Следует разделять экстрасенсорное восприятие, способы представления полученной экстрасенсорно информации и формы её представления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следует разделять экстрасенсорное восприятие, способы представления полученной экстрасенсорно информации и формы её представления.



Способы представления полученной экстрасенсорно информации.   Если ЭСВ происходит на бессознательном уровне, то для «осознания» полученной экстрасенсорно информации, представления её самому экстрасенсу и передачи другим людям используется ограниченное количество известных нам органов чувств и систем организма.

Представление информации может идти в виде:

— зрительных образов;

— слуховых ощущений, голосов;

— тактильных ощущений («тепла», «холода», «покалываний», «провалов» и т.д.);

— обонятельных и вкусовых ощущений (редко). Следует подчеркнуть, что во всех вышеперечисленных случаях «ощущения» и образы носят центральный характер и возникают в центральных отделах соответствующих анализаторов;

— мышечных движений. Небольшие по величине и, часто, неосознаваемые мышечные движения могут проявляться вовне перемещением различных предметов (без словесного описания).

Формы представления полученной экстрасенсорно информации.  Форма представления зависит от конкретного человека, уровня его образования, культуры, существующих вокруг него традиций и т.д. Форма представления может сопровождаться внешними атрибутами: с одной стороны, облегчающими переход в особое состояние сознания, с другой — рассчитанными на определённый театральный эффект, зрелищность. Так, например, неосознаваемые мышечные движения реализуются в форме передвижения предметов-индикаторов: рамок, прутиков (лозоходство, биолокация), подвешенных предметов (биологический маятник), непроизвольного письма и движения руками (психография), спиритических сеансов и т.д. Таким образом, лозоходство, например, можно определить как способ представления экстрасенсорно полученной информации в виде неосознаваемых мышечных движений, который реализуется посредством передвижения рамок и прутиков. Лозоходство рассматривается нами не как самостоятельный парапсихологический феномен, а как одна из форм проявления экстрасенсорного восприятия у человека. Человек выступает как биоиндикатор, как регистрирующий прибор, как составная часть бионической системы живой объект — предмет-индикатор.

Подобная ситуация возникает при изучении явления телекинеза (или, по зарубежной терминологии, психокинеза). Формы проявления телекинеза крайне широки: от перемещения больших предметов (макротелекинез), которое можно видеть собственными глазами и заснять на кино- и видео, до влияния на движение электронов в различных устройствах (микротелекинез), регистрируемого с помощью сложной аппаратуры и вычислительной техники. Формы проявления телекинеза: полтергейст — спонтанный (самопроизвольный) телекинез, левитация — парение тела человека в воздухе, телепортация — мгновенное перемещение объектов на большие расстояния или перенос предметов через преграды и экраны, трансмутация — взаимное превращение элементов в живых системах (ядерный ферментативный синтез) и т.д. Биопритяжение (биогравитация) по этой классификации рассматривается не как отдельное паранормальное явление, а как одна из форм проявления телекинеза у человека. Многие исследователи склонны рассматривать и биокоррекцию при целительстве как один из вариантов проявления микротелекинеза в биологических объектах.

Часто у впервые заинтересовавшихся проблемами парапсихологии происходит путаница: конкретные формы проявления паранормальных феноменов толкуются ими как самостоятельные физические явления. Как показывает многолетний опыт практической работы, предложенные выше определения позволяют классифицировать подавляющее большинство конкретных случаев и фактов встречающихся в парапсихологии. Многообразные парапсихологические феномены удаётся свести к узкому кругу физических явлений, а за огромной массой конкретных, казалось бы, несовместимых друг с другом фактов увидеть общие закономерности и выделить рациональные зёрна, доступные естественно-научному изучению.

Подобная ситуация возникает при изучении тех особых состояний сознания, при которых реализуются пси-феномены. Так, например, как будет показано ниже, для проявления ЭСВ необходима организация биоэлектрической активности головного мозга вполне определённым образом (см. вариант «С» на рис.35). А вот способов её достижения много. Необходимая организация деятельности головного мозга может возникнуть как результат целенаправленных тренировок, приводящих к функциональной перестройке мозговых процессов, так и в результате органических изменений. В первом случае это различные приёмы из практики йоги, ребёфинга, гипноза, эйдетики, медикаментозные методы и методы активного формирования заданной биоэлектрической активности мозга, в том числе через периферические сенсорные системы (см. главу 9). Во втором случае — травмы головного мозга (включая родовые), ишемические поражения, атеросклероз, врождённые особенности строения головного мозга, ряд психических и неврологических заболеваний. Всё многообразие внешних форм достижения особых состояний сознания направлено на получение конкретной организации работы мозга, на фоне которой реализуются пси-феномены.

Для проявления телекинеза характерно другое состояние сознания, отличное от того, которое необходимо для ЭСВ. У испытуемых во время реализации телекинеза можно иногда наблюдать пароксизмальные расстройства — кратковременные судорожные и бессудорожные приступы, напоминающие таковые при эпилепсии или же эпилептиформные синдромы при других заболеваниях: опухолях мозга, сосудистых заболеваниях мозга, травмах мозга, энцефалитах, неврозах с истерическими припадками и т.д.

Таким образом, низкая воспроизводимость пси-феноменов обусловлена в первую очередь свойствами самого объекта — живого организма, человека. Как уже говорилось выше, проявление пси-феноменов связано с вхождением человека в особое состояние сознания. Для получения ярко выраженных эффектов необходимо добиться воспроизводимой работы самого человека и, в первую очередь, воспроизводимого достижения тех особых состояний сознания, в которых эти феномены возможны.

У физиологов, изучающих парапсихологические феномены, нет единого понимания ЭСВ. Для одних это — восприятие посредством ещё не известных органов чувств — каких-то экстерорецепторов, или, быть может, интерорецепторов. Для других (и таковых большинство) ЭСВ осуществляется без участия каких бы то ни было органов чувств — непосредственно нейронными структурами мозговой коры или подкорки, раздражаемыми какими-то факторами, способными проникать в мозг через кости черепа и его покровы.

Первое из этих двух представлений более привычно для физиологов. Оно не противоречит классической рефлекторной теории психической деятельности. Эти исследователи предполагают, что у человека могут быть обнаружены пока ещё неизвестные рецепторы — это рефлекторный подход объяснения психофизических феноменов (ясновидения и телепатии [260]). Следует отметить, что термин «ясновидение» употреблял И.П.Павлов. Он, например, пишет: «...в некоторых случаях при объяснении обычной сознательной деятельности дифференцировочная способность человека обостряется. При особых состояниях так называемого ясновидения дифференцировочная способность человека доходит до бесконечной тонкости» [217]. И.П.Павлов, конечно, относил такое «ясновидение» к обычным органам чувств.

Другие специалисты рассматривают ЭСВ как некое исключение из рефлекторной теории психической деятельности. В данном случае информация о внешних объектах и явлениях проникает в мозг непосредственно через череп [68, 69, 233]. Современная нейрофизиология подтверждает возможность такого механизма восприятия. Следует упомянуть известные опыты Пенфилда, проводившего электрические раздражения коры головного мозга у эпилептиков, и классические работы Ю.А.Холодова по влиянию магнитных полей на рыб и влиянию токов УВЧ на кроликов с предварительно выключенными наружными рецепторами (выключение производилось или путём перерезания сенсорных нервов, или путём разрушения корковых отделов анализаторов) [282, 283, 285, 224] и многое другое.

С учётом приведённых данных, на наш взгляд, нельзя отрицать то обстоятельство, что физиологи располагают в настоящее время экспериментальными данными, свидетельствующими о реальном существовании экстрасенсорных восприятий, которые выражаются или образованием новых условных рефлексов, или возникновением простейших психических явлений.

Можно предположить, что существуют корковые нейронные структуры, которые, возможно, нам ещё не известны, обладающие специфической чувствительностью к действию экстрасенсорных раздражителей, которые можно условно назвать «центральными рецепторами».

С точки зрения физиологии все случаи ЭСВ являются функциями «центральных рецепторов». Сходные с ними по виду явления, но обусловленные деятельностью каких-либо периферических рецепторов, будь то экстерорецепторы или интерорецепторы, следует считать псевдоэкстрасенсорными явлениями. Между ними и подлинными экстрасенсорными явлениями существует такое же различие, какое усматривал И.М.Сеченов между рефлексами и «автоматическими актами» [250]. Рефлекс — это реакция нервных центров в ответ на физиологические факторы — импульсы возбуждения; автоматический акт — это реакция нервных центров в ответ на химические или физические факторы, действующие из внутренней среды организма. Явление экстрасенсорного восприятия — это реакция нервных центров на известные и ещё неизвестные физические факторы, непосредственно проникающие в мозг из внешней среды.

Несколько слов о нетрадиционных экстрасенсорных методах диагностики и биоэнергетических методах лечения. Медицина — в настоящее время одно из основных мест практического применения пси-феноменов. Медицинские аспекты парапсихологии нельзя обойти уже потому, что многие целители называют себя парапсихологами.

Всё многообразие используемых в настоящее время биоэнергетических методов лечения, если отвлечься от деталей и незначительных авторских доработок и названий, можно разделить на две группы. В разных странах они приобретают свой специфический национальный колорит, терминологию и толкования.

Первую группу составляют методы диагностики и лечения, основанные на активной и сознательной работе целителя, при которых он, как правило, находится в обычном состоянии сознания. Целитель, используя свои экстрасенсорные или суперсенсорные способности, активно и сознательно проводит диагностику (рис.13). Диагноз, который ставит целитель, может не совпадать с диагнозом и нозологией, общепринятыми в официальной медицине. Но не это является главным. Главным является конечный результат — улучшение состояния здоровья пациента. Оценка эффективности работы целителя основывается, как и в медицине, на результатах медицинских исследований, улучшении самочувствия пациента и пр. Особенностью такого био-терапевтического воздействия является то, что целитель может гарантировать пациенту тот или иной результат.

Вторую группу составляют методы, в которых целитель выполняет пассивную роль проводника некоторой внешней энергии (прана, ци, Рэйки и т.д.), подводимой к пациенту. При таком подходе целителю не нужно ставить диагноз, однако он не может гарантировать результаты.

Из этой группы методов в России наиболее популярна система естественного оздоровления Рэйки или же лечение наложением рук (рис.14,15). Целители рассматриваются как проводники некой «универсальной жизненной энергии». Если обратиться к восточным традициям, то там можно найти похожие системы пранотерапии (Индия), цигун-терапии (Китай), ки-гонг лечения (Япония) и т.д.

Методы нетрадиционной медицины постепенно входят в арсенал врачей, практикующих методами официальной медицины. В нетрадиционных методах лечения есть много полезных рациональных разработок, которые заслуживают пристального внимания. В первую очередь необходимо подчеркнуть их естественность и корни, уходящие в природу. Биоэнергетические методы лечения отражают естественный природный процесс оздоровления и лечения, используемый для оказания помощи и взаимопомощи не только среди людей, но и среди животных. Многие из них доступны животным и широко ими используются [182, 294]. Вдумчивое наблюдение за поведением животных в процессе лечебной работы с людьми и внутри сообществ животных позволяет увидеть и элементы массажа, и иглоукалывания (покусывание, царапанье когтями определённых мест на теле), и воздействия вибрациями (специфическое «мурлыканье» и хрипы у кошек), увидеть некоторые позиции из системы лечения наложением рук Рэйки при наложении «лапок» (рис.25в), элементы биорезонансной терапии и синхронизации биополей целителя и пациента, и т.д. Возможно, наблюдения за животными послужат основой для создания новых оригинальных методик лечения людей. Изучение механизмов нетрадиционных методов лечения представляет интерес для научной парапсихологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.009 с.)