Тема 3. Личность преступника. Классификация преступников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Личность преступника. Классификация преступников



 

У ч е б н ы евопросы

1. Понятие личности преступника. 2. Структура личности преступника.

3. Понятие и сущность антиобщественного образа жизни. 4. Социальное и биологическое в личности преступника.

5. Роль психопатических изменений в личности преступника. 6. Типология преступников.

7. Механизм преступного поведения.

 

И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н

и меть п р е дс т а в л е ние: о криминологическом определении лич-ности преступника, о роли личности преступника в механизме пре-ступного поведения;

з нать:

• структуру личности преступника; • типы преступников;

• элементы механизма преступного поведения; • виды криминологических ситуаций;

у меть:

• применять приобретенные криминологические знания при со-ставлении характеристики отдельных преступников;

• правильно определять тип преступника;

в л а д е т ь навыками: необходимыми для комплексного кримино-логического исследования личности преступника.

 

М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо:

Ø изучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; Øакцентировать внимание на общем понимании личности пре-

ступника;

 

~ 28 ~

 

Ø выполнить задания к практическому занятию 3; Ø выполнить тест по теме 3;

Ø ответить на следующие вопросы:

1. Что понимается под личностью преступника?

2. Что представляет собой структура личности преступника? 3. Что понимается под антиобщественным образом жизни?

4. Как соотносятся социальное и биологическое в личности пре-ступника?

5. Какова роль психопатических изменений в личности преступ-ника?

6. Какие типы преступников существуют? 7. Каков механизм преступного поведения?

1. Ч т о п о нимается п о д л и ч ностью п р е с ту п н и к а?

Личность преступника – это совокупность негативных социаль-ных и личностно-структурных психических качеств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение пре-ступления.

Личность преступника – основное звено механизма преступно-го поведения, ее особенности, порождающие такое поведение, со-ставляют особый объект предупреждения.

О личности преступника можно говорить лишь применитель-но к субъекту преступления, то есть лицу, уже совершившему пре-ступление.

Личность преступника выражает социальную сущность лица. Понятие личность преступника включает в себя в числе прочих те признаки, которые, согласно закону, характеризуют субъекта пре-ступления: физическую сущность лица как человеческого индиви-да, а также некоторые особые признаки (например, должностное положение, особые обязанности и т. п.), в силу которых лицо мо-жет рассматриваться как специальный субъект. Однако в понятии личности преступника указанные признаки субъекта преступления отражают более широкое, емкое, разнообразное и вместе с тем де-тализированное содержание. Личность преступника охватывает, кроме того, многие другие признаки индивида, не связанные с его правовой характеристикой как субъекта преступления (например, социальную роль и связи в системе общественных отношений, со-

~ 29 ~

 

циальную оценку общественных ценностей и самооценку, психо-физиологические особенности и т. д.).

Носителем личности преступника может быть только человек, состоящий с государством в уголовно-правовых отношениях. Такие отношения возникают с момента совершения лицом преступления и длятся до момента утраты преступлением своего правового харак-тера (до момента погашения или снятия судимости).

Антисоциальное правонарушаемое поведение личности до мо-мента совершения преступления можно рассматривать как пред-преступное (предкриминогенное), но не криминально обществен-но опасное.

Криминологическое исследование личности преступника свя-зано с несколькими промежутками временного характера:

1)с периодом формирования личности преступника, с процессом ее взаимодействия с конкретной жизненной ситуацией до и во вре-мя совершения преступления;

2)исследование личности преступника в процессе осуществления правосудия в связи с совершенным им преступлением;

3)изучение личности преступника в период отбывания наказания. Общественная опасность личности – это реальная социаль-

но-психологическая, поведенческая система из нескольких десят-ков негативных свойств.

2. Что представляет собой структура личности преступника? Структура личности преступника – это упорядоченное взаимо-

действие свойств, характеризующих правонарушителя (рис. 6). Негативные свойства психологии преступника порождают мо-

тивацию, которая и становится причиной совершения деяния. Мотивы порождены потребностями и интересами личности,

которые актуализируют и конкретизируют мотивы поведения. Цель преступления – это то, к чему стремится преступник при соверше-нии общественно опасного посягательства.

Структура личности преступника формируется из следующих признаков:

– социально-психологических; – психофизических;

– социально-демографических (рис. 7).

 

~ 30 ~

 

К социально-психологическим характеристикам личности от-носятся:

– убеждения;

– знания, взгляды, интересы, социальные ориентации; – умения, навыки;

– привычки, стереотипы поведения, установки. Психофизиологические качества личности включают тип тем-

перамента, способности, особенности мышления.

 

 

Личность преступника

 

 

 

криминогенные интересы

 

 

 

 

криминогенные мотивы

 

 

 

 

криминогенные ориентации

 

 

 

 

криминогенная деформация психологии

 

 

 

 

Этапы криминализации личности

 

 

 

предкриминогенный этап

 

 

 

 

совершение преступления

 

 

 

Рис. 6

 

Личность преступника

Почему? Кто? Почему?
психофизиологиче-ские свойства социально-демографиче-ские свойства социально-психологи-ческие свойства
характер темперамент особенности мыш-ления интеллект пол возраст образование социальная принадлеж-ность материальное положение гражданство психическое здоровье убеждения знания, взгляды, инте-ресы, социальные ори-ентации умения, навыки привычки, стереотипы поведения, установки

 

Рис. 7

 

~ 31 ~

 

Психофизиологические особенности личности имеют важнейшее значение для решения вопроса о вменяемости. В отдельных случаях они оказываются решающими при определении профессиональной пригодности человека. А это, в свою очередь, весьма важно знать при разрешении уголовных дел о неосторожных преступлениях.

Однако наибольшее криминологическое значение имеет анализ социально-психологических качеств личности. Если мы знаем, что человек хочет, к чему он привык и что он может, то мы знаем практи-чески все самое главное о нем, мы знаем то, что позволяет достаточно объективно ответить на вопрос, что за человек перед нами. И именно убеждения являются той главной характеристикой, которую можно назвать стержнем человеческой личности. Недаром некоторые ав-торы совокупность убеждений называют направленностью лично-сти. Ведь именно от того, в чем человек убежден, зависит направ-ление его деятельности, круг его желаний и приемлемых способов их удовлетворения. Если человек убежден в недопустимости без-нравственных поступков, если у него сформирован тот комплекс убеждений в необходимости уважительного отношения к другим людям, их мнению, в необходимости не позволять себе того, что не-позволительно другим, который обычно называют совестливостью, то можно быть уверенным в чистоте помыслов такого человека.

Убеждения обычно формируют привычки, привычный образ жизни. Привычки, стереотипы поведения можно считать проекци-ями убеждений на неосознаваемом уровне: вначале человек созна-тельно выбирает ту или иную линию поведения, а затем эта линия становится привычной. Но привычки нельзя считать чем-то второ-степенным. Однажды сформировавшись, они начинают играть са-мостоятельную весьма значительную роль в мотивации поведения, оказывают сильное воздействие на убеждения: препятствуют их изменениям, внесению новаций во взгляды. В то же время иногда привычки формируются не на основе убеждения, а на основе при-нуждения (например, в условиях лишения свободы, когда человек не в силах изменить среду, он вынужден к ней приспосабливаться вначале на уровне рефлексивном, а затем и убеждения подстраива-ются под сформировавшиеся привычки). В этих случаях привычки могут инициировать формирование новых убеждений.

 

~ 32 ~

 

Основой формирования убеждений являются взгляды, знания. Вначале человек узнает что-либо, он строит поведение в соответ-ствии со своими знаниями и в зависимости от того, приносит или не приносит определенное поведение ему удовлетворение, он прихо-дит к убеждению в правильности своих познаний. В первом случае знания превращаются в убеждения, во втором они теряют способ-ность мотивировать поведение. Таким образом, убеждение можно считать знанием, которое приобрело мотивирующую силу, знанием, в правильности которого человек убежден.

Убеждение способно породить общую устремленность челове-ка. Но каким будет реальное поведение, во многом зависит от его умений. Человек может быть убежден в недопустимости нарушений закона, в том, что нельзя поднимать руку на другого человека, но неумение владеть собой может в конфликтной ситуации привести его к насильственному преступлению (например, в ответ на оскор-бление). Поэтому так велика в мотивации поведения роль умений. Роль убеждений, взглядов, умений, привычек в мотивации пре-ступного поведения можно назвать главенствующей, поскольку именно они нейтрализуют культурные барьеры, которые общество с помощью воспитания, права и различных организационных мер формирует у человека. Если мы задумаемся, почему большинство людей не совершает преступлений, то можем прийти к выводу, что от преступлений их удерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественного осуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могут нейтрализовать криминогенные убеждения, привычки или компенсировать отсут-ствие антикриминогенных умений.

На этой основе все криминогенные качества человека можно разделить на четыре группы:

1)криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воз-действие совести;

2)криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воз-действие уголовного наказания;

3)криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воз-действие общественного осуждения;

 

 

~ 33 ~

 

4)отсутствие умений, необходимых для реализации сдерживающего влияния трех указанных факторов.

Убеждения, относящиеся к первой группе криминогенных ка-честв, можно, в свою очередь, подразделить на следующие:

– убеждения, обусловливающие отсутствие совестливости (напри-мер, уверенность, что «мне можно то, чего нельзя другим»);

– убеждения, являющиеся основой механизма психологической за-щиты (например, убеждение, что все люди допускают несправед-ливые поступки, и связанный с этим жизненный принцип «я не хуже других»);

– убеждения, обусловливающие правовой нигилизм (например, уверенность, что законы не выражают интересов большинства людей).

Убеждения, относящиеся ко второй группе криминогенных ка-честв, также можно подразделить на группы:

– убеждения, являющиеся основой чувства безнаказанности (на-пример, уверенность, что определенным способом можно так со-вершить преступление, что раскрыть его будет невозможно);

– убеждения, составляющие сущность правового инфантилизма (например, уверенность, что за совершаемое преступление пред-усмотрено весьма мягкое наказание: штраф и т. п.);

– убеждения, обусловливающие безразличное отношение к уго-ловному наказанию (уверенность, что в колонии можно неплохо жить, или надежда на скорый побег оттуда).

К числу криминогенных качеств, нейтрализующих сдерживаю-щее воздействие общественного осуждения, можно отнести уверен-ность, что никто не осудит за совершаемое преступление, и безраз-личное отношение к такому осуждению.

Для реализации сдерживающего влияния совести, страха уго-ловного осуждения и общественного порицания необходимы сле-дующие умения:

– умение предвидеть отдаленные последствия своих поступков; – умение противостоять отрицательному влиянию других лиц; – умение владеть собой, сдерживать импульсивные порывы.

Отсутствие этих умений формирует определенную криминоген-ность личности.

 

~ 34 ~

 

К социально-демографическим характеристикам личности от-носятся: пол; возраст; образование; социальное положение, род за-нятий; семейное положение; материальное положение; место жи-тельства, жилищно-бытовые условия; судимость и др.

Изучение социально-демографических характеристик личности имеет особую ценность в связи с тем, что по ним можно судить об иных качествах личности. Например, по образованию можно сде-лать вывод о наличии у человека тех или иных знаний. По факту, работал ли человек до призыва на военную службу (и кем), – каково его отношение к труду. Наличие судимости дает повод предпола-гать, что у человека есть криминогенные качества5.

3. Что следует понимать под антиобщественным образом жизни? Соответствующие материальные условия позволяют на доволь-

но высоком уровне осуществить социализацию личности. Сниже-ние жизненного уровня общества неизменно продуцирует соответ-ствующее снижение уровня жизни отдельных групп и индивидов, что может провоцировать определенную часть населения на пре-ступные проявления.

Образ жизни определяется условиями жизнедеятельности, а уровень жизни – условиями удовлетворения потребностей, причем чем выше уровень развития потребностей, тем выше уровень жизни и благоприятнее образ жизни.

Пьянство, проституция, наркомания, безнадзорность, престу-пления – лишь внешнее выражение поведения человека, а их вну-тренняя сущность – характерный для него образ жизни, который подчиняет себе все помыслы и интересы, чтобы удовлетворить по-требность в алкоголе, наркотиках, сексе, в свободе выбора друзей, в уходе от родительской опеки.

Общепринятый образ жизни: должен соответствовать опре-деленным социальным нормам (общим правилам), под которыми понимают устойчивые формы социального действия людей, осу-ществляемого для достижения стоящих перед организацией целей. Они не только предписывают определенный способ поведения, одобренный как обществом в целом, так и его различными подси-

 

5 Иншаков С.М. Криминология: учебник. М.: Юриспруденция, 2000. С. 25.

 

~ 35 ~

 

стемами, но и вызывают в сознании индивида решающие мотивы в пользу этого поведения. Общепринятый образ жизни – это одо-бряемые обществом и большинством людей способы поведения, стимулирующие его различные нравственные и законопослушные формы проявления.

Отклоняющийся от общепринятого образ жизни: аморальный, асоциальный, криминальный, преступный.

Типы антиобщественного образа жизни:

1) аморальный образ жизни: а) малая продолжительность; б) в структуре преобладают проступки; в) наиболее деформирована сфера досуга; г) влияние на окружающих незначительное;

2) асоциальный образ жизни: а) средняя или малая продолжи-тельность; б) в структуре преобладают правонарушения; в) наибо-лее деформированы досуговая и учебно-трудовая сферы; г) влияние на окружающих незначительное;

3) криминальный образ жизни: а) средний либо длительный период продолжительности; б) в структуре сочетаются правонару-шения с преступлениями; в) наиболее деформированы досуговая, учебно-трудовая, семейно-бытовая сферы; г) среднее или значи-тельное негативное влияние на окружающих;

4) преступный образ жизни: а) длительный период продолжи-тельности; б) в структуре преобладают преступления; в) значитель-но деформированы все сферы образа жизни; г) значительное влия-ние на окружающих.

4. Каковы социальная и биологическая стороны личности преступ-ника?

Влияние социально-биологических факторов на преступное поведение позволяет определить и объяснить уровень насильствен-но-агрессивной преступности, преступности несовершеннолетних, рецидивной преступности, женской преступности.

Биологическое в человеке является физиологическим фунда-ментом развития его социальной сущности.

Так, лица с физическими и психическими аномалиями более подвержены влиянию криминогенных факторов.

У лиц с девиантным поведением затруднено освоение ими со-циально полезных черт, особенно для адаптации личности к внеш-

~ 36 ~

 

ней среде (наркоманов, алкоголиков, дебилов, маньяков); ослаблен контроль за поведением, что приводит, как правило, к правонару-шающим действиям.

Человек – биосоциальная система. Личность человека социаль-на. Собственно биологические или психиатрические свойства без взаимодействия с условиями воспитания и ситуацией деяния кри-минологически нейтральны.

Некоторые из них – обязательно во взаимодействии с кримино-генными условиями – могут стать криминализирующими психоло-го-психиатрическими факторами, которые облегчают совершение преступлений и направляют поведение человека в определенное русло, чаще всего насильственно-сексуальное (так называемые пси-хические аномалии).

Генетические аномалии способствуют проявлению психических девиант, а последние при взаимодействии с криминогенными усло-виями ориентируют лицо на совершение преступления. Существует достоверная зависимость агрессивных преступлений с некоторыми психическими аномалиями.

Таким образом, человек выступает биосоциальной системой, т. е. биологическое или психиатрическое является криминологиче-ски нейтральным без взаимодействия с условиями воспитания и не-благоприятной ситуацией.

Наследуется ли преступность?

Если преступность переходит по наследству, то число преступ-ников должно быть достаточно устойчивым. Ведь гены человека не меняются год от года, а сохраняются неизменными в течение тыся-челетий. Однако цифры преступности такой устойчивости не имеют.

5. К а к о в а р о л ь п с и х о п а ти че с к и х и з м е н е н и й в л и ч но с т и п р е с ту п н и к а? Под психопатией понимают патологическое, болезненное со-стояние психики, при котором нарушаются эмоциональные и во-

левые ее качества.

Психопаты, по разным данным, составляют от 30 до 68 % пре-ступников. В основном они признаются вменяемыми.

Выделяют несколько типов людей с болезненным состоянием психики:

 

~ 37 ~

 

1) возбудимые психопаты. Характерные черты: вспыльчивость, раздражительность, легкое возникновение приступов гнева, яро-сти по любому, даже незначительному, поводу, периодические рас-стройства настроения. Они обидчивые, угрюмые, жестокие, зло-памятные. Составляют 45 % от числа психопатов, совершивших преступления;

2) истерические психопаты – эгоцентричные, лживые, фанта-зеры, поддающиеся внушению, вспыльчивые, эмоционально неу-стойчивые, обладающие поверхностными знаниями, что маскиру-ется красочной речью, необычностью суждений. Составляют 19 % от числа психопатов, совершивших преступления;

3) психопаты «тормозного круга» – астеники, шизоиды, пси-хастеники. Характерные черты: повышенная утомляемость, чрез-мерная впечатлительность, чувство собственной неполноценности, ранимость, замкнутость, неуверенность в правильности своих по-ступков. Составляют 15 % от числа психопатов, совершивших пре-ступления;

4) неустойчивые психопаты. Для них характерны: легкомыслие, безволие, внушаемость, неспособность к целеустремленной дея-тельности, жажда новых впечатлений и развлечений. Составляют 21 % от числа психопатов-преступников (рис. 8).

 

Психиатрические и генетическиеотклонения в личности преступника

 

 

 

 
 

наличие хромосомных нарушений

 

 
   

 

 
 

физические аномалии

 

 
   

 

 
 

психические аномалии

 

 

 

 

 

 

 
 

психопатия

 

 

 

 

алкоголизм

 

 

 

наркомания

 

 

 

слабоумие (дебильность)

 

 

 

травмы центральной нервной системы

 

 

 
               

 

Рис. 8

 

~ 38 ~

 

Психопатическое состояние людей является лишь одним из ус-ловий, способствующих совершению противоправного поступка, а в некоторых случаях и препятствующих совершению преступлений. Это также зависит и от социальной среды, т. е. от ближайшего окру-жения, друзей, семьи, работы, личных способностей индивида.

Пример. Личность с психопатическими отклонениями сложнее поддается исправлению. Ростовский маньяк Чикатило с 1978 по 1991 год убил 53 женщины. У такого рода маньяков-убийц убийство выступает непосредственной целью.

6. Какие типы преступников существуют?

Типология лиц, совершивших преступления, представляет со-бой более высокий уровень обобщения и познания этих лиц. В ос-нове типологии всегда лежат наиболее существенные, криминоло-гически значимые признаки преступников, закономерно связанные с преступным поведением.

Основные типы личности преступника:

а) последовательно криминогенный тип. У этих лиц стойкие ан-тиобщественные взгляды, это в основном преступники-профессио-налы (рецидивисты, «воры в законе» и другие опасные субъекты, ко-торые действуют не под влиянием сложившейся ситуации, а большей частью сами ее создают), еще таких преступников называют «злост-ными». Их насчитывается в среднем до 20 % от общего числа;

б) ситуативно-криминогенный тип. Он отличается от преды-дущего тем, что обычно действует при благоприятной для него си-туации и под влиянием сложившейся ситуации. Про такого можно сказать, что «крадет, если что плохо лежит». К данному типу отно-сятся во многих случаях не прямые исполнители преступления, а второстепенные соучастники; нередко такими являются подростки. К этому типу относятся неустойчивые люди, и в кризисное вре-

мя число их возрастает. В современных условиях их насчитывается до 70 %;

в) случайный преступник – человек, которого на преступление толкнули сложные жизненные обстоятельства. Бывает и такое сте-чение событий, при котором трудная и неожиданная ситуация при-водит к преступлению, совершенному по неосторожности (напри-мер, при вождении автомашины) – 10 %.

 

~ 39 ~

 

В зависимости от характера и содержания мотивации можно вы-делить следующие типы преступников:

По характеру и содержанию мотивации выделяют группы преступников    

 

 
 

с негативно-пренебрежительным отношением к личности и ее благам

   

 

 

 
 

с корыстной направленностью

 
   

 

 
 

с пренебрежительным отношением к своим гражданским и трудовым обязанностям

 
   

 

 
 

с легкомысленно-безответственным и небрежным отношением к требо-ваниям и обязанностям

 

 

 

с ориентацией на абсолютный приоритет своих потребностей

 

 
   
           

 

1) с политической мотивацией; 2) с корыстной мотивацией; 3) с насильственно-эгоистической мотивацией; 4) с анархиче-ско-индивидуалистической мотивацией; 5) легкомысленно-безот-ветственной мотивацией (рис. 9).

 

 

 

 

Классификация преступников

 

 

 

 

с «вынужденной» ориентацией необходимости удовлетворения элемен-тарных жизненных потребностей

 

 

 

По глубине и стойкости криминогенной мотивационной направленности лично выделяются группы преступников

 

лица, впервые совершившие преступление по неосторожности (случайные преступники)

 

 

 

лица, впервые совершившие преступление под воздействием неблагопри-ятных условий (ситуационные преступники)

 

 

 

лица, совершившие преступление впервые, но допускавшие раньше пра-вонарушения (неустойчивые преступники)

 

 

 

лица, неоднократно совершавшие преступление (злостные преступники)

 

 

 

особо опасные рецидивисты, «воры в законе» (особо злостные преступники)

      

 

 

 

сти

 

 

Рис. 9

 

7. Каков механизм преступного поведения?

При совершении каждого умышленного деяния вначале возни-кает мотивация, затем преступление планируется и исполняется.

~ 40 ~

 

В качестве основных системообразующих элементов выступают, во-первых, свойства личности – субъекта будущего преступления (они детерминируют все звенья механизма), во-вторых, свойства потенциальной жертвы преступления, в-третьих, объективные фак-торы (внешняя среда).

Все более широкое значение получает десоциализация лично-сти, потеря жизненных ориентиров, формирование антисоциаль-ных способов личностной мотивации. Непосредственной психоло-гической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою индивидуальную потребность вопреки и в ущерб общественным интересам. Преступность поступка в конеч-ном итоге определяет противозаконный характер избранных лицом средств и способов удовлетворения своей потребности и достиже-ния преследуемой цели.

Криминогенная ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, которые воздействуют на его сознание, чувства и волю и в соответ-ствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливают его намерение и решимость совершить действие, об-разующее умышленное преступление или приводящее к преступле-нию по неосторожности.

Классификация криминогенных ситуаций:

1) по порядку образования: а) людьми; б) неблагоприятным стечением обстоятельств (либо вызванные естественными силами природы);

2) по субъекту: а) преступником; б) обоюдными действиями (преступника и жертвы); в) жертвой преступления (правомерными, неправомерными и аморальными действиями);

3) по содержанию: а) проблемные ситуации; б) конфликтные ситуации; в) экстремальные ситуации;

4) по пространственной распространенности: а) распространя-ются на обширную территорию (общие); б) концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные);

5) по уровню действия: а) затрагивают только данное лицо; б) касаются многих лиц;

 

 

~ 41 ~

 

6) по характеру воздействия на виновного: а) провоцирующие; б) сопутствующие; в) соблазняющие; г) разряжающие; д) затрудня-ющие.

Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием виновным зависит от следующих факто-ров: а) нравственных свойств виновного; б) его психофизических осо-бенностей и состояний; в) внешних (внеличностных) обстоятельств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.211 с.)