Право собственности на особо охраняемые природные территории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право собственности на особо охраняемые природные территории



Согласно ст. 2 Закона ДНР «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водного и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствие с данным законом с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

1) биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты);

2) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

3) национальные природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) ландшафтно-рекреационные парки;

6) памятники природы;

7) заповедные урочища;

8) дендрологические парки и ботанические сады;

9) парки-памятники садово-паркового искусства.

Особо охраняемые природные территории могут иметь международное, государственное или местное значение и находиться в ведении соответственно государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, а также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (ч. 4 ст. 3 Закона ДНР «Об особо охраняемых природных территориях»).

Государственные природные заповедники, в том числе биосферные особо охраняемые природные территории (биосферные резерваты), биосферные заповедники, и национальные природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям государственного значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям государственного значения или особо охраняемым природным территориям местного значения. Ландшафтно-рекреационные парки, заповедные урочища, парки-памятники относятся к особо охраняемым природным территориям местного значения (ч. 5 ст. 3 Закона ДНР «Об особо охраняемых природных территориях»).

Учитывая зависимость от принадлежности указанных особо охраняемых природных территорий осуществляется государственное управление и контроль в сфере их использования и охраны - органами исполнительной власти ДНР, органами местного самоуправления, а также ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими специально уполномоченными органами государственного экологического управления (Государственным комитетом по экологической политике и природным ресурсам при Главе ДНР, Министерством агропромышленной политики и продовольствия ДНР, Государственного комитета лесного и охотничьего хозяйства ДНР и др.).

Таким образом, с целью оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети особо охраняемых территорий, повышения эффективности государственного контроля за установленным на них режимом ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В нем содержатся сведения о статусе данных территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, субъектах пользования, а также экологической, научной, экономической, культурной и иной ценности (ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Выводы

 

С учетом места человека в природе, особой роли природных ресурсов в общественном развитии, ответственности человека за сохранение благоприятного состояния окружающей среды в ин­тересах будущих поколений предпочтительным является разви­тие правовой доктрины и права окружающей среды в рамках кон­цепции природных ресурсов как общественного достояния. Глав­ная идея этой концепции состоит в следующем: «Природа и ее богатства являются национальным достоянием народа, естественной основой их устойчивого социально-экономичес­кого развития и благосостояния человека. В практическом плане она противопо­ставляется концепции частной собственности на природные ре­сурсы, в рамках которой богатый человек или группа богатых людей имеют возможность купить (скупить) природные богатства и распоряжаться ими в своих интересах.

Понятие природных ресурсов как общественного достояния может на первый взгляд ассоциироваться с понятием общенарод­ной собственности на природные ресурсы, или всенародного до­стояния. Закрепленная в таком виде в советских конституциях и иных социалистических законах общенародная собственность была государственной социалистической собственностью со всеми вытекающими из этого последствиями.

Концепции общественного достояния наоборот должна иметь опреде­ленное юридическое значение, выражающееся в наличии право­вых гарантий того, что, реализуя полномочия по распоряжению природным ресурсом, его собственник обязан учитывать, в какой степени это соответствует общественным интересам.

С.И. Ожегов определяет достояние как то, что безраздельно принадлежит кому-нибудь. Природа, ее ресурсы, призванные удовлетворять потребности человека, принадлежат людям, всему обществу, причем одновременно настоящему и будущим поколе­ниям. Соответственно в общественных отношениях, регулируе­мых правом, природные ресурсы должны восприниматься как об­щественное достояние.

Для реализации данной концепции должен быть решен ряд принципиальных вопросов. Кто может наиболее эффективно от имени общества и в его интересах распоряжаться природными ре­сурсами, являющимися общественным достоянием? Все ли при­родные ресурсы или их части должны стать общественным досто­янием? Если не все, то какие могут иметь иной правовой титул?

Наиболее успешно управлять природными ресурсами, являю­щимися общественным достоянием, может государство в рамках его экологической функции. Оно имеет сбалансированную систе­му органов - законодательных, исполнительных и судебных, призванных последовательно решать задачи определения в инте­ресах общества правового режима природных ресурсов, распоря­жения ими с учетом всеобщего права на благоприятную окружаю­щую среду, контроля за их использованием, обеспечения экологического правопорядка, в том числе посредством примене­ния принудительной силы.

Правовой режим природных ресурсов как общественного до­стояния может быть урегулирован в законодательстве путем объ­явления его исключительной собственностью государства. Важно чтобы этот правовой режим отличался от пра­вового режима иного имущества, в том числе государственного, находящегося в гражданском обороте. Кроме того, должна быть четко выражена правовая сущность общественного достоя­ния: государство распоряжается им только в интересах общества и под его контролем. Учитывая особую общественную ценность природных богатств, представляется актуальным, чтобы право­вой режим природных ресурсов как общественного достояния был закреплен в Конституции ДНР.

Следующий принципиальный вопрос касается того, на какие природные ресурсы должен распространяться правовой режим общественного достояния. Ведь какие-то природные ресурсы или их часть могут находиться в частной, т.е. не в государственной (публичной) собственности. При этом нельзя не учитывать того, что частная собственность является важнейшей предпосылкой и неотъемлемым условием развития рыночной экономики в Донецкой Народной Республике.

В системе природных ресурсов земля обладает свойствами, от­личающими ее от других природных ресурсов. Она одновременно выступает в качестве средства производства и операционного ба­зиса. В последнем качестве земля объективно необходима для развития рыночной инфраструктуры — под промышленные, со­циальные и иные объекты. Это обстоятельство предопределяет возможность и необходимость обладания землей на праве частной собственности. На таком основании она может предоставляться и для ведения сельского хозяйства, в частности для развития фер­мерства. Относительно земель сельскохозяйственного назначе­ния, находящихся в частной собственности, должен осущест­вляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием.

Находящиеся в частной собственности земли могут использо­ваться лишь с учетом общественных экологических интересов.

Составитель

преподаватель кафедры ГПиП                                       В.А. Шипшин

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.009 с.)