский в 1846 году приступил к картине об основателе русского флота Петре I, дав ей название: «Пётр I при Красной горке зажигает костёр для подачи сигналов флоту». Красная горка сыграла роль временного пристанища Петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. Флот Петра пережидал наступления благоприятной ледовой обствновки именно у Красной Горки. Причем, сам Пётр Алексеевич первым нашёл укрытие ото льдов на своей яхте «Лизетта» и подал сигнал своему флоту костром. В петровском «Походном журнале» 1710 года записано, что многочисленный русский флот – галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осаждённому русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре около Красной Горки». Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко, и такой страх тогда имели, что не чаяли было спастись». Только через неделю удалось выручить флот изо льдов

 

Серов, Валентин Александрович. “Пётр I“ (1907 г.).

Никитин, Иван Никитич. “Портрет Петра I“ (первая половина 1720-х гг.).

Никитин, Иван Никитич. “Портрет царевны Натальи Алексеевны“ (не позднее 1716 г.).
 

Liveinternet / Сообщество “Про искусство“ (http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post78468918/).

Наталья Алексеевна (1673–1716) – дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I.

Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. C её именем связано развитие русского театра. Она сочиняла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своём дворе театральные представления. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актёров они не были поставлены на сцену».

Не случайно на портрете она одета уже по новому образцу: фасон платья, парик, поза – весь внешний облик говорит о её принадлежности к новому времени, к эпохе преобразования России.

Вместе с тем среди изобразительных средств живописца имеются такие, которые ещё относятся к иконному письму: однотонный фон, некоторая плоскостность фигуры; изгибы и складки платья условны и слишком жёстки. Однако лицо царевны написано вполне объёмно.

Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до её смерти. Она долго болела и умерла в том же 1716 году – ей было чуть больше сорока лет. Возможно, из-за этого в её портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отёкшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника.

 

Никитин, Иван Никитич. “Портрет Елизаветы Петровны ребёнком“ (1712-13 гг.).

 Liveinternet / Сообщество “Про искусство“ (http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post78468918/).

Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с 1741 г.) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нём ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный парадный костюм ребёнка, тяжёлое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы – дань требованиям времени

Никитин, Иван Никитич. “Портрет канцлера Г.И.Головкина“ (1720 г.).

© Liveinternet / Сообщество “Про искусство“ (http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post78468918/).

Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.
Г. А. Головкин занимал высшие государственные посты в империи. Он начальник Посольской канцелярии, затем Посольского приказа, государственный канцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее – верный слуга императрицы Анны Иоанновны и член её Кабинета.

Портрет параден, особое внимание в нём уделено регалиям: Андреевской ленте, голубому банту ордена Белого Орла. Все фактурно осязаемо: светло-коричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный платок, длинные локоны роскошного парика. Камер-юнкер Берхгольц в дневнике не без едкости заметил по поводу этого парика, что Головкин, возвращаясь из присутствия домой, вешал его на стену как украшение. «Но по-прежнему для живописца главным остаётся лицо – с внимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайны мадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннее напряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретах доитальянского периода. ”Головкин” близок им и общим композиционным решением, постановкой фигуры в пространстве, красочной гаммой».

Портрет вполне отвечает характеристике, которую давали высокопоставленному сановнику современники: «Граф Головкин, государственный канцлер, старец почтенный во всех отношениях, осторожный и скромный: с образованностью и здравым рассудком соединял он в себе хорошие способности. Он любил своё отечество, и хотя был привязан к старине, не отвергал и введения новых обычаев, если видел, что они полезны <…> Его подкупить было невозможно: посему-то он держался при всех Государях и в самых затруднительных обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя было ни в чем».

 

 

Ге, Николай Николаевич. “Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе“

Каравак, Луи. “Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны“ (1717 г.).
 

Русский музей: Виртуальный филиал (http://virtualrm.spb.ru/resources/vernisages/d_43).

Огромную роль в становлении русского портретного искусства сыграли иностранные мастера, в частности, марсельский живописец Луи Каравакк, приехавший в Россию в 1716 году. Он неоднократно писал Петра I и Екатерину I, их дочерей – Анну, Елизавету и Наталью, а также детей царевича Алексея – Наталью и Петра (впоследствии Петра II).

Одна из лучших работ мастера – двойной портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. Создавая его, художник выбирает модную для того времени форму “костюмированного портрета“. А так как костюмизация в этот период имела аллегорический характер, царевны и царевичи часто изображались Аполлонами, Дианами и Флорами. Так девятилетняя Анна и восьмилетняя Елизавета представлены в образе маленьких Флор. Елизавета Петровна поднимает цветок над головой старшей сестры, которая держит на коленях корзинку с цветами. Жесты и выражения лиц, костюмы и обстановка, аксессуары и фон в этом портрете, создают своеобразную и очень выразительную смесь наивности и серьезности, непринужденности и манерности. Цветовые пятна здесь крупные, мощные, яркие, присущие скорее русской живописи, но изысканность и грациозность движений, жеманство жестов, театрализация изображения в целом более характерны для западноевропейского искусства.

Хочется отметить, что юные девочки, представленные как взрослые, выглядят здесь гораздо старше. Правда, дети и воспринимались в то время «маленькими взрослыми». Портрет написан в 1717 году, а через два года царевен будут уже сватать. В 1719 году французский консул в России писал в Париж Людовику XV: “Царь рассчитывает заключить с королем союз и убедить со временем Его Величество принять в супружество принцессу, его младшую дочь, очень красивую и хорошо сложенную особу; ее можно бы даже назвать красавицей, если бы не рыжеватый цвет волос, что, впрочем, может, измениться с годами, она умна, очень добра и великодушна. Старшая же принцесса – вылитый портрет царя-отца, слишком экономна для принцесс и хочет обо всем знать“. Интересно, что дочери Петра изображены без царских атрибутов, как требовал жесткий канон того времени, а просто в нарядных платьях. Но, видимо, это не случайно, ведь девочки были рождены до заключения законного брака родителей.

Бенуа, Александр Николаевич. “Медный всадник“ (1916 г.).

Москвитин, Филипп Александрович. “Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром | в Петербург“ (1832 г.).
 

Энциклопедия замечательных людей и идей (http://www.abc-people.com/shop/alexander_nevsky.htm)

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.

17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26-го в Твери, 28-го в Торжке, 31-го в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать “в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами“ и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

Утром 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы и перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал небесным покровителем северной столицы России.

Указом Петра I от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено). Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне. В 1989 году мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро?Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

Никитин, Иван Никитич. “Пётр I на смертном ложе“ (1725 г.).

©Liveinternet / Сообщество “Про искусство“ (http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post78468918/).

Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения – сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мёртвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно – реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.048 с.)