Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие права собственности и формы собственности на природные ресурсы
Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции ДНР (ст. 5), Гражданском кодексе ДНР (Глава 18), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Водном кодексе ДНР (ст. ч.1 ст. 5, ч.1 ст.7 и ст. 8), Законе ДНР «О недрах» (ст. 4, 32), Законе ДНР «О животном мире» (ст. 4), Законе ДНР «О рыболовстве» (ч. 1 и ч.2 ст. 3, ст. 10), Лесном кодексе Украины (ст. 19) и др. Осуществляемые в нашей Республике реформы, направленные на формирование рыночной экономики, затрагивают в первую очередь отношения собственности. Конституция и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в ДНР юридически признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы. Каждой форме собственности соответствует свой перечень субъектов и объектов права собственности. Разграничение форм собственности на природные ресурсы проводится прежде всего по субъектам, в качестве кᴏᴛᴏᴩых могут выступать государство, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица. Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является государство. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством ему принадлежат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, животный мир, особо охраняемые природные территории. Понятие и состав различных природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. В наибольшей степени важная часть природных объектов находится в государственной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности государства и местных органов власти исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права государственной собственности ᴏᴛʜᴏϲᴙтся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций органов государственной власти, а также ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны. Такими объектами считаются:
- земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществления других функций органов государственной власти; - земельные участки, занятые энергетическими, транспортными системами, объектами энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия; - земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения; - виды растений и животных, занесенные в Красную книгу; - виды животных, подпадающим под действие международных договоров; - месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение; - лесной фонд и леса на землях обороны; - пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море; - естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа; В муниципальной (коммунальной) собственности - собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т. д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты. Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки, расположенные как в пределах, так и за пределами населенных пунктов (Ст. 81 и ст. 82 ЗК Украины). При этом право частной собственности граждан распространяется также на все, что расположено на данных земельных участках: обособленные водные объекты (искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади), древесно-кустарниковая растительность на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др (Ст. 91 ЗК Украины).
Содержание права собственности на природные ресурсы В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения. Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним. Право пользования - ϶ᴛᴏ юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные ϲʙᴏйства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей. Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение. Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по ϲʙᴏему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону. Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане). Природные ресурсы - особые объекты права собственности, кᴏᴛᴏᴩые не обладают изначальной стоимостью в силу ϲʙᴏего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, будут основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. На территории Донецкой Народной Республики владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики (ч. 2 ст. 29 Конституции ДНР). Владение, пользование и распоряжение собственниками землей и другими природными ресурсами не должно наносить ущерба окружающей среде и не нарушать права и законные интересы иных лиц (ч. 3 ст. 29 Конституции ДНР). По϶ᴛᴏму состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции по устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы. Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками ϲʙᴏбодно, если ϶ᴛᴏ не наносит ущерба окружающей среде. В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния ϲʙᴏей хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://зтка.рфЗаконом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, кᴏᴛᴏᴩые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. К примеру, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Важно знать, что большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они будут государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).
Следует иметь в виду, что правовой режим некᴏᴛᴏᴩых видов природных ресурсов в связи с их естественными ϲʙᴏйствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты законодатели многих государств учитывают, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит по сути в том, что его правомочия владения и пользования находят ϲʙᴏе реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, кᴏᴛᴏᴩым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др. Можно сделать вывод, что особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности данных организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.007 с.) |