Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие права собственности и формы собственности на природные ресурсы.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План Введение. Понятие права собственности и формы собственности на природные ресурсы. Содержание права собственности на природные ресурсы. Право собственности и другие вещные права на землю. Право собственности на недра. Право собственности на леса. Право собственности и другие права на водные объекты. Право собственности на животный мир. Право собственности на особо охраняемые природные территории. Выводы Введение Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей природной среды. Право собственности как юридическая категория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном. Право собственности в субъективном смысле - ϶ᴛᴏ право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими. Содержание права собственности на природные ресурсы В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения. Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним. Право пользования - ϶ᴛᴏ юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные ϲʙᴏйства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей. Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение. Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по ϲʙᴏему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону. Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане). Природные ресурсы - особые объекты права собственности, кᴏᴛᴏᴩые не обладают изначальной стоимостью в силу ϲʙᴏего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, будут основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. На территории Донецкой Народной Республики владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики (ч. 2 ст. 29 Конституции ДНР). Владение, пользование и распоряжение собственниками землей и другими природными ресурсами не должно наносить ущерба окружающей среде и не нарушать права и законные интересы иных лиц (ч. 3 ст. 29 Конституции ДНР). По϶ᴛᴏму состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции по устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы. Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками ϲʙᴏбодно, если ϶ᴛᴏ не наносит ущерба окружающей среде. В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния ϲʙᴏей хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://зтка.рфЗаконом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, кᴏᴛᴏᴩые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. К примеру, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Важно знать, что большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они будут государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.). Следует иметь в виду, что правовой режим некᴏᴛᴏᴩых видов природных ресурсов в связи с их естественными ϲʙᴏйствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты законодатели многих государств учитывают, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит по сути в том, что его правомочия владения и пользования находят ϲʙᴏе реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, кᴏᴛᴏᴩым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др. Можно сделать вывод, что особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности данных организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.
Право собственности на леса Формы и содержание права собственности на леса в ДНР определяются Конституцией, Лесным кодексом Украины, ЗК Украины и отдельными актами земельного законодательства. При регулировании отношений собственности на леса законодатели многих государств учитывают, тот факт, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и иной древесной и кустарниковой растительностью осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, как особого объекта, который создается природой длительное время, помогает восстанавливать состояние окружающей природной среды, чем он и отличается от обычных объектов права собственности. Согласно ст. 7 ЛК Украины леса, находящиеся в пределах территории государства, являются объектами права собственности народа. Но, от имени народа права собственника на леса осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных действующим законодательством. Крое того, в соответствие со ст. 7 ЛК Украины леса могут находиться в государственной, коммунальной (муниципальной) и частной собственности. Субъектами права собственности на леса является государство, территориальные громады, граждане и юридические лица. Так, согласно ст. 8 ЛК Украины в государственной собственности находятся все леса, кроме лесов, находящихся в коммунальной (муниципальной) или частной собственности. При этом право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Правительства ДНР и местных государственных администраций в соответствии с законом. Согласно ст. 9 ЛК Украины в коммунальной (муниципальной) собственности находятся леса в пределах населенных пунктов, кроме лесов, находящихся в государственной или частной собственности. Право коммунальной (муниципальной) собственности на леса реализуется территориальными громадами непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления. В соответствие со ст. 11 право коммунальной (муниципальной) собственности на леса приобретается при разграничении в установленном законом порядке земель государственной и коммунальной собственности, а также путем передачи земельных участков из государственной собственности в коммунальную и по другим основаниям, не запрещенным законом. Согласно ст. 10 ЛК Украины леса могут находиться в частной собственности. Субъектами права частной собственности на леса являются граждане и юридические лица. В соответствие со ст. 12 ЛК Украины граждане и юридические лица могут бесплатно или за плату приобретать в собственность в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств замкнутые земельные лесные участки общей площадью до 5 гектаров. Эта площадь может быть увеличена в случае наследования лесов по закону. Кроме того, граждане и юридические лица могут иметь в собственности леса, созданные ими на приобретенных в собственность в установленном порядке земельных участках деградированных и малопродуктивных угодий, без ограничения их площади. Руководствуясь ст. 13 ЛК Украины право частной собственности на леса граждан и юридических лиц возникает с момента получения ими документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, и их государственной регистрации. Документом, удостоверяющим право частной собственности на леса, является государственный акт на право собственности на землю, выданный на соответствующий земельный участок. Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, кᴏᴛᴏᴩые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, запрещены. Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством. Таким образом, руководствуясь рассмотренным выше следует сделать вывод о том, что сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством. Выводы
С учетом места человека в природе, особой роли природных ресурсов в общественном развитии, ответственности человека за сохранение благоприятного состояния окружающей среды в интересах будущих поколений предпочтительным является развитие правовой доктрины и права окружающей среды в рамках концепции природных ресурсов как общественного достояния. Главная идея этой концепции состоит в следующем: «Природа и ее богатства являются национальным достоянием народа, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. В практическом плане она противопоставляется концепции частной собственности на природные ресурсы, в рамках которой богатый человек или группа богатых людей имеют возможность купить (скупить) природные богатства и распоряжаться ими в своих интересах. Понятие природных ресурсов как общественного достояния может на первый взгляд ассоциироваться с понятием общенародной собственности на природные ресурсы, или всенародного достояния. Закрепленная в таком виде в советских конституциях и иных социалистических законах общенародная собственность была государственной социалистической собственностью со всеми вытекающими из этого последствиями. Концепции общественного достояния наоборот должна иметь определенное юридическое значение, выражающееся в наличии правовых гарантий того, что, реализуя полномочия по распоряжению природным ресурсом, его собственник обязан учитывать, в какой степени это соответствует общественным интересам. С.И. Ожегов определяет достояние как то, что безраздельно принадлежит кому-нибудь. Природа, ее ресурсы, призванные удовлетворять потребности человека, принадлежат людям, всему обществу, причем одновременно настоящему и будущим поколениям. Соответственно в общественных отношениях, регулируемых правом, природные ресурсы должны восприниматься как общественное достояние. Для реализации данной концепции должен быть решен ряд принципиальных вопросов. Кто может наиболее эффективно от имени общества и в его интересах распоряжаться природными ресурсами, являющимися общественным достоянием? Все ли природные ресурсы или их части должны стать общественным достоянием? Если не все, то какие могут иметь иной правовой титул? Наиболее успешно управлять природными ресурсами, являющимися общественным достоянием, может государство в рамках его экологической функции. Оно имеет сбалансированную систему органов - законодательных, исполнительных и судебных, призванных последовательно решать задачи определения в интересах общества правового режима природных ресурсов, распоряжения ими с учетом всеобщего права на благоприятную окружающую среду, контроля за их использованием, обеспечения экологического правопорядка, в том числе посредством применения принудительной силы. Правовой режим природных ресурсов как общественного достояния может быть урегулирован в законодательстве путем объявления его исключительной собственностью государства. Важно чтобы этот правовой режим отличался от правового режима иного имущества, в том числе государственного, находящегося в гражданском обороте. Кроме того, должна быть четко выражена правовая сущность общественного достояния: государство распоряжается им только в интересах общества и под его контролем. Учитывая особую общественную ценность природных богатств, представляется актуальным, чтобы правовой режим природных ресурсов как общественного достояния был закреплен в Конституции ДНР. Следующий принципиальный вопрос касается того, на какие природные ресурсы должен распространяться правовой режим общественного достояния. Ведь какие-то природные ресурсы или их часть могут находиться в частной, т.е. не в государственной (публичной) собственности. При этом нельзя не учитывать того, что частная собственность является важнейшей предпосылкой и неотъемлемым условием развития рыночной экономики в Донецкой Народной Республике. В системе природных ресурсов земля обладает свойствами, отличающими ее от других природных ресурсов. Она одновременно выступает в качестве средства производства и операционного базиса. В последнем качестве земля объективно необходима для развития рыночной инфраструктуры — под промышленные, социальные и иные объекты. Это обстоятельство предопределяет возможность и необходимость обладания землей на праве частной собственности. На таком основании она может предоставляться и для ведения сельского хозяйства, в частности для развития фермерства. Относительно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, должен осуществляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием. Находящиеся в частной собственности земли могут использоваться лишь с учетом общественных экологических интересов. Составитель преподаватель кафедры ГПиП В.А. Шипшин
План Введение. Понятие права собственности и формы собственности на природные ресурсы. Содержание права собственности на природные ресурсы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.01 с.) |