Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лондон считает борьбу с агрессией «преждевременной»
Чемберлен и Галифакс решили отклонить это предложение как не соответствующее общему курсу их внешней политики, не считая нужным поставить его даже на рассмотрение правительства. 19 марта Галифакс заявил советскому полпреду в Лондоне, что созыв предложенной Советским правительством конференции был бы «преждевременным»[12]. Указанное советское предложение было передано также французскому правительству, однако от Франции не было получено вообще никакого ответа. Советское правительство могло сделать из этого лишь один вывод: Англия и Франция по существу продолжают прежнюю политику[13]. Поскольку совершенно не реагировать на агрессивные действия фашистской Германии все же было невозможно, 20 марта Галифакс внес на заседании английского правительства предложение, выработанное накануне с участием Чемберлена, об опубликовании декларации правительств Англии, Франции, СССР и Польши, согласно которой они «обязуются проводить немедленные совместные консультации» в случае опасности политической независимости какого-либо европейского государства. Даже Галифакс не мог не признать при этом, что опубликование подобной декларации о консультациях «не является особенно героическим решением». Чемберлен, напротив, считал достоинством этого проекта именно то, [227] что в нем не содержится «конкретных обязательств» и указаний о том, что представляет собой «опасность» и какие именно меры будут приниматься. Проект был одобрен членами правительства[14]. После заседания Галифакс ознакомил с проектом декларации французского посла в Лондоне Ш. Корбэна. Последний с полным основанием констатировал, что подобная декларация будет истолкована другими странами таким образом, что в случае новой агрессии четыре державы не намерены принимать какие-либо контрмеры, а имеют в виду ограничиться лишь разговорами[15]. Галифакс оказался вынужден внести в проект декларации некоторые исправления, от чего содержание декларации все же не стало особенно «героическим». 21 марта британское правительство выступило с предложением, чтобы Англия, Франция, СССР и Польша опубликовали декларацию о том, что в случае каких-либо действий, представляющих угрозу политической независимости любого европейского государства, они «обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для общего сопротивления таким действиям»[16].
Опубликование такой декларации не могло быть сколько-нибудь серьезным средством противодействия агрессии. Но поскольку и такая декларация могла явиться хотя бы некоторым шагом вперед в деле создания фронта защиты мира, Советское правительство на следующий же день дало свое согласие на ее опубликование[17]. Однако через несколько дней заместитель министра иностранных дел Англии А. Кадоган сообщил советскому полпреду, что «поляки совершенно категорически, румыны в менее решительной форме заявили, что они не примкнут ни к какой комбинации (в форме ли декларации или какой-либо иной), если участником ее будет также СССР»[18]. Польские правящие круги ввиду своей классовой вражды к СССР не желали сотрудничать с ним даже в условиях, когда над Польшей нависла смертельная опасность. Надеясь все же как-то договориться с нацистами, они не захотели принимать участие в декларации и сорвали ее опубликование. 25 марта Ю. Бек дал Ю. Липскому, польскому послу в Берлине, указание заверить Риббентропа, что Польша всегда выступала и выступает против участия СССР в европейских делах[19]. Таким образом правители Польши становились на путь прямого предательства [228] национальных интересов страны, измены польскому народу. На переговорах Н. Чемберлена и Э. Галифакса с президентом Франции А. Лебреном и Ж. Боннэ 21 — 22 марта в Лондоне было решено интенсифицировать сотрудничество генеральных штабов двух стран. Основное, что показали эти переговоры, — это нежелание Англии оказывать действительную помощь даже французам; они намеревались отправить во Францию всего несколько дивизий, да и то не сразу после начала военных действий. Кроме того, было решено, что в любом случае, в том числе и при нападении фашистской Германии на Польшу, стратегия Англии и Франции будет не наступательной, а оборонительной[20]. Фашистский рейх действовал все более нагло и бесцеремонно. Еще 21 марта Риббентроп начал дипломатическую подготовку войны с Польшей. Он в ультимативной форме потребовал от польского правительства согласия на присоединение к Германии Гданьска (Данцига) и на строительство через территорию Польши экстерриториальной автострады в Восточную Пруссию. В целях создания «конфликтной ситуации» между Германией и Польшей эти предложения были составлены таким образом, чтобы они ни в коем случае не могли быть приняты польским правительством. 22 марта гитлеровцы захватили Клайпеду. Статус Клайпеды был гарантирован Англией и Францией, но они и пальцем не пошевелили для того, чтобы оказать Литве помощь. 23 марта нацисты нанесли очередной удар: Германия навязала Румынии кабальное экономическое соглашение.
В таких условиях большое значение имело заявление, сделанное 23 марта 1939 г. наркомом иностранных дел СССР по поручению ЦК ВКП(б) и Советского правительства прибывшему в Москву министру внешней торговли Англии Р. Хадсону. Исходя из факта существования агрессивного блока, подчеркнул нарком, не следует отрицать необходимость совещаний, конференций и соглашений неагрессивных государств. В частности, Советское правительство всегда готово было и теперь готово сотрудничать с Великобританией, рассматривать и обсуждать любые конкретные предложения[21]. Хадсон в отчете английскому правительству о поездке в Москву даже не упомянул об этом заявлении. Он высказался против расширения отношений с СССР[22]. [229] Советское правительство наряду с обращением к Англии сочло необходимым установить контакты в целях борьбы против агрессии также и со своими западными соседями, находившимися под угрозой германского нападения. 28 марта 1939 г. оно передало правительствам Латвии и Эстонии заявления о том, что СССР придает огромное значение предотвращению установления агрессорами своего господства над Прибалтийскими государствами, ибо это противоречило бы как интересам народов этих стран, так и жизненным интересам Советского государства. Советское правительство заявило, что оно не может оставаться безучастным зрителем установления господства Германии в Прибалтике и в случае необходимости готово доказать это на деле[23]. Советское правительство было серьезно заинтересовано также в сохранении независимости Польши и Румынии, в частности потому, что захват их Германией дал бы гитлеровским войскам возможность выйти к западным границам СССР. Советский Союз готов был к сотрудничеству с Англией и Францией ради обеспечения безопасности Польши, а также Румынии и других Балканских стран. Вместе с тем Советское правительство считало желательным установить в борьбе против агрессии непосредственные контакты и сотрудничество также с самими этими странами. 29 марта 1939 г. М. М. Литвинов заявил румынскому посланнику в Москве Н. Диану, что СССР не мог бы «относиться равнодушно к получению агрессивной страной господства в Румынии или к возможности получения опорных пунктов вблизи нашей границы или в черноморских портах». В тот же день М. М. Литвинов, отвечая на вопрос французского поверенного в делах в Москве Ж. Пайяра, готов ли СССР к сотрудничеству с Польшей, заявил ему: «Считаем очень важным сотрудничество Польши, каковое мы всегда ей предлагали»[24]. Поскольку Польша отказывалась сотрудничать с СССР, перед английским и французским правительствами встал вопрос о том, кого считать более важным для них союзником в Восточной Европе — Польшу или СССР. Чемберлен и Галифакс считали, что Польша и Румыния, которые ненавидят Советский Союз, имеют-де для Англии в качестве союзников большее значение, чем СССР[25]. Английский историк С. Эстер писал, что, таким образом, Советский Союз «после кратковременного появления на [230] дипломатической арене вновь был поставлен в прежнее положение изоляции»[26].
На заседании внешнеполитического комитета английского правительства 27 марта Н. Чемберлен предложил отказаться от опубликования общей декларации и сосредоточить внимание на угрозе Румынии. Он доказывал, что для этого необходимо добиться прежде всего сотрудничества с Польшей. Английский премьер не мог не отметить при этом, что новый план «оставляет Советскую Россию в стороне». Даже С. Хор, оговорившись, что никто не может обвинить его в симпатиях к Советскому Союзу, подчеркнул, что необходимо привлечь к общему фронту по возможности больше стран, в том числе и СССР. «Весь опыт свидетельствует о том, — подчеркивал он, — что Россия непобедима». Галифакс решительно поддерживал Чемберлена. «Если нам приходится делать выбор между Польшей и Россией, — заявил он, — то, очевидно, следует отдать предпочтение Польше». При этом он ссылался на то, что министр иностранных дел Франции Ж. Боннэ также «не испытывает любви к Советской России» и «Франция, по-видимому, мало заинтересована в России». Английский лорд доказывал, что Польша располагает 50 дивизиями, которые могут внести «полезный вклад», что же касается Советской Армии, то, мол, «ее наступательные возможности ничтожны»[27]. Через два дня этот вопрос рассматривался на заседании английского правительства. Галифакс доказывал, что «ключом к ситуации» является Польша. Несмотря на серьезные сомнения, высказывавшиеся министром внутренних дел С. Хором и министром здравоохранения У. Эллиотом по поводу того, что исключать Советский Союз из состава привлекаемых к сотрудничеству стран нежелательно, кабинет одобрил курс Чемберлена и Галифакса[28]. В Лондоне начали разрабатываться планы сотрудничества Англии, Франции, Польши и Румынии (без СССР). Англо-французские гарантии В конце марта 1939 года произошло серьезное обострение германо-польских отношений. В германской печати была развернута резкая антипольская кампания, прежде [231] всего по вопросу о положении немецкого национального меньшинства в Польше. В газетах начали мелькать сообщения о возможности захвата Германией Гданьска в ближайшие же дни, о передвижении крупных германских сил к польской границе. Это вызвало серьезное беспокойство в Англии и Франции, которые не могли не учитывать, что захват Польши привел бы к дальнейшему резкому ухудшению их собственного положения, ослаблению их позиций.
Во время обсуждения этого вопроса 30 марта на заседании английского правительства Галифакс внес предложение об опубликовании заявления о том, что в случае нападения Германии на Польшу Англия придет последней на помощь. Чемберлен поддержал его. Он отметил, что ресурсы Чехословакии уже используются Германией. А если и ресурсы Польши отойдут к рейху, то это будет иметь очень серьезные последствия для Англии. Министр координации обороны признал, что в случае фашистской агрессии Польша продержится не более двух-трех месяцев. Однако, продолжал он, и Германия понесет значительные потери. На заседании указывалось, что если английское правительство вовремя не займет твердую позицию в связи с угрозой Польше, то авторитет Англии во всем мире будет серьезно подорван[29]. Таким образом, английские правящие круги думали лишь о том, чтобы в течение какого-то времени пользоваться польским пушечным мясом. Они даже и не ставили вопроса о том, чтобы действительно помочь Польше и спасти ее от разгрома. А ведь захват Германией Польши можно было предотвратить! Советский Союз, будучи, в отличие от Англии, глубоко заинтересован в том, чтобы Польша не была уничтожена, со своей стороны был готов бросить на чашу весов войны и мира всю свою мощь ради сохранения независимости и неприкосновенности Польши. Но на заседании английского правительства вопрос о сотрудничестве Англии с СССР даже не поднимался. 31 марта 1939 г. было опубликовано заявление английского правительства о его готовности оказать Польше помощь в случае агрессии против нее. В результате визита в Лондон Ю. Бека 6 апреля было опубликовано англо-польское коммюнике, в котором указывалось, что между Англией и Польшей достигнута договоренность о [232] взаимной помощи «в случае любой угрозы, прямой или косвенной, независимости одной из сторон»[30]. Англичане изложили Ю. Беку свой план заключения соглашения с участием Англии, Франции, Польши и Румынии. Однако польское правительство отклонило это предложение. Польша еще с 1921 года имела союзный договор с Румынией, направленный против СССР. Она не хотела расширять свои обязательства в случае конфликта между Германией и Румынией[31]. Англо-французские гарантии вскоре были даны также Румынии и Греции, а несколько позже — Турции. Предоставляя свои гарантии Польше и другим указанным странам, английское и французское правительства выдавали их за бескорыстную заботу об их судьбе. В связи с этим заслуживает внимания обсуждение вопроса о гарантиях на заседании внешнеполитического комитета английского правительства. «Премьер-министр напомнил, — говорится в протоколе заседания комитета, — что генеральная линия нашей политики в отношении Германии определяется не защитой отдельных, стран, которые могли бы оказаться под германской угрозой, а стремлением предотвратить установление над континентом германского господства, в результате чего Германия стала бы настолько мощной, что могла бы угрожать нашей безопасности. Господство Германии над Польшей и Румынией усилило бы ее военную мощь, и именно поэтому мы предоставили гарантии этим странам. Господство Германии над Данией не увеличило бы военной мощи Германии, и поэтому в данном случае нам не следует брать обязательств о военном вмешательстве с целью восстановления статус-кво»[32].
Это означает, что Англия заботилась о своих и только своих интересах. Польша, Румыния, Дания и другие страны интересовали ее исключительно в зависимости от того, могли ли они иметь какое-то военное, стратегическое или экономическое значение для британского империализма. Даже английские буржуазные историки теперь не могут не признать, что британский кабинет так же мало был обеспокоен судьбой Польши, как ранее судьбой Чехословакии[33]. К тому же значение англо-французских гарантий было для Польши, Румынии и других стран весьма относительным. Еще 30 марта на это указал Н. Чемберлену [233] бывший премьер-министр Англии Д. Ллойд Джордж. Он заявил, что действительный отпор Германии на востоке может быть организован только при участии СССР; односторонние английские гарантии Польше являются «безответственной азартной игрой»[34]. Советское полпредство в Англии также писало по этому вопросу: «Что реальное может сделать, на самом деле, Англия (или даже Англия и Франция, вместе взятые) для Польши и Румынии в случае нападения на них Германии? Очень мало. Пока британская блокада против Германии станет для последней серьезной угрозой, Польша и Румыния перестанут существовать»[35]. О том, что эти гарантии не были достаточно сильным рычагом для оказания давления на Германию, свидетельствовал тот факт, что 3 апреля Гитлер издал директиву о подготовке германских войск к нападению на Польшу 1 сентября 1939 г. 11 апреля он подписал пресловутый план «Вайс», то есть план военного разгрома Польши. В связи с продолжавшимся обострением обстановки в Англии и Франции усиливались выступления против мюнхенских банкротов, за коренное изменение внешнеполитического курса обеих стран. Опрос общественного мнения, проведенный в Англии в конце апреля — начале мая, показал, что 87% населения страны выступало за заключение союза между Англией, Францией и СССР[36]. Во Франции процесс отрезвления шел даже относительно быстрее, чем в Англии. Это и понятно, так как она оказалась под более непосредственной угрозой[37]. Однако правительство Чемберлена по-прежнему считало принятие каких-либо совместных с СССР обязательств нежелательным. Все еще надеясь на германо-советский конфликт, оно хотело иметь в случае такого конфликта полную свободу действий. Н. Чемберлен рассчитывал, в частности, что нападение Германии на Польшу или Румынию может перерасти в советско-германский конфликт. Чтобы приблизить такой конфликт, он начал добиваться принятия Советским правительством односторонних обязательств об оказании помощи странам Восточной Европы в случае нападения на них. Так, 11 апреля Галифакс в беседе с советским полпредом в Лондоне коснулся вопроса о том, «в какой форме СССР мог бы оказать помощь Румынии в случае [234] нападения на нее Германии». 14 апреля И. М. Майский, получив указания Советского правительства, заявил Галифаксу, что СССР не относится безучастно к судьбе Румынии и готов принять участие в оказании ей помощи, но что хотел бы знать, как английское правительство мыслит себе формы помощи Румынии со стороны Англии и других заинтересованных держав[38]. Однако глава дипломатического ведомства Англии прикинулся глухонемым. Он оставил вполне естественный и логичный контрвопрос Советского правительства без ответа. Британская дипломатия продолжала добиваться того, чтобы СССР, невзирая на последствия, взял на себя односторонние обязательства. 15 апреля английский посол в Москве У. Сидс по указанию Галифакса официально поставил перед Советским правительством вопрос, не согласно ли оно опубликовать декларацию о том, что любой европейский сосед Советского Союза может рассчитывать в случае агрессии на советскую помощь, если он признает эту помощь желательной[39]. Это предложение предусматривало оказание Советским Союзом помощи как Польше и Румынии, которые имели англо-французские гарантии, так и другим европейским соседям СССР — Латвии, Эстонии и Финляндии, которые таких гарантий не имели. Поэтому опубликование Советским правительством такой декларации могло привести к тому, что в случае германской агрессии в Прибалтике Советский Союз вынужден был бы воевать с Германией, в то время как англо-французские мюнхенцы остались бы в стороне. Крайне опасное для СССР положение возникло бы даже в случае германо-польского или германо-румынского конфликта. Англия и Франция, несмотря на свои гарантии Польше и Румынии, могли фактически остаться вне войны (как это и произошло в сентябре 1939 г.). В то же время Советский Союз, выступив на помощь Польше или Румынии, мог в таких условиях оказаться в состоянии войны с Германией фактически без серьезных союзников. Кроме того, обязательства о взаимной помощи между Англией и Францией, с одной стороны, и Польшей — с другой, имели взаимный характер: в случае нападения на Польшу ей должны были оказать помощь Англия и Франция, а в случае нападения агрессора на Англию или Францию им на помощь должна была прийти Польша. [235] Советские же гарантии Польше должны были носить, согласно английскому запросу, односторонний характер. Например, в случае нападения Германии на СССР Польша не была обязана оказывать помощь Советскому Союзу. Советское правительство не имело даже гарантий того, что Польша не присоединится в таком случае к Германии в войне против СССР. В конфиденциальных беседах даже сами западные дипломаты признавали неблаговидность позиции Англии по отношению к СССР. Так, американский посол в Париже У. Буллит отмечал, что политика английского правительства в отношении Советского Союза была «чуть ли не оскорбительной»[40]. Даже У. Сидс не мог не признать в своей телеграмме в Форин оффис, что английский запрос создает впечатление, что Англия не имеет серьезных намерений договориться с СССР. Контакты, установленные в марте — апреле 1939 года между Советским правительством, с одной стороны, и правительствами Англии и Франции — с другой, по вопросам обеспечения сохранения мира в Европе, снова показывали искреннее стремление Советского Союза к коллективному отпору фашистской агрессии. Однако правящие круги Англии и Франции по существу продолжали свою мюнхенскую политику, проявляя нежелание к сотрудничеству с СССР.
1. ↑ «СССР в борьбе за мир...», с. 233 — 234; FRUS. 1939, vol. I. Wash., 1956, p. 673. 2. ↑ «The Diplomatic Diaries of Oliver Harvey 1937 — 1940», L., 1970, p. 261. 3. ↑ W. L. Langer and S. E. Gleasоп. The Challenge to Isolation 1937 — 1940. N. Y., 1952, p. 67. 4. ↑ «XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). 10 — 21 -марта 1939 г. Стенографический отчет». М., 1939, с. 11 — 13. 5. ↑ «Известия», 20 марта 1939 г. 6. ↑ S. Aster. 1939. The Making oî the Second World War. L., 1973, p. 153 — 154. 7. ↑ «News Chronicle», 28 Jan. 1939. 8. ↑ «XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б)», с. 191 — 194. 9. ↑ «Коммунист», 1968 г., № 12, с. 57. 10. ↑ Public Record Office, Cab 23/98, p. 48 — 62 11. ↑ «СССР в борьбе за мир...», с. 246, 247 12. ↑ Там же, с. 247. 13. ↑ Там же, с. 249. 14. ↑ Public Record Office, Cab. 23/98, p. 74 — 76, 80, 83. 15. ↑ Ibid., p. 92. 16. ↑ «СССР в борьбе за мир...», с. 264 — 265. 17. ↑ Там же, с. 265. 18. ↑ Там же, с. 284 19. ↑ «Papers and Memoirs of Jözef Lipski». N. Y., 1968, p. 507. 20. ↑ Д ж. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939 г. — июнь 1941 г. М., 1959, с. 32, 34, 48. 21. ↑ «СССР в борьбе за мир..», с. 271 — 272. 22. ↑ Public Record Office, FO 418/85, p. 117. 23. ↑ «СССР в борьбе за мир...», с. 282, 283. 24. ↑ Там же, с. 283 — 284. 25. ↑ S. Aster. 1939. The Making of the Second World War, p. 89, 94. 26. ↑ Ibid., p. 89. 27. ↑ Public Record Office, Cab. 27/624, p. 199 — 203, 206, 208, 211, 219 28. ↑ Public Record Office, Cab. 23/98, p. 120 — 126. 29. ↑ Ibid., p. 157, 161 — 163, 165. 30. ↑ «СССР в борьбе за мир...», с. 290, 308 — 309. Тогдашний министр иностранных дел Франции Ж- Боннэ впоследствии писал, касаясь вопроса о гарантиях Польше на случай «косвенной агрессии», что эти гарантии вполне понятны, если принять во внимание, что чехословацкий президент Гаха «был вынужден выбирать между двумя поставленными ему Гитлером условиями: либо разрушение чешских городов германской авиацией, либо согласие на германский протекторат» (G. Bonnet. Fin d'une Europe. Genève, 1948, p. 217). 31. ↑ Public Record Office, Cab. 23/98, p. 208 — 209. 32. ↑ Public Record Office, Cab. 27/625, p. 138. (курсив мой — В. С.). 33. ↑ К. Middlemas. Diplomacy of Illusion, p. 457. 34. ↑ «СССР в борьбе за мир...», с. 291. 35. ↑ «Международная жизнь», 1969 г., № 7, с. 92 36. ↑ В. И. Попов. Дипломатические отношения между СССР и Англией, (1929 — 1939 гг.), с. 411. 37. ↑ Ю. В. Борисов. Советско-французские отношения, с. 428 — 429. 38. ↑ «СССР в борьбе за мир...», с. 324 — 325, 331. 39. ↑ Там же, с. 333. 40. ↑ FRUS. 1939, vol. I, p. 248.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.05 с.) |