Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологииСтр 1 из 18Следующая ⇒
О. Ю. С а в е л ь е в а
К Р И М И Н О Л О Г И Я
Электронное учебно-методическое пособие
© ФГБОУ вО «Тольяттинский государственный университет», 2019 ISBN 978-5-8259-1433-6
УДК 343.9 ББК 67.51
Рецензенты: канд. юрид. наук, доцент, почетный работник вПО РФ, доцент кафедры уголовного права и процесса филиала Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти Р.В. Закомолдин; канд. юрид. наук, доцент кафедры «Уголовное право и процесс» Тольяттинского государственного университета А.В. Закомолдин.
Савельева, О.Ю. Криминология: электронное учеб.-метод. пособие / О.Ю. Савельева. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. – 1 оптический диск.
Учебно-методическое пособие включает теоретические сведения и практические задания по изучаемой дисциплине. Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавров 40.03.01 «Юриспруден-ция», специальностям 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Текстовое электронное издание.
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольят-тинского государственного университета.
Минимальные системные требования: IBM PC-совместимый компьютер: Windows XP/Vista/7/8; PIII 500 МГц или эквивалент; 128 Мб ОЗУ; SVGA; CD-ROM; Adobe Acrobat Reader.
© ФГБОУ вО «Тольяттинский государственный университет», 2019
Содержание
Введение.............................................................................................6
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии.......8 Тема 2. Преступность.................................................................19 Тема 3. Личность преступника...................................................28 Тема 4. Условия и причины преступности.................................42 Тема 5. Предупреждение преступности.....................................52 Тема 6. Понятие виктимологии, ее задачи. Роль жертвы
в механизме преступного поведения..................................65 Тема 7. Рецидивная преступность и ее предупреждение..........82 Тема 8. Профессиональная преступность и ее предупреждение..................................................................86 Тема 9. Организованная преступность и меры борьбы с ней...89 Тема 10. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение..........................................................100 Тема 11. Преступность женщин и ее предупреждение............110 Тема 12. Криминологическая характеристика экономической преступности...........................................117 Тема 13. Насильственная преступность и ее предупреждение..........................................................123 Тема 14. Экологические преступления и их предупреждение.........................................................129 Тема 15. Преступления, совершаемые по неосторожности, и их предупреждение.........................................................137 Тема 16. Преступность военнослужащих и ее предупреждение..........................................................143 Тема 17. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение..........................................................153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................226
Библиографический список...........................................................230
Глоссарий........................................................................................233
~ 4~
В в еде н ие
Настоящее пособие предназначено для оказания помощи студентам в изучении криминологии. Криминология – это социально-правовая, теоретико-прикладная наука, изучающая преступность, ее социальные условия и причины, личность преступника, пути, средства и меры предупреждения преступности. Криминология возникла на стыке ряда наук – социологии, психологии, педагогики, уголовной социологии, судебной психологии, правовых наук и др. В развитии криминологии участвуют юристы, социологи, психологи, психиатры и др. Изучение криминологии призвано формировать криминологическое мышление, которое позволяет более глубоко понимать причины и условия преступности, разрабатывать меры по ее предупреждению и профилактике.
Лекция является основным и наиболее сложным видом занятий; ее предназначение – дать студентам представление о содержании учебной дисциплины, сообщить им необходимые сведения о научном подходе к изучаемым вопросам, пробудить у студентов творческий интерес к дальнейшему самостоятельному изучению теории уголовного права, его практики, анализу уголовного законодательства. Одна из важных форм учебного процесса – практические занятия, которые представляют собой творческую беседу со студентами в составе групп. Консультации являются средством оказания помощи слушателям при самостоятельном изучении программного материала. В период экзаменационной сессии консультации осуществляются в устной форме (индивидуальной или групповой) в соответствии с утвержденным графиком. Особое место занимает самостоятельная работа, обязательными формами которой выступают: – прочтение учебников, текстов лекций, уголовного законодательства, комментариев к нему, монографий и другой научной литературы;
~ 6 ~
– решение задач и ответы на вопросы; – конспектирование. В результате изучения дисциплины слушатели должны приобрести определенные знания и практические навыки. В целях проверки их уровня предлагаются тестовые задания. Ц е л я ми настоящей учебной дисциплины являются: – приобретение студентами знаний о преступности как социально-правовом явлении, причинах преступности в целом и конкретных преступлений, личности преступника, о частных криминологических теориях, описывающих и объясняющих закономерности отдельных видов преступности и противодействия им; – овладение общими навыками планирования и программирования борьбы с преступностью, методиками и процедурами проведения криминологических исследований и прогнозирования преступности. Курс рассчитан на усвоение материалов студентами во время лекций и семинарских практических занятий, в процессе которых студенты приобретают умение анализировать источники. З а д а ч и дисциплины: – обучение студентов основам криминологического подхода к изучению преступности; – формирование у студентов представлений о проблемах и способах достраивания новых криминологических теорий, переноса схем с уровня индивидуального преступного поведения на иные; – формирование у студентов практических навыков преподавательской деятельности по соответствующим учебным дисциплинам; – ознакомление студентов с деятельностью органов государственной власти, правоприменительных органов для освоения новых подходов и получения практических навыков использования новых научных разработок.
~ 7 ~
Классификация преступников
с «вынужденной» ориентацией необходимости удовлетворения элемен-тарных жизненных потребностей
По глубине и стойкости криминогенной мотивационной направленности лично выделяются группы преступников
лица, впервые совершившие преступление по неосторожности (случайные преступники)
лица, впервые совершившие преступление под воздействием неблагопри-ятных условий (ситуационные преступники)
лица, совершившие преступление впервые, но допускавшие раньше пра-вонарушения (неустойчивые преступники)
лица, неоднократно совершавшие преступление (злостные преступники)
особо опасные рецидивисты, «воры в законе» (особо злостные преступники)
сти
Рис. 9
7. Каков механизм преступного поведения? При совершении каждого умышленного деяния вначале возни-кает мотивация, затем преступление планируется и исполняется. ~ 40 ~
В качестве основных системообразующих элементов выступают, во-первых, свойства личности – субъекта будущего преступления (они детерминируют все звенья механизма), во-вторых, свойства потенциальной жертвы преступления, в-третьих, объективные фак-торы (внешняя среда). Все более широкое значение получает десоциализация лично-сти, потеря жизненных ориентиров, формирование антисоциаль-ных способов личностной мотивации. Непосредственной психоло-гической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою индивидуальную потребность вопреки и в ущерб общественным интересам. Преступность поступка в конеч-ном итоге определяет противозаконный характер избранных лицом средств и способов удовлетворения своей потребности и достиже-ния преследуемой цели. Криминогенная ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, которые воздействуют на его сознание, чувства и волю и в соответ-ствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливают его намерение и решимость совершить действие, об-разующее умышленное преступление или приводящее к преступле-нию по неосторожности. Классификация криминогенных ситуаций: 1) по порядку образования: а) людьми; б) неблагоприятным стечением обстоятельств (либо вызванные естественными силами природы); 2) по субъекту: а) преступником; б) обоюдными действиями (преступника и жертвы); в) жертвой преступления (правомерными, неправомерными и аморальными действиями); 3) по содержанию: а) проблемные ситуации; б) конфликтные ситуации; в) экстремальные ситуации; 4) по пространственной распространенности: а) распространя-ются на обширную территорию (общие); б) концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные); 5) по уровню действия: а) затрагивают только данное лицо; б) касаются многих лиц;
~ 41 ~
6) по характеру воздействия на виновного: а) провоцирующие; б) сопутствующие; в) соблазняющие; г) разряжающие; д) затрудня-ющие.
Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием виновным зависит от следующих факто-ров: а) нравственных свойств виновного; б) его психофизических осо-бенностей и состояний; в) внешних (внеличностных) обстоятельств.
ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е
Преподавание данной учебной дисциплины предполагает рас-крытие основных криминологических понятий: преступность, лич-ность преступника, механизм преступного поведения, виктимоло-гия и т. д. Кроме того, дается криминологическая характеристика отдельных групп преступлений, делается упор на актуализацию материала применительно к сегодняшним условиям, выработку умения анализировать ситуацию и противодействовать преступным посягательствам. Учебно-методическое пособие составлено с учетом последних публикаций в области криминологии, уголовного права и виктимо-логии. Даются рекомендации по изучению тем дисциплины, выпол-нению практических заданий, контрольных работ и решению задач. Таким образом, материалы данного учебно-методического по-собия дополнят теорию, изложенную в учебной литературе по кри- минологии и виктимологии.
~ 163 ~
Г л осса р ий
В и к т и м и з а ц ия – процесс превращения лица в жертву преступле-ния и результат этого процесса как на единичном, так и на массовом уровне. В и к т и мн ост ь – повышенная способность человека в силу ряда духовных и физических качеств при определенных объективных об-стоятельствах становиться объектом для преступного посягательства. В и к т и м ология – учение о жертве преступления, наука о потер-певшем, обладающем индивидуальной способностью стать жертвой преступного насилия. Де т е р м и н а ц ия (от лат. d ete r m i n i o – определяю) – это связь при-чинения, опосредования и обусловливания. Выделяется несколько видов детерминант и детерминации. Причины (причинение), усло-вия (обусловливание), коррелянты (корреляционная связь). Д и н а м и к а п р е с т у п н ости – это изменение количественных и качественных свойств преступности во времени. К оэффициент п оражаемости п р е с т у п н остью представляет соот-ношение удельного веса преступников из определенной категории в структуре населения. К р и м и н ология – социально-правовая наука, изучающая явления и закономерности преступности, ее причины и иные детерминанты, личности тех, кто совершает преступления, и другие категории пра-вонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систе-му мер предупреждения преступности. К р и м и н огенные д е т е р м и н а н т ы – совокупность социально-нега-тивных экономических, демографических, организационно-управ-ленческих явлений, которые порождают и обусловливают преступ-ность как свое следствие. К р и м и н огенная с и т у а ц ия – это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, которые воздействуют на его сознание, чувства и волю и в соответ-ствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливают его намерение и решимость совершить действие, об-разующее умышленное преступление или приводящее к преступле-нию по неосторожности.
Ла т е н т н а я п р е с т у п н ос т ь – свойство преступности, выражающееся в неполноте ее официальной регистрации (от лат. laten s – скрытый,
~167 ~
невидимый) – выражается в совокупности преступлений, совершен-ных в конкретном государстве (либо административно-территори-альной единице) за определенный период времени, не выявленных правоохранительными органами и соответственно не нашедших от-ражения в уголовной статистике. Л и ч н ость п р е с т у п н и к а – это совокупность негативных социаль-ных и личностно-структурных психических качеств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение пре-ступления. М е ры п р офилактического в оздействия – правовое воспитание и обучение населения, профилактические беседы, официальное предостережение, профилактический учет, профилактическая по-мощь, профилактическая паспортизация предприятий, учреждений и организаций, криминологическая экспертиза, профилактическое предписание. М отив п р е с т у п л е н ия – побуждения (состояния) индивида, вы-зывающие его определенную активность, направляющие и стиму-лирующие противоправное действие (бездействие). В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, уста-новки и идеалы. М отивировка – рациональное объяснение субъектом причин своего поведения, обстоятельств, побудивших его к выбору данно-го действия. В большинстве случаев мотивировка поведения носит оправдательный характер. П оведение д е в и а н т н ое (отклоняющееся) – поведение, противо-речащее принятым в обществе правовым или нравственным нор-мам, преступное или аморальное поведение; является результатом асоциального развития личности, воздействия на нее неблагопри-ятных социальных ситуаций, совпадения, наложения негативных социальных факторов на слабые места личности. П оведение д е л и н к в е н т н ое (от лат. d e l i n q u e n s – совершенный проступок) – социально отклоняющееся поведение. П р е д у п р е ждение п р е с т у п н ос т и – это многоуровневая системамер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализа-цию причин и условий преступности, отдельных видов преступле-ний и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) по-
~ 168 ~
ведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем. П р е с т у п н и к н а с и л ь с т в е нн о-к орыстный – лицо, применяющее насилие для достижения корыстных целей. П р е с т у п н и к н а с и л ь с т в е нн ы й – лицо, совершающее преступле-ния насильственным способом. П р е с т у п н ость – негативное социально-правовое явление, име-ющее свои закономерности, количественные и качественные ха-рактеристики, влекущее отрицательные, вредные для общества последствия и требующее специфических государственных и обще-ственных антикриминальных мер воздействия. П р е с т у п н ость организованная – признаки: 1) материально-фи-нансовая база; 2) иерархическая структура; 3) коррумпированные связи с государственными органами; 4) устойчивый вид преступной деятельности с возможной ее быстрой переориентацией; 5) слияние или стремление к слиянию в конгломерат или преступный синди-кат; 6) более или менее законченный раздел сфер влияния. П р офессиональная п р е с т у п н ость – разновидность преступного занятия, являющегося для субъекта источником средств существо-вания, требующего необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливающего определенные контакты с ан-тиобщественной средой. П р е с т у п н ость п р офессиональная – признаки: 1) устойчивый вид преступного занятия (специализация); 2) определенные познания и навыки (квалификация); 3) преступления как источник средств су-ществования; 4) связь с асоциальной средой. С остояние п р е с т у п н ости: в широком смысле – вся совокупность ее количественно-качественных показателей, в узком смысле – зарегистрированная преступность на определенной территории и за определенный период времени. С т р у к т у р а л и ч н ости п р е с т у п н и к а – это упорядоченное взаимо-действие свойств, характеризующих правонарушителя. С т р у к т у р а пре с т у п н о с т и – соотношение групп или видов престу-плений в общей совокупности учтенной преступности либо соот-ношение различных категорий групп, совершивших преступления, в общей структуре выявленных правонарушений.
~169 ~
У р овень п р е с т у п н ости – это число совершенных в течение опре-деленного периода времени на конкретной территории преступле-ний (лиц, их совершивших), в расчете на 100 тысяч (иногда на 10 тысяч либо на 1 тысячу) человек, достигших возраста наступления уголовной ответственности. Х а р а к т е р п р е с т у п н ости – определяется числом наиболее опас-ных (тяжких) преступлений в структуре преступности, а также ха-рактеристикой личности преступников. Характер преступности вы-является через ее структуру. Э к ономические п р е с т у п л е н и я – уголовно наказуемые деяния, совершаемые в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг, в том числе связанные с незаконным использова-нием служебного статуса: хищения, совершенные путем присво-ения, растраты, злоупотребления служебным положением; обман потребителей, нарушение правил торговли; нарушение государ-ственной дисциплины цен, уклонение от уплаты налогов, выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и др.
~ 170 ~ О. Ю. С а в е л ь е в а
К Р И М И Н О Л О Г И Я
Электронное учебно-методическое пособие
© ФГБОУ вО «Тольяттинский государственный университет», 2019 ISBN 978-5-8259-1433-6
УДК 343.9 ББК 67.51
Рецензенты: канд. юрид. наук, доцент, почетный работник вПО РФ, доцент кафедры уголовного права и процесса филиала Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти Р.В. Закомолдин; канд. юрид. наук, доцент кафедры «Уголовное право и процесс» Тольяттинского государственного университета А.В. Закомолдин.
Савельева, О.Ю. Криминология: электронное учеб.-метод. пособие / О.Ю. Савельева. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. – 1 оптический диск.
Учебно-методическое пособие включает теоретические сведения и практические задания по изучаемой дисциплине. Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавров 40.03.01 «Юриспруден-ция», специальностям 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Текстовое электронное издание.
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольят-тинского государственного университета.
Минимальные системные требования: IBM PC-совместимый компьютер: Windows XP/Vista/7/8; PIII 500 МГц или эквивалент; 128 Мб ОЗУ; SVGA; CD-ROM; Adobe Acrobat Reader.
© ФГБОУ вО «Тольяттинский государственный университет», 2019
Содержание
Введение.............................................................................................6
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии.......8 Тема 2. Преступность.................................................................19 Тема 3. Личность преступника...................................................28 Тема 4. Условия и причины преступности.................................42 Тема 5. Предупреждение преступности.....................................52 Тема 6. Понятие виктимологии, ее задачи. Роль жертвы в механизме преступного поведения..................................65 Тема 7. Рецидивная преступность и ее предупреждение..........82 Тема 8. Профессиональная преступность и ее предупреждение..................................................................86 Тема 9. Организованная преступность и меры борьбы с ней...89 Тема 10. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение..........................................................100 Тема 11. Преступность женщин и ее предупреждение............110 Тема 12. Криминологическая характеристика экономической преступности...........................................117 Тема 13. Насильственная преступность и ее предупреждение..........................................................123 Тема 14. Экологические преступления и их предупреждение.........................................................129 Тема 15. Преступления, совершаемые по неосторожности, и их предупреждение.........................................................137 Тема 16. Преступность военнослужащих и ее предупреждение..........................................................143 Тема 17. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение..........................................................153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................226
Библиографический список...........................................................230
Глоссарий........................................................................................233
~ 4~
В в еде н ие
Настоящее пособие предназначено для оказания помощи студентам в изучении криминологии. Криминология – это социально-правовая, теоретико-прикладная наука, изучающая преступность, ее социальные условия и причины, личность преступника, пути, средства и меры предупреждения преступности. Криминология возникла на стыке ряда наук – социологии, психологии, педагогики, уголовной социологии, судебной психологии, правовых наук и др. В развитии криминологии участвуют юристы, социологи, психологи, психиатры и др. Изучение криминологии призвано формировать криминологическое мышление, которое позволяет более глубоко понимать причины и условия преступности, разрабатывать меры по ее предупреждению и профилактике. Лекция является основным и наиболее сложным видом занятий; ее предназначение – дать студентам представление о содержании учебной дисциплины, сообщить им необходимые сведения о научном подходе к изучаемым вопросам, пробудить у студентов творческий интерес к дальнейшему самостоятельному изучению теории уголовного права, его практики, анализу уголовного законодательства. Одна из важных форм учебного процесса – практические занятия, которые представляют собой творческую беседу со студентами в составе групп. Консультации являются средством оказания помощи слушателям при самостоятельном изучении программного материала. В период экзаменационной сессии консультации осуществляются в устной форме (индивидуальной или групповой) в соответствии с утвержденным графиком. Особое место занимает самостоятельная работа, обязательными формами которой выступают: – прочтение учебников, текстов лекций, уголовного законодательства, комментариев к нему, монографий и другой научной литературы;
~ 6 ~
– решение задач и ответы на вопросы; – конспектирование. В результате изучения дисциплины слушатели должны приобрести определенные знания и практические навыки. В целях проверки их уровня предлагаются тестовые задания. Ц е л я ми настоящей учебной дисциплины являются: – приобретение студентами знаний о преступности как социально-правовом явлении, причинах преступности в целом и конкретных преступлений, личности преступника, о частных криминологических теориях, описывающих и объясняющих закономерности отдельных видов преступности и противодействия им; – овладение общими навыками планирования и программирования борьбы с преступностью, методиками и процедурами проведения криминологических исследований и прогнозирования преступности. Курс рассчитан на усвоение материалов студентами во время лекций и семинарских практических занятий, в процессе которых студенты приобретают умение анализировать источники. З а д а ч и дисциплины: – обучение студентов основам криминологического подхода к изучению преступности; – формирование у студентов представлений о проблемах и способах достраивания новых криминологических теорий, переноса схем с уровня индивидуального преступного поведения на иные; – формирование у студентов практических навыков преподавательской деятельности по соответствующим учебным дисциплинам; – ознакомление студентов с деятельностью органов государственной власти, правоприменительных органов для освоения новых подходов и получения практических навыков использования новых научных разработок.
~ 7 ~
Т е м а 1. П онятие, п р е д м е т, м е т од и с и с т е м а кр и м и н ологии
У ч е б н ы евопросы 1. Понятие криминологии. 2. Предмет криминологии. 3. Метод криминологии. 4. Система криминологии, взаимодействие криминологии с други-ми науками. И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н и меть п р е дс т а в л е ние: о криминологии как науке, ее предмете, методе, методологии, месте криминологии в системе наук; з нать: • основные понятия, входящие в предмет криминологии; • историю криминологии; • вклад в развитие криминологии отечественных и зарубежных теоретиков; у меть: • применять приобретенные криминологические знания в преду-преждении преступности в целом и отдельных видов преступлений; владеть навыками: необходимыми для организации и проведе- ния криминологических исследований, прогнозирования преступ-ности, планирования профилактических мероприятий.
М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо: Ø изучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; Øобратить особое внимание на следующие теоретические поло- жения: определение криминологии; содержание криминологии; осо-бенности криминологического знания; уровни криминологического знания; соотношение теоретической и прикладной криминологии; взаимосвязь криминологии и других наук; история криминологии; основные криминологические школы; роль криминологии в изуче-нии проблем преступности и разработке мер по ее предупреждению;
~ 8 ~
Ø выполнить задания к практическому занятию 1; Ø выполнить тест по теме 1; Ø ответить на следующие вопросы: 1. Что понимается под криминологией? 2. Что является предметом криминологии? 3. Что является методом криминологии? 4. Что представляет собой система криминологии? Как взаимодей-ствует криминология с другими науками? 1. Ч т о п о нимается п о д к р и минологией? Термин «криминология» происходит от лат. crimen – преступле-ние и греч. logos – учение, т. е. учение о преступлении. Вопрос о понятии и природе криминологии как обществен-ной, юридической либо естественной науке продолжает оставать-ся дискуссионным в зарубежной криминологии. Англосаксонская система криминологии считает ее отраслью социологии, и потому преподается она в социологических, а не в юридических колледжах. Континентальная доктрина рассматривает криминологию как ме-ждисциплинарную между общественными и естественными наука-ми. Акцент делается в итальянской науке на биологические сторо-ны криминологии, во французской – на клиническую, связанную с психологическими и психиатрическими аномалиями. В Германии конкурируют два направления – биологическое и социологическое с преобладанием последнего. Организация Объединенных Наций, как можно судить по про-блематике конгрессов, семинаров, совещаний по криминологии, рассматривает криминологию как социологическую и юридиче-скую комплексную дисциплину, при этом с большим включением в нее напрямую проблем уголовного и уголовно-исполнительного права (тюрьмоведения). В советской и российской криминологии начиная с 1970-х гг. прочно укрепилось понимание криминологии как общественной науки, социолого-правовой и междисциплинарно-комплексной. В целом под криминологией следует понимать правовую науку, которая изучает преступность, причины и условия преступности, личность преступника, механизм преступного поведения, жертву преступления, систему мер предупреждения.
~ 9 ~
2. Что составляет предмет изучения криминологии? Предмет криминологии представляют шесть основных явлений: 1. Преступность – исторически изменчивое и неизбежное, общественно опасное, социально-правовое явление, которое по-рождено условиями общежития, представляющее собой совокуп-ность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени1. Преступность характеризуют качественно-количественные по-казатели: – состояние (уровень или коэффициент); – структура; – динамика преступности. 2. Причины и условия преступности, а также влияющие на нее факторы (урбанизация, миграция населения, изменение его поло-возрастной структуры). Преступность и ее причины могут быть изучены на индивиду-альном, групповом и нравственно-психологическом уровнях. «Криминогенные детерминанты» представляют собой совокуп-ность социально негативных экономических, демографических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают преступность как свое следствие2. П р и мер. Взаимосвязь проституции и преступности: – определенные проявления проституции являются криминальны-ми (вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ), организация или содержание притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК РФ); – проституция сопряжена с целым рядом половых преступлений: развратные действия в отношении малолетних (ст. 135 УК РФ), заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией (ст. 121 и 122 УК РФ); – проституция оказывает аморальное воздействие на определен-ные группы населения, способствует формированию негативных установок и ценностных ориентаций личности;
1 Криминология: учебник / науч. ред. Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 87. 2 Там же. С. 88. ~ 10 ~
– проститутки входят в «группу риска», т. е. чаще обычных граждан являются потенциальными преступниками или жертвами пре-ступных посягательств. 3. Личность лиц, совершивших преступление, а также личность лиц с таким социально отклоняющимся поведением, которое дает основание прогнозировать их преступное поведение в будущем. Данная личность представляет собой систему социально-демо-графических, социально-ролевых, нраственно-психологических свойств (особенностей) субъектов преступлений. С помощью таких особенностей можно получить существенную информацию о детер-минантах преступности, а также это способствует предупреждению совершения новых преступлений.
4. Механизм преступного поведения. Представляет собой способ взаимодействия личности и окружающей среды, результатом кото-рого является преступление. Включает в себя свойства личности и мотивацию поведения лица, совершающего преступления, макро- и микросоциальные условия совершения преступления (как кримино-генные, так и антикриминогенные), свойства личности и характер поведения жертвы преступления, конкретную жизненную ситуацию, а также характер и интенсивность взаимосвязи данных элементов. 5. Жертва преступления. Потерпевшим от преступления может стать каждый. Одна-ко степень вероятности стать жертвой преступника у всех разная. Жертва преступления в криминологии изучается в разделе «Викти-мология» (от лат. victim – жертва, греч. logos – знание). Данное науч-ное направление изучает причины и условия, способствующие тому, что определенные группы людей чаще других становятся жертвами преступления, а также разрабатывает эффективную систему мер предупреждения виктимности таких групп населения. Виктимность – повышенная способность лица в силу ряда субъ-ективных и объективных обстоятельств становиться объектом для преступных посягательств. Виктимизация – процесс превращения в жертву преступления конкретного лица, а также определенной общности людей.
3 Криминология: учебник / под общ. ред. В.И. Гладких. М.: Юстиция, 2017. С. 102.
~ 11 ~
Изучение поведения жертвы преступления позволяет определить степень ее участия при совершении преступником конкретного пре-ступления, т. е. установить, какое поведение было присуще постра-давшему до совершения преступления, связь потерпевшего и лица, совершившего преступное деяние, а также определить значимость провокационной роли жертвы в механизме преступного поведения. 6. Предупреждение преступности – система государственных и общественных мер, направленных на выявление, нейтрализацию или устранение либо ослабление причин и условий преступности, удержание лиц от совершения преступлений и коррекцию поведе-ния правонарушителей (рис. 1).
|