Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Личность преступника. Классификация преступниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У ч е б н ы евопросы 1. Понятие личности преступника. 2. Структура личности преступника. 3. Понятие и сущность антиобщественного образа жизни. 4. Социальное и биологическое в личности преступника. 5. Роль психопатических изменений в личности преступника. 6. Типология преступников. 7. Механизм преступного поведения.
И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н и меть п р е дс т а в л е ние: о криминологическом определении лич-ности преступника, о роли личности преступника в механизме пре-ступного поведения; з нать: • структуру личности преступника; • типы преступников; • элементы механизма преступного поведения; • виды криминологических ситуаций; у меть: • применять приобретенные криминологические знания при со-ставлении характеристики отдельных преступников; • правильно определять тип преступника; в л а д е т ь навыками: необходимыми для комплексного кримино-логического исследования личности преступника.
М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо: Ø изучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; Øакцентировать внимание на общем понимании личности пре- ступника;
~ 28 ~
Ø выполнить задания к практическому занятию 3; Ø выполнить тест по теме 3; Ø ответить на следующие вопросы: 1. Что понимается под личностью преступника? 2. Что представляет собой структура личности преступника? 3. Что понимается под антиобщественным образом жизни? 4. Как соотносятся социальное и биологическое в личности пре-ступника? 5. Какова роль психопатических изменений в личности преступ-ника? 6. Какие типы преступников существуют? 7. Каков механизм преступного поведения? 1. Ч т о п о нимается п о д л и ч ностью п р е с ту п н и к а? Личность преступника – это совокупность негативных социаль-ных и личностно-структурных психических качеств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение пре-ступления. Личность преступника – основное звено механизма преступно-го поведения, ее особенности, порождающие такое поведение, со-ставляют особый объект предупреждения. О личности преступника можно говорить лишь применитель-но к субъекту преступления, то есть лицу, уже совершившему пре-ступление.
Личность преступника выражает социальную сущность лица. Понятие личность преступника включает в себя в числе прочих те признаки, которые, согласно закону, характеризуют субъекта пре-ступления: физическую сущность лица как человеческого индиви-да, а также некоторые особые признаки (например, должностное положение, особые обязанности и т. п.), в силу которых лицо мо-жет рассматриваться как специальный субъект. Однако в понятии личности преступника указанные признаки субъекта преступления отражают более широкое, емкое, разнообразное и вместе с тем де-тализированное содержание. Личность преступника охватывает, кроме того, многие другие признаки индивида, не связанные с его правовой характеристикой как субъекта преступления (например, социальную роль и связи в системе общественных отношений, со- ~ 29 ~
циальную оценку общественных ценностей и самооценку, психо-физиологические особенности и т. д.). Носителем личности преступника может быть только человек, состоящий с государством в уголовно-правовых отношениях. Такие отношения возникают с момента совершения лицом преступления и длятся до момента утраты преступлением своего правового харак-тера (до момента погашения или снятия судимости). Антисоциальное правонарушаемое поведение личности до мо-мента совершения преступления можно рассматривать как пред-преступное (предкриминогенное), но не криминально обществен-но опасное. Криминологическое исследование личности преступника свя-зано с несколькими промежутками временного характера: 1)с периодом формирования личности преступника, с процессом ее взаимодействия с конкретной жизненной ситуацией до и во вре-мя совершения преступления; 2)исследование личности преступника в процессе осуществления правосудия в связи с совершенным им преступлением; 3)изучение личности преступника в период отбывания наказания. Общественная опасность личности – это реальная социаль- но-психологическая, поведенческая система из нескольких десят-ков негативных свойств. 2. Что представляет собой структура личности преступника? Структура личности преступника – это упорядоченное взаимо- действие свойств, характеризующих правонарушителя (рис. 6). Негативные свойства психологии преступника порождают мо-
тивацию, которая и становится причиной совершения деяния. Мотивы порождены потребностями и интересами личности, которые актуализируют и конкретизируют мотивы поведения. Цель преступления – это то, к чему стремится преступник при соверше-нии общественно опасного посягательства. Структура личности преступника формируется из следующих признаков: – социально-психологических; – психофизических; – социально-демографических (рис. 7).
~ 30 ~
К социально-психологическим характеристикам личности от-носятся: – убеждения; – знания, взгляды, интересы, социальные ориентации; – умения, навыки; – привычки, стереотипы поведения, установки. Психофизиологические качества личности включают тип тем- перамента, способности, особенности мышления.
Рис. 6
Рис. 7
~ 31 ~
Психофизиологические особенности личности имеют важнейшее значение для решения вопроса о вменяемости. В отдельных случаях они оказываются решающими при определении профессиональной пригодности человека. А это, в свою очередь, весьма важно знать при разрешении уголовных дел о неосторожных преступлениях. Однако наибольшее криминологическое значение имеет анализ социально-психологических качеств личности. Если мы знаем, что человек хочет, к чему он привык и что он может, то мы знаем практи-чески все самое главное о нем, мы знаем то, что позволяет достаточно объективно ответить на вопрос, что за человек перед нами. И именно убеждения являются той главной характеристикой, которую можно назвать стержнем человеческой личности. Недаром некоторые ав-торы совокупность убеждений называют направленностью лично-сти. Ведь именно от того, в чем человек убежден, зависит направ-ление его деятельности, круг его желаний и приемлемых способов их удовлетворения. Если человек убежден в недопустимости без-нравственных поступков, если у него сформирован тот комплекс убеждений в необходимости уважительного отношения к другим людям, их мнению, в необходимости не позволять себе того, что не-позволительно другим, который обычно называют совестливостью, то можно быть уверенным в чистоте помыслов такого человека. Убеждения обычно формируют привычки, привычный образ жизни. Привычки, стереотипы поведения можно считать проекци-ями убеждений на неосознаваемом уровне: вначале человек созна-тельно выбирает ту или иную линию поведения, а затем эта линия становится привычной. Но привычки нельзя считать чем-то второ-степенным. Однажды сформировавшись, они начинают играть са-мостоятельную весьма значительную роль в мотивации поведения, оказывают сильное воздействие на убеждения: препятствуют их изменениям, внесению новаций во взгляды. В то же время иногда привычки формируются не на основе убеждения, а на основе при-нуждения (например, в условиях лишения свободы, когда человек не в силах изменить среду, он вынужден к ней приспосабливаться вначале на уровне рефлексивном, а затем и убеждения подстраива-ются под сформировавшиеся привычки). В этих случаях привычки могут инициировать формирование новых убеждений.
~ 32 ~
Основой формирования убеждений являются взгляды, знания. Вначале человек узнает что-либо, он строит поведение в соответ-ствии со своими знаниями и в зависимости от того, приносит или не приносит определенное поведение ему удовлетворение, он прихо-дит к убеждению в правильности своих познаний. В первом случае знания превращаются в убеждения, во втором они теряют способ-ность мотивировать поведение. Таким образом, убеждение можно считать знанием, которое приобрело мотивирующую силу, знанием, в правильности которого человек убежден. Убеждение способно породить общую устремленность челове-ка. Но каким будет реальное поведение, во многом зависит от его умений. Человек может быть убежден в недопустимости нарушений закона, в том, что нельзя поднимать руку на другого человека, но неумение владеть собой может в конфликтной ситуации привести его к насильственному преступлению (например, в ответ на оскор-бление). Поэтому так велика в мотивации поведения роль умений. Роль убеждений, взглядов, умений, привычек в мотивации пре-ступного поведения можно назвать главенствующей, поскольку именно они нейтрализуют культурные барьеры, которые общество с помощью воспитания, права и различных организационных мер формирует у человека. Если мы задумаемся, почему большинство людей не совершает преступлений, то можем прийти к выводу, что от преступлений их удерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественного осуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могут нейтрализовать криминогенные убеждения, привычки или компенсировать отсут-ствие антикриминогенных умений. На этой основе все криминогенные качества человека можно разделить на четыре группы: 1)криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воз-действие совести; 2)криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воз-действие уголовного наказания;
3)криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воз-действие общественного осуждения;
~ 33 ~
4)отсутствие умений, необходимых для реализации сдерживающего влияния трех указанных факторов. Убеждения, относящиеся к первой группе криминогенных ка-честв, можно, в свою очередь, подразделить на следующие: – убеждения, обусловливающие отсутствие совестливости (напри-мер, уверенность, что «мне можно то, чего нельзя другим»); – убеждения, являющиеся основой механизма психологической за-щиты (например, убеждение, что все люди допускают несправед-ливые поступки, и связанный с этим жизненный принцип «я не хуже других»); – убеждения, обусловливающие правовой нигилизм (например, уверенность, что законы не выражают интересов большинства людей). Убеждения, относящиеся ко второй группе криминогенных ка-честв, также можно подразделить на группы: – убеждения, являющиеся основой чувства безнаказанности (на-пример, уверенность, что определенным способом можно так со-вершить преступление, что раскрыть его будет невозможно); – убеждения, составляющие сущность правового инфантилизма (например, уверенность, что за совершаемое преступление пред-усмотрено весьма мягкое наказание: штраф и т. п.); – убеждения, обусловливающие безразличное отношение к уго-ловному наказанию (уверенность, что в колонии можно неплохо жить, или надежда на скорый побег оттуда). К числу криминогенных качеств, нейтрализующих сдерживаю-щее воздействие общественного осуждения, можно отнести уверен-ность, что никто не осудит за совершаемое преступление, и безраз-личное отношение к такому осуждению. Для реализации сдерживающего влияния совести, страха уго-ловного осуждения и общественного порицания необходимы сле-дующие умения: – умение предвидеть отдаленные последствия своих поступков; – умение противостоять отрицательному влиянию других лиц; – умение владеть собой, сдерживать импульсивные порывы. Отсутствие этих умений формирует определенную криминоген-ность личности.
~ 34 ~
К социально-демографическим характеристикам личности от-носятся: пол; возраст; образование; социальное положение, род за-нятий; семейное положение; материальное положение; место жи-тельства, жилищно-бытовые условия; судимость и др. Изучение социально-демографических характеристик личности имеет особую ценность в связи с тем, что по ним можно судить об иных качествах личности. Например, по образованию можно сде-лать вывод о наличии у человека тех или иных знаний. По факту, работал ли человек до призыва на военную службу (и кем), – каково его отношение к труду. Наличие судимости дает повод предпола-гать, что у человека есть криминогенные качества5. 3. Что следует понимать под антиобщественным образом жизни? Соответствующие материальные условия позволяют на доволь- но высоком уровне осуществить социализацию личности. Сниже-ние жизненного уровня общества неизменно продуцирует соответ-ствующее снижение уровня жизни отдельных групп и индивидов, что может провоцировать определенную часть населения на пре-ступные проявления.
Образ жизни определяется условиями жизнедеятельности, а уровень жизни – условиями удовлетворения потребностей, причем чем выше уровень развития потребностей, тем выше уровень жизни и благоприятнее образ жизни. Пьянство, проституция, наркомания, безнадзорность, престу-пления – лишь внешнее выражение поведения человека, а их вну-тренняя сущность – характерный для него образ жизни, который подчиняет себе все помыслы и интересы, чтобы удовлетворить по-требность в алкоголе, наркотиках, сексе, в свободе выбора друзей, в уходе от родительской опеки. Общепринятый образ жизни: должен соответствовать опре-деленным социальным нормам (общим правилам), под которыми понимают устойчивые формы социального действия людей, осу-ществляемого для достижения стоящих перед организацией целей. Они не только предписывают определенный способ поведения, одобренный как обществом в целом, так и его различными подси-
5 Иншаков С.М. Криминология: учебник. М.: Юриспруденция, 2000. С. 25.
~ 35 ~
стемами, но и вызывают в сознании индивида решающие мотивы в пользу этого поведения. Общепринятый образ жизни – это одо-бряемые обществом и большинством людей способы поведения, стимулирующие его различные нравственные и законопослушные формы проявления. Отклоняющийся от общепринятого образ жизни: аморальный, асоциальный, криминальный, преступный. Типы антиобщественного образа жизни: 1) аморальный образ жизни: а) малая продолжительность; б) в структуре преобладают проступки; в) наиболее деформирована сфера досуга; г) влияние на окружающих незначительное; 2) асоциальный образ жизни: а) средняя или малая продолжи-тельность; б) в структуре преобладают правонарушения; в) наибо-лее деформированы досуговая и учебно-трудовая сферы; г) влияние на окружающих незначительное; 3) криминальный образ жизни: а) средний либо длительный период продолжительности; б) в структуре сочетаются правонару-шения с преступлениями; в) наиболее деформированы досуговая, учебно-трудовая, семейно-бытовая сферы; г) среднее или значи-тельное негативное влияние на окружающих; 4) преступный образ жизни: а) длительный период продолжи-тельности; б) в структуре преобладают преступления; в) значитель-но деформированы все сферы образа жизни; г) значительное влия-ние на окружающих. 4. Каковы социальная и биологическая стороны личности преступ-ника? Влияние социально-биологических факторов на преступное поведение позволяет определить и объяснить уровень насильствен-но-агрессивной преступности, преступности несовершеннолетних, рецидивной преступности, женской преступности. Биологическое в человеке является физиологическим фунда-ментом развития его социальной сущности. Так, лица с физическими и психическими аномалиями более подвержены влиянию криминогенных факторов. У лиц с девиантным поведением затруднено освоение ими со-циально полезных черт, особенно для адаптации личности к внеш- ~ 36 ~
ней среде (наркоманов, алкоголиков, дебилов, маньяков); ослаблен контроль за поведением, что приводит, как правило, к правонару-шающим действиям. Человек – биосоциальная система. Личность человека социаль-на. Собственно биологические или психиатрические свойства без взаимодействия с условиями воспитания и ситуацией деяния кри-минологически нейтральны. Некоторые из них – обязательно во взаимодействии с кримино-генными условиями – могут стать криминализирующими психоло-го-психиатрическими факторами, которые облегчают совершение преступлений и направляют поведение человека в определенное русло, чаще всего насильственно-сексуальное (так называемые пси-хические аномалии). Генетические аномалии способствуют проявлению психических девиант, а последние при взаимодействии с криминогенными усло-виями ориентируют лицо на совершение преступления. Существует достоверная зависимость агрессивных преступлений с некоторыми психическими аномалиями. Таким образом, человек выступает биосоциальной системой, т. е. биологическое или психиатрическое является криминологиче-ски нейтральным без взаимодействия с условиями воспитания и не-благоприятной ситуацией. Наследуется ли преступность? Если преступность переходит по наследству, то число преступ-ников должно быть достаточно устойчивым. Ведь гены человека не меняются год от года, а сохраняются неизменными в течение тыся-челетий. Однако цифры преступности такой устойчивости не имеют. 5. К а к о в а р о л ь п с и х о п а ти че с к и х и з м е н е н и й в л и ч но с т и п р е с ту п н и к а? Под психопатией понимают патологическое, болезненное со-стояние психики, при котором нарушаются эмоциональные и во- левые ее качества. Психопаты, по разным данным, составляют от 30 до 68 % пре-ступников. В основном они признаются вменяемыми. Выделяют несколько типов людей с болезненным состоянием психики:
~ 37 ~
1) возбудимые психопаты. Характерные черты: вспыльчивость, раздражительность, легкое возникновение приступов гнева, яро-сти по любому, даже незначительному, поводу, периодические рас-стройства настроения. Они обидчивые, угрюмые, жестокие, зло-памятные. Составляют 45 % от числа психопатов, совершивших преступления; 2) истерические психопаты – эгоцентричные, лживые, фанта-зеры, поддающиеся внушению, вспыльчивые, эмоционально неу-стойчивые, обладающие поверхностными знаниями, что маскиру-ется красочной речью, необычностью суждений. Составляют 19 % от числа психопатов, совершивших преступления; 3) психопаты «тормозного круга» – астеники, шизоиды, пси-хастеники. Характерные черты: повышенная утомляемость, чрез-мерная впечатлительность, чувство собственной неполноценности, ранимость, замкнутость, неуверенность в правильности своих по-ступков. Составляют 15 % от числа психопатов, совершивших пре-ступления; 4) неустойчивые психопаты. Для них характерны: легкомыслие, безволие, внушаемость, неспособность к целеустремленной дея-тельности, жажда новых впечатлений и развлечений. Составляют 21 % от числа психопатов-преступников (рис. 8).
Рис. 8
~ 38 ~
Психопатическое состояние людей является лишь одним из ус-ловий, способствующих совершению противоправного поступка, а в некоторых случаях и препятствующих совершению преступлений. Это также зависит и от социальной среды, т. е. от ближайшего окру-жения, друзей, семьи, работы, личных способностей индивида. Пример. Личность с психопатическими отклонениями сложнее поддается исправлению. Ростовский маньяк Чикатило с 1978 по 1991 год убил 53 женщины. У такого рода маньяков-убийц убийство выступает непосредственной целью. 6. Какие типы преступников существуют? Типология лиц, совершивших преступления, представляет со-бой более высокий уровень обобщения и познания этих лиц. В ос-нове типологии всегда лежат наиболее существенные, криминоло-гически значимые признаки преступников, закономерно связанные с преступным поведением. Основные типы личности преступника: а) последовательно криминогенный тип. У этих лиц стойкие ан-тиобщественные взгляды, это в основном преступники-профессио-налы (рецидивисты, «воры в законе» и другие опасные субъекты, ко-торые действуют не под влиянием сложившейся ситуации, а большей частью сами ее создают), еще таких преступников называют «злост-ными». Их насчитывается в среднем до 20 % от общего числа; б) ситуативно-криминогенный тип. Он отличается от преды-дущего тем, что обычно действует при благоприятной для него си-туации и под влиянием сложившейся ситуации. Про такого можно сказать, что «крадет, если что плохо лежит». К данному типу отно-сятся во многих случаях не прямые исполнители преступления, а второстепенные соучастники; нередко такими являются подростки. К этому типу относятся неустойчивые люди, и в кризисное вре- мя число их возрастает. В современных условиях их насчитывается до 70 %; в) случайный преступник – человек, которого на преступление толкнули сложные жизненные обстоятельства. Бывает и такое сте-чение событий, при котором трудная и неожиданная ситуация при-водит к преступлению, совершенному по неосторожности (напри-мер, при вождении автомашины) – 10 %.
~ 39 ~
В зависимости от характера и содержания мотивации можно вы-делить следующие типы преступников:
1) с политической мотивацией; 2) с корыстной мотивацией; 3) с насильственно-эгоистической мотивацией; 4) с анархиче-ско-индивидуалистической мотивацией; 5) легкомысленно-безот-ветственной мотивацией (рис. 9).
Классификация преступников
с «вынужденной» ориентацией необходимости удовлетворения элемен-тарных жизненных потребностей
По глубине и стойкости криминогенной мотивационной направленности лично выделяются группы преступников
лица, впервые совершившие преступление по неосторожности (случайные преступники)
лица, впервые совершившие преступление под воздействием неблагопри-ятных условий (ситуационные преступники)
лица, совершившие преступление впервые, но допускавшие раньше пра-вонарушения (неустойчивые преступники)
лица, неоднократно совершавшие преступление (злостные преступники)
особо опасные рецидивисты, «воры в законе» (особо злостные преступники)
сти
Рис. 9
7. Каков механизм преступного поведения? При совершении каждого умышленного деяния вначале возни-кает мотивация, затем преступление планируется и исполняется. ~ 40 ~
В качестве основных системообразующих элементов выступают, во-первых, свойства личности – субъекта будущего преступления (они детерминируют все звенья механизма), во-вторых, свойства потенциальной жертвы преступления, в-третьих, объективные фак-торы (внешняя среда). Все более широкое значение получает десоциализация лично-сти, потеря жизненных ориентиров, формирование антисоциаль-ных способов личностной мотивации. Непосредственной психоло-гической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою индивидуальную потребность вопреки и в ущерб общественным интересам. Преступность поступка в конеч-ном итоге определяет противозаконный характер избранных лицом средств и способов удовлетворения своей потребности и достиже-ния преследуемой цели. Криминогенная ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, которые воздействуют на его сознание, чувства и волю и в соответ-ствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливают его намерение и решимость совершить действие, об-разующее умышленное преступление или приводящее к преступле-нию по неосторожности. Классификация криминогенных ситуаций: 1) по порядку образования: а) людьми; б) неблагоприятным стечением обстоятельств (либо вызванные естественными силами природы); 2) по субъекту: а) преступником; б) обоюдными действиями (преступника и жертвы); в) жертвой преступления (правомерными, неправомерными и аморальными действиями); 3) по содержанию: а) проблемные ситуации; б) конфликтные ситуации; в) экстремальные ситуации; 4) по пространственной распространенности: а) распространя-ются на обширную территорию (общие); б) концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные); 5) по уровню действия: а) затрагивают только данное лицо; б) касаются многих лиц;
~ 41 ~
6) по характеру воздействия на виновного: а) провоцирующие; б) сопутствующие; в) соблазняющие; г) разряжающие; д) затрудня-ющие. Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием виновным зависит от следующих факто-ров: а) нравственных свойств виновного; б) его психофизических осо-бенностей и состояний; в) внешних (внеличностных) обстоятельств.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.016 с.) |