![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У ч е б н ы евопросы 1. Возраст до наступления совершеннолетия и уголовная ответ-ственность. 2. Состояние, динамика и структура преступности несовершенно-летних. 3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолет-них преступников. ~ 100 ~
4. Детерминанты преступности несовершеннолетних. 5. Предупреждение преступности несовершеннолетних. И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н и меть п р е дс т а в л е ние о признаках преступности несовершенно-летних, состоянии преступности несовершеннолетних, тенденциях, динамике и географии преступности несовершеннолетних; з нать: • основные характеристики преступности несовершеннолетних; • структуру преступности несовершеннолетних; • причины и условия преступности несовершеннолетних; • меры предупреждения преступности несовершеннолетних; уметь: • правильно охарактеризовать личность несовершеннолетнего пре-ступника; • правильно выявить причины и условия преступности несовер-шеннолетних; • выработать меры предупреждения преступности несовершенно-летних; в л а д е т ь навыками, необходимыми для составления мер, направ-ленных на предупреждение преступности несовершеннолетних.
М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо: Ø изучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; Øакцентировать внимание на особенностях преступности не- совершеннолетних; Ø выполнить задания к практическому занятию 10; Ø выполнить тест по теме 10; Ø ответить на следующие вопросы: 1. Как влияет возраст несовершеннолетнего на уголовную ответ-ственность? 2. Каковы состояние, динамика и структура преступности несовер-шеннолетних? 3. Какова криминологическая характеристика личности несовер-шеннолетних преступников?
~ 101 ~
4. Каковы детерминанты преступности несовершеннолетних? 5. Каковы меры по предупреждению преступности несовершенно-летних? 1. К а к в л и я е т в о з р а с т несовершеннолетнего на у г о л о в ную о т в е т -ственность? Понятие преступности несовершеннолетних связано с опреде-ленными возрастными границами и включает 4 возрастные группы несовершеннолетних: 14–15 лет, 15–16 лет, 16–17 лет и 17–18 лет. Однако некоторые явления, влияющие на преступность несо-вершеннолетних названных групп, имеют место и в среде подрост-ков младшего возраста (10–13 лет), а также у лиц молодого возраста 18–21 и 22–25 лет), что важно учитывать при разработке профилак-тических мер.
Возраст от 14 до 18 лет называют переходным. Он предусматри-вает два этапа формирования личности несовершеннолетних в зави-симости от психофизиологического развития несовершеннолетних. А. Старший подростковый возраст – от 13 до 15 лет (иногда этот возраст называют периодом отрочества). Для данного возраста характерна неуправляемость процес-сов возбуждения и торможения, это находит отражение в эмоци-ональной жизни несовершеннолетнего: легкая возбужденность, аффективность, неадекватная реакция на ту или иную жизненную ситуацию. Подросток не принимает несправедливых замечаний и нередко отвечает на них дополнительной грубостью и негативиз-мом. В этот период несовершеннолетние начинают сомневаться в старых авторитетах, у них появляется желание противиться мне-нию старших и высказывать противоположные взгляды. Повышенная необходимость в общении у подростков ведет к возрастанию активности в поиске друзей. В круг друзей входят не только сверстники, но и более старшие по возрасту несовершен-нолетние (иногда и взрослые), живущие в одном дворе, квартале и обучающиеся вместе в одном образовательном учреждении. В этом возрасте несовершеннолетние часто объединяются в различные не-формальные группы для совместного проведения досуга. Направ-ленность деятельности таких групп, как показывает практика, бы-вает разной: от социально полезной до преступной.
~ 102 ~
Б. Ранний юношеский возраст – с 16 до 18 лет. Для данного возраста характерны следующие особенности: – по физическому развитию вплотную приближается к взрослому; – завершается рост и развитие организма; – несовершеннолетние созревают в половом отношении; – завершается формирование нервной системы; – уровень умственного развития вполне достаточен. В возрастную группу от 16 до 18 лет входят не только учащиеся школ, гимназий, но и учащиеся ПТУ, студенты высших учебных за-ведений, молодые рабочие и служащие предприятий и учреждений. Для этого возраста характерны более зрелые суждения, однако по-требность в общении, как и у подростков, доминирует.
Уголовная ответственность в ретроспективном (негативном) аспекте – это реакция государства на преступное поведение. Это объективное содержание ретроспективной ответственности. Субъек-тивное содержание составляют возникающие у лица, совершившего преступление, различного рода переживания (стыд, гнев, ненависть) в связи с отрицательной оценкой его противоправных действий. Сущностью уголовной ответственности является осуждение, порицание как лица, совершившего преступление, так и его деяния со стороны государства. Под возрастом в широком смысле понимают календарный пе-риод, прошедший от рождения до любого другого хронологического момента в жизни человека. Возраст в узком смысле есть такой календарный период психо-физического состояния человека, с которым связаны как биологи-ческие, социально-психологические, так и правовые изменения и последствия. В зависимости от биологических, социально-психологических и хронологических признаков (критериев) можно выделить следу-ющие виды возраста: а)биологический (синонимы – функциональный, морфологиче-ский, медицинский и т. п.); б)календарный (паспортный, хронологический); в)социально-правовой (нормативный, социологический, социаль-но-психологический).
~ 103 ~
При решении как чисто уголовно-правовых, так и некоторых дру-гих вопросов все указанные выше виды возраста учитываются законо-дателем (например, при криминализации и пенализации, декримина-лизации и депенализации деяний, при построении юридических норм и применении этих норм правоохранительными органами). Возраст определяется через количественное выражение. За количеством прожитых лет кроется качественная наполняемость каждого конкретного возрастного периода в формировании лично-сти. Уголовная правосубъектность возникает с достижением такого уровня развития личности, при котором несовершеннолетний осоз-нает правовые и моральные требования государства и общества к своим членам и способен руководить своими действиями. В полном объеме несовершеннолетний способен адекватно оценивать свое поведение ближе к младшему юношескому возрасту (16–17 лет). Достаточно полно осознавать смысл некоторых уголовно-правовых запретов, т. е. осознавать общественную опасность действий, за-прещенных конкретной уголовно-правовой нормой, и руководить своими действиями могут несовершеннолетние старшего подрост-кового возраста (13–15 лет). Уровень развития личности несовершеннолетнего является определяющим критерием при установлении возраста уголовной ответственности. При этом также учитываются: а) относительная распространенность среди несовершеннолетних тех или иных об-щественно опасных деяний; б) социально-политическая обстанов-ка в стране; в) характер причин преступности несовершеннолетних; г) возможности предупредительной деятельности как мерами пра-вового, так и неправового характера. Субъектом преступления может быть не любое физическое и вменяемое лицо, а только достигшее определенного возраста. В со-ответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Но за преступления, указанные в ч. 2 ст. 20 УК РФ ответственность насту-пает с 14 лет, т. е. к лицам 14-летнего возраста возможно применить уголовное наказание.
Установление указанных возрастных границ уголовной ответ-ственности связано с тем, что с достижением этого возраста несо-
~ 104 ~
вершеннолетний в полной мере способен оценивать свое поведе-ние, в том числе и преступное. Минимальный возраст уголовной ответственности – это низ-ший календарный возрастной предел, устанавливаемый зако-нодателем в нормативном акте с учетом медико-биологических, социально-психологических и социологических критериев, кри-минологических показателей и принципов уголовного права и уголовной политики, с достижением которого закон связывает на-ступление уголовной ответственности субъекта за совершенное им общественно опасное деяние. В основе определения минимальной возрастной границы уго-ловной ответственности лежит совокупность критериев. При установлении минимального возрастного предела уголовной от-ветственности законодатель учитывает (ст. 20 УК РФ): степень фи-зического и психического развития, социально-психологические свойства и качества (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) человека, уровень его социализации как личности, определяющие способность данного субъекта во время совершения преступления сознавать фактический характер и общественную опасность совер-шаемых действий (бездействия) и руководить ими; криминологи-ческие показатели (распространенность деяний данного вида сре-ди лиц несовершеннолетнего возраста, их тяжесть, общественную опасность и т. д.); принципы уголовной политики (например, целе-сообразность установления уголовно-правового запрета). В УК содержится правило, по которому несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности по достижении возраста такой ответственности, если он вследствие отставания в психическом раз-витии, не связанного с психическим расстройством, был неспособен в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. 2. Каковы состояние, динамика и структура преступности несо-вершеннолетних? Последние годы характеризуются ростом числа несовершенно-летних, которые совершили общественно опасные деяния до до-стижения ими возраста уголовной ответственности, то есть моложе
~ 105 ~
14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Преступность несовершеннолетних высо-колатентна. Динамика преступности несовершеннолетних за последние де-сять лет неблагоприятна: обгоняет темпы прироста преступности взрослых в 2–2,5 раза.
Структура данной преступности стабильно характеризуется сле-дующими особенностями: а)более узким, по сравнению со взрослыми, кругом совершаемых преступлений, что объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних лиц, исполняемыми ими социаль-ными ролями; б)несколько меньшей долей тяжких преступлений.
3. Какова криминологическая характеристика личности несовер-шеннолетних преступников? Личность несовершеннолетнего преступника характеризуется: а) более низким удельным весом правонарушителей женского пола, который составляет 4–10 % (что значительно ниже удельно-го веса женщин в структуре населения России), хотя он неуклонно возрастает, причем за счет традиционно «мужских» видов престу-плений – насильственных деяний и хулиганства; б) значительно большей, по сравнению со взрослыми преступ-никами, долей лиц с психическими аномалиями, не исключающи-ми вменяемости (до 60 %). В последнее время статистически значим рост преступности сре-ди школьников, которые, если принять во внимание коэффициент преступности на 10 тысяч учащихся, могут оказаться второй группой правонарушителей. По семейному положению в 1,5–2 раза выше уровень преступников из неполных семей, как правило, без отца. Рецидив по возрастным основаниям невелик, но следует учитывать небольшие – всего в четыре года – возрастные границы уголовного несовершеннолетия. Фактический рецидив без учета судимости ве-лик: до привлечения к уголовной ответственности несовершенно-летние успевают совершить от двух до семи общественно опасных деяний. Частые приводы в милицию и постановка на учет правона-рушителей, не достигших совершеннолетия, оказываются малоэф-фективными.
~ 106 ~
4. К а к о в ы д е т е р минанты п р е с ту п н о с ти несовершеннолетних? Причины и условия преступности несовершеннолетних кон- центрируются в противоречиях государственной молодежной поли-тики и, прежде всего, в сфере трудовой занятости и профессиональ-ного образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга молодежи, профилактического контроля со сторо-ны правоохранительных и учебных систем. Социально-экономические и социально-психологические про-тиворечия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи от коллективистских духовных ценно-стей, пропагандировавшихся (хотя далеко не всегда реализовавшихся в жизни) в советский период, на корыстно-индивидуалистические ценности постсоветского периода. Как и в капиталистическом обще-стве, в психологию молодежи внедряется культ денег и силы, девизы, веками прививаемые в западном мире, как-то: «деньги не пахнут», «каждый за себя, один Бог за всех», «богатство – цель и смысл жиз-ни», а эта цель оправдывает любые средства, в том числе откровен-но преступные. Сильнее и больнее всего переориентация на коры-столюбие и индивидуализм ударила по сформировавшейся психике несовершеннолетних. За последние десять лет выросло целое поко-ление подросткового и молодежного населения, которое занимается лавочной и посреднической коммерцией, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях, грубо пренебрегающее уголовно-пра-вовыми запретами, не говоря об административно-правовых, финан-совых, налоговых, гражданско-правовых и иных запретах.
Материальное расслоение общества за время криминального рынка привело к социальной конфликтности между богатыми и бедными, на что остро реагируют несовершеннолетние. Это при-вело к появлению «робингудовской» психологии мести за неспра-ведливость в отношении не защищенных государством подростков. Оправдательная мотивировка «грабь награбленное» психологиче-ски облегчает вымогательства, соучастие в незаконном обороте ору-жия и наркотиков, кражи и угоны автотранспорта. Безработица, ударившая прежде всего по молодым гражданам, часто не имеющим высокой квалификации или данных, необходи-мых для работы в новых структурах, разрушение прежних механиз-
~ 107 ~
мов трудоустройства молодежи, в том числе лиц, освободившихся из воспитательно-трудовых колоний, выступает мощным крими-ногенным условием как формирования криминальной психологии, так и совершения подростками преступлений. В системе ценностных ориентаций подростков традиционно видное место занимают досуг и спорт, переход от семейного обще-ния к контактам со сверстниками. Молодежные и подростковые группы, особенно у правонарушителей, становятся главной рефе-рентной группой для них. Коммерциализация молодежного досуга и спорта, ставших до-ступными лишь для материально обеспеченного меньшинства насе-ления, выбросила подростков на улицу. Там их охотно воспитывают взрослые преступники в нужном им направлении. Известны случаи, когда профессиональные преступники вместо ликвидированных пионерских лагерей и спортивных школ создавали собственные ме-ста отдыха и занятий для безнадзорных несовершеннолетних. Анти-социальная направленность такого рода воспитания очевидна. Наркотизация подросткового досуга имеет тенденцию роста и омоложения. Конформизм подростковой психологии облегчает их вовлече-ние в преступную деятельность взрослыми лицами. При этом уго-ловная ответственность за такое вовлечение по вине правоохрани-тельных органов практически не наступает. Таким образом, корысть, в том числе из бедности и беспризор-ности, корыстная агрессия, сексуальная агрессия, хулиганская мо-тивация – наиболее распространенные причины преступности не-совершеннолетних. Из криминогенных условий являются самыми значимыми бес-призорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безра-ботица, слабость ранней профилактики. Разрушение прежней системы комиссий по делам несовершен-нолетних при Советах народных депутатов, которые в контакте с инспекциями по делам несовершеннолетних при МВД проводили определенную реальную работу по раннему предупреждению пре-ступлений несовершеннолетних, является также серьезным крими-ногенным условием безнаказанности подростковой преступности,
~ 108 ~
укреплению психологии вседозволенности и всемогущества денег, в том числе коррумпирования правоохранительных органов. 5. Каковы меры по предупреждению преступности несовершенно-летних? Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две главные особенности – большую роль общесоциальной системы профилактики и раннего предупреждения правонарушений. К общесоциальным профилактическим мерам относятся: а)решение проблем семьи, материнства, безнадзорности и беспри- зорности детей в маргинальных и нищих семьях; б)существенное сокращение подростковой и молодежной безрабо-тицы; в)материальное обеспечение детского и юношеского спорта, твор-чества, ремесленничества, досуга; г) нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками с решительным устранением криминально-ры-ночной психологии, возрождением психологии коллективизма, традиций русской общинности, сострадания, справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов; д)усиление индивидуальной результативной профилактики деви-антного поведения со стороны подростков с психическими ано-малиями; е)прекращение пропаганды средствами массовой информации культа насилия, сексуальной извращенности и вседозволенности, частнособственнической психологии, материального успеха лю-бой ценой. Специальные меры предупреждения преступности несовершен-нолетних осуществляются прежде всего инспекциями по делам несо-вершеннолетних МВД, частично сохранившимися общественными пунктами охраны порядка с подразделениями по предупреждению безнадзорности подростков и работе с неблагополучными семьями по месту жительства. С восстановлением органов местного самоу-правления будут возрождены подсистемы работы с несовершенно-летними, подобные комиссиям по делам несовершеннолетних. Проекты разработаны, дело за их нормативным закреплением и реализацией.
~ 109 ~
Перспективно такое новое явление в формировании подрост-ковой психологии, как участие церкви в поддержании трудных подростков, организационное и финансовое участие в восстанов-лении внешкольной работы с детьми, в работе воспитательно-тру-довых колоний16.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.234 (0.013 с.) |