Тема 10. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение



 

У ч е б н ы евопросы

1. Возраст до наступления совершеннолетия и уголовная ответ-ственность.

2. Состояние, динамика и структура преступности несовершенно-летних.

3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолет-них преступников.

~ 100 ~

 

4. Детерминанты преступности несовершеннолетних. 5. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н

и меть п р е дс т а в л е ние о признаках преступности несовершенно-летних, состоянии преступности несовершеннолетних, тенденциях, динамике и географии преступности несовершеннолетних;

з нать:

• основные характеристики преступности несовершеннолетних; • структуру преступности несовершеннолетних;

• причины и условия преступности несовершеннолетних;

• меры предупреждения преступности несовершеннолетних; уметь:

• правильно охарактеризовать личность несовершеннолетнего пре-ступника;

• правильно выявить причины и условия преступности несовер-шеннолетних;

• выработать меры предупреждения преступности несовершенно-летних;

в л а д е т ь навыками, необходимыми для составления мер, направ-ленных на предупреждение преступности несовершеннолетних.

 

М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо:

Ø изучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; Øакцентировать внимание на особенностях преступности не-

совершеннолетних;

Ø выполнить задания к практическому занятию 10; Ø выполнить тест по теме 10;

Ø ответить на следующие вопросы:

1. Как влияет возраст несовершеннолетнего на уголовную ответ-ственность?

2. Каковы состояние, динамика и структура преступности несовер-шеннолетних?

3. Какова криминологическая характеристика личности несовер-шеннолетних преступников?

 

 

~ 101 ~

 

4. Каковы детерминанты преступности несовершеннолетних?

5. Каковы меры по предупреждению преступности несовершенно-летних?

1. К а к в л и я е т в о з р а с т несовершеннолетнего на у г о л о в ную о т в е т -ственность?

Понятие преступности несовершеннолетних связано с опреде-ленными возрастными границами и включает 4 возрастные группы несовершеннолетних: 14–15 лет, 15–16 лет, 16–17 лет и 17–18 лет.

Однако некоторые явления, влияющие на преступность несо-вершеннолетних названных групп, имеют место и в среде подрост-ков младшего возраста (10–13 лет), а также у лиц молодого возраста 18–21 и 22–25 лет), что важно учитывать при разработке профилак-тических мер.

Возраст от 14 до 18 лет называют переходным. Он предусматри-вает два этапа формирования личности несовершеннолетних в зави-симости от психофизиологического развития несовершеннолетних. А. Старший подростковый возраст – от 13 до 15 лет (иногда этот

возраст называют периодом отрочества).

Для данного возраста характерна неуправляемость процес-сов возбуждения и торможения, это находит отражение в эмоци-ональной жизни несовершеннолетнего: легкая возбужденность, аффективность, неадекватная реакция на ту или иную жизненную ситуацию. Подросток не принимает несправедливых замечаний и нередко отвечает на них дополнительной грубостью и негативиз-мом. В этот период несовершеннолетние начинают сомневаться в старых авторитетах, у них появляется желание противиться мне-нию старших и высказывать противоположные взгляды.

Повышенная необходимость в общении у подростков ведет к возрастанию активности в поиске друзей. В круг друзей входят не только сверстники, но и более старшие по возрасту несовершен-нолетние (иногда и взрослые), живущие в одном дворе, квартале и обучающиеся вместе в одном образовательном учреждении. В этом возрасте несовершеннолетние часто объединяются в различные не-формальные группы для совместного проведения досуга. Направ-ленность деятельности таких групп, как показывает практика, бы-вает разной: от социально полезной до преступной.

 

~ 102 ~

 

Б. Ранний юношеский возраст – с 16 до 18 лет.

Для данного возраста характерны следующие особенности:

– по физическому развитию вплотную приближается к взрослому; – завершается рост и развитие организма;

– несовершеннолетние созревают в половом отношении; – завершается формирование нервной системы;

– уровень умственного развития вполне достаточен.

В возрастную группу от 16 до 18 лет входят не только учащиеся школ, гимназий, но и учащиеся ПТУ, студенты высших учебных за-ведений, молодые рабочие и служащие предприятий и учреждений. Для этого возраста характерны более зрелые суждения, однако по-требность в общении, как и у подростков, доминирует.

Уголовная ответственность в ретроспективном (негативном) аспекте – это реакция государства на преступное поведение. Это объективное содержание ретроспективной ответственности. Субъек-тивное содержание составляют возникающие у лица, совершившего преступление, различного рода переживания (стыд, гнев, ненависть) в связи с отрицательной оценкой его противоправных действий.

Сущностью уголовной ответственности является осуждение, порицание как лица, совершившего преступление, так и его деяния со стороны государства.

Под возрастом в широком смысле понимают календарный пе-риод, прошедший от рождения до любого другого хронологического момента в жизни человека.

Возраст в узком смысле есть такой календарный период психо-физического состояния человека, с которым связаны как биологи-ческие, социально-психологические, так и правовые изменения и последствия.

В зависимости от биологических, социально-психологических и хронологических признаков (критериев) можно выделить следу-ющие виды возраста:

а)биологический (синонимы – функциональный, морфологиче-ский, медицинский и т. п.);

б)календарный (паспортный, хронологический);

в)социально-правовой (нормативный, социологический, социаль-но-психологический).

 

~ 103 ~

 

При решении как чисто уголовно-правовых, так и некоторых дру-гих вопросов все указанные выше виды возраста учитываются законо-дателем (например, при криминализации и пенализации, декримина-лизации и депенализации деяний, при построении юридических норм и применении этих норм правоохранительными органами).

Возраст определяется через количественное выражение. За количеством прожитых лет кроется качественная наполняемость каждого конкретного возрастного периода в формировании лично-сти. Уголовная правосубъектность возникает с достижением такого уровня развития личности, при котором несовершеннолетний осоз-нает правовые и моральные требования государства и общества к своим членам и способен руководить своими действиями. В полном объеме несовершеннолетний способен адекватно оценивать свое поведение ближе к младшему юношескому возрасту (16–17 лет). Достаточно полно осознавать смысл некоторых уголовно-правовых запретов, т. е. осознавать общественную опасность действий, за-прещенных конкретной уголовно-правовой нормой, и руководить своими действиями могут несовершеннолетние старшего подрост-кового возраста (13–15 лет).

Уровень развития личности несовершеннолетнего является определяющим критерием при установлении возраста уголовной ответственности. При этом также учитываются: а) относительная распространенность среди несовершеннолетних тех или иных об-щественно опасных деяний; б) социально-политическая обстанов-ка в стране; в) характер причин преступности несовершеннолетних; г) возможности предупредительной деятельности как мерами пра-вового, так и неправового характера.

Субъектом преступления может быть не любое физическое и вменяемое лицо, а только достигшее определенного возраста. В со-ответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Но за преступления, указанные в ч. 2 ст. 20 УК РФ ответственность насту-пает с 14 лет, т. е. к лицам 14-летнего возраста возможно применить уголовное наказание.

Установление указанных возрастных границ уголовной ответ-ственности связано с тем, что с достижением этого возраста несо-

 

~ 104 ~

 

вершеннолетний в полной мере способен оценивать свое поведе-ние, в том числе и преступное.

Минимальный возраст уголовной ответственности – это низ-ший календарный возрастной предел, устанавливаемый зако-нодателем в нормативном акте с учетом медико-биологических, социально-психологических и социологических критериев, кри-минологических показателей и принципов уголовного права и уголовной политики, с достижением которого закон связывает на-ступление уголовной ответственности субъекта за совершенное им общественно опасное деяние.

В основе определения минимальной возрастной границы уго-ловной ответственности лежит совокупность критериев. При установлении минимального возрастного предела уголовной от-ветственности законодатель учитывает (ст. 20 УК РФ): степень фи-зического и психического развития, социально-психологические свойства и качества (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) человека, уровень его социализации как личности, определяющие способность данного субъекта во время совершения преступления сознавать фактический характер и общественную опасность совер-шаемых действий (бездействия) и руководить ими; криминологи-ческие показатели (распространенность деяний данного вида сре-ди лиц несовершеннолетнего возраста, их тяжесть, общественную опасность и т. д.); принципы уголовной политики (например, целе-сообразность установления уголовно-правового запрета).

В УК содержится правило, по которому несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности по достижении возраста такой ответственности, если он вследствие отставания в психическом раз-витии, не связанного с психическим расстройством, был неспособен в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

2. Каковы состояние, динамика и структура преступности несо-вершеннолетних?

Последние годы характеризуются ростом числа несовершенно-летних, которые совершили общественно опасные деяния до до-стижения ими возраста уголовной ответственности, то есть моложе

 

~ 105 ~

 

14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Преступность несовершеннолетних высо-колатентна.

Динамика преступности несовершеннолетних за последние де-сять лет неблагоприятна: обгоняет темпы прироста преступности взрослых в 2–2,5 раза.

Структура данной преступности стабильно характеризуется сле-дующими особенностями:

а)более узким, по сравнению со взрослыми, кругом совершаемых преступлений, что объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних лиц, исполняемыми ими социаль-ными ролями;

б)несколько меньшей долей тяжких преступлений.

 

3. Какова криминологическая характеристика личности несовер-шеннолетних преступников?

Личность несовершеннолетнего преступника характеризуется: а) более низким удельным весом правонарушителей женского

пола, который составляет 4–10 % (что значительно ниже удельно-го веса женщин в структуре населения России), хотя он неуклонно возрастает, причем за счет традиционно «мужских» видов престу-плений – насильственных деяний и хулиганства;

б) значительно большей, по сравнению со взрослыми преступ-никами, долей лиц с психическими аномалиями, не исключающи-ми вменяемости (до 60 %).

В последнее время статистически значим рост преступности сре-ди школьников, которые, если принять во внимание коэффициент преступности на 10 тысяч учащихся, могут оказаться второй группой правонарушителей. По семейному положению в 1,5–2 раза выше уровень преступников из неполных семей, как правило, без отца. Рецидив по возрастным основаниям невелик, но следует учитывать небольшие – всего в четыре года – возрастные границы уголовного несовершеннолетия. Фактический рецидив без учета судимости ве-лик: до привлечения к уголовной ответственности несовершенно-летние успевают совершить от двух до семи общественно опасных деяний. Частые приводы в милицию и постановка на учет правона-рушителей, не достигших совершеннолетия, оказываются малоэф-фективными.

 

~ 106 ~

 

4. К а к о в ы д е т е р минанты п р е с ту п н о с ти несовершеннолетних? Причины и условия преступности несовершеннолетних кон-

центрируются в противоречиях государственной молодежной поли-тики и, прежде всего, в сфере трудовой занятости и профессиональ-ного образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга молодежи, профилактического контроля со сторо-ны правоохранительных и учебных систем.

Социально-экономические и социально-психологические про-тиворечия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи от коллективистских духовных ценно-стей, пропагандировавшихся (хотя далеко не всегда реализовавшихся в жизни) в советский период, на корыстно-индивидуалистические ценности постсоветского периода. Как и в капиталистическом обще-стве, в психологию молодежи внедряется культ денег и силы, девизы, веками прививаемые в западном мире, как-то: «деньги не пахнут», «каждый за себя, один Бог за всех», «богатство – цель и смысл жиз-ни», а эта цель оправдывает любые средства, в том числе откровен-но преступные. Сильнее и больнее всего переориентация на коры-столюбие и индивидуализм ударила по сформировавшейся психике несовершеннолетних. За последние десять лет выросло целое поко-ление подросткового и молодежного населения, которое занимается лавочной и посреднической коммерцией, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях, грубо пренебрегающее уголовно-пра-вовыми запретами, не говоря об административно-правовых, финан-совых, налоговых, гражданско-правовых и иных запретах.

Материальное расслоение общества за время криминального рынка привело к социальной конфликтности между богатыми и бедными, на что остро реагируют несовершеннолетние. Это при-вело к появлению «робингудовской» психологии мести за неспра-ведливость в отношении не защищенных государством подростков. Оправдательная мотивировка «грабь награбленное» психологиче-ски облегчает вымогательства, соучастие в незаконном обороте ору-жия и наркотиков, кражи и угоны автотранспорта.

Безработица, ударившая прежде всего по молодым гражданам, часто не имеющим высокой квалификации или данных, необходи-мых для работы в новых структурах, разрушение прежних механиз-

 

~ 107 ~

 

мов трудоустройства молодежи, в том числе лиц, освободившихся из воспитательно-трудовых колоний, выступает мощным крими-ногенным условием как формирования криминальной психологии, так и совершения подростками преступлений.

В системе ценностных ориентаций подростков традиционно видное место занимают досуг и спорт, переход от семейного обще-ния к контактам со сверстниками. Молодежные и подростковые группы, особенно у правонарушителей, становятся главной рефе-рентной группой для них.

Коммерциализация молодежного досуга и спорта, ставших до-ступными лишь для материально обеспеченного меньшинства насе-ления, выбросила подростков на улицу. Там их охотно воспитывают взрослые преступники в нужном им направлении. Известны случаи, когда профессиональные преступники вместо ликвидированных пионерских лагерей и спортивных школ создавали собственные ме-ста отдыха и занятий для безнадзорных несовершеннолетних. Анти-социальная направленность такого рода воспитания очевидна.

Наркотизация подросткового досуга имеет тенденцию роста и омоложения.

Конформизм подростковой психологии облегчает их вовлече-ние в преступную деятельность взрослыми лицами. При этом уго-ловная ответственность за такое вовлечение по вине правоохрани-тельных органов практически не наступает.

Таким образом, корысть, в том числе из бедности и беспризор-ности, корыстная агрессия, сексуальная агрессия, хулиганская мо-тивация – наиболее распространенные причины преступности не-совершеннолетних.

Из криминогенных условий являются самыми значимыми бес-призорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безра-ботица, слабость ранней профилактики.

Разрушение прежней системы комиссий по делам несовершен-нолетних при Советах народных депутатов, которые в контакте с инспекциями по делам несовершеннолетних при МВД проводили определенную реальную работу по раннему предупреждению пре-ступлений несовершеннолетних, является также серьезным крими-ногенным условием безнаказанности подростковой преступности,

 

~ 108 ~

 

укреплению психологии вседозволенности и всемогущества денег, в том числе коррумпирования правоохранительных органов.

5. Каковы меры по предупреждению преступности несовершенно-летних?

Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две главные особенности – большую роль общесоциальной системы профилактики и раннего предупреждения правонарушений.

К общесоциальным профилактическим мерам относятся: а)решение проблем семьи, материнства, безнадзорности и беспри-

зорности детей в маргинальных и нищих семьях;

б)существенное сокращение подростковой и молодежной безрабо-тицы;

в)материальное обеспечение детского и юношеского спорта, твор-чества, ремесленничества, досуга;

г) нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками с решительным устранением криминально-ры-ночной психологии, возрождением психологии коллективизма, традиций русской общинности, сострадания, справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов;

д)усиление индивидуальной результативной профилактики деви-антного поведения со стороны подростков с психическими ано-малиями;

е)прекращение пропаганды средствами массовой информации культа насилия, сексуальной извращенности и вседозволенности, частнособственнической психологии, материального успеха лю-бой ценой.

Специальные меры предупреждения преступности несовершен-нолетних осуществляются прежде всего инспекциями по делам несо-вершеннолетних МВД, частично сохранившимися общественными пунктами охраны порядка с подразделениями по предупреждению безнадзорности подростков и работе с неблагополучными семьями по месту жительства. С восстановлением органов местного самоу-правления будут возрождены подсистемы работы с несовершенно-летними, подобные комиссиям по делам несовершеннолетних.

Проекты разработаны, дело за их нормативным закреплением и реализацией.

 

~ 109 ~

 

Перспективно такое новое явление в формировании подрост-ковой психологии, как участие церкви в поддержании трудных подростков, организационное и финансовое участие в восстанов-лении внешкольной работы с детьми, в работе воспитательно-тру-довых колоний16.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.036 с.)